Задание на развитие аналитического ума у детей. Эффективно управлять информацией

Аналитическое мышление как качество личности – способность выделять в анализируемом объекте существенные для него детали, незамеченные для поверхностного взгляда, находить его скрытые причинно-следственные связи; проявлять практический интеллект, логически рассуждать, исследовать объект, ситуацию посредством разбиения ее на более мелкие части, или отслеживания предпосылок ситуации шаг за шагом по принципу причинности.

Как работает аналитическое мышление? Нам задан вопрос: «Сколько углов останется у стола, если один отрезать?» Кто-то скажет, что три (при определенных условиях он будет прав). А кто-то, что пять (это не единственно верный ответ). Человек же с аналитическим складом ума и хорошими аналитическими способностями, прежде чем ответить, задаст себе (или спрашивающему) следующие вопросы, которые помогут докопаться до истины: Какую форму имеет стол? Сколько углов у него изначально? Ведь столы бывают не только квадратные или прямоугольные, также они могут иметь форму, например, треугольника. Как режем? От этого (ну и от формы стола конечно) напрямую зависит правильность ответа. Если у квадратного стола отрезать угол не далеко от края, то останется 5 углов, а если распилить по диагонали (фактически мы отрежем один угол, что не противоречит условию), то останется 3 угла.

Возьмём простой пример: Два человека спускаются по дымоходу. Один вылез с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться?

Такой вопрос задал Учитель ученику. — Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо! — Ответ неправильный. Подумай логически: ведь тот, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А тот, у кого лицо чистое, взглянет на того, у кого лицо грязное и решит, что сам тоже испачкался, и пойдёт умываться. - Интересно придумано! - восхитился ученик. - А загадайте мне, Учитель, другую логическую задачу! - Хорошо, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться? - Но мы ведь это уже выяснили, пойдет умываться тот, у кого лицо чистое! - Это не совсем так. Они оба пойдут умываться. Подумай логически: тот, у кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидев, что напарник пошёл умываться, поймёт, что и у него грязное лицо, и тоже соответственно пойдёт умываться.

Я об этом даже не подумал! Поразительно - я допустил такую глупую логическую ошибку! Учитель, давайте ещё один вопрос! - Ладно. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться? - Ну… наверное оба пойдут умываться. - Опять неверно. Никто из них не будет умываться. Поразмышляй логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идёт умываться. Так он поймёт, что его лицо чистое, и тоже не пойдёт умываться. Молодой человек пришёл в отчаяние от такого ответа. - Спросите меня еще о чем-нибудь! - Ладно. Два человека спускаются по дымоходу… - О Господи, дай мне силы! Никто из них не пойдёт умываться!!! - Неправильно. Скажи мне, как вообще может случиться такое, чтобы два человека спускались по одной и той же грязной трубе, при этом один из них испачкал лицо, а другой - нет?!

Человек с проявленным аналитическим мышлением не купится на кажущуюся простоту этого вопроса. Прежде всего, аналитик разделит информацию на отдельные составляющие и начнёт всесторонне анализировать эти составляющие. После этого, аналитик сделает всё возможное, чтобы сгенерировать недостающую информацию посредством логических выводов и умозаключений. Если это задача, то на основе предыдущих шагов он наметит несколько вариантов ее решения. Далее аналитик проанализирует каждый вариант в отдельности, стараясь взвесить все его жирные плюсы и минусы. В конечном счёте, выбирается самый оптимальный вариант.

У Александры Марининой есть героиня Настя Каменская, отличающаяся отменным аналитическим мышлением. Перед лицом самых запутанных и противоречащих данных Каменская не пасует. Она начинает с анализа. Аналитическая способность предполагает умение видеть и понимать мелочи, обращать внимание на мельчайшие детали, выделять те из них, которые остаются незамеченными для поверхностного взгляда, но для данного дела имеют существенное значение. Каменская умеет видеть сразу и целое и детали, быстро ориентируется, способна познавать и выделять в предметах, явлениях наиболее существенное, часто скрытое, умеет отличать видимость предмета, явления от их сущности, за фактами видеть целое, связи, закономерности.

