Скороговорки и чистоговорки: улучшаем дикцию и артикуляцию. Скороговорки для взрослых: примеры

Отработка звуков:

Б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобов бобыль.
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
б. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
7. Около кола колокола, около ворот коловорот.
8. Шакал шагал, шакал скакал.
9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.
11. Ткет ткач ткани на платки Тани.
12. Водовоз вез воду из-под водопровода.
13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
15. В один, Клим, клин колоти.
16. Стоит копна с подприкопёночком.
17. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
18. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
19. У елки иголки колки.
20. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
21. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.
22. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
23. На меду медовик, а мне не до медовика.
24. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
25. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.
26. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.
27. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
28. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
29. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи.
30. У нас гость унес трость.
31. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
32. Рододендроны из дендрария даны родителями.
33. К Габсбургам из Страсбурга.
34. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.
35. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
36. Хвалю халву.
37. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Отработка звуков:
р, л, м, н

38. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
39. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
40. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.
41. Клара-краля кралась к ларю.
42. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
43. На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
44. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
45. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.
46. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
47. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.
48. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
49. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
50. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
51. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?
52. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
53. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
54. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
55. Дробью по перепелам да по тетеревам.
56. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
57. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
58. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
59. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
60. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
61. Король-орел.
62. Курьера курьер обгоняет в карьер.
бЗ. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
64. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии.
65. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
66. Гонец с галер сгорел.
67. Талер тарелка стоит.
68. Идти на рать, так бердыш брать.
69. Интервьюер интервента интервьюировал.
70. Либретто Риголетто.
71. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.
72. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
73. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
74. Во мраке раки шумят в драке.
75. На дороге с утра тарахтят трактора.
76. Жри во ржи, да не ржи во ржи.
77. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
78. Город Нерль на Нерли-реке.
79. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
80. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки.
81. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
82. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
83. А мне не до недомогания.

Отработка звуков:
з, с, ж, ш, ч, щ, ц

84. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
85. У осы не усы, не усища, а усики.
86. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
87. Осип охрип, а Архип осип.
88. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
89. Сачок зацепился за сучок.
90. По семеро в сани уселися сами.
91. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
92. Свиристель свиристит свирелью.
93. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
94. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
95. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
96. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
97. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
98. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
99. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
100. Четверть четверика гороха без червоточинки.
101. Инцидент с интендантом.
102. Прецедент с претендентом.
103. Константин констатировал.
104. У ежа ежата, у ужа ужата.
105. Жутко жуку жить на суку.
106. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
107. Тщетно тщится щука ущемить леща.
108. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
109. Яшма в замше замшела.
110. В Чите течет Читинка.

Даже если у тебя никогда не было проблем с произношением определенных звуков, эти скороговорки могут быть очень полезны. - необходимый навык для всех, кто хочет говорить красиво, как настоящий мастер красноречия. Одно удовольствие разучивать эти скороговорки с детьми, они будут в полнейшем восторге! Не теряй времени и начинай произносить эти затейливые предложения. Совершенству нет предела, это касается даже того, как ты говоришь!

Тренировка дикции

Отработка звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х

  1. Добыл бобов бобыль.
  2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
  3. От топота копыт пыль по полю летит.
  4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
  6. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
  7. Около кола колокола, около ворот коловорот.
  8. Шакал шагал, шакал скакал.
  9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
  10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.
  11. Ткет ткач ткани на платки Тане.
  12. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
  14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
  15. В один, Клим, клин колоти.
  16. Стоит копна с подприкопёночком.
  17. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
  18. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
  19. У елки иголки колки.
  20. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
  21. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.
  22. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
  23. На меду медовик, а мне не до медовика.
  24. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
  25. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.
  26. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.
  27. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  28. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
  29. У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи.
  30. У нас гость унес трость.
  31. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
  32. Рододендроны из дендрария даны родителями.
  33. К Габсбургам из Страсбурга.
  34. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.
  35. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  36. Хвалю халву.
  37. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Отработка звуков: р, л, м, н

