Конспект по здоровью. Конспект на тему "здоровье"

Урок здоровья

Задачи:

Формировать у обучающихся установку на здоровый образ жизни;

Развивать любознательность, пытливость, самостоятельность;

Формировать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;

Развивать умение группировать предметы; выделять главное, существенное;

Упражняться в распознавании сходных предметов; находить схожие и отличительные признаки.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя

У Вас в школе часто проводят спортивные соревнования «Весёлые старты», где Вы демонстрируете свою ловкость, силу, выносливость. Сегодня на уроке у нас тоже пройдут соревнования, только не спортивные, а интеллектуальные – «Веселые старты за партой». В ходе этих соревнований вы покажете, какие вы умные, находчивые, чему вы научились в школе. А разговор на сегодняшнем уроке пойдет о здоровье и здоровом образе жизни.
Разделитесь на две команды и выберите капитана команды.
Жюри у нас не будет. Команда, которая быстрее выполнит задание, будет получать маленькую награду – «здрайвер». Кроме того, каждый из игроков, который правильно ответит на вопрос или верно выполнит задание, тоже будет получать по «здрайверу». И команда, и игрок, у которых окажется больше «здрайверов» – будут признаны победителями. Для того, чтобы я ничего не упустила и награды были справедливыми мне нужны помощники ими будут…
(Примечание: «здрайверы» – это небольшие желтенькие кружочки, на которых изображено улыбающееся лицо. Они выполняются в форме медальки на тесемочке).

III. Основная часть занятия

Конкурс "Знакомство"

Игроки каждой команды по цепочке выходят к доске и пишут своё имя наоборот.

Побеждает команда, быстрее выполнившая задание. Каждый игрок команды-победительницы получает по «здрайверу».

Конкурс "Разминка"

Каждой команде предлагается по 5 загадок. Победит команда, которая отгадает большее количество загадок .

– Ребята, вы знаете, что здоровым может быть только тот человек, у которого нет вредных привычек, и который дружит со спортом. Наше следующее задание о видах спорта.

Конкурс "Буквослов"

Каждому ребенку выдается квадрат с клеточками, на котором среди букв, спрятаны названия видов спорта. Задача – найти и вычеркнуть эти слова. Всего их 14.

Побеждает та команда, игроки которой за 5 минут вычеркнули больше слов.

Виды спорта: шахматы, шашки, коньки, лыжи, футбол, хоккей, баскетбол, плавание, борьба, бег, теннис, гимнастика, прыжки, гребля.

– Молодцы ребята, вы справились с данным заданием. А теперь мне бы хотелось узнать у вас, каким видом спорта вы бы хотели заниматься?

– Мальчик Петя, тоже хочет быть сильным и ловким. Он услышал, что «в хоккей играют только настоящие мужчины» и решил стать хоккеистом. Он попросил маму купить ему спортивные принадлежности, но что-то перепутал. Ваша задача помочь мальчику выбрать необходимые для тренировок вещи.

Конкурс "Рассеянный Петя"

Каждому ребенку выдается рисунок с изображением «Рассеянного Пети». Учитель предлагает вычеркнуть не нужные для игры в хоккей принадлежности.

Побеждает та команда, у которой больше игроков правильно выполнило задание.

– Вы знаете, для того, чтобы добиться спортивных результатов, необходимы сила воли, постоянные тренировки и стремление к победе.
В нашем следующем конкурсе победит тот, кто будет самым внимательным и вдумчивым.

Конкурс-игра "Крестики-нолики"

Для игры необходимо подготовить несколько полей. Игроки двух команд делятся на пары, а затем по очереди ставят либо «Х», либо «О».

Победителем становится та команда, у которой больше участников заполнит своими знаками строчку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Конкурс "Найди отличия"

Перед детьми на партах по две одинаковые картинки (на первый взгляд). Задание: «Найдите отличия между этими двумя картинками и обозначь их».

Побеждает та команда, участник которой первым найдет 10 отличий.

Для того чтобы быть сильным необходимо правильно питаться. В следующем нашем конкурсе разговор пойдет о правильном питании. Но сначала нам необходимо заполнить кроссворд.

Конкурс "Кроссворд"

Команда получает лист с кроссвордом. Задача участников как можно быстрее заполнить его.

Ответы:

По вертикали : 1. Салат. 2. Кок. 3. Каша. 4. Рагу. 5. Уха. 6. Сок.
По горизонтали : 7. Лук. 8. Капуста. 9. Кефир. 10. Арбуз. 11. Какао. 12. Суп.

Правильное питание предполагает, что человек употребляет в пищу много этих продуктов. Что это за продукты вы узнаете из следующего конкурса.

Конкурс "Назовите одним словом"

Каждой команде выдаётся листок, на котором изображены предметы. Ваша задача разбить эти предметы на группы и каждую группу раскрасить своим цветом. На листочке ниже рисунка под цифрами 1, 2, 3 дать единое название этим группам.
Побеждает та команда, игроки которой выполнят задание первыми.

Конкурс "Игра наоборот"

Каждому ребенку выдаётся по десять карточек: 5 жёлтых и 5 синих. На карточках написаны слова.

Конкурс "Наведите порядок" (на доске)

Переставьте буквы так, чтобы получились слова. Каждому игроку даётся карточка из 3 слов. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.

1. Ж И Р Е М 2. Я Н Д 3. К А Н И Л Ь К О Ш

Конкурс "Кто громче"

– Ребята, вы любите кричать?

– В нашем следующем конкурсе важно не только громче крикнуть, но и крикнуть дружно, всей командой. А кричать мы будем «кричалки» о здоровом образе жизни.

Чтобы день твой был в порядке, начинай его с зарядки.

Нам смелым и сильным, и ловким со спортом всегда по пути!

Спорт любить – сильным быть!

В здоровом телездоровый дух!

Выигрывает команда, игроки которой дружно и громко представляют «кричалки».

IV. Подведение итогов

Помощниками учителя подсчитывается количество «здрайверов», которые заработали участники и команда в целом. После подсчёта объявляются команда-победитель и ребенок-победитель.

Список литературы :

Игры для мальчиков №3. Кроссворды, головоломки, загадки, раскраски, ребусы./ С. Федин; худож. И. Белов. – М.: АСТ: «Астрель», 2005.

Игры для мальчиков №9. Раскраски, кроссворды, загадки, ребусы, головоломки./ Н. Минаев, С. Богочев, С. Юкин и др. – М.: АСТ, «Астрель», 2004.

Игры для мальчиков. Кроссворды, лабиринты, ребусы, раскраски, головоломки. Выпуск № 18. М.: Издательство «Астрель», 2004.

Игры для мальчиков №21. Кроссворды, головоломки, загадки, раскраски, ребусы./ Е.А. Румянцева, Н.Г. Кореева, О.В. Кулькова и др. – М.: АСТ: «Астрель», 2005.

