Основным направлением современной стоматологии является поиск эффективных путей предупреждения и лечения кариеса зубов, что дает нам диспансеризация, которая является активным методом динамического наблюдения за состоянием здоровья как практически здорового населения, так и больных, страдающих длительно текущими хроническими заболеваниями.
Диспансеризация стоматологических больных складывается из 5 основных элементов:
- отбор,
- наблюдение,
- оздоровление,
- планирование,
- управление диспансеризацией.
Для анализа эффективности диспансерного наблюдения и учета лиц, нуждающихся в нем, предлагается делить их на 4 группы:
- практически здоровые;
- с компенсированной формой кариеса, имеющие факторы риска заболеваний твёрдых тканей зубов, пародонта и зубочелюстные аномалии;
- с субкомпенсированной формой кариеса;
- с декомпенсированной формой кариеса, а также лица с субкомпенсированной формой этого заболевания и отягощенным анамнезом, патологией краевого пародонта, острым течением кариозного процесса.
Лица первой группы диспансерного учета подлежат наблюдению один раз в год; второй - 2 - 3 раза в год; третьей - 3- 4 раза; четвертой - ежемесячно или 6 раз в год.
Перевод пациентов из одной группы в другую является показателем эффективности диспансерного наблюдения и осуществляется комиссией, состоящей из заведующего отделением, врача-стоматолога и пародонтолога. Критерием эффективности диспансеризации является снятие с диспансерного учёта, когда показатель интенсивности кариеса (КПУ) констатирует преобладание константы П (пломба).
Назначая пациенту лечебно-профилактические процедуры, врач-стоматолог должен быть уверен, что проводимое им лечение имеет положительный результат. Посему на этапах лечения рекомендуется меловидные пятна окрашивать 2% раствором метиленового синего. Помимо этого теста, имеется ряд оценок состояния эмали зубов, имеющие прогностическое значение при проведении профилактики и лечения кариеса зубов в стадии белого пятна.
Регулярный осмотр пациента позволяет провести своевременную санацию полости рта: восстанавливаются контактные пункты между зубами, проводится замена нерациональных устаревших пломб, лечение кариеса и его осложнений на фоне местной и общей реминерализующей терапии, лечение болезней пародонта. Во время осмотра проводится профессиональная гигиена полости рта.
Каждый пациент той или иной диспансерной группы нуждается в индивидуальном, своевременном и рациональном наблюдении, а при необходимости в индивидуальном комплексном лечении и профилактике.
В особой заботе нуждаются беременные женщины, кормящие грудью мамы, дети дошкольного и школьного возраста, студенты всех учебных заведений.
Реализовать эту работу позволяют стоматологические кабинеты на базе женских консультаций, школ, средних и высших учебных заведений, где врачи-стоматологи оказывают лечебную и профилактическую плановую санацию полости рта и первичную профилактику стоматологических заболеваний в соответствии с возрастом пациента, климатогеографическими, экологическими и экономическими условиями проживания.
Известно, что в настоящее время эффективно проводить лечение и профилактику кариеса можно лишь на основе выделения дифференцированных диспансерных групп (групп риска), нуждающихся в различной частоте профосмотров и интенсивности активных профилактических мероприятий.
Система учёта диспансерных больных по группам риска имеет ряд преимуществ. Во-первых, они позволяют врачууделять больше внимания больным с наиболее тяжёлым течением заболевания. Во-вторых, освобождает врача от нерациональной затраты времени на осмотр больных, не нуждающихся в частом наблюдении. В-третьих, даёт возможность использовать оценку эффективности диспансеризации - удельный вес больных, переведенных из одной группы учёта в другую.
Следует отметить, что в стоматологии подобная дифференциация в неявной форме практически реализуется уже давно. Известно, что именно детский возраст представляет собой основной«фактор риска» по кариесу зубов. По существу, система массовых профосмотров и санации полости рта у детей и есть первый шаг к реализации принципа дифференцированной диспансеризации. В этом направлении сделан и второй шаг - дифференциация детского контингента на группы с различным риском развития заболевания. (Т. Ф. Виноградова, 1978).
Распределение детей на группы риска Т. Ф. Виноградова предлагает проводить на основе оценки данных, полученных во время осмотра и характеризующих общее состояние здоровья (группа здоровья) и степень активности наиболее распространённого заболевания - кариеса зубов, характер активности которого, так же как и группа здоровья ребенка, лежит в основе кратности осмотров и содержания лечебно-профилактических мероприятий при повторных осмотрах в системе диспансеризации.
На первом этапе диспансеризации .
Дети группируются посостоянию здоровья. Критерием для их группировки по состоянию и индивидуальной оценке здоровья должно быть клиническое состояние организма по наличию пли отсутствию длительно протекающейхронической болезни, степени тяжести клинических симптомов и нарушений функциональных возможностей организма.
В соответствии с изложенным выше предлагается следующая группировка для оценки здоровья осматриваемых.
I группа - здоровые.