Каменская на новой работе начинает создавать аналитический отдел в ведомстве Заточного. И одним из её первых заданий оказывается анализ возможностей проникновения криминальных структур в учебно-образовательные учреждения МВД.

Анализируя данные по нераскрытым насильственным преступлениям, Настя обнаруживает интересную картину: в одном из районов Москвы уровень насилия резко снизился, а в соседнем - наоборот, повысился, в результате оба эти района образуют знак бесконечности (∞), и центр этой «перевёрнутой восьмёрки» приходится как раз на один научно-исследовательский институт. И тогда становится понятно, о какой бесконечности писал в своей предсмертной записке покончивший с собой сотрудник этого института.

Как относится к аналитическому мышлению Бог? Бог говорит: ««Тот, кто знает, что цель философских изысканий может быть также достигнута и в процессе преданного служения, и понимает, что метод аналитического изучения материального мира и метод преданного служения находятся на одном уровне, тот видит вещи в истинном цвете… Пока человек полностью не освобожден, он должен пользоваться мечом аналитического знания, тело подобно дереву, и анализ – это как ветка дерева, топорище, на которое одевается духовное знание – топор, чтобы срубить само дерево тела, выросшее из невежества. Когда же человек освобожден, и дерево материального отождествления срублено, преданный должен положить этот топор аналитического знания и больше его не трогать».

Человек с проявленным аналитическим мышлением не попадёт в ловушку кажущейся простоты ситуаций.

Многие мнят себя психоаналитиками, но при этом не умеют расставлять приоритеты и делать правильные выводы из своих поступков.

Плодотворное аналитическое мышление – удел мускулистого разума.

Петр Ковалев 2015 год

Назначение:

Аудиовизуальная гипносуггестивная программа (сессия) «Аналитическое мышление» предназначена для развития способности к аналитическому мышлению и формированию аналитического склада ума.

Описание:

Аналитическое мышление - способность человека к использованию логики при анализе информации и принятии решений. С практической точки зрения аналитическое мышление - это:

  1. разбиение информации на отдельные составляющие
  2. всесторонний анализ этих составляющих, а также начальной информации в целом
  3. восстановление недостающей информации посредством логических выводов и умозаключений
  4. если это задача, то на основе предыдущих шагов необходимо наметить несколько вариантов ее решения
  5. далее нужно проанализировать каждый вариант в отдельности, объективно оценив все его плюсы и минусы
  6. в итоге необходимо выбрать самый оптимальный вариант

Примеры аналитического мышления:

1. Дано предложение: «Солнце ярко светит и озаряет изумрудную листву берез» . Какие выводы можно сделать, получив эту информацию? Человек, обладающий аналитическим складом ума, предположит примерно следующее:

  • самый очевидный вывод - событие происходит в светлое время суток (ночью солнца нет)
  • вероятно, на улице довольно неплохая погода (так как в предложении говорится, что солнце светит ярко)
  • данное событие происходит не ранней весной, не поздней осенью и уж точно не зимой (вероятнее всего летом), потому что листва у деревьев есть и имеет ярко зеленый (изумрудный) цвет
  • речь идет о месте, где имеется несколько берез (слово «береза» употреблено во множественном числе)
  • описываемая ситуация происходит в умеренной или холодной части Евразии, либо Северной Америки (в других широтах березы не распространены)
  • этот текст относится к художественной речи (об этом свидетельствует неправильный порядок слов, а также красочные обороты, неприемлемые для публицистики, профессиональной терминологии или делового стиля)

Обратите внимание, все эти выводы сделаны на основе всего нескольких слов благодаря аналитическому мышлению! Вы тоже на это способны!

2. Задан вопрос: «Сколько углов останется у стола, если один отрезать?» Кто-то скажет, что три (при определенных условиях он будет прав). А кто-то, что пять (это не единственно верный ответ). Человек же с аналитическим складом ума и хорошими аналитическими способностями, прежде чем ответить, задаст себе (или спрашивающему) следующие вопросы, которые помогут докопаться до истины:

  • Какую форму имеет стол? Сколько углов у него изначально? Ведь столы бывают не только квадратные или прямоугольные, также они могут иметь форму, например, треугольника.
  • Как режем? От этого (ну и от формы стола конечно) напрямую зависит правильность ответа. Если у квадратного стола отрезать угол не далеко от края, то останется 5 углов, а если распилить по диагонали (фактически мы отрежем один угол, что не противоречит условию), то останется 3 угла.

