Нефритовый император и двенадцать животных. Нефритовый император и двенадцать животных (Китайская легенда)

Существует китайская легенда о том, как Нефритовый император - повелитель небес - выбрал двенадцать животных. Каждое животное правит годом раз в двенадцать лет и обладает определенными качествами, влияющими на нашу жизнь.

Двенадцать животных китайского календаря Нефритовый император правил небесами и всем, что находилось на небесах, но он никогда не спускался на землю, поэтому его интересовал внешний вид всех земных существ. Однажды он вызвал своего главного советника.

Я много лет правлю небесами, - сказал император, - но я никогда не видел этих странных животных. Как они выглядят? Я хотел бы узнать их характерные черты и свойства. Мне бы хотелось увидеть, как они передвигаются, и услышать звуки, которые они издают. Насколько они умны и как они помогают людям?

Советник сообщил, что на земле тысячи различных существ. Одни из них бегают, другие летают, третьи ползают. Понадобится много месяцев, чтобы собрать все земные существа. Неужели государю хочется увидеть их всех?

Нет, я не намерен тратить так много времени. Отбери двенадцать самых интересных животных и доставь ко мне, чтобы я смог распределить их по цвету и форме.

Советник перебрал в уме всех животных, которых знал, и решил позвать крысу, но попросил ее передать приглашение еще и ее другу коту. Он отправил приглашения также быку, тигру, кролику, дракону, змее, лошади, барану, обезьяне, петуху и собаке и велел им предстать перед императором в шесть часов утра на следующий день.

Крысе очень польстило это приглашение, она тут же отправилась передать хорошие новости коту. Кот тоже обрадовался, но встревожился, что может проспать, поэтому взял с крысы обещание вовремя разбудить его. Всю ночь крыса размышляла о том, какой кот симпатичный и лоснящийся и какой уродливой она будет выглядеть по сравнению с ним. И пришла к выводу, что единственный способ сделать так, чтобы вся похвала не досталась коту, - это не будить его утром.

В шесть часов утра одиннадцать животных выстроились перед Нефритовым императором, который принялся не спеша рассматривать их. Дойдя до последнего животного, он повернулся к советнику:

Все животные интересные, но почему их только одиннадцать?

Советник не смог ответить и тут же послал слугу на землю, приказав ему доставить на небеса первое же животное, которое он встретит на земле. Слуга опустился на сельскую дорогу и увидел крестьянина, который нес на рынок свинью.

Прошу тебя, остановись, - взмолился слуга. - Мне нужна твоя свинья. Нефритовый император желает немедленно увидеть это существо. Подумай о великой чести - ведь твоя свинья предстанет перед правителем небес.

Крестьянин оценил слова слуги и отдал ему свинью, которую слуга и доставил на небо.

А тем временем крыса, испугавшись, что останется не замеченной, запрыгнула на спину быка и принялась играть на флейте. Императору так понравилось это необычное животное, что он отдал ему первое место. Второе место император отдал быку - ведь он был настолько великодушен, что позволил крысе сидеть на его спине. Тигр за свой храбрый вид получил третье место, а кролику за его нежный белый мех досталось четвертое место. Император решил, что дракон выглядит как мощная змея с лапами, и поставил его на пятое место. Змея за свое гибкое туловище получила шестое место, лошадь - седьмое за элегантную осанку, а баран - восьмое за сильные рога.

Проворной и непоседливой обезьяне досталось девятое место, петуху за красивые перья - десятое, а бдительной сторожевой собаке - одиннадцатое. Свинья стояла в конце: она, возможно, была и не так интересна, как другие животные, но все же попала на небеса и поэтому была удостоена последнего места.

Когда церемония завершилась, во дворец вбежал кот и стал умолять императора оценить и его, однако было слишком поздно: император уже выбрал двенадцать животных. Увидев крысу, стоявшую на первом месте, кот бросился на нее с намерением убить. Вот почему и по сей день кот, и крыса остаются врагами.