Загадки для 1 команды:

Соберем команду в школе
И найдем большое поле.
Пробиваем угловой –
Забиваем головой.
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы... (футбол)

В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть
И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит, это... (баскетбол)

На Олимпе в древнем мире
Греки поднимали гири,
Состязались в беге, силе,
Тяжести переносили.
И дарила им награды
Летняя... (олимпиада)

И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы – фигурные... (коньки)

С клюшкой я скольжу на льду.
Шайбу я вперёд веду.
Подойду сейчас к воротам,
Гол забью я с разворота! (хоккеист)

Загадки для 2 команды:

Здесь команда побеждает,
Если мячик не роняет.
Он летит с подачи метко
Не в ворота, через сетку.
И площадка, а не поле
У спортсменов в... (волейболе)

Я смотрю – у чемпиона
Штанга весом в четверть тонны.
Я хочу таким же стать,
Чтоб сестренку защищать!
Буду я теперь в квартире
Поднимать большие... (гири)

Мы не только летом рады
Встретиться с олимпиадой.
Можем видеть лишь зимой
Слалом, биатлон, бобслей,
На площадке ледяной –
Увлекательный... (хоккей)

Красиво, грациозно,
Танцуют в нём на льду.
И пусть бывает сложно,
Я этот спорт люблю! (Фигурное катание)

Бегу я очень быстро,
Стараюсь, как могу.
Не даром же я спринтер,
Я к финишу спешу. (бегун)

Подберите к каждому слову другое, противоположное ему по смыслу и выпишите парами на листе.

Побеждает та команда, участники которой первыми выполнят задание.

Развёрнутый план-конспект лекции №4 на тему:

«ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

План лекции:

1. Понятие «здоровье», его сущность и компоненты

Важнейшей ценностью для человека является здоровье . «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум» (Геродот). Великий Сократ на вопрос учеников «Что такое здоровье?» ответил: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!».

В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указано: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в комплексной характеристике этого состояния организма. Из определений понятия здоровье очевидно, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных факторов (наследственность, конституция, пол, возраст).

Наиболее полно характеристика понятия здоровья дана и в определении одного из основоположников науки о здоровье Виктора Порфирьевича Петленко: «Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей».

Здоровье – многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья.

Соматическое здоровье –– текущее состояние органов и систем органов челове­ческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития чело­века. Эта программа развития опо­средована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье - важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.

Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека – это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.

Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций – следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамическом постоянстве внутренней среды организма – гомеостазисе (homeostasis ; греч. homoios – подобный, сходный + греч. stasis – стояние, неподвижность).

Следует иметь в виду, что самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности – его физическое здоровье.

Фактически физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1) уровень физического развития, 2) уровень физической подготовленности, 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Психическое здоровье –– состояние психической сферы человека. Основу пси­хического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обес­печивающее адекватную регуляцию поведения.

Сексуальное здоровье –– комплекс соматических, эмоциональ­ных, интеллекту­альных и социальных аспектов сексуального существо­вания человека, пози­тивно обогащающих личность, повышающих ком­муникабельность человека и его способность к любви.

Репродуктивное здоровье –– компонент здоровья, определяющий репродуктивную функцию организма.

Нравственное здоровье –– комплекс характеристик мотивацион­ной и потребно­стно-информационной основы жизнедеятельности чело­века. Основу нравст­венного компонента здоровья человека опреде­ляет система ценностей, уста­новок и мотивов поведения индивида в соци­альной среде.

Профессиональное здоровье –– состояние, определяющее эффективность профессиональной деятельности человека.

Вполне очевидно, что уровень здоровья человека в результате его взаимодействия с окружающей средой постоянно колеблется; здоровье – это динамический атрибут жизни человека: когда он заболевает, то уровень его здоровья понижается (иногда до нуля – смерть), когда человек выздоравливает – уровень здоровья повышается. Понятия здоровье и болезнь тесно связаны друг с другом. Казалось бы они противоположны: крепкое здоровье – отсутствие болезней и наоборот. Однако все гораздо сложнее. Измерить болезнь и здоровье трудно, границу между ними провести практически невозможно. Абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы, между ними существуют разнообразные формы связей и взаимных переходов.

Практическая медицина выделяет три основных состояния человека:

1. Здоровье – состояние оптимальной устойчивости организма (адаптация удовлетворительная);

2. Предболезнь – состояние с возможным развитием патологического процесса в организме и снижением резервов адаптации;

3. Болезнь – процесс, проявляющийся в виде клинических (патологических) изменений в состоянии организма человека (срыв адаптации).

Здоровье может быть рассмотрено как биосоциальный потенциал жизнедеятельности человека. Могут быть выделены следующие компоненты потенциала.

П отенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) – способ­ность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться.

Потенциал воли (личностный аспект здоровья) – способность чело­века к самореализации; умению ставить цели и достигать их, выбирая адек­ватные средства.

Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья) – способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно при­нимать чувства других.

Потенциал тела (физический аспект здоровья) – способность разви­вать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телес­ность как свойство личности.

Общественный потенциал (социальный аспект здоровья) – способ­ность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремле­ние постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, выраба­тывать чувство принадлежности ко всему человечеству.

Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) – способность человека к созидающей активности, творчески самовыражаться в жизнедея­тельности, выходя за рамки ограничивающих знаний.

Духовн ый потенциал (духовный аспект здоровья) – способность раз­вивать духовную природу человека.

Сущность здоровья – это жизнеспособность индивида, а уровень этой жизнеспособности желательно определять количественно. На необходимость такой количественной оценки не раз указывал известный хирург, академик Н.М. Амосов. По его мнению, количество здоровья можно определять как сумму резервных мощностей основных функциональных систем. Эти резервные мощности можно характеризовать так называемым коэффициентом резерва, который представляет собой соотношение максимального проявления функции к ее нормальному уровню (уровню покоя). Например. Возьмем сердце и предположим, что его минутный объем (объем крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту) в покое составляет 4 литра, а при самой энергичной физической работе – 20 литров. Значит «коэффициент резерва» равен 20: 4 = 5. Когда сердце дает 4 литра в минуту, это достаточно, чтобы обеспечить кислородом организм только в покое. Но при необходимости оно может дать и 20литров в минуту и обеспечить доставку кислорода мышцам, выполняющим тяжелую физическую работу, следовательно, и в этих условиях сохранится качественное условие здоровья – нормальные показатели насыщения крови кислородом. Теперь представим себе детренированное сердце. В покое оно тоже дает 4 литра в минуту, но его максимальная мощность всего – 6 литров. И если человек с таким сердцем вынужден будет выполнять тяжелую нагрузку, требующую, допустим, 20 литров, то уже через несколько минут ткани окажутся в условиях тяжелого кислородного голодания. Все показатели укажут на «патологический режим». Это еще не болезнь, но уже достаточно, чтобы вызвать приступ стенокардии, головокружение и т.д. Условия «статического здоровья» (нормальные показатели в покое) были соблюдены, но субъект явно неполноценный.

