Глава 4. Типология и классификация социальных технологий
В данной главе будут рассмотрены следующие основные вопросы.
1. Принципы классификации социальных технологий.
2. Классы и типы социальных технологий.
3. Инновационные социальные технологии, квазитехнологии и антитехнологии.
1. Нынешнее состояние российского общества требует качественно нового уровня социальной инженерии, ускорения техноло-гизации и информатизации социального пространства, формирования социально-технологической культуры. Между тем достижения в этой перспективной области весьма скромны. Специальных научных работ, посвященных социально-технологическому знанию как фактору общественного прогресса, явно недостаточно. Технологизация социального пространства в широком смысле представляет собой целостную систему концептуально и практически значимых идей, принципов, методов, средств социализации человека, группы, общности, нации, народа, гарантирующую надежный и диагностируемый результат в текущий период и при последующем ее воспроизведении. В узком смысле речь идет о научном обосновании выбора способов воздействия социальных субъектов на объект с целью формирования благоприятных условий жизнедеятельности людей.
Известно, что общественный процесс можно расчленить на его составляющие (экономический, социальный, политический, духовный, экологический, демографический и др.). Очевидно, что специфике этих составляющих общественного процесса будут соответствовать разные технологии как способ решения возникающих проблем в каждой из этих областей. Следовательно, учет специфики составляющих общественного процесса и есть первый методологический принцип.
Синергетическип подход к анализу технологизации социального пространства составляет второе методологическое правило.
Синергетика открывает новые подходы в познании природной и социальной действительности. Развивая идею целостности мироздания, наследуя традиции анализа с использованием математического аппарата, синергетика изучает механизмы самоорганизации в открытых системах. Будучи тесно связанной с кибернетикой и системным подходом, она позволяет по-иному взглянуть на процессы перехода от хаоса к порядку, расширить наши представления о взаимосвязи материального и духовного, переосмыслить роль человека в структуре познавательной и практической деятельности. Становление синергетики создает новую теоретико-методологическую парадигму исследования природных и социальных явлений - синергетическую. Ее цель - познание сути социальных явлений, обеспечение целостности познания в открытых сложных социальных системах.
Третье методологическое правило - принцип целостности социального пространства.
Действительно, глобальные, федеральные, региональные, технологии местного самоуправления и саморазвития личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Некачественная технологизация в одном звене немедленно скажется на конечном результате - целостном состоянии социального пространства, создающем благоприятные условия для реализации технологий каждого уровня социальной организации.
Например, катастросра на Чернобыльской АЭС произошла, потому что были нарушены все принципы технологизации социального пространства: неудачный выбор площадки для строительства, нарушение правил безопасности АЭС, были разрушены социальные регуляторы предотвращения катастрофы, не контролировалось качество строительства и т.п. Словом, была разорвана целостность социального пространства вокруг АЭС, что, естественно, снизило уровень безопасности техногенного объекта.
Различный уровень социально-экономического и духовного развития стран, территорий, народов, социальных групп, трудовых ассоциаций объективно обусловливает необходимость многообразия социальных технологий с учетом специфических характеристик той или иной части социального пространства.
Принцип разнообразия - это четвертое методологическое правило технологизации социального пространства, построения его многоуровневой модели.
Приоритет гуманизма в решении технологической проблемы освоения социального пространства, отношение к человеку как к высшей ценности на Земле - еще одно незыблемое методологическое правило технологизации.
Соблюдение этого принципа предполагает переход от концепции жесткого, авторитарного управления к принципиально иной системе самоорганизации общества в условиях максимально возможной открытости общества.
К принципам разделения социального пространства относится стратификационно-классовый подход к социальным явлениям и процессам. Он может быть положен в основу изучения разных социальных отношений, различного социального положения тех или иных социальных групп, так называемых страт, в том или ином обществе. В западной социологии метод структурирования общества по положению, которое занимают в нем различные социальные слои и группы, чаще называют стратификацией. Стратификацию определяют как структурированное неравенство, существующее между различными группами людей. Стратификационно-классовый подход используется в социологии не только при построении концептуальных схем, но и при разработке их технологического обеспечения. Изучение социальных явлений, которые указывают на расслоение в обществе, все в большей мере становится объектом социального исследования и основанием для типологизации тех методов воздействия, которые используются применительно к управлению процессами в рамках того или иного социального слоя, класса, группы.