  1. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  2. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
  3. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.
  4. Клара-краля кралась к ларю.
  5. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
  6. На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
  7. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
  8. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.
  9. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
  10. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.
  11. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  12. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.>
  13. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
  14. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня?
  15. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  16. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  17. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
  18. Дробью по перепелам да по тетеревам.
  19. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  20. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  21. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  22. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  23. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
  24. Король-орел.
  25. Курьера курьер обгоняет в карьер.
  26. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
  27. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии.
  28. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
  29. Гонец с галер сгорел.
  30. Талер тарелка стоит.
  31. Идти на рать, так бердыш брать.
  32. Интервьюер интервента интервьюировал.
  33. Либретто «Риголетто» .
  34. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.
  35. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
  36. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  37. Во мраке раки шумят в драке.
  38. На дороге с утра тарахтят трактора.
  39. Жри во ржи, да не ржи во ржи.
  40. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
  41. Город Нерль на Нерли-реке.
  42. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  43. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
  44. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
  45. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
  46. А мне не до недомогания.

Отработка звуков: з, с, ж, ш, ч, щ, ц

  1. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
  2. У осы не усы, не усища, а усики.
  3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
  4. Осип охрип, а Архип осип.
  5. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
  6. Сачок зацепился за сучок.
  7. По семеро в сани уселися сами.
  8. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  9. Свиристель свиристит свирелью.
  10. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
  11. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  12. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  13. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  14. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
  15. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  16. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
  17. Четверть четверика гороха без червоточинки.
  18. Инцидент с интендантом.
  19. Прецедент с претендентом.
  20. Константин констатировал.
  21. У ежа ежата, у ужа ужата.
  22. Жутко жуку жить на суку.
  23. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  24. Тщетно тщится щука ущемить леща.
  25. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
  26. Яшма в замше замшела.
  27. В Чите течет Читинка.

Сохрани себе эти невероятно полезные и забавные

Сегодня можно встретить не так уж много людей, которые способны похвастаться отличной дикцией. Четким произношением звуков и слов природа наградила далеко не каждого. Однако ситуацию можно исправить, если систематически говорить скороговорки.

Как улучшить дикцию и четкость речи?

Внятно произносить слова дают возможность эластичные и подвижные артикуляционные органы. Именно благодаря ним человек не глотает окончания и не шепелявит. Один из способов улучшить работу этих органов – специальные упражнения:

  • Вовлечение в процесс дыхания органов грудной клетки.
  • Тренировка мышц артикулярного аппарата с разминкой губ, языка и челюсти.
  • Управление эмоциями – помимо правильного произношения слов, важна интонация.
  • Правильное произношение каждого звука.
  • Скороговорки – если произносить их регулярно, исправляются дефекты речи, вырабатывается дикция.
  • Сценическая речь – способствует развитию дикции.

Скороговорки для развития речи и дикции

Каждый человек с детства знаком со скороговорками, но не все знают, что они способствуют развитию речи и дикции. В качестве тренировки взрослым, которые шепелявят или имеют иные дефекты речи, рекомендуется произносить их регулярно. Скороговорки представляют собой тексты либо фразы, которые состоят из труднопроизносимых звуков. Нередко они являются народными произведениями, придуманными несколько веков назад.

Для улучшения дикции и развития речи при помощи скороговорок следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Новичкам для упражнений в произношении трудно сочетаемых звуков сначала нужно выбрать около 3 или 5 скороговорок.
  • Скороговорки необходимо произносить медленно и четко, поскольку именно таким способом можно быстрее добиться улучшения дикции и развития речи;
  • Тренировки желательно проводить около зеркала, произносить текст лучше шепотом или беззвучно.
  • Упражнения по произношению скороговорок рекомендуется выполнять с определенной эмоцией и конкретным тембром.
  • Желательно говорить скороговорку нараспев.

Скороговорки для развития дикции и речи взрослых и детей:

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
*

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке - варежки.

Существуют и современные скороговорки, специально составленные лингвистами, чтобы решать конкретную проблему. К примеру, такие:

Дефибриллятор дефибриллировал, дефибриллировал, да невыдефибриллировал.
*

Двести двадцать две каравеллы лавировали-лавировали, да не вылавировали.

