Школьникам для размышления: о вреде курения. Конспект классного часа в начальной школе

Даже после прекращения курения сосуды продолжают оставаться суженными в течение 25-30 минут. Тем самым нарушается нормальное кровоснабжение организма. Сужение сосудов, питающих сердечную мышцу, приводит к повышению кровяного давления, учащению пульса на 15-16 ударов в минуту. Конечно, это все отрицательно сказывается на растущем организме, в нем со временем появляются различные болезненные явления. Никотин и другие вещества, содержащиеся в табачном дыме, нарушают и обмен веществ. От одной только выкуренной сигареты в организме разрушается 25 миллиграмм витамина С, то есть, того количества, которое содержится в одном апельсине.
У курящих школьников при этом повышается утомляемость, слабеет мышечная сила, они отстают в физическом развитии. Окись углерода, находящаяся в табачном дыме, связывает в крови курильщика до 20% гемоглобина. У таких людей кровь недостаточно насыщается кислородом, проходя через легкие, а это вызывает затрудненное дыхание, головные боли, физическую слабость. Никотин, раздражая слизистую оболочку десен и отлагаясь на зубах, вызывает пожелтение зубов и их разрушение. Курящие подвергают себя опасности потерять зубы до 30-летнего возраста. Огромный вред приносит докуривание окурков (их дым необычно ядовит), к чему нередко прибегают подростки. Здесь кроется еще одна опасность - возможность передачи инфекции через окурки, побывавшие в губах других людей. Для отравления табачным дымом не- обязательно курить самому. Для этого достаточно находиться в накуренной комнате. Установлено, что в организм вместе с табачным дымом проникает 20-25% никотина, а 50% уходит с дымом в воздух. Остальной никотин разрушается при сгорании, остается в окурке. Табачные яды очень коварны. Коварность заключается в том, что вредное влияние табака сказывается не сразу. Хроническое отравление никотином укорачивает жизнь курящего. Доза 0,1 грамма чистого никотина, которая содержится в 20 сигаретах, смертельна для человека. Так как ядовитое вещество поступает в организм постепенно, то смертельного отравления не наступает. Ядовитость никотина испытывал на себе каждый курильщик, впервые в своей жизни затягиваясь табачным дымом.
Появляющееся при этом острое отравление выражается головокружением, слабостью, тошнотой, шумом в ушах, головной болью, сердцебиением, дрожью в руках. Бывает даже рвота, холодный пот, потеря сознания - это защитная реакция организма против вводимого яда. Но постепенно организм привыкает к табачным ядам, и неприятное ощущение пропадает. Однако отравление, а значит и нарушение здоровья, нарастает с каждой выкуренной сигаретой.
Особенно наглядны изменения, происходящие в организме курящей девушки. Кожа очень скоро теряет свежесть, покрывается морщинками. Голос становится сиплым, хрипловатым. Появляется неприятный запах изо рта, ощущаемый даже на значительном расстоянии. Зубы желтеют и скоро портятся. Усиленное слюноотделение и частое сплевывание во время курения едва ли делают девушку привлекательной. И если трудно бывает определить по внешнему виду юноши, курит он или нет, то курящую девушку-подростка легко узнать по несвежему, с желтоватым оттенком лицу, грубому голосу, по ее нервозности, вспыльчивости, резким движениям. Каждой девушке следует об этом подумать, прежде чем взять в руки сигарету. Курение подрывает здоровье человека и предрасполагает его различным болезням.
Школьники должны бороться за здоровье своих товарищей. Они могут принести огромную пользу, пропагандируя вредность курения не только в школе, но и в своей семье. Конечно, для этого школьнику надо быть примером для других.

Руководитель лаборатории профилактики факторов риска неинфекционных заболеваний среди детей и подростков НИЦ профилактической медицины Министерства здравоохранения России профессор А. Александров рассказывает, как правильно подать информацию о вреде табака школьникам.

Форма разговора

Знание особенностей детской психики дает главный вывод: никаких нотаций, обвинений в безответственности, упреков, запретов. Только доверительный разговор равных собеседников: высказать мнение правдиво, без приукрашиваний, выслушать, что по этому поводу думает ребенок. Беседа может носить групповой характер.

Мало пользы от лекции о вреде курения. Даже если информация сопровождается наглядной агитацией, большая часть фактов быстро забудется. Лучше действует самостоятельный поиск информации, особенно, если есть опыт знакомства с сигаретой.