Учитывая, что уровень здоровья зависит от «резервных мощностей» или как говорят «резервов адаптации организма», сегодня для определения его уровня используются различные методы нагрузочного тестирования с оценкой ответных реакций организма (определение максимального потребления кислорода, индекс Гарвардского степ-теста, PWC-170 и т.д.). Для оценки здоровья в настоящее время стало возможным применение различных оценочных компьютерных программ.

2. Факторы, определяющие здоровье человека

Здоровье человека, возникновение тех или иных заболеваний, их течение и исход, продолжительность жизни зависят от большого числа факторов.

Все факторы, определяющие здоровье, делят на факторы, укрепляющие здоровье («факторы здоровья») и факторы, ухудшающие здоровье («факторы риска»).

В зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы: 1) факторы образа жизни (50% в общей доле влияния); 2) факторы внешней среды (20% в общей доле влияния); 3) биологические факторы (наследственность) (20% в общей доле влияния); 4) факторы медицинского обслуживания (10% в общей доле влияния).

К основным факторам образа жизни, укрепляющие здоровье, относятся: отсутствие вредных привычек; рациональное питание; адекватная физическая нагрузка; здоровый психологический климат; внимательное отношение к своему здоровью; сексуальное поведение, направленное на создание семьи и деторождения.

К основным факторам образа жизни, ухудшающим здоровье, относятся: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными средствами; несбалансированное в количественном и качественном отношении питание; гиподинамия, гипердинамия; стрессовые ситуации; недостаточная медицинская активность; сексуальное поведение, способствующее возникновению половых заболеваний и непланируемой беременности.

К основным факторам внешней среды, определяющим здоровье, относятся: условия обучения и труда, факторы производства, материально-бытовые условия, климатические и природные условия, степень чистоты среды обитания и т.д. К основным биологическим факторам, детерминирующим здоровье, относятся наследственность, возрастные, половые и конституциональные особенности организма. Факторы медицинской помощи определяются качеством медицинского обслуживания населения.

3. Образ жизни и здоровье

Образ жизни это определенный вид (тип) жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные виды деятельности: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие. В качестве основных выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

Основными факторами, определяющие образ жизни человека являются: уровень общей культуры человека; уровень образования; материальные условия жизни; половые и возрастные особенности; конституция человека; состояние здоровья; экологическая среда обитания; характер работы, профессии; особенности семейных отношений и семейного воспитания; привычки человека; возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности человека в направлении укрепления и развития здоровья. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодоление факторов риска возникновения различных заболеваний: борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями (хотя это имеет большое оздоровительное значение), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Валеология (от лат. valeo - здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Это сравнительно новое научно-педагогическое направление, возникшее в связи с острой необходимостью оздоровления населения, в том числе и молодых людей. В настоящее время валеологические знания включены в программу учебной дисциплины «Физическая культура».

Согласно основным положениям валеологии, образ жизни человека представляет собой выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить.

По мнению В.П.Петленко, образ жизни человека должен соответствовать его конституции , при этом под конституцией понимается генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды. Конституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Определение конституции человека пока весьма затруднительно, но некоторые приемы ее оценки разработаны и начинают внедряться в практику (определение соматотипа, психотипа и т.д.).

К основным социальным принципам здорового образа жизни относятся следующие: образ жизни должен быть эстетичным; образ жизни должен быть нравственным; образ жизни должен быть волевым.

К основным биологическим принципам здорового образа жизни могут быть отнесены следующие: образ жизни должен быть возрастным; образ жизни должен быть обеспечен энергетически; образ жизни должен быть укрепляющим; образ жизни должен быть ритмичным.

Анализируя сущность социальных и биологических принципов здорового образа жизни, можно легко убедиться, что соблюдение большинства из них является непременным условием для формирования физически культурного человека.

Образ жизни студенческой молодежи также имеет свои специфические черты, связанные с особенностями возрастного характера, спецификой учебной деятельности, условиями быта, отдыха и ряда других факторов. Основными элементами здорового образа жизни студентов являются: организация режима труда (учебы), отдыха, питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям; стремление к физическому совершенству путем организации индивидуального целесообразного режима двигательной активности; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность; исклю­чение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алкоголизма, наркомании, гиподинамии и т.д.); культура сексуального поведения, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправления и самоорганизации; достижение душевной, психической гармонии в жизни; закаливание орга­низма и его очищение и т.д.

Особое значение имеет оптимальная двигательная активность . Для организма двигательная активность является физиологической потребностью. Это объясняется тем, что человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. Сотни и сотни веков человек следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю... машин.

Здоровье и двигательная активность – это сближающиеся в настоящее время понятия. «Мышечный голод» для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода, питания и витаминов, что неоднократно подтверждалось. Например, если здоровый человек в силу каких-то причин даже всего лишь нескольких недель не двигается, то мышцы начинают худеть. Его мышцы атрофируются, работа сердца и легких нарушается. Сердце тренированного человека вмещает в себя почти в два раза больше крови, чем сердце не занимающегося физическими упражнениями. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

Реально же сейчас сложилась такая ситуация, что в современном обществе, особенно у большинства горожанин, уже почти нет других средств для укрепления здоровья и искусственного повышения двигательной активности, кроме физической культуры. Физические упражнения должны восполнять недостаток в физическом труде, в двигательной активности современного человека.

Многие люди, оправдывая нежелание заниматься физическими упражнениями, ссылаются на то, что у них для этого не хватает времени. В этой связи уместно вспомнить изречение: «Чем меньше времени тратишь на спорт, тем больше его потребуется на лечение».

4. Окружающая среда и здоровье

ХХ век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные средства и способы лечения многих заболеваний. Вместе с тем текущий век принес уменьшение объема двигательной активности, увеличение нервно-психического и других видов стресса, химическое загрязнение окружающей среды и другие негативные явления. Произошли и существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.

Тысячи поколений наших предков жили в тесном общении с природой, жили и работали синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой режим жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла одинаково в любое время года. И, несмотря на два выходных дня в неделю, значительная часть людей с трудом выдерживает рабочий ритм в течение 11 месяцев.

Еще сравнительно недавно все необходимое для жизни человек должен был заготовить сам (топливо, запасы пищи и т.п.). «Потребляя» свое здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы, человек хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. В настоящее же время здоровье не всегда и не в должной степени является предметом заботы самого человека. И человек становится только «потребителем» своего здоровья, но не его «производителем».

