Особенности реализации права на развитие несовершеннолетними с ограниченными возможностями здоровья. Обучение для инвалидов Право на обучение детей инвалидов

Человеческое сострадание всегда помогало инвалидам хоть как то облегчить их жизнь. В настоящий момент данная функция возложена на государство.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Принятие новых законов, которые направлены на поддержку детей-инвалидов, сейчас достаточно актуальны.

Возможность получения образования детям-инвалидам в 2020 году была скорректирована государством, неся новые возможности этому незащищенному сегменту общества.

Что нужно знать

Инвалид — данный термин вызывает у нас чувство жалости к нетрудоспособному человеку, которому не доступны все радости повседневной жизни.

Мы сочувствуем человеку, который передвигается в коляске, с тростью или имеющего другие серьезные патологии. Мы живем полной жизнью и считаем, что нас никогда не коснется эта участь.

Но болезнь может войти в нашу с тобой жизнь, и мы не сможем ничего поменять. Мы оказываемся по другую сторону жизни, к которой мы привыкли.

Необходимые термины

Человек, который перенес серьезную травму или болезнь первое, что слышит от врачей — «Вы стали инвалидом».

Причины, по которым устанавливается инвалидность следующие:

  • устойчивая утрата способности трудится, что вынуждает пациента покинуть работу на продолжительный период времени;
  • вынужденное, существенное изменение условий работы;
  • ограничение жизнедеятельности, что не позволяет человеку обслуживать себя;
  • потребность в реализации мер соцзащиты индивидуума.

Человек признается инвалидом после прохождения . МСЭ изучает заключения врачей разной специализации о физическом и психическом состоянии больного.

Классификация инвалидов и критерии их оценки установлены Министерством здравоохранения.

Степень нарушения функций организма больного влияет на группу инвалидности, а граждан, не достигших шестнадцати лет, относят к категории «детей- инвалидов». МСЭ проходят по месту жительства.

Если больной по состоянию здоровья не может самостоятельно приехать для прохождения МСЭ, то обследование пациента и заключение проводится:

  • дома у больного;
  • заочно на основании документов, которые предоставляются с согласия больного или его представителя;
  • в стационаре, где больной проходит лечение.

Законодательная база

Теперь поступить в высшее заведение без очереди на бакалавра и специалиста в рамках квоты могут:

  • инвалиды с детства;
  • инвалиды I и ;
  • дети-инвалиды;
  • лица, получившие инвалидность в период военной службы.

Законодательный акт предусматривает выделение квоты, при этом заключение МСЭ не нужно.

На законодательном уровне за детьми-инвалидами закреплено право на получение образования. Под действия данного закона попадают все субъекты РФ.

Условия развития дистанционного образования детей-инвалидов

В 2020 году Министерство образования продолжает вносить изменения, которые призваны улучшить образование детей-инвалидов, осуществляемого дистанционно.

В России планируется поэтапное формирование условия для обучения инвалидов дистанционно.

При такой форме обучения можно кроме общих предметов, получить и дополнительное образование детям .

Основной целью такого обучения является наличие условий для формирования качественного обучения ребенка-инвалида, учитывая его увлечения и предпочтения, с применением интернета.

Обучаться дистанционно можно:

  1. Дома.
  2. Дистанционно.

Варианты организации процесса

В настоящий момент в России, кроме отсутствия надлежащего образования лиц с ОВЗ, ребенок сталкивается со следующими проблемами:

  1. Недостаток общения со сверстниками и взрослыми людьми.
  2. Нарушение связи с окружающей средой.
  3. Ограничение доступа к информационным технологиям.
  4. Нехватка общения с ценностями культуры и природой.

Дети с ограниченными возможностями испытывают:

  • низкую самооценку;
  • им присуща неуверенность в себе;
  • им тяжело понять и выбрать свою жизненную цель.

Все это ведет к медленному процессу интеграции детей-инвалидов. Решить эти проблемы поможет доступность дистанционного образования и обучения на дому.

На дому

Когда ребенок-инвалид не может на постоянной основе посещать школу, то он может учиться дома. Принять такое решение могут компетентные органы местной власти.

Для этого родителям требуется представить ряд документов:

  • заявление на необходимость проходить обучение малышом дома;
  • заключение МСЭ о необходимости ребенку-инвалиду учиться на дому из-за состояния его здоровья.

Родителям необходимо заключить договор с администрацией школы или с органом исполнительной власти, которые осуществляют работу в области образования.

Следует знать, что соглашение на обучение в домашних условиях составляется в определенной форме, которая утверждена законодателем.


Если малыш обучается дома с применением дистанционных средств, то ему на период обучения должны предоставляться средства связи и компьютер за счет бюджета населенного пункта, где проживает ребенок.

Дистанционное

Различают несколько видов дистанционного обучения:

  • веб и чат-занятия;
  • телеприсутствие;
  • телеконференции;
  • использование сети Интернет.

При обучении в дистанционном режиме можно:

  • проходить обучение в общеобразовательном учреждении, независимо от материальных условий семьи инвалида и от места ее проживания;
  • слушать лекции в удобном для себя месте, заниматься по расписанию, согласованному с родителями школьника, применяя специализированное компьютерное оборудование.
  • получать дополнительное образование;
  • использовать и получать навыки коллективной работы;
  • пройти подготовку к поступлению в ВУЗ;
  • осуществить развитие творческих способностей школьника;
  • принять участие в исследовательской работе;
  • получить возможность консультироваться с профильными врачами (психологом, логопедом, дефектологом и т.д.).

Дистанционного обучения позволяет детям-инвалидам получить реабилитацию и коррекцию развития, достичь полной интеграции среди своих сверстников.

Возможные компенсации

Обязанность государства – дать инвалиду образование, на которое выделяются бюджетные средства. Это осуществляется 2 способами:

  1. В общеобразовательной школе.
  2. На дому.

Родителям, обучающих инвалида дома, выплачивается после того, как ребенок достигнет возраста 6 лет и 6 месяцев.

То есть с того периода времени, когда инвалид может начать учебу в общеобразовательной школе. Выплаты компенсации производятся до завершения обучения в школе (по достижению 18 лет).

Срок получения образования в школе может быть увеличен, если у подростка, имеются различные серьезные патологии.