Китайская легенда - Нефритовый император и двенадцать животных


Один из священных символов Древнего Китая; его значение соответствует общей традиции литофании. Нефрит считается средоточием космической силы, энергии, власти; он выступает как символ совершенства и различных добродетелей (гуманности, справедливости, искренности, мудрости и т. п.). В конфуцианстве глава небесной иерархии именуется Юй Хуанди - Нефритовый (в других вариантах - Жемчужный) император. Атрибутом императора была печать из нефрита, которая служила знаком «доверия неба» (Тянь Мин), то есть символом божественной природы императорской власти, осуществляющейся по воле неба. Существует китайская легенда о том, как Нефритовый император - повелитель небес - выбрал двенадцать животных. Каждое животное правит годом раз в двенадцать лет и обладает определенными качествами, влияющими на нашу жизнь.

Нефритовый император правил небесами и всем, что находилось на небесах, но он никогда не спускался на землю, поэтому его интересовал внешний вид всех земных существ. Однажды он вызвал своего главного советника.

- Я много лет правлю небесами, - сказал император, - но я никогда не видел этих странных животных. Как они выглядят? Я хотел бы узнать их характерные черты и свойства. Мне бы хотелось увидеть, как они передвигаются, и услышать звуки, которые они издают. Насколько они умны и как они помогают людям?

Советник сообщил, что на земле тысячи различных существ. Одни из них бегают, другие летают, третьи ползают. Понадобится много месяцев, чтобы собрать все земные существа. Неужели государю хочется увидеть их всех?

- Нет, я не намерен тратить так много времени. Отбери двенадцать самых интересных животных и доставь ко мне, чтобы я смог распределить их по цвету и форме.

Советник перебрал в уме всех животных, которых знал, и решил позвать крысу, но попросил ее передать приглашение еще и ее другу коту. Он отправил приглашения также быку, тигру, кролику, дракону, змее, лошади, барану, обезьяне, петуху и собаке и велел им предстать перед императором в шесть часов утра на следующий день.


Крысе очень польстило это приглашение, она тут же отправилась передать хорошие новости коту. Кот тоже обрадовался, но встревожился, что может проспать, поэтому взял с крысы обещание вовремя разбудить его. Всю ночь крыса размышляла о том, какой кот симпатичный и лоснящийся и какой уродливой она будет выглядеть по сравнению с ним. И пришла к выводу, что единственный способ сделать так, чтобы вся похвала не досталась коту, - это не будить его утром.

В шесть часов утра одиннадцать животных выстроились перед Нефритовым императором, который принялся не спеша рассматривать их. Дойдя до последнего животного, он повернулся к советнику:

Все животные интересные, но почему их только одиннадцать?

Советник не смог ответить и тут же послал слугу на землю, приказав ему доставить на небеса первое же животное, которое он встретит на земле. Слуга опустился на сельскую дорогу и увидел крестьянина, который нес на рынок свинью.

- Прошу тебя, остановись, - взмолился слуга. - Мне нужна твоя свинья. Нефритовый император желает немедленно увидеть это существо. Подумай о великой чести - ведь твоя свинья предстанет перед правителем небес.

Крестьянин оценил слова слуги и отдал ему свинью, которую слуга и доставил на небо.

А тем временем крыса, испугавшись, что останется незамечанной, запрыгнула на спину быка и принялась играть на флейте. Императору так понравилось это необычное животное, что он отдал ему первое место. Второе место император отдал быку - ведь он был настолько великодушен, что позволил крысе сидеть на его спине. Тигр за свой храбрый вид получил третье место, а кролику за его нежный белый мех досталось четвертое место. Император решил, что дракон выглядит как мощная змея с лапами, и поставил его на пятое место. Змея за свое гибкое туловище получила шестое место, лошадь - седьмое за элегантную осанку, а баран - восьмое за сильные рога.

Проворной и непоседливой обезьяне досталось девятое место, петуху за красивые перья - десятое, а бдительной сторожевой собаке - одиннадцатое. Свинья стояла в конце: она, возможно, была и не так интересна, как другие животные, но все же попала на небеса и поэтому была удостоена последнего места.

