Огонь на пасху как зажигается. Благодатный огонь

Во всех официальных источниках православной церкви этот священный огонь называют «Благодатным Огнем». Люди верят, что уж если и происходят где-то на земле чудеса, то только в Иерусалиме.

Сходит этот огонь, разумеется, с небес в полдень святой субботы. Днем раньше наступления Светлого Христова Воскресенья. Почему не в само Воскресенье – этого мы не знаем. Неисповедимы Пути Господни. Раз воскресший Иисус решил явить миру чудо схождения священного огня именно в Субботу, значит в это время, две тысячи лет назад, Ангел Господень мог осветить этим огнем темную погребальную пещеру, где лежало тело распятого Спасителя.

Об этом нам впервые поведал святой Григорий Нисский, живший в конце 4-го века. Правда, жил этот святитель не в Иерусалиме, а в Сирии, и своими глазами чуда не видел. Да и свидетельствует он не о себе, а об апостоле Петре. Интересно, что по словам Григория Нисского, Петр видел священный огонь не воочию, а как бы интуитивно, «высоким апостольским умом ». Свидетельство это принимается далеко не всеми. Во-первых, никто из евангелистов о нем не знал, а во-вторых, Петру, как следует из рассказа святого Луки, который, войдя в пещеру и «наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (Лука 24:12) удалось побывать в пещере только в первый день недели, по нашему – в Воскресенье, тогда как священный огонь сходит в Иерусалиме в субботу.

Следующим в очереди свидетельств о благодатном огне стоит церковный историк Евсевий Памфил Кесарийский. Тоже из 4-го века. Фигура весьма значительная и заслуживающая беспрекословного доверия, когда речь идет о событиях, современником которых был он сам. Мы еще вернемся к этому, рассказывая об истории обретения Истинного Креста Господня. Но вот во всем, что казалось событий, на которых самого Евсевия не было, там он полностью полагается на предания и «свидетельства» отцов Церкви, живших и за сто, и за двести лет до него. В данной истории Евсевий рассказывает о патриархе Наркиссе, служившем в Иерусалиме во втором веке. История с Наркиссом как две капли воды похожа на знаменитое чудо Хануки. Так же не хватило масла в лампаде, в нее налили воду из Силоамской купели, и так же лампада горела священным огнем. Но дело в том, что Иерусалим второго века – это римский провинциальный городок Элия Капитолина. А на месте нынешнего Храма, где должен был сойти священный огонь, находился храм богини Венеры. И вряд ли благочестивые христиане, тогда еще в большинстве своем из иудеев, стали бы совершать службу в столь богомерзком месте.

Имеется еще несколько «свидетельств» о чудесном зажигании лампад в Храме, которые видели посещавшие его паломники во времена Византии. Но вот уже с началом мусульманского правления на Святой Земле, к сошествию в Иерусалиме священного огня стали относиться скептически. Правда, мнения арабских авторов здесь расходятся. Одни из них утверждают, что речь идет о хитрости, к которой прибегают служители Храма, вторые, как например Ахмад ибн аль-Касса, считали это настоящим чудом. К концу 9-го началу 10-го века в Иерусалиме был установлен обряд, по которому местный правитель из мусульман запечатывал двери Храма, в то время как христиане стояли во дворе и молились. Огонь появлялся в внезапно, жители Иерусалима тут же зажигали от него светильники и свечи, и разносили этот благодатный огонь по своим домам.

Но уже тогда правители мусульманского мира почуяли, что называется, недоброе. Один их них, эмир Багдада, попытался запретить богослужение, обвиняя христианских служителей в том, что они добывают этот огонь неким «волшебным художеством». Но уже в начале 11-го века мусульмане стали относиться к схождению священного огня в Иерусалиме с определенным уважением, если не трепетно. На церемонии его сошествия присутствовали местные имамы, которые зажигали от этого огня лампады в мечетях. И ничего страшного для мусульман в таком почитании священного огня в Иерусалиме не было. Ведь Исса-Иисус такой же пророк ислама, как и все его предшественники: Ибрагим- , Дауд- , Сулейман- и другие.

Но ситуация крайне обострилась к 1009 году, когда фатимидский халиф Аь-Хаким, будучи не совсем в здравом уме, объявил себя неким верховным божеством. Остальным «божествам» в его сонме места не нашлось, поэтому Храм Воскресения (нынешний Храм Гроба Господня) он приказал разрушить до основания. Так христианские Восток и Европа остались без своего главного чуда. И о сошествии благодатного огня перестали говорить на протяжении почти столетия, пока в конце 11-го века Папа Урбан II не вспомнил об нем в своей знаменитой речи в Клермоне, где он призвал христиан идти в крестовый поход против неверных и освободить Гроб Господень. Папа обещает святому воинству отпустить все грехи, напоминает будущим завоевателям, что , и что «во храме, внезапно погашенные лампады возгораются». Представьте, какой взрыв религиозных чувств и кровожадных инстинктов вызвали его слова у безземельного бродячего рыцарства Франции и Италии, промышлявшего на дорогах разбоем и грабежами!

Когда в 1099 году, после долгих трудов и сотен тысяч безвинно порубленных и сожженных жителей Палестины, крестоносцы овладели Святым городом, в Иерусалиме вновь стал спускаться с небес священный огонь. Правда была здесь одна серьезная проблема. Огонь ни за что не хотел сходить в Храм, если молитву читал христианин-католик. Поэтому в свидетельстве игумена Даниила, посетившего Святую Землю во времена царства крестоносцев, говорится о том, что к католическим епископам священный огонь не сходил, а только к православным. Как только ни старались бедные католики, к каким только ухищрениями они ни прибегали – священный огонь ни за что не соглашался отозваться на их молитвы! Достоверно известно, что в 1101 году, то есть, через два года после завоевания Иерусалима крестоносцами, никакого чуда в Храме не произошло.