Произносить эти скороговорки достаточно трудно, зато такие упражнения способствуют развитию речи и улучшению дикции.

Некоторые скороговорки для развития речи и улучшения дикции представляют собой целые стихотворения:

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Hадел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне кукушонок смешон.

Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,

Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,

Но заскороговошившись, выскороговорил –

что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.

И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Скороговорки для взрослых бывают длинными и короткими, простыми и сложными, однако этот лучший способ для развития речи и улучшения дикции.

Вот еще примеры скороговорок:

  1. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
  2. Испугались медвежонка Еж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.
  3. С мышами во ржи подружились ежи. Ушли в камыши - и во ржи не души.
  4. Ужа ужалила ужица.Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин.
  5. Уж пожаловал ежам Новых дюжину пижам.
  6. Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.
  7. Баран - буян залез в бурьян.
  8. Огурцы - молодцы зеленобелогубы.
  9. Столы белодубовые гладкотесовыструганные.
  10. Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
  11. Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку.
  12. Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
  13. Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.
  14. Бобры храбры идут в боры, Бобры для бобрят добры.
  15. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
  16. Вместо рубахи не носите брюк вы, Вместо арбуза не просите брюквы, Цифру всегда отличите от буквы, И различите ли ясень и бук вы?
  17. Купила бабуся бусы Марусе.
  18. Бабкин боб расцвел в дождь, Будет бабке боб в борщ.
  19. Возьми у белобородого мужика Полкринки кислого молока.
  20. Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки.
  21. Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу o Георгии Григорьевиче.
  22. Съел Валерик варенник, А Валюшка - ватрушку.
  23. Проворонила ворона вороненка.
  24. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
  25. Соломы воз возница вез.
  26. Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
  27. Валя на проталинке промочила валенки. Валин валенок провалился в проталинок.
  28. Забавной обезьяне бросили бананы, Бросили бананы забавной обезьяне.
  29. А мне не до недомагания. На меду медовик, а мне не до медовика.
  30. Командир говорил про полковника и про полковницу Про подполковника и подполковницу Про поручика и про поручицу Про подпоручика и подпоручицу Про прапорщика и про прапорщицу Про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
  31. Интервьюер интервента интервьюировал.
  32. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла
  33. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
  34. Мерчендайзеры соврали - сорван сэмплинг самоваров.
  35. У рекламы ухватов - швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  36. Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
  37. Ядро потребителей пиастров - пираты, а пиратов - пираньи.
  38. Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.
  39. Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг - бум! Блеск!
  40. Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
  41. Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
  42. Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
  43. В Каннах львы только ленивым венки не вили.
  44. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
  45. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  46. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  47. Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да не выприватизировали.
  48. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
  49. Сиреневенькая зубовыковыривательница.
  50. Флюрографист флюрографировал флюрографистку.
  51. Я − вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
  52. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  53. Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  54. Волховал волхв в хлеву с волхвам.
  55. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
  56. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
  57. Павел Павлушку пеленовал, пеленовал и распеленовывал.
  58. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.Регулировщик
  59. Лигуриец регулировал в Лигурии.
  60. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  61. У осы не усы, не усища, а усики.Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
  62. Осип охрип, Архип осип.Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
  63. Сачок зацепился за сучок.
  64. По семеро в сани уселись сами.
  65. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  66. Свиристель свиристит свирелью.
  67. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
  68. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  69. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
  70. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  71. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
  72. Четверть четверика гороха, без червоточинки.
  73. Константин констатировал.
  74. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
  75. Ценит цеп косец по косовице.
  76. Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.
  77. У ежа ежата, у ужа ужата.
  78. Жутко жуку жить на суку.
  79. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  80. Течет речка, печет печка.
  81. Щипцы да клещи – вот наши вещи.
  82. Тщетно тщится щука ущемить леща.
  83. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
  84. Около колодца кольцо не найдется.
  85. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
  86. Яшма в замше замшела.
  87. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
  88. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
  89. Ест Федька с водкой редьку.
  90. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
  91. Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат − бородат.
  92. К Габсбургам из Страсбурга.
  93. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  94. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  95. Рододендроны из дендрария.
  96. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  97. Во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  98. Два дровосека говорили про Ларьку да про Варьку
  99. Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы.
  100. Королева кавалеру подарила каравеллу.

