Профилактика заболеваний мочеполовой системы у детей. Особенности диспансерного наблюдения детей с патологией пищеварительной системы

ГИГИЕНА ОРГАНОВ МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ. ГИГИЕНА ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ

Анатомо-физиологические особенности выделительной системы у детей

В процессе жизнедеятельности организма образуются продукты распада - шлаки, которые, являясь вредными для организма, должны своевременно удаляться из него. Они поступают из тканей в кровь, а затем в органы выделения. Самая значительная их часть выделяется почками в составе мочи, а меньшая - через кожу и дыхательные пути. Благодаря мочевыделительной системе в организме происходит удаление воды и остаточных продуктов азотистого обмена, электролитов, поддерживается постоянство осмотического давления, ионного состава внутренней среды и кислотно-щелочного равновесия. Кроме того, в почках вырабатываются эритропоэтин, ренин, урокиназа и местные тканевые гормоны (кинины, простагландины), осуществляется преобразование витаминаD в активную форму под влиянием фермента 1 альфа-гидрокиназы.

Мочевыделительная система включает в себя почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. У детей система органов мочевыделения имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при уходе за ребенком в процессе его роста и развития.

Функциональная деятельность почек у детей протекает более интенсивно, чем у взрослых (табл. 19).

Таблица 19

Суточная потребность детей дошкольного возраста в воде и объем выделяемой мочи

Средняя масса тела, кг

Суточная потребность в воде

Суточный объем мочи

Однократный объем

Число испусканий

Суточный объем

До 10 дней

От 2 до 7 лет

До 6 – 8 раз

Ориентировочно у здорового ребенка суточное количество мочи можно подсчитать по формуле:

600 + 100 (n - 1), где 600 - среднее суточное количество мочи, выделяемое ребенком 1-го года жизни,n - возраст ребенка.

Большая частота мочеиспускания у детей раннего и дошкольного возраста связана с малой вместимостью мочевого пузыря при относительно большом количестве образующейся мочи.

Цвет и прозрачность мочи во многом определяются характером принимаемой пищи и состоянием почек и мочевыводящих путей. Цвет мочи может варьировать от желтоватого до соломенно-желтого и темно-желтого.

Наличие в моче микроорганизмов может свидетельствовать о наличии заболеваний одного или нескольких отделов мочевой системы.

У детей грудного возраста акт мочеиспускания непроизвольный, и только с возрастом он начинает регулироваться сознанием и волевыми усилиями. При наполнении мочевого пузыря происходит повышение давления на его стенки, что вызывает сокращение мышечной оболочки пузыря и расслабление сжимателей (сфинктеров). Формирование условного рефлекса и навыков опрятности можно начинать с 5-б мес. детей 8-9 мес уже сажают на горшок (через 10- 15 мин после очередного приема пищи и сразу после сна). К концу 1-го года жизни в периоды бодрствования ребенок должен проситься на горшокУстойчивый навык пользоваться горшком закрепляется обычно на 2-З-м году жизни.

При правильном воспитании здоровые дети к концу 1-го - началу 2-го года жизни просятся на горшок, однако во время сна, увлекательных игр, волнения непроизвольное мочеиспускание может наблюдаться у детей до трехлетнего возраста.

Заболевания мочеполовой сферы у детей

Пиелонефрит - инфекционное заболевание с поражением паренхимы почки и почечной лоханки. Различают острое, подострое и хроническое течение болезни. Пиелонефритом болеют дети раннего и дошкольного возраста. Возбудители заболевания - микроорганизмы, вызывающие гнойничковые заболевания кожи, септические болезни, заболевания верхних дыхательных путей и легких, кариес зубов, гнойные очаговые инфекции. Из очагов инфекции микроорганизмы проникают в почку через лимфу, кровь или мочевыводящие пути. Заболевание может начаться остро: повышается температура тела, появляются озноб, боли в животе, пояснице, частое и болезненное мочеиспускание, возобновляется ночное недержание мочи (дизурические расстройства). Легкое постукивание в области почек сопровождается болью. Моча становится мутной, в ней появляются хлопья, кровь, а при клиническом анализе в ней обнаруживают лейкоциты, эритроциты, белок. Может наблюдаться благоприятное и затяжное течение.

Диффузный гломерулонефрит - это инфекционно-аллергическое заболевание, развитию которого часто предшествуют ангина, скарлатина, а также вирусные инфекции. При заболевании поражается клубочковый аппарат почек. Болеют дети любого возраста, но особенно часто дошкольники и младшие школьники. Заболевание в большинстве случаев начинается на 2-3-й неделе после перенесенной инфекции, когда ребенок уже посещает детское учреждение. Первым начальным признаком чаще всего бывает буровато-красное окрашивание мочи. Появляются симптомы интоксикации: утомляемость, вялость, бледность, головная боль, повышение температуры тела.

В зависимости от клинических проявлений выделяют три основные формы гломерулонефрита:гематурическую ,нефротическую исмешанную .

Течение гломерулонефрита у детей может быть острым и хроническим. При хроническом течении возможны рецидивы заболевания или постоянное сохранение активности процесса различной степени.

Цистит - инфекционно-воспалительный процесс в области стенок мочевого пузыря. Заболевание чаще встречается у девочек вследствие особенностей строения промежности.

Воспаление мочевого пузыря, как правило, вызывается кишечной палочкой и стафилококком, а может быть осложнением инфекционных заболеваний, в том числе гриппаОсновной симптом - частое и болезненное мочеиспускание. Дети жалуются на тяжесть и боль внизу живота (в области мочевого пузыря). Заболевание может протекать в острой и хронической форме.

До прихода врача ребенка следует уложить в постель, обеспечить покой. При кормлении ребенка необходимо исключить из пищи все острое, соленое. Больному ребенку показаны обильное питье, теплые сидячие ванночки с раствором перманганата калия или отварами ромашки, череды.

Профилактика воспалительных заболеваний почек и мочевыводящих путей включает следующее:

Проведение в ДОУ мероприятий с целью оздоровления окружающей среды и организма ребенка, систематическое медицинское обследование;

Общеукрепляющие мероприятия, правильный уход, рациональные вскармливание и питание, систематическое физическое воспитание с обязательным закаливанием;

Специфическая профилактика острых детских инфекций (профилактические прививки) и острых респираторных вирусных инфекций;

Соблюдение индивидуального режима дня, рациональное питание, правильно организованное физическое воспитание, щадящее закаливание детей в период выздоровления после ангины, острого гнойного отита, пневмонии, скарлатины, острых респираторных заболеваний;

Организация тщательного гигиенического ухода за наружными половыми органами, наличие индивидуальной постели, полотенца, белья;

Заболевания половых органов у мальчиков

Фимоз - сужение отверстия крайней плоти. Это происходит вследствие врожденной или приобретенной узости отверстия крайней плоти. У детей фимоз является физиологическим, в течение первых 2- 3 лет жизни происходит расширение отверстия. В этот период фимоз проходит самопроизвольно и не требуется специального лечения. По мере роста ребенка кольцо крайней плоти растягивается, а спайки механически разрушаются, и к 6-7 годам головка полового члена обычно свободно обнажается

В тех случаях, когда спайки не исчезают, между ними может скапливаться смегма, которая, разлагаясь, вызывает воспалительные процессы.

Фимоз затрудняет мочеиспускание, особенно если отверстие крайней плоти очень узкое. В этих случаях крайняя плоть при мочеиспускании значительно раздувается мочой, которая выделяется тоненькой струйкой из узкого отверстия. При воспалительных состояниях фимоз может служить причиной рефлекторной задержки мочи. Фимоз может вызывать частые воспаления внутреннего Листка крайней плоти -баланит (воспаление кожи головки полового члена) ибаланопостит (воспаление внутреннего листка крайней плоти).

При оказании первой помощи необходимо использовать теплые ванночки с перманганатом марганца. Дальнейшее лечение проводится в условиях стационара.

Гигиена крайней плоти . До 5 лет туалет крайней плоти не проводится. Начиная с 6-7 лет следует не реже 1 раза в неделю осторожно обнажать головку полового члена и мыть ее теплой водой с мылом.