За весь недолгий век правления крестоносцев в Святом граде, с 1099 по 1187 годы, о чудесах сошествия в Иерусалиме священного огня упоминаний очень мало. Зато со времен завоевания города мусульманским правителем Саллахом ад-Дином (Саладином, как его называли в Европе), просвещенные арабские историки стали вновь проявлять интерес к этому чуду. Уже в 13-м веке писатель Аль-Джаубари в своей книге о тайнах и фокусах называет действия христианских монахов «хитростью». Ему вторит Ибн-аль-Джаузи, который говорит об источнике скрытого огня в часовне Храма.

Христианские апологеты, естественно, становятся на защиту сверхъестественного явления, которое будоражит умы паломников и гонит их в путь на Святую Землю. Ведь именно там, в Иерусалиме, в отстроенном крестоносцами Храме Гроба Господня, в Великую Субботу перед Светлым Христовым Воскресеньем с небес сходит священный благодатный огонь, озаряя своим светом весь Храм! Но вот уже в 15-м веке некий путешественник по имени Поль Вальтер рассказывает о том, что двери Храма Гроба Господня открывают для паломников мусульмане, а молятся о схождении священного огня три епископа. Один их них грек, второй – армянин, а третий представляет коптскую православную общину. Выходит, что к тому времени Ватикан уже утратил всякий контроль над иерусалимскими святынями. И если вглядеться в список тех, кто свидетельствовал с тех пор об этом вселенском чуде, то в нем присутствуют в основном православные, русские и греки.

Но хватит истории, давайте посмотрим на это чудо глазами современного православного человека! Именно православного, потому что католики не принимают уже никакого участие в молитвах о схождении благодатного огня. О реформистах – протестантах, баптистах, евангелистах и прочих – говорить не приходится. Их святыни – Голгофа и Гроб Господень – находятся не в Храме, а совсем в другом месте Иерусалима. И никакого священного огня в этих местах никогда не наблюдалось.

Несколько лет назад российские СМИ и РПЦ были свидетелями скандала, разгоревшегося после заявления «диакона всея Руси» Андрея Кураева о том, что схождение благодатного огня – это не более, как «фокус с зажигалкой». Добавлю от себя, что современная химия располагает не одним десятком способов возжечь «священный огонь» и без помощи зажигалки. Так что, формальный обыск патриарха греческого Феофила при входе в Кувуклию («Усыпальницу Святого Гроба») в Храме Гроба Господня в утро Святой Субботы – это лишь проформа, которая соблюдается в вековой традиции, установленной мусульманами. Как я уже говорил, именно они первыми усомнились в истинности христианского чуда. Кстати, армяне, которым во всей этой истории с огнем отведена второстепенная роль, тоже не раз обвиняли своих конкурентов-греков в подлогах.

Говорят, что в личной беседе Кураева с Феофилом, патриарх иерусалимский признался, что если он откроет миру всю правду, его попросту разорвут на куски. Но это так, досужие сплетни… На самом же деле православная церковь, как русская, так и греческая, давно используют священный огонь как популярное ток-шоу, с привлечением огромного количества зрителей. Понятно, что побывать в Храме в это время доступно лишь немногим счастливчикам. Правда, местные жители из числа арабов могут не безвозмездно помочь тем, кто уж очень хочет провести ночь в Храме и попасть на торжественный спуск с неба ярких золотых искр, озаряющих погруженную в темноту Ротонду Храма. Ну а остальные могут увидеть, как сходит благодатный огонь, на экранах своих телевизоров. Понятно, что устроители такого шоу, православные греки в Иерусалиме, ни за что не откажутся заработать на нем пару-тройку миллионов!

Идея о том, что возгорание свечей и лампад в Храме от якобы «священного огня» – это фальсификация, не нова. О ней говорили ученые-богословы, представители различных конфессий, в том числе и православной Церкви. Наиболее известны высказывания в середине прошлого века ныне покойного профессора Ленинградской духовной Академии Николая Дмитриевича Успенского. Он считал, что в Кувуклии огонь зажигают от потайной скрытой лампады, свет которой не проникает в открытое пространство Храма, где все свечи и лампады ко времени молений бывают потушены. И тем не менее, профессор утверждает, что «“огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного…».

Так это или иначе – мы не знаем. Что такое на самом деле священный благодатный огонь в Иерусалиме – это вопрос веры. Если вы верите в чудесное его схождение – приезжайте в Иерусалим в канун Великой Пасхи! Может быть вам повезет, и вы вслед за другими счастливчиками будете свидетелями этого чуда, совершаемого ежегодно в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.

А пока что послушайте рассказ очевидца и участницы этих событий…

(видео Владислава Кипниса)

Каждый год накануне православной Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме совершается особое богослужение. Оно характеризуется выносом из Гроба Господня особого огня, который, по мнению верующих, появляется сверхъестественным образом.

Явление, безусловно, древнее. Однако божественное происхождение огня подвергается сомнению, в итоге у этого явления есть как свои сторонники, так и противники. Настало время и нам развенчать мифы о Благодатном огне.

Благодатный огонь имеет божественное происхождение. Это самый главный миф относительно такого явления. Как уже было сказано, сомнения относительно происхождения огня всегда присутствовали. Не так давно армянский священник Гевонд даже смог заснять на видео секретную лампаду, которая спрятана за выдвижной иконой в Кувуклии. О схемах получения священниками Благодатного огня писалось давно. В XII веке араб Ибн-ал-Каланиси писал, что между лампадами протягивали тонкие проволочки, натертые маслом. В нужный момент одна из нитей незаметно поджигалась, в результате чего яркий, как молния, огнь быстро зажигал все лампады. Верующим казалось, что огонь сошел с неба. Другой араб в XIII веке рассказывал, как на вершине купола помещали железную шкатулку с рассчитанным заранее временем горения в ней огня. В нужное время тот поджигает смазанную цепь, а по ней огонь сверху спускается к лампаде. В литературе описывают, что огонь может появиться и из-за соединения бальзамового масла с какими-нибудь другими добавками. О самовоспламенении веществ на воздухе хорошо известно химикам.