II группа - здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями. Сюда относятся лица, у которых отсутствует какая-либо хроническая болезнь, но имеются различные функциональные отклонения, предвестни- ки болезни или состояния после перенесенных заболеваний и травм, отклонения в физическом развитии без наличия эн- докринных заболеваний, снижение иммунологической рези- стенции (частые острые заболевания), нарушение зрения слабых степеней, снижение резистентности организма (частые острые заболевания) и т.п.
III группа - больные с длительно текущими хроническими заболеваниями при сохранённых в основном функциональных возможностях организма (компенсированное состояние). Сюда же относятся лица, имеющие некоторые физические недостатки, уродства, значительные последствия травм, не нарушающие, однако, приспособленности к труду и иным условиям жизни.
IV группа - больные с длительно текущими (хроническими заболеваниями) или лица с физическими недостатками, пороками развития, последствиями травм со снижением функциональных возможностей организма (субкомпенсированпос состояние).
V группа - тяжелые больные с постоянным режимом. Инвалиды I-II группы (декомпенсированное состояние).
Второй этап диспансеризации предусматривает специальный осмотр, при котором выявляется степень активности кариозного процесса: компенсированная , субкомпенсированная или декомпенсированная форма кариеса .
Компенсированной формой кариеса считается такое состояние, когда индекс КПУ, кп или КПУ+кп (в период смешанного прикуса) не превышает показателей средней интенсивности кариеса соответствующей возрастной группы. Отсутствуют начальные стадии кариеса, выявленные специальными методами. Обнаруженные кариозные полости локализуются на типичных для кариеса поверхностях, кариозный процесс при обработке обнаруживает тенденцию к ограничению. Ребёнок относится к I и II группам здоровья (не имеет хронических заболеваний) или имеет компенсированное состояние хронического заболевания (III группа здоровья).
Субкомпенсированной формой кариеса .
Считается такое состояние, когда интенсивность кариеса по индексам КПУ, кп, КПУ+кп больше среднего значения интенсивности для данной возрастной группы (т. е. равна сумме среднего значения КПУ, кп, КПУ+кп и трех сигмальных отклонений, т. е.
М + 3 σ, где σ=V max - V min /k , k = 6,5
при оптимальном проявлении клинических признаков кариеса; кариозные полости локализуются в типичных зонах, края эмали закруглённые, дентин в меру пигментирован, кариозный процесс в зубе развивается с тенденцией к ограничению патологических изменений. Отсутствуют симптомы начального кариеса пришеечной области и области иммунных зон, гигиенический индекс меньше 2 по Фёдорову-Володкиной.
Декомпенсированной формой кариеса считается такое состояние, при котором показатели КПУ, кп или КПУ+кп превышают максимальный показатель (М + 3 σ) или при меньшем значении КПУ обнаруживаются множественные меловые пятна; клиническое развитие кариеса соответствует активному процессу (локализация кариеса в области иммунных зон с обилием светлого влажного дентина, с хрупкими острыми краями эмали, патологический процесс не имеет тенденции к ограничению и т. д.).
Третий этап диспансеризации .
Формирование в соответствии с полученными данными осмотра и исследования ребёнка групп риска.
Первая группа - здоровые (I, IIиIII группы здоровья) и практически здоровые дети, имеющие интактные зубы, здоровый пародонт, правильное расположение зубов и соотношение челюстей (некоторые отклонения могут быть приняты как вариант нормы). У этих детей правильно протекают функции откусывания, разжёвывания и проглатывания пищи, дыхания, речи, функции смыкания губ и др.;
Здоровые и практически здоровые дети (I, II, IIIгруппы здоровья), имеющие:
-компенсированную форму кариеса;
-гингивиты, обусловленные негигиеническим содержанием полости рта, некачественными пломбами, отсутствием функции зубов, другими местными факторами;
Дети, у которых специальными методами диагностированы «одонтогенные очаги»;
Дети, которым большие дефекты твёрдых тканей устранены вкладками;
Нуждающиеся в ортодонтическом лечении (в порядке контроля);
Нуждающиеся в лечении у хирурга-стоматолога, с аномалиями развития и перенесшие воспалительные и травматические процессы, оперированные по поводу опухолей;
Нуждающиеся в лечении у других специалистов педиатрического профиля.
Вторая группа - дети с хроническими заболеваниями внутренних органов (IV и V группы здоровья), имеющие здоровые зубы, здоровый пародонт, правильное расположение зубов и соотношения челюстей. У этих детей правильно формируются основные функции полости рта;
Здоровые и практически здоровые дети (I, II, III группы здоровья), имеющие субкомпенсированную форму кариеса;
Дети, имеющие гингивиты, обусловленные аномалиями прикуса, и находящиеся на лечении у ортодонта;
Принятые на аппаратурное ортодонтическое лечение (в порядке контроля по договорённости и спискам, представленным, ортодонтом).
Третья группа - дети с хроническими заболеваниями внутренних органов (IV, V группы здоровья), суб- и декомпенсированной формой кариеса;
Здоровые и практически здоровые дети (I, II, III группы здоровья) с декомпенсированной формой кариеса;
Дети с локализованным и генерализованным пародонтитом;
Дети, имеющие гингивиты, обусловленные заболеваниями внутренних органов (диабет, нейтропении, дисгамма-глобулинемии и др.);
Дети, имеющие начальные формы кариеса, диагностированные специальными методами;
Дети, находящиеся на комплексном лечении стоматологических заболеваний, с патологией, протекающей в тяжёлой форме: суб- и декомпенсированное течение кариеса, пародонтопатии, деформации прикуса, дети, нуждающиеся в хирургических методах коррекции аномалий и др. (в порядке контроля).