Кому полезно развить аналитические способности?

Несомненно, способность мыслить аналитически будет полезна каждому, но более всего она пригодиться тем, кто хочет добиться успеха и стать первым в своем деле. Человек, обладающий аналитическим складом ума, имеет огромное преимущество. Он может эффективнее и быстрее решать сложные задачи (жизненные, профессиональные и др.); он делает верные, логически обоснованные выводы даже в случае недостатка сведений; он смотрит на проблему с разных точек зрения, поэтому способен найти оптимальный вариант ее решения; о таком человеке говорят, что он сначала думает, а потом делает.

Установки, содержащиеся в сессии «Аналитическое мышление» способствуют:

  • развитию способности к аналитическому мышлению
  • формированию аналитического склада ума (привычка мыслить аналитически)
  • развитию объективно-критического стиля мышления (не доверять на слово всем и вся, а подвергать анализу поступающую информацию и только потом делать соответствующие выводы)
  • формированию привычки смотреть на всё с разных точек зрения и умения видеть ситуацию, как в целом, так и по частям
  • развитию способности эффективно восстанавливать недостающую информацию путем логических умозаключений (помогает более точно провести анализ)
  • формированию навыка делать достоверные предположения о наиболее вероятных вариантах развития событий (полезно, например, для заблаговременного просчета своих действий)

Каждый из нас в своем роде индивидуален и по причине личностных особенностей тяготеет к конкретному типу мышления. Подобные предрасположенности определить очень просто, т.к. проявляются они в поведении, стратегии действий, мировосприятии, отношении к происходящему и окружающим людям. Более подробно о мышлении вы можете почитать в по психологии (а если вас интересует развитие мышления, то у нас на эту тему есть ), поэтому мы лишь напомним, что всего в настоящее время учеными выделяются пять основных стилей мышления, а именно:

  • Идеалистический тип;
  • Реалистический тип;
  • Синтетический тип;
  • Прагматический тип;
  • Аналитический тип.

Нет людей, принадлежащих к какому-то одному типу, но у каждого какой-то один всегда преобладает. Установить ведущий тип сегодня помогают различные методики, тесты и прочее. Мы же в представленной статье хотим поговорить конкретно о том, что такое аналитический тип мышления и как происходит формирование аналитического мышления, а также представить несколько упражнений и рекомендаций на эту тему.

Что такое аналитическое мышление

В первую очередь отметим, что аналитический тип мышления тесно связан с логическим. Нередко даже, хотя это не совсем верно, аналитическое и отождествляют: чем отличаются они друг от друга – это тема другой статьи, но заметим, что первое отвечает за анализ получаемых данных, их сравнение и т.п., а второе основывается на поиске и установлении причинно-следственных связей. Аналитическое мышление также предполагает способность осуществлять логический анализ и синтезировать информацию. Так, его особенности проявляются в том, что человек достаточно кропотливо изучает проблему или ситуацию или строит подробные планы, одновременно анализируя все данные и взвешивая все преимущества и недостатки.

Принцип работы аналитического мышления основывается на двух базовых процессах:

  • Творческий процесс, сопровождаемый поиском новых знаний и информации;
  • Формальный процесс, сопровождаемый анализом и синтезом данных, а также выводами и закреплением итогового результата в сознании.

Формальный процесс выстраивается, главным образом, на законах физики и математики, т.к. если основываться на них, то все материальное обладает общими свойствами, сходными признаками и структурой (здесь в большей мере проявляется логика). А творческий процесс характеризуется тем, что он отвечает за все, что либо не связано с материальными законами, либо выходит за рамки знаний и опыта конкретного человека (в этом случае задействуется ).

Исходя из всего этого, задача аналитического типа мышления состоит в систематическом и всестороннем рассмотрении вопросов и проблем, задаваемых объективными критериями. При этом данному стилю характерна методичная и тщательная манера работы с проблемами и трудностями, акцентированная на деталях.