Благодатный огонь не обжигает. Этот факт многие приводят в качестве доказательства божественной природы огня. Однако и обычный огонь в первые минуты обжигать не будет, им можно даже умываться. Такие особенности будут присутствовать, если топливом станет низкокалорийное вещество, например, бальзамовое масло. К тому же стоит делать поправку на религиозный экстаз, который способен снижать болевую чувствительность. Да и сквозняк в храме отклоняет пламя и создает воздушную подушку. Сами же паломники говорят, что некоторых огонь очень даже ожег. На видео же можно увидеть людей, которые не столько держат руки или бороду над огнем, сколько проводят над ним.

Благодатный огонь объединяет людей. Пока тысячи паломников трепетно ожидают схождения Благодатного огня, за кулисами разворачиваются самые настоящие интриги и разборки. Греческие священники оберегают этот явление, не допуская посторонних. А вот армянских священников такой неприкрытый бизнес возмущает. Конфликту этому уже несколько сотен лет. Священники, в поисках истины порой даже занимаются рукоприкладством прямо в помещении Храма Гроба Господня. В итоге дерущихся разнимает полиция. О каком объединении людей можно говорить, когда даже сами служащие церкви дерутся за право управлять чудом? В 1834 году драка вообще превратилась в побоище, тогда жертвами стали около 300 паломников.

Благодатный огонь является чудом для всех христиан. На самом деле не все христиане имеют возможность прикоснуться к этому чуду. Благодатный огонь появляется лишь в присутствии православного Патриарха. Но чем эти верующие лучше католиков, протестантов? Почему великий Бог своим вниманием осчастливил исключительно православных? Говорят, что однажды католики не пустили в храм православных. Тогда Бог мало того, что не дал огня упрямцам, но еще и ударил сюда молнией. След от нее до сих пор остался на одной из колонн. С тех пор католики к чуду отношения не имеют. Правильно ли это? Или религия в очередной раз разделяет людей?

Благодатный огонь спускался в храм с незапамятных времен. На самом деле первые упоминания об огне относятся к IV веку. Как раз в те времена христиане упорядочили и канонизировали четыре Евангелия. Паломница Сильвия поведала, что в храме зажигаются лампады, а внутри пещеры постоянно горит неугасимая лампа, сюда огонь не приносят. Очевидно, что тогда чуда никакого не было, а просто в Кувуклии горел священный огонь. Тайну его посвященные хранили от обычных людей. Блаватская писала, что еще в древнем Египте алхимики научились создавать мелкопористые материалы. Они впитывали в себя масло, как губка, а затем медленно отдавали горению. К IX веку верующие стали воспринимать холодный огонь, как чудо. А священникам такое отношение было только на руку, так как укрепляло их религиозное влияние. Но даже тогда появились просвещенные критики, которые критиковали «божественное проявление». Однако люди верили в чудо, а в XII-XIII веках просто священный огонь стал уже Благодатным. А зажигали его уже не в присутствии верующих, а внутри Кувуклии, демонстрируя верующим чудо.

Благодатный огонь - таинственное чудо. Именно об этом постоянно говорит Православная церковь, упирая на то, что тайна огня никем так и не разгадана. Однако еще в XVII веке Патриарх Константинополя Кирилл Лукарис говорит, что если бы это чудо действительно существовало, то все турки давно бы поверили в Иисуса Христа. Но ведь такого не происходит!

Благодатный огонь - это святое явление, которое не предусматривает корысти. На самом деле существование такого «чуда» выгодно и Израилю, и Православной церкви. Раньше же на нем зарабатывали арабы и турки. Они не могли отказать себе в возможности заработать на наивных верующих. Люди едут в Иерусалим за чудом, оставляя деньги в церкви и городе. Сегодня ежегодно из России на встречу Благодатного огня за счет государства летает около сотни деятелей, чьи фамилии не афишируются. Вся эта тусовка летит за кусочком огня, который на самолете же доставляют в Россию. У нас же путешествие святыни по стране сопровождается представлениями и банкетами. Религиозное мероприятие получает коммерческую подоплеку. Доход же от чуда действительно велик. Раньше Палестина вообще питалась за счет паломников из Европы, праздник гроба Господня являлся праздником счастья и благосостояния для всей страны. А мусульмане даже брали плату за вход в православный храм.

Огонь приходит по расписанию. Церемония получения Благодатного огня не расписана по минутам - от Бога не требуют чуда по расписанию. После того, как патриарх в одном полотняном одеянии заходит в Кувуклию, вход опечатывают, и начинается ожидание чуда. Верующие могут прождать несколько минут, а могут - несколько часов. Все это время люди молятся о схождении святого огня и об отпущении грехов. Говорят, что если однажды огонь не сойдет, то это станет ужасным знаком для человечества, а все находящиеся в храме погибнут.

Церемония схода огня неизменна. Примерно в XIII столетии обретение Благодатного огня видоизменилось. Раньше он появлялся в виде вспышки сверху Кувуклия, а затем священники стали заходить за огнем внутрь. Былые разоблачения потеряли силу, но арабы тут же подсмотрели, как зажигается огонь - от спрятанной в нише лампады.

Сход огня сопровождается чудесными всполохами. Сегодня в храме присутствует множество как журналистов со специальной техникой, так и фотографов-любителей. На видео действительно видны вспышки, однако отличить их по цвету от фотовспышки невозможно. В те же времена, когда фотоаппаратов не было, о загадочных вспышках не говорили вообще, хотя это было бы еще большим чудом. Яркая вспышка присутствовала до XIII века, когда огонь ожидали еще снаружи Кувуклия. Однако это вполне вписывается в технологию создания «чуда».

Свечи паломников зажигаются сами. Это очень красивая легенда, которая на видео никак не подтверждается. Наоборот, видно, как люди берут огонь у своих соседей. Зато они же потом рассказывают, как «чудо» снизошло на них.

Сами священники веруют в чудо. Высшее духовенство, непосредственно принимающее участие в обряде, слов «чудо» или «схождение» все же избегает. Патриарх Феофил III заявил, что эта церемония показывает, как пасхальная весть от гроба осветила весь мир. В храме же проводится представление, воспроизведение того события. Неудивительно, что главный свидетель «чуда» уклончиво отвечает на вопросы о его природе. Известный диакон Андрей Кураев так отреагировал на такое заявление: «Откровеннее о зажигалке в кармане он сказать не мог».