Если ребенок обучается дома, то количество часов занятий с учителем из школы намного меньше, чем при обычном посещении школы. Поэтому большую часть работы ребенок должен делать сам

Родители могут согласовать с педагогом из учебного заведения о дополнительных занятиях, но количество часов таких занятий ограничено законом до 3 часов в неделю.

Только фактические расходы на обучение будут компенсированы и они не должны превышать установленный норматив.

Чтобы семья инвалида получила компенсацию, родители должны подать заявление о необходимости дополнительных общеобразовательных руководителю школы, который утвердит размер компенсации, выплачиваемую семье инвалида.

При составлении заявления, в нем нужно указать:

  • паспортные данные;
  • справка из ЖЭКа, подтверждающая регистрацию малыша.
  • документ о рождении ребенка-инвалида.

К заявлению следует приложить ряд документов:

Когда договор об обучении на дому подписан, в он заключается сроком на 1 год, можно будет получить компенсацию.

Если расходы превышают установленный лимит, то их несут родители ребенка. Дети-инвалиды не достигшие школьного возраста имеют право присутствовать на некоторых занятиях детсаду.

Плата с родителей не взимается, если малыш болеет определенным заболеванием. Так же государство предоставляет для определенных групп населения, чей малыш посещает детский сад.

К ним относятся:

  • семьи военных;
  • одинокие матери;
  • родители, имеющие ребенка-инвалида;
  • многодетные семьи;
  • семьи, где один из родителей призван на военную службу;
  • если оба родителя студенты.

Перечень льгот

Для детей-инвалидов, не достигших 7 лет, предоставляется возможность на получение мер реабилитации и получение всего необходимого для пребывания в детском саду.

Существует ряд льгот для этой категории инвалидов:

  • зачисление в дошкольное заведение без очереди;
  • за пребывание и питание в дошкольном учреждении с родителей плата не взимается.

Если малыш не способен посещать детский сад из-за его состояния здоровья, то ему в обязательном порядке предоставляется возможность на безвозмездное поступление в специализированный детский сад без очереди.

Школьники обладают теми же правами, которые перечислены выше. Они могут учиться как в общих, так и в специализированных школах

Денежные средства на содержание детей-инвалидов в детских садах и школах выделяются бюджетом.

Дети и школьники, имеющие физиологические и психологические патологии, с согласия родителей могут проходить обучение в специальных учебных заведениях.

Обучение в данных заведениях осуществляется с учетом заключения . Родители могут выбрать вариант обучения ребенка-инвалида на дому.

Государство предоставляет возможность детям-инвалидам поступать в государственные учебные заведения вне конкурса.

Какие существуют проблемы в России

В настоящее время можно выделить 2 проблемы, с которыми сталкивается ребенок-инвалид:

Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, слуха и незначительными отклонениями в интеллекте может посещать учебные заведения.

Но, огромное количество детей-инвалидов не может посещать общеобразовательные заведения, и вынуждены обучаться по индивидуальной программе.

Часто педагог затрудняется подобрать правильную индивидуальную систему обучения ребенка. Часто это касается детей с психическими отклонениями

У нас в стране очень мало учителей, которые способны обучать таких детей. Цель школы – подготовить ребенка к жизни в социуме и дать ему необходимые для этого знания.

И хоть в пединститутах на лекциях читают специальные предметы, такие как дефектология, коррекционная педагогика, специальная психология, учителей готовят для обучения детей, которые не имеют ярко выраженных нарушений со здоровьем.

В целях оказания помощи органам управления образованием, органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, руководителям детских домов-интернатов для умственно отсталых детей (далее – дома-интернаты) в реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, на образование Минобрнауки России и Минздравсоцразвития России сообщают.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Статья 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" устанавливает государственные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. При этом возможность получения образования гарантируется гражданам Российской Федерации независимо от их состояния здоровья и места жительства.

В целях реализации права на образование граждан с отклонениями в развитии государство создает условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Дополнительные гарантии права детей-инвалидов на образование установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Согласно статье 18 указанного Федерального закона дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида обеспечиваются образовательными учреждениями совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, в том числе в домах-интернатах, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном законодательством.

В дом-интернат принимаются дети-инвалиды в возрасте от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, социальной и трудовой реабилитации, обучении и воспитании и находящиеся в иной трудной жизненной ситуации.

Обучение детей-инвалидов, проживающих в доме-интернате, может быть организовано путем зачисления их в специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии либо иное образовательное учреждение, организующее обучение детей с отклонениями в умственном развитии, как правило, расположенное территориально наиболее близко к дому-интернату.

Возможно также создание филиала образовательного учреждения или самостоятельного образовательного учреждения с использованием помещений, оборудования и другого имущества, принадлежащего дому-интернату и предоставляемого им образовательному учреждению или его филиалу на договорной основе.

Дети-инвалиды, проживающие в домах-интернатах, зачисляются в образовательное учреждение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании.

Учебные занятия могут быть организованы как непосредственно в доме-интернате, так и в образовательном учреждении или его филиале. При необходимости организуется подвоз детей-инвалидов и (или) педагогических работников образовательного учреждения к месту проведения учебных занятий и обратно.

К участию в образовательном процессе целесообразно привлекать педагогических и медицинских работников дома-интерната.

При организации образовательного процесса для детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, следует руководствоваться Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288.

Методические разъяснения специфики образовательного процесса, направлений деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в том числе детей с глубокой умственной отсталостью и детей со сложным дефектом, а также уровней реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения содержатся в инструктивном письме Минобразования России от 4 сентября 1997 г. № 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов" (в редакции инструктивного письма Минобразования России от 26 декабря 2000 г. № 3) и письме Минобразования России от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6 "Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект".

При разработке образовательных программ, учебных планов, годового календарного графика и расписания занятий необходимо учитывать возраст, состояние здоровья, особенности психофизического развития и индивидуальные возможности детей-инвалидов, а также сроки их пребывания в доме-интернате.

Образование детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, должно быть направлено на решение проблем максимально возможной социализации детей, их допрофессиональной подготовки, последующего профессионального обучения и трудоустройства.

Выпускникам образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, проживающим в домах-интернатах, выдается в установленном порядке свидетельство государственного образца об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида или специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения.