Скороговорки с буквой Р для развития речи взрослых

Зачастую у взрослых людей встречается дефект, когда они произносят букву «Р». Такую речь неприятно воспринимать на слух окружающим, да и самому человеку эта неприятность доставляет неудобство. Чтобы убрать изъян, на помощь приходят скороговорки. Этот способ устранения дефектов при произношении буквы Р также способствует улучшению дикции и развитию речи.

Существует множество примеров скороговорок с буквой Р для развития речи у взрослых:

1. Карасенку раз карась

Подарил раскраску.

И сказал Карась:

«Раскрась, Карасенок, сказку!»

На раскраске Карасенка –

Три веселых поросенка:

Карасенок поросят перекрасил в карасят!

2.На горе Арарат рвала Варвара виноград.

3.Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

Матросы две недели карамель на мели ели.

4.Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор.

5.Галка села на забор
Грач завел с ней разговор

6.На дворе дрова,
за двором дрова,
под двором дрова,
над двором дрова,
дрова вдоль двора,
дрова вширь двора,
не вместит двор дров.

7.У Аграфены и Арины растут георгины.

8.Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

9.Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке.

10. Дробью по перепелам да по тетеревам.

11. Римма рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.

12. У королевы был кавалер.
У кавалера была королева.
Кто королева? А кто кавалер?

13. Перед коровой короб корок.

14. У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла - кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал,
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,
Слушал бы Кларик кларнет своей крали,
А Карл подарил кораллы Карлайле.

15. Обрадован баран –
У барана – барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.

16. Лорд Карл украл у Клары три коралла,
Кораллы лорда Клара не крала!

17. Привез Пров Егору
Во двор дров гору.

18. Рубят дроворубы
Сыры дубы на срубы.

19. Рыла свинья, тупорыла, белорыла,

Полдвора рылом изрыла,

Вырыла, подрыла

До норы не дорыла.

На то хавронье и рыло,

Чтобы она рыла.

20. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.

21. Дружно в оркестре играли дети:

Карл играл на черном кларнете,

Кирилл - на валторне,

На арфе - Алла,

А на рояле Лара играла.

Если задействовать фантазию, можно придумать и другие варианты скороговорок для развития речи и улучшения дикции. Главное, чтобы тренировки были регулярными. Правильное произношение звуков и четкая речь необходима не только ораторам, но и взрослым людям в повседневной жизни.

magazine

4.3

Красивая речь – важный фактор для успеха в карьере и личной дизни. Cкороговорки для развития речи и тренировки дикции. Советы - как работать над скороговорками.

"Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли. Скороговорка у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путанной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов в скороговорке речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок". К.С. Станиславский.

Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией (интонация удивления, размышления, восхищения и т.д.), произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. То есть гласные нужно произносить как бы в рупор, и все звуки в скороговорке артикулировать, а не произносить надрывным звуком, который лишь травмирует горло. В скороговорке диктору необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения.

Существует закон "сценической" скороговорки (т.е. быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, всё услышать о чём ему говорит диктор, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. Т.е. чем быстрее, тем точнее! Особенно точно указывайте на ударения в сложных словах. Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли.

Как научиться красиво говорить? - Работайте над скороговорками для развития речи!

1. (Б,р) - Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

2. (Б,р) - Все бобры добры для своих бобрят.

3. (Б,д) - Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

4. (Б) - Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.

5. (Б,в) - Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.

6. (Б,п) - Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

7. (Б) - Окул бабу обул, да и Окула баба обула.

8. (В,л) - Вавилу ветрило промоклосквозило.

9. (В,п) - Водовоз вёз воду из-под водопровода.

10. (В,л,д) - Не видно - ликвидны акции или не ликвидны.

11. (В,щ,ш) - Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

Скороговорки для развития дикции

12. (В,с) - Свиристель свиристит свирелью.