Священный свет увидел в Гробу Господнем апостол Петр. Говорят, что придя на это место после Воскресения, Петр увидел тут свет. Однако в самом Евангелии ничего об этом не говорится.

Перед входом в Кувуклию с Патриарха снимают все облачения и обыскивают. Такая мера якобы должна убедить верующих в невозможности привнести огонь извне. Однако на прямых телетрансляциях видно, что с Патриарха снимают только верхнюю часть одежды, остальное же остается на нем. И никто не пытается обыскать священника - он входит в пещеру во время Крестного хода.

В России всегда верили в чудесную природу Благодатного огня. Даже православные деятели, а уж тем более ученые, еще в конце XIX столетия довольно скептично относились к природе Благодатного огня. В существование «чуда» сомневались такие ученые, как И.Крачковский, А.Дмитриевский, а также епископ Порфирий (Успенский). Профессор Н.Успенский в 1949 году в актовой речь довольно подробно описал историю и суть этого обряда. И только в наше время, когда религию насаждают чуть ли не силой, критиков осталось мало. Чуть ли не единственным крупным православным ученым, кто подвергает сомнению Божественное происхождение Благодатного огня, является доктор исторических наук, кандидат богословия Александр Мусин. Опальный, конечно же, священник приводит свидетельства иеромонаха Гевонида Оганесяна, который лично видел, как армянские и греческие священники обманывают верующих. Но кто хочет слышать и слушать правду?

Ученым удалось попасть к Гробу Господню и провести исследования, результат которых шокировал верующих.

Вне зависимости от того, считает себя человек верующим или нет, он хотя бы раз в жизни интересовался реальными доказательствами существования высших сил, о которых рассказывает каждая религия.

В православии одним из свидетельств чудес, указанных в Библии, является Благодатный огонь, сходящий на Гроб Господень в канун Пасхи. В Великую субботу посмотреть на него может каждый желающий – достаточно прийти на площадь перед храмом Воскресения. Но чем дольше существует эта традиция, тем больше гипотез выстраивают журналисты и ученые. Все они опровергают божественное происхождение огня – но можно ли доверять хотя бы одной из них?

История Благодатного огня

Схождение огня можно увидеть всего один раз в год и в единственном месте на планете – Иерусалимском храме Воскресенья. В его огромный по масштабу комплекс входят: Голгофа, пещера с Крестом Господним, сад, где Христос был замечен после воскрешения. Он был построен в IV веке императором Константином и Благодатный огонь там увидели во время первого служения на Пасху. Вокруг места, где это произошло, построили часовню с гробом Господним – ее называют Кувуклией.

В десять часов утра Великой субботы ежегодно в храме тушат все свечи, лампады и другие источники света. Высшие церковные саны лично следят за этим: последней проверку проходит Кувуклия, после чего ее запечатывают большой восковой печатью. С этого момента охрана святых мест ложится на плечи сотрудников израильской полиции (в давние времена с их обязанностями справлялись янычары Османской империи). Они же ставят дополнительную печать поверх печати Патриарха. Чем не доказательство нерукотворного происхождения Благодатного огня?

Кувуклия


В двенадцать часов дня со двора Иерусалимской Патриархии к Гробу Господню начинает тянуться крестное шествие. Его возглавляет патриарх: трижды обойдя Кувуклию, он останавливается перед ее дверьми.

«Патриарх облачается в белые одежды. С ним одновременно надевают на себя белые же облачения 12 архимандритов и четыре диакона. Из алтаря потом выходят попарно клирики в белых стихарях с 12-ю хоругвями с изображением страстей Христовых и Его славного воскресения, за ними клирики с рипидами и животворящим крестом, далее 12 священников попарно, потом четыре диакона тоже попарно, причем два последних из них пред патриархом держат в руках в серебряной подставке пуки свечей для удобнейшей передачи святого огня в народ, и, наконец, патриарх с жезлом в правой руке. По благословении патриарха, певчие и все духовенство при пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» идут из храма Воскресения к кувуклии и троекратно её обходят. После третьего обхождения патриарх, духовенство и певчие останавливаются с хоругвеносцами и крестоносцем против святого живоносного гроба и поют вечерний гимн: «Свете тихий», напоминающий о том, что эта литания некогда входила в состав чина вечернего богослужения.»

Патриарх и Гроб Господень


Во дворе храма за Патриархом следят тысячи глаз паломников-туристов со всего света – из России, Украины, Греции, Англии, Германии. Полицейские обыскивают Патриарха, после чего он входит в Кувуклию. У входных дверей остается армянский архимандрит для того, чтобы возносить молитвы Христу о прощении грехов рода человеческого.

«Патриарх, став пред дверями святого гроба, при помощи диаконов снимает с себя митру, саккос, омофор и палицу и остается лишь в подризнике, епитрахили, поясе и поручах. Драгоман вслед за тем снимает печати и шнуры с двери святого гроба и впускает внутрь его патриарха, имеющего в руках упомянутые пуки свечей. За ним тотчас идет внутрь кувуклии один армянский архиерей, одетый в священные одежды и также имеющий в руках пуки свечей для скорейшей передачи святого огня народу через южное отверстие кувуклии в приделе Ангела.»


Когда Патриарх остается наедине, за закрытыми дверями, начинается настоящее таинство. На коленях Святейший молит Господа о послании Благодатного огня. Его молитвы не слышны людям, находящимся за дверьми часовни – но они могут наблюдать их результат! На стенах, колоннах и иконах храма появляются голубые и красные всполохи-вспышки, напоминающие отблески во время фейерверка. Одновременно с этим на мраморной плите Гроба появляются синие огоньки. Одного из них священнослужитель касается ватным шариком – и огонь перекидывается на нее. Патриарх зажигает с помощью ватки лампаду и передает ее армянскому архиерею.