Заболевания половых органов у девочек

Вульвовагинит - это воспаление слизистой оболочки наружных половых органов (вульвы) и влагалища. Вульвовагинит занимает одно из первых мест среди детских гинекологических заболеваний. Частота его возникновения обусловлена тонкостью, ранимостью кожи и слизистых оболочек; эти области постоянно увлажняются при мочеиспускании, выделениях, что в сочетании с неправильным уходом за половыми органами приводит к воспалительным реакциям. Воспаление вызывается кишечной палочкой, стафилококком, а также при энтеробиозе (острицах), после острых инфекционных заболеваний, гриппа, ОРЗ.. При развитии вульвовагинита наблюдаются покраснение, раздражение слизистой оболочки наружных половых органов, зуд; появляются слизистые или гнойно-слизистые выделения. При осмотре обнаруживают выраженные в разной степени отек и покраснение наружных половых органов.

При оказании доврачебной помощи следует использовать местное лечение (ванночки с настоями трав из череды, ромашки, коры дуба). Обязательное условие успешного лечения - ликвидация причины воспаления.

Гигиена половых органов у девочек

Профилактика заболеваний половых органов начинается с рождения. Следует ежедневно несколько раз в день осуществлять туалет половых органов, не допуская возникновения воспаления, так как у девочек оно может привести к срастанию половых губ или даже стенок влагалища. Девочка должна быть приучена содержать в чистоте наружные половые органы. Это достигается ежедневным туалетом, который должен соблюдаться в течение всей жизни.

девочку грудного возраста подмывают ваткой под струей теплой воды движениями обязательно спереди назад - от лобка к заднему проходу, а не наоборот. Подмывать девочку постарше надо посадив ее на корточки и при этом струя душа должна вытекать мягким рассеянным пучком. Затем следует обтереть кожу промежности и бедер чистым, специально выделенным для этой цели полотенцем. Трусики следует менять ежедневно, так как из влагалища всегда бывают незначительные выделения. Подсыхая, они делают ткань жесткой, что может приводить к раздражению вульвы и кожи верхней части бедер. Кроме того, скопление выделений на трусах представляет питательную среду для микроорганизмов, которые могут вызывать вульвовагинит.

Лекция. ВЫДЕЛЕНИЕ..doc

№ 21 ОПД.Ф.05. АНАТОМИЯ 050720 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Лекция АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА СИСТЕМЫ ВЫДЕЛЕНИЯ


  1. Значение органов выделения.

  2. Мочевыделительная система.

  3. Почки: строение н функции.

  4. Мочеточники и мочевой пузырь

  5. Выделительная функция кожи.

1. Значение органов выделения

Многочисленные и разнообразные биохимические превращения веществ в организме приводят к образованию ненужных и вредных промежуточных и конечных продуктов. Среди поступающих в организм веществ также не все оказываются нужными для его обмена. Не исключено попадание ядовитых веществ, способных существенно нарушить нормальный ход обменных реак-ций. Следовательно, для нормальной жизнедеятельности организма необходи-мо постоянное выведение из него ненужных я ядовитых веществ. Эта функция выполняется различными органами, объединенными в единую систему орга-нов выделения. Например, газообразные продукты обмена выводятся из ор-ганизма легкими. Выведение не растворимых в воде веществ осуществляется с помощью кишечника. Излишки воды с растворенными в ней продуктами различных обменных реакций выводятся почками и потовыми железами. Незначительное участие в этом процессе принимают слюнные железы, а у кормящих женщин - молочные железы.

Особенно важное значение органы выделения имеют для сохранения постоянства химического состава внутренней среды организма (гомеостаза).

^ 2. Мочевыделительная система.

Почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал называют мочевыделительной системой.

3. Почки: строение н функции.

Важнейшим органом системы выделения являются почки. Большинст-во ненужных для организма веществ удаляется из него вместе с образующейся мочой. Наиболее интенсивно почки растут в первые годы жизни и в период полового созревания.

Почки (их две - правая и левая) имеют форму боба; наружный край почки выпуклый, внутренний - вогнутый. Они красно-бурого цвета, масса ка-ждой - около 120 г. На внутреннем крае, в центре, имеется углубление - воро-та почки. Сюда входит почечная артерия, а выходят почечная вена и мо-четочник. Наружный слой вещества почки называется корковым, а внутрен-ний - мозговым.

Почки получают крови больше, чем любой другой орган, в них происхо-дит образование мочи из веществ, приносимых кровью. Структурно-функциональной единицей почки является нефрон, в каждой почке находится от 1до 2млн. нефронов. Нефрон состоит из двух основных частей; кровеносных сосудов и мочевого канальца.

Начинается нефрон в корковом веществе двухстенной капсулой в виде чашечки, в которой располагается клубочек капилляров. Извитая полость между стенками капсулы является началом просвета мочевого канальца. Дойдя до мозгового вещества почки, он суживается, выпрямляется и, образуя изгиб (петлю Генле), направляется снова в корковый слой, где впадает в со-бирательную трубочку. Несколько таких собирательных трубочек, сливаясь, образуют общие выводные протоки, которые проходят через мозговой слой почки к верхушкам сосочков, выступающих в полость почечной лоханки. Об-щая площадь поверхности капилляров клубочков составляет в среднем 1,6 м 2 (равна поверхности тела человека). Диаметр приносящих кровь к клубочкам сосудов больше, чем просвет выносящих, поэтому в капиллярах клубочка под-держивается повышенное давление, способствующее фильтрации плазмы кро-ви с растворенными в ней веществами в просвет капсулы. Так образуется пер-вичная моча. Выносящая артериола снова образует сплетение капилляров вокруг канальца нефрона,

Таким образом, особенностью кровообращении в почках является на-личие последовательной двойной капиллярной сети, обеспечивающей весь процесс образования мочи (как первичной, так и вторичной).

Длина всех канальцев нефрозов составляет не менее 70 км. Благодаря особому строению стенок канальцев происходит "досмотр" химического со-става первичной мочи и обратное всасывание и возвращение в кровь большей части воды и растворенных в ней полезных для организма веществ. Почти все вещества, подлежащие удалению из организма, остаются в полости мочевых канальцев. Эта жидкость с растворенными в ней не нужными и ядовитыми для организма веществами называют вторичной мочой.

Из 2000 л крови, протекающей за сутки через почки, образуется всего 150-190 л первичной мочи и только 1,5 вторичной (конечной) мочи.

^ Химический состав конечной мочи довольно сложен. Она содержит 98-99% воды и не менее 150 различных химических веществ, важнейшими из которых являются хлористый натрий, мочевина и мочевая кислота, С мочой выделяются различные биологически активные вещества и продукты их пре-вращения, по которым В известной степени можно судить о функции некото-рых желез внутренней секреции. В моче обнаружены производные гормонов коры надпочечников, андрогенов, эстрогенов, АДГ, катехоламины, различные витамины, ферменты и др.

У детей содержание мочевой кислоты выше, чем у взрослых, а мочеви-ны - ниже. Концентрация хлористого натрия у детей значительно ниже, чем у взрослых. Химический состав мочи детей приближается к уровню взрослого организма только в подростковом периоде.

Эффективность почек в поддержании кислотно-щелочного равнове-сия у детей грудного возраста ниже, чем у взрослых. Причем, при кормлении грудным молоком кислотно-щелочное равновесие поддерживается на удовле-творительном уровне, а полное или частичное искусственное вскармливание (особенна коровьим молоком) вызывает образование избытка кислых продук-тов обмена в организме ребенка. Этот пищевой ацидоз бывает причиной ги-первентиляции легких, что увеличивает и без того высокую потерю воды с выдыхаемым воздухом.

Почки играют определенную роль в поддержании величины кровя-ного давления в организме. Процессы фильтрации жидкости в структурах.нефрона и регуляции артериального давления в организме человека взаимо-связаны: повышение артериального давления приводит к повышению дав-ления в капиллярах клубочка и увеличению скорости образования первичной мочи и увеличению объема вторичной мочи. В результате потери большого количества жидкости из крови артериальное давление падает. Напротив, при снижении артериального давления уменьшается скорость клубочковой фильтрации, количество выделяемой мочи, а значит, жидкости из крови, в ре-зультате чего артериальное давление повышается. Таким образом, почки, из-меняя объем удаляемой из организма жидкости, являются регуляторами арте-риального давления.