Учитывая изложенное, считаем необходимым принятие органами управления образованием и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации мер по созданию условий для полноценной организации образовательного процесса для детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, включая зачисление детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, в образовательное учреждение, обеспечение учебниками, учебными пособиями, техническими средствами обучения, разработку образовательных программ, учебных планов, организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников домов-интернатов и образовательных учреждений по вопросам образования детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах.

О принятых мерах просим проинформировать соответственно Минобрнауки России и Минздравсоцразвития России в срок до 1 июня 2007 г.

Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
В.Н. Фридлянов

Заместитель Министра
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
В.И. Стародубов

Итоговая работа по теме:

«Права ребенка с ограниченными возможностями здоровья в РФ»

Выполнила

Учитель биологии

МОУ «СОШ имени А.П. Чехова»

Борисова А.Н. группа 14

Преподаватель Савонь М. Ю.

2019 год

  1. Введение………………………………………………………………..3
  2. Ребенок с ограниченными возможностями - это кто? ........................4
  3. Российские нормативные правовые акты в отношении лиц с ОВЗ и инвалидностью…………………………………………………………6
  4. Ребенок с ограниченными возможностями как субъект права на образование …………………………………………………………………………..13
  5. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ: основные положения……………………………………………………………….14.
  6. Реализация прав детей с ОВЗ и инвалидностью на территории Истринского городского округа………………………………………………………17
  7. Заключение……………………………………………………………..26
  8. Список литературы ……………………………………………………30

Введение

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан.

На сегодняшний день дети с ограниченными возможностями здоровья по самым сдержанным оценкам Минобрнауки России составляют свыше 4,5% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях, при этом специальные условия для получения образования предоставляются только 1/3 этих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах). Остальные получают образование в специальных учебных заведениях либо вообще не посещают школу. То есть получить дальнейшее образование, овладеть профессией ребенок не может, значит, он никогда не сможет вести самостоятельную жизнь и обеспечивать себя.
Среди всех детей с ограниченными возможностями здоровья подавляющее
большинство детей не имеют физических нарушений, но имеют отклонения в развитии, связанные с познавательной сферой. У нас по городскому округу Истра инвалидов: 105 детей и 200 детей с ограниченными возможностями.

Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество.

Цель работы: на основе анализа российского законодательства определить особенности правового положения ребенка с ограниченными возможностями в сфере образования.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- выявить содержание понятия «ребенок с ограниченными возможностями»;
- определить правовую природу понятия «право на специальное образование» и его место среди системы гарантий субъективного права на образование;
- исследовать нормы законодательства Российской Федерации .

Оборудование и материалы – компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ребенок с ограниченными возможностями – это кто?

Термин «ребенок с ограниченными возможностями» укрепился в практике российских специалистов по работе с детьми в 90х годах XX века. Он заимствован отечественными специалистами из зарубежного опыта и объединил довольно широкую группу лиц, нуждающихся в обеспечении особых образовательных условий, социальной поддержке и медицинской реабилитации, в специально разработанных стандартах, методиках, содержании образования, при этом наличие инвалидности не всегда имеет место. Эту группу составляют лица с сенсорными, двигательными, интеллектуальными, комплексными и иными нарушениями развития, при этом одна часть обучающихся данной группы имеет инвалидность, другие – нет. В то же время в российской педагогической науке используется множество разнообразных терминов, которые охватываются общим понятием «ребенок с ограниченными возможностями»: дети с нарушениями развития, дети с недостатками в развитии, педагогически запущенные дети и т.д.

Российское законодательство нуждается в единой терминологии применительно к сфере образования лиц с ограниченными возможностями, в четком определении именно в законодательном акте понятий, относящихся к кругу лиц, обладающих специальными правами в сфере обучения. Для решения терминологической проблемы предлагается ввести в российское
законодательство об образовании понятие «лица, имеющие право на специальное образование». Затем посредством раскрытия понятий «специальное образование», «право на специальное образование», «специальные условия получения образования» и будет определяться правовой статус указанных субъектов.

Число людей с ограниченными возможностями неуклонно увеличивается в нашей стране. Так, численность инвалидов, зарегистрированных в органах социальной защиты, за последние 5 лет увеличилась на 56,8%. С учетом перехода России к международным критериям и расширением медицинских показаний для установления инвалидности, по мнению экспертов, в ближайшие 10 лет следует ожидать увеличения числа инвалидов в 23 раза.

В целом, в дошкольном возрасте от 15% до 25% детей страдают хроническими заболеваниями; среди школьников 53% имеют ослабленное здоровье, а свыше 1/3 детей 13 - 17 лет - хронические заболевания по данным Минздравмедпрома. Серьезные ухудшения здоровья делают жизнь чрезвычайно сложной, как правило, самым негативным образом определяя настоящее и будущее инвалидов, зависящее не только от их потенциальных возможностей, но и от помощи и поддержки государства.

Российские нормативные правовые акты в отношении лиц с ОВЗ и инвалидностью

Начиная с 90-х годов прошлого века в России стали уделять особое внимание детям с ОВЗ. В Российской Федерации в настоящее время разработан и реализуется ряд нормативных правовых актов, касающихся прав и возможностей лиц с ОВЗ и инвалидностью на участие в жизни общества, получение образования и социальной поддержки.

Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.) обеспечивает общественные и физические права всех граждан, независимо от их социального положения:

«Статья 7. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Закрепленный Конституцией РФ принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.

Семейный кодекс РФ в главе 11 закрепляет права детей. В частности ст. 56 СК РФ установлено, что Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом , органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В ст. 3 устанавливает, что Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст. 9 ФЗ При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Целями государственной политики в интересах детей являются:

Осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

Формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

Содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;

Защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Закон «Об образовании в Российской Федерации». Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).

В новом Законе «Об образовании» впервые в российской законодательной практике приводится определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» - и «инклюзивное образование» как «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Оно вводится в учебных заведениях Российской Федерации для создания условий получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения, и условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.