«И те люди все в церкви и вне церкви ничего другого не говорят, только: «Господи, помилуй!» взывают неослабно и кричат громко, так что гудит и гремит все то место от вопля тех людей. И тут ручьями проливаются слёзы у верных людей. Даже с каменным сердцем человек может тогда прослезиться. Каждый из паломников, держа в своей руке связку из 33 свечей, по числу лет жизни нашего Спасителя … спешит в духовном веселии возжечь их от первоисточного света, через нарочито назначенных для сего клириков из православного и армянского духовенства, стоящих близ северного и южного отверстий кувуклии и первыми получающих из святого гроба святой огонь. Из многочисленных лож, с окон и карнизов стен спускаются на веревках подобные же пучки восковых свечей, так как и зрители, занимающие места вверху храма, стремятся тотчас же приобщиться той же благодати.»

Передача Благодатного огня


В первые минуты после получения огня, с ним можно делать что угодно: верующие умываются им и трогают его руками без страха обжечься. Спустя несколько минут огонь из холодного становится теплым и приобретает обычные свойства. Несколько столетий назад один из паломников написал:

«Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило.»

Условия появления священного огня

Среди православных существует поверье, что в год, когда огонь не загорится, начнется апокалипсис. Впрочем, это событие уже происходило однажды – тогда огонь пытался извлечь последователь иной конфессии христианства.

«Первый латинский патриарх Арнопьд из Шоке приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии. Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него. Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 году в Великую субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.»

Огонь при латинском патриархе и трещина в колонне


В 1578 году священнослужители из Армении, не слышавшие ничего о попытках предшественника, попытались их повторить. Они добились разрешения стать первыми, кто увидит Благодатный огонь, запретив входить в церковь православному Патриарху. Он вместе с другими священниками вынужден был молиться у ворот в канун Пасхи. Увидеть чудо Божье приспешникам Армянской церкви так и не удалось. Одна из колонн двора, в котором возносили молитвы православные, треснула, и из нее появился столп огня. Следы его схождения и сегодня может наблюдать любой турист. Верующие традиционно оставляют в ней записки с самыми заветными просьбами к Богу.

Череда мистических событий заставила христиан сесть за стол переговоров и принять решение о том, что Богу угодно передавать огонь в руки православного священника. Ну а тот, в свою очередь, выходит к народу и отдает священное пламя игумену и монахам лавры преподобного Саввы Освященного, Армянской апостольской и Сирийской церкви. Последними в храм обязательно должны попасть местные православные арабы. В Великую субботу они появляются на площади с песнями и танцами, а затем входят в часовню. В ней они произносят древние молитвы на арабском языке, в которых обращаются к Христу и Божьей Матери. Это условие также является обязательным для появления огня.
условия появления священного огня


«О первом совершении этого ритуала нет свидетельств. Арабы просят Богоматерь умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Они буквально выкрикивают, что они самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня. По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918—1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа, но безрезультатно. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел»

Увенчались ли успехом попытки найти научное объяснение Благодатному огню?

Говорить о том, что скептикам удалось одержать победу над верующими, нельзя. Среди множества теорий, имеющих физическое, химическое и даже инопланетное обоснование, внимания заслуживает лишь одна. В 2008 году физику Андрею Волкову удалось попасть в Кувуклию со специальным оборудованием. Там он смог сделать соответствующие замеры, но их результаты оказались не в пользу науки!

«За несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. Я не хочу ничего ни опровергать, ни доказывать, но таков научный результат эксперимента. Произошел электроразряд – то ли ударила молния, то ли на мгновение включилось нечто вроде пьезозажигалки.»

Физик о благодатном огне


Сам физик не ставил целью своего исследования разоблачение святыни. Его заинтересовал сам процесс схождения огня: появление всполохов на стенах и на крышке Гроба Господня.

«Так что, вполне вероятно, появлению Огня предшествует электрический разряд, и мы, измеряя электромагнитный спектр в храме, пытались его поймать.»

Так комментирует произошедшее Андрей. Получается, разгадать тайну сакрального Благодатного огня не под силу современной технике…

Это чудо происходит каждый год накануне Православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и Пещеру, в которой был положен снятый с Креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшим. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке.

Вот как происходит чудо схождения Благодатного Огня в наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан - паломников со всего мира в напряженном молчании следят за Патриархом. Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господний, ища хоть чего-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне входит внутрь. Там, стоя на коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого Огня. Долго длится иногда его молитва…. И вдруг на мраморной плите Гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Он прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передаст Армянском Патриарху, а затем и народу. В это мгновение и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма. Свидетели этого чуда описывали его в 1988 году так: “Каждый человек ощущает эту благодать по-своему, в меру человеческого сердца, кто сколько может вместить.

Одни видят, как из Голгофы идет благодатный поток какого-то голубоватого цвета, или как облако. Вся кувуклия (часовня) окутана этим облаком.

Иногда - будто молния ударяет в стену и прямо отсвечивает, озаряет все. И свечение какое-то голубоватое.

В другой раз - как северное сияние играет под куполом кувуклии.

Одна сестра рассказывала, что рядом с ней стояла гречанка, и когда увидела благодатный поток, то крикнула от радости и бросила свечи вверх, а к ней они вернулись уже зажженные. И эту радость передать невозможно.

Само ожидание настолько ощутимо, что начинаешь чувствовать и понимать соборность: вот стоит румынка, там - гречанка, тут - русская, американка, у всех получается одна молитва, все просят одного - благодати. Это такое трогательное чувство, такое сильное - одна молитва! Справа стоял мужчина, так он начал плакать. Седой, солидный человек, как ребенок начал плакать, боясь, чтобы не исполнилось пророчество (в последние времена благодатный огонь не сойдет).

И вот, когда благодать раздается, представьте себе - море огня, и никогда пожара не бывает, никогда. Когда благодать - это море огня - разливается, кто плачет, кто кричит, кто смеется. Это чувство надо пережить, его так не передать. И ясно чувствуешь, что - Сам Христос - вот Он, как незримое явление Господа, такое убедительное и явное, вот Он здесь, Христос. Все неприятности наши, все скорби - все, что человек претерпевает, кажется ничтожно. Ради этого чуда, ради этой благодати - все можно пережить”.