Диспансерные группы по Виноградовой Т.Ф.:
практически здоровые,
компенсированное,
субкомпенсированное,
декомпенсированное течение кариеса.
Осмотр и санацию детей I группы (компенсированное течение кариеса) проводят 1 раз в году, II группа (субкомпенсированное течение кариеса) - 2 раза, III группа (декомпенсированное течение кариеса) - 3 раза в году. Работа по этому методу позволяет получить положительный эффект, который выражается в высоком охвате детей плановой санацией, резком снижении числа удаляемых постоянных зубов и числа осложнённых форм кариеса в постоянных и временных зубах. Снижается нуждаемость в санации до 43,5%. При этом изменяется объём работы врача: уменьшается число осмотров в год, количество пломб в день.
Таким образом, метод Т. Ф. Виноградовой выделения групп риска предполагает учёт критерия общей поражённости зубов кариесом, общего состояния здоровья, наличия и тяжести течения общего заболевания, анамнеза жизни и т. п. Подобный учёт факторов риска, благодаря определённой прогностической ценности, позволяет получить медицинский и экономический эффект. Однако он обладает некоторыми особенностями, затрудняющими вскрытие всех возможностей этого перспективного подхода.
Во-первых , индекс КПУ, положенный в основу распределения детей на группы диспансеризации, как известно, выражает сумму зубов, поражённых кариесом на протяжении всех лет жизни и часто не отражает изменяющейся с течением времени предрасположенности организма к кариесу. Индекс «кп» слабо связан с последующей поражённостью кариесом постоянных зубов.
Во-вторых , общий статус, наличие или отсутствие общего заболевания также не всегда однозначно отражается на склонности к поражению зубов кариесом. Известно, что некоторые заболевания (экзогенно-конституциональное ожирение, сахарный диабет) могут вести к повышенной устойчивости зубов к кариесу.
В-третьих , метод не является универсальным, так как критерий отнесения к той или иной группе риска зависит от средней интенсивности кариеса данной медико-географической зоны, колеблющейся, как известно, в очень широких пределах. Этот критерий также зависит и от точности диагностики и достоверности подсчитанного среднего уровня КПУ.
В-четвёртых , данный принцип распределения детей на группы риска является довольно сложным, т. к. требует кроме стоматологического - учёт общего статуса, тяжести клинических симптомов болезни и нарушений функциональных возможностей организма на основе анамнеза, данных индивидуальной карты развития ребёнка и т. п.
Таким образом, совершенствование принципов группировки обследуемого контингента для повторных осмотров, санации полости рта, проведения профилактических мероприятий открывает большие перспективы в развитии диспансеризации на современном этапе.
В. Р. Окушко и Л. И. Косаревой (1983) был предложен метод выделения групп риска по кариесу, основанный на определении уровня структурно-функциональной кнслотоустойчивости эмали (теста ТЭР).
На основании проведенного теста ТЭР весь обследуемый контингент подразделяется на четыре группы, отличающиеся по интенсивности окрашивания места протравки эмали после дозированной кислотной травмы, отражающей кариесрезис-тентность и соответствующей ожидаемой поражаемости зубов кариесом.
Если интенсивность окрашивания 1% водным раствором метиленового синего места протравки 1 Н соляной кислоты соответствует эталонам № 1, 2, 3 десятипольной шкалы расцветок - прогнозируют высокую устойчивость зубов к кариесу и относят обследуемого к I группе риска, если интенсивность окрашивания соответствует эталонам № 4, 5 - прогнозируют среднюю устойчивость зубов к кариесу и относят обследуемого ко II группе риска, если активность окрашивания соответствует эталонам № 6, 7 - прогнозируют пониженную устойчивость зубов к кариесу и относят обследуемого к III группе риска, если интенсивность окрашивания № 8 - 10 - прогнозируют крайне низкую устойчивость зубов к кариесу и обследуемого относят к IV группе риска.
На группе школьников 13-14 лет авторами проведена сравнительная оценка эффективности распределения детей па группы риска по методике Т. Ф. Виноградовой и по показателю ТЭР путём подсчёта прироста интенсивности кариеса в диаметральных группах (I и IIIпо Виноградовой и I и IV по показателю ТЭР). Значение прироста интенсивности в диаметральных группах, выделенных по методике Т. Ф. Виноградовой, отличалось в 2 раза, в диаметральных группах, выделенных по показателю ТЭР, - в 10 раз.
Как видно из приведенных цифр, метод распределения обследуемого контингента на группы риска с учётом структурно-функциональной резистентности эмали по ТЭР оказался значительно эффективнее. Каковы же причины установленного факта?
