Этапы развития медицины. Международный студенческий научный вестник На данном этапе развития медицины

Социальная медицина имеет глубокие исторические корни. В разные периоды истории как отечественные, так и зарубежные авторы давали разное ее толкование. Это происходило в том числе в связи с идентификацией решаемых проблем, профессиональной принадлежностью авторов и другими обстоятельствами. При этом имели значение особенности истории и национальные традиции.

Данную науку в англоязычных странах чаще называют "общественным здоровьем" или "общественным здравоохранением", франкоязычных – "социальной медициной", в США ранее, чем в других странах, ее стали обозначать как "медицинская социология".

На протяжении последних ста лет название данного раздела медицины, отражавшего социально-политические, экономические и медико-организационные проблемы общества, неоднократно менялось. Это наглядно демонстрирует переименование соответствующих кафедр в медицинских образовательных учреждениях России на протяжении всего периода их существования, которые являлись основным звеном не только образования, но и научных исследований в данном разделе медицины.

В настоящее время на смену таких ее названий, как "социальная гигиена", "социальная гигиена и организация здравоохранения", "социальная медицина и организация здравоохранения" пришло обозначение "общественное здоровье и здравоохранение".

История становления социальной медицины как одного из направлений медицины насчитывает не одно столетие. В течение многих веков медицина концентрировалась на отдельном больном и на том, каким образом врачеватель мог помочь ему восстановить здоровье или достигнуть гармонии с окружающей средой.

Взаимосвязь между здоровьем человека и окружающей средой признавалась уже в Древней Греции. Еще Гиппократ написал книгу "О воздухе, воде и местности".

В XVIII в. немецкий деятель по общественному здравоохранению Иоганн Питер Фрэнк опубликовал 6-томный труд об основных направлениях политики в области здравоохранения, в котором рассматривались многие аспекты жизни человека в обществе.

В 40-х гг. XIX в. немецкий патолог Рудольф Вирхов провозгласил медицину социальной наукой, он утверждал, что медицина должна способствовать основной социальной реформе.

Бурное развитие социальная медицина (в сегодняшней терминологии) получила во второй половине XIX в. В этот период специалисты проявляли интерес к изучению социальных условий и факторов по отношению к здоровью человека. Были созданы предпосылки для возникновения общественной, социальной составляющей гигиены как науки. При этом необходимо подчеркнуть, что собственно гигиена и ее отрасли занимаются изучением определенных объектов внешней окружающей среды, влиянием атмосферного воздуха, воды, почвы, производственных условий, условий воспитания и обучения и др.

Именно в России в этот период под влиянием общественного движения, земской и фабрично-заводской реформ впервые формировались основы общественной гигиены как науки и учебной дисциплины об общественном здоровье и управлении им, которая в начале XX в. была конституирована как социальная гигиена. В отечественной литературе термин "социальная гигиена" был применен русским социал-гигиенистом В. О. Португаловым в работе "Вопросы общественной гигиены" (1873).

В это время социал-демократические и другие партии и движения выявляли и показывали тяжелые условия жизни рабочих, подрывающие здоровье и укорачивающие их жизнь. Данные земской и фабрично-заводской статистики, изучение исследователями того времени условий труда и быта представляли множество доказательств неблагоприятного влияния на здоровье трудящихся условий труда, быта, образа жизни.

Это явилось основанием для включения в программы партий и политических движений того исторического периода определенных мер государства в борьбе за здоровье населения путем обеспечения доступного и бесплатного медицинского обслуживания, искоренения так называемых "социальных болезней" и других действий, направленных на улучшение здоровья населения, в первую очередь рабочих и крестьян.

Появилось движение "общественной медицины" (общество "социальных врачей"),

В этот период в отдельных высших учебных заведениях создавались курсы, учебные программы, лаборатории по обучению студентов основам общественной гигиены и превентивной (профилактической) медицины. Так, например, в 60-х гг. XIX в. в Казанском университете профессор А. В. Петров читал студентам лекции по общественному здоровью. В последующем подобные курсы были введены на медицинских факультетах университетов Петербурга, Киева, Харькова. А начало истории нашей науки и учебной дисциплины приходится на первые десятилетия XX в.

Немецкий врач Альфред Гротьян в 1898 г. опубликовал учебник по социальной патологии. В 1902 г. он читал лекции на тему "Социальная медицина", в 1903 г. стал издавать журнал по социальной гигиене. В 1920 г. им создана первая кафедра социальной гигиены в Берлинском университете. В дальнейшем подобные кафедры стали создаваться в высших учебных заведениях других стран Европы.

Социальная гигиена и пашей стране начала свое развитие с создания в 1918 г. Музея социальной гигиены Народного комиссариата здравоохранения РСФСР (директор – профессор А. В. Мольков), который в 1920 г. переименовывается в Государственный институт социальной гигиены Народного комиссариата здравоохранения РСФСР, ставший ведущим научно-организационным учреждением страны.

В 1922 г. при Первом Московском университете парком здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко организовал первую кафедру социальной гигиены с клиникой профессиональных болезней, а в следующем, 1923 г., заместитель наркома здравоохранения З. П. Соловьев создал кафедру социальной гигиены при Втором Московском университете.

В дальнейшем аналогичные кафедры начали открываться и в других вузах. Возглавили их известные ученые и организаторы здравоохранения тех лет: З. Г. Френкель (Ленинград), Т.Я. Ткачев (Воронеж), А. М. Дыхно (Смоленск), С. С. Каган (Киев), М. Г. Гуревич (Харьков), М. И. Барсуков (Минск) и др. К 1929 г. кафедры социальной гигиены были созданы во всех медицинских вузах страны.

В 1941 г. кафедры социальной гигиены были переименованы в кафедры организации здравоохранения. В это время сворачивает свою работу Государственный институт социальной гигиены, который только после Великой Отечественной войны в 1946 г. воссоздан как Институт организации здравоохранения.

В 1950-е гг. в научном сообществе разворачивается дискуссия о социально-гигиенических проблемах. В дальнейшем (1966) кафедры и головной институт получают название социальной гигиены и организации здравоохранения, т.е. произошло объединение двух предыдущих названий. Этот процесс способствовал расширению спектра социально-гигиенических исследований.

Развитие социальной гигиены в советское время было напрямую связано с задачей кардинального изменения системы здравоохранения. Поднять уровень и улучшить качество общественного здоровья – вот основная цель, к которой все годы существования советского государства шла социальная гигиена, несмотря на серьезные трудности, преграды, а порой и драматические события.

Высокая оценка построения системы советского здравоохранения, в создание которого бесспорный вклад внесли представители социальной гигиены, была дана Международной конференцией ВОЗ в Алма-Ате в 1978 г.

Большой вклад в развитие социальной гигиены и организации здравоохранения во второй половине XX в. внесли З. Г. Френкель, Б. Я. Смулевич, С. В. Курашов, Н.А. Виноградов, А. Ф. Серенко, С. Я. Фрейдлин, Ю. А. Добровольский, Ю. П. Лисицын, О. П. Щепин и др.

На рубеже XX и XXI столетий в связи с перестроечными процессами, а затем и коренными социально-экономическими и политическими переменами, включая сферу здравоохранения, перед социальной гигиеной и организацией здравоохранения в Российской Федерации встали новые задачи, касающиеся в первую очередь перехода системы здравоохранения на страховые основы в условиях создания рыночной экономики.

В эти годы усугубились проблемы, связанные с ухудшением состояния здоровья населения, так как значительно снизилось качество жизни людей. Свидетельством этому стали, в частности, возросшие показатели заболеваемости, смертности и инвалидности от так называемых социально значимых заболеваний, уменьшение средней продолжительности жизни населения.

Данные вопросы потребовали от социальной гигиены и организации здравоохранения разработки и научного обоснования комплекса мероприятий по модернизации системы охраны здоровья населения, включающего как стратегические, так и тактические задачи.

В 1991 г. Всесоюзное совещание по вопросам преподавания учебной дисциплины "Социальная гигиена и организация здравоохранения" рекомендовало переименовать дисциплину в "Социальную медицину и организацию здравоохранения".

Формированием новых экономических отношений, необходимостью реформы здравоохранения в 1990-е гг. была обусловлена организация в медицинских вузах также кафедр страховой медицины, экономики и управления здравоохранением, а головной институт получил название Научно-исследовательский институт социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им.