Самый эффективный способ – не рассказ взрослого и не диалог один на один, а групповое обсуждение. Каждый участник высказывает мнение и слушает других. Дискуссию, диспут, ролевые игры, интерактивные беседы часто используют учителя. Некоторые приемы полезно взять на вооружение родителям.

Пока не пробовал

Информацию уместно подавать детям в игровой, ненавязчивой форме, начиная с дошкольного возраста. Не пытаться рассказать все и сразу, факты включать дозировано и «случайно». Увидев курящего человека, объяснить, что такое «сигарета», откуда и почему идет дым, какие неприятные ощущения испытывает курильщик.

Чтобы в голове закрепилась четкая мысль, курение – это плохо, подобрать ёмкие, образные слова, тон эмоциональный. Такой механизм действует эффективно и в младшем школьном возрасте. В подсознании ребенка отложатся негативные ассоциации, связанные с курением, которые в момент выбора, курить или нет, сыграют решающую роль.

Пробовал, но не курит

Если школьник уже пробовал курить, но не ему не понравилось, надо опираться на этот негативный опыт. При случае подчеркивать, что это не в моде.

Работают приемы импровизации:

  • у того человека желтые зубы – наверно, он много курит;
  • у этой девочки проблемы с кожей, может, она курит.

Подросток в 10-15 лет живет сегодняшним днем. Говорить о проблемах со здоровьем в будущем бесполезно. Нужны аргументы, актуальные здесь и сегодня.

Уже вошло в привычку

Когда школьник уже курит, не стоит рассказывать прописные истины. Сначала надо понять, что толкнуло его к вредной привычке. Данные опросов среди школьников показывают причины:

  • выглядеть взрослее;
  • получить удовольствие;
  • не выделяться среди курящих друзей;
  • заполнить свободное время;
  • интерес, любопытство;
  • снять стресс;
  • поднять авторитет в компании;
  • понравиться сверстнику противоположного пола;
  • пример вокруг — курящие родители, реклама, примеры из фильмов.

Исходя из причин, строить последующие шаги. Мало рассказать о вреде курения, надо действовать. Поднять самооценку, показать, что расслабиться курение не поможет, найти замену ритуалам курения, записать в спортивную секцию, вместе заняться чем-то модным и полезным.

Нужна сильная мотивация для отказа от вредной привычки. Важно развеять мифы о курении и предложить другие стратегии поведения. Не получается самостоятельно, надо обращаться к специалистам – педагогам, психологам и врачам.

Что говорить и показывать

Пересказывать содержание брошюр и сайтов о профилактике курения не стоит. Надо показать влияние табака на функции растущего организма. На стадии формирования все органы особенно уязвимы.

Кровь юного курильщика испытывает недостаток кислорода из-за его замещения угарным газом. Страдают все органы и ткани. При высокой концентрации газа в крови возможен смертельный исход из-за кислородного голодания.

Легкие как губка впитывают все загрязняющие вещества, сужаются просветы бронхов, появляется ощущение нехватки воздуха, одышка, кашель.

Сердце работает в напряженном режиме, сердечный ритм сбивается. Увеличивается нагрузка на всю сердечно-сосудистую и дыхательную системы подростка. Отсюда постоянная слабость, частые простуды, расстройства работы желудочно-кишечного тракта.

МБОУ Щедровская ООШ

Развлекательно-познавательная игровая программа

для младших школьников

«Курить – здоровью вредить!»

Разработала и провела

классный руководитель 4 класса

Полякова Т.В.

с.Щедровка

2013

Цель - формирование у учащихся представлений о негативных последствиях влияния курения на физическое и социальное здоровье человека, приобщение к здоровому образу жизни.

Подготовка: игра рассчитана на детей в возрасте 7-11 лет, поэтому заранее проводится с ними беседу о вреде курения.

(Беседа со школьниками о том, знают ли они, что называют вредными привычками, почему они вредные и как они влияют на здоровье.

Вы знаете, как человек дышит? Воздух поступает через нос и по воздухоносным путям, похожим на трубочки, попадает в легкие. Это такие органы, напоминающие воздушные шарики, наполненные воздухом. Они расположены в грудной клетке, их два: по одному слева и справа. Когда мы вдыхаем воздух, легкие наполняются им и расширяются, затем они слегка сужаются, и воздух поступает в кровь, с которой разносится по всему организму.