Породив своей производственной деятельностью экологическую проблему, обеспокоенный сохранением природы в планетарном масштабе, человек забыл, что он часть природы, и свои усилия направляет главным образом на сохранение и улучшение окружающей среды.

5. Наследственность и ее влияние на здоровье и заболеваемость

Наследственность –– присущее всем организмам свойство передавать потомству характерные черты строения, индивидуального развития, обмена веществ, а, следовательно, состояние здоровья и предрасположенности ко многим заболеваниям.

По наследству могут быть переданы признаки не только нормального, но и патологического, болезненного состояния организма. Известно более 2000 наследственных болезнейчеловека.

Организм получает наследственные свойства (гены) от родителей: один ген отцовский, другой ген – материнский. Однако признаки каждого из родителей в организме ребенка проявляются неодинаково. Проявление наследственных болезней может происходить на протяжении всего периода индивидуального развития. Известно большое число наследственных болезней, проявляющихся не в раннем возрасте, а на более поздних стадиях развития. Наследственные болезни, а также предрасположенность к ряду заболеваний (язвенная, гипертоническая, желчно-каменная болезни, атеросклероз и др.) не так редки, как долгое время считали, однако многие из них можно предупредить. Поэтому молодым людям, имеющим в роду какие-либо наследственные болезни, рекомендуется проконсультироваться у врача о возможном риске возникновения наследственного заболевания у них и их потомства и, руководствуясь этим, проводить своевременную коррекцию возможных нарушений.

6. Здравоохранение и здоровье

Существующая ныне система здравоохранения не в состоянии сохранить и укрепить здоровье человека, приостановить или снизить рост заболеваемости. Как свидетельствуют материалы комиссии по охране здоровья населения Совета Безопасности Российской Федерации демографическая катастрофа в России стала свершившимся фактом. Во всех возрастных группах отмечается снижение уровня здоровья, рост частоты и тяжести течения болезней различных органов и систем, возникновение и распространение ранее неизвестных заболеваний и патологических состояний. Как следствие этого в настоящее время значительно сократилась продолжительность жизни, формируется неполноценное и ослабленное поколение.

Конечно, никто не умаляет роли медицины, она, несомненно, умеет лечить многие болезни и часто делает просто чудеса, спасая человека от преждевременной смерти. Она достигла больших успехов в предупреждении и лечении инфекционных заболеваний, однако излечение болезней приносит здоровье далеко не всегда. В организме человека нередко остается след не только от перенесенного заболевания, но и от самого лечения, насыщенного небезразличными для здоровья психическими (нервно-эмоциональный стресс), физическими (ионизирующие излучения, токи высокой частоты, ультразвук и пр.), химическими (химиотерапевтические, наркотические и пр., лекарственные препараты) и биологическими (вакцины, сыворотки) факторами.

Медицина уже не может удержать напора нарастающего вала патологии (старых и новых болезней). Медицина, сугубо лечебная, как отмечает основоположник валеологии И.И. Брехман – это не та дорога, которая ведет к храму здоровья, сколько бы средств ни ушло на лечение болезней, здоровья больше не будет. Если и дальше удовлетворятся только уровнем лечебной медицины и не заниматься здоровьем как таковым, то эффект будет таким, как при попытке заполнения водой бочки с дырявым дном. Недаром еще владыки древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они были здоровы.

7. Здоровье в иерархии потребностей человека

Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что в нашем государстве еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья, что в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека, что здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не стало на первое место в иерархии потребностей человека.

Так, особенно у молодых людей, различные материальные блага жизни, карьера, успех признается более важной ценностью. Однако в более старшем возрасте, большинством людей здоровье признается глобальной и важной ценностью. Известно, что основным мотивом, побуждающим посещать не обязательные занятия физической культурой является укрепление и сохранение здоровья. Таким образом, положение здоровья в иерархии потребностей человека в большой степени зависит от возраста человека и от уровня здоровья. Так, в состоянии физического и психического благополучия здоровье обычно воспринимается как нечто безусловно данное, потребность которого хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации его явного дефицита. Как говорил Н.М. Амосов: «Здоровье само по себе воспринимается как счастье, только когда его уже нет».

Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у здоровых людей? Оказывается, что её явно недостаточно.

Во-первых, если человек здоров, то он воспринимает это как должное, и не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, его качества и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Вместе с тем, очень часто люди, отягощенные болезнями, тем не менее, не предпринимают действенных мер, направленных на их устранение. Очевидно, что забота человека о своем физическом и психическом благополучии определяется не столько уровнем здоровья, сколько личным отношением к нему человека.

Во-вторых, велико значение отношения окружающих, общественное мнение. К сожалению, у нас пока нет моды на здоровье и заботящиеся о своем здоровье рискуют прослыть чудаками, отличающимися от большинства людей, фатально безразлично относящихся к своему здоровью.

Таким образом, приходится констатировать, что положительная мотивация для здоровья явно недостаточна. Очень многие люди всем своим образом жизни идут не к здоровью, а от него. И главная причина – в сознании человека, его психологии.

Из этого вытекает необходимость воспитания (и в первую очередь и через физкультурное воспитание) у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности, а также разработка основных положений и условий здорового образа жизни, методология их внедрения, привития и освоения людьми.

8. Влияние культурного развития личности на отношение к здоровью

Велика ли связь между культурным развитием человека и отношением к самому себе, к своему здоровью? Больными могут быть люди разного уровня культуры. Но сохранение и воспроизводство здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры.

В последнее время появилось много публикаций о роли культуры в развитии человека. В них отмечается, что человек – субъект и одновременно главный результат своей собственной деятельности. Культуру с этой точки зрения можно определить как самосознание, самопроизводство человека в конкретных формах деятельности. Таким образом, под культурой более конкретно понимается особого рода отношение – отношение к самому себе, свойственное только человеку. Культура не только сумма знаний, это поведение и сумма нравственных начал.

Очень часто люди не знают, что они способны сделать с самими собой, какими огромными резервами здоровья обладают, что здоровым образом жизни можно вылечить и сохранить здоровье на долгие годы.

Таким образом, на фоне общей грамотности люди многого не знают, а если и знают, то не следуют правилам здорового образа жизни. Для здоровья нужны такие знания, которые бы стали бытием, привычками. Установка на здоровье категория субъективная, но она может иметь значение важного объективного фактора здоровья. Иногда человек думает только о болезни, раскрывается ей, впускает ее в себя. Фокусирование же на здоровье, наоборот, мотивирует поведение, мобилизует резервы здоровья. Как тут не вспомнить прекрасный девиз: «Вставайте поутру с мыслью о том, что вы здоровы, и засыпайте с той же мыслью». Так сколько же возможностей и резервов для долгой и здоровой жизни у здорового человека? Эти резервы, однако, далеко не всегда сохраняются и включаются сами по себе. Об этом человек должен позаботиться сам.