Когда церемония завершилась, во дворец вбежал кот и стал умолять императора оценить и его, однако было слишком поздно: император уже выбрал двенадцать животных. Увидев крысу, стоявшую на первом месте, кот бросился на нее с намерением убить. Вот почему и по сей день кот и крыса остаются врагами.























Существует китайская легенда о том, как Нефритовый император – повелитель небес – выбрал двенадцать животных. Каждое животное правит годом раз в двенадцать лет и обладает определенными качествами, влияющими на нашу жизнь.

Нефритовый император правил небесами и всем, что находилось на небесах, но он никогда не спускался на землю, поэтому его интересовал внешний вид всех земных существ. Однажды он вызвал своего главного советника.

– Я много лет правлю небесами, – сказал император, – но я никогда не видел этих странных животных. Как они выглядят? Я хотел бы узнать их характерные черты и свойства. Мне бы хотелось увидеть, как они передвигаются, и услышать звуки, которые они издают. Насколько они умны и как они помогают людям?

Советник сообщил, что на земле тысячи различных существ. Одни из них бегают, другие летают, третьи ползают. Понадобится много месяцев, чтобы собрать все земные существа. Неужели государю хочется увидеть их всех?

– Нет, я не намерен тратить так много времени. Отбери двенадцать самых интересных животных и доставь ко мне, чтобы я смог распределить их по цвету и форме.

Советник перебрал в уме всех животных, которых знал, и решил позвать крысу, но попросил ее передать приглашение еще и ее другу коту. Он отправил приглашения также быку, тигру, кролику, дракону, змее, лошади, барану, обезьяне, петуху и собаке и велел им предстать перед императором в шесть часов утра на следующий день.

Крысе очень польстило это приглашение, она тут же отправилась передать хорошие новости коту. Кот тоже обрадовался, но встревожился, что может проспать, поэтому взял с крысы обещание вовремя разбудить его. Всю ночь крыса размышляла о том, какой кот симпатичный и лоснящийся и какой уродливой она будет выглядеть по сравнению с ним. И пришла к выводу, что единственный способ сделать так, чтобы вся похвала не досталась коту, – это не будить его утром.

В шесть часов утра одиннадцать животных выстроились перед Нефритовым императором, который принялся не спеша рассматривать их. Дойдя до последнего животного, он повернулся к советнику:

Все животные интересные, но почему их только одиннадцать?

Советник не смог ответить и тут же послал слугу на землю, приказав ему доставить на небеса первое же животное, которое он встретит на земле. Слуга опустился на сельскую дорогу и увидел крестьянина, который нес на рынок свинью.

– Прошу тебя, остановись, – взмолился слуга. – Мне нужна твоя свинья. Нефритовый император желает немедленно увидеть это существо. Подумай о великой чести – ведь твоя свинья предстанет перед правителем небес.

Крестьянин оценил слова слуги и отдал ему свинью, которую слуга и доставил на небо.

А тем временем крыса, испугавшись, что останется незамечанной, запрыгнула на спину быка и принялась играть на флейте. Императору так понравилось это необычное животное, что он отдал ему первое место. Второе место император отдал быку – ведь он был настолько великодушен, что позволил крысе сидеть на его спине. Тигр за свой храбрый вид получил третье место, а кролику за его нежный белый мех досталось четвертое место. Император решил, что дракон выглядит как мощная змея с лапами, и поставил его на пятое место. Змея за свое гибкое туловище получила шестое место, лошадь – седьмое за элегантную осанку, а баран – восьмое за сильные рога.

Проворной и непоседливой обезьяне досталось девятое место, петуху за красивые перья – десятое, а бдительной сторожевой собаке – одиннадцатое. Свинья стояла в конце: она, возможно, была и не так интересна, как другие животные, но все же попала на небеса и поэтому была удостоена последнего места.

Когда церемония завершилась, во дворец вбежал кот и стал умолять императора оценить и его, однако было слишком поздно: император уже выбрал двенадцать животных. Увидев крысу, стоявшую на первом месте, кот бросился на нее с намерением убить. Вот почему и по сей день кот и крыса остаются врагами.