Для чего развивать аналитическое мышление

Развитие аналитического мышления – вопрос очень важный, т.к. аналитические навыки сами по себе требуются каждому из нас, чтобы лучше понимать, запоминать и усваивать информацию, делать выводы, принимать решения. Если же попытаться найти какой-то общий знаменатель, то формирование аналитического мышления требуется для:

  • Быстрого определения главного и второстепенного;
  • Решения сложных бытовых, жизненных и профессиональных проблем и задач;
  • Поиска преимуществ и недостатков в происходящих событиях;
  • Выявления ограничений и возможностей;
  • Анализа полученного опыта;
  • Создания обоснованных выводов и заключений;
  • Принятия решений, основанных на статистических данных;
  • Планирования своей работы и деятельности, исходя из реальных целей;
  • Грамотного разделения процесса достижения целей на этапы.

Формирование аналитического мышления (как, собственно, и вообще) полезно для человека и в его обычной повседневной жизни, и в учебе, и в профессиональной деятельности.

Развитие аналитического мышления

В этом блоке нашей статьи мы представим несколько способов развития аналитического мышления. Среди них будет несколько упражнений, описания некоторых способов и ряд эффективных рекомендаций. Независимо от того, есть у вас способность к аналитическому мышлению или нет, данная информация будет для вас крайне полезна.

Итак, давайте начнем с того, какие вообще существуют способы для тренировки аналитического мышления.

Способы тренировки аналитического мышления

Развитие аналитического мышления возможно следующими путями:

  • Если в данный момент вы получаете образование и учитесь, например, в вузе, вам не составит большого труда больше упражняться в решении математических и физических задач, а также задач по другим естественным наукам.
  • Хотя бы раз в неделю выполняйте упражнения, разминающие мозг: разгадывайте кроссворды, решайте ребусы и шарады, головоломки и загадки, играйте в л , маджонг и т.д.
  • Если позволяет время и есть возможность, играйте в развивающие компьютерные игры, например, в квесты (в том числе и на поиск предметов) или стратегии.
  • Смотрите новости. Да, именно это мы и имеем в виду. Несмотря на то, что в одних случаях они попросту засоряют мозг, в других – они могут стать классным способом тренировки аналитического мышления. Смотря по телеку новости, не воспринимайте их просто с критической точки зрения, а проводите собственный анализ фактов, занимайтесь поиском причинно-следственных связей, делайте выводы и даже разрабатывайте свои .
  • Читайте книги. Причем следует уделять больше внимания детективной и фантастической литературе, к примеру, произведениям Роберта Хайнлайна, Эрла Гарднера, Агаты Кристи и других авторов.
  • Разгадывайте всевозможные коды и шифры. Такое занятие также послужит отличной тренировкой аналитического мышления. А найти эти коды и шифры можно в интернете или, играя в те же самые квесты на компьютере.
  • Собирайте паззлы. Они тоже очень хорошо подходят для тренировки ума. Сегодня можно найти великое множество паззлов с самым разным количеством деталей в книжных магазинах. А еще лучше делать свои собственные паззлы, к тому же будет тренироваться и творческое мышление.
  • Играйте в настольные игры. Даже самые привычные традиционные настольные игры помогут вам в ваших занятиях. Но выбирать среди них нужно такие, где требуется не просто бросить кубик и сделать выпавшее количество ходов, а продумывать свои дальнейшие шаги, вырабатывать тактику и мыслить стратегически. Отличным вариантом послужит «Миллионер» или «Монополия». Помимо общего развития аналитического мышления, вы будете развивать конкретно навыки распознавания действий других людей и понимания логики их действий, предвидения возможных решений и выбора наиболее конструктивных вариантов реакции на действия соперников.
  • Играйте в . Отличным примером одной из таких может послужить игра «Эрудит», способствующая тренировке быстрого анализа и оценки данных и развитию умения правильного выбора формулировки того или иного понятия.

Заметим также, что люди, у которых от природы есть способность к аналитическому мышлению, любят играть в игры на подсознательном уровне, а также предпочитают участвовать в мероприятиях, где так или иначе требуется задействовать логику и анализировать. Однако и остальным нельзя всем этим пренебрегать, ведь логическая и аналитическая компетенция крайне важны в жизни и деятельности. Не забывайте и о том, что мышление нужно развивать в принципе, для чего очень полезно овладевать новыми мыслительными техниками (кстати, более чем с десятком интересных техник вы можете познакомиться ).