Конспект занятия «В стране здоровья»

Цель и задачи:

Закрепить представления о здоровье, здоровом образе жизни, раскрыть значение оздоровительных мероприятий и «помощников здоровья». Уточнить представления детей о понятиях «медицинское обслуживание», «здоровый образ жизни», формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Развивать разговорную речь, словарь, умение делать выводы, отвечать на вопросы, слушать собеседника. Развивать у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета. Закрепить знания о разных видах спорта. Уточнить знания детей о здоровом образе жизни. Развивать умение аккуратно наклеивать элементы аппликации, быть внимательным. Воспитывать бережное отношение к состоянию своего здоровья и здоровья окружающих.

Материал, оборудование:

Плакат «Здоровье и его составляющие»; иллюстрация о спорте, о пище; цветная бумага, картон, клей, салфетки, кисти.

Предварительная работа:

    Беседы: «Охрана здоровья», «Беда может случиться с каждым», «Ребенок имеет право на охрану здоровья».

    Чтение П. Чуковского «Доктор Айболит». Чтение энциклопедии «Все обо всем».

    Составление словесного портрета здорового и больного человека.

    Беседа о плакате «Здоровье и его составляющие».

    Семейный проект «Мое право - расти здоровым».

    Фотовыставка на тему: «О здоровом образе жизни в детском саду».

    Выставка детско - родительских работ на тему: «Мы растем здоровыми».

    Сюжетно - ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «В гости к доктору Айболиту».

    Экскурсия в медицинский кабинет.

    Дидактическая игра «Права ребенка».

    Занятие «Спорт - это здоровье», «Советы доктора Айболита».

Ход занятий

Учитель: - Дети, сегодня я вас приглашаю в замечательную страну с необычным названием «Страна здоровья».

    Ребята, а на чем бы вы хотели путешествовать? (ответ

    А я предлагаю вам полететь на самолете, вы согласны?

(ответ детей).

Игра «Самолеты»

Цель: Упражнять детей в четком произношении слов с имитацией движений. Развивать внимание детей к речи окружающих.

Учитель: - Вы все крылья - я пилот.

Дети: - Получили инструктаж -

Начинаем пилотаж, (дети строятся друг за другом).

В снег летаем и пургу (У-у-у)

Видим чьи-то берега (А-а-а)

Ры-ры-ры рычит мотор,

Мы летаем выше гор.

Вот снижаемся мы все

К нашей взлетной полосе!

Что ж закончен наш полет.

До свиданья, самолет. (Ю.Шмаев)

Учитель: - Вот мы и прилетели в страну «Здоровья».

Ребенок: - Здравствуй, страна «Здоровья», ты одна на свете,

Где всем управляют маленькие дети. Здесь всегда спокойно, солнечно, тепло, Тому, кто живет здесь, очень повезло! И очень рада детвора, что здесь защищают Детские права. . (Ю.Шмаев)

Учитель: - Ребята, а какие детские права защищают в стране «Здоровья?».

Дети: - «Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание». Воспитатель: - Если кто-то из жителей страны заболеет, то он непременно идет в поликлинику. В стране «Здоровья» все дети получают бесплатную медицинскую помощь. Кто оказывает эту помощь?

Дети: - Медицинские работники, врачи, а в сказочной стране доктор Айболит.

Учитель: - Давайте и мы отправимся к доктору Айболиту, (дети

проходят по стране «Здоровья», стучатся в домик).

Учитель: - Здравствуйте, дети. Что случилось, вы заболели?

Вы не будите болеть, ну а вдруг случится,

Буду горлышко вам греть, класть в носки горчицу,

К вам домой всегда приеду, выпишу лекарства,

Дети не должны болеть, кашлять и сморкаться.

    Как вы очутились в стране «Здоровья»?

Дети: - Прилетели на самолете, (дети садятся).

Учитель: - Доктор Айболит у вашего дома расцвел необыкновенный цветок.

Учитель: - Ребята - это цветок «Здоровья» (дети рассматривают цветок), середина цветка - это здоровье, а лепестки его составляющие. (Прил.1 рис.1)

Учитель: - Давайте мы поговорим с вами об охране здоровья, чтобы оно подольше оставалось с вами.

    Давайте рассмотрим первый лепесток - это правила личной гигиены. Доктор Учитель : - Ребята, а скажите мне пожалуйста какие правила личной гигиены вы знаете?

Дети: - Умываться, руки мыть с мылом, перед сном купаться, чистить зубы утром и вечером, стричь ногти, чистить уши ватными палочками. Воспитатель: - А сейчас дети расскажут стихи о правилах личной гигиены. Дети: Для здоровья, между прочим

Зубы чистить важно очень,

Важно с мылом умываться

Перед сном всегда купаться.

Очень важно руки мыть

Важно чаще ногти стричь.

Под ногтями грязи чтобы,

Не выращивать микробы.

Регулярно уши чистить,

Ноги, обувь держать чистой,

Кушать по часам и спать

Утром по часам вставать. (Е. Авдиенко)

Учитель: - Ребята, для хорошего здоровья очень важно соблюдать правила личной гигиены.

Доктор Айболит: - И не нарушать их!

Учитель: - Давайте рассмотрим второй лепесток - это занятия спортом.

Игра «Назовите разные виды спорта»

Цель: Закрепить представления о здоровом образе жизни, о разных видах спорта.(Прил.1 рис.2)

Учитель: - А какие виды спорта вы знаете?

Дети: - Бег, плавание, фигурное катание, бокс, футбол, легкая атлетика,

самбо, физкультурные занятия, подвижные игры.

Учитель: - Ребята, а зачем нужно заниматься спортом?

Дети: - Чтобы вырасти здоровыми, сильными, выносливыми, спортивными и красивыми.

Учитель: - Давайте рассмотрим третий лепесток - окружающая среда, пища.

    Ребята, отгадайте пожалуйста загадку: «Кто в году четыре раза переодевается?

Дети: - Земля.

Учитель: - Что согревает нас своими лучами?

Дети: - Солнце.

Учитель: Что окружает нашу планету и помогает нам дышать?

Дети: Воздух.

Учитель: - А сейчас я вам загадаю загадку: «Зимой падает, весной журчит, летом шумит, осенью капает»?

Дети: Вода.

Учитель: - Земля, вода, солнце, воздух - это все доктора природы.

    Давайте поприветствуем докторов природы, которые нам дают здоровье. Дети: (встают в круг)« Я приветствую тебя, Земля»!

«Я приветствую тебя, Вода»! «Я приветствую тебя, Воздух»!

«Я приветствую тебя, Солнце»!

(дети садятся).