Цинь всемогущий уходит от нас,
Его охраняя покой, пребудет с ним войско
В жизни его уже неземной.
Осмелившись, если найдется проклятый
Тревожить сон Циня – погибнет.
Ловушки и войны убьют его в знак устрашения.

К северу от Вэя – притока Хуанхэ, питающего влагой плодородные земли, раскинулся Сиань. Две тысячи лет назад здесь правил первый китайский император – жестокий и жадный Цинь Шихуанди. Особую славу у потомков снискал он тем, что построил Великую Китайскую стену. По преданию, после его смерти охраняло покой Циня войско. Историки долго считали легенду красивым, но сказочным эпосом. Но 37 года назад из-под земли вышло славное войско терракотовых богатырей – видно слишком близко люди подобрались к до сих пор не найденной гробнице Циня.

В 1974 году в провинции Шенси на Северо-западе Китая, пытаясь пробурить в своем огороде артезианскую скважину, несколько крестьян, имена которых не содержатся ни в одном источнике, наткнулись лопатами на крупный булыжник. Удар киркой пустил веером глиняные осколки. Вытащив на свет находку, сельские жители обнаружили в ее рельефе прорези глаз, скривившиеся в ухмылке губы – булыжник оказался головой какой-то скульптуры. Хорошо усвоившие приоритет власти во всех вопросах, крестьяне поспешили в местные органы, (кстати, есть версия, что совсем не воду искали крестьяне, а рыли бомбоубежище по приказу Мао Цзэдуна). Прибывшие на место археологи тут же назвали находку Восьмым чудом света – под землей рядами несли свою многовековую службу терракотовые воины Циня.



Бессмертие обрел после смерти
Ин Чжэн вступил на престол семилетним мальчиком. В Китае, раздираемом войнами между семью царствами, шел 252 год до нашей эры. Самым сильным из семи китайских царств уже тогда было царство Цинь, быть может потому, что в качестве главной идеологии оно избрало не конфуцианский гуманизм с его братскими добродетелями и человеколюбием, а легизм – совершенную теорию восточного деспотизма. Став императором династии Цинь, жестокий отрок практически сразу взял бразды правления в свои руки. Потеряв на полях сражений более ста тысяч человек, Ин Чжэн завоевывал в течение последующих семнадцати лет одно за другим шесть китайских царств, стал правителем объединенного Китая и принял имя Цинь Шихуанди – «первый император династии Цинь». Буквально выжигая из истории имена своих предшественников Цинь приказал уничтожать книги, не пожалел он и конфуцианцев – по его повелению было уничтожено 460 ученых, которых попросту закопали живьем в землю.

Цинь видел Китай мощнейшим и недостижимым для врагов государством, и потому на севере Китая рабочие стали возводить оборонительную преграду – Великую Китайскую стену, в которой без тени сожаления замуровывали тех, кто не выдерживал нечеловеческих условий труда, возводя мощную преграду.

Всех лишил привилегий кровожадный Цинь: аристократы и бедняки были для него всего лишь рабами. Историки писали о нем: «управляя подданными, он всецело распоряжался их жизнью и смертью».

В 13 лет его впервые посетили мысли о смерти. Тогда-то и задумал он создать гигант­ский могильник, который вмещал бы в себя сокровища, конницу, войско – все то, что принадлежало ему при жизни. Понимая неизбежность собственной кончины, он всячески стремился продлить свою жизнь, посылая в разные страны экспедиции на поиски эликсира бессмертия. Парадокс заключается в том, что причиной его кончины стала не рана, полученная в бою, а месть женщины: одна из тысяч наложниц его гарема во время сна императора воткнула ему иглу в ухо. Кровожадное чудовище прекратило свое тщеславное шествие по трупам китайцев в возрасте 48 лет.

