Это просто миграция или новое Великое переселение народов? Великое переселение народов.

Эпоха переселения народов представляет еще период искания земли. Конец средних веков и почти все новые века посвящаются, по крайней мере в Европе, преимущественно созданию народных государств и законов, годных для экономически-промышленного развития.  

Коснувшись прошлого переселения народов, столь изменившего картину всего мира, за исключением, быть может, только одного Китая, не могу не остановиться хоть на момент над современным и предстоящим положением этого предмета, потому что его значение, без сомнения, выше многого иного, считаемого весьма важным.  

Конечно, переселение народов - вина Сталина и его политического окружения. Вместе с тем следует признать, что и среди депортированных народов были отщепенцы. Так, в 1943 г. были обезврежены десятки вооруженных группировок, сотни фашистских пособников, тысячи дезертиров (Бугай Н. Ф. За что переселяли народы.  

В СССР насильственное переселение народов в вост. В Башкортостан в 1941 - 42 прибыло немцев 13 тыс. чел.  

Странно вклинившийся в панораму переселения народов рассказ о славянской грамоте продолжается. И ведет его летопись со времени, когда славяне жили уже крещеными.  

Не подлежит сомнению, что германцы вплоть до переселения народов были организованы в роды. Они, по-видимому, заняли территорию между Дунаем, Рей-нота, Вислой и северными морями только за несколько столетий до нашей эры; переселение кимвров и тевтонов было тогда еще в полном разгаре, а свевы прочно осели только во времена Цезаря. О последних Цезарь определенно говорит, что они расселились родами и родственными группами (gentibus cognationibusque) 141, а в устах римлянина из gens Julia это слово gen-tibus имеет вполне определенное и бесспорное значение.  

Не подлежит сомнению, что германцы вплоть до переселения народов были организованы в роды. Они, по-видимому, заняли территорию между Дунаем, Рейном, Вислой и северными морями только за несколько столетий до пашей зры; переселение кимвров и тевтонов было тогда еще в полном разгаре, а свевы прочно осели только во времена Цезаря.  

Известия византийских историков, объясняющие российскую историю древних времен и переселения народов.  

Эта древняя так называемая племенная знать в большинстве своем погибла при переселении народов или же вскоре после него. Военачальники избирались независимо от происхождения, исключительно по способности. Их власть была невелика, и они должны были влиять своим примером; собственно дисциплинарную власть в войске Тацит определенно приписывает жрецам.  

Для межрегиональной миграции характерны также вынужденная миграция из Чечни (200 тыс. человек), переселение репрессированных народов и этническая миграция (в основном русских) из национальных республик Российской Федерации.  

Федеральная миграционная служба создана в июне 1992 г. Ее основным задачами являются: формирование миграционной политики РФ; прогнозирование миграционных процессов; защита прав мигрантов; разработка миграционных программ; организация внешней трудовой миграции и миграционного контроля; предоставление информации мигрантам (через органы государственной власти и местного самоуправления) о населенных пунктах, рекомендуемых для постоянного проживания, о возможностях трудоустройства в них; доработка и корректировка долгосрочной программы Миграция, направленной на решение проблем беженцев, вынужденных переселенцев, переселения репрессированных народов, мигрантов из третьих стран; заключение с бывшими союзными республиками ежегодных соглашений v о квотах на въезд в РФ, о правах национальных меньшинств, принципах определения гражданства, имущественных правах мигрантов. В своей деятельности Федеральная миграционная служба руководствуется законами РФ о беженцах и вынужденных переселенцах.  

На них проживает около 1 млрд человек и собирается почти треть урожая многих сельскохозяйственных культур. Вынужденные переселения народов в глубь материков чреваты военными конфликтами и социальными потрясениями.  

Вынужденная миграция связана с трагическими, в большинстве случаев военными событиями. В этих случаях идет массовое переселение народа. Переселенцы вынуждены покидать свои некогда обжитые места и становиться беженцами. Проблема вынужденной миграции ведет к острым, трудно разрешимым социально-экономическим и политическим конфликтам. Причинами такого рода миграции являются события в Чечне, Таджикистане, Азербайджане, Афганистане и других местах.  