Учитель: - Для хорошего здоровья необходимо правильное питание. Доктор Айболит: - Ребята, а что вы больше всего любите кушать?

Дети: - Конфеты, торты, пирожное, чупа-чупсы.

Учитель: - Дети, чтобы быть здоровыми нужно правильно питаться: кушать каши, суп, мясо, компоты, фрукты, ягоды, больше овощей, хлеб.

    Кто правильно питается,

    Тот на здоровье не жалуется.

Учитель: Вот и последний лепесток остался - это хорошие и вредные привычки.

Ребята, хорошие привычки способствуют укреплению здоровья, а вредные к его потере. Воспитание в себе хороших привычек требует определенных усилий, они сберегут ваше драгоценное здоровье, в то же время и безответственное отношение к своему здоровью могут привести к его потере.

Игра «Хорошие и вредные привычки»

Цель: Закрепить понятие «здоровый образ жизни». Формировать ответственное отношение к своему здоровью.

Учитель: - Я буду вам называть привычки, а вы на вредные привычки

топайте, а на хорошие привычки хлопайте.

Ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Баловаться за столом.

Чистить зубы.

Грызть ногти.

Мыть руки перед едой.

Соблюдать режим дня.

Класть вещи на место.

Аппликация на тему: «Мое здоровье»

Учитель: - Дети давайте еще раз рассмотрим цветок «Здоровья».

    Середина цветка - это что такое?

Дети: - Здоровье.

Учитель: - А лепестки?

Дети: Его составляющие (правила личной гигиены, занятия спортом, окружающая среда, пища, привычки.)

Учитель: Дети, у вас на столах лежат вот такие «середина цветка» - это ваше здоровье, а вы должны приклеить к нему его составляющие лепестки, лепестки у вас лежат в розетке. Клей набираем на кисть понемногу, аккуратно кончики лепестка намазываем на клеенке, приклеиваем, лишний клей промакиваем салфеткой.

Работа детей, в ходе воспитатель дает указания правильно приклеить лепесток. Готовые работы воспитатель предлагает посадить у цветка «Здоровья». Доктор Айболит хвалит детей, прощается с ними. Воспитатель: - Путешествие по стране здоровья заканчивается, пора нам возвращаться в детский сад.

Игра «Самолеты»

Цель:Упражнять детей в четком произношении слов с имитацией движений. Развивать внимание детей к речи окружающих.

Учитель: - Вот мы и вернулись в наш детский сад. дети, а что нового вы узнали в стране здоровья?

Дети: - Мы узнали, что дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

    Чтобы быть здоровым нужно соблюдать правила личной гигиены.

    Заниматься спортом.

    Хорошо кушать и не иметь вредных привычек.

Учитель: - Все вы сегодня занимались дружно, отвечали на вопросы, рассказывали стихи и многое узнали. Молодцы.

Внеклассное занятие в начальной школе

Конспект занятия для младших школьников "Здоровый образ жизни"

Цель: формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.Умеение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли. Как много пословиц о здоровье.
Соединим фразу и прочитаем пословицу:
В здоровом теле… дороже золота.
Здоровье… за деньги не купишь.
Здоровье… здоровый дух.
Существуют тысячи болезней… рак.
Здоровому, каждый день… пить лекарства.
Где табак, там язва и … здоровье только одно.
Лучше дышать свежим воздухом, чем … праздник.

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя - сыновья часто и подолгу болели.

Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях». Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для детей своей страны.

От чего же зависит здоровье человека?

Что является причиной заболеваний?

Причины болезни изучает маленький ручеек. Послушайте!

Бежит маленький ручей
Средь цветов и средь камней.
И людей, и зверей
Поит он водой своей.
Часто жалуются люди
На болезни и недуги.
У зверей сложна судьба,
В то же время - жизнь длинна,
И дубы растут лет сто,
Коль не срубит их никто.
Вот прозрачный ручеек -
Задает себе вопрос:
«Почему болеют люди?
Что их так несчастных губит?»
И решил вопрос он этот
Всем задать, кого ни встретит:
Розе, пальме, кабану,
Тигру, дикому коту.

Что же ответили ручью растения и животные?

По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость - это особая мудрость, и болезни ее боятся.

Высокая стройная пальма ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям. А жестокость - это путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.

Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.

Дикий кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.

Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают и это тоже вредит их здоровью.

А как вы думаете, что является причиной заболеваний? (Подводят итог).