13. (В,т,р) - Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14. (В,р,ч) - Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

15. (В,р) - Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

16. (Г,в,л) - Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

17. (Д,б,л) - Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

18. (Д,л,г,з) - Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

19. (Д,р) - Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

20. (Ж,в) - Вожжи из кожи в хомут вхожи.

21. (Ж) - У ежа ежата, у ужа ужата.

22. (Ж) - Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.

23. (Й,р,в) - Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

24. (К,б) - В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

25. (К,в) - Все скороговорки не перевыскороговоришь.

26. (К,п) - Вбили кол в частокол, подприколошматили.

27. (К,т,р) - У Кондрата куртка коротковата.

28. (К,н,л) - Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

29. (К,п,р) - Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

30. (К,з,с) - Идёт с козой косой козёл.

31. (К,л) - Колотил Клим в один блин клин.

32. (К,р,г) - Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу - грабь граблями гравий, краб.

33. (К,ш,п,н) - Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

34. (К,р,л) - Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

35. (К,р,в,л) - Королева кавалеру подарила каравеллу.

36. (К,р,м,н) - Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

37. (К,р) - Курьера курьер обгоняет в карьер.

38. (К,с,в) - Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

39. (К,п) - Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

40. (К,с) - Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

41. (К,л,б) - Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

42. (К,л,ц) - Около колодца кольцо не найдётся.

43. (К,т,н) - Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

Скороговорки для дикции

44. (К,л,п,в) - Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

45. (К,р,л) - Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.

46. (Л,ч) - Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

47. (Л,к) - Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.

48. (Л) - Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Русские народные скороговорки

49. (Л,н) - На речной мели мы на налима набрели.

50. (Л,м,н) - На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.

51. (Л) - Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

52. (Л,б) - Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

53. (Л,к) - В Луку Клим луком кинул.

54. (М,л) - Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

55. (П,р,м) - Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

56. (П,х) - Вставай, Архип, петух охрип.

57. (П,к,р) - В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.

58. (П,т,р) - Дробью по перепелам да по тетеревам.

59. (П,к) - Наш Полкан попал в капкан.

60. (П,т) - От топота копыт пыль по полю летит.

61. (П,х) - Осип охрип, Архип осип.

62. (П,р) - Перепёлка перепелят прятала от ребят.

63. (П,г) - Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай - Попугай, попугай, попугай!

64. (П,к,щ) - Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

65. (П) - Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

66. (П) - Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: "Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!"

67. (П) - Пошла Поля полоть в поле.

68. (П,р,к) - Пришёл Прокоп - кипит укроп, ушёл Прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.

69. (П,р,ч,к) - Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

70. (П,к,р,т) - Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

71. (П,р) - У перепела и перепёлки пять перепелят.

72. (П,р,в) - Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

73. (П,к) - Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Народные скороговорки

74. (П) - Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.

75. (П,к) - Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

76. (П,р,т) - Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

77. (П) - У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

78. (П,р,л) - Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.

79. (П,т) - Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд - уцепился за прут.
Упал Ипат - пропали пять лопат.

80. (П,р) - Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

81. (П,р,т) - Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

82. (Р,п,т,к) - Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

83. (Р,г) - На ура у гуру инаугурация прошла.

84. (Р,т,в) - Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.

85. (Р,л) - Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

86. (Р,м,н) - Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".

Скороговорки для развития речи

87. (Р,в) - На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

88. (Р,к) - Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку - цап!

89. (Р,п) - Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

90. (Р,л) - Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.

91. (Р) - На горе Арарат корова рогами горох собирала.

92. (Р,л,г) - Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

93. (Р,м,т) - Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

94. (С,н) - Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

95. (С,м,н) - В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

96. (С,к,в,р) - Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил - что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

97. (С,к,п,р) - Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

98. (С,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

99. (С) - У осы не усы, не усищи, а усики.

100. (С,м,н) - У Сени с Саней в сетях сом с усами.

101. (С,к,р) - Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.

102. (С,нь,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

103. (С,р,т) - Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

104. (Т,р,с) - Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

105. (Т) - Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.

106. (Т,к) - Ткёт ткач ткани на платки Тане.

107. (Т,к) - Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.

108. (Т,ть) - Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

109. (Т,р) - Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.