Упражнения на развитие аналитического мышления

Здесь мы предлагаем вашему вниманию четыре хороших и эффективных упражнения:

  • Моделирование ситуаций. Выполнять первое упражнение очень легко и просто, т.к. все, что вам потребуется, – это немного свободного времени и ваш ум. Смысл состоит в том, что вам нужно придумать конкретную ситуацию, или несколько целей и разработать эффективный метод ее достижения. Пусть вашей целью станет, к примеру, полететь на орбиту Луны. Чтобы осуществить эти затею, вам понадобится или поучаствовать в какой-то космической программе, или отыскать определенную сумму денег, чтобы купить билет на космический тур. Помимо прочего, если у вас какие-то нелады со здоровьем, просто никудышная физическая подготовка или по возрасту вы уже не тянете на человека в полном расцвете сил, выход у вас лишь один – покупать билет.

Так вот: начните развивать эту идею, придумывайте всевозможные выходы из ситуации, анализируйте то, что знаете, и разрабатывайте стратегию действий. А в случае, если тратить время на фантазирование вам не хочется, попробуйте , кругосветное путешествие или приобретение дорогущего авто – главное создать условия для активизации аналитического мышления.

  • Второе упражнение тоже касается моделирования ситуаций, но выполняется оно в несколько ином ключе. Для начала придумайте для себя какую-то не очень сложную или просто обыденную ситуацию, а затем постарайтесь разрешить ее так скоро, как только можете. Разработайте несколько вариантов действий, но учтите, что для их реализации вам не должно требоваться много усилий и времени. Как только ситуация будет готова, проведите ее анализ, определите, почему она вообще возникла, подумайте о том, как она может развиться в дальнейшем и каковы могут быть ее отрицательные или положительные последствия. Только после тщательного взвешивания всех «за» и «против» принимайте решение.

По большому счету, выполнять такое упражнение можно не только с выдуманными, но и с реально возникшими ситуациями, правда применимо оно лишь в тех случаях (по крайней мере, для тренировки), где всегда есть какое-то время на размышления, иначе можно совершить ошибку.

  • В представленном упражнении вам потребуется провести несколько мысленных экспериментов. Подробно о них, а также о самых популярных из них вы можете узнать, прочитав . Мы же хотим сказать лишь о том, что основываются они по большей степени на вопросе «Что будет, если…?». Так, вы можете провести собственный мысленный эксперимент «Комната Марии» (вместо «Марии» подставьте свое имя).

Вообразите, что вы талантливый и способный исследователь. Вы сидите в специальном помещении и смотрите на окружающий мир через особые стекла, устроенные так, что мир видится вам черно-белым. Вы, естественно, знаете и про цвета, и про световые волны, однако ваши сведения носят исключительно теоретический характер. Вам ни разу не доводилось выходить на улицу и наблюдать реальное положение вещей. Подумайте, что будет, если вы все-таки выйдете из помещения? Что случится, когда перед вами предстанет настоящий мир? Сумеете ли вы определить, какой цвет каким является? Смысл такого эксперимента заключается в том, чтобы вы проанализировали ситуацию и выработали и обосновали все вероятные варианты распознавания цветов.

  • Вероятно, вы слышали про тест Тьюринга, а если нет, то почитайте . Проведите подобный тест с собой и кем-то из друзей. Вам понадобится собеседник и парочка (или хотя бы один) людей в жюри. Начните со своим соперником на какую-то тему. Сначала выслушайте аргументы оппонента, затем проанализируйте, а потом примените в своей речи таким образом, чтобы никто из членов жюри не догадался, кто истинный автор аргументации – ваш соперник или вы.