Н.А. Семашко (директор – академик Российской академии медицинских наук О. П. Щепин).

Не касаясь политических событий, необходимо отметить, что 1991 г. стал началом нового этапа в развитии социальной медицины. Это обусловлено тем, что в нашей стране социальная работа была конституирована как новый вид профессиональной деятельности.

С этого времени начался активный процесс создания факультетов социальной работы во многих вузах страны различного профиля. В этой связи потребовалась в первую очередь разработка программно-методического обеспечения медицинских основ социальной работы. Такая работа проводилась в медицинских вузах, которые первыми открыли факультеты социальной работы в Архангельске, Казани, Курске и других городах. В государственный образовательный стандарт по направлению подготовки "Социальная работа" (стандарт второго поколения) в 2000 г. была включена учебная дисциплина "Основы социальной медицины".

Значительный вклад в подготовку программно-методического обеспечения изучения дисциплины, а также разработку научных и организационно-методических основ медико-социальной работы выполнила первая кафедра социальной медицины в системе образования в области социальной работы, основанная в 1992 г. в Институте молодежи (в настоящее время – Московский гуманитарный университет). Организатором и первым заведующим кафедрой стал А. В. Мартыненко (1992–2012).

В отношении системы медицинского образования необходимо отметить, что в 2000 г. кафедры социальной медицины и организации здравоохранения (а также с другими названиями) переименованы в кафедры общественного здоровья и здравоохранения, а головной институт – Научно-исследовательский институт социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко – в 2003 г. переименован в Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья Российской академии медицинских наук (далее – РАМН).

Таким образом, в системе медицинского образования учебная дисциплина получила название "Общественное здоровье и здравоохранение", а в системе социального образования – "Основы социальной медицины". Дисциплины изучаются по отдельным самостоятельным программам с учетом целей и задач подготовки кадров по соответствующим направлениям.

Особенностью настоящего этапа развития социальной медицины в Российской Федерации является исследование, наряду с общепринятыми направлениями, новых проблем – проблем становления медико-социальной работы как компонента социальной медицины прикладного характера, разработки современных технологий социальной работы в различных областях охраны здоровья населения, взаимодействия социальных работников со специалистами смежных профессий при оказании медико-социальной помощи населению.

Определение «медицина» в переводе с латинского обозначает «врачебный», «исцеляющий». Это учение о состоянии организма человека, о способах выявления и лечения различных недугов. Это значит, что все толкования о том, что это всего лишь набор теоретических знаний, не находят оправданий, так как основными составляющими данной науки являются практические действия.

Медицина начала зарождаться еще с самых незапамятных времен, когда люди пытались найти способы устранения возникших болезней. Нельзя с точностью определить, какими умениями отличались знахари в далеком прошлом, вплоть до появления письменности. В таком случае можно полагаться лишь на информацию из трактатов, которые были найдены археологами. Очень ценной находкой есть перечень законов Хамураппи, которые гласили о правилах работы лекарей. Из наблюдений Геродота тоже можно почерпнуть достаточное количество ценной информации о врачебных деяниях в Вавилонии.

Самыми первыми врачами выступали жрецы, которые считали медицину одной из составляющих религии. Неизведанные на тот момент патологические состояния человеческого организма считались наказанием богов, попытки их исцеления были основаны на изгнании злых духов.

В Древней Греции были отмечены попытки исследования организма человека. В этом преуспел Гиппократ, который внес неоценимый вклад в отрасль медицины. Именно древние греки стали основоположниками первых учебных заведений, где врачи начали получать медицинские знания.

Период средневековья знаменуется существенным прорывом в области медицинских знаний. Авиценна, Разес и еще ряд выдающихся личностей стали основоположниками медицинской науки. Впоследствии, часть их теорий стали опровергаться экспериментами Френсиса Бэкона. В результате этих научных противостояний начали зарождаться такие дисциплины как анатомия и физиология. Это дало возможность более точно исследовать организм человека, что позволило определить причины множества недугов. Массу информации получали в результате исследований в процессе вскрытия трупов.

Дальнейшее стремительное развитие медицины было связано с научно – техническим процессом. В девятнадцатом веке был изобретен микроскоп, что дало возможность исследования тканей на клеточном уровне и выявления их патологий. Наука генетика совершила революционный прорыв в области медицины.

Современные врачи имеют в своем вооружении многолетний опыт, современные разработки, новаторские технологии, эффективные лекарственные средства, без которых было бы невозможным ни провести точное диагностирование, ни применить адекватное лечение. Но, невзирая на все эти факты, много недугов до сих пор остались неизлечимыми. В таком случае современным ученым предстоит еще масса работы.

Роберту Ланце удалось оседлать приливную волну открытий, порожденных раскрытием тайн ДНК. Исторически в развитии медицины в человеческом обществе можно выделить по крайней мере три крупных этапа. На первом этапе, продолжавшемся десятки тысяч лет, в медицине царили суеверие, колдовство и слухи. Большинство детей умирало при рождении, а ожидаемая продолжительность жизни колебалась от 18 до 20 лет. В этот период были открыты кое-какие полезные травы и химические вещества, такие как аспирин, но научного метода поиска новых лекарств и способов лечения не существовало. К несчастью, любые средства, которые по-настоящему помогали, становились тщательно охраняемыми секретами. Чтобы заработать, «врач» должен был угождать богатым пациентам, а рецепты своих микстур и заклинания хранить в глубокой тайне.

В этот период один из основателей знаменитой ныне клиники Мэйо, посещая пациентов, вел личный дневник. Там он откровенно писал, что в его черном врачебном чемоданчике есть всего два действенных средства: пила и морфий. Пилу он использовал для ампутации пораженных органов, а морфий - для обезболивания при ампутации. Эти средства работали безотказно.

Все остальное в черном чемоданчике, грустно замечал доктор, - это змеиный жир и шарлатанство.

Второй этап развития медицины начался в XIX в., когда появилась микробная теория болезней и сформировались представления о гигиене. Ожидаемая продолжительность жизни в США в 1900 г. составила 49 лет. В Европе на полях сражений Первой мировой войны умирали десятки тысяч солдат, и возникла нужда в настоящей медицинской науке, в проведении реальных экспериментов с воспроизводимыми результатами, которые затем публиковались в медицинских журналах. Европейские короли в ужасе наблюдали, как гибнут их лучшие и умнейшие подданные, и требовали от врачей настоящих результатов, а не пустых фокусов. Теперь врачи, вместо того чтобы угождать богатым покровителям, сражались за признание и славу при помощи статей в солидных рецензируемых журналах. Так была подготовлена платформа для продвижения антибиотиков и вакцин, которые увеличили ожидаемую продолжительность жизни до 70 лет и более.

Третья стадия развития - это молекулярная медицина. Мы сегодня наблюдаем слияние медицины и физики, видим, как медицина проникает вглубь вещества, к атомам, молекулам и генам. Этот исторический переход начался в 1940-е гг., когда австрийский физик Эрвин Шрёдингер, один из основателей квантовой теории, написал востребованную книгу «Что такое жизнь?». Он отверг представления о том, что существует какой-то таинственный дух, или жизненная сила, которая присуща всем живым существам и которая собственно и делает их живыми. Вместо этого, рассуждал ученый, вся жизнь основана на некоем коде, а код этот содержится в молекуле. Обнаружив ее, он предполагал, что разгадает тайну бытия. Физик Фрэнсис Крик (Francis Crick), вдохновленный книгой Шрёдингера, объединил усилия с генетиком Джеймсом Уотсоном, чтобы доказать, что этой сказочной молекулой является молекула ДНК. В 1953 г. было сделано одно из важнейших открытий всех времен - Уотсон и Крик раскрыли структуру ДНК, имеющую форму двойной спирали. Длина одной нитки ДНК в распутанном виде составляет около двух метров. Такая нитка представляет собой последовательность из 3 млрд азотистых оснований, которые обозначаются буквами А, Т, С, G (аденин, тимин, цитозин и гуанин) и несут в себе закодированную информацию. Расшифровав точную последовательность азотистых оснований в цепочке ДНК-молекулы, можно прочесть книгу жизни.