Вначале Благодатный Огонь имеет особые свойства - он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей по числу лет Спасителя. Поразительно, как люди омывают лица в этом пламени, проводят им по бородам и волосам, и оно не вредит им. Проходит еще некоторое время, и огонь начинает жечь. Многочисленные полицейские заставляют людей тушить свечи, но ликование продолжается.

Святой Огонь нисходит в Храм Гроба Господня только в Великую Субботу - накануне Православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность - священный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха. Иноверные хотя и пытались получить Святой Огонь, но безуспешно, зато римские католики отошли от участия в этом недосягаемом для них благодатном торжестве.

Как-то раз другая община, армян христиан, но отступивших от Святого Православия еще в IV веке, подкупила турецкие власти и именно их, а не православного Патриарха в Великую Субботу турецкие власти допустили в пещеру “Гроб Господень”. Долго и безуспешно молились армянские первосвященники, а Православный Иерусалимский Патриарх вместе со своей паствой плакал на улице у запертых дверей Храма. И вот неожиданно как бы молния ударила в мраморную колонну, она рассеклась и из нее вышел столп Огня, который зажег свечи у православных (колонна видна на фото).

С тех пор никто из представителей многочисленных христианских конфессий не решаемся оспаривать у православных право молиться в этот день у Гроба Господня.

В мае 1992 года впервые после 79-летнего перерыва Благодатный Огонь был вновь доставлен на русскую землю. Группа паломников - священнослужителей и мирян - по благословению Святейшего Патриарха пронесла Благодатный Огонь от Гроба Господня в Иерусалиме через Константинополь и все славянские страны до Москвы. И с тех пор этот неугасимый огонь горит на Славянской площади у подножья памятника святым учителям словенским Кириллу и Мефодию.

Воскресал ли Христос?

Это основной вопрос всей религии, всей философии, всех наук, касающихся воззрений человеческих, ибо воскреснуть мог только Бог. Следовательно, вопрос о воскресении - это вопрос о том, есть ли Бог. Неудивительно поэтому, что почти все произведения антирелигиозной литературы останавливаются на вопросе о воскресении, и все они, как это каждому известно, отвечают на этот вопрос отрицательно. Они, вероятно, не представляют себе, что после некоторых важнейших открытий (о них речь впереди) факт воскресения Христа к концу своей жизни признал никто иной, как Фридрих Энгельс.

Основанием для антирелигиозников, в частности, для отрицателей воскресения, служит, как они уверяют, отсутствие свидетельств о воскресении.

Как же в действительности обстоит дело? Действительно ли такие свидетельства отсутствуют? Один из наиболее часто выступающих авторов, некий Дулуман. заявляет: “В то время, когда, по учению церковников, должен был существовать на земле Христос, жило мною ученых и писателей: Иосиф Флавий, Остин Тивериадский, Плексит, Сенека и др., однако все они ни слова не говорят о Христе”.

Здесь соответствует истине только одно. О Христе действительно не писали ни Остин Тивериадский, ни Либерии Сулий, ни Баландий, но не писали по той причине, что этих “древних писателей” (как их величает антирелигиозная литература) никогда не было в природе. Никакой Либерии Сулий не существовал ни в древности, ни в позднейшие времена. Существовал Лаврентий Сурий, но и тот жил не во времена Христа, а ровно на десять столетий позже. Еще больший конфуз получился с “древним писателем” Баландием. Он тоже не существовал, а был монах Боллан, но жил он позже Христа на тысячу пятьсот лет, поэтому неудивительно, что, описывая современные ему события, он мог и не касаться именно воскресения Христа. Равным образом вымышлен и Остин Тивериадский. В литературе известен Оссия Твердите, живший во времена палестинских событий, но это вовсе не писатель, а литературный персонаж, герой старой византийской повести.

Итак, эти “древние писатели” вряд ли могут приниматься в расчет. Но кроме них наши атеисты упоминают еще Иосифа Флавия, Плиния Старшего, Тацита. Они, как говорят атеисты, тоже не оставили никаких свидетельств о воскресении Иисуса Христа. Так ли это?

Начнем с Иосифа Флавия. Он, как известно, один из наиболее надежных исторических свидетелей. Карл Маркс говорил: “Достоверная история может писаться лишь на основе таких документов, как произведения Иосифа Флавия и равноценных им”.

Кроме того Флавий мог также не быть в курсе событий, описанных в Евангелии. Наконец, Флавий не был последователем Христа, и потому нет оснований ожидать от него каких-либо преувеличений в пользу христианства. Действительно ли Флавий ничего не говорит о воскресении Христа, как это утверждают атеисты?

Тем, кто это заявляет, следовало бы хоть раз в жизни, хотя бы мельком заглянуть в отрывки из его сочинений, вышедшие в советском издании Академии наук СССР. Там черным по белому написано: “В это время выступил Иисус Христос человек высокой мудрости, если только можно назвать Его человеком, совершитель чудесных дел; когда по доносу первенствуюших у нас людей Пилат распял Его на кресте, поколебались те, которые впервые Его возлюбили. На третий день Он снова явился к ним живой”. Как же это вяжется с заявлениями и заверениями, что Иосиф Флавии ни снова не упоминает о Христе?

Грек Гермидии, занимавший официальную должность биографа правителя Иудеи, писал также и биографию Пилата. Его сообщения заслуживаюг особого внимания по двум причинам. Во-первых, они содержат чрезвычайно много надежных данных по истории Палестины и Рима и легли в основу истории Иудеи. Во-вторых, Гермидий резко выделяется своей манерой изложения. Этот человек не способен поддаваться каким-либо впечатлениям, удивляться, увлекаться. По определению известного историка, академика С. А Жебелева: “Он с беспристрастной точностью фотографического аппарата повествовал обо всем”. Показания Гермидия ценны еще и тем, что он тоже во время воскресения Христа находился вблизи того места, сопровождая одного из помощников Пилата. Важно добавить еще одно обстоятельство. “Гермидий вначале был настроен против Христа и, как он сам говорил, уговаривал жену Пилата не удерживатьт мужа от смертного приговора Христу. До самого распятия он считал Христа обманщиком. Поэтому он по собственной инициативе отправился в ночь под воскресение ко гробу, надеясь убедиться в том, что Христос не воскреснет и тело Его навсегда останется в земле. Но вышло иначе.