В соответствии со ст. 34 ФЗ обучающимся предоставляются следующие академические права:

Предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого - медико - педагогической коррекции;

Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

В ст. 79 Закона определена организация получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. В частности, рассмотрен вопрос об учебной программе, адаптированной под потребности и составленной с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов;

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В настоящее время в общеобразовательных учебных заведениях с инклюзивной ориентацией лица с ОВЗ имеют возможность обучаться с учетом индивидуальных программ реабилитации, составленных по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), в вузах эта возможность пока не реализуется, все студенты обучаются по унифицированным программам.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». «…Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий…

Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний - в специальных школах и школах-интернатах…»

«Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года». «Одна из задач - модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе:

Создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;

Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья…»

«Доступная среда на 2011-2020года». Реализации программы «Доступная среда» осуществляется уже на протяжении 7 лет. За это время удалось добиться серьезных улучшений в качестве жизни инвалидов и их положении в российском обществе. Первые значительные результаты подтверждают правильность избранного направления, в связи с чем правительством рассматривается возможность о продлении программы до 2025 года.

Цель Программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

Задачи Программы:

Обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

Обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;

Обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы

«Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года». Одним из ожидаемых результатов реализации доктрины является доступность образования.

« Всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается:

Общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья…»

В настоящее время система специального образования продолжает развиваться во многом по сложившимся традициям обособления неполноценных детей и других «трудных» детей посредством создания специальных (коррекционных) образовательных учреждений либо классов. В то же время статистические данные показывают, что число специальных школ в целом по стране не увеличивается. Наметились тенденции к включению детей с ограниченными возможностями в общую систему образовательных учреждений. Специальные образовательные условия могут быть созданы не только в специализированных образовательных учреждениях, но и в образовательных учреждениях общего типа, в том числе посредством открытия специальных (коррекционных) классов.

Ребенок с ограниченными возможностями как субъект права на образование

Проблемы правового статуса детей с ограниченными возможностями в сфере образования в современной правовой российской науке пока не были предметом многостороннего исследования. Традиционно такие вопросы относят к сфере права социального обеспечения, в рамках которого и изучаются вопросы социальной защиты инвалидов. Правовой механизм обеспечения доступности образования для рассматриваемой категории детей не определен в полной мере, и даже те правовые нормы, которые имеются, нуждаются в совершенствовании. Характеризуя специфический правовой статус лиц с ограниченными возможностями в области образования, Закон РФ «Об образовании» говорит о специальном образовании, но не определяет указанного понятия. Отдельные его характеристики включены в те нормы, которые относятся к обучению и воспитанию лиц рассматриваемой категории. В
педагогической же теории и практике понятие специального образования широко используется и является предметом изучения отдельной области педагогических знаний – специальной педагогики, дефектологии, коррекционной педагогики и ее отраслей: олигофренопедагогики, сурдопедагогики, тифлопедагогики, логопедии и т.д. В связи с исследованием правового положения указанных лиц в сфере образования возникает потребность уточнения терминологии, разработки норм, например, понятий «специальное образование», «право на специальное образование». Существующая в Российском законодательстве понятийно - терминологическое несоответствие не позволяет четко и единообразно определять круг субъектов, обладающих правом на специальное образование. Анализ норм Закона РФ «Об образовании» даже не позволяет однозначно дать ответы на вопросы о том, является ли специальное образование правом субъекта или его обязанностью, какова сущность права на специальное образование и т.д. Несовершенство механизма обеспечения права на образование детей с ограниченными возможностями вызывает проблемы при применении норм законодательства об образовании.

Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения.

Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Специфика разработки специального федерального государственного стандарта
образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

В основе стандартов лежит принцип договоренности, согласия и взаимных
обязательств личности, семьи, общества и государства. Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ. Ратификация Россией международных Конвенций свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ОВЗ. Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития, что влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы страны.

Отказ от представления о «необучаемых детях» как и признание государством ценности социальной и образовательной интеграции, обусловливают необходимость создания адекватного инструмента инновационного развития образовательной системы страны – специального стандарта образования детей с ОВЗ. Он призван гарантировать реализацию права каждого ребенка на образование соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.

Разрабатываемый для каждой категории детей с ОВЗ специальный федеральный государственный стандарт общего образования должен стать инструментом инновационного развития Российской образовательной системы, позволяющим:

Максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;

Дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития и возможностей освоения цензового уровня, от типа учреждения, где он получает образование;

Гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;

Обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи, и рекомендациям специалистов, предоставив семье диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного
варианта стандарта;

Обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ.

Реализация прав детей с ОВЗ на территории Истринского городского округа.

Социальная адаптация, интеграция в общество и образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в разных регионах России проходит неодинаково. Это зависит от многих факторов. Реализация прав детей с ОВЗ в области образования – один из наиболее проблемных вопросов.

Право ребенка с ОВЗ на образование решается через инклюзивное обучение. На сегодняшний день идея инклюзии в российском образовании акцентирована преимущественно на социальной интеграции обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Отметим, что это не в полной мере соответствует концепции инклюзивности, положенной в основу Конвенции о правах инвалидов. Конвенция в числе ключевых целей ставит полное развитие человеческого потенциала, развитие личности, талантов и творчества инвалидов, эффективное участие в жизни общества, что невозможно без полноценной включенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не только в социальные, но и в обученческие и воспитательные процессы. Развитие инклюзивного образования осуществляется главным образом путем создания специальных условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день в Истринском городском округе специальное образование наряду с инклюзивным образованием, сохраняется в качестве модели интегративного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, эта модель исходит из концепции адаптации обучающегося к образовательной системе. Однако в идеале не обучающийся должен встраиваться в образовательный процесс, а образовательный процесс должен модифицироваться в зависимости от индивидуальных образовательных потребностей обучающегося.

На территории Истринского городского округа имеется несколько специализированных учебных заведений для детей с ОВЗ.

1.Школа МСКОУ ДСКОШИ VIII вида относится к коррекционным школам и известно(ен/а) так же, как Муниципальное Специальное (Коррекционное) Образовательное Учреждение Для Обучающихся Воспитанников С Ограниченными Возможностями Здоровья "Дедовская Специальная (Коррекционная) Общеобразовательная Школа-Интернат VIII Вида" Истринского Муниципального Район. Здесь обучается 162 человека.