Стремительное развитие молекулярной генетики привело в конце концов к возникновению проекта «Геном человека» - важнейшей вехи в истории медицины. Ударная программа секвенирования всех генов человеческого организма обошлась примерно в 3 млрд долларов и включала в себе работу сотен ученых по всему миру. Успешное завершение проекта в 2003 г. ознаменовало начало новой эпохи в науке. Со временем у каждого человека появится личная карта генома на электронном носителе вроде CD-ROM. В этой карте будут записаны все примерно 25 000 генов данного человека, и она станет для каждого своеобразной «инструкцией по применению».

Нобелевский лауреат Дэвид Балтимор обобщил все вышесказанное одной фразой: «Сегодняшняя биология - это информационная наука».

Периодизация всемирной истории и истории медицины. Основные этапы развития медицины.

Источники изучения истории медицины – краткая характеристика историко-медицинских источников.

Музеи истории медицины в России, странах СНГ и за рубежом. Музей истории СГМУ.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ - это наука, которая изучает достижения в области врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до наших дней).

Как предмет преподавания делится на общую ичастную .

Общая история медицины занимается выявлением главных закономерностей исторического развития врачевания и изучением основных проблем медицины.

Частная история медицины содержит сведения о развитии отдельных медицинских специальностей, касающиеся жизни и деятельности выдающихся врачей и ученых-медиков, научных достижений их школ, истории важнейших открытий в области медицины.

Периодизация и хронология истории медицины основана на принятой в современной исторической науке периодизации всемирной истории, согласно которой всемирно-исторический процесс делится на 5 основных периодов:

* первобытное общество

* древний мир

* средние века

* новое время

* новейшая (современная) история

Источники изучения истории медицины делятся на несколько основных групп:

ü Вещественные (материальные) - это археологические находки

(черепа, кости, монеты, медали, гербы, печати)

ü Этнографические - обряды, обычаи, поверья

ü Устные и фольклорные - песни, сказания, баллады, легенды

ü Лингвистические - изображения в речевой форме, которые показыва-

ют через слово родство целых групп и народов

ü Письменные - глиняные таблички, папирусы, рисунки на камнях и

скалах, рукописи, печатные произведения врачей, историков, философов, во-

енных и государственных деятелей, архивные материалы

ü Кино- и фотодокументы

Кстати. Есть такой

Музей истории медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, есть также в Берлине, Филадельфии, Тамбове:D

№2 Общая историческая ситуация. Характеристика эпохи. Киевская Русь IX – XIV веков.

Во второй половине IX. в. на обширных землях Восточной Европы

образовалось Древнерусское государство с главным городом Киевом

под управлением Рюрика Варяжского /862-879/, известное под названием "Киевская Русь ".

Киев начинает особенно бурно развиваться во времена правления Владимира Великого (980 - 1015). В целях укрепления единства Киевской Руси и увеличения её влияния на международной арене, князь Владимир в 988 г. крестил Русь. Христианство принесло Киевской Руси значительные политические выгоды и послужило импульсом для дальнейшего развития письменности и культуры. При Владимире Великом в Киеве был сооружен первый каменный храм - Десятинная церковь.

В XI в., под правлением Ярослава Мудрого , Киев становится одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире. Были построены Софиевский собор и первая на Руси библиотека. Киев был в числе наиболее процветавших ремесленных и торговых центров Европы.

Однако после смерти князя Владимира Мономаха (1125) начинается процесс дробления более или менее единого Киевского государства. К середине XII в. Киевская Русь распадается на множество самостоятельных княжеств. Ситуацией не замедлили воспользоваться внешние враги. Осенью 1240 г. бесчисленные полчища Батыя, внука Чингизхана, показались под киевскими стенами. Монголо-татарам удалось взять город после затяжной и кровопролитной битвы .

В XV в. Киеву было даровано магдебургское право, обеспечивавшее гораздо большую независимость города в вопросах международной торговли и значительно расширявшее права городских сословий - ремесленников, купцов и мещан. В 1569 г., после подписания Люблинской унии, Польша и Литва объединились в одно государство, известное в истории как Речь Посполита, и постепенно утвердили своё господство в Украине. Жестокость и произвол иноземцев привели к многочисленным восстаниям украинского народа.

№3. В чем заключалось значение принятия Русью христианства для развития лекарствоведения

Важным событием в истории Руси было принятие христианства в качестве государственной религии в 988. г. князем Владимиром.

Опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности.

Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Также святой и блаженный Агапий был монахом лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю

Монастыри в Киевской Руси были в значительной мере преемниками византийской образованности. В их стены проникали и некоторые элементы медицины, соединялись с практикой русского народного врачевания, что давало возможность заниматься лечебной деятельностью. Патерик (летопись Киево-Печерского монастыря, XI-XIII веков) содержит сведения о появлении в монастырях своих лекарей и признании светских врачей. Среди монахов оказывалось много ремесленников, хорошо владевших своей профессией; были среди них и лечцы. Была

Ну скажите, что от Византии была перенята баня, и лекарства в основном были растительного происхождения; с лечебными целями использовались десятки видов растений. Археологические находки показывают, что русская земля изобиловала лекарственными растениями и давала богатый выбор для лечебного применения. Это обстоятельство отмечали западно-европейские писатели. Применялись такие растения, которых не знали в Западной Европе.

Медицина в Древнерусском государстве Киевская Русь. Представления о причинах болезней у русичей. Древнейшие виды медицинской деятельности. Радикальные и нерадикальные методы лечения.

Стр. 201 учебника

Сохранялось 1) Народное врачевание - язычество и знахарство. 2) после принятия христанства развивалась монастырская медицина. 3) Со временм княжения Ярослава Мудрого на Руси появилась светская (мирская) медицина

1)Народных врачевателей начали называть лечцами, которые передавали свой опыт из поколения в поколение.

Опыт народного врачевания был обобщен в травниках и лечебниках. Лечили лекарствами из растений и минералов, а также использовали целебные свойства нарзана.

2) Про монастырскую скажите про то, что в религиозном сознании болезнь считалась как наказание или «вселение» бесов.

Большой популярностью пользовалась больница при первом созданном монастыре- Киево- Печерской лавре (прославились монахи- подвижники Антоний, Агапит, Алимпий)

3) Светская… Ну она предполагала возмездное лечение, платную то есть… Лечец- армянин практиковал так.

Иноземная медицина, ее влияние на становление врачевания в Древнерусском госсударстве

Помимо русских медиков в Киеве и других крупных городах практиковали и иноземные врачи - греки, сирийцы, армяне, имевшие свои дома с лекарственными «погребами» (аптеками). И естественно, как русские, так и иноземные врачи привлекались для медицинского обслуживания князей, бояр, а также княжеских дружинников, составлявших основу государственной власти в древнерусских княжествах.

Так, при дворе Владимира Мономаха служил лечец-армянин (умел определять болезнь по пульсу и внешнему виду больного), Петр Сирянин…

Разрядный, холопий, житный, конюшенный.

Особенно много приказов создал Иван IV Васильевич "Грозный"(1533- 1584) –

Поместный, стрелецкий, иноземный, пушкарский, разбойный, посольский и др.

Медицинских наук. Роль Петровской Академии наук и ее первого президента

Самойловича, Н. М. Максимовича - Амбодика, М. В. Ломоносова и других

Общая историческая ситуация. Характеристика эпохи. Медицина в России в

Первой половине 19 века.

В первой половине XIX в. медицина в России развивалась в

условиях разложения феодально-крепостнического строя, формирова-

ния и нарастания капиталистических отношений. Расширялась

международная торговля. Русские хозяйственные /хлеб, ножи, лен/ и

промышленные товары поставлялись на рынки государств Западной

Европы и Средней Азии. Развитие промышленности, освоение новых

земель и рост населения вызывали потребность в специалистах.

Открылся ряд новых университетов: в Дерпте (Юрьеве, ныне Тарту,

1802), Казани (1804), Харькове (1805), Петербурге (1819) и Киеве (1834).

Новым университетам был дан либеральный устав 1804 г., предусмат-

ривавший автономность учреждений, выборность ректора, деканов, про-

фессоров. Однако реформы государственного устройства и управления

первых лет царствования Александра I Павловича (I801 -1825) очень

скоро были ликвидированы.