“Приблизившись ко гробу и находясь шагах в ста пятидесяти от него, - пишет Гермидий, мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два человека сидели, овальные лежали на земле, было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит из движущегося сверху сияющею облака. Оно опустилось ко гробу, и над землей там показался человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле. От этого удара стража в ужасе вскочила, а потом упала. В это время ко гробу справа от нас по тропинке шла женщина, она вдруг закричала: “Открылось! Открылось!” И в это время нам стало видно, что действительно очень большой камень, приваленный ко входу в пещеру, как бы сам собою поднялся и открыл гроб (открыл вход в пещеру). Мы очень испугались. Потом, некоторое время спустя, свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились ко гробу, то оказалось, что там уже нет тела погребенного человека”.

…Сириец Ейшу (Эйшу), известный врач, близкий к Пилату и лечивший его… относится к числу наиболее выдающихся людей своего времени. По поручению Пилата он с вечера накануне воскресения находился вблизи гроба вместе с пятью своими помощниками, которые всегда сопутствовали ему. Он же был свидетелем погребения Христа. В субботу он дважды осматривал гроб, а вечером по приказанию Пилата отправился сюда с помощниками и должен был провести здесь ночь. Зная о пророчествах относительно воскресения Христа, Ейшу и его помощники-медики интересовались этим и с точки зрения естествоиспытателей. Вообще Ейшу был скептиком. В своих трудах он неизменно повторял выражение, которое потом благодаря ему вошло в поговорку на Востоке: “Чего я сам не видел, то считаю сказкой”. Поэтому все, связанное с Христом и Его смертью, они тщательно исследовали. В ночь под воскресение они бодрствовали по очереди. С вечера его помощники легли спать, но задолго до воскресения проснулись и возобновили наблюдения за происходящим в природе. Мы все – врачи, стража. - пишет Ейшу, - были здоровы, бодры, чувствовали себя так, как всегда. У нас не было никаких предчувствий. Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но Он действительно воскрес, и все мы видели этот собственными глазами”. Далее следует описание воскресения…

Чрезвычайно показательно, что ряд свидетельств о воскресении мы находим и у еврейских авторов того времени, хотя вполне понятно, что евреи (не принявшие христианства) склонны всячески замалчивать фактвоскресения.

Маферкант был одним из членов синедриона, казначеем. Именно из его рук Иуда получил за предательство тридцать сребреников. Но Ему пришлось быть у Гроба Господня перед самым моментом воскресения: он прибыл сюда для оплаты стражи, стоявшей у гроба (наемная стража получала оплату, так сказать, сдельно, после несения каждою караула). Он видел, что гроб Христа надежно охраняется. Выплатив деньги, он ушел, стража осталась на своем посту. Но не успел Маферкант далеко отойти, как раздался удар грома, и громадный камень был отброшен неведомой силой. Возвращаясь, Маферкант увидел издали исчезающее сияние над гробом. Когда после воскресения Христа среди иудеев поднялась тревога. Маферкант был первым из членов синедриона, прибывшим на место для расследования. Он убедился, что воскресение совершилось. Все это им описано в сочинении “О правителях Палестины”, которое принадлежит к числу наиболее ценных и правдивых источников.

В общей сложности, по подсчетам крупнейшею знатока римской исторической литературы, академика И. В. Нетушила (1850-1928 гг.), число вполне надежных свидетельств о воскресения Христа превышает двести десять; по нашим подсчетам, это число еще больше - двести тридцать, ибо к данным Нетушила нужно добавить еще те исторические памятники, которые были обнаружены после выхода его работы

(По материалам православных издательств)

Листовку сию батюшка привез для размножения, посчитал что выложить в интернете тоже полезно будет …



“Православие и мир. Электронная библиотека” ().

Ученым удалось попасть к Гробу Господню и провести исследования, результат которых шокировал верующих.

Вне зависимости от того, считает себя человек верующим или нет, он хотя бы раз в жизни интересовался реальными доказательствами существования высших сил, о которых рассказывает каждая религия.

В православии одним из свидетельств чудес, указанных в Библии, является Благодатный огонь, сходящий на Гроб Господень в канун Пасхи. В Великую субботу посмотреть на него может каждый желающий – достаточно прийти на площадь перед храмом Воскресения. Но чем дольше существует эта традиция, тем больше гипотез выстраивают журналисты и ученые. Все они опровергают божественное происхождение огня – но можно ли доверять хотя бы одной из них?

История Благодатного огня

Схождение огня можно увидеть всего один раз в год и в единственном месте на планете – Иерусалимском храме Воскресенья. В его огромный по масштабу комплекс входят: Голгофа, пещера с Крестом Господним, сад, где Христос был замечен после воскрешения. Он был построен в IV веке императором Константином и Благодатный огонь там увидели во время первого служения на Пасху. Вокруг места, где это произошло, построили часовню с гробом Господним – ее называют Кувуклией.

В десять часов утра Великой субботы ежегодно в храме тушат все свечи, лампады и другие источники света. Высшие церковные саны лично следят за этим: последней проверку проходит Кувуклия, после чего ее запечатывают большой восковой печатью. С этого момента охрана святых мест ложится на плечи сотрудников израильской полиции (в давние времена с их обязанностями справлялись янычары Османской империи). Они же ставят дополнительную печать поверх печати Патриарха. Чем не доказательство нерукотворного происхождения Благодатного огня?

Кувуклия


В двенадцать часов дня со двора Иерусалимской Патриархии к Гробу Господню начинает тянуться крестное шествие. Его возглавляет патриарх: трижды обойдя Кувуклию, он останавливается перед ее дверьми.