Охраняющие вечный сон
В трех подземных галереях воины застыли в боевом порядке: облаченные в доспехи арбалетчики, туго натянувшие тетиву лучники, всадники на лошадях, колесницы. Ни один из них не походит на другого, в руках у всех оружие. Все они стоят на страже покоя своего безумного императора. Сейчас уже трудно сказать, достойно ли каждый из них встретил смерть, но есть версия, что все войско Циня было умерщвлено после его кончины, а глиняные фигуры слепили с еще живых людей. На головах воинов нет шлемов, ведь армия Циня не знала поражений и не боялась врагов. Вместо этого у каждого из них своя особая прическа, указывающая на статус и воинское положение. Статуи воинов и коней выполнены в натуральную величину. Высота воинов 170-190 сантиметров. Все детали: строение тел, позы, волосы, брови, шнуровка и даже мельчайшие стежки на подошве сандалий – проработаны с особой тщательностью.

Примерно 40 лет создавалась эта армия, над изготовлением каждой фигуры трудился мастер и 12 подмастерий. Закончив фигуру, мастер ставил на глине оттиск именной печатью, уже сейчас найдено более 85 печатей. Всех воинов, раскрашенных яркими красками, поместили в котлован глубиной около 5 метров, разделенный на длинные коридоры. Глиняным солдатам дали в руки настоящее оружие.

После смерти императора Циня в стране вспыхнуло крестьянское восстание. Бедняки нуждались в оружии, а у глиняных воинов его было в избытке – бери, сколько хочешь. Толпы обозлившихся крестьян взламывали подземные галереи, разбивали скульптуры и забирали столь необходимые луки, стрелы, копья, арбалеты. Покидая подземный парад терракотового полчища, крестьяне подожгли помещения. Спустя еще некоторое время воинов накрыл толстый слой глины и лёсса. Вплоть до своего обнаружения в двадцатом веке фигуры воинов находились во влажном грунте на глубине до 20 метров под землей.

По разным источникам подземное войско насчитывает от 8 до 20 тысяч скульптур. На сегодняшний день откопано лишь одна десятая погребального комплекса. В самой большой по размерам галерее расположены в боевом порядке шесть тысяч солдат. Всего 11 рядов, 38 колонн. За первым рядом военачальников и советников следует кавалерия, колесницы, пехотинцы. Второе захоронение предназначено для генералитета – такое впечатление, что военачальники как раз сейчас заняты разрабатыванием плана очередной атаки. Третья шахта оказалась пустой, скорее всего по той причине, что к моменту смерти императора работы не были закончены, а после свержения сына Циня – довольно слабого властителя – и вовсе прекращены. Вместе с тем, сейчас можно увидеть около 2 тысяч глиняных фигур, к сожалению, утративших свои цвета после извлечения на воздух. Ученые считают, что при использовании традиционных методов раскопов, которыми пользуются уже 30 лет, полную армию можно будет увидеть лишь через 200 лет!

Загадки императора Циня
Каким же был в действительности Нефритовый император Цинь Шихуанди? Быть может, он был хроническим психопатом, страдающим манией величия, ведь все, что он возводил, было гигантских масштабов? Или в темных глубинах его подсознания поселился страх, что в загробной жизни души замученных им жертв свершат возмездие над его душой, и тут преградой между ним и его рабами станет могучее войско? Или он просто хотел загадать потомкам странную загадку, ведь в действительности никто пока не знает, где находится его могила, хотя по древним источникам она-то и является настоящей сокровищницей – своды ее, будто бы, украшены удивительными росписями и драгоценными камнями? Что в действительности охраняет терракотовое войско?