Вторжение Наполеона в Россию поставило страну перед грозной

опасностью, вызвало небывалый патриотический подъем. Профессора и

преподаватели университетов, врачи принимали активное участие в

защите Родины. Огромную работу по созданию госпиталей и эвакуации

раненых проделал Х.И. Лодер (1753-1832); непосредственно на полях

сражения работал И.Е. Дядьковский (1784-1841) и многие другие круп-

ные ученые.

После Отечественной войны 1812 г. наступила полоса реакции,

характерная для второй половины царствования Александра I и всего

правления Николая I Павловича (1825-1855). В 1817 г. Министерство

народного просвещения было переименовано в Министерство

духовных дел и народного просвещения . В 1820 г. была назначена

правительственная ревизия университетов. В Казанском, учебном

округе ее проводил попечитель округа М.Л. Магницкий, устроивший

подлинный разгром Казанского университета: он требовал от

профессоров отказа от "гибельного материализма", запретил вскрытие

трупов, закрыл анатомический музей, все препараты которого были

отпеты и похоронены в соответствии с церковным обрядом. Несмотря

на это, университеты России оставались центрами передовой науки.

Ведущими центрами медицинской науки были медицинский факультет

Московского университета и Медико-хирургическая академия. Для

каждого из центров была характерна обособленность, возникшая в

связи с задачами, стоявшими перед этими учреждениями.__

29. Формирование фундаментальных наук медико - биологического профиля. Роль А.М. Филомафитского в становлении физиологии как науки (Дядьковский, Иноземцев).

Филомафитский - один из первых представителей экспериментального направления физиологии в России. Был сторонником практического, а не теоретического обучения. Проводил эксперименты по изучению рефлексов (кашля, выделения желудочного сока. Впервые в России применил микроскоп для исследования клеток крови .. Стремился связать физиологию с практическими задачами медицины.

Не принимал электрическую теории нервного возбуждения , подчёркивал различие между электричеством и «нервным живым началом». Опережая существовавшие взгляды, полагал, что источником тепла в живом организме является обмен веществ. Говорил о процессах угнетения и задерживания рефлекторных реакций в головном мозге .

Сочинения

«Физиология, изданная для руководства своих слушателей» - это первая оригинальная и критическая сводка опытных физиологических знаний.

«Трактат о переливании крови (как единственном средстве во многих случаях спасти угасающую жизнь

Совместно с Н. И. Пироговым разработал в 1847 году метод внутривенного наркоза .

Характеристика первого этапа развития советского здравоохранения (1917-1940). Становление советской медицины в период Октябрьской революции и гражданской войны, восстановление народного хозяйства и построение основ социализма в СССР.

С 1917 г. в нашей стране вопросы охраны здоровья стали государственной задачей, что обеспечивалось государственным руководством и финансированием служб здравоохранения и медицинской науки.
Тяготы революции, гражданская война, разруха, голод, несовершенная организация медико-санитарной помощи, недостаток врачей обусловили перечень неотложных задач этого периода: строительство новой системы организации медико-санитарной службы в Красной Армии; борьба с эпидемиями; привлечение медицинских работников к активной работе и создание необходимых учреждений для оказания медицинской помощи населению; охрана материнства и младенчества.
26 октября (8 ноября) 1917 г. при Военно-революционном комитете Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов был образован медико-санитарный отдел во главе с М.И.Барсуковым. Этому отделу поручалось начать реорганизацию медико-санитарного дела в стране, а также организовать медицинскую помощь восставшим.
24 января 1918 г. декретом СНК РСФСР медицинские коллегии всех Комиссариатов были объединены в Совет врачебных коллегий, который стал высшим медицинским органом в стране.
11 июля СНК принял декрет «Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения». Народным комиссаром здравоохранения был назначен Н.А.Семашко, его заместителем - З.П.Соловьев, в состав коллегии НК.З вошли: В.М.Бонч-Бруевич (Величкина), А.П.Голубков, П.Г.Дауге, Е.П.Первухин.
На местах создавались медико-санитарные отделы Советов, которые проводили решения центральных органов в области здравоохранения на своих территориях.
Для организации медицинского обслуживания бойцов Красной Армии постановлением ВЦИК в октябре 1919 г. был создан специальный комитет помощи раненым и больным красноармейцам. Большая роль в координировании всех вопросов принадлежит З.П.Соловьеву, в январе 1920 г. он возглавил Главное Военно-санитарное управление Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1919 г. он избран председателем Исполкома Российского общества Красного Креста. Госпитальная база была приближена к местам боевых действий, была осуществлена мобилизация медицинских работников. Проводились специальные меры по борьбе с эпидемиями, особенно сыпного тифа, как в войсках, так и среди гражданского населения. Массовая профилактическая помощь сочеталась с санитарным просвещением, для которого были найдены действенные формы.
Декрет ВЦИК от 22 декабря 1917 г. «О страховании на случай болезни» обязывал больничные кассы оказывать застрахованным - рабочим, служащим и членам их семей - бесплатную помощь, что положило начало осуществлению принципа бесплатной, общедоступной и квалифицированной медицинской помощи трудящимся. Больничные кассы, располагавшие определенными средствами, создали ряд крупных амбулаторий, больниц и поликлиник.
В декабре 1918 г. была национализирована вся аптечная сеть, в Наркомздраве был организован фармацевтический отдел.
В Наркомздраве была организована секция по борьбе с туберкулезом и подсекция по борьбе с венерическими заболеваниями. Начали создаваться лечебно-профилактические учреждения нового типа - диспансеры (противотуберкулезный и венерологический). В 1919 г. в Москве состоялся I Всероссийский съезд по борьбе с социальными болезнями.

Число медицинских учреждений возрастало, в том числе увеличивалось и число диспансеров. В связи с введением НЭПа встала необходимость перестройки работы здравоохранения, исходя из новых условий. Большинство медицинских учреждений было переведено с государственного на местный бюджет, который не везде был достаточным. Это приводило к закрытию ряда учреждений и введению платы за лечение. Однако вскоре III Всероссийский съезд здравотделов провозгласил незыблемость основных принципов здравоохранения - государственный характер и бесплатность. К концу этого периода вновь начинает отмечаться рост количества медицинских учреждений не только в городах, но и в сельской местности.
Эпидемическая обстановка в стране продолжала оставаться сложной. В результате огромных усилий эпидемии удалось локализовать. В эти годы большое внимание уделялось борьбе с малярией: при Наркомздраве была организована в 1921 г. Центральная малярийная комиссия, а на местах - малярийные станции и пункты. Началась планомерная борьба с оспой, также закрепленная декретами: «Об обязательном оспопрививании» (октябрь 1924 г., как дополнение кдекрету 1919 г.), обязывающий проводить ревакцинацию. Важное значение имел декрет «О мерах по улучшению водоснабжения, канализации и ассенизации». В июне 1921 г. было издано постановление, согласно которому в Наркомздраве сосредотачивалось все дело санитарной охраны жилищ.
Особенно остро в эти года ощущался недостаток врачей и другого медицинского персонала. Стали открываться новые медицинские факультеты университетов.
К концу этого периода наметились некоторые тенденции к улучшению состояния здоровья населения: сократилась заболеваемость и смертность от острозаразных болезней, общая смертность снизилась до 20,3 на 1000 населения, постепенно стала расти продолжительность предстоящей жизни.

С началом первых пятилеток в экономической политике страны был взят курс на.индустриализацию и коллективизацию. Форсированные индустриализация и экономический рост в условиях нехватки капиталов вели к увеличению разрыва между экономической и социальной сторонами развития. При значительном увеличении капиталовложений в промышленность доля расходов на социальную сферу и здравоохранение сокращалась. Основным методом лечебно-профилактической помощи провозглашается диспансеризация.

Действовавший в стране, так называемый, остаточный принцип финансирования здравоохранения обусловил серьезное ослабление внимания к вопросам охраны здоровья и, как следствие, сокращение ассигнований, приостановку роста сети, уменьшение числа лечебно-профилактических учреждений. Начиная с 1934-1935 гг. сеть медицинских учреждений на промышленных предприятиях уменьшалась, качество обслуживания рабочих снизилось, показатели заболеваемости с временной утратой нетрудоспособности возросли. Сказалась, вероятно, и неудовлетворительная работа органов здравоохранения. Поэтому перед Г.Н.Каменским и сменившем его в 1937 г. на посту наркома здравоохранения СССР М.Ф.Болдыревым были поставлены серьезные задачи по ликвидации выявленных недостатков в здравоохранении. Началось строительство здравоохранения в союзных республиках. Для каждой республики была утверждена обязательная сеть врачебных участков, обеспеченных врачами. Был предусмотрен бюджет учреждений здравоохранения. Создается медицинская и фармацевтическая промышленность.