^ Регуляция деятельности почки.

Регуляция работы почки, адекватная информации о состоянии внутрен-ней среды организма, которая поступает в ЦНС, обеспечивается при участии вегетативных нервов и эндокринных желез. Гормоны (антидиуретический, ангиотензины, альдостерон, катехоламины и др.) играют важнейшую роль в изменении процесса мочеобразования.

^ 4. Мочеточники и мочевой пузырь.

По мере образования в нефронах моча непрерывно поступает в почеч-ную лоханку, откуда по мочеточникам течет в мочевой пузырь. Мочеточни-ки представляют собой трубки небольшого диаметра, в стенках которых име-ются слои гладкомыщечных клеток. В норме процесс продвижения мочи через мочеточники обеспечивается перистальтическими волнами (за счет сокраще-ния гладкой мускулатуры стенки мочеточника), распространяющимися по па-правлению к мочевому пузырю,

Мочевой пузырь - полый орган, стенка которого имеет хорошо разви-тую гладкую мускулатуры. У выхода из мочевого пузыре мочеиспускательного канала располагается круговая мышца (сфинктер пузыря), кото-рая в промежутках между актами мочеиспускания находится в сокращенном состоянии.

У места вхождения мочеточников в мочевой пузырь имеются небольшие складки слизистой оболочки (мочеточниковые заслонки), которые выполняют роль клапанов, предотвращающих обратное поступление мочи в мочеточники во время совращения мочевого пузыря. Формирование мочеточниковых за-слонок происходит в первые годы после рождения.

Опорожнение мочевого пузыря представляет собой координированный акт сокращения одних мышц мочевого пузыря и расслабления других его мышц. При раздражении механорецепторов (растяжения) в стенке мочевого пузыря под влиянием скопившейся там мочи происходит рефлекторное одно-временное сокращение мышц стенки пузыря и расслабление, открытие сфинк-тера пузыря и выведение мочи. Некоторое участие в акте опорожнения моче-вого пузыря принимают мышцы брюшного пресса, сокращение которых, уве-личивая давление в брюшной полости, способствует изгнанию мочи из моче-вого пузыря.

^ Регуляция функций мочевого пузыря.

Функции мочевого пузыря регулируются безусловно-рефлекторным и условно-рефлекторным механизмами с участием вегетативной нервной систе-мы. Нервные импульсы, поступающие по симпатическим нервам, расслабляют стенку пузыря и одновременно повышают тонус его сфинктера. Напротив, импульсы, поступающие по парасимпатическим нервам, усили-вают сокращение мышц стенки и одновременно расслабляют сфинктер пузы-ря, т.е. способствуют его опорожнению. Центральные структуры рефлек-торной регуляции мочевого пузыря расположены на уровне 2-4 крестцо-вых сегментов спинного мозга. Эти социальные "центры мочеиспускания находятся под влияние вышележащих центров продолговатого и среднего мозга, а также коры больших полушарий Влияние последней делает воз-можной условно-рефлекторную регуляцию мочеиспускания,

^ Возрастные особенности регуляции функций мочевого пузыря.

У грудных детей мочеиспускание осуществляется только безусловно-рефлекторным путем (с участием спинальных центров). Начиная примерно с одного года дети приучаются к произвольной регуляции мочеиспускания (условно-рефлекторная регуляция). Контроль над деятельностью низшего нервного центра мочеиспускания начинает осуществлять кора головного моз-га. В 2-3 года дети, как правило, способны к полной произвольной регу-ляции мочеиспускания.

Число мочеиспусканий (за сутки) у детей различного возраста колеблет-ся. В возрасте!года оно составляет 16 - 20 раз, у 7-13 летних - 7 - 8 раз. Ко-личество мочи, выделившейся за сутки у одномесячного ребенка составляет 350-380 мл, в 1год - 750 мл, в 10 лет - 1,5 л.

^ Ночное недержание мочи (энурез).

Весьма нередко родителям и другим взрослым приходится сталкиваться с явлениями ночного недержания мочи у детей дошкольного я младшего школьного возраста, а иногда и до 13-14 лет. Причины этого нарушения раз-личны; они могут быть связаны с воспалительными процессами в мочевом пузыре, с поражениями почек или иметь нейрогенную природу. Последнее встречается чаше всего и является следствием некоторой ретардации психиче-ского развития, психической травмы или психического заболевания ребенка. Такие дети требуют особо бережного отношении, их следует оберегать от насмешек взрослых и товарищей и тем более нельзя пытаться угрозами ис-править этот недостаток. В каждом случае необходима консультация врача, а часто и более внимательное клиническое обследование ребенка.

^ Профилактика заболеваний органов выделения

Основная причина воспалительных заболеваний мочеиспускательного канала (уретры) и вышележащих отделов мочены водящих путей наруше-ние правил личной гигиены. У детей слизистые оболочки мочевыводящих пу-тей отличаются пониженной устойчивостью как к инфекциям, так и раздра-жающему воздействию веществ, содержащихся в моче. Поэтому необходимо приучить детей держать в чистоте поверхность таза, обмывать эту область те-плой водой с мылом утром (после посещения туалета) и вечером перед сном. Для этих целей необходимо иметь индивидуальное специальное полотенце, которое должно быть постоянно чистым.

Профилактика острых и хронических заболеваний почек - это, Пре-жде всего предотвращение инфекционных заболеваний (скарлатины, отита, гнойных поражений кожи, кори и др) и их осложнений.

^ 5. Выделительная функция кожи.

В основном осуществляется потовыми железами, которые располза-ются в слое соединительной ткани под эпидермисом, а протоки открываются на поверхности кожи. Количество потовых желез колеблется от 2 до 3,5 млн. Оно индивидуально и определяет большую или меньшую потливость. Пото-вые железы на теле распределены неравномерно, больше всего их в подмы-шечных впадинах, на ладонях и подошвах; меньше - на спине, голенях и бед-рах. С потом из организма выделяется значительное количество воды и солей, а также мочевина. Суточное количество лота у взрослого человека в покое, при температуре термокомфорта - 400-600 мл. В этих условиях за сутки с по-том выделяется около 40 г поваренной соли и 10 г азота. Осуществляя выдели-тельную функцию, потовые железы способствуют сохранению водно-солевого баланса и кислотно-щелочного равновесия в организме.

^ Возрастные особенности кожи.

Одной из основных особенностей кожи детей и подростков является её относительно большая, чем у взрослых поверхность. На 1 кг массы тела при-ходится следующая поверхность кожи: у новорожденного.- 704 см 2 , ребенка 1года - 528 см 2 , ребенка 6 лет - 456 см 2 , подростка 15 лет - 378 см 2 , взрослых –220 см 2 .

В течение жизни общее количество потовых желез не меняется, поэтому у детей их количество на единице поверхности значительно (до 10 раз) выше, чем у взрослых.

^ Морфологическое созревание потовых желез завер-шается примерно к 7-8 годам. Потоотделение начинается на 4-й неделе жизни и наиболее интенсивно нарастает в первые два года. Интенсивность потоотделения на ладонях достигает максимума в 5-7 лет, затем постепенно снижается. Теплоотдача через испарение повышается в течение первого года с 260 ккал с 1 м 2 поверхности кожи до 570 ккал с 1 м2.

Изменяется с возрастом и секреторная активность сальных желез. Активность этих желез очень велика в последний месяц перед рождением ре-бенка. Они создают как бы "смажу", облегчающую прохождение ребенка по родовым путям. После рождения секреция сальных желез затухает, её повтор-ное усиление происходит в период полового созревания и связано с нейроэндокринными изменениями.

Почки - важнейший орган мочевыделительной системы , играющий главную роль в выделении из организма продуктов обмена веществ и воды. Почки, мочеточники и мочевой пузырь функционируют уже с момента рождения ребенка. В связи с повышенным обменом веществ, обусловленным энергичным ростом, почки ребенка, особенно в раннем возрасте, функционируют значительно интенсивнее, чем у взрослого.