Как предполагают ученые, высящийся рядом с терракотовым войском курган и есть усыпальница Циня. Вход в эту, якобы гробницу, не обнаружен, но по предположениям, он может находиться где-то между колоннами воинов. По официальным данным, курган в ближайшее время вскрывать пока не будут: во-первых, нет денег на срочную консервацию, без которой ценные предметы могут просто погибнуть; во-вторых, сами историки опасаются хитроумных ловушек, о которых написано в летописях; и в-третьих, те же летописи говорят о том, что внутри гробницы, воссоздающей Поднебесную в миниатюре, имеются целые реки из ртути! В «Исторических записках», датированных 145-90 годами до н.э., дается такое описание: «Гробница была наполнена моделями дворцов, павильонов и комнат, сосудами, драгоценными камнями и древностями. Ремесленникам было приказано соорудить самострелы внутри гробницы таким образом, что любой попытавшийся вскрыть гробницу вор был бы убит. На потолке гробницы была нарисована карта неба, а на полу – топографическая карта с плывущей ртутью, чье течение воспроизводило воды земли». Мы не можем быть уверены в точности описания, но геофизические исследования, проведенные в 1980-х годах, обнаружили в действительности находящуюся под курганом на площади в 12 тысяч квадратных метров неприродную концентрацию ртути.

Другой загадкой Циня стало удивительное покрытие для оружия. Спустя 2000 лет ни на одном из наконечников, выполненных из бронзы и олова, не было обнаружено и мельчайшего следа старения или ржавчины. Анализ дал поразительные результаты: все металлические части покрыты толстым слоем оксида хрома и это при том, что методы хромирования были запатентованы в Германии в 1937, а в США – в 1950 годах. Исторические записи эпохи династии Цинь ничего не говорят об этом.
А может хитроумный замысел хозяина фальшивого некрополя состоял в том, что его войско в последнем служении императору выполнит отвлекающий маневр? Многие ученые и историки вообще сомневаются, что усыпальница Циня находится в кургане или где-то вблизи Сианя.

В последнее время воины, отлично хранившиеся под землей долгие века, начали стремительно разрушаться, и ученые со всего мира придумывают гениальные способы сохранения памятников истории, многие из которых опасны для самих ученых. Например, для сохранения верхнего слоя фигур реставратор наносит на него специальный раствор и помещает ее в ускоритель электронов. Терракотовый фрагмент удается сохранить, но в качестве побочного продукта образуется мощное рентгеновское излучение, так что для защиты персонала необходимы толстые бетонные стены. Может, хитроумный властитель предполагал, что найденные потомками терракотовые воины от внешнего воздействия превратятся в прах, и интерес к месту диспозиции войска и как следствие к его усыпальнице ослабеет – таким образом, место его покоя навсегда останется загадкой человечества.

Сейчас окрестности Сианя – место массового паломничества туристов. За более чем 30 лет терракотовое войско увидели более 50 миллионов человек. Прибывающих в Китай с официальным визитом глав других государств непременно везут посмотреть войско из глины цвета терракоты. Быть может, это такой тактический маневр нынешнего китайского руководства? Вот, мол, какой наш Китай с его загадками древности.

Фотографировать в погребальном комплексе строго запрещено. Правда, рядом со входом сидит один из крестьян, некогда обнаруживших войско, и с ним можно сфотографироваться за определенную плату. Наследники Циня, читая руководство страны, хорошо усвоили, что спрут под названием государство имеет право на все, и ничего не должно своим отдельным гражданам. Потому и приходится маленькому китайцу подрабатывать на автографах и фотографиях, ведь денежного вознаграждения за сенсацию века он от государства не получил.

Катерина Шаровски
журнал «Аэропорт»

; см. также Душа, дух и духи). В даосском пантеоне Юй-хуан — второй из трех высших божеств трех сфер (сань цин). Образ Юй-ди сложился, видимо, примерно к X в. Предполагают, что на его формирование определенное влияние оказал образ Индры(кит. Ши-ди), пришедший в Китай сбуддизмом .

Юй-ди представляют обычно сидящим на троне в церемониальном имп. халате с вышитыми драконами (лун), в царском головном уборе-мянь , с нефритовой дощечкой в руках. Лицо его, обрамленное бородой и усами, лишено всякого выражения (даосский знак истинного величия). Считается, что Юй-ди живет в небесном дворце, к-рый находится на самом высшем из 36 небес небе Дало, откуда управляет всеми небесами, землей и подземным миром (ср. Эр ши ба тянь). У ворот дворца в качестве привратника стоит даосский святой Ван Лин-гуань . При дворе Юй-ди существуют своеобразные управы (министерства): грома, огня (хо-бу), моровых поветрий (вэнь-бу ), пяти священных пиков (У юэ), богатства и т.п.