Новейшее время.

Медицина и здравоохранение в годы послевоенного восстановления народного хо-

зяйства и дальнейшего развития социалистического общества (1945 - начало 1960-х

Ликвидация тяжелых последствий войны. Восстановление в кратчайшие сроки ма-

териально-технической базы здравоохранения. Широкий комплекс мероприятий пообеспечению высокого уровня медико-санитарного обслуживания населения, сниже-

нию заболеваемости и смертности, строительство новых медицинских учреждений,

санитарный надзор за реконструкцией и строительством населённых пунктов и т. д.

Успехи в области здравоохранения к концу четвёртой пятилетки (1946 - 1950). Даль-

нейшее развитие медицины и здравоохранения в пятой (1951-1955) и шестой (1956-

1960) пятилетках. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах по

дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения

СССР” (1960) - теоретическое обобщение опыта Советского государства по созданию

и совершенствованию социалистической системы здравоохранения.

Критика: состояние здоровья И. В. Сталина (смерть Бехтерева), остаточный прин-

цип финансирования здравоохранения, репрессии 1930-х годов (1937) и 1940-50-х го-

дов. “Дело врачей”. Книги - “Зубр” Д. Гранина, “Дети Арбата” А. Рыбакова.

Отношение к генетике у государства - “Генетика - продажная девка империализма”.

Работы Н. И. Вавилова, путешествия по миру и сбор коллекции семян (которая была

сохранена в годы Великой отечественной войны во время блокады г. Ленинграда).

Борьба с Лысенко. Похоронен в общей могиле на Саратовском кладбище.

II этап: начало 1960-х - 1990-е годы

По мере преодоления внешних и внутренних негативных влияний, в новых кон-

кретно-исторических условиях (1960-90-е годы) прежние формы государственно-

политического устройства и прежние методы управления обществом всё чаще прояв-

ляли свою неэффективность и требовали существенного реформирования (демокра-

тизации). Это предполагало реализацию целого комплекса мер, направленных на ли-

квидацию прежнего

Советская медицинская наука и практика. Остаточный принцип финансирования

здравоохранения. Состояние здоровья первого лица в государстве. Правозащитная

деятельность А. Д. Сахарова.

IV этап: 1990-е – 2009-е годы

Принятие закона о медицинском страховании граждан. Система ОМС и ДМС.

Законодательство в области охраны здоровья граждан.

Расширение прав пациента (лист нетрудоспособности, выбор врача, места лечения и

т. д.). Введение платных услуг. Стандарты медицинской помощи. Проблема качества

54. Советские терапевтические школы. Выдающиеся советские терапевты

Профилактическое и физиологическое направление, основы разви-тия, которых были показаны выше на примерах достижений медико-биологических и гигиенических наук, широко проникли и в клиническую медицину. Советская клиническая медицина развивалась преемственно на традициях Г.А. Захарьина, C.П. Боткина, на принципах индивидуализации в подходе к больному, единства и целостности организма, связи клиники с физиологией и патологией.

Одной из центральных проблем профилактического направления в клинике было учение о преморбидных состояниях и борьбе с ними. В создании этого научного направления особенно большие заслуги принадлежат Максиму Петровичу Кончаловскому (1875-1942). М.П. Кончаловский в 1899 г. окончил медицинский факультет Московского университета, в 1912 г. защитил докторскую диссертацию. В 1918 г. был избран профессором госпитальной терапевтической клиники, которой руководил до конца жизни.

В основе взглядов М. П. Кончаловского было понимание организма как единого целого, объединенного нервной системой. Особое место в лечении больных М. Кончаловский уделял естественным целебным силам природы.

Крупнейшим терапевтом был ученик Г.Ф. Ланга – Александр Леонидович Мясников (1899-1965), академик АМН СССР. По окон-чании в 1922 г. 1-го МГУ работал под руководством Г.Ф. Ланга в Ленин- граде. В 1932 г. избран заведующим кафедрой терапии Новосибирского медицинского института. С 1938 по 1940 гг. заведует кафедрой Ленин-градского медицинского института; с 1940 по 1948 гг. - кафедрой Военно-морской медицинской академии в Ленинграде. С 1948 г. – директор Института терапии АМН СССР. А.Л. Мясников опубликовал более 200 научных трудов, в том числе 9 монографий и 4 учебника по проблемам внутренних болезней. Его капитальные труды посвящены разработке клиники и лечению болезней печени, описаний пораженного органа при малярии и бруцеллезе, исследованиям артериальной гипертонии, артериосклероза, ишемической болезни сердца. А.Л. Мясниковым была выдвинута концепция о взаимоотношении гипертонической болезни и атеросклероза, которая рассматривает их как единую патологию.

Сущность гипертонической болезни была раскрыта еще в 1922 г. учителем А.Л. Мясникова - Г.Ф. Лангом /1875-1948/, который выделил это заболевание в отдельную нозологическую форму. Основным в раз- витии гипертонической болезни он считал функциональные изменения в коре головного мозга, сводящиеся к нарушениям взаимоотношений между процессами торможения и возбуждения. Советские ученые не только выяснили механизм сердечно-сосу- дистых заболеваний и предложили средства лечения и профилактики, но и детально изучили их клинику. Терапевты B.П. Образцов /1851-1920/ и Н.Д. Стражеско (187б-1952) впервые в мире, ещё до применения электрокардиографии, на основе клинических проявлений диагностиро- вали инфаркт миокарда. Были разработаны новые классификации болезней сердечно - сосудистой системы (Г.Ф. Ланг, 1935) и сердечной недостаточности (Н.Д. Стражеско, В.Х. Василенко). Сочетание лечебных и профилактических вопросов изучения па- тологических процессов как выражения изменений в целостном орга- низме оказалось плодотворным для исследований в области другихразделов клиники. Это создание концепции о гастрите и язвенной бо- лезни как общего заболевания организма (М.П. Кончаловский, Н.Д. Стражеско, Р.А. Лаурия), изучение болезней почек (С.С. Зимницкий, Ф.Г. Яновский, М.С. Вовси, Е.М. Тареев), печени (А.Л.Мясников).

Научная деятельность

Работая над диссертацией, применил оригинальный метод инъекции мочевых канальцев и кровеносных сосудов, благодаря чему показал отсутствие прямого сообщения этих образований между собой. Впервые описал особенности гистологического строения почки: капсулу, извитой каналец, сосудистый клубочек.

Диссертация выдержала в Европе несколько изданий, широко цитировалась и в XIX веке.

Роль капсулы и образованного ею пространства в механизме мочеобразования стала понятна после работ английского исследователя Боумена. В русскоязычной литературе эту структуру принято называть капсулой Шумлянского-Боумена.

Константи́н Ива́нович Ще́пин (1728-1770) - русский врач и ботаник XVIII века.

Разработал научно обоснованную систему подготовки врачей, составил программы обучения для госпитальных школ. Чтение лекций, вопреки обычаю, проводил на русском языке, ввёл обязательное преподавание анатомии на трупах.

В области ботаники был одним из первых русских флористов-систематиков.

Биография

Ранние годы. Образование

Щепин родился в 1728 году в селе Молотникове близ города Котельнича Вятской губернии. Родители Щепина были крестьянами. Ко времени его поступления в Хлыновскую славяно-латинскую школу в Вятке отец стал пономарём котельнической церкви.