Еще одним основанием для типологизации социальных технологий является принцип деления общества на макро- и микросреду их подсистемами - социальными институтами, социальными общностями, структурными образованиями. При этом каждая подсистема может рассматриваться как относительно самостоятельное целое.
Существенно обогащает наше представление о типологизации социальных технологий деятельностный подход. "Чтобы деятельность получила право называться технологией, - подчеркивает болгарский ученый Н. Стефанов, - необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности". М. Марков предлагает рассматривать технологию социальной деятельности в двух аспектах: как систему знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов по формированию общественных явлений, и как технологизацию самих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур. Технология социальной деятельности предполагает создание научно обоснованной социально-технологической модели, направленной как на преобразование социального пространства, так и оптимизацию самой деятельности по его освоению, придание ей более оптимальной формы, современных средств, эффективных приемов и т.п.
В целом речь идет о целостной теоретической и методологической концепции обновления социального пространства средствами его технологизации, что обеспечивает высокую степень его научного освоения и эффективность решения социальных проблем.
Многоуровневая модель технологизации может быть построена в зависимости от того, как, по каким принципам функционирует система социальных отношений. Возможны следующие варианты:
"матрешка": социальные отношения имеют многоукладный характер и воспроизводятся таким образом, что всякая предыдущая система включается в последующую на уровне видоизмененной подсистемы;
"водоворот": развитие напоминает турбулентный процесс - новые формы обладают большей степенью организованности и менее подобны старым формам, чем те в соответствующий момент развития;
"ступени": смена парадигм воспроизводства на качественно новом уровне восприятия социальной жизни. Технологический разрыв при этом знаменует новый этап в воспроизводстве социальной системы;
"цепи": формирование связей и отношений в каждой подсистеме с необходимостью достижения компромисса с каждым из действующих факторов, причем изменения характера связи одного из "звеньев" ведет к изменению ее во всей "цепи". Дальнейший процесс объективизации превращает эти связи и отношения в нормы морали и принципы поведения, т.е. стереотипы деятельности.
Очевидно, все эти варианты, отражая сложную мозаику социальных связей и отношений, противоречивость процесса социализации, взаимодействия и самореализации людей в границах социального пространства, позволяют строить различные модели технологизации.
Теоретико-познавательный уровень технологизации социального пространства, включающий анализ ситуации, прогнозирование, выработку стратегии и тактики, составляет как бы первый, начальный его уровень.
Второй уровень относится к технологизации горизонтальных социальных связей, где осуществляется ориентировка и коммуникация индивидов в обществе, в системе учреждений и институтов, происходит выбор партнеров и конкретных путей действия и т.п. Третий - это уровень конкретных фактов.
Таким образом, складывается трехуровневая модель социального познания:
1-й уровень - познание высшего порядка по характеру охвата познаваемого, совокупности слагаемых и системы обобщений, т.е. общесоциологическая теория;
2-й уровень - дифференциация осуществляется по социальным сферам и специфическим методам познания в той или иной отрасли;
3-й уровень - эмпирическое познание, изучение социальных явлений на конкретных фактах социальной действительности и их эмпирической статистики.
Структурирование социальных технологий может быть осуществлено по многим основаниям. Например, глобальная модель выживания человечества, разработанная американскими учеными по заказу Римского клуба, была рассчитана по критерию конечности, истощаемости ресурсов.
По критерию целостности социальных систем различаются универсальные технологии освоения социального пространства на уровне общества, нации, национально-этнической группы, трудовой ассоциации, контактной группы, личности.
Важность этого критерия для освоения, например, социального пространства России не вызывает сомнения. Целостность государственных границ, сохранение и укрепление российского государства, поиск технологии социального согласия, разрешение межнациональных конфликтов, государственного устройства, разделения властей - все это имеет для теории и практики управления первостепенное значение. Например, профессиональное владение этими технологиями госаппаратом, людьми, принимающими государственные решения, соответствующая времени информационная и технологическая культура могли бы явиться важными факторами укрепления российской государственности, освоения социального пространства России в условиях мира и национального согласия.
По критерию иерархичности проблем управления различают технологии решения мировых, континентальных, государственных (федеральных), региональных, территориально-отраслевых проблем местного самоуправления, трудовых ассоциаций. Речь прежде всего идет о правах человека, загрязнении окружающей среды, повышении качества жизни, обеспечении продовольствием, состоянии здоровья людей, социальном обеспечении и т.п.