110. (Т) - Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то - вот тебе то-то за то-то.

111. (Т,к) - Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

112. (Ф,ч,н) - У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

113. (Ф) - Фофанова фуфайка Фефёле впору.

114. (Ф,д,б,р) - Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.

115. (Ф,р) - Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

116. (Ф,л,в) - Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

117. (Х,т) - Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

118. (Х,ч,п) - Был в саду переполох -
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

119. (Х,щ) - Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.

120. (Ц,п) - Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

121. (Ц,х) - Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

122. (Ц,р) - Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

123. (Ц) - Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

124. (Ц,к,п,д,р) - Жили-были три китайца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
Жили-были три китайки
Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.

Вот они переженились:
Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.

И у них родились дети:
У Яка с Цыпой - Шах,
У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой - Шах-Шахмони,
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони -
Шах-Шахмони-Лимпомпони.

125. (Ч,т) - Четверть четверика гороха, без червоточинки.

126. (Ч,щ,ш) - Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

127. (Ч) - Наша дочь речистая, у неё речь чистая.

128. (Ч) - Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.

129. (Ч,р) - Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

130. (Ч,р) - У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

131. (Ч) - Обычай бычий, ум телячий.

132. (Ч,ш) - Летят три пичужки через три пустых избушки.

133. (Ш,с) - Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.

134. (Ш) - Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

135. (Ш) - Высшие эшелоны шествовали подшофе.

136. (Ш,ж) - В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

137. (Ш) - Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: "Ошибка". Шевельнёт ушами.

138. (Ш) - Шесть мышат в камышах шуршат.

139. (Ш) - Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

140. (Ш,м) - Яшма в замше замшела.

141. (Ш) - Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

142. (Ш,к) - Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.

143. (Ш,р) - Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

144. (Ш,с) - У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

145. (Ш,к) - У Сашки в кармашке шишки и шашки.

146. (Ш,к,в,р) - Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

147. (Ш,ж) - Поршень - не шершень:
не жужжит, тихо скользит.

148. (Ш,р,к) - У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

149. (Ш,с,к) - Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко - на подсолнушки.

Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.

Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.

150. (Ш,р) - Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.

151. (Ш,с) - Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

152. (Ш,п,к) - У Ерёмы и Фомы кушаки - во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

153. (Ш,р) - Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.

154. (Ш) - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

155. (Ш,к) - Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьёт Пашка шапкой
Трошкину шавку.

156. (Ш,к,ч) - Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили, будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Выползали из лужи лягушки,
Тополя наклоняли макушки -
Услыхать, что болтают старушки.

157. (Ш,к,п) - Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.

158. (Щ,т) - Тщетно тщится щука ущемить леща.

159. (Щ,т) - Тащу, тащу… боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.

160. (Щ,ж,ц) - В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец -
Водяной жук-плавунец.

161. (Щ,ж,ч) - Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

162. (Щ,ч) - Щеночкам щёточками чистили щёчки.

163. (Щ,ч) - Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.

164. (Щ,т) - Волки pыщут - пищу ищут.

Скороговорки появились очень давно. Существуют они у многих народов. Разумеется, придумывались скороговорки не для развития речи и не для обучения. Изначально их функция была исключительно развлекательной. Во время праздников или народных гуляний люди просто собирались вместе и пытались быстро произнести сложные фразы с повторяющимися звуками. Звучало это забавно. Всем было весело.

Однако со временем основная задача скороговорок изменилась. Сейчас первоочередное значение имеет развивающая функция скороговорок. Хотя и развлекательный фактор сохранился. Ведь работать с данным вариантом народного творчества детям весело и интересно.

Что же такое скороговорка? Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.

В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений

Изначально не было различия между скороговорками и чистоговорками. Однако современные логопеды стали чётко различать два этих понятия. Чистоговорки используют в основном для отработки правильной дикции. Их необязательно говорить быстро. Главное, правильно и чётко проговаривать все звуки.

Скороговорки условно делятся на взрослые и детские. Отличия в них совсем незначительные. Для ребёнка важно, чтобы фраза имела определённый смысл и была весёлой. В противном случае он просто откажется её повторять, поскольку не будет понимать о чём этот «стишок» или ему будет откровенно скучно.