Благодаря своим способностям Щепин уже в школе выделился из круга своих сверстников. Преподаватели, наблюдая за успехами Щепина, советовали ему продолжить учение в академии . После окончания класса риторики 14-летний Щепин в 1742 году по совету вятского епископа Варлаама (Скамницкого) , преодолев огромное расстояние, почти пешком добрался до Киева и поступил в Киевскую духовную академию. Срок обучения в этом учебном заведении не был точно определён и мог продолжаться от трёх до десяти лет. Щепина сразу зачислили во второй класс, а через два месяца перевели в третий . Для Щепина в стенах академии открылись широкие горизонты, он сделался одним из первых воспитанников знаменитого училища. В 1743 году, в пятом классе, его успехи оценены самой высшей отметкой «преизряден». Он в совершенстве овладел латинским языком , шёл впереди других студентов, и потому смело мог рассчитывать занять впоследствии почётное место профессора в этой академии. Но в это время в Киеве только и было разговоров, что о знаменитом тогда В. Г. Барском, недавно возвратившемся из-за границы. Записки его о заграничной жизни переписывались во множестве экземпляров и читались нарасхват; рассказы его o вынесенных впечатлениях и виденных чудесах волновали не только студентов, но и большую часть киевского общества; вполне понятно, что Щепин тоже увлекался ими и решил побывать во что бы то ни стало за границей . В 1748 году, пройдя класс философии и отказавшись от завершавшего образование класса богословия , Щепин по своей просьбе был отправлен в Италию.

Без знакомых и друзей, без денег юный Щепин находился в Италии. Он посетил Флоренцию, слушал лекции по философии, медицине, естествознанию и математике в Падуанском и Болонском университетах, затем переехал в Грецию и в мае 1751 года оказался в Константинополе. По примеру Барского выучился в Константинополе английскому и греческому языкам :200 . Из архивов известно, что Щепин ещё в 1748 году увлёкся медициной в Болонье. М. П. Бестужев-Рюмин и М. И. Воронцоврекомендовали Щепина в Академии наук. В архиве Академии наук хранятся копии аттестатов студента Щепина, где записано, что Щепин слушал лекции многих выдающихся учёных того времени.

В Академии Щепин занимался под руководством Степана Петровича Крашенинникова и уже через три месяца упорных занятий был возведён из адъютанта в переводчики. В ходе совместной работы Крашенинникова и Щепина между ними возникла крепкая и долгая дружба, прерванная лишь смертью Крашенинникова. Щепин помогал Крашенинникову в исследовании флоры Петербургской губернии :191 , а после смерти академика некоторое время воспитывал его осиротевшего сына .

По настоянию Крашенинникова Щепин был направлен за границу учиться ботанике в Лейден и Уппсалу, ему было назначено ежегодное пособие в 360 рублей . 30 мая 1753 годаЩепин из Кронштадта отбыл в Голландию. После высадки в Амстердаме Щепин отправился в Гаагу. С 1753 по 1754 год он проходил обучение в Лейденском университете. Но, в связи со смертью Крашенинникова в конце 1755 года, новые обстоятельства в Академии наук изменили его планы : в 1756 году он обратился с просьбой к главному доктору и лейб-медикуП. З. Кондоиди о принятии его в медицинское ведомство. После согласия Академии и по возвращении ей денег, затраченных на его обучение, 31 августа 1756 года Щепину в Лейден был послан указ о его переводе в ведение Медицинской канцелярии для приготовления к профессуре, и его командировка была продолжена :200 . Щепин подробно писал Медицинской канцелярии о своем пребывании в Лейдене.

В Лейдене Щепин поступил на медицинский факультет тамошнего университета, через 2 года его окончил и 9 мая 1758 года защитил докторскую диссертацию на тему «О растительной кислоте» . В ней рассказывается о значении диеты и растительных кислот пищи для здоровья и долголетия. Основой суждения Щепина явились наблюдения за образом жизни крестьян и солдат России, а также опыт народной медицины. Физический труд, растительная пища, содержащая кислоты, и квас, благоразумное и редкое употребление мяса - вот что, по Щепину, способствует долголетию. Особое значение он придавал умеренному питанию и пище, содержащей растительные кислоты. Представляет интерес учение доктора о профилактике цинги и лечении больных этой болезнью. В то время наука не располагала знаниями о витаминах и их физиологической роли. Щепин подметил, что крестьяне России, употребляя зимой квашеную капусту, ржаной хлеб и настой хвои, не болеют цингой. Он полагал, что содержащаяся в них растительная кислота предупреждает болезнь. На этой основе он предложил метод лечения и профилактики цинги. Щепин впервые указал на предполагаемую кислоту, содержащуюся в растениях, как на противоцинготный фактор. Щепин был первым, кто поставил на обсуждение проблему профилактического значения диеты .

В том же году им издано дополнение к диссертации под заглавием «Ботанические замечания о некоторых растениях» . В числе растений, упоминаемых в последнем сочинении, Щепин описал новый род растений и в память С. П. Крашенинникова, бывшего его первым учителем ботаники и всегда пробуждавшего в нём самые светлые воспоминания, назвал егоCrassina . В Лейдене же было напечатано ещё одно его сочинение - «О русском квасе» (1761) .

Денежный вопрос остро стоял перед Щепиным, так как переводы из России часто задерживались и были не такими большими, как хотелось Щепину. Директор Медицинской канцелярии П. З. Кондоиди, поставивший целью сделать из Щепина квалифицированного доктора медицины, не останавливался перед затратами. Он решил направить Щепина в другие страны для пополнения медицинских знаний. В данной ему программе задачей было поставлено не только изучение медицины и хирургии, но естествознания в широком смысле - физики, химии. Он должен был, между прочим, обращать внимание на «рудокопное дело» в Англии и Франции :112 . В июне 1758 года Щепин посетил Амстердам и Утрехт, первого июля он был вРоттердаме, а оттуда поплыл в Англию. В Англии Щепин пробыл два месяца, в конце 1758 года возвратился из Лондона в Голландию. Из своей поездки в Англию Щепин ничего для себя полезного не вынес. Несколько более плодотворным оказалось путешествие в Париж, где он пробыл около семи месяцев с октября 1758 по май 1759 года. Щепин в Париже слушал курс лекций, прошёл курс хирургических операций, изучал анатомию и повивальное искусство. 28 июня 1759 года он отбыл из Амстердама через Данию (в Копенгагене ознакомился с королевским кабинетом естествознания ) и Швецию (в Уппсале волею случая познакомился с Карлом Линнеем , гостеприимно его принявшим и подарившим ему на прощание несколько книг своего сочинения ) в Петербург. В августе, уже будучи доктором медицины, Константин Иванович Щепин ступил на родную землю.

Развитие физиологии

К 1863-1868 годам относится окончательное формирование физиологической школы Сеченова. Ряд лет он со своими учениками занимался физиологией межцентральных отношений. Наиболее существенные результаты этих исследований опубликованы в его работе «Физиология нервной системы» (1866).

УДК 93/94 (093) (515)

ЖАБОН Юмжaнa Жaлcaнoвнa - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6;[email protected])

ВАННИКОВА Цымжит Пypбyeвнa - главный научный сотрудник Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; [email protected])

К ИСТОРИИ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЁЕНИЯ

Аннотация. В статье на основании ранее неизвестных сведений тибетских медицинских сочинений рассматриваются этапы становления и развития тибетской медицины (VII-XVII вв.). Основное внимание уделяется характеристике истории раннего периода. Принципиально новым является деление истории тибетской медицины на мифологический период, периоды раннего, развитого, позднего Средневековья. Авторы приходят к выводу, что каждый из этих периодов имеет свои характерные черты в развитии медицинских знаний Тибета.

Ключевые слова: история медицины, тибетская медицина, периодизация, Тибет, источники.

Вопрос о проникновении медицинских знаний в Тибет впервые начал привлекать серьезный научный интерес с 1970-х гг. В это время стали появляться работы, в которых затрагивались различные аспекты истории тибетской медицины . Подобное внимание исследователей к данной теме связывают с эмиграцией тибетцев в Индию и Непал в 1959 г., позволившей исследователям получить широкий доступ к тибетским медицинским источникам, установить непосредственный личный контакт с носителями тибетской культуры в целом и с тибетскими врачами в частности.

В последние десятилетия проблемы изучения древней истории тибетской медицинской науки сова рикпа (gso ba rig pa), ее современное состояние, проблемы ее интеграции в европейскую медицину все больше привлекают внимание современных исследователей . Однако специальные работы, посвященные проблемам периодизации истории тибетской медицины, все еще остаются весьма немногочисленными.