В связи с этим особое внимание в нынешней ситуации должно быть уделено глобальным технологиям предотвращения кризисов, катастроф, конфликтов: техногенных, экологических, военных, продовольственных, демографических и др., которые оказывают существенное влияние на континентальные, государственные и другие технологии, ибо в мире все взаимосвязано.
По сферам жизнедеятельности людей различают экономические, политические, духовно-культурные, технологии управления социальными процессами.
По видам деятельности людей различают: технологии промышленно-трудовые, аграрные, учебные, внедренческие, семейно-бытовые и др.
По масштабу общественной проблемы принято выделять два класса технологий: универсальные и частные. Высокая, средняя и низкая степени развития социальной системы, социального интеллекта также требуют своего специфического подхода к технологизации социального пространства (табл. 1).
Социальная технология всегда детерминирована общественной проблемой и направлена на ее решение, вначале в процессе социодиагностики, познания, затем - технологизации. Поэтому, выдвигая задачу фундаментального или прикладного социологического исследования, социолог сначала ориентируется на технологию диагностики общественной проблемы (программа исследования), а потом на технологию получения конечного результата. Поэтому социальные технологии не могут быть абстрактными, их построение обычно исходит из логики самого социологического исследования, отражая суть конкретных явлений. Чем выше уровень этого совпадения, тем обычно эффективнее социальные технологии, которые призваны решать общественные проблемы адаптивными методами, воздействовать на процессы в соответствии с целями управления.
Таблица 1
Классы
Типы
По видам специальных социологических теорий (семьи, трудового коллектива, конфликта, города, сел, и т.д.). По сферам общественной жизни:
экономические;
политические;
социальные;
духовно-нравственные;
экологические;
социокультурные;
управленческие.
По уровням социологического знания:
макросоциологические;
мезосоциологические;
микросоциологические.
По уровням управления:
глобальные;
континентальные;
национальные;
региональные;
местные;
трудовых ассоциаций.
По назначению:
учебные;
информационные;
правоохранительные;
ресурсосберегающие. Личностные:
самореализации;
самообразования;
самовоспитания;
самоадаптации;
самовыражения и др.
По характеру действия:
стратегические;
тактические;
оперативные.
По времени действия:
долгосрочные;
среднесрочные;
краткосрочные.
По степени социального развития объекта:
низкая степень - технологии
1-го уровня;
средняя степень технологии
2-го уровня;
высокая степень технологии
3-го уровня.
По уровню эффективности:
высокоэффективные;
среднеэффективные;
низкоэффективные.
По методам:
прогнозирование;
социодиагностика;
моделирование;
проектирование;
планирование;
социальный контроль.
По направленности:
разрушительные;
созидательные;
традиционные;
инновационные;
квазитехнологии.
Поэтому сами социальные технологии представляют собой необходимое звено перехода от социологической парадигмы к социологической концепции и теории, а от нее - к управлению объектами по социальному результату, регулированию, оптимизации социальных процессов, социальных отношений.
При этом следует подчеркнуть, что если исследователь, социальный технолог, менеджер в социальной сфере и др. встречаются с новой общественной проблемой, не имеющей аналогов решения, то речь идет об инновационной технологии. Если же новая задача технологически уже решена и речь идет о тиражировании, распространении технологий, обучении персонала управления уже известным способом решения назревших проблем, то такие технологии составляют класс традиционных или рутинных. Так, в научной литературе описаны и широко применяются в практике образовательные, информационные технологии, разрешения конфликта, адаптации личности и др.
Социальные технологии, являясь связующим звеном между социологической теорией и методологией, с одной стороны, и социальной практикой - с другой, обеспечивают научно обоснованный выбор оптимальных способов воздействия субъектов управления на объект с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей. Если социальные технологии строятся на недостаточно выверенной базе данных социальных наук и социальной статистики и трудно проверяемых прогнозах, то в таких случаях правомерно говорить о квазитехнологиях.
Различие между подлинной технологией и квазитехнологией, по мнению П. Ленжьела, проводится по двум критериям. Подлинная технология - есть продукт закрытых, изолированных систем и пользуется абсолютным преимуществом. Не соблюдая технологии производства, невозможно получить искомый результат с такой же эффективностью каким-либо другим путем. Квазитехнология социальных наук действует в совершенно другой форме. Ее функционирование обычно нацелено на изменение или исправление определенных условий, чтобы придать процессу нужное направление или определить такое направление. Этот критерий можно обозначить как предсказуемость.