Метод распределения на группы риска по ТЭР в отличие от метода Т. Ф. Виноградовой основывается не на сопоставлении среднего уровня поражённости кариесом с уровнем поражённости данного ребенка, а на индивидуальной донозологической диагностике состояния обследуемого. Поэтому он является универсальным, не зависящим от среднего уровня поражённости, точности диагностики кариеса, достоверности подсчитанного среднего уровня КПУ. Распределение на группы риска по ТЭР позволяет также избежать субъективизма при учёте группы здоровья, т. к. не все общие заболевания непременно ведут к заболеваемости кариесом. Тест ТЭР позволяет выявить конечный результат действия всех благоприятных и неблагоприятных факторов на устойчивость зубов к кариесу без необходимости скрупулёзного сбора анамнеза жизни и анамнеза болезни.
Таким образом, критерием отнесения обследуемого к той или иной группе риска является уровень структурно-функциональной резистентности эмали, являющейся объективным отражением влияния имеющегося в данный момент состояния реактивности организма на устойчивость зубов к кариесу. Диагностированный уровень структурно-функциональной резистентности эмали будет определять индивидуальную тактику лечения и профилактики независимо от перемены места жительства, от точности выявления или невыявления у него кариозных полостей. Индивидуальная тактика лечения и профилактики будет изменяться только в случае изменения кариесрезистентности.
Была разработана система селективной профилактики кариеса (его превентивной терапии). Она базируется на принципе дифференцированного подхода к кариеспрофилактике, сформулированном проф. Окушко В. Р. в 1984 году. Система была реализована и последовательно совершенствовалась в работах П. Донат (1982), Л. И. Косаревой (1983).
Исследования авторов позволили существенно повысить эффективность системы за счёт конкретизации индивидуальных показаний и расширения арсенала кариеспрофилактических средств. Основой их служили общие положения (Окушко В. Р., 1984) селективной профилактики кариеса (СПК), приведенных ниже.
Цель СПК - снижение заболеваемости кариесом зубов за счёт превентивной терапии лиц со снизившейся кариесрезистентностью, выявленных при скрининге с использованием специального теста (ТЭР).
1.Организационная основа СПК - бригадный метод. Бригаду составляют врачи, средние и младшие медработники, которые принимают на постоянное диспансерное обслуживание определённый контингент населения (школа, предприятие, диспансерная группа по заболеваемости, в перспективе - врачебный участок).
2.Контрольный показатель , позволяющий выявить лучшие бригады для материального и морального стимулирования: конечный результат - степень годового снижения заболеваемости зубов у обслуживаемого контингента. Соотношение трудовых единиц, затраченных на профилактику и лечение, равно как и число посещений, не регламентируется.
3.Эффективность СПК основывается на диагностике кариеса в доклинической фазе (тест ТЭР) (см. «Методические указания «Современные способы отбора групп риска в стоматологии»). Соответствующий контингент подвергается лечению «доклинического кариеса». С остальными проводится обычная санационная работа. В соответствии с этим авторы предложили следующую схему проведения санационно-профилактической работы. Первичный осмотр каждого обследуемого предусматривает полное клиническое обследование органов полости рта. В дополнение к обычному исследованию проводится определение теста ТЭР. Результаты исследования заносятся в санационные карты, которые соответствующим образом маркируются. Следует отметить, что определение пробы практически не отражается на длительности пребывания обследуемого в кабинете. Время, затраченное на проведение пробы вместе с регистрацией результата, составляет около 30 секунд.
III и IV группы являются группами превентивного лечения по общепринятым схемам лечения множественного кариеса. В каждом новом году работа начинается с IV-й группы (ТЭР=8-10 баллов), которая осматривается, санируется и которой проводятся курсы превентивного лечения 3 раза в году. В III-й группе (ТЭР=6-7 баллов) осмотр, санация и превентивное лечение кариеса проводится 2 раза в году. Во II-й группе (ТЭР=4-5 баллов) осмотр, санация и назначение местно средств, повышающих резистентность зубов к кариесу, проводится один раз в течение года. В I-й группе (ТЭР=1-3 балла) осмотр и, по необходимости, санация осуществляется 1 раз в году.
В разделе приведены содержание и методика диспансеризации всего детского населения у стоматологов. Определены задачи участкового стоматолога-педиатра на всех этапах проведения диспансеризации, его роль в общей системе детской стоматологической службы в СССР. Конкретизированы задачи стоматолога при диспансеризации всего детского населения в системе педиатрической службы и при диспансеризации декретированных групп детей во все возрастные периоды. Описаны особенности диспансеризации детей с отдельными видами патологии: кариес и его осложнения, заболевания краевого пародонта, аномалии развития зубочелюстно-лицевой системы, опухоли, травма; определена роль специалиста и участкового стоматолога в проведении этой работы. Приведены методы обследования детей с целью своевременного выявления всех видов аномалий, методы устранения причинных факторов оказания доортодонтической и первой ортодонтической помощи.
В разделе 29 рис., 3 схемы, 10 таблиц, библиография - 125 наименований.