В формировании тибетской медицины сами тибетские ученые выделяют следующие основные этапы:

1) добуддийская история медицины (народная медицина, bod kyi gdod ma"i gso dpyad, около 500 г. до н.э. - 618 г. н.э.);

2) традиция религии бон (bonpo"igso dpyad);

3) развитие медицины царями Ярлунгской династии (spu rgyal btsan po"i rgyal rabs kyi skab su bod kyi gso rig, около I в. до н.э. до 842 г.);

4) становление медицины в период распада Тибета на несколько независимых царств (bod sil bu"i dus rabs su bod kyi gso rig, IX-XVII);

5) медицина периода теократического государства (dga" ldanpho brangskabs kyi gso rig, XVII-XX).

Вместе с тем некоторые западные исследователи в развитии тибетской медицины выделяют 3 этапа: мифологический, аюрведический и заключительный, который, по их мнению, охватывает период развития медицины в Тибете с VII в. до настоящего времени . Однако последний вариант периодизации, на наш взгляд, не совсем верно отражает действительную хронологию событий в истории тибетской медицины. Здесь можно согласиться с тем, что 1-й этап является мифологическим, или легендарным, но нельзя согласиться с выделением 2-го этапа как аюрведического, поскольку эти два этапа развития медицинских знаний в Тибете, к примеру у Деси Сангье Гьяцо (1653-1705), описаны по древнеиндийским мифам и легендам [Деси Сангье Гьяцо 2013]. Мифология, к слову сказать, составляла основу не только тибетской медицинской историографической традиции, а всей ранней истории Тибета. Отчасти это объясняется той ключевой ролью, которую индийский буддизм играл в истории развития тибетской культуры.

Анализ сведений тибетских источников о так называемом заключительном этапе показывает, что по времени он совпадает с эпохой Средних веков европейской истории, по аналогии с которой и в тибетской медицинской историографии четко прослеживаются периоды раннего (V-X вв.), развитого (XI-XV вв.) и позднего Средневековья (XV-XVII вв.).

Ранний период истории тибетской медицины (V-X вв.) представляется хронологически самым спорным. В целом ранний период характеризуется приглашением в Тибет врачей из прилегающих стран, первыми переводами текстов в области медицины. К сожалению, до наших дней дошли лишь названия этих сочинений. За этот период не были созданы оригинальные тибетские медицинские тексты, или, по крайней мере, они не сохранились. Так, согласно тибетской историографии, первые ростки аюрведических знаний стали проникать в Тибет начиная с правления тибетских царей династии Ярлунг - предположительно при царе Лха Тотори Ньенцене (V в.) или Намри Сонцене, отце Сонцена Гампо (гг. пр. 617-650) - основателя тибетской империи [Деси Сангье Гьяцо 2015]. Следует заметить, что среди исследователей древней истории Тибета нет единого мнения о дате жизни всех царей Ярлунгской династии [Кычанов, Мельниченко 2005: 22-28]. Однако начало письменно зафиксированной истории медицины ряд ученых связывают с конкретными историческими фактами: появлением письменности во времена правления Сонцена Гампо и приездом в 641 г. китайской принцессы Вен Ченг, ставшей супругой этого тибетского царя.

О первоначальном процессе ознакомления древних тибетцев с медицинскими традициями других стран свидетельствует, например, приглашение ко двору Сонцена Гампо трех врачей: индийского Бхарадхваджа, китайского Хенгвен Хангде, персидского Галено. Каждый из них перевел на тибетский язык сочинения своих медицинских традиций. По всей видимости, Сонцен Гампо, не удовлетворившись этим, издал распоряжение, согласно которому названные три врача написали новое семитомное сочинение под названием «Неустрашимое оружие» и преподнесли царю. Сочинение не сохранилось, однако в традиции считается, что именно данный коллективный труд, сочетающий в себе медицинские традиции трех стран, послужил базой для дальнейшего развития и распространения медицинских знаний в Тибете.

Существует также мнение, что приглашенные Сонценом Гампо врачи в действительности не являлись историческими персонажами, а их имена отождествляются с медицинскими традициями, которые они представляли. Имя Галено в данной интерпретации ассоциируется с именем известного греческого врача II в. Галена, что говорит об отголосках греческого медицинского влияния,

достигших Тибета во времена царских династий УП-К вв. через арабские завоевания Персии [Веск№И;Ь 1979].

Активная переводческая деятельность с приглашением иностранных врачей продолжилась и во времена последующих царей Ярлунгской династии. Наибольшим подъемом культурной и политической жизни Тибета характеризуется время правления царя Трисонга Децена (гг. пр. 755-797). Он, являясь приверженцем буддизма, активно способствовал его распространению и потому, наряду с врачами, приглашал знаменитых учителей из сопредельных стран. По решению Трисонга Децена началось строительство буддийского монастыря Самъе (775-779). Открытие этого монастыря принимается тибетской историографией за первоначальное официальное признание буддизма в качестве государственной религии. В это же время, согласно тибетским источникам, был установлен титул ламена (Ыа £шаи), носителей которого, наряду с предоставлением земель и унаследованием прав потомственных врачей, освобождали от воинских обязанностей. Тогда же был издан «указ из тринадцати пунктов» о почитании врачей, отражающий историческую действительность этого периода, и указывающий на отношение Трисонга Децена к медицине. Данный эдикт служит свидетельством возрастания социальной роли врачей, признания их государственной властью Тибета в VIII в.

После падения династии царей Ярлунг в IX в. патронат над медицинским обучением взяли на себя развивающиеся буддийские монастырские центры. По общепринятой в тибетской историографии традиции история буддизма в Тибете делится на два периода - ранний период распространения (VII в.) и поздний период распространения (X в.). В их основе лежат такие «события, как первоначальное распространение буддизма и его подавление царем Ландармой (гг. пр. 838-841), а также новое возрождение буддизма после гонений» [Пубаев 1981: 186]. Тибетские историки медицины считают, что сочинения и переводы, относящиеся к раннему периоду распространения, трактуются как старая медицинская школа, или школа ранних переводов, а произведения, созданные в поздний период распространения, рассматриваются как новая медицинская школа, или школа поздних переводов.

Но вместе с тем тибетские авторы считают традиционную периодизацию истории буддизма неприменимой к истории медицины. Деси Сангье Гьяцо приводит следующий довод: «Поскольку царь Ландарма разрушил основной фундамент буддийского учения - монашескую дисциплину пратимокши, то возник такой термин как "раннее и позднее распространение буддизма". Что же касается медицины, то начиная с царя Сонцена Гампо и до настоящего времени она развивалась, не переживая никакого периода упадка. Потому представляется, что в употреблении термина "раннее и позднее распространение" нет необходимости [с точки зрения медицинской традиции]» [Деси Сангье Гьяцо 2015: 54]. Велманг Кончок Гьялцен (1764-1853), как бы поясняя это утверждение Деси Сангье Гьяцо, пишет еще более конкретно: «Ландарма, при подавлении Дхармы, не стал разрушать лечебное дело, поскольку оно было необходимо ему самому» [МЫшап§ КопсИок Оуа^еп 1991: 240].

Если выше мы касались вопросов истории тибетской медицины раннего Средневековья (У-Х вв.), относящихся к раннему периоду распространения буддизма, отмечаемому историками как период единого централизованного феодального государства Тибета, то начало следующего периода, или позднего периода распространения буддизма, характеризуется распадом Тибета на ряд княжеств, или царств.

В период развитого Средневековья (Ш-ХГУ вв.) в условиях феодальной раздробленности ключевое место в истории новой медицинской школы заняли

представители Западного Тибета. Выдающимся представителем тибетских ученых на поприще медицинской науки данного периода был великий переводчик - лоцава Ринчен Санпо (957-1055). Именно он выполнил перевод «Аштанга-хридая-самхиты» Вагбхаты (IV в.), включенной в буддийский канон «Тенгьюр». Данный аюрведический текст сыграл очень важную роль в развитии медицины в Тибете. Современные исследователи отмечают большое влияние «Аштанга-хридая-самхиты на тибетский медицинский канон «Чжуд-ши», появившийся в течение следующего столетия. Многие исследователи признают, что именно к XII в. «Чжуд-ши», кодифицированный Ютокпой Йонтеном Гонпо Младшим (1126-1202) и его учениками, превратился в основной «коренной текст» медицинской традиции Тибета .