Инновационные, традиционные, социальные технологии, квазитехнологии и антитехнологии раскрывают уровень научности в управлении социальными процессами, показывают востребованность науки в обществе, ее независимый статус, концептуальную и интеллектуальную власть. Если суть научно-технического прогресса составляют наукоемкие высокие технологии, то уровень социального прогресса определяется наличием наукоемких социальных технологий.
Итак, в процессе разработки и внедрения социальных технологий разного типа и класса создается интеллектуальная атмосфера, в которой всем есть место для самореализации. Ключ - в переходе к информационному обществу, в создании программ личностного само- и взаимосовершенствования.
Если социальный процесс можно расщепить и измерить, если его можно описать, контролировать, а затем осуществить на основе этого описания теоретическое обобщение (например, теорию человеческих отношений), то в результате появляется новый вид знания - социальные изобретения. Ныне политическая, экономическая социология, многие отраслевые социологии накопили большой арсенал технологических решений социальных проблем на принципах гуманизма, духовности, корпоратизма, сотворчества, свободы выбора, природосообразности, ответственности, независимого поиска истины и т.п. Социальные технологии представляют собой систему инновационных способов и средств оптимизации социального управления на тех же принципах. Именно новые технологии в организации жизнедеятельности людей, общения, воспроизводстве жизненных сил, повышения качества жизни, реализации творческого потенциала каждой личности определяют суть социального прогресса.
ЛЕКЦИЯ 2. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ - 08.09.2012 Г.
1. Необходимость, сущность, определение управления.
2. Классификация и типология управления.
4. Предмет, метод, цели и функции теории управления.
НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
Термины:
- теория - в широком смысле - комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле - высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определенной области действительности - объекта данной теории;
- управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации;
- менеджмент - это система методов управления в условиях рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов;
- менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.
- наука - сфера деятельности людей, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;
- знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека;
- научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития;
- концепция - (от лат. conceptio - понимание, система) - генеральный замысел, руководящая идея, комплекс взглядов, связанных между собою и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи;
- кооперация - (лат. cooperatio - сотрудничество) - форма организации труда, при которой определённое количество людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда
- дефиниция - (лат. definitio - «определение, точное указание, требование, предписание» от finitio - «ограничение, завершение») - краткое определение какого-либо явления путем перечисления его основных, наиболее существенных признаков, качеств, свойств с целью уточнения границ и сужения содержания понятия, обозначающего это явление.
- категория - (от греч. kategoria - высказывание, обвинение, признак) - предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.
Сущность управления состоит в том, что это особая функция общественного труда , которая возникает из необходимости организации совместной деятельности и порождается, с одной стороны, разделением труда, а с другой - социально-историческими условиями общества, определяющими кооперацию труда.
Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом, функцией этого общего труда, существования и развития общества.
Многовековое развитие управления предопределило выделение деятельности по управлению в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции.
В любой организации существуют две формы разделения труда: горизонтальное и вертикальное:
- горизонтальное разделение труда - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности;
- вертикальное разделение труда отделяет работу по координированию действий от самих действий.
Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.
Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие.
Объектом управления , то есть тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления, могут быть физические и юридические лица, а также социальные, социально-экономические системы и процессы.
Давая краткое определение управления, можно сказать, что:
управление - это специфический вид деятельности по определению целей организации, разработке механизмов их достижения и координация труда членов организации для получения результатов, соответствующих целям.
КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Управление – это совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели.
История управления несоизмеримо старше истории менеджмента . Когда появились два человека и им понадобилось сделать то, что одному не под силу, возникли зачатки управленческой деятельности: желаемая цель и необходимые для ее достижения совместные действия.
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в трех сферах человеческой деятельности: оборонительной (защита от диких зверей и врагов), политической (установление и поддержание порядка в группе) и экономической (производство и распределение ограниченных ресурсов: пищи, одежды, орудий труда, оружия и др.). Примечание. Доисторический период - история человечества до появления письменности. Дописьменная история человечества изучается по вещественным остаткам деятельности древних людей, при этом прибегают к произвольным обозначениям
Управление можно рассматривать как систему. В этом случае можно выделить две подсистемы: управляющую и управляемую. Эти подсистемы в процессе управления теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом.