У Юй-ди есть жена (о к-рой упоминается крайне редко), одной из его второстепенных жен считается богиня шелководства Ма-тоу-нян (см. Цань-шэнь), одна из его младших сестер считается матерью Ян Цзяня (см. Эр-лан-шэнь), его дочь Ци гу-нян (Седьмая девица) — фигура популярная в народных сказках и верованиях (ее дух вызывали девушки, гадая о суженом). По нек-рым даос. версиям, Юй-ди появился в момент творения и создания неба и земли, а живет он во дворце на горе Юйцзиншань.

Литература:
Ма Шу-тянь. Хуася чжушэнь (Божества Китая). Пекин, 1988, с. 28-36; Цзун Ли, Лю Цюнь . Чжунго миньцзянь чжушэнь (Китайские народные божества). Шицзячжуан, 1986, с. 27-38; Чэнь Цзянь-сянь . Юй-хуан да-ди синьян (Верования, [связанные с] Великим государем Юй-хуаном). Пекин, 1994.

Рифтин Б.Л.
Образ Юй-хуана овеян апокрифич. легендами. В наиболее полном виде они представлены в специально посвященном ему соч. «Юй-хуан цзин» («Канон Нефритового императора»), полное назв. — «Гао-шан Юй-хуан бэнь син цзи цзин» («Каноническое собрание [сведений] о путях и деяниях Высочайшего Верховного Нефритового императора»), входящем в даосский свод «Дао цзан» («Сокровищница Пути-дао »). Повествуется, что Нефритовый император некогда был принцем либо одного из удельных правящих домов эпохи Чжоу (XII/XI-III вв. до н.э.), либо некоего легендарного гос-ва Гуанъянь-мяолэ-го (Государство Сияющего величия и таинственной радости). Его рождению предшествовало чудесное видение его матери Бао-юэ-гуан ван-хоу (Царица Сияния драгоценной луны), увидевшей во сне мудреца Лао-цзы , привезшего с собой и передавшего ей младенца-сына. Наследовав трон отца, Нефритовый император показал себя мудрым и добродетельным правителем, но вскоре добровольно отказался от верховной власти и, передав бразды правления своему министру, вступил на Путь-дао . Проведя долгие годы в отшельническом уединении, он обрел бессмертие, присоединился к сонму бессмертных (сянь ) и духов, среди к-рых вновь выделялся добродетелями и необыкновенными способностями, что и позволило ему в конце концов стать их главою. Очевидно, что эта легенда является вариацией на тему канонич. версии жизни Будды .

На самом деле образ Нефритового императора восходит к религ.-космологич. представлениям даос. школы шанцин-пай («школа Высшей чистоты»), возникшей в эпоху Шести династий (Лю-чао, 229-589). В космологич. модели этой школы мировое пространство делилось на семь осн. сфер. Высшей считалась сфера «нефритовой чистоты» (юй-цин), там находился дворец Сань-юань-гун (Дворец Трех изначальных), а в нем обитало божество, именовавшееся Юй-хуан дао-цзюнь (Нефритовый августейший господин Пути-дао).

Происхождение культа собственно Нефритового императора связано с очередными действиями по реформированию офиц. религ. представлений, предпринятыми правящим домом дин. Сев. Сун (960-1127). Основанный гвардейским офицером Чжао Куан-инем (927-976), ставшим впоследствии сунским имп. Тай-цзу (960-976), этот правящий дом остро нуждался в идейно-религ. доказательствах своего права на верховную власть. Такую попытку осуществил имп. Чжэнь-цзун (998-1022), третий монарх Сев. Сун, при к-ром как раз и произошло окончательное утверждение этой династии после предшеств. периода междоусобных смут. По признаниям Чжэнь-цзуна, изложенным в спец. декретах, на протяжении 1007-1012 ему было явлено неск. видений (первое — в ночь на 11 дек. 1007 по совр. летосчислению) посланцев Нефритового императора, предупреждавших его о грядущем визите великого божества. В последнем из этих видений Нефритовый император предстал перед ним лично, возвестив ему, что он является одним из Девяти августейших правителей (цзю хуан в даос. мифологии — первые правители мира и человеческого об-ва), предком и божественным покровителем сунского правящего дома. В 1014 Чжэнь-цзун приказал воздвигнуть в имп. резиденции алтарь для жертвоприношений Нефритовому императору с его изваянием и воздавать ему офиц. почести. Культ Нефритового императора, поддержанный было преемниками Чжэнь-цзуна (хотя и без придания ему статуса главного государственного культа), через нек-рое время утратил религ. актуальность.