2. Школа - интернат относится к коррекционным школам и известно(ен/а) так же, как Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся; воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Истринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I; II видов Московской области (-интернат). В школе – интернате обучается 90 человек. Это дети:

С нарушением слуха (глухие, слабослышащие);

После кохлеарной имплантации;

С нарушением речи.

3. Учреждение школьного образования «Новопетровская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Истринского муниципального района Московской области (Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Новопетровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида".

В этой школе обучается 125 человек. Учебное заведение VIII вида специализируется на работе с умственно – отсталыми детьми. Основной целью педагогов является адаптация учеников к жизни. Здесь обучают читать, считать, писать, уметь ориентироваться в простейших бытовых ситуациях, налаживать социальные контакты. Много времени уделяется развитию трудовых навыков, чтобы ребенок в будущем имел возможность заработать себе на жизнь физическим трудом, например столярное дело или шитье.

Часть детей с ОВЗ обучаются в обычных школах Истринского городского округа. Однако обучение в обычных школах не всегда возможно организовать на достаточно высоком уровне в силу большого количества факторов - недостаточные материально-технические условия, отсутствие специального оборудования, нехватка компетентного педагогического персонала, отсутствие поддержки со стороны родительской общественности и т.п.

Этому способствует и тот факт, что утвержденные Министерством образования и науки РФ порядки организации и осуществления образовательной деятельности по разным видам образовательных программ в большей степени нацелены на организацию образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья в отдельных классах (группах).

В МОУ «СОШ имени А.П. Чехова», в которой я работаю, так же имеются дети с ограниченными возможностями здоровья. Школа имеет опыт работы с такими детьми.

В 2018-19 учебном году в МОУ «СОШ имени А.П. Чехова»:

Дети-инвалиды – 6 человек;

Дети с ОВЗ - 9 человек.

Два ребенка находятся на домашнем обучении, а остальные обучаются в обычных классах. В зависимости от диагноза, ребенок обучается либо по обычной, либо по специальной программе. В школе несколько лет назад была разработана программа для работы с детьми с диагнозом ЗПР. С детишками работают высококвалифицированные учителя, психолог. К каждому ребенку применяется только индивидуальный подход, ведется коррекционная работа.

В целом в округе ведется огромная работа по программе «Доступная среда». Основные мероприятия проекта:

Организация координационной межведомственной работы с учреждениями здравоохранения, образования и другими, занимающимися вопросами реабилитации инвалидов;

Правовое сопровождение и консультирование инвалидов и их семей;

Мониторинг эффективности и качества предоставляемых услуг (программа "Эффективность и результативность реабилитационных мероприятий");

Организация консультативно-информационной помощи инвалидам и их семьям в режиме он-лайн (программа "Окно специалиста");

Помощь специалистов службы "ДАР" - социальных консультантов, семьям по работе с порталом. Результаты этой работы можно видеть на сайте Единой службы социального сопровождения детей – инвалидов Московской области «ДАР».

К сожалению, на сегодняшний день родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, не владеют информацией на тему прав и льгот, которыми они могут воспользоваться.

Основной мерой поддержки детей-инвалидов является пособие . Размер пособия определяется на законодательном уровне и в 2018 году составляет:

Для родителей ребенка-инвалида, опекунов или усыновителей – 5500 рублей в месяц;

Для постороннего гражданина (для любого, кроме родителей), ухаживающего за ребенком-инвалидом в сумме 1200 рублей ежемесячно.

Период ухода за ребенком с ограниченными возможностями включается в страховой стаж. С учетом введенной бальной системы, за каждый год ухода начисляется 1,8 пенсионных баллов.

Основной акцент делается на медицинском обслуживании и поддержке государством данной категории граждан.

Льготы семьям имеющим ребенка инвалида в 2018 году, в рамках медицинской помощи заключаются в следующих моментах:

Бесплатные лекарства и медикаменты;

Санаторно-курортное лечение;

Бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

В число медикаментов и медицинских изделий относятся:

Инсулиновые иглы;

Тест-полоски, для процедур определения сахара в крови;

Ручки- шприцы.

Также предоставляются продукты для лечебного питания. Бесплатные путевки и проезд предоставляется и сопровождающему ребенка-инвалида.

Кроме того, льгота на транспортный налог родителям ребенка инвалида предоставляется ежемесячно.

Если путевки, проезд или ряд положенных лекарств не были востребованными, можно получить компенсационные выплаты, в размере 1052 рублей.

Протезирование и ортопедическое обслуживание

В числе данной категории льгот представлено 26 видов наименований услуг. В их числе:

Ортопедическая обувь, трости, костыли, коляски;

Слуховые аппараты;

Протезы и ремонтное оборудование к ним;

Собаки-поводыри.

Налоговые льготы

В налоговом законодательстве также предусмотрен ряд льгот при выплате налогов. В первую очередь налоговые льготы родителю ребенка инвалида предоставляются при оплате имущественного налога.

Следующий момент касается социального налогового вычета. Его размер в 2018 году составляет:

6 тыс. руб., если ребенок опекаемый;

12 тыс. руб., если ребенок усыновлен или воспитывается родными родителями.

Вычет выплачивается обоим работающим родителям или одному работающему, но в двойном размере.

Льготы работающим родителям

Родителям детей-инвалидов, не достигших 18 лет, предоставляются следующие льготы:

  • Отпуск в удобное время, в обязательном порядке оплачиваемый;
  • Работодатель не вправе вынудит работать такого родителя сверхурочно или в выходные;
  • Работодатель не вправе уволить единственного родителя ребенка-инвалида;
  • Родители ребенка вправе взять 4 оплачиваемых дополнительных выходных в месяц, по 2 на каждого или 4 одному;
  • 14 дней дополнительного неоплачиваемого отпуска.

Также следует помнить и о возможности досрочно выхода на пенсию обоих родителей.

Условия досрочного прекращения профессиональной деятельности и выхода на пенсию следующие:

  • 15 лет страхового стажа для женщин и 20 – для мужчин;
  • Возраст 50 и 55 лет соответственно;
  • Ребенок должен находиться в семье до 8 лет.

Кроме того, работодатель вправе установить внутренние льготы работнику, имеющему ребенка- инвалида, например, предоставить дополнительные неоплачиваемые дни отпуска или премиальные выплаты.