- Глава I
. Научно-организационные основы содержания и методики диспансеризации детей у стоматолога
Глава II . Диспансеризация детей со стоматологическими заболеваниями терапевтического профиля
Кариес зубов и его осложнения
Заболевания краевого пародонта у детей
Глава III . Диспансеризация детей с заболеваниями хирургического профиля Диспансеризация детей с пороками развития лица и челюстей
Диспансеризация детей, перенесших травму лица и челюстей
Диспансеризация детей с опухолями и опухолеподобными
процессами в челюстно-лицевой области
Глава IV . Диспансеризация детей у стоматолога с целью профилактики, ранней диагностики и своевременного лечения зубочелюстно-лицевых аномалий
Методы клинического обследования дошкольников, используемые участковым стоматологом для диагностики зубочелюстных аномалий
Группировка детей для диспансерного наблюдения и содержание работы, направленной на профилактику и лечение зубочелюстных аномалий
Роль ортодонта в организации лечебно-профилактических мероприятий в процессе диспансеризации детей у стоматолога
Литература
Основой стоматологии, как и всей советской медицины, является ее профилактическая направленность. По определению Н. А. Семашко (1926), «профилактика - это путь, которым мы идем, диспансеризация - метод осуществления профилактических задач».
В 1962 г. на IV съезде стоматологов член-корреспондент АМН СССР А. И. Евдокимов выдвинул идею и определил задачи диспансеризации населения со стоматологическими заболеваниями.
Право на охрану здоровья советского народа, закрепленное Конституцией (Основным Законом) СССР, обеспечивается государственной системой здравоохранения, осуществлением мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, воспитание здорового молодого поколения, продление активной жизни советских людей.
В связи с этим возрастают обязанности всех специалистов педиатрического профиля по воспитанию здорового ребенка. Большая роль в решении этих задач принадлежит детским стоматологам.
В настоящее время отдельные стоматологические учреждения уже осуществляют диспансеризацию детей с врожденными расщелинами губы, неба, с заболеваниями слизистой оболочки полости рта, с целью профилактики аномалии прикуса и т. д. Однако более правильным методом организации стоматологической помощи детям, учитывая инициативную форму и участковый принцип работы детского стоматолога, является диспансеризация не по стоматологическим заболеваниям, а диспансеризация всех детей у стоматолога, что связано с высокой распространенностью основных стоматологических заболеваний у детей. В диспансеризации нуждаются дети, лечение которых проведено в условиях специализированного стоматологического стационара у хирурга, ортодонта, пародонтолога и т. д. Они должны наблюдаться стоматологами в течение длительного времени - от начала лечения до полного выздоровления, а в ряде случаев до окончания формирования лицевого скелета. Диспансеризации подлежат также дети с врожденными пороками развития лица, по поводу опухолей и опухолеподобных новообразований, перенесшие травму, дети с различными заболеваниями пародонта, а также с целью предупреждения развития деформации прикуса.
Данный раздел имеет целью в определенной мере заполнить этот пробел. В работе предлагаются рациональные организационные формы диспансеризации детей у стоматолога, методы планирования работы, учета ее эффективности и т. д.
Диспансеризацию детей осуществляет участковый стоматолог-педиатр. В его задачу входит умение смотреть на ребенка при исследовании глазами педиатра, стоматолога-терапевта, хирурга и ортодонта. Участковый врач должен увидеть не только сформированную патологию терапевтического, хирургического и ортодонтического профилей, но и ранние признаки этих патологических процессов и заболеваний, увидеть условия, повышающие риск возникновения патологии, быть хорошо ориентированным в вопросах педиатрии и возможностях хирурга-стоматолога и ортодонта, знать последовательность их медицинской тактики и быть активным участником всех профилактических мероприятий стоматологических заболеваний у детей любого профиля. Он несет ответственность за своевременность выявления патологии, правильность направления ребенка к специалисту другого профиля и наблюдает во все последующие периоды развитие ребенка в порядке двойного дифференцированного контроля за контингентом детей хирургического, ортодонтического и других профилей.
В основу раздела положены методические рекомендации Главного управления здравоохранения г. Москвы для внедрения в практику, а также данные межрайонной детской стоматологической поликлиники № 26 Москвы (главный врач Г. А. Блехер); кафедры стоматологии детского возраста Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) (зав.- проф. Т. Ф. Виноградова) и хирургической клиники кафедры стоматологии детского возраста Московского медицинского стоматологического института (ММСИ) (зав. - проф. А. А. Колесов), представленные доц. В. В. Рогинским.
Раздел рассчитан на участковых стоматологов-педиатров, главных врачей стоматологических и педиатрических учреждений. Кроме того, он может представлять интерес для врачей детских дошкольных учреждений (дома ребенка, ясли, детские сады и т. д.) и школ.
Диспансеризация стоматологических больных является комплексным методом раннего выявления больных, нуждающихся в долговременном и динамическом наблюдении, высококвалифицированного обследования и лечения их, проведения индивидуальной и групповой, социальной и медико-биологической профилактики стоматологических заболеваний.
Основные принципы системы диспансеризации стоматологических больных декларируются следующими позициями.
1. Плановость - установление последовательности и оптимальных сроков проведения организационных, лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий.
2. Комплексность: а) направление лечебных мер не толь-
ко на ликвидацию локального процесса, но и на общее оздоровление организма; б) проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды; в) проведение оздоровительных мероприятий совместно с педиатрами, терапевтами, гигиенистами, врачами других специальностей, средним медицинским персоналом и общественностью.