Расположение и строение почек у ребенка отличаются рядом особенностей. Расположены они несколько ниже, чем у взрослых; у новорожденного вес их по отношению к весу тела составляет 1/100, а у взрослого - 1/220. Почки к моменту рождения ребенка имеют дольчатое строение. Дольчатость исчезает на 2-м году жизни. У ребенка корковый слой почки и извитые канальцы развиты слабо. Наиболее интенсивный рост почек отмечается на 1-м году жизни в период полового созревания.

Почечные лоханки . Никакими существенными особенностями почечные лоханки не отличаются.

Мочеточники . Мочеточники довольно широки, извилисты, имеют слаборазвитые мышечные и эластические волокна.

Мочевой пузырь . Передняя стенка мочевого пузыря у детей в возрасте до 1 года прилегает к брюшной стенке, затем постепенно мочевой пузырь спускается в патость малого таза. Слизистая оболочка мочевого пузыря хорошо развита, мышечные же и эластические волокна развиты недостаточно. Емкость мочевого пузыря у новорожденного около 50 мл (Н. П. Гундобин), к 3 месяцам - 100 мл, к году -200 мл, к 10 годам -800- 900 мл.

У мальчиков в период новорожденности мочеиспускательный канал имеет длину 5-6 см; рост его до пубертатного периода происходит сравнительно медленно. Длина его в возрасте 13-14 лет достигает 12-13 см. У новорожденных девочек длина мочеиспускательного канала составляет около 1 см; к 16 годам она достигает 3,3 см.

Слизистая оболочка мочевых путей у ребенка отличается легкой ранимостью и усиленным слущиванием эпителия.

В течение первых 6 месяцев у ребенка вследствие рефлекторного раздражения слизистой оболочки мочевого пузыря отмечается непроизвольное мочеиспускание, происходящее до 20-25 раз в сутки. Путем регулярного высаживания на горшок можно выработать у ребенка условный рефлекс, и он приучается мочиться через известные промежутки времени в определенной позе. При правильном воспитании ребенок с начала 2-го года жизни начинает проситься.

Число мочеиспусканий к году равняется 15-16, в 2-3 года - 10. В школьном возрасте мочеиспускание происходит 6-7 раз в сутки.

Количество выделения мочи зависит главным образом от количества вводимой жидкости.

Ребенок в возрасте 1 месяца выделяет за сутки около 300 мл. К году количество выделенной мочи возрастает до 600 мл, а в 4-5 лет достигает 1 л. В 10 лет ребенок выделяет около 1,5 л мочи.

В общем дети выделяют мочи относительно больше, чем взрослые, что зависит, во-первых, от значительного количества вводимой жидкости и, во-вторых, как уже было указано, от интенсивности водного обмена.

При усиленном потоотделении количество мочи уменьшается. В теплом помещении ребенок выделяет мочи меньше, когда же ему холодно, мочеиспускание учащается.

  • §4. Возбуждение и торможение в цнс
  • §5. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы
  • §6. Вегетативная нервная система
  • Глава III Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности
  • §1. Условные и безусловные рефлексы
  • §2. Качественные особенности высшей нервной деятельности человека
  • §3. Типы высшей нервной деятельности
  • §4. Интегративная деятельность мозга и системная организация приспособительных поведенческих реакций
  • §5. Интегративные процессы в цнс как основа психических функций
  • Глава IV Возрастная физиология и гигиена анализаторов
  • §1. Общая характеристика сенсорных систем§2. Зрительный анализатор§3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков§4. Слуховой анализатор
  • §1. Общая характеристика сенсорных систем
  • §2. Зрительный анализатор
  • §3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков
  • §4. Слуховой анализатор
  • Глава V Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе и пту
  • §1. Работоспособность детей и подростков
  • §2. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности
  • §3. Гигиена письма и чтения
  • §4. Совершенствование условий обучения и воспитания учащихся пту
  • Глава VI Режим дня детей и подростков
  • §1. Гигиенические требования к режиму дня школьников
  • §2. Гигиена сна
  • §3. Режим групп (классов) и школ с продленным днем
  • §4. Режим дня воспитанников школ-интернатов
  • §5. Особенности организации режима дня в учреждениях санаторного типа
  • §6. Режим дня учащихся пту
  • §7. Режим дня в пионерском лагере
  • Глава VII Возрастная эндокринология. Общие закономерности деятельности эндокринной системы
  • §1. Эндокринная система§2. Половое созревание
  • §1. Эндокринная система
  • §2. Половое созревание
  • Глава VIII Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ и пту
  • §1. Общие сведения об опорно-двигательной системе
  • §2. Части скелета и их развитие
  • §3. Мышечная система
  • §4. Особенности реакций организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды
  • §5. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом
  • §6. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков
  • §7. Школьная мебель и ее использование
  • §8. Гигиенические требования к организации труда учащихся
  • Глава IX Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Гигиена питания
  • §1. Строение и функции органов пищеварения§2. Обмен веществ и энергии§3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
  • §1. Строение и функции органов пищеварения
  • §2. Обмен веществ и энергии
  • §3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
  • Глава X Возрастные особенности крови и кровообращения
  • §1. Кровь и ее значение
  • §2. Система кровообращения
  • §3. Движение крови по сосудам
  • §4. Регуляция кровообращения и ее возрастные особенности
  • §5. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку
  • Глава XI Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений
  • §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности§2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
  • §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности
  • §2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
  • Глава XII Возрастные особенности органов выделения. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви
  • §1. Строение и функция почек§2. Строение и функция кожи§3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви§4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
  • §1. Строение и функция почек
  • §2. Строение и функция кожи
  • §3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви
  • §4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
  • Глава XIII Состояние здоровья детей и подростков
  • §1. Понятие о здоровье§2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии§3. Инфекционные заболевания§4. Защита организма от инфекции
  • §1. Понятие о здоровье
  • §2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии
  • §3. Инфекционные заболевания
  • §4. Защита организма от инфекции
  • Глава XIV Гигиена физического воспитания
  • §1. Задачи, формы и средства физического воспитания§2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания§3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
  • §1. Задачи, формы и средства физического воспитания
  • §2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания
  • §3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
  • Глава XV Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
  • §1. Организация трудовой деятельности учащихся§2. Профессиональная ориентация учащихся
  • §1. Организация трудовой деятельности учащихся
  • §2. Профессиональная ориентация учащихся
  • Глава XVI Профилактика вредных привычек
  • Глава XII Возрастные особенности органов выделения. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви

    §1. Строение и функция почек§2. Строение и функция кожи§3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви§4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь

    Значение органов выделения. Органы выделения играют важную роль в сохранении постоянства внутренней среды, они удаляют из организма продукты обмена, которые не могут быть использованы, избыток воды и солей. В осуществлении процессов выделения участвуют легкие, кишечник, кожа и почки. Легкие удаляют из организма углекислый газ, пары воды, летучие вещества. Из кишечника удаляются с калом соли тяжелых металлов, избыток невсосавшихся пищевых веществ. Потовые железы кожи выделяют воду, соли, органические вещества, их усиленная деятельность наблюдается при напряженной мышечной работе и повышении температуры окружающей среды. Основная роль в выделительных процессах принадлежит почкам, которые выводят из организма воду, соли, аммиак, мочевину, мочевую кислоту, восстанавливая постоянство осмотических свойств крови. Через почки удаляются некоторые ядовитые вещества, образующиеся в организме или принятые в виде лекарств. Почки поддерживают определенную постоянную реакцию крови. При накоплении в крови кислых или щелочных продуктов обмена через почки увеличивается выделение излишков соответствующих солей. В поддержании постоянства реакции крови очень важную роль играет способность почек синтезировать аммиак, который связывает кислые продукты.

    §1. Строение и функция почек

    Строение почек. Почки (их две -правая и левая) имеют форму боба; наружный край почки выпуклый, внутренний - вогнутый. Они красно-бурого цвета, массой около 120 г. На вогнутом, внутреннем крае почки имеется глубокая вырезка. Это ворота почки. Сюда входит почечная артерия, а выходит почечная вена и мочеточник.