Это упражнение позволит вам потренировать свои навыки анализа противоположной позиции, а также станет хорошим развлечением для всей компании. В том же случае, если вы считаете себя большим эрудитом, возможно, вас заинтересует поиск ответов на неразрешенные вопросы научного характера, например:

  • Способен ли человек в принципе быть объективным, и если да, то в каких именно жизненных ситуациях?
  • Обладает ли человек свободой воли или же представляет собой нечто вроде запрограммированного существа, и даже не подозревает об этом?
  • Что на самом деле дает каждому из нас право утверждать, что он и окружающий его мир – реальны, а не иллюзорны?
  • По какой причине человеческий мозг есть совокупность атомов, а сознание, считающееся продуктом мозга, никакого отношения к атомам не имеет?

Помните о том, что даже сегодня есть вопросы, ответов на которые не может дать никто: ни философы, ни ученые, ни обычные люди. И любой такой вопрос всегда будоражит ум, и даже простая попытка осознать и воспринять его глубину вовлечет вас в игру разума, простимулирует к поиску ответа и заставит мозг работать на «полную катушку».

Рекомендации на каждый день для развития аналитического мышления

Здесь мы вряд ли «откроем Америку», т.к. эти советы – прописные истины, следовать которым надлежит каждому из нас:

  • Старайтесь хотя бы отчасти систематизировать свою жизнь, чтобы быть в состоянии анализировать происходящее;
  • Во всем и всегда стремитесь видеть закономерности;
  • , развивающие мозг, например, считать в уме, читать, сопоставлять, осознанно делать выводы;
  • Читая книги или смотря фильмы, представляйте себя на месте персонажей, определяйте причины их действий и думайте о том, как поступили бы вы;
  • Анализируйте все свои поступки и действия, а также действия тех, с кем вам приходится сталкиваться в повседневной жизни;
  • Ищите причины происходящих с вами событий, побед и поражений;
  • Прежде чем что-то сказать или сделать, просчитывайте наперед: какие могут быть последствия;
  • Учитесь на своих и чужих ошибках, чтобы не совершать их в будущем.

Следуя этим рекомендациям, вы заметите, что ваше сознание стало более гибким и закрепило в себе склонность анализировать, а сами вы стали гораздо лучше понимать, почему что-либо происходит в вашей жизни. Также советуем вам развивать не только аналитическое мышление, но и мышление вообще, а первым шагом к этому может стать овладение двенадцатью техниками мышления, собранными нами в .

Помните, что хороших аналитиков встретишь не часто, поэтому систематические занятия, даже если это всего лишь игры или простейшие упражнения, помогут вам значительно в этом плане поднатореть. Желаем вам успехов и гибкого ума!

Практический каждый день мы используем такие понятия, как «аналитическое мышление» или «логический склад ума», но весьма редко мы можем дать четкий и понятный ответ на вопрос, что, же это за мышление на самом деле. Именно об этом далее и пойдет речь.

Данный вид мышления можно рассматривать как с теоретической точки зрения, так и с практической. В первом случае подобный склад ума рассматривается, как способность индивида использовать логику при принятии решений и восприятии информации.

Человек, обладающий таким складом ума, волен осознавать суть своих действий и мыслей. Кроме того, он подразделяет свой разговор на этапы и легко справляется с четкой передачей информации третьему лицу.

С практической точки зрения подобный процесс выглядит так:

  • индивидуум разделяет информацию на блоки (отдельные составляющие);
  • делает общий анализ всей информации, а потом изучает каждый блок по отдельности;
  • если не хватает информации до полной картины, то восстанавливает отсутствующие части путем логических домыслов и умозаключений;
  • видит несколько вариантов решения поставленной задачи;
  • оценивает плюсы и минусы каждого возможного результата;
  • выбирает оптимальный вариант.

Таким образом, обладатели подобного мышления всегда более успешны, продуктивны и обладают ярко выраженными лидерскими качествами.

Как узнать тип мышления?

Для того чтобы узнать, какой тип мысли преобладает у того или иного человека необходимо пройти тест на уровень развития аналитического мышления. Это можно сделать на приеме у любого психоаналитика, психолога или же найти разнообразные варианты в сети Интернет. Как правило, многие из них дают довольно четкий результат. Не стоит расстраиваться, если тест показал, что у Вас интуитивный склад ума. Это вовсе не плохо!