3. Выбор ведущего звена из общего комплекса мероприятий (особое внимание уделяется при этом тем лечебно-профилактическим мероприятиям, которые при данном виде патологии являются решающими).
4. Дифференцированный подход к назначению оздоровительных мер с учетом: уровня и структуры стоматологической заболеваемости и обусловливающих их факторов; степени обеспеченности населения врачами и состояния материально-технической базы стоматологической службы; оптимального использования имеющихся сил и средств.
Под диспансерным наблюдением могут находиться больные с активно протекающим кариесом зубов, а также некариозными поражениями зубов; заболеваниями пародонта и слизистой оболочки рта; одонтогенными невралгиями и невритами тройничного нерва; хроническим остеомиелитом челюстей и хроническим одонтогенным гайморитом; некоторыми предраковыми и злокачественными заболеваниями лица и органов полости рта; врожденными расщелинами губы и неба; аномалиями развития и деформации челюстей и др.
Перечень стоматологических заболеваний, предусматривающих диспансерное наблюдение, определен приказом МЗ СССР «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» № 770 от 30 мая 1986 г.
2.9. Плановая санация полости рта
Согласно классификации ВОЗ принято подразделять профилактику на первичную, вторичную и третичную. Вторичная профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение рецидивов и осложнений заболеваний. Основным мероприятием по вторичной профилактике стоматологических заболеваний является санация полости рта. В. Ф. Рудько предложил различать несколько форм санации: индивидуальную, организованную (разовую или периодическую) и плановую.
Индивидуальная санация проводится по обращаемости населения, т. е. когда пациент обратился к врачу-стоматологу по поводу лечения конкретного больного зуба. При этом лечат все нуждающиеся в этом зубы и удаляют имеющиеся назубные отложения.
Разовая, или периодическая санация предполагает одномоментную санацию полости рта в организованных коллективах (школах, промышленных предприятиях и др.) или у определенных групп населения (допризывники, беременные, ветераны и инвалиды) с определенной периодичностью (например, один раз в год). Это более эффективная форма санации, она направлена на устранение имеющихся патологических процессов.
Возможность сохранить зубы, предупредить возникновение стоматологических заболеваний, в частности кариеса, и избежать развития его осложнений предоставляет плановая санация. Она позволяет выявить формы поражения зубов и добиться своевременного и полного их излечения.
Санацию полости рта можно проводить различными методами: централизованным, децентрализованным и бригадным (смешанным). Выбор метода зависит от распространенности и интенсивности стоматологических заболеваний, состояния стоматологической службы, обслуживаемого контингента населения и других факторов.
Централизованный метод плановой санации проводится в условиях стоматологического лечебно-профилактического учреждения (отделения) и предусматривает осмотр, диагностику и все виды лечения стоматологических заболеваний. Работа врача-стоматолога в стационарных условиях при наличии хорошего оборудования, достаточного количества инструментария и высокого качества материалов позволяет проводить централизованную плановую санацию на хорошем уровне. Вместе с тем во многих случаях представляет определенные сложности доставка пациентов в поликлиники, особенно когда речь идет о детях.
Эти трудности можно исключить, применяя децентрализованный метод плановой санации. В этом случае врач-стоматолог направляется в организованные коллективы (школы, промышленные предприятия, учреждения и организации), в которых оборудуется стоматологический кабинет (чаще всего временно, в приспособленном помещении). Недостатком этого метода является то, что врач работает в неблагоприятных условиях, чаще всего на плохом или портативном оборудовании, при недостатке инструментария, невозможности использовать современные материалы, проводить дезинфекционные мероприятия и стерилизацию. От этого соответственно снижается качество санационных мероприятий.
Для проведения плановой санации в больших коллективах и сокращения продолжительности этой работы используется бригадный метод. Он предусматривает формирование бригады из 3-5 стоматологов разных специальностей, 1-2 медицинских сестер. Имеется опыт использования для этих целей специально оснащенных автобусов, особенно при выезде в населенные пункты сельских районов. Однако этому методу присущи те же недостатки, что и предыдущему.
Ранее при проведении санации широко практиковалось разделение во времени осмотра полости рта и лечения. В настоящий момент рекомендуется проводить лечение пациента непосредственно после осмотра, что позволяет сократить число посещений к врачу.
Для количественной оценки санационной работы используется ряд показателей.
1. Охват профилактическими осмотрами (%):
2. Нуждаемость в санации (%):
нуждается в санации/подлежало осмотру х 100.
3. Охват санацией от осмотренных (%):
всего осмотрено/подлежало осмотру х 100.
4. Охват санацией от нуждающихся (%):
всего санировано/подлежало осмотру х 100.
Правильно организованная и проводимая на высоком качественном уровне плановая профилактическая санация позволяет снизить стоматологическую заболеваемость.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.
Подобные документы
Диспансеризация как метод медико-санитарного обслуживания населения, направленный на сохранение и укрепление здоровья. Проведение плановой санации полости рта у детей. Фазы диспансеризации. Группы осматриваемых. Выявление степени кариозного процесса.