    Почки получают крови больше, чем любой другой орган, в них происходит образование мочи из веществ, приносимых кровью. Структурно-функциональной единицей почки является тельце почки- нефрон (рис. 43), в каждой почке около 1 млн. нефронов. Нефрон состоит из двух основных частей: кровеносных сосудов и почечного канальца. Общая длина канальцев одного тельца почки достигает 35-50 мм. В почках имеется примерно 130 км трубочек, по которым проходит жидкость. Ежесуточно в почках фильтруется около 170 л жидкости, которая концентрируется примерно в 1,5 л мочи и удаляется из организма. Возрастные особенности функции почек. С возрастом меняются количество и состав мочи. Мочи у детей отделяется сравнительно больше, чем у взрослых, а мочеиспускание происходит чаще за счет интенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания ребенка. Только в первые 3-4 дня количество отделяющейся мочи у детей невелико. У месячного ребенка мочи отделяется в сутки 350-380 мл, к концу первого года жизни - 750 мл, в 4-5 лет - около 1 л, в 10 лет-1,5 л, а в период полового созревания - до 2 л. У новорожденных реакция мочи резкокислая, с возрастом она становится слабокислой. Реакция мочи может меняться в зависимости от характера получаемой ребенком пищи. При питании преимущественно мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов обмена, соответственно и моча становится более кислой. При употреблении растительной пищи реакция мочи сдвигается в щелочную сторону. У новорожденных детей повышена проницаемость почечного эпителия отчего в моче почти всегда обнаруживается белок. У здоровых детей и взрослых белка в моче быть не должно. Мочеиспускание и его механизм. Испускание мочи - процесс рефлекторный. Поступающая в мочевой пузырь моча вызывает повышение давления в нем, что раздражает рецепторы, находящиеся в стенке пузыря. Возникает возбуждение, доходящее до центра мочеиспускания в нижней части спинного мозга. Отсюда импульсы поступают к мускулатуре пузыря, заставляя ее сокращаться- сфинктер при этом расслабляется и моча поступает из пузыря в мочеиспускательный канал. Это непроизвольное испускание мочи. Оно имеет место у грудных детей. Старшие дети, как и взрослые, могут произвольно задерживать и вызывать мочеиспускание. Это связано с установлением корковой условнорефлекторной регуляции мочеиспускания. " но к двухлетнему возрасту у детей сформированы условнорефлекторные механизмы задержки мочеиспускания не только днем, но и ночью Однако в возрасте 5-10 лет у детей, иногда до полового созревания, встречается ночноенепроизвольное недержание мочи - энурез. В осенне-зимние периоды года в связи с большей возможностью охлаждения организма энурез учащается. С возрастом энурез, связанный преимущественно с функциональными отклонениями в психоневрологическом статусе детей, проходит. Однако в обязательном порядке дети должны быть обследованы врачами - урологом и невропатологом. Способствуют энурезу психические травмы, переутомление (особенно от физических нагрузок), переохлаждение, нарушение сна, раздражающая, острая пища и обилие жидкости, принятой перед сном. Дети очень тяжело переживают свой недуг, испытывают страх, долго не засыпают, а затем погружаются в глубокий сон, во время которого слабые позывы к мочеиспусканию не воспринимаются. Профилактика заболеваний органов выделения. В детских домах школах-интернатах и пионерских лагерях дети, страдающие энурезом, требуют к себе особого внимания взрослых. Случается с ребенком ночью никогда не должно обсуждаться в группах (отрядах). Детям, страдающим энурезом, необходимо по указанию врач установить и строго соблюдать режим дня, отдыха, правильно сбалансированное диетическое питание, без раздражающей, соленой и острой пищи, ограничивать приемы жидкости, особенно перед сном, исключать во второй половине дня большие физические нагрузки (игры в футбол, баскетбол, волейбол и др.). Не менее двух раз в течение ночи детей следует поднимать для опорожнения мочевого пузыря. Нарушение правил личной гигиены может приводить к воспалению у детей мочеиспускательного канала и мочевыводящих путей, которые высокоранимы, отличаются пониженной стойкостью и усиленным слущиванием эпителия. Необходимо приучить детей держать в чистоте наружные половые органы, обмывать их теплой водой с мылом утром и вечером перед сном. Для этих целей надо иметь специальное индивидуальное полотенце, стирать и обязательно кипятить его раз в неделю. Профилактика острых и хронических заболеваний почек - это прежде всего предотвращение инфекционных заболеваний (скарлатины, отита, гнойных поражений кожи, дифтерии, кори и др.) и их осложнений.

    Органы выделения играют важную роль в сохранении постоянства внутренней среды организма за счет выведения лишних продуктов распада, излишков воды и солей. В осуществлении этой функции принимает ають участие легкие, органы системы пищеварения (печень, кишки), кожа, а также специализированная система мочеиспускания. Кроме того, органы выделения обеспечивают защитную (выделение жира), лактогенным (выделите ния молока) и феромоны (создание запахов) функцииії.

    Легкие удаляют из организма углекислый газ, пары воды, летучие вещества (ацетон, кетоны и другие летучие вещества)

    Через систему пищеварения вместе с непереваренными продуктами пищи выводятся соли тяжелых металлов, токсичные вещества, остатки продуктов распада белков, жиров и углеводов. На коже функцию выделения види игра потовые и сальные железы, а во время кормления младенцев грудью у женщин выделительную функцию выполняют молочные железы. Потовые железы удаляют воду, соли и органические веществни.

    Благодаря системе мочевыделения из организма выводится вода, соли, аммиак, мочевина, мочевая кислота, ядовитые и токсичные вещества, остатки применяемых лекарств и т.д.

    Основные органы мочевыделительной это почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал (уретру)

    Почек в организме две и каждая из них имеет массу примерно 120 г. Расположенные почки во вне брюшной пространстве по обеим сторонам позвоночника в поясничной области. Почки имеют выпуклую форму фасолины, изогнутая часть а какой называется"ворота почек"(рис 32). В месте ворот каждой из почек входит почечная артерия, а выходят почечная вена и мочеиспускательный канаанал.

    Почки способны отфильтровывать из крови лишние и вредны для организма вещества и вместе с излишками воды выводить их во внешнюю среду

    Функциональной единицей почек является нефрон (рис 33), тело которого состоит из клубочка кровеносных капилляров (мальпигиивих клубочков), окруженного капсулой. Шумлянского-Боумена, которая переходит в детальный канал ец нефрону.

    Капсулы (тела) нефронов находятся в верхней (корковом) части почки, а каналец нефрона пронизывает корковое и мозговой слои почки в виде петли (петли. Генле), восходящий конец которой на уровне клубочка а переходит в дистальный отдел канальца нефрона. Дистальные отделы ка-нальцив от многих нефронов впадают в собирательные трубки, далее впадают в почечные малые и дальше большие чашки, соединенные с почечной миской. Почки имеют сложную систему кровообращения приносящих артериола каждого нефрона образует капиллярный клубочек и затем переходит в выносящие артериолы по диаметру меньше, чем входная, то обусловливает местное увеличение давления крови на уровне клубочка нефрона и, как следствие, выход (адсорбцию) воды и растворенных в ней веществ из крови в полость капсулы нефрона. Эта жидкость по своему химическому составу приближается я к составу плазмы крови и называется первичной мочой за сутки через клубочки обеих почек проходит до 1800 литров крови и образуется около 170 литров первичной мочи. Первичная моча из капсулы попадут яе в канадец нефрона, общая длина которого составляет до 50 мм. Стенки ка-нальцю каждого нефрона оплетены густой сетью кровеносных капилляров, которые начинаются от выносной артерии клубочка. Только е д этих капилляров наконец начинаются венулы, вены и обратная кровообращение. Такое двойное разветвление артериол на капилляры называется волшебная сеть и встречается только в почках. Однослойный эпителий сти нок канальцев и сети капилляров обусловливают интенсивную реадсорбции (всасывание) воды и растворенных в ней полезных веществ из первичной мочи снова в кровь. Как результат, в конце канальцев утворюеть ся окончательная моча, которая попадает сначала в миску почки далее по мочеточнику направляется в мочевой пузырь, а из него, через мочеиспускательный канал, периодически выводится наружу. Обе почки содержат около 2 млн нефронов и до 130 км канальцев образующих примерно 1,5 л концентрированной (окончательной) мочи со скоростью до 50 мл в час. Таким образом, образование мочи осуществляется в два этапа: на первом из них происходит процесс фильтрации (адсорбции) с образованием первичной мочи, на втором - процесс реадсорбции, что заканчивается образованием концентрированной вторичной или окончательной мочи, и выводится с организмся із організму.