Управляющая подсистема – это субъект менеджмента, то есть менеджер. Управляемая подсистема – это объект менеджмента, то есть чаще всего работник. Взаимосвязь подсистем можно показать простой схемой:
Схема 1. Взаимосвязь подсистем менеджмента
Субъект, как изображено на схеме, воздействует на объект управления. Однако воздействие это не является строго односторонним. Существует и противоположное воздействие (обратная связь).
Природу управления невозможно понять без рассмотрения сферы его осуществления. В этой связиразличают три сферы объективной действительности и в соответствии с ними классифицируют процессы управления: 1) управление в неживой природе, 2) управление в живой природе и 3) управление в человеческом обществе.
1) управление в неживой природе (технических системах, т. е. машинами, механизмами, производственно-техническими процессами). Эта область управления является предметом изучения технических наук;
2) управление в живой природе (биологических системах). Изучается естественными науками;
3) управление в человеческом обществе (социальных системах, т. е. воздействие на деятельность людей с различными интересами, объединенных в группы, коллективы). Эта область управления наиболее трудна, поскольку люди неизмеримо сложнее всех объектов живой и неживой природы, и изучается социальными (общественными) науками. Именно в социально-экономических системах можно характеризовать управленческую деятельность термином «менеджмент». В этом и состоит их основное принципиальное, но не единственное различие.
Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
Менеджмент - вид управленческой деятельности и система методов управления в условиях рынка (рыночной экономики ), которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами с целью получения оптимальных результатов.
В отечественной литературе и практике понятие менеджмента вместо управления стало широко использоваться в 1990-е гг. в связи с переходом от административно-командной системы управления к формированию системы управления, основанной на рыночных отношениях. С помощью термина «менеджмент» подчеркивалась ориентация коммерческих организаций и фирм на рынок, потребителя и достижение наивысшей эффективности их деятельности (рост прибыли, увеличение доли рынка и др.). На это направлены современные принципы, методы, средства и формы управления.
Укрупненная классификация процессов управления по его основным классам:
1) процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами , что является областью изучения преимущественно технических наук;
2) процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;
3) процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми , или социальным управлением , что относится преимущественно к области социальных наук.
Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления и подразделяется на два основных подкласса: 1)управление индивидуальной деятельностью и 2) управление коллективной деятельностью, и на три вида:
- первый вид управления - административно-государственное (политическое) управление;
- второй вид управления - управление социально-культурной сферой (духовным производством);
- третий вид управления - управление производственной сферой (материальным производством).
Иными словами, классификация видов социального управления соответствует классификации основных сфер организации общества:
- политическая - область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп;
- культурная - область духовного производства, распределения и потребления духовных благ;
- экономическая - область материального производства, распределения и потребления материальных благ.
Каждый вид социального управления включает соответствующие уровни (организация - регион - отрасль, государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие подвиды управления.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20
Все эти особенности оказывают влияние на менеджмент в отдельных странах. Большая дистанция власти содействует централизации, а незначительные разрывы между уровнями социального управления выдвигают на первый план децентрализацию. Коллективизм способствует совместным усилиям и семейным предприятиям, индивидуализм стимулирует поиск личного вознаграждения и профессиональную мобильность. “Мужской” показатель содействует состязательности и элитаризму, “женственность” стимулирует развитие солидарности и сочувствие к ближнему. Отказ от риска идет рядом со склонностью к регламентации и властности, тогда как противоположное понятие поощряет оппортунизм и толерантность к необычному поведению и т.д.
Поэтому проблемы формирования и реализации модели социального управления нужно решать дифференцированно как на макроуровне в отношении отдельных стран и регионов, так и на микроуровне относительно конкретных организаций с учетом сложившихся в них типов организационной культуры и соответствующих тенденций исторического развития. Иными словами, модель хозяйствования и управления, приемлемая для одной страны (региона), может оказаться несостоятельной и недейственной для другой из-за различий в проявлении фактора культуры и этнопсихологических особенностей.