След. этап в эволюции культа и образа Нефритового императора также связан с религ. реформами (см. Шэнь сяо), проведенными последним имп. Сев. Сун — Хуй-цзуном (1101-1126), объявившим высшим покровителем правящей династии божество, именуемое Юй-цин-ван (Царь нефритовой чистоты). Хотя реформа Хуй-цзуна потерпела полную неудачу как в религ., так и в политич. плане (падение дин. Сев. Сун), она способствовала распространению культа Юй-хуана. Он был заимствован новыми даос. школами, в частности цюаньчжэнь-цзяо («учение совершенной истины»), возникшей в XII в. Через пантеон этой школы, в к-ром Юй-хуан занял главенствующую позицию, его культ утвердился (XIV-XVII вв.) в популярных верованиях. Там он стал типологич. аналогом древних и гос. культов высших мужских божеств (Шан-ди , Тянь-ди — Небесный владыка/император), к-рые персонифицировали стихию неба (тянь ) и мужское начало (ян ; см. Инь-ян) мира. И в собственно даос., и в популярных верованиях Юй-хуан почитается владыкой всех божеств, главою бессмертных, повелителем Неба и Земли, рая и ада (результат контаминации даос. религ. представлений с буддийскими) и судеб отдельных людей. Важнейшее место в этом культе занимает вера в его ежегодное (в ночь с 24-е на 25-е число 12-го лунного месяца) нисхождение с небес в мир людей для проведения личной инспекции Поднебесной, к-рая, по даос. верованиям, длится до 9-го дня 1-го лунного месяца. В течение всего этого времени Нефритовый император незримо объезжает страну, вознаграждая достойных и наказывая виновных в нерадивости и дурных поступках, а в даос. храмах проводятся спец. литургии и торжества. Особенно пышно и тщательно обставляется момент встречи, когда все служители даос. монастырей в полном составе коленопреклоненно ожидают его прибытия, а также проводы. День проводов, являющийся и днем его рождения, отмечается торжеств. службой, завершаемой пиршественной трапезой, на к-рой, по поверью, присутствуют не только люди, но и бессмертные и духи.

Скульптурные изображения Нефритового императора непременно наличествуют в монастырях и храмах школы цюаньчжэнь-цзяо и, как правило (но не строго обязательно), в даос. святилищах др. школ и сект. Чаще всего ему отводится центр. строение храмового ансамбля — Нефритовый зал (Юй тан). В живописных композициях (в т.ч. на простонародных иконах нянь хуа) фигура Нефритового императора обычно дополняется изображениями многочисл. персонажей — божеств, олицетворяющих все сферы и области мироздания, либо членов его семьи, свиты и помощников.

Литература:
Алексеев В.М. Китайская народная картина, М., 1966, указ.; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004, с. 493-495; Бай-юнь-гуань ([Даосское святилище] Бай-юнь-гуань). Пекин, 1983; Ма Шу-тянь. Хуася чжушэнь (Все боги китайцев). Пекин, 1988, с. 28-36; Cheng Man-chao. The Origin of Chinese Deities. Beijing, 1995, р. 135-143; Maspero H. The Mythology of Modern China // Asiatic Mythology. A Detailed Description and Explanation of the Mythologies of All the Great Nations of Asia. N.Y., 1964.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 762-764.