Блицтурнир
Согласны ли вы, что зарядка – источник бодрости и здоровья?
Верно ли, что жвачка сохраняет зубы?
Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма?
Правда ли, что бананы поднимают настроение?
Правда ли, что есть безвредные наркотики?
Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год?
Чтобы сохранить зубы здоровыми, надо есть много сладкого?
Чтобы сохранить зубы здоровыми надо чистить зубы два раза в день?
Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду?
Правда ли, что способствует закаливанию контрастный душ?
Чтобы сберечь глаза надо смотреть телевизор, сколько хочу?
Чтобы защититься от микробов, надо всегда мыть руки с мылом?
-Сделайте прыжок вперед, ладонями достаньте пол. Соедините руки за спиной и присядьте несколько раз. Как можно назвать то, что мы с вами сейчас делаем? Правильно! Разминка, зарядка, физическая нагрузка. Это способствует укреплению здоровья?
А сейчас закройте глаза.
Представьте жаркое лето. Светит яркое солнце. По небу медленно плывут облака. Вдруг, откуда ни возьмись, появился ветер и стал играть листьями берез. Неожиданно серые тучи закрыли солнце – и теплый дождь звонко застучал по крышам домов. Воздух стал необыкновенно свежим и … Откройте глаза! Что вы видите?!
Появилась радуга!
(Дети стоят, в руках у них листы бумаги, вырезанные в форме радуги, со словами «Гигиена», «Сон», «Движения», «Закаливание», «Питание», «Долой вредные привычки», «Добрые слова»
-Но, если радуга – природное явление и не подчиняется воле человека, то от человека зависит его состояние здоровья.
Перед вами радуга, представляющая слагаемые здоровья!
Итак, вам слово, ребята! (Дети читают сообщения)
Гигиена.
Ни для кого не секрет, что здоровье начинается с личной гигиены. К ней относится чистота тела и уход за полостью рта. Большое значение также имеет и выбор одежды. Одежда должна соответствовать климату, времени года, и роду занятий. После возвращения из школы нужно сменить ученическую форму на домашнюю одежду. Все это способстует лучшему отдыху.
Сон.
Хороший отдых обеспечивает нам сон. Чтобы сон был глубоким, надо вставать и ложиться спать всегда в одно и тоже время. Комнату перед сном обязательно надо проветрить. Полезна небольшая прогулка перед сном на свежем воздухе. Мешают засыпанию яркий свет, шумные игры, громкие разговоры, длительные просмотры телепередач. Соблюдение гигиены сна позволит зарядится бодростью, улучшит настроение.
Движения.
Несколько упражнений прогонят сон, вовлекут в работу важные органы и системы организма, укрепят мышцы. Начинать утро с зарядки – значит встать пораньше с постели и успеть за день сделать много хороших и добрых дел. Благодаря утренней зарядке, школьник не только укрепляет здоровье, но и приобретает ловкость, смелость, выносливость, настойчивость, целеустремленность. Замечено, что у школьников, занимающихся гимнастикой, успеваемость намного выше. Двигательная активность – это путь к силе и красоте, это первый шаг к занятиям спортом.
Закаливание.
Одним из важнейших слагаемых здоровья является закаливание. С его помощью можно избежать многих болезней и на долгие годы сохранить работоспособность, умение радоваться жизни.
Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Не случайно прославленный русский полководец А.В.Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря закаливанию сумел стать выносливым и стойким человеком, невосприимчивым ни к холоду, ни к жаре. До старости полководец сохранил неукротимую энергию и жизнерадостность.
Питание.
Важно для здоровья человека – правильное питание. Рацион школьников обязательно должен содержать витамины, так как они повышают сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Поэтому нужно употреблять зелень, фрукты, овощные и фруктовые соки.
Долой вредные привычки.
Ни одна из вредных привычек не уносит столько здоровья, как курение табака и употребление алкогольных напитков. Выкуренная сигарета ведет к бессоннице, убытку сил, отсутствию аппетита и к болезням. Похитителем рассудка – так называли алкоголь с давних времен, считая его причиной многих преступлений. Под влиянием алкоголя резко ухудшается речь, внимание, разрушаются печень, почки и другие системы человеческого организма. С вредными привычками нужно бороться. И начинать нужно с регулярных занятий физкультурой и спортом. Если человек почувствовал радость жизни во время занятий спортом, он никогда не будет искать веселья в табачном и алкогольном дурмане.
Добрые слова.
Способствуют укреплению здоровья и добрые слова. Наши предки давно знали, что злые слова «убивают». И словом же исцеляли больных. Тренеруйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем. Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям.
Хорошо, вы усвоили слагаемые здоровья. (повторим)
Недаром народная пословица гласит:
Посеешь поступок – пожнешь привычку,
Посеешь привычку – пожнешь характер,
Посеешь характер – пожнешь судьбу.
Как вы понимаете эти слова?
Чтобы шагать в ногу со временем, совершенствуясь духовно и физически, предлагаю вам разучить гимнастику человека живущего в 21 веке.
Каждое утро, выпрямившись во весь рост, вспоминаем:
Я человек!
Всегда готов встать рядом или впереди
Протянуть руку помощи!
Легко нагнуться к малому или слабому!
Подставить плечи под груз тревог или забот!
Обернуться к отставшим!
Дотянуться до мечты!
Перепрыгнуть через усталость и боль!
Пронести через всю жизнь дружбу и любовь!
Бороться с собственной тенью!
Глубоко вздохнуть по несбывшемуся!
И повторить весь комплекс опять сначала и до победы!
Ваши желания исполнятся! Дружите с физкультурой и спортом!
Помните, чтобы быть здоровым – это значит жить в радости!
Послушайте, одну мудрую притчу:
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?"
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
Что имел ввиду Мастер? Как вы поняли притчу?
В чьих руках здоровье человека?
Будьте здоровы и счастливы!

Светлана Абанина
Конспект занятия «Как сохранить своё здоровье»

Цель : учить детей заботиться о своем здоровье .

Задачи :

Обучающие : Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем , знать несложные приемы самооздоровления , рассказать детям о продуктах питания и о их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества» , «правильное» или «здоровое питание » .

Развивающие : развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания .

Воспитательные : воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих . Воспитывать желание вести здоровый образ жизни .

Оборудование : картинки с изображением продуктов питания : рыба, мясо, сметана, молоко, овощи, фрукты;

Разовые тарелки, кастрюля, муляжи : картофель, капуста, морковь, свекла, лук, яблоко, редиска, огурец, виноград;

Карточки с изображением витаминов А, В, С, и на них продукты, в которых имеется данный витамин.

Активизация словаря : «питательные вещества» , «правильное» или «здоровое питание » .

Ход занятия:

Воспитатель (В) : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о здоровье . Кто хочет быть здоровым ? А почему вы хотите быть здоровыми ? В ваших силах не только сохранить свое здоровье , но и укрепить его. Об этом и мудрые пословицы говорят :

Есть ли большая беда, Я здоровье берегу ,

Чем болезни и нужда. Сам себе я помогу.

Как вы понимаете, что такое здоровье ? Здоровье – это сила , красота, когда настроение хорошее и все получается. А сейчас поговорим о том, как мы можем сами себе помочь укрепить здоровье . Как вы считаете, что вы можете сами сделать для своего здоровья ? Заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня, следить за чистотой, употреблять в пищу витамины. Пальчиковая гимнастика «Утречко»

Утречко настало, солнышко встало.

Эй, братец Федя, разбуди соседей!

Вставай, большой! Вставай, указка!

Вставай, середка! Вставай, сиротка!

И крошка Митрошка! Привет, ладошка!

Все проснулись, потянулись! Молодцы!

А теперь проверьте, стали ваши пальчики крепче, послушнее?

Вы знаете, ребята, сегодня когда я пришла в детский сад, я нашла вот это приглашение от Смешариков и этот мешочек. Они ждут нас в гости, оставили вам вот этот мешочек предлагают поиграть

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться. Затем воспитатель читает загадки и предлагает найти ответ среди предметов, которые дети достали из чудесного мешочка.

Отгадывание загадок.

Ускользает, как живое, Хожу-брожу не по лесам,

Но не выпущу его я. А по усам, по волосам.

Белой пеной пенится, И зубы у меня длинней,

Руки мыть не ленится. Чем у волков, у медведей.

(Мыло) (Расческа)

Пластмассовая спинка, И сияет, и блестит,

Жесткая щетинка, Никому оно не льстит,

С зубной пастой дружит, А любому правду скажет –

Нам усердно служит. Все как есть ему покажет.

(Зубная щетка) (Зеркало)

Вытираю я, стараюсь, Хвостик из кости,

После ванной паренька. На спинке – щетинка.

Все намокло, все измялось – Эта вещь поможет нам

Нет сухого уголка. Чистить брюки и кафтан.

(Полотенце) (Щетка)

В. Сегодня наша беседа пойдет ещё и о вкусной и здоровой пище . Скажите, человек может прожить без еды?

Дети (Д) : Нет.

В : Какое-то время может, но совсем немного. Чтобы человек хорошо рос, развивался, ему необходимо каждый день кушать – питаться. А чем питается человек?