презентация , добавлен 13.06.2013
Понятие и сущность диспансеризации. Основные этапы диспансеризации. Правовые документы о диспансеризации. Отличие диспансеризации от профилактического смотра. Обязательное проведение профилактического консультирования. Раннее выявление заболеваний.
реферат , добавлен 27.11.2014
Базовые принципы совершенствования диспансеризации, ответственность при проведении. Цель профилактических медицинских осмотров, их проведение и этапы. Контингенты диспансеризации взрослого населения. Задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики.
презентация , добавлен 14.12.2014
Понятие диспансеризации, как метода медицинского обслуживания. Принципы диспансеризации беременных. Ранний охват беременных врачебным наблюдением. Преемственность в деятельности женской консультации. Обследование. Анамнез. Лабораторные исследования.
презентация , добавлен 09.11.2016
Состояние здоровья детей с частыми простудными заболеваниями. Группы здоровья. Участие медицинской сестры в диспансеризации часто и длительно болеющих детей. Основные профилактические мероприятия в комплексе оздоровления контингента часто болеющих детей.
курсовая работа , добавлен 09.12.2016
Основные задачи диспансеризации. Оценка эффективности наблюдения пациентов, страдающих геморроем, в условиях лечебной сети. Статистические данные по инвалидизации, количество человек, снятых с учета. Медицинское обслуживание, диагностика заболевания.
научная работа , добавлен 03.09.2014
Особенности костной системы у детей дошкольного и школьного возраста. Обзор заболеваний при нарушениях осанки. Принципы лечения и специфика профилактики этой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Роль медицинской сестры в этом процессе.
курсовая работа , добавлен 11.12.2014
Диспансеризация - это метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий необходимый комплекс оздоровительных социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья и повышения трудоспособности диспансеризуемых контингентов (Т.Ф.Виноградова, 1988).
Приступая к организации диспансеризации детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями ортодонт должен обследовать три группы детей (Л.П.Зубкова, Ф.Я.Хорошилкина, 1993):.
1) дети дошкольного и школьного возраста, не имеющие поражения центральной нервной системы, без выраженных стоматологических заболеваний;.
2) дети с хроническими соматическими заболеваниями, обуславливающими необходимость диспансеризации у ортодонта;.
3) дети со стоматологическими заболеваниями, которым показана длительная диспансеризация.
Идея диспансеризации у стоматолога в нашей стране выдвинута А.И.Евдокимовым.
Для успешного проведения профилактических и лечебных мероприятий необходимо организовать диспансеризацию детей в дошкольных учреждениях и школах. Организатором работы в диспансерных группах детей является участковый детский стоматолог. Ортодонт закрепляется за несколькими участками (оптимально - за четырьмя). При диспансеризации детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями они группируются по нозологическим формам. Для проведения ортодонтической диспансеризации необходимо от 1,7 до 3,6 должности врача-ортодонта на 10000 детей.
Основные организационные мероприятия при диспансеризации следующие:.
Обследование детей для выявления зубочелюстных аномалий и деформаций и установление предрасполагающих факторов и причин их развития.
Определение диспансерных групп и составление плана профилактических и лечебных мероприятий.
Своевременное направление детей со сформированными аномалиями на лечение.
Контроль за началом и проведением специализированного лечения, контакт с родителями и воспитателями.
Контроль за устранением выявленных факторов возникновения аномалий и деформаций.
Организация и проведение в детских коллективах обучения детей и их родителей, педагогического и медицинского персонала содержанию и методике мероприятий, направленных на воспитание гигиенических навыков и заботу о здоровом состоянии органов полости рта.
Организация и проведение миогимнастики.
При ортодонтической диспансеризации дети, кроме объединения по нозологическим формам, группируются по признаку этапности развития патологии. Рассмотрим наиболее широко применяемую при этом систему.
I ipynna. Дети с нормальным строением жевательного аппарата, правильным смыканием губ, нормальными основными функциями (откусывание и разжевывание пищи, глотание, дыхание, речь). Возможные незначительные отклонения в строении жевательного аппарата можно рассматривать как вариант нормы. Этим детям проводится прививание гигиенических навыков, способствующих здоровому состоянию органов полости рта. Дети этой группы осматриваются участковым стоматологом-педиатром один раз в год.
II группа Дети, не имеющие существенных морфологических изменений зубочелюстной системы, но имеющие нарушения функций (осанки, способа дыхания, речи, мимики, положения и артикуляции языка, iy6, щек, мышц дна полости рта и мышц околоротовой области). Сюда же относятся дети, имеющие вредные привычки. То есть у детей второй группы имеются "факторы риска”, предрасположение к развитию зубочелюстных аномалий. Эти дети нуждаются в устранении причинных факторов. В комплексе проводимых мероприятий значительное место у детей этой группы должно быть отведено миогимнастике. Назначаются как миогимнастические упражнения общего характера, так и специальные, устраняющие нарушенную функцию у данного ребенка.
Дети второй диспансерной группы активно наблюдаются в течение трех месяцев. После полного устранения причин, способствующих развитию зубочелюстных аномалий и нормализации всех функций они, как правило, переводятся в первую группу. К сожалению, некоторая часть детей переходит в третью диспансерную группу.