Польза скороговорок

Главная польза скороговорок заключается в том, что они способствуют развитию речевого аппарата. В результате маленький человечек начинает говорить более понятно, выразительно и чётко. Однако это не единственный плюс подобных упражнений.

Как это ни парадоксально, но скороговорки учат детей говорить более медленно, проговаривая окончания слов. Действительно, в большинстве случаев ребёнку нужно не только быстро повторить фразу, но и чётко проговорить все слоги, иначе получится бессмыслица. Благодаря этому дети и учатся «не съедать» концовки слов.

Скороговорки хорошо развивают память. Ведь малышам приходится их заучивать. Более того, произнося скороговорку, ребёнок осмысливает сказанное, а также сопоставляет между собой различные словосочетания. А это тоже очень хороший навык.

Помимо этого, в процессе изучения скороговорок ребёнок привыкает слушать других людей. Ведь очень сложно понять скороговорку, если не концентрировать внимание на сказанном. Этот навык очень пригодиться будущим школьникам, чтобы быть собранным, слушать и понимать учителя.

Ну, и наконец, игра со скороговорками – это просто весело. Очень забавно слышать свои и чужие ошибки в путь и труднопроизносимых, но достаточно простых по смыслу фразах. Такое времяпрепровождение в формате родитель + ребёнок будет очень полезным для будущих взаимоотношений.

Ну и наконец, играть со скороговорками можно где угодно: дома, по дороге в садик и даже в дальней поездке. Уместно будет такое развлечение и на любом детском празднике. Дошколята, да и школьники, с удовольствием втягиваются в подобные забавы.

Как правильно работать со скороговорками

Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.

Когда уже можно начинать учить скороговорки? Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.

Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.

Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:

  1. Выучить скороговорку . Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки. Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.
  2. Правильная артикуляция . После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу. Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.
  3. Шептание . Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.
  4. Медленное повторение . Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.
  5. Интонационные изменения . Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.
  6. Непосредственно скороговорка . И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т.д.

Работа над отдельными звуками

Скороговорки бывают разные, но все они имеют одну цель – отработку какого-либо конкретного звука. Конечно, если ребёнку надо поработать над дикцией, то работать можно с любыми произведения данного вида народного творчества.

Однако при выявлении проблем в произношении какого-то определённого звука, упор нужно делать на него. Кстати, скороговорки могут быть полезны и при работе с произношением при изучении иностранного языка. К счастью, подобные речевые забавы до сих пор «в ходу» не только у русского народа.

Скороговорки для развития речи детей от 4 до 12 лет

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте большинство детей испытывает проблемы с произношением звуков [р], [л] и [л’], а также с шипящими [ш] и [с]. Поэтому наиболее подходящими скороговорками для этого возраста являются:

Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку греку цап.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Коля колья колет. Поля поле полет.

Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

На горе Арарат растет крупный виноград.

На дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора.

Проворонила ворона воронёнка.

У мыши в норке сыра корка.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Для детей 5-6 лет

Обычно в 5-6 лет дети достаточно хорошо справляются со всеми звуками. Однако над дикцией большинства из них надо поработать. А в этом помогут такие скороговорки:

Баран буян залез в бурьян.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

Купила бабуся бусы Марусе.

Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

Оса боса и без пояса.

Петр Петрович, по прозванью Перепелович, приручил перепелку. Перепелка принесла Петру Петровичу Перепеловичу перепелят.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

Для детей 7-8 лет

В принципе, скороговорки для детей старшего возраста тоже в большей степени рассчитаны на совершенствование дикции. Единственное их отличие – увеличение сложности:

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.

Ёжик ёжится у ёлки: укололся об иголки. Ёлка ёжится, дрожа: укололась об ежа.

Красный краб кричит УРА! Резать торт пришла пора.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Мила мыла мишку мылом. Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло. Мила мишку не домыла.

По дороге топал Топаль, Топаль топал в Севастополь. Ну а рядом топал Сева, Топаль справа, Сева слева.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.

Саша шапкой шишку сшиб.

Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Три чёрных котёнка у Тёмки-кротёнка стащили три тонких картонки в потёмках.

Для детей 9-10 лет

Если для дошколят и совсем младших школьников используются простые и чаще всего короткие стишки. То школьникам постарше можно предложить выучить и проговорить сложные и забавные словосочетания или практически полноценные стихотворения:

Говорит попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Отвечает ему попугай:

– Попугай, попугай, попугай!

Граф Тото играет в лото,

А графиня Тото знает про то,

Что Граф Тото играет в лото,

Если бы граф Тото знал про то,

Что графиня Тото знает про то,

Что граф Тото играет в лото,

То б граф Тото никогда бы в жизни

Не играл бы в лото.

Ежели вы не жили возле ежевичника,

Но ежели вы жили возле земляничника,

То значит, земляничное варенье вам привычное

И вовсе не привычное варенье ежевичное.

Ежели вы жили возле ежевичника,

То значит, ежевичное варенье вам привычное,

И вовсе не привычное варенье земляничное.

Но ежели вы жили возле ежевичника,

И ежели вы жили возле земляничника,

И ежели вы времени на лес не пожалели,

То значит, преотличное варенье ежевичное,

Варенье земляничное вы ежедневно ели.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Нет абрикоса, кокоса, редиса,

Палтуса, уксуса, кваса и риса,

Компаса нет, баркаса и троса,

Термоса, пресса, индуса-матроса,

Баса нет, вкуса, веса и спроса,

Нет интереса – нет и вопроса.

Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.

Триста тридцать три корабля лавировали, лавировали, да и не вылавировали.

Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться,

Уж уж от ужаса стал уже,

Не ешь ужица ужа-мужа,

Без ужа-мужа будет хуже.

Четыре черненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно четко.

Четыре черных коня чёрту совсем не чета в четвёртый четверг ноября.

Для детей 10-12 лет

Для тренировки ребят ещё более старшего возраста можно вводить скороговорки, состоящие из абстрактных понятий:

Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.

Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,

И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.

Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,

Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.

Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой – Шах,

У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой – Шах-Шарах,

У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони – Шах-Шарах-Шарони.

Шли Струмай, Строкциг, Марнос, Прокцогцзинь и Пригноцкроз. Рядом с ними были сыны: Струмайка Процгович, Странцигка Инкогнитович, Прокцогцзинь Прозсикович и Карзациг Пригноцкроз.

Короткие скороговорки

Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются короткие скороговорки. Их легко запомнить и весело повторять. Вот только несколько примеров подобных разговорных упражнений:

А мне не до недомогания.

Ай вы, львы, не вы ли выли у Невы?

Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

Клара-краля кралась к Ларе.

Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.

Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Наша дочь речистая, у нее речь чистая.

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

Осип охрип, а Архип осип.

По семеро в сани уселись сами.

Смешные скороговорки

Разучивая скороговорки, не стоит забывать и об их развлекательной функции. Даже взрослым порой забавно произносить некоторые труднопроизносимые фольклорные присказки:

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.

Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.

Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.

Либретто «Риголетто».

Не хочет косой косить косой, говорит: коса коса.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

Скор оговор ки для детей на букву Р

Одним из самых сложных звуков для детей, да и для некоторых взрослых, является [р]. Наверное, именно поэтому скороговорки с этим звуком являются наиболее известными и популярными:

Бородатый барабашка барабанит в барабан.

Бравый корнет взошёл на корвет, корнет с корвета шлёт всем привет.

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

Испугался грома Рома.

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

Как на утренней на зорьке

Два Петра и три Федорки

Соревнуются с Егоркой

Говорить скороговоркой.

Круглов и Круглова крутили, крутили круглыми кружками круглые гири.

Подорожник по дороге

Собирал прохожий строгий.

Выбирал себе прохожий

Подорожник подороже.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

И последний совет родителям. Прежде чем бежать к логопеду, выберете время, отложите свои дела, оторвитесь от компьютеров / планшетов и позанимайтесь с ребёнком самостоятельно. Ведь малышу гораздо интереснее проводить время с папой и мамой.

Видео — детские скороговорки «Повтори»