    С возрастом изменяется количество и состав мочи (табл. 16 и 17). У детей образуется относительно больше мочи (на 1 кг массы тела), чем у взрослых и более часто происходят акты мочеиспускания, что связано с б более интенсивными процессами обмена веществ. В месячного ребенка за сутки образуется до 380 мл мочи в возрасте 1 года - 750 мл; в 4-5 лет - до 1 л в 10 лет - до 1, 5 л; в 14-15 лет до 1,5 л. У грудных детей моча резко кислая, а с возрастом становится слабо кислой. Кислотность мочи увеличивается при белковой пищи и наоборотвпаки.

    Таблица 16

    Средний объем одного мочеиспускания, выделение мочи за сутки, мл, и относительная плотность мочи в зависимости от возраста (и. Н засохла, 1994)

    Вик Объем одной порции сечі Добозий объем сечі Относительная плотность сечі
    1 день - До 6О 1,008-1,018
    До 6 мисяиив 30 300-500 1,002 - 1004
    От 6 месяцев до 1 г. 60 750 1,006-1,010
    3-5 рокив 90 1000 1,010-1,020
    7-8 рокив 150 1200 1,008-1,022
    10-12 рокив 250 1500 1,011-1,025
    13-16 рокив 300 2000 1,012-1,022
    17 лет и болеее 260 1500 1,009-1,023

    Таблица 17

    Выделение мочевины с мочой у детей (Г. Липперт 1980)

    Выведение мочи регулируется рефлекторно. Попадая в мочевой пузырь, моча вызывает в нем повышенное давление, что раздражает механические рецепторы стенок пузыря. Возбуждение рецепторов передается в центр мочевым выпуска, который расположен в крестцовом отделе спинного мозга. Отсюда импульсы эфферентным путям передаются мышц мочевого пузыря, он напрягается, невольный внутренний сфинктер открывает ться и моча выводится наружу. Именно такие процессы мочеиспускания происходят у младенцавлят.

    Начиная с 0,5-1,5 лет, у детей формируется условно рефлекторный акт задержки мочеиспускания не только в день, но и ночью. Это обеспечивается работой второго сфинктера, сознательно руководствуется и который раз зташований в месте прохождения мочеиспускательного канала везде промежность и образованного разделенными кольцевыми мышцами. Работа этого сфинктера регулируется сознательно от высшего центра мочеиспускания, который находится в к ори-головного мозга. В акте мочеиспускания принимают участие также мышцы живота (при напряжении мышц скорость мочеиспускания растетає).

    У девушек (женщин) длина мочеиспускательного канала (уретры) составляет 35-5 см и он имеет только два, указанных выше, сфинктеры: самопроизвольный (на уровне мочевого пузыря) и произвольный, на уровне промежности

    У ребят (мужчин) мочеиспускательный канал в 3 раза более длинный и имеет третий сфинктер, который действует безусловно-рефлекторно на уровне пидмихуровои железы

    У некоторых детей в возрасте 5-10 лет, а иногда и до начала периода полового созревания, наблюдается непроизвольное неудержание мочи ночью, во время сна. Это явление чаще всего связано с функциональными пор движении в психоневрологическом статусе детей и называется энурез. С возрастом функциональный энурез обычно проходит, но все дети с такими отклонениями нуждаются обследований врачей (урологу, невропатологу) энурез способствуют психические травмы, переутомление (особенно от физических нагрузок) нарушение сна, острая пища, избыток вживаемои воды, особенно перед сном. В зимние периоды, в связи с возможным пер еохолодженням организма, частота энуреза может возрастатьтати.

    Дети, страдающие энурезом, требуют пристального внимания взрослых и, прежде всего, психологической защиты. Явления энуреза не должны обсуждаться публично. Детям, страдающим энурезом"надо строго д соблюдать режим труда и отдыха им рекомендуется диета без острой и соленой пищи, с меньшим количеством жидкости, особенно вечером. Во второй половине дня для таких детей противопоказаны большие физического ни нагрузки, в том числе игра в футбол, баскетбол, волейбол и др.. Среди ночи таких детей целесообразно пробуждать для опорожнения мочевого пузырьіхура.

    Выделительная функция кожи связана, прежде всего, с работой потовых и сальных желез, а у женщин еще и молочных желез в послеродовой период

    Кожа (рис 34) покрывает всю поверхность тела и имеет общую площадь у взрослых людей 1,5-2 м2. С мышцами кожа соединена подкожной тканью, а вокруг естественных отверстий (рта, носа, половых органов и так д т.д.) плавно переходит в слизистую оболочкуку.

    Поверхностный слой кожи - эпидермис состоит из многослойного эпителия, роговие и постоянно шелушится. Полная смена клеток эпидермиса происходит каждые 10-30 суток жизни. Под эпидермисом располагается ваний слой собственно кожи (дермы), что образована соединительной тканью, толщина которой 1-2,5 мм и имеет два слоя: сосочковый и сетчатыйий.

    В сосочковом слое кожи находится большое количество венозных кровеносных сосудов, в которых содержится до 10% всей крови организма, что необходимо для обогрева тела. На уровне этого слоя находятся конечные нервные окончания чувствительных, двигательных, сосудисто двигательных и секреторных нервов и расположены, как указывалось в подразделе 42.2,

    холодовые (ковбочкы. Краузе) и тепловые тельца. Руффини) температурные рецепторы, а также рецепторы прикосновения (в форме. Мейснерових телец,. Меркелевих дисков или нервных окончаний на корню волосков кожи) рецепторы восприятия давления (тельца. Паччини) и специализированные рецепторы боли (преимущественно обнаженные конечные окончания чувствительных нервов). Чувство боли могут давать и все другие рецепторы кожи при избыточном ди й специфических раздражителейів.

    Сетчатый слой кожи состоит из плотной соединительной ткани, обогащенной коллагеновыми волокнами. В толще сетчатого слоя находятся корни волосков, тельца потовых и сальных желез, которых нет а лишь на сосках молочных желез. Специфические железы сетчатого слоя кожи есть в наружном слуховом проходе ушей, выделяют ушное масло (серу). Вокруг половых органов расположены"пахучие"зало зи. Молочные железы являются видоизменением потовых желез и имеют по 15-20 альвеолярных долек, разделенных жировой и соединительной тканью. Клетки альвеолярных долек молочных желез способны производить секрет молоколоко.

    Дополнительными образованиями кожи являются ногти и волосы. Ногти расположены с внешней стороны концевых фаланг всех пальцев и представляют собой тонкие прозрачные пластинки, развивающихся из эпидермиса, поз збавлени кровеносных сосудов и нервов и ороговевшие. Тело ногтя заканчивается свободным краем, а противоположная, наиболее тонкая сторона, называется корня и глубоко врастает в складку кожи. Между корнем и телом ро зташована более светлая часть ногтя полукружных формы где находится точка роста. У человека ногти растут со скоростью до 4 мм в месяц в течение всей жизни на пальцах ногти закрепляются кожаными в. Алик, повреждение которых часто бывает местом проникновения инфекции. Гигиена ногтей требует их периодического обрезания, так как под ногтями может накапливаться грязь то возбудители болезней. Волосы являются ниткоподи бним образованием, покрывающий чти все тело, кроме ладоней, подошв, сосков груди, губ и определенных частей половых органов. Все волоски делятся на три типа: длинные (волосы головы, бороды, усов, полового местных органов и лобка), короткие (волосы бровей, ресничек, носовых и слуховых проходов) и тонкие волосы туловища, конечностей и лица). Каждый волосок растет под углом к??коже и имеет корень (в форме волосяного мы шечка в толще кожи, в котором выделяют волосяную луковицу и сосочек) и свободную часть волоска - стержень. В полость волосяного мешочка каждой волоска открывается сальная железа, щедро пристраивает его и прилегающую кожу жиром. К каждому волоску присоединяется также выпрямительный мышцу и окончания чувствительных нервов. Стержень волосков имеет мозговую (мяг-китну) и пробковую части, покрытые кутикулы волоса. В пробковой части волосков располагается пигмент, определяющий цвет волос. При потере пигмента и от попадания воздуха между клетками коркового слоя волоса становится седым. Волосы растут непрерывно с швы дкистю до 10 мм за месяц, но срок жизни отдельных волосков ограничен: например, в области головы каждый волосок живет 2-4 года, на ресничках 4-5 месяцев. Уход за волосами головы наиболее ответственных ним моментом в гигиене человека и заключается в периодической его стрижке. Мыть голову надо не менее 1-2 раза в неделю2 рази на тиждень.