Когда человек курит, вместе с воздухом он вдыхает табачный дым. Ученые установили, что в табачном дыме содержится много вредных ядовитых веществ, в частности, вещество под названием “никотин”, которое является сильным ядом. Они попадают в легкие, а затем разносятся с кровью по всему организму. Посмотрите, как различаются легкие курильщика и здорового человека (демонстрируются слайды с изображением легких курильщика и некурящего). Легкие при курении становятся серыми, сморщиваются и не могут выполнять свою работу, поэтому не хватает кислорода другим органам. Поэтому курящих человек часто болеет, у него сильный кашель, ему не хватает воздуха. Когда он быстро идет, он задыхается. К тому же, у курящего человека Кожа становится морщинистой. Зубы жёлтыми.

Даже люди, которые не курят, а просто находятся рядом с курящим человеком, вдыхая дым сигарет, могут плохо себя чувствовать, и у них может начаться кашель. Поэтому курящий человек наносит вред не только своему здоровью, но здоровью окружающих его людей.)

А сейчас прослушайте сказку про медвежонка Бамси:

Сказка про медвежонка Бамси.

(сказка для учащихся младших классов по формированию

здорового образа жизни)

В большом сосновом бору жил-был сильный и умный бурый медведь. Звали его Бамси. Жил он с мамой и папой, которые его любили и выполняли все желания медвежонка. Шли годы, Бамси вырос и стал чаще гулять по лесу с лесными зверюшками.

Однажды медвежонок возвращался домой с прогулки и встретил злого, хитрого серого волка. Волк был непослушным зверёнком, никогда не слушался маму и папу, курил, а иногда и пил. Маленькие зверята всегда боялись серого. Волк предложил Бамси попробовать курить: «Ты будешь властным, тебя будут все бояться». Волк убеждал медвежонка, а тот, боясь отказаться, согласился попробовать. Волк обещал Бамси брать его с собой гулять, говорил, что будет защищать его ото всех забияк леса. Бамси чаще стал гулять с волком, стал курить, пить. Не соблюдал режим дня, плохо кушал. Через несколько месяцев от прежнего Бамси не осталось и следа. Он похудел, осунулся. Шерсть его свалялась, стала грязной. С Бамси перестали общаться лесные звери, а с глупым волком ему самому надоело общаться. Бамси просил прощенья у своих друзей, но при этом понимал, что они ему уже не доверяют так, как прежде. Бамси уже отчаялся вновь подружиться с лесными зверятами. Но однажды он встретил свою старую знакомую мышку - норушку. Она понимала своего друга и сказала ему: «Бамси, ты должен перебороть тягу к курению, ты должен стать таким же здоровым и весёлым. А мы, твои друзья, тебе обязательно поможем!»

Чему учит эта сказка?

I конкурс Разминка. Спортивный аукцион.

Ребята, что нужно делать,чтобы быть здоровым,сильным и крепким?(заниматься спортом)

Давайте назовём как можно больше видов спорта ровно за 1 минуту.

II конкурс

Ведущий : - Второй наш конкурс называется "Непослушные буквы".

Команда получает по набору карточек с буквами из которых за 30 секунд необходимо составить слово. (Слово на карточках: К-У-Р-Е-Н-И-Е).

Ведущий : Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь я вам буду задавать вопросы, на которые вам надо будет дать полный ответ:

  1. Какой сильнейший яд содержится в одной сигарете? (Никотин)
  2. Какими заболеваниями чаще всего страдают курящие? (Легочные заболевания, рак)
  3. По каким внешним признакам можно определить курящего человека? (Морщины на лице, пальцы и зубы становятся желтовато-коричневыми)

Ведущий : - Вы все очень хорошо отвечали на вопросы, и поэтому мы переходим к следующему заданию, которое называется "Продолжи рассказ".

III конкурс

(Детям зачитывают рассказ, но не до конца, затем предлагают детям его продолжить. Когда выслушаны представители от обеих команд, ведущий зачитывает окончание рассказа). Старый дом пуст. Скоро его снесут. Здесь и расположились ребята: пятиклассник Миша, третьеклассники Саша и Илюша. Миша, худой высокий мальчик, достал пачку сигарет. Он ловко ударил по коробочке. Выскочила одна сигарета. Сигарета смотрела в сторону Саши. Саша тремя пальцами взял сигарету. Миша щелкнул второй раз. Вторая сигарета была направлена в сторону Илюши. (На этом месте рассказ прерывается).