Земельный участок и право на дополнительную жилую площадь

В статье 17 закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. оговорены льготы для семей с детьми-инвалидами, касающиеся жилплощади и права на улучшение условий проживания. Среди них:

  • Возможность получить жилое помещение в собственность или по договору социального найма при нуждаемости в улучшении жилищных условий (для находящихся на учете в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий). При этом площадь помещения по договору соцнайма должна превышать нормативы, приходящиеся на одного человека, но не более, чем в два раза.
  • Первоочередное получение земельного участка для постройки жилого частного дома, ведения подсобного или дачного хозяйства, садоводства.
  • Компенсация 50%:
  • на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (по нормативам);
  • на оплату взноса за капремонт жилья.

Льготы при поступлении ребенка в колледж и вуз

При условии, что ребенок-инвалид или инвалид с детства прошел вступительные испытания в высшее или среднее специальное учебное заведение, его должны зачислить вне конкурса без учета данных аттестата. Но только при условии, что обучение в конкретном заведении не противопоказано по результатам медкомиссии.

При поступлении в вуз по программе бакалавриата или специалитета ребенку-инвалиду или лицу с инвалидностью с детства 1, 2, 3 групп предоставляются такие льготы:

  • возможность поступить без вступительных экзаменов на бюджет;
  • прием в пределах квоты при успешной сдаче экзаменов;
  • преимущественное право на зачисление (при одинаковом количестве баллов у абитуриента без льгот и инвалида предпочтение отдается последнему);
  • бесплатное обучение на подготовительном отделении, если у ребенка нет противопоказаний к учебе в данном заведении.

Другие меры социальной поддержки детям-инвалидам

Дети с особыми потребностями могут рассчитывать на такие дополнительные виды социальной помощи:

  • первоочередной прием дошкольников в детсады, бесплатное их посещение;
  • возможность изучать школьную программу на дому (если невозможность посещать школу подтверждена медицинской справкой);
  • бесплатное питание в школе;
  • щадящий режим сдачи ЕГЭ;
  • помощь соцслужб в реабилитации (социальной, психологической).

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ)

В составе пенсионного обеспечения всем семьям с детьми-инвалидами и инвалидами с детства предоставляется ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) и набор социальных услуг (НСУ). Размер ЕДВ будет зависеть от того, полностью или частично семья желает пользоваться НСУ в натуральной форме (или отказывается в его получении в пользу денежной компенсации).

Заключение

Дети – будущее нашей страны. Отношение к детям наиболее точно определяет состояние и уровень развития общества. Сегодня стало очевидным, что общество заинтересовано в решении проблем, связанных с детьми с ОВЗ. Однако имеется целый ряд трудностей. Особенно это связано с реализацией права ребенка с ОВЗ на образование.

Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников. Традиция школьного преподавания как трансляции знаний, должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения, по совместному поиску новых знаний. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.

На фоне развития инклюзивных процессов меняется роль родителей во
взаимодействии со школой. Их мнение порой становится важнейшим фактором для принятия административных решений. Под влиянием активности средств массовой информации постепенно меняется отношение родителей обычных детей к совместному обучению. В большей степени родители детей с ОВЗ склонны видеть основной результат и эффект от инклюзии в повышении адаптационных возможностей своего ребенка, ожидая от образовательного учреждения специальных условий и индивидуальной поддержки.
Это связано как с общемировой тенденцией расширения понятия доступности различных социальных услуг (в том числе образования) для особых групп населения, так и с реальным положением людей с ограниченными возможностями в нашей стране.

Российское законодательство закрепляет основные гарантии реализации права на образование для детей и подростков с ограниченными возможностями (отклонениями в развитии). Согласно Конституции РФ и Закону РФ «Об образовании», доступность и бесплатность дошкольного общего и начального профессионального образования гарантирована каждому. В то же время, ряд детей с ограниченными возможностями образования не получает. Одна из причин такой ситуации – недостаточная разработанность в российском законодательстве механизма правового обеспечения реализации права на образование. Отсутствие в федеральном законодательстве подобных норм может быть отчасти восполнено законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такие акты принимаются в различных субъектах федерации. В ряде регионов России приняты законодательные акты, включающие нормы о специальном образовании, об интегрированном образовании. Органы управления системой образования нарабатывают опыт обеспечения дополнительных гарантий для детей с ограниченными возможностями на муниципальном уровне.

Именно в законодательстве об образовании Российской Федерации должны
содержаться нормы, закрепляющие гарантии равенства и действительной общедоступности образования для всех граждан, нормы, определяющие основные понятия, относящиеся к специальному образованию.
В России к настоящему времени не сложилось практики регулирования специального образования в законодательных актах. Отдельного закона о специальном образовании либо соответствующего раздела в законодательстве об образовании в России нет. Нормы, обеспечивающие регулирование специального образования, в основном содержатся в подзаконных актах. Сложившиеся традиции правового регулирования в рассматриваемой сфере, по видимому, являются одной из причин, по которым федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья пока не принят. Однако совершенствование законодательства в сфере образования детей с ограниченными возможностями необходимо безотлагательно. Характеризуя специфический правовой статус лиц с ограниченными возможностями в области образования, Закон РФ «Об образовании» говорит о специальном образовании, но не определяет указанного понятия.

Благодаря активному обсуждению проблемы обучения детей инвалидов в России правительство РФ приняло ряд законов, положений о защите прав инвалидов и по улучшению их жизни, подписало Конвенцию ООН «О правах инвалидов», т.е. государство стало формировать законодательно - нормативную базу об улучшении жизни людей с ограниченными возможностями, в том числе и о специальном инклюзивном образовании, которое направленно на помощь детяминвалидам адаптироваться в современных условиях жизни, кроме того введение данной формы образования должно изменить общественное
мнение восприятия инвалидов как опасных, ограниченных, «лишних» людей.

Список литературы:


1.Конституция Р.Ф.

2.Закон «Об образовании».

3.Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и
обучения с древних времен до середины XX века. М.: Образование, 1995.
4.Конвенция по правам ребенка.