Содержание науки социального управления - выявление законов и закономерностей, разработка принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления обществом, его главными сферами и звеньями. Поэтому основа научного менеджмента - социальные законы и их действие в процессе социального управления. Отсюда теория социального управления - это комплексная система знаний, использующая данные различных социальных наук для разработки принципов и методов воздействия на людей в социальных процессах на основе установления законов и закономерностей управления обществом.
Социальное управление как особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости организации совместной деятельности людей и порождается, с одной стороны, разделением труда (в основе которого лежит неравенство способностей), а с другой - социально-историческими условиями конкретного общества. При этом социальное управление является деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни, - политическую, экономическую и духовную сферы.
Система социального управления
Сущность социального управления определяет формирование и функционирование этого класса управления как системы.
Система социального управления включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. Система управления - это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.
Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы , основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления (рис.3).
Функции управления - это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль.
Структура отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого - организации системы социального управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления .
Структура управления может быть малоступенчатой (плоской) и многоступенчатой (высокой), а также относиться к одному из трех основных типов организационных структур - линейной, функциональной или линейно-функциональной (штабной). При этом особенности объекта управления во многом определяют создание соответствующих систем управления. Если, например, какая-либо система имеет выраженное “женское” начало, то стиль управления в ней должен в большей мере носить демократический и коллегиальный характер, а наиболее приемлемыми типами организационной структуры будут функциональный, матричный, штабной. В условиях же социальной системы с преобладанием “мужского” начала стиль управления должен тяготеть к авторитарности и единоначалию, что отражается и на организационной структуре, которая должна быть линейной, линейно-функциональной и т.п.
Социальные системы
и их составляющие
Социальные системы, как отмечалось, являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две системы (управляющую и управляемую), находящиеся в постоянном взаимодействии. При этом управляющая система (субъект управления) выступает как часть управляемой (объект управления), и ее величина и границы зависят от масштабов и особенностей последней. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта.
В самой социальной системе и в ее крупных составляющих (управляемой и управляющей системах) ясно просматриваются своеобразные системы меньшего уровня :
техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования;
технологическая система основана на делении материального и духовного производства, политической деятельности на стадии и процессы. Она представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими;
организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические и технологические средства, площади и трудовые ресурсы;
экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей;
социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности, и вместе с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.
Все системы взаимосвязаны и в своем единстве составляют целостный социальный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую .
Каждая такая система в определенные периоды развития социальных целых может занимать доминирующее положение, характеризуя тем самым особенности различных частей организационной структуры управления (ведущее положение технико-технологических, организационно-правовых, экономических или социальных служб), а также господствующее положение в сфере социального управления представителей тех или иных управленческих профессий . При этом смена ведущих позиций представителей различных управленческих профессий соответствует, на наш взгляд, циклическому превалированию то организационно-технической, то социально-экономической сторон управления, а также одной из систем низшего уровня (рис.4).
Известно, что развитие мирового менеджмента в ХХ столетии проходило ряд стадий. Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры , стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство; на смену им пришли экономисты и финансисты , видевшие главную задачу в получении максимума прибыли за счет правильного использования экономических законов и эффективного управления капиталом. Затем наступил период, когда высшее звено управления начало рекрутировать юристов , считая, что главное в менеджменте и бизнесе - соблюдение установленных предписаний, инструкций, других нормативных актов и законности в целом.
В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем социального управления становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, т.е. персоналоведы , ставящие в центр современной концепции управления Человека. По оценкам ведущих западных исследователей, именно персоналоведы будут занимать лидирующие позиции в управлении современным миром. Иными совами, современный директор - это директор по кадрам, каждый управляющий - это управляющий персоналом.
Вернуться назад на
Социальные процессы связаны с отношениями между индивидами и социальными группами как носителями различных видов деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в жизни общества.
Социальный процесс - последовательная смена состояний социальной организации в целом или ее отдельных структурных элементов.
В ходе социальных процессов изменяются существенные характеристики социальной структуры общества, соотношение социальных групп, взаимоотношения и характер взаимодействия между ними.
Социальная деятельность осуществляется посредством исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений человека с другими людьми. Она может осуществляться в различных сферах и на различных уровнях социальной организации.
Каждый вид общественных отношений играет определенную роль в общественной системе. Общество, являясь социентальной системой, обладает свойством самовоспроизводства, что осуществляется через ряд дифференцированных функций, являющихся следствием разделения общественного труда. Дополняя друг друга, и взаимодействуя, они придают обществу характер особого социентального организма.