    Кожа человека выполняет следующие функции: создает внешнюю оболочку тела, воспринимает различные раздражения, защищает организм от микробов и механических впечатлений, выполняет секреторную (выделение сала, образования мл лока) и экскреторную (потоотделение) роль, участвует в терморегуляционные.

    Потовые железы кожи выполняют две важные функции: выделение и терморегуляции. У человека на теле с момента рождения насчитывается около 2,5 миллионов потовых желез. На протяжении жизни количество потовых их желез не меняется, а растут только их размеры и секреторная функция. Расположенные потовые железы по поверхности тела неравномерно: больше всего их на ладонях, подошвах ног, подмышками, около половых о рганив; меньше - в области спины. Так как дети имеют такое же количество потовых желез, как и взрослые люди, а общая площадь их тела, особенно до 10-12 лет, меньше в 8-10 раз площади тела взрослых, то щи льнисть расположения потовых желез у детей значительно выше. Таким образом, при одних и тех же условиях у детей потоотделение идет интенсивнее, чем у взрослых, что необходимо учитывать при разработке вопросов. Гиги ни кожи и волос младітей.

    По данным. А. Г. Хрипкова (1990), потовые железы у детей в течение первых 3 недель после рождения почти не функционируют, так как имеют не совершенный аппарат выделительных клубочков самих желез, недоразвитых й потовидильний центр в продолговатом мозге и слабо функционирующие высшие корковые центры обмена веществ и воды. Морфологический развитие потовых желез у детей завершается в 7-8 лет и с этого момента их вид ильна функция более - менее стабилизируется. Пит на 98% состоит из воды, а остальные (до 2%) является твердым остатком пота, содержащий мочевину, мочевую кислоту, аммиак, креатинин, гиппуровой кислоты, ацетона, с иль натрия и др. продукты обмена веществ. Пит имеет щелочную реакцию, но на поверхности кожи быстро становится кислым за счет жирных кислот сальных зало залоз.

    Сальные железы у детей эффективно начинают действовать с первых дней по рождению

    Теплорегуляторна функция потовых желез основана на том, что при испарении пота тело охлаждается, что является основным механизмом защиты организма человека от перегревов. В нормальных условиях взрослый люд дина выделяет за сутки до 900 мл пота. При высокой окружающей температуре потоотделение возрастает до 4-6 л в сутки, при тяжелой работе - до 10-12 л, а при тяжелой работе в жарком климате - до 15 литров в сутбу.

    По данным. М. М. Безруких с соавт (2002) у детей терморегулирующих поверхность кожи относительно больше, чем у взрослых: у новорожденного на 1 кг массы тела приходится 704 см2 кожи; у детей 6 лет - 456 см2;; в и подростков 15-16 лет - 378 см2; у взрослых - 221 см2. Это явление обусловливает большую теплоотдачу организма детей, относительно взрослых, требует большего теплообразования. Однако у детей кожа более разветвленную сеть поверхностных кровеносных сосудов с широкими капиллярами, поэтому дети фактически более легко переносят краткосрочное охлаждение тела, или его нагрев время, указана особенность бу дови кожи детей, снижает переносимость ними длительного действия значительного холода или тепла. Механизм регуляции температуры кожи и тела через систему потоотделения по взрослому типа в основном устанавливается в детей в 9-10 лет, но на протяжении всего последующего школьного периода (до 17-18 лет) функция теплорегуляции кожи продолжает совершенствоваться последствия не совершенной функции теплорегуляции у детей является их частые переохлаждения и простудные заболевания в холодные периоды года, что следует учитывать при организации работы с детьми, в том числе по физическому воспитаниюихованню.

    Потоотделение регулируется симпатической нервной системой. Главный центр этой функции расположен в продолговатом мозге и подчинен центра обмена веществ промежуточного мозга и соответствующим центрам в ко ори полушарий мозга. Процесс потоотделения происходит рефлекторно по схеме: температурный рецептор - чувствительный нейрон - спинной мозг - нервные узлы симпатического отдела вегетативной нервной системы (в длина спинного мозга) - эфферентный нейрон - потовые железыза.

    Кожа нуждается в регулярной очистки от пота, продукта сальных желез и от накопленных на ее поверхности загрязняющих веществ. Если этого не делать, то образуются факторы, противодействующие нормальной функции ее кожи и могут приводить к возникновению воспалений, гнойничков и др.. Грязная кожа уменьшает свои бактерицидные свойства в 17 и более раз, что может способствовать распространению инфекционных заболеваний и е льминтив (глистов). Особого внимания требует гигиена кожи и волос у детей и подростков, тем более, что у многих из них наблюдается повышенная потливость ног, которая может быть обусловлена??не совершенны. Число терморегулирующих систем, длительным использованием кроссовок или иного резиновой обуви, перегревом ног или нарушением гигиены. Лучшим мероприятием избавиться от этого явления следует считать действие контрастных то мпературе. Реализовать это можно путем ежедневного мытья ног поочередно в теплой и холодной воде (путем создания контрастных ванн): 5-7 сеансов по 15-20 секунд в воде каждой температуры. По мере привыкания и закаливания (на 3-4 день) количество и продолжительность действия контрастных температур надо постепенно увеличивать до 30-40 секунд. Лучшее детям выработать стереотип течение всей жизни мыть ноги холодно ю водой. Нормализует потоотделение ног также хождение босиком, особенно по траве, земли и песка і піску.

    Контрольные вопросы и тесты к материалу части I (модуля 1)

    Вопрос самоконтроля знаний

    1. Понятие развития человека и факторы развития

    2. Определение онтогенеза и филогенеза

    3. Основные закономерности развития человека: непрерывность и неравномерность, гетерохрония, системогенез и др. (определить какие)

    4. Биологические и социальные возрастные периоды жизни человека

    5. Три группы показателей физического развития человека

    6. Понятие акселерации и ретардации. Причины акселерации

    7 отделов нервной системы и ее составные элементы

    8. Понятие нервного центра и свойства нервных центров

    9. Принципы координации функций в центральной нервной системе

    10. Строение и функции спинного мозга

    11. Строение и функции стволовой части головного мозга

    12. Рефлекторная дуга и ее составные элементы

    13. Конечный мозг. Строение коры головного мозга

    14. Основные направления пислянатального развития нервной системы человека

    15. Процессы миелинизации нервных отростков и связанные с этим функциональные изменения в осуществлении двигательных актов детей

    16. Вегетативная нервная система: симпатичный и парасимпатический отделы

    17. Понятие. Высшего нервной деятельности (ВНД) человека и его проявления

    18. Материальная основа безусловных и условных рефлексов

    19. Условия образования условных рефлексов

    20. Основные проявления. ВНД человека

    21. Типы. ВНД и особенности поведенческих реакций людей с разным типом высшей нервной деятельности

    22. Виды торможений условных рефлексов и их функциональное значение

    23 интегративная деятельность. ВНД и ее проявления в виде внимания, мотиваций, эмоций, памяти, мышления

    24. Эндокринная система организма и ее регулирующая роль

    25 опорно аппарат человека и его составные элементы

    26. Форма позвоночника и его роль в формировании осанки (осанки) человека

    27. Основные показатели состояния мышечной системы и двигательных актов и возрастные особенности их проявления

    28. Особенности процессов пищеварения в детском и подростковом возрасте

    29. Особенности обмена веществ (белков, жиров, углеводов, минеральных элементов и воды) у детей разного возраста