Тибетские буддийские деятели получали монастырское образование по так называемым пяти большим наукам: религиозно-философской системе буддизма, грамматике, логике, технологии искусств и медицине, а также по пяти малым наукам: поэзии, просодии, лексикологии, драме и астрологии. Создавая свои оригинальные труды, тибетские ученые не обходили вниманием и медицинскую науку: Сакья Дракпа Гьялцен (1147-1216), третий иерарх тибетской буддийской школы Сакья, написал «Сокровищницу царя» - о методах лечения, его племянник знаменитый Сакья-пандита (1182-1251) - «Важные аспекты восьми разделов медицины», а перу Ранджунг Дордже (1284-1339), третьего иерарха тибетской буддийской школы Карма Кагью, принадлежат «Собрание сути восьми разделов медицины» и «Океан названий лекарственных средств». И не удивительно, что в больших монастырях центрального и юго-западного Тибета начали создаваться специальные школы для медицинского обучения, такие как Шалу (XI в.), Сакья-мендонг (XII в.), а позднее - Цурпу (XIV в.) . За этот же период сформировались прославленные тибетские медицинские школы Ютокпа и Дранти.

В период позднего Средневековья (XV-XVII вв.) тибетская медицина практически полностью сложилась как медицинская система. Среди различных тибетских медицинских школ наиболее ярко выделились две школы: Джанг и Сур, которые оформились к XV в. в результате разветвления комментаторской традиции «Чжуд-ши». Их возникновение было обусловлено закономерной эволюцией тибетской медицины и вместе с тем ознаменовало принципиально новый этап развития медицинской науки, подготовленной предшествующими поколениями тибетских врачей.

Первой появилась линия преемственности врачей медицинской школы Джанг, которая стала ведущей в Джанг Нгамринге, древней столице Тибета (XV в.). Здесь были установлены правила по проведению устных медицинских экзаменов, а также разработаны принципы мнемотехники для запоминания «Чжуд-ши». Примерно на полстолетия позже в местности Латок Суркар сформировалась школа Сур - вторая из двух главных линий преемственности тибетской медицинской традиции. Школа Джанг получила свое название от имени основателя школы - Джанпа Намгьял Драксана (1395-1475), а зарождение школы Сур связывают с именем Суркарва Ньямни Дордже (1439-1475). Несмотря на «разницу в возрасте» и длительность их «раздельного» существования, сведения тибетских источников позволяют нам говорить об общем характере их развития. В школах не было явного стремления к утверждению превосходства какой-либо из них, не было особых доктринальных дискуссий между ними, представители этих школ обучались друг у друга.

В период между XVI-XVII вв. постепенно формируется стойкая тенденция к сближению двух школ. Если судить по характеру медицинских наставлений, то для школы Джанг типичен метод наставлений устной традиции ньенгью

(snyan brgyud), передаваемых лишь одному ученику или очень ограниченному кругу, а для школы Сур - медицинский цикл учений Юток-ньинтик. Но уже начиная с Суркарва Лодро Гьялпо (1509-1579?) с получением им наставлений школы Джанг практика подобного обмена опытом, вероятно, утвердилась. Она привела к заметной нивелировке традиций передачи медицинских знаний.

К началу XVII в., в период правления Далай-ламы V (1617-1682), работали несколько ключевых медицинских центров в районе Лхасы, в монастыре Дрепунг, Шика Самдуп Це и Лхаванг Чок. Здесь были установлены регулярные правила для медицинских экзаменов, были вырезаны ксилографы основных медицинских трактатов, в т.ч. и «Чжуд-ши». А уже к концу XVII в., с основания в 1696 г. медицинского центра Чакпори, Деси Сангье Гьяцо, в то время регент, единовластно управлявший Тибетом, без труда объединил эти школы и начал унификацию всех тибетских медицинских традиций. Следует отметить, что центр Чакпори функционировал в Лхасе в качестве медицинской академии до середины XX в. - вплоть до китайского вторжения в 1959 г.

В монастырских центрах продолжали появляться и другие медицинские школы. Под руководством крупного ученого Ситу Чойкьи Джунне в восточном Тибете были основаны школы в Дерге (конец XVII в.), Пелпунге (XVIII в.) и т.д. Появились школы в монастырях Каток, Кумбум и Лабран. Некоторые из них разработали свои учебные программы, несколько отличавшиеся от принятой в Чакпори, что вызывало дебаты и дискуссии между врачами.

Медицинская практика в Тибете не ограничивалась только представленными здесь школами, монастырскими учебными центрами. Врачебной деятельностью занимались также и буддийские йогины, мастера, практикующие тантру, медиумы, оракулы и представители добуддийской традиции бон.

В заключение отметим, что ранний этап развития тибетской медицины был по преимуществу периодом накопления медицинских знаний путем активного ознакомления и взаимодействия с разными традициями врачевания, особенно аюрведической, где особую роль сыграло распространение буддизма в Тибете. В последующие два периода совокупность полученных знаний и практически усвоенных навыков послужила основой для создания уникальной, собственно тибетской буддийской системы медицинских знаний, которая сохранилась до наших дней и широко практикуется.

Список литературы

Деси Сангье Гьяцо 2013. Кокбук: история медицинской науки Древней Индии (пер. с тиб. предисл., примеч., указатели, глоссарии Ю.Ж. Жабон). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. Ч. I. 238 с.

Деси Сангье Гьяцо 2015. Кокбук: история медицинской науки Тибета (пер. с тиб., предисл., примеч., указ., глос. Ю.Ж. Жабон). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. Ч. II. 398 с.

Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. 2005. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М.: Восточная литература. 351 с.

Пубаев Р.Е. 1981. Пагсам-чжонсан - памятник тибетской историографии XVIIIвека. Новосибирск: Наука. 307 с.

Beckwith C.I. 1979. The Introduction of Greek Medicine into Tibet in the Seventh and Eighth Century. - Journal of the American Oriental Society. No. 99. P. 297-313.

Dummer T. 1988. Tibetan Medicine and Other Holistic Health-Care Systems. London; New York: Routledge. 307 p.

Finckh E. 1975. Grundlagen tibetischer Heilkunde. Uelzen: Medizinisch Literarische Verlagsgemeinschaft. 107 p.

Gyatso J. 2004. The Authority of Empiricism and the Empiricism of Authority: Tibetan Medicine and Religion on the Eve of Modernity. - Comparative Studies of South Asia, Africa, and the Middle East. Vol. 24. Iss. 2. P. 83-96.

Kloos S. 2008. The History and Development of Tibetan Medicine in Exile. - The Tibet Journal. Vol. 33. No. 3. Autumn P. 15-49.

Rechung Rinpoche 1973. Tibetan Medicine. Berkeley: University of California Press. 340 p.

Tibetan Literature: Studies in Genre (ed. by J.I. Cabezon, R.R. Jackson). 1996. Ithaka, New York: Snow Lion Publication. 552 p.

Toru Tsenam 2009. Khro ru tshe rnam gyi gsung rtsom thor buphyogs bsgrigs. Bod ljongs mi dmang dpe skrun khang. 305 p.

Welmang Konchok Gyaltsen. 1991. Blab rang bkra shis "khyilgyi gdan rabs lha"i rnga chen. Kan su"u mi rigs dpe skrun khang. 577 p.

ZHABON Yumzhana Zhaltsanovna, Cand.Sci. (Hist.), Senior Research Fellow at the Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences (6 Sakhjanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; [email protected]);

VANCHIKOVA Tsymzhit Purbuevna, Dr.Sci. (Hist.), Professor, Principal Researcher at the Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences (6 Sakhjanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; [email protected])

TO THE HISTORY OF TIBETAN MEDICINE: MAIN STAGES OF ITS FORMATION AND DEVELOPMENT

Abstract. The article, basing on former unknown information from Tibetan medical works, analyzes the main stages of the history of formation and development of Tibetan medicine (7th-17th centuries). The main attention is given to the characteristics of the history of the early period. Fundamentally new is the division of the history of Tibetan medicine into the mythological period, the periods of early, developed and late Middle Ages. The authors conclude that each of these periods has its own characteristic features in the development of medical knowledge in Tibet. Keywords: history of medicine, Tibetan medicine, periodization, Tibet, sources