Презентация на тему: "Понятие критического и аналитического мышления в научном знании"

Человек задействует в своей жизни разные виды мышления:

  • Задача логического мышления лежит в обобщении происходящих ситуаций и нахождения последовательности в связях.
  • Дедукция по своим свойствам схожа с логическим, но имеет различия в генерации умозаключений. Таким образом, дедуктивное мышление не сравнивает происходящие, а само определяет связку процессов и осознает к чему это приводит.
  • Аналитический склад ума неразрывно связано с логической и характеризуется возможностью нахождения и принятия наиболее оптимального решения.
  • Творческое мышление задействует центры воображения. Генерация идей и уникальных мыслей является основной данного вида мышления.
  • Индукция является подвидом логического мышления и отвечает за подведение итогов.

Занимателен тот факт, что логика и аналитика сопровождают человека на протяжении всей его жизни до тех пор, пока головной мозг полностью не атрофируется.

В каждом есть свои прелести. Но, если Вам уж сильно хочется развить логику и аналитику, то это вполне возможно. Пройдите онлайн тест и выявите, какой тип мышления у вас более развит, а над каким придется потрудиться, чтобы достичь результатов.

Развиваем аналитические возможности

Как ни странно, аналитический склад ума будет полезен каждому: и математику, и менеджеру, и писателю, и художнику, ведь именно благодаря логическим цепочкам можно проанализировать свой результат и успехи.

Так вот, развить подобный тип мышления очень просто.

Для детей, например, достаточно ходить в школу и регулярно посещать уроки алгебры, проходить различные тесты по физике и другим техническим направлениям.

А вот с взрослыми не так все просто, но тоже возможно.

  • Зарядка для мозгов – шахматы. Здесь Вам и удовольствие, и учение. Придется разрабатывать стратегию, анализировать противни, проводить разные операции в уме.
  • Не нравятся шахматы – есть маджонг. Забавная игра для взрослых и детей, которая научит запоминать комбинации и проводить логические цепочки.
  • Компьютерные квесты и стратегии. Это уже совсем для ленивых людей. Но, тем не менее, при правильном подходе можно неплохо развить аналитические способности.
  • Личные занятия, изучение информации, сопоставление фактов и др. Здесь каждый сам себе хозяин. Можно изучать научные передачи, вычитывать факты с книг, а потом выстраиваться все в одну большую логическую цепь.

Пройдя тест на склад ума, можно подобрать техники, которые позволят не только укрепить, но и развить аналитический склад ума. Однако следует не забывать главное правило развития мозга – каждодневные тренировки. Занятия 1-2 раза в неделю не принесут того эффекта, что вы можете ожидать. Следует не менее 15 минут в день уделять прохождению онлайн-теста, играть в шахматы, нарды и другие игры. При таком подходе, результаты будут видны уже через месяц.

Почему и кому будет полезно развить аналитические способности?

Подобный навык пригодиться любому, кто хочет добиться успеха в жизни, карьере, бизнесе и других сферах жизни, ведь позволит быстрее, качественнее и эффективнее решать любую поставленную задачу. Даст возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон и не делать поспешных эмоциональных выводов.

Такая способность будет полезна и в обычной жизни.

Например, при просмотре новостей, получение дополнительной информации всегда можно проанализировать и взять для себя только самое необходимое, откинув негатив и клевету.

Кроме того, можно применять логику при разговоре, выстраивая разного рода цепочки, и предугадывать ответ оппонента.

Человек наделён несколькими типами мышления, но один всегда преобладает над остальными. Аналитическое мышление - последовательное. Люди, склонные к нему, обрабатывают большой блок информации, разделяя его на основные части и поэтапно исследуя каждую составляющую. Для этого они также должны обладать и развитым логическим мышлением.

Аналитическое мышление подразумевает поиск новой информации, её изучение и систематизацию, а также выводы, сделанные на основе полученных данных.

Такой тип мышления требует фактов, детальной проработки вопроса, акцента на мелочах, умения сопоставлять данные и делать выводы. Когда мы говорим о математическом складе ума, подразумеваем именно склонность к аналитическому мышлению.

Человек с аналитическим типом мышления должен уметь:

  • собирать информацию;
  • работать с большим объёмом данных;
  • разделять общую информацию на составные части по определённым критериям;
  • сравнивать данные и находить взаимосвязи;
  • объективно оценивать информацию;
  • мыслить логически;
  • излагать мысли последовательно;
  • работать с фактами;
  • правильно расставлять , отделяя главное от второстепенного;
  • мыслить критически (подвергать полученную информацию сомнению);
  • искать альтернативные варианты;
  • делать выводы.