Дифференциация общественных функций сопровождается возникновением экономических, социальных, политических и других институтов. Функции, связанные с обеспечением деятельности этих структур, выполняют люди, обладающие профессиональными знаниями.
Классификация социальных процессов
По выделению их сущности:
Базовые (труд и связанные с ним ценностно-ориентационные процессы, оказывающие влияние на формирование и развитие ценностных ориентаций членов коллектива);
интегративно-обеспечивающие (управление, коммуникационные и нормативные процессы. Сюда же относятся групповые интегративно-обеспечивающие процессы: руководство и лидерство в первичных коллективах, включение индивида в группу и выход из нее и др.);
процессы мобильности (изменение статуса индивидов и социальных групп в организации, обществе);
генетические (прогрессивные и регрессивные, выражающие изменение статуса самой организации в окружающей ее среде).
По критерию масштабности различают:
Глобальные процессы (их результаты влияют на общество в целом);
локальные социальные процессы, которые протекают в отдельных подсистемах (отрасль, регион, предприятие, социальная группа) и не оказывают воздействие на все общество.
Управление социальными процессами - один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей общества и его подсистем. Его содержание заключается в формировании критериев показателей социального развития общества, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов.
Управление должно обеспечить равновесие в управляемой системе, решение социальных проблем, возникших вследствие необоснованных экономических решений, обострения политической ситуации, стихийных бедствий и других причин.
Можно выделить следующие социальные проблемы, требующие решения:
Занятость и безработица;
охрана труда;
вынужденная миграция;
прожиточный минимум;
детская безнадзорность;
формирование доходов населения;
формирование среднего класса;
образ жизни;
оценка деятельности органов управления (различных уровней), власти и общественных организаций.
Социальные процессы в России
Социальные процессы приводят к изменению существенных характеристик социальной структуры общества, соотношений социальных групп, взаимоотношений и характера взаимодействия между ними.
В начале 90-х гг. в связи с переходом к рыночной экономике в социальной структуре российского общества произошли существенные изменения:
Возник слой крупных собственников (сосредоточен, в основном, в сфере обращения: банки, биржи, торговые фирмы, промышленно-финансовые компании).
Слой мелких собственников (фермеры, мелкие торговцы, владельцы частных мастерских, частнопрактикующие врачи, юристы, педагоги и т.д.).
Изменилась структура работников наемного труда (различные формы собственности: государственные, акционерные, частные).
Активно идет процесс слияния двух основных групп элиты - необуржуазии и новой номенклатуры.
«Социальные изменения» - Демографическое объединение. Коренные изменения существующего строя. Происходящие изменения нельзя повернуть вспять. Общность, которая проводит это движение. Типология социальных процессов. Типы социальных движений в соответствии с целями. Социальные изменения. Развитие системы. Неоэволюционизм. Виды социальных изменений.
Армия. Включают систему санкций - от правовых до морально-этических; Конкретными функциями. Поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением. Институты в духовной сфере. Собственность. Устойчивая. Обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. Наследование. Власть.
«Понятие социологии» - Понятийно-категориальный аппарат социологии. Психологические концепции. Социологическая система. Функции социологии. Эмиль Дюркгейм. Закон трех стадий. Наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей. Социология. Уровни социологического анализа. Иерархия наук по Конту. Идеальный тип.
Институционализация. Парсонс. Установки и образцы поведения. Наука. Неосновные социальные институты. Уровень активности личности. Фундаментальные потребности. Признаки социальных институтов. Термин «социальный институт». Процесс и результат появления в обществе социального института. Идеология. Устные и письменные кодексы.
«Дисциплина социология» - Методология. Система научного знания. Учебник социологии. Социологический опрос. Интервьюирование. Проработка проблемы. Честность выборов. Специфика социологического метода. Анкетирование. Эмпирическая социология. Примеры экспериментов. Методы социологического исследования. Предмет социологии. Методический раздел программы.
«Социологические исследования» - «Государство» Платона. Общенаучные методы. Сплошное обследование. Предмет социологии. Работы периода Античности. Ремесленники. Социальная общность. Теория. Функции социологии. Теория общественного договора. Качественный анализ. Теократия. Человек. Социология. Включенное наблюдение. Социальные организации.
Всего в теме 21 презентация