Илюша (...) покачал головой.

Не буду. Я пойду...

Миша презрительно усмехнулся.

Эх, ты, маленький, боишься, мама ремня даст. Кури. Никто не узнает.

Меня не бьют, - тихо сказал Илюша, - я не боюсь, не хочу. Мой дед курит, никак бросить не может, мучается. Я пойду.

Ты не сердись, я тоже не буду, - проговорил Саша, протянул Мише сигарету и тотчас побежал догонять Илюшу.

Ведущий : - Почему люди курят? Одни не знают, что это вредно. Другие знают о вреде, а все-таки пробуют. Собираются мальчики: двое закуривают, а третий боится показаться маленьким перед товарищами, и, хотя ему противно, тоже берет сигарету. Не каждый может проявить характер, как Илья.


Ведущий : - Следующий наш конкурс называется «Математический".

IV конкурс

Какие вы знаете, сказки, мультфильмы, где герои курят? (Ну - погоди!)

Давайте сосчитаем, сколько денег нужно волку на его развлечения?

1 пачка - 50 рублей, в день волк курит 1 пачку, сколько денег нужно волку в год.

А то вы бы купили на эти деньги?

Ведущий : - Переходим к последнему нашему конкурсу, который называется "Нарисуй-ка".

(Ребятам предлагается нарисовать небольшой плакат о вреде курения).

Ведущий : - Спасибо вам, ребята! Наша игра закончена. Надеюсь, что знания, полученные в ходе нашей игры, помогут вам в дальнейшей жизни и уберегут вас от вредных привычек.

Всем участникам раздаются памятные медальки с агитацией на ЗОЖ.

Предварительный просмотр:

Тест: «Вред курения»

1. Табак это:

А) яд;

В) отрава;

С) зараза.

2. Табак попал в Европу из:

А) Америки;

В) Индии;

С) Китая.

3. Курением ты приносишь вред:

А) себе;

В) своему здоровью;

С) окружающим.

4. Каждая выкуренная сигарета укорачивает жизнь человека на:

А) 1 секунду;

В) 3 минуты;

С) 8 минут.

5. Никотин поражает:

А) сердце;

В) лёгкие;

С) мозг.

6 . Ты пробовал курить хотя бы раз в жизни?

А) да

Б) нет

Предварительный просмотр:

Басня о вреде курения И.Крылов “Ворона и лисица”.

Уж сколько раз твердили миру,

Что никотин вреден: но только все не впрок,

И в сердце глупого сигарета всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал окурок сигареты;

На ель ворона взгромоздясь,

Прикурить было совсем уж собралась,

Да зажигалку потеряла, а сигарету-то во рту держала.

На ту беду лиса близенько бежала:

Сигарный дух лису остановил:

Лисица к дереву на цыпочках подходит

Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит

И говорит серьезно, не спеша:

“Голубушка, как хороша!

Опомнись, ты сигарету брось скорей!

Ведь каждой сигаретой сокращаешь жизнь себе!

Займись зарядкой, шейпингом, пробежкой!

При красоте твоей была бы ты царь-птица!”

С одногорбым верблюдом.
Протянул и сказал:
- Курите. Это вам.
Волк сигареты взял. Закурил. А потом нехорошо взглянул на Зайчика:
- А знаешь ты, что курить вредно ?
- Знаю, - сказал Зайчик.
- Знаешь, а мне подсовываешь. Хочешь отравить?
- Что вы? - сказал Зайчик. Я хочу с вами дружить.
Волк усмехнулся:
- Тогда – на. Закуривай. И протянул Зайчику пачку.
- Мне рано
курить , - сказал Зайчик. – Мне мама не разрешает.
- Я разрешаю, - сказал Волк. – Так и передай маме.
Что было делать? Зайчик взял сигаретку.
Волк щелкнул зажигалкой. Поднес язычок пламени к самому его лицу:
- давай, давай. Затягивайся!
Зайчик затянулся густым едким дымом. Внутри у него будто бомба разорвалась.
Он кашлянул. Сигарета выстрелила изо рта, будто ракета с пусковой установки.
Волк заорал, сбрасывая с себя ее горящие обломки.
Больше Зайчик не пытался заводить дружбу с Волком. Как увидит его сутулую фигуру, ноги в руки – и полный вперед!