    33. Сердечно-сосудистая система и ее роль в организме человека

    34. Механизм иммунной защиты и его формирование у детей

    35. Возрастные изменения лейкоцитарной формулы и общей гемограммы

    36 показателей работы сердца и гемодинамики

    37. Физиологический смысл пульса и его соотношение с частотой сердечных сокращений

    38. Возрастные изменения функциональных и объемных показателей дыхания

    39. Органы выделения и возрастные особенности их функционирования

    40. Особенности процессов потоотделения и теплорегуляции у детей

    41. Причины повышенной склонности детей к простудным заболеваниям

    42. Пути устранения потливости ног у детей

    Задания для тестового контроля знаний зачетного модуля 1

    Тесты является одним из объективных методов контроля знаний по всему объему изучаемого материала. Каждое тестовое вопрос в тестовом блоке зачетного модуля 1, а также в дальнейшем для зачетных модулей других глав учебника, содержит три или четыре варианта ответов, из которых только один является наиболее правильным и полным. Выберите правильный вариант ответа и является задачей для того, кто выполняет тест. Варианты ответов кодируются буквами а), б), в) и г), которые рекомендуется записывать в свободные клетки специального бланка, рядом с номером соответствующего вопроса (образец бланка приведен в приложении 9). При отсутствии ности бланке, номера вопросов и коды ответов на них, могут записываться в столбик на листке бумаги. Оценка правильности ответов проводится за ключами ответов к тестам, приведены в приложениитку 8.

    Образцы приведенных в учебнике тестов могут перерабатываются и дополняться с одновременным изменением ключа ответов. Методика тестирования может также быть реализована с помощью компьютеров при наличии е идповидних программ тестового контроля знаний,

    1. Процессы количественных изменений в организме человека называются:

    а) дифференцировки;

    б) рост в) формообразования

    2. Опережающий созревания жизненно важных, или более нагруженных функциональных систем отражает такую??закономерность развития, как:

    а) неравномерность и непреривнисть;

    б) гетерохрония в) системогенез

    3. Наиболее интенсивно процессы формообразования происходят в возрастной период:

    а) до 1 года;

    б) от 1 до 10 лет в) от 13 до 16 лет

    4. Половая дифференциация в развитии ребят начинает проявляться в возрасте:

    а) от 1 до 7 лет;

    б) от 3 до 10 лет в) от. И до 16 лет

    5. Процесс акселерации (ускорения) это:

    а) рост среднее статистических показателей физического развития популяции населения;

    б) превышение возрастных нормативов показателей физического развития в некоторых современных детей;

    в) чрезмерные показатели физического развития конкретного человека

    6. Гипотеза, объясняющая наличие акселерации причинами расширения границ брачных отношений и миграции населения, называется:

    а) гипотеза гетерозии;

    б) нут равна гипотеза в) гипотеза урбанизации

    7. Развитие нервной системы у детей включает:

    а) увеличение количества нейронов;

    б) интенсивную миелинизации аксонов;

    в) образование новых рефлекторных дуг

    8 благодаря развитию межнейронных структур (дендритов, шипики, синапсов) у детей совершенствуются такие качества:

    а) повышается скорость и точность двигательных актов;

    б) улучшается координация движений;

    в) растет объем памяти и глубина анализа информации

    9. Материальная основой нервной деятельности на уровне безусловных рефлексов является:

    а) рефлекторная дуга;

    б) рецепторы и анализаторы;

    в) временные нейроне связи между центрами воспринимают безусловное раздражение и центрами высших рефлексов;

    10. Не сдержанное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста обусловлена??такому принципу координации функций в организме, как:

    а) принцип доминанты при сбалансированности процессов возбуждения и торможения;

    б) принцип иррадиации на фоне преобладания возбуждающих процессов;

    в) принцип иррадиации на фоне преобладания тормозных процессов

    11. Нервные центры, влияющие на теплорегуляцию, потоотделение и водно-солевой обмен расположения:

    а) в продолговатом мозге (на дне IV желудочка);

    б) в мозжечке (в мозговом отделе);

    в) в промежуточном мозге (пидьзгирна участок)

    12. Возникновение эмоций связано с аналитико-синтетической деятельностью:

    а) соответствующего нервного центра в коре головного мозга;

    б) ассоциативных зон всей коры головного мозга;

    в) лимбической системы

    13. Материальной основой условных рефлексов является:

    а) цепи специализированных рефлекторных дуг;

    б) временные нейроне связи между центрами, воспринимающих условный раздражитель и центрами дуг безусловных рефлексов;

    в) центры коры головного мозга, которые способны воспринимать и анализировать условные раздражители

    14. В основе анализа внешней информации лежит такой вид торможения условных рефлексов, как:

    а) затухание;

    б) запаздывание в) дифференциация

    15. Ходьба, бег, прыжки, спортивные упражнения, трудовые действия и др. являются проявлением динамических стереотипов, которые представляют собой:

    а) определенную последовательность условных рефлексов, осуществляются автоматически;

    б) определенную последовательность автоматически осуществляемых безусловных рефлексов;

    в) совокупность условных и безусловных рефлексов, осуществляемых в определенной последовательности автоматически

    16. Высшая форма восприятия информации, а именно абстрактное восприятие действительности в форме решений, оценок и анализа формируется:

    а) в первые 6-7 лет жизни ребенка;

    б) в 10-15 лет жизни ребенка;

    в) в юношеском возрасте (после 18 лет)

    17. Регулирование активности деятельности многих желез внутренней секреции осуществляют:

    а) эндокринная железа гипофиз;

    б) эндокринная железа эпифиз в) половые железы

    18. Физические нагрузки на кости скелета у детей до 14-16 лет приводят:

    а) к задержке процессов их роста в длину и толщину;

    б) к задержке процессов их окостенение;

    в) к стимуляции укрепления и роста костей

    19. Сила мышц у детей наиболее интенсивно наращивается в возрасте:

    а) с до II лет;

    б) с 12 до 16 лет в) до 7 лет

    20. Скорость движений (одноактных или тех повторяющихся) особенно интенсивно растет в возрасте:

    а) до 6-7 лет;

    б) с 7 до 12 лет в) с 13 до 15 лет

    21. Координация движений наиболее интенсивно развивается у детей:

    а) до 5 лет;

    б) с 6 до 11 лет в) с 12 до 16 лет

    22. Белки пищи наиболее интенсивно и окончательно перевариваются:

    а) в желудке;

    б) в тонкой кишке в) в толстой кишке

    23. Интенсивные физические нагрузки, в том числе спортивные тренировки, требуют увеличения в составе пищи:

    а) углеводов, как наиболее доступного источника энергии;

    б) белков и углеводов;

    в) белков, жиров и углеводов

    24. Расходы энергии основного обмена зависят:

    а) от пола, возраста, роста и массы тела человека;

    б) от тяжести и напряженности внешней деятельности;

    в) от пола, возраста, роста, массы тела и тяжести труда

    25. Специфический клеточный иммунный защиту в организме обеспечивают:

    а) лимфоциты. Т-киллеры;

    б) нейтрофилы в). Т-лимфоциты

    26. С возрастом у детей показатели работы сердца и геодинамики изменяются следующим образом:

    а) пульс и артериальное давление возрастают;

    б) пульс уменьшается, артериальное давление возрастает;

    в) пульс и давление крови снижаются

    27. Максимальный объем воздуха, который может видохнуты человек после глубокого вдоха, характеризует:

    а) резервный объем выдоха;

    б) максимальный объем дыхания;

    в) жизненную емкость легких

    28. Правильный стереотип дыхания при ходьбе, беге, плавании - это дыхание, когда:

    а) дышать носом, а продолжительность вдоха и выдоха одинаковы;

    б) дышать носом, а продолжительность вдоха в 2 раза меньше продолжительности выдоха;

    в) дышать носом, а продолжительность вдоха в 2 раза больше продолжительности выдоха

    29. Кроме мочевыделительной и потоотделения к органам выделения относятся:

    а) кровеносная система;

    б) эндокринная система, в) дыхательная система

    30. Особенности потоотделение у детей до 10-12 лет, по сравнению со взрослыми, обусловлены и проявляются следующим:

    а) большей плотностью потовых желез и повышенной потливостью;

    б) меньшей плотностью потовых желез и пониженной потливостью;

    в) развитием потовых желез и пониженной потливостью