III группа. Дети, имеющие не сильно выраженные зубочелюстные аномалии: неправильное положение зубов, изменения формы зубных рядов, небольшие отклонения в соотношении челюстей. При этом у них имеются активно действующие причинные факторы. Дети этой группы нуждаются в устранении причинных факторов и несложном лечении с помощью простых ортодонтических аппаратов и миогимнастики. Если во второй диспансерной группе миогимнастика является самостоятельным методом лечения, то в третьей - комбинируется с аппаратурным методом. После устранения причин и признаков аномалий эти дети осматриваются, как и дети первой группы один раз в год.
IV группа. В нее входят дети с выраженными зубочелюстными аномалиями. Причинные Дикторы у них устраняются по методике, определенной для детей второй и третьей групп, и проводится весь комплекс ортодонтического лечения. Перевод из этой группы проводится после окончания ретенционного периода. Миогимнастика в этой группе может применяться как в период активного лечения, так и в ретенционный период (в комбинации с аппаратурными и хирургическими методами).
При такой структуре диспансерных групп имеется возможность по мере излечения или улучшения переводить больного из группы в группу с последующим постоянным преобладанием признаков первой группы, то есть в группу здоровых детей.
Не всегда врач-ортодонт сразу после осмотра может принять больного на активное лечение. В таком случае ребенок попадает в иреддиснансерпую группу, где он также находится под контролем и ему рекомендуется ряд профилактических мероприятий (консультация и лечение у оториноларинголога, общеукрепляющая гимнастика, занятия с логопедом детской стоматологической поликлиники, консультация и лечение у окулиста и др.).
Медицинская карта стоматологического больного ф.043/у оформляется в то посещение больного, когда начинается активное лечение. На каждого ребенка заполняется контрольная карта диспансерного наблюдения ф.ОЗО/у, утвержденная приказом М3 СССР от 04.10.80 г. № 1030, которая остается в картотеке врача до тех пор, пока ребенок находится на учете в поликлинике.
В процессе ортодонтического лечения иногда меняется его план, что ведет к изменению конструкции ортодонтического аппарата, а также к необходимости дополнительного вмешательства терапевтов, хирургов, помощи логопедов. Все это, в свою очередь, влияет на продолжительность сроков лечения. Длительность лечения и последующее наблюдение больного не дает возможность врачу-ортодонту в короткие сроки изыскать возможность приема на активное аппаратурное лечение большого количество больных.
Ежемесячно врач, работающий в отделении 2-3 года, заканчивает лечение от 6 до 8 детей, они снимаются с диспансерного учета, переводятся в группу здоровых детей и остаются под наблюдением. Постоянно из 3-4 групп часть детей с улучшением переходит в группу 2 и 1, оаюбож.1ая место для вновь выявленных.
Таким образом, метод диспансеризации, не только метод лечебной работы, но и организационная форма, помогающая рационально построить работу врача-стоматолога ортодонта.
Для оценки организации и эффективности диспансеризации используются показатели, предложенные И.Д.Богатыревым с некоторыми изменениями их применительно к стоматологической практике. Акодис З.М. (1973) предлагает различать два этапа диспансеризации:.
Отбор больных для диспансерного наблюдения.
Непосредственно диспансерное наблюдение.
Соответственно и анализ работы проводится в двух направлениях: организация диспансерного наблюдения и эффективность диспансеризации.
Методика анализа первого этапа диспансеризации выражается следующими показателями (%):.
а) выполнение плана стоматологических (ортодонтических) осмотров;.
б) выявление больных на 1000 осмотренных;.
в) активность выявления больных (число активно выявленных больных с различными заболеваниями, число активно выявленных больных данным заболеванием);.
г) полнота охвата диспансерным учетом;.
д) своевременность выявления заболевания (ранней профилактической направленности).
Второй этап диспансеризации (диспансерного наблюдения) оценивается на основе таких показателей как:.
а) соблюдение сроков осмотров (плановость наблюдения);.
б) активность патронажной работы врача-ортодонта на участке;.
в) полнота проведенных профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий;.
г) активность в оказании комплексной лечебной помощи и применение современных конструкций лечебных аппаратов в целях сокращения лечения.
Расчеты эффективности диспансеризации в ортодонтии производятся на 100 детей "среднегодового" контингента. При этом необходимо принять во внимание количественный сдвиг в диспансерных группах. Под сдвигом в диспансерных группах подразумеваются количественные изменения за счет детей, переведенных в группу здоровых. Это так называемые "бывшие больные", закончившие активное аппаратурное лечение или ряд профилактических мероприятий. В этой же группе находятся все диспансерные больные, у которых в течение последних двух лет и более не наблюдалось рецидивов, у которых в результате клинических, рентгенологических и других исследований не было выявлено патологических отклонений. Далее учитывается стойкое улучшение состояния зубочелюстной системы, состояния без изменений и ухудшение состояния. Для анализа и изучения диспансерной работы необходимо, чтобы каждый врачортодонт представлял сведения об имеющихся данных за определенный период.