Чем полезно аналитическое мышление

Хорошо развитое аналитическое мышление позволяет своевременно и эффективно справиться даже с самой сложной задачей и найти несколько возможных вариантов её решения.

Человек с преобладающим аналитическим мышлением принимает обдуманные и взвешенные решения, умеет планировать и давать прогнозы своей деятельности.

Сотрудники, наделённые такими качествами, высоко . В любой профессиональной области умение быстро находить достойный выход из сложной ситуации будет преимуществом. К слову, эта способность пригодится и в повседневной жизни.

Как развить аналитическое мышление

Аналитическое мышление можно тренировать и развивать.

1. Решайте логические задачки

Для аналитического мышления важна логика. Если это ваша слабая сторона, то начните тренироваться. Выбирайте сперва , постепенно двигаясь к сложным.

2. Решайте математические примеры

Найдите учебник по математике и вспомните . Выбирайте сложные примеры, в которых есть переменные величины.

3. Разгадывайте кроссворды

А когда за плечами будут сотни решённых, попробуйте сочинить свой. Это довольно сложно.

4. Решайте головоломки

Собирайте пазлы, разгадывайте ребусы или попробуйте собрать кубик Рубика.

5. Играйте в шахматы

Найдите соперника и вспомните правила игры. Шахматы - отличный тренажёр для аналитического мышления.

6. Читайте книги

Можно выбрать , например, о Шерлоке Холмсе, художественную или специализированную литературу. Задавайте вопросы: почему герой поступил именно так в этой ситуации, что можно было бы сделать ещё?

7. Анализируйте ситуации из повседневной жизни

Тренируйте критическое мышление, сомневайтесь, ищите факты и новую информацию, когда смотрите новости или читаете книгу. Обращайте внимание на детали, смотрите на вещи под новым углом и ищите неочевидные взаимосвязи между самыми разными предметами, сопоставляйте факты.

9. Узнавайте что-то новое каждый день

Выберите тему, которая вам интересна, и находите по одному факту о ней в день.

10. Ищите альтернативы

Не останавливайтесь на одном варианте решения проблемы - ищите ещё. Подумайте, что вы могли упустить, обработайте информацию несколько раз и сделайте выводы.

11. Участвуйте в дискуссиях

12. Спрашивайте себя, как устроены окружающие вас предметы

Задавайте себе вопросы о вещах, которые вас окружают, или ситуациях, с которым сталкиваетесь. Почему так происходит, как это работает, из-за чего случается? Отвечайте на них, но не ищите лёгких путей. Разберитесь в проблеме и дайте себе исчерпывающий ответ.

13. Создайте карту мыслей

Карта мыслей, ментальная карта (mind map) - это способ визуализации мыслительного процесса. Механика простая: у вас есть ключевая мысль, которую вы ставите в самый центр карты. Пусть это будет «Развитие аналитического мышления». К ней вы добавляете связанные по смыслу или значимости элементы, например: методы развития, трудности, причины - всё, что кажется вам важным. Затем дополняете карту новыми ассоциативными рядами от каждого элемента. И перед вами появляется картина вашего мыслительного процесса.

jean-louis Zimmermann/flickr.com

Создать такую карту можно на компьютере, телефоне или планшете при помощи . Но можно взять и обычный лист бумаги (будьте готовы, что места может не хватить).

14. Записывайте

Ведите ежедневник, в который записывайте свои цели, способы их достижения и результаты. Проводите работу над ошибками, если цели достичь не удалось. Ищите причины и анализируйте.

15. Моделируйте ситуации

Придумайте любую ситуацию, в которой есть проблема, и попробуйте эту проблему устранить. Разработайте алгоритм действий и не останавливайтесь на одном решении - ищите ещё.

Выполняйте упражнения для мозга ежедневно - большинство из них занимают не так много времени и не требуют особых условий. Вы сможете развить аналитическое мышление, если будете соблюдать регулярность и ставить себе сложные задачи.