Курляндский А


Написано и снято немало. Приняты законы, которые не работают или работают неэффективно. Но количество курящих меньше не становится, несмотря на принимаемые меры. Курение в глазах окружающих — вполне безобидная привычка. Подскажите, кто видел хотя бы одного больного, который сказал, что причиной его недугов – табак? В определённом возрасте у каждого человека начинаются проблемы со здоровьем. И для школьника неважно, от чего наступила болезнь – от вредной привычки или от плохой экологии? Для них нет весомых доказательств, которые свидетельствую, что курение вредно. Если это вред, тогда почему так много взрослых людей курит в общественных местах, в подъездах, домах, на кухне? Курение школьников опасно, так как это будущее поколение, которое уже испорчено пагубным воздействием.

По статистике, половина из курящих переходит на приём наркотиков. И если курение среди школьников норма, то это проблема вырождения народа.

Почему подростки и школьники курят?

  • Чаще всего из мнимого чувства взрослости. Если в компании подростков курит хотя бы один, согласно статистике, постепенно закурят и все остальные.
  • Подростки собираются в группы, где им комфортно. Просмотр видео о вреде курения поможет осознать проблему. Курящему во время курения легче общаться с курящими, а пьющим – с пьющими. Совершение подобных действий, которые особенно характерны для подростков, даёт ощущение своеобразного взаимопонимания и принятия.
  • Сигарету часто применяют в качестве , так как курение подавляет аппетит. Это очень привлекательный фактор для тех, кто страдает избыточным весом.

  • После курения возникает кратковременное удовольствие, причиной тому выработка допамина, который отвечает за поощрение и возникновение зависимости.

Таковы основные факторы, которые привлекают подростков.

О вреде курения, последствия

Сначала учащается пульс, из-за никотина повышается уровень сахара в крови, кора головного мозга становится более возбудимой. Никотин препятствует обновлению нейронов головного мозга. Оксид углерода, который содержится в сигаретном дыме, обладает высокой способностью соединяться с гемоглобином и замещать кислород. Так как уровень кислорода в крови снижается, это сказывается на общей работоспособности организма. Стенки артерий утолщаются и покрываются рубцами, что сужает, а затем и перекрывает кровоток. Как свидетельствует видео о вреде курения, подобные явления становятся причиной развития опухолей, злокачественных образований.

Больше всего страдают органы, которые взаимодействуют с веществами, содержащимися в сигаретах. Прежде всего, это гортань, бронхи, лёгкие, сердце и кровеносные сосуды. По мере формирования вредной привычки, организм стремится поддерживать уровень никотина в крови, именно это заставляет выкуривать сигарету за сигаретой.

Многочисленные исследования установили, что так формируется никотиновая зависимость, которая 98% курильщиков приводит к наркотикам. Как убедить школьника расстаться с пагубной привычкой? Силой личного примера, визуальными способами. Показывайте яркие моменты жизни, например, выпускной в 4 классе, сделайте незабываемым праздником, чтобы ребенку не хотелось тратить время на пагубное безделье.

Особо опасно курение для школьников и подростков

Особо опасно курение школьников потому, что полное формирование организма заканчивается к 20 годам. Установлено, что в подростковом возрасте никотиновая зависимость развивается очень быстро, через один-два месяца. Кроме физиологических нарушений, происходит гормональный сбой, который ведёт к недоразвитию всего организма и нарушению репродуктивных возможностей человечества. В итоге, курящее подрастающее поколение превращается в полуфабрикат, неспособный к размножению.

К тридцати годам, как свидетельствует видео о вреде курения , бывшие юные курильщики становятся инвалидами с больным сердцем, избыточным весом и хроническими болезнями лёгких. Курить вредно? Да, курить вредно, так как это трата времени, денег и нервов. Курение вызывает зависимость, которая по силе сопоставима с героиновой. Больше всего хочется курить, когда в крови понижается концентрация никотина.