5.Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13.12.2006 // http://www.un.org/russian/ disabilities/convention/ disabilitiesconv.pdf
6.Кулагина Е.В.. Вопросы образования детей с ограниченными возможностями
здоровья: опыт коррекционных и интеграционных школ. М., 2006.
7.Ковалевский А. Обеспечение доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья в России. М.: Педагогика, 1990. – с. 184
8.Право на образование ребенка с ограниченными возможностями ребенка в
Российской Федерации и за рубежом: монография / Е.Ю. Шинкарева. Архангельск. – 2009.
9.Проект федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями
здоровья (специальном образовании)» // http://www.akdi.ru/gd/PROEKTgd02.htm# 079252.


Особое внимание в Конвенции о правах ребенка уделено признанию и гарантиям реализации права на достойную жизнь и на развитие несовершеннолетнего, неполноценного в физическом и (или) в психическом отношении. В частности, в ст. 23 Конвенции предусмотрено, что государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким способом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка. Государства- участники способствуют в духе международного сотрудничества обмену соответствующей информацией в области профилактического здравоохранения и медицинского, психологического и функционального лечения неполноценных детей, включая распространение информации о методах реабилитации, общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также доступ к этой информации, с тем чтобы позволить государствам-участникам улучшить свои возможности и знания и расширить свой опыт в этой области.

В России детей, о которых идет речь в приведенной статье Конвенции, не относят к разряду неполноценных. В законодательных и иных нормативных правовых актах они именуются детьми, страдающими недостатками физического и (или) умственного развития, либо детьми с ограниченными возможностями здоровья. Нормы, в которых реализуются положения Конвенции в отношении таких детей, содержатся в законодательстве об образовании и о социальной защите инвалидов.

В Законе РФ "Об образовании" предусмотрено, что государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития, социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные образовательные стандарты на базе основных государственных образовательных стандартов с учетом особенностей их физического и (или) психического развития (п. 5 ст. 7). Обучение таких детей осуществляется в специализированных коррекционных школах, финансируемых из бюджетов субъектов РФ. Однако в современной России все бо́льшую популярность приобретает так называемое инклюзивное образование, т.е. обучение детей с недостатками в физическом развитии и с некоторыми недостатками в психическом развитии вместе со здоровыми детьми, что несомненно в наибольшей степени способствует их интеграции в обычную социальную среду, а у здоровых учащихся формирует гуманистические наклонности, чувства сострадания, милосердия, умение оказать помощь и иные положительные качества.

Нормы, непосредственно регулирующие отношения с участием несовершеннолетних, можно найти также в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В ст. 1 данного Закона предусмотрено, что в отношении лиц, не достигших 18 лет, имеющих стойкую утрату здоровья, физические и умственные недостатки, ограничивающие их жизнедеятельность, устанавливается категория "ребенок-инвалид" без дифференциации на группы инвалидности. В ст. 17 и 28.2 данного

Закона регламентируются права инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а также детей-инвалидов, относящихся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находящихся в стационарных учреждениях для инвалидов, на обеспечение жилыми помещениями. В частности, дети-инвалиды после окончания пребывания их в стационарных воспитательных и образовательных учреждениях и после достижения ими возраста 18 лет обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди, при условии, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. В ст. 18 данного Закона предусмотрены меры, обеспечивающие обучение и воспитание детей-инвалидов, а в ст. 22.1 установлен размер ежемесячной денежной выплаты этим детям.

В соответствии со ст. 18 Закона образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов РФ. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта РФ. В соответствии со ст. 16 Закона РФ "Об образовании" несовершеннолетние, признанные инвалидами, поступают в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.

Однако несмотря на наличие обширной нормативной базы для реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья, острота проблем в данной области осуществления и защиты их прав сохраняется, о чем свидетельствует анализ ситуации, приведенный в Национальной стратегии. В частности, на начало 2011 г. в Российской Федерации состояло на учете 544,8 тыс. детей-инвалидов, многие из которых, особенно в возрасте от полутора до двух лет, не имеют этого статуса и соответственно не пользуются установленными законом мерами по социальной поддержке, хотя остро нуждаются в реабилитации и помощи. Более 80% детей-инвалидов воспитываются в неполных семьях, находящихся в бедственном материальном положении, усугубляемом наличием различных "барьеров инвалидности" и психологической изоляцией в силу равнодушного или нетерпимого отношения окружающих к детям-инвалидам, самоизоляцией семей. Острая нехватка основных видов помощи таким детям ведет к нарушению их прав на образование, реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и социального статуса семьи. Часто это является причиной отказа родителей от таких детей и высокого уровня социального сиротства среди детей данной категории (более 12% из них попадают в дома- интернаты).

Около 40 тыс. детей-инвалидов воспитываются в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения, которые имеют системные проблемы: устаревшие здания, "перенаселенность" воспитанниками, удаленность от городов и центров реабилитационно-образовательной инфраструктуры, отсутствие специалистов, владеющих современными реабилитационными технологиями, изолированность учреждений от окружающих, в том числе волонтеров, невозможность самостоятельного проживания детей после выхода из домов-интернатов.

Сложной проблемой является положение ВИЧ-инфицированных детей (более 5,6 тыс. детей) и детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей (около 10 тыс. детей, выявляемых ежегодно): до момента установления ВИЧ-статуса таких детей для них характерны повсеместная дискриминация в доступе к образованию, сфере досуга и отдыха, а в ряде случаев – к медицинской помощи, а также практически полное отсутствие перспектив семейного устройства (п. 1 разд. V Национальной стратегии).

Для того чтобы переломить указанную негативную ситуацию, в Национальной стратегии поставлены следующие задачи:

  • – обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду;
  • – создание системы ранней профилактики инвалидности у детей;
  • – всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.