«Патриарх облачается в белые одежды. С ним одновременно надевают на себя белые же облачения 12 архимандритов и четыре диакона. Из алтаря потом выходят попарно клирики в белых стихарях с 12-ю хоругвями с изображением страстей Христовых и Его славного воскресения, за ними клирики с рипидами и животворящим крестом, далее 12 священников попарно, потом четыре диакона тоже попарно, причем два последних из них пред патриархом держат в руках в серебряной подставке пуки свечей для удобнейшей передачи святого огня в народ, и, наконец, патриарх с жезлом в правой руке. По благословении патриарха, певчие и все духовенство при пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» идут из храма Воскресения к кувуклии и троекратно её обходят. После третьего обхождения патриарх, духовенство и певчие останавливаются с хоругвеносцами и крестоносцем против святого живоносного гроба и поют вечерний гимн: «Свете тихий», напоминающий о том, что эта литания некогда входила в состав чина вечернего богослужения.»

Патриарх и Гроб Господень


Во дворе храма за Патриархом следят тысячи глаз паломников-туристов со всего света – из России, Украины, Греции, Англии, Германии. Полицейские обыскивают Патриарха, после чего он входит в Кувуклию. У входных дверей остается армянский архимандрит для того, чтобы возносить молитвы Христу о прощении грехов рода человеческого.

«Патриарх, став пред дверями святого гроба, при помощи диаконов снимает с себя митру, саккос, омофор и палицу и остается лишь в подризнике, епитрахили, поясе и поручах. Драгоман вслед за тем снимает печати и шнуры с двери святого гроба и впускает внутрь его патриарха, имеющего в руках упомянутые пуки свечей. За ним тотчас идет внутрь кувуклии один армянский архиерей, одетый в священные одежды и также имеющий в руках пуки свечей для скорейшей передачи святого огня народу через южное отверстие кувуклии в приделе Ангела.»

Когда Патриарх остается наедине, за закрытыми дверями, начинается настоящее таинство. На коленях Святейший молит Господа о послании Благодатного огня. Его молитвы не слышны людям, находящимся за дверьми часовни – но они могут наблюдать их результат! На стенах, колоннах и иконах храма появляются голубые и красные всполохи-вспышки, напоминающие отблески во время фейерверка. Одновременно с этим на мраморной плите Гроба появляются синие огоньки. Одного из них священнослужитель касается ватным шариком – и огонь перекидывается на нее. Патриарх зажигает с помощью ватки лампаду и передает ее армянскому архиерею.

«И те люди все в церкви и вне церкви ничего другого не говорят, только: «Господи, помилуй!» взывают неослабно и кричат громко, так что гудит и гремит все то место от вопля тех людей. И тут ручьями проливаются слёзы у верных людей. Даже с каменным сердцем человек может тогда прослезиться. Каждый из паломников, держа в своей руке связку из 33 свечей, по числу лет жизни нашего Спасителя … спешит в духовном веселии возжечь их от первоисточного света, через нарочито назначенных для сего клириков из православного и армянского духовенства, стоящих близ северного и южного отверстий кувуклии и первыми получающих из святого гроба святой огонь. Из многочисленных лож, с окон и карнизов стен спускаются на веревках подобные же пучки восковых свечей, так как и зрители, занимающие места вверху храма, стремятся тотчас же приобщиться той же благодати.»

Передача Благодатного огня


В первые минуты после получения огня, с ним можно делать что угодно: верующие умываются им и трогают его руками без страха обжечься. Спустя несколько минут огонь из холодного становится теплым и приобретает обычные свойства. Несколько столетий назад один из паломников написал:

«Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило.»

Условия появления священного огня

Среди православных существует поверье, что в год, когда огонь не загорится, начнется апокалипсис. Впрочем, это событие уже происходило однажды – тогда огонь пытался извлечь последователь иной конфессии христианства.

«Первый латинский патриарх Арнопьд из Шоке приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии. Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него. Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 году в Великую субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.»

Огонь при латинском патриархе и трещина в колонне


В 1578 году священнослужители из Армении, не слышавшие ничего о попытках предшественника, попытались их повторить. Они добились разрешения стать первыми, кто увидит Благодатный огонь, запретив входить в церковь православному Патриарху. Он вместе с другими священниками вынужден был молиться у ворот в канун Пасхи. Увидеть чудо Божье приспешникам Армянской церкви так и не удалось. Одна из колонн двора, в котором возносили молитвы православные, треснула, и из нее появился столп огня. Следы его схождения и сегодня может наблюдать любой турист. Верующие традиционно оставляют в ней записки с самыми заветными просьбами к Богу.


Череда мистических событий заставила христиан сесть за стол переговоров и принять решение о том, что Богу угодно передавать огонь в руки православного священника. Ну а тот, в свою очередь, выходит к народу и отдает священное пламя игумену и монахам лавры преподобного Саввы Освященного, Армянской апостольской и Сирийской церкви. Последними в храм обязательно должны попасть местные православные арабы. В Великую субботу они появляются на площади с песнями и танцами, а затем входят в часовню. В ней они произносят древние молитвы на арабском языке, в которых обращаются к Христу и Божьей Матери. Это условие также является обязательным для появления огня.


«О первом совершении этого ритуала нет свидетельств. Арабы просят Богоматерь умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Они буквально выкрикивают, что они самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня. По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды "дикарские" пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа, но безрезультатно. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел»

Увенчались ли успехом попытки найти научное объяснение Благодатному огню?

Говорить о том, что скептикам удалось одержать победу над верующими, нельзя. Среди множества теорий, имеющих физическое, химическое и даже инопланетное обоснование, внимания заслуживает лишь одна. В 2008 году физику Андрею Волкову удалось попасть в Кувуклию со специальным оборудованием. Там он смог сделать соответствующие замеры, но их результаты оказались не в пользу науки!

«За несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. Я не хочу ничего ни опровергать, ни доказывать, но таков научный результат эксперимента. Произошел электроразряд – то ли ударила молния, то ли на мгновение включилось нечто вроде пьезозажигалки.»

Физик о благодатном огне


Сам физик не ставил целью своего исследования разоблачение святыни. Его заинтересовал сам процесс схождения огня: появление всполохов на стенах и на крышке Гроба Господня.

«Так что, вполне вероятно, появлению Огня предшествует электрический разряд, и мы, измеряя электромагнитный спектр в храме, пытались его поймать.»

Так комментирует произошедшее Андрей. Получается, разгадать тайну сакрального Благодатного огня не под силу современной технике…