Почему от курения лучше отказаться? Потому что на это тратится много времени: покупка сигарет, поиски места, собственно выкуривание сигареты. Прибавьте к этому страх постоянно быть застигнутым взрослыми. Нужно найти взрослого, который продаст или купит для них сигаретную пачку. При этом как бы подросток ни скрывал свою пагубную привычку, она всё равно проявляется. Это запах, который остаётся на одежде, руках и исходит от тела. Это изменение поведения в сторону шпионского. С течением времени человек забывает, что было по-другому.

Постоянными спутниками становятся хроническая усталость, жёлтые зубы, серый оттенок кожи, головная боль. Никто не связывает это с курением, объясняя какими угодно причинами, при этом надеясь, что всё постепенно пройдёт. Однако постепенно всё будет усугубляться, потому что главный признак любого наркотического вещества – постепенность. Видео о вреде курения помогает увидеть процесс, словно со стороны. Сознание изменяется, и человек не замечает разницы между собой прежним и собой настоящим. Иногда помочь в этом могут только видео и фотографии, при этом взгляд зрителя должен быть заинтересованным, чтобы найти разительные отличия.

Как отказаться от пагубной привычки курения

Вред курения для школьников подросткам нужно осознать, чтобы сформировать негативное отношение к увлечению сигаретой. Демонстрировать это можно просмотром видео и личным примером. Хорошим примером служат форумы бывших курильщиков. Пока слова не подкреплены опытом, собственным или опосредованным (родителей, сверстников), они не влияют на подростков. Показывать вред курения подросткам необходимо, но делать это нужно визуальными способами.

К сожалению, к мнению взрослых подростки прислушиваются редко, гораздо больший вес для него имеет опыт сверстников и опыт старших ребят. Вот именно они и могут помочь удержать подростков от вредных пристрастий.

Решили покончить с курением? По опыту бывших курильщиков, делать это лучше в выходной день. Перенести «ломку» первого дня гораздо легче, если сочетать её с каким-либо необычным делом, например, поездкой на природу. Возможен совместный просмотр видео о вреде курения . Необходимо выбросить все запасы и пепельницы, обязательно перестирать всю одежду, чтобы избавиться от запаха дыма. Для облегчения психологического состояния лучше сменить окружение, найти тех, кто уже расстался с этой привычкой. Поддержка и положительный эмоциональный настрой – важное подспорье.

После отказа от курения необходимо уменьшить рацион, так как организм будет требовать замещения. Прекрасно подойдут для этой цели фрукты и сухофрукты. Леденцы и конфеты – табу. Удовольствия, которые вызывал никотин, заменят занятия любимым видом спорта. Свежий воздух, более ранний отход ко сну также облегчат состояние бывшего курильщика.

В целом, чтобы избавиться от пагубной привычки требуется от трёх месяцев. Возможно, что этот период будет сопровождаться повышенной нервозностью, снижением успеваемости, так что поддержка и понимание взрослых – один из главных залогов успешной борьбы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


«О вреде курения и алкоголя»

Лекция для школьников

О вреде курения и алкоголя известно немало. Однако беспокойство учёных, врачей, вызванное распространением этих привычек растёт. Сегодня отмечено увеличение доли школьников и подростков, начавших купить и выпивать до 10-летного возраста.

Самым критическим пиком приобщения к курению и алкоголю является подростковый возраст (14-17) лет.

Курение – это не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это скрытая наркомания, и тем опасная, что многие её не принимают всерьёз. Зло приносимое курением столь велико, что борьба с ним во всём мире приобрела значение социальной проблемы. Ещё во времена Петра 1 говорили «Кто курит табак, тот хуже собаки».

Табачные изделия готовятся из высушенных листьев табака, в процессе курения происходит их сухая перегонка, сопровождаемая большим количеством вредных веществ: никотина, угарного газа, аммиака и др. В организм человека при курении попадает около 30 таких веществ. Однако, ввиду того, что никотин попадает в организм не сразу, а частями, он успевает обезвредиться.

Никотин - сильнейший яд. Содержание его в 100 папиросах – смертельный яд для лошади, для человека – в 20-25 папиросах средней крепости. Недаром говорят «Капля никотина убивает лошадь».

Больше никотина в низких сортах табака, особенно в махорке. Если сразу выкурить много табака, может наступить тяжёлое отравление. Оно очень опасно. Лёгкие его формы почти всегда наблюдаются у людей, начинающих курить – головокружение, холодный пот, тошнота, головная боль, слабость в руках и ногах. Известен случай смертельного отравления здорового, длительно курящего человека, выкурившего за 12 часов 50 сигарет.