Для решения этих задач предусмотрены следующие меры:

  • – приведение законодательства РФ в соответствие с положениями Конвенции о правах инвалидов и иными международными правовыми актами;
  • – обеспечение замены медицинской модели детской инвалидности на социальную, в основе которой лежит создание условий для нормальной полноценной жизни в соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов;
  • – активизация работы по устранению различных барьеров в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011– 2015 гг.;
  • – создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе;
  • – обеспечение укомплектованности психолого-медикопедагогических комиссий современными квалифицированными кадрами в целях предотвращения гипердиагностики детей, переориентация работы комиссий на составление оптимального образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • – законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;
  • – обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование;
  • – нормативно-правовое регулирование порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • – внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;
  • – пересмотр критериев установления инвалидности для детей;
  • – реформирование системы медико-социальной экспертизы, имея в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий;
  • – внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями;
  • – обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих родителей, а также детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в социальных учреждениях, к юридической и медицинской помощи и социальному обеспечению;
  • – проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости; создание и ведение базы данных, касающихся детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их потребностей в указанных услугах;
  • – создание и внедрение программы патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, со стороны служб участковых социальных работников, предоставления услуг так называемой передышки (временного размещения ребенка-инвалида в замещающую семью);
  • – создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях; разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; создание системы творческой реабилитации, вовлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия физкультурой и спортом;
  • – разработка мер, позволяющих приравнять деятельность по уходу за ребенком-инвалидом одного из родителей (единственного родителя) к трудовой деятельности;
  • – обеспечение создания рабочих мест для родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий;
  • – организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования с использованием их научно-практического потенциала.
Государство в правовых актах закрепило обязанность дать каждому ребенку образование, в том числе и ребенку с ограниченными возможностями здоровья, ребенку-инвалиду. Причем делает оно это двумя способами: либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в системе дошкольных и общеобразовательных учреждений, либо компенсацией семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде). И то и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых бюджетных средств. Родители вправе рассчитывать на компенсацию при обучении детей-инвалидов на дому. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание, образование и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

С какого возраста положена компенсация родителям за обучение их детей-инвалидов?

В Федеральном Законе от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» сказано, что при невозможности обучения и воспитания детей-инвалидов в общих или специальных образовательных учреждениях государство берет на себя обязательство обеспечить их обучение и воспитание на дому. Из этого следует, что родители имеют право на получение компенсации с момента достижения их ребенком-инвалидом возраста, с которого закон позволяет принимать в общеобразовательное учреждение. Родителям детей-инвалидов право на получение компенсации на образование предоставляется с момента достижения их ребенком 6 лет 6 месяцев, поскольку в соответствии ст.19. Закона «Об образовании» при достижении ребенком данного возраста, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья начинается обучение в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Что касается предельного возраста для получения компенсации на образование, то выплаты производятся до получения ребенком среднего (полного) общего образования, т.е до восемнадцати лет.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья предельный возраст получения среднего (полного) общего образования может быть увеличен.

В каком размере положена компенсация родителям на образование ребенка-инвалида на дому?

При надомном обучении количество занятий с педагогами из школы гораздо меньше, чем количество уроков, которые ребенок мог бы посещать в школе. Соответственно резко возрастает объем самостоятельной работы. Возникший разрыв родители могут восполнить, пригласив педагогов из других образовательных учреждений.
Размер компенсации ограничен суммой, равной нормативу финансирования на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Следует иметь в виду, что компенсации подлежат только фактически понесенные расходы, т.е. расходы, которые уже произведены родителями. Выплата компенсации одному из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида производится при получении образовательных услуг в объеме не более трех часов в неделю в соответствии с медицинскими рекомендациями индивидуальной программы реабилитации. Компенсация назначается приказом руководителя образовательного учреждения на основании заявления родителей. Расчет суммы компенсации производится образовательным учреждением, в списке которого числится ребенок-инвалид.

Для получения компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг родитель (законный представитель), с которым проживает ребенок, обращается на имя руководителя образовательного учреждения, расположенного по месту фактического проживания ребенка-инвалида, с заявлением о назначении компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг. В заявлении указывается :

Паспорт, свидетельство о рождении ребенка, справка из жилищно-эксплуатационной организации о регистрации ребенка в жилом помещении. К заявлению прилагаются следующие документы:
- копия справки медико-социальной экспертизы, подтверждающей наличие инвалидности у ребенка;
- копия индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида с рекомендациями федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы - копия документа об образовании специалиста, оказывающего дополнительные образовательные услуги;
- копия документа, подтверждающего право на осуществление педагогом индивидуальной трудовой педагогической деятельности;
- лицензия на оказание образовательных услуг (для негосударственных образовательных учреждений).

Родитель (законный представитель) становится получателем компенсации после заключения договора об организации индивидуального обучения на дому. Договор заключается сроком на один год.
Расходы, связанные с приглашением педагогических работников сверх установленной нагрузки осуществляются за счет средств родителей (законных представителей).

Дети-инвалиды дошкольного возраста, при невозможности обучения и воспитания их в общих и специальных дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с медицинскими показаниями и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, могут посещать отдельные занятия и воспитательные мероприятия в дошкольном образовательном учреждении, расположенном по месту жительства.

Должны ли родители платить за воспитание и обучение ребенка-инвалида в детском саду?

В соответствии со ст. 52.1 законом РФ «Об образовании» за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается. Пунктом 1 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, и пунктом 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677, определены категории детей с отклонениями в развитии.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в указанные образовательные учреждения по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (п. 25 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении). Наличие у ребенка недостатка в психическом или физическом развитии устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.
В перечень категорий детей с отклонениями в развитии, установленный названными типовыми положениями, включены дети с иными отклонениями в развитии. Пунктом 1 статьи 52.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» право устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, предоставлено учредителю. Полагаем, что учредитель вправе не устанавливать родительскую плату за содержание в указанных учреждениях детей с иными отклонениями в развитии при наличии у них соответствующих заключений психолого-медико-педагогической комиссии.

Кроме того, предусматривается поддержка родителей (законных представителей), имеющих льготы по оплате за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении . К льготным категориям могут быть отнесены: многодетные семьи, одинокие матери (отцы), семьи военнослужащих, семьи, в которых один из родителей проходит военную службу по призыву; семьи, в которых оба родителя являются студентами, родители-инвалиды, родители, воспитывающие ребенка-инвалида и др. Перечень документов, предъявляемых родителями для получения льготы по оплате содержания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, устанавливается распоряжением органов местного самоуправления. Например, это могут быть следующие документы:

- заявление о предоставлении льготы;
- справка о составе семьи;
- справка о доходах всех членов семьи за последние три месяца;
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- копии соответствующих удостоверений.
В соответствии ст.18. Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Какие льготы имеют дети-инвалиды при поступлении в высшие учебные заведения?

Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются:
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.