Д : мясо, рыба, суп, борщ.

В : А животные питаются?

Д : Да.

В : Правильно, ребята, питаются люди, животные, птицы. Любому организму от самого маленького до взрослого – требуется питание. Как только питание перестает своевременно поступать на завтрак, обед, ужин, наш организм слабеет. Почему же так происходит? Да потому, что в продуктах содержатся питательные вещества, которые помогают нашему организму расти и развиваться.

Ребята, а какие питательные вещества вы знаете?

Д : Витамины.

В : В продуктах содержится много разных витаминов. И у каждого витамина есть свое имя и домик, где они живут. И мы с вами сейчас вспомним где же и в каких продуктах живут витамины А,В, С.

Слайд №1Витамин «А»

Где же витамин «А» найти,

Чтобы видеть и расти?

И морковь, и абрикосы

Витамин в себе тот носят.

В фруктах, ягодах он есть.

Их нам всех не перечесть.

Слайд №2 Витамин «В»

Свекла, яблоко, картофель,

Репа, тыква, помидор…

Витамины «В» имеют

И отдать нам их сумеют.

«В» - в наружной части злаков,

Хоть он там неодинаков.

Это вовсе не беда,

Группа «В» там есть всегда.

Слайд №3 Витамин «С»

А вот «С» едим со щами,

И с плодами, овощами,

Он в капусте и в шпинате,

И в шиповнике, в томате,

Поищите на земле -

И в салате, в щавеле.

Лук, редиска, репа, брюква,

И укроп, петрушка, клюква,

И лимон, и апельсин

Он снова в действие запустит

Уставших клеток бодрый ряд.

Слайд № 4Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины. А В С

В : Ребята, у каждого человека есть своя любимая еда. Назовите ваши любимые блюда.

В : Ребята, как вы думаете, что будет, если мы будем, есть одни сладости, пирожные, мороженое, пить кока- колу?

Д : Заболят зубы.

В : Правильно, для того, чтобы вы росли крепкими и здоровыми , вам необходимо употреблять разную пищу, а не только сладкое и вкусненькое. Это называется «правильным» или «здоровым питанием » . Ребята, хотите побольше узнать о здоровом питании ? Тогда давайте отправимся в гости к Смешарикам, они, ведь, нас ждут. Ну что готовы, мы отправляемся на паровозике. Сядьте удобнее наш поезд отправляется.

Вот поезд наш едет колёса стучат,

В гости к Смешарикам везёт он ребят.

Пока мы едем, давайте немного займёмся зарядкой, она тоже нужна для того, чтобы быть здоровыми .

Физминутка :

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками :

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

В : Ну вот мы в гостях у Смешариков.

Появляется Копатыч

К : Здравствуйте, ребята, рад вас видеть! Зачем пожаловали?

В : Хотим, чтобы ты рассказал нам о правильном питании. Ведь наши дети хотят быть здоровыми и сохранить свое здоровье надолго .

К : С удовольствием это сделаю и мне помогут мои друзья. Вы думаете почему мы такие здоровые и никогда не болеем . Да потому, что правильно питаемся. Хотите узнать, чем я питаюсь?

Слайд № 5 В банане и йогурте,

В горстке малины-

Повсюду чудесные

Есть витамины.

Они берегут нас

От всяких болезней.

Чем больше их в пище,

Тем пища полезней.

Слайд № 6Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам-

И не только по утрам

Слайд №7 Лук, капуста и картошка,

Разных овощей немножко.

Ты в кастрюле их ищи.

Это суп с названьем. (щи

Не окрошка и не супчик.

Свекла в нем, морковь, огурчик.

Подают нам на обед

С постным маслом. (винегрет)

Что за белые крупинки?

Не зерно и не снежинки.

Скисло молоко - и в срок

Получили мы. (творог)

Слайд №10Догадайтесь, кто такая?

Белоснежная, густая.

Сливки взбили утром рано,

Чтоб была у нас. (сметана)

Слайд №11Что за белая водица

С фермы к нам в бидонах мчится?

Мы ответ нашли легко -

Это просто. (молоко)

Слайд №12 За окном зима иль лето

На второе нам - (котлета)

Слайд №13Ждем обеденного часа-

Будет отварное. (мясо)

Слайд №14Нужна она в каши, нужна и супы

Десятки есть блюд из различной (крупы)

Слайд №15Мясо, рыба, крупы, фрукты –

Вместе все они (продукты)

К : Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А, вы употребляете эти продукты в пищу?

В : Конечно, нам в детском саду повара готовят вкусную кашу, салаты, котлеты, щи. А еще наши дети знают, из каких овощей готовят борщ, и сейчас мы тебе покажем.

Игра «Юный кулинар» .

К : Молодцы, какой аппетитный борщ у вас получился. Давайте его попробуем.

(Доктор «наливает» борщ в разовые тарелочки).

В : Ребята, борщ горячий давайте его остудим.

Проводится дыхательная гимнастика «Остудим борщ» .

Набрать воздуха в грудь – вдох.

Выдыхая воздух выпятить живот – выдох.

При выдохе громкое произнесение звука «ф –ф –ф»

Повторить 3-4 раза.

В : Ой, какой вкусный борщ получился.

К : Да, я еще такой вкусный не ел. Ребята, а молоко вы любите пить? А знаете какие продукты можно сделать из молока?

Д : Сметана, творог, сыр, йогурт, кефир.

К : Ну, молодцы, ребята! Вы правильно питаетесь и сохраните свое здоровье надолго . А мне уже пора готовить себе обед, но на прощание я вам скажу Золотые правила питания, запомните их и вы всегда будете здоровыми :

1. Главное не переедайте.

2. Ешьте в одно и тоже время свежеприготовленную пищу.

3. Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать ее.

4. Воздерживайтесь от жирной, соленой и острой пищи.

5. Овощи и фрукты – полезные продукты.

6. Сладостей тысячи – а здоровье одно .

7. А вот, ребята, вам угощенье – яблочки наливные из моего сада. Кушайте на здоровье . До свидания, мне пор

В : Ребята, что нового вы узнали?

Д : Нельзя много есть жирного, соленого, нужно больше есть овощей и фруктов, есть нужно в одно и тоже время.

В : Ребята, а какие продукты любят есть Смешарики?

Д : Овощи, фрукты, рыбу, мясо, молоко, творог.

В :А сейчас, пока мы ждём паровозик, чтобы отправиться в назад в детский сад давайте поиграем в игру «Полезные и вредные продукты» (игра с мячом)

пирожное

В : Молодцы, ребята, чтобы расти здоровыми , крепкими и ловкими, нужно правильно питаться, заниматься физкультурой, соблюдать режим дня.

А сейчас нам пора отправляться в группу. Занимайте свои вагончики.