Курение пагубно отражается на деятельности всех органов и систем. Табачный яд попадая в организм человека за 7 секунд поступает в мозг. Нет ни одного органа, который не страдал бы от яда. В первую очередь страдает нервная система. Снижается память, появляется головная боль, бессонница.

Никотин воздействует на надпочечники, которые выделяют гормон адреналин, способствующий повышению артериального давления.

Очень часто курение ведет к развитию хронического бронхита, хронического воспаления лёгких. У курящего голос становится грубым, хриплым, дёсны кровоточат, зубы крошатся. За 10 лет через дыхательные пути курящего проходит 8 л табачного дёгтя. В 1 кг табака, который человек выкуривает за 1 месяц, содержится 70 л табачного дёгтя.

Рак у курящих встречается чаще, чем у некурящих в 20-30 раз. Курение табака оказывает пагубное влияние как на здоровье самих курящих, так и не курящих, вынужденных находиться в табачном дыму. Их называют пассивными курильщиками. При курении 50% табачного дыма поступает в окружающую среду.

Очень вредно, когда курит девушка – будущая мать. Воздействие табачного дыма на плод вызывает нарушение его развития. Курящих женщин Василий Белов назвал курицами.

Особенно пагубно влияние табачных ядов на растущий организм школьника. Чем раньше они начинают курить, тем чувствительнее к табачному яду их организм, тем быстрее развивается пристрастие к никотину, который задерживает рост. Обычно дети курят тайком, торопливо, а при быстром сгорании табака в дым переходит в 2 раза больше никотина, чем при медленном. К тому же подростки докуривают сигарету до конца, нередко курят окурки, т.е. именно ту часть табачных изделий, которые содержатся больше всего ядовитых веществ. Покупая сигареты, ребята часто тратят деньги, которые им дают на завтрак.

Начинающие курить дети становятся раздражительными, вялыми, рассеянными, появляется кашель, тормозится их общее развитие, грубеет голос, появляется неприятный запах изо рта, замедляется рост.

Чаще всего началом курения является детская шалость, озорство, любопытство. Курят сначала тайком, от случая к случаю, затем чаще, в небольших ребячьих группах. Незаметно курение становится желанной привычкой, и очень скоро пристрастием.

Нередко для юноши курение – символ вожделенной мужественности. Многие девушки начинают курить, подражая взрослым, желая казаться старше, считая курение признаком самоутверждения в жизни, моды, элегантности, не замечая при этом отрицательных изменений своей внешности – появление развязности в манерах, отсутствие умного взгляда. Курение – это частые болезни и преждевременная старость. «Эпидемия» курения ежегодно уносит 400 тыс. жизней.

За последние годы отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. С чего начинается пьянство? Ведущая роль в употреблении подростками алкогольных напитков принадлежит семье. 77% школьников впервые приобщились к алкоголю в кругу семьи и родственников.

У подростков 15 – 17 лет выпивка – атрибут взрослости, познание новой жизни. Для подростков пагубно употребление любого спиртного. Известно, что в 100 г 40-градусной водки содержится 40 г абсолютного алкоголя, в 100 г пива содержится 4 г абсолютного алкоголя, а в 300-400-граммовых кружках пива содержится столько же алкоголя, сколько в половине стакана водки.

По мнению хирурга Фёдора Григорьевича Углова после приёма спиртного в коре головного мозга остаётся кладбище нервных клеток, которые не восстанавливаются.

Помните: пить вино также вредно - как принимать яд!

Больше всего алкоголь поглощают мозг и печень, а также сердце, ЦНС, желудок, половые железы. Поэтому говорят: «Много вина – мало ума!»

Где опьянение, там и преступление. Гнусное оскорбление, кража, изнасилование, совершаемое в состоянии опьянения часто приводит к скамье подсудимых. 55% краж совершается в состоянии опьянения. Пьянство – верный спутник хулиганства. Не в вине преступление – виновен пьющий.

Говорят: «Выпил водки на копейку, а дури прибавилось на рубль». Смертность детей в пьющих семьях в 3 раза выше, чем в семьях непьющих родителей.

Итак, курение, алкоголь и подросток – понятия несовместимые.