В период средневековья были заложены основы западноевропейской цивилизации, которая, как полагают большинство исследователей, плод синтеза античного и варварских обществ. Они стали активно взаимодействовать в ходе так называемого великого переселения народов в IV-VI вв.  

Нашей цивилизации знает множество фактов великого переселения народов. Первое тысячелетие стало временем великой миграции народов Европы и Азии. Впоследствии его назовут «Великим переселением народов» или «этнической революцией». В результате масштабных перемещений людей изменялись пределы расселений, исчезали целые государства, смешивались этнические составляющие, образовывались новые народности. Историки считают, что это переселение людей стало основой этнополитической ситуации современного мира.


Исследователи уверены, что причиной большинства массовых перемещений людей является уход из обедневших и неблагоприятных регионов с целью поиска земель, привлекательных для проживания. Одной из основных причин массового исхода людей с обжитых территорий в 535-536 годах стало климатическое похолодание. В связи с этим, население из холодных регионов устремилось в районы с более теплым и мягким климатом.

В последующем, многочисленные переселения народов были связаны с арабскими завоеваниями, экспедициями норманнов, монгольскими походами и созданием Османской империи. В число крупномасштабных переселений можно, по праву, отнести массовую эмиграцию населения с европейского контиента в США, Автралию и Канаду в 19-20 веках. А также переселение евреев в Палестину в 20-м веке. В современном мире миграционые потоки идут из бедных или охваченных войной стран в богатые, имеющие комфортные условия жизни.

Человек, как существо разумное, достиг могущества на Земле, но оно не безгранично. Общество не может контролировать наводнения, цунами, землетрясения, не в состоянии предотвратить засуху, извержения вулканов... Результат от этих природных катаклизмов: гибель людей, уничтожение жилья, источников воды, приведение в негодность плодородных участков земли. Следствием этих катастроф является миграция людей из пострадавших районов. Но, поскольку не всегда коренное население регионов, куда направляется поток беженцев, радо принять их, не исключено, что незванные мигранты придут не просьбой о помощи, а с . Человечество слишком расточительно и непродуманно тратит природные ресурсы. Вполне вероятно, что может начаться жестокая борьба за овладение территориями, богатыми природными запасами. И это не только природные ископаемые, нефть и газ – война может начаться из-за нехватки у нападающих питьевой воды или продовольствия.

Если проанализировать происходящие в мире конфликты, то можно сделать вывод, что в будущем мир ждет яростная борьба за обладание углеводородным сырьем с применением вооруженного насилия. В исследованиях компании «British petroleum» говорится, что разведанных источников нефти достаточно для обеспечения планеты, но потребности в них в последние пять лет значительно превысили уровень 90-х годов. В настоящее время человечество ежедневно потребляет около 85 млн. баррелей нефти. Эксперты IEA считают, что к 2030 году расход нефти в день составит 113 млн. баррелей. Обшие запасы нефти оцениваются в 15 трлн. баррелей. Остроту нефтяной проблемы создает тот факт, что источники добычи имеют неравномерное географическое размещение.

Не менее напряженная ситуация создалась на рынке природного газа. Для Евросоюза и развивающегося Китая бесперебойные поставки голубого топлива жизненно необходимы. Население этих стран требует от своего руководства принятия шагов по обеспечению гарантированного поступления этого природного топлива в необходимых объемах и по выгодной для граждан и корпораций цене.

Но наиболее остро перед человечеством в будущем станет проблема нехватки питьевой воды – 2030 году половине населения Земли будет ее не хватать.

Истощаются биоресурсы Земли: почва, леса, вода. Они не успевают воспроизводится естественным образом. Разногласия в сфере экологии могут привести к насильственным действиям одних субъектов против других с целью снижения рисков техногенных катастроф.

Из выше сказанного ясно, что в будущем возможны военные конфликты и массовое переселений населения из-за изменения климатических условий в отдельных регионах планеты.

Вспомним землетрясение на Гаити в 2010 году: погибло более 200 тыс. человек, 3 млн. жителей лишились своих домов. В настоящее время количество мигрантов с территории Гаити составляет ежегодно 6% от всего населения страны.

По заказу Пентагона ученые-футурологи подготовили доклад о возможных конфликтах в будущем из-за природных катаклизмов.

Вот некоторые данные из этого доклада:

2015 год принесет Европе столкновения из-за продовольствия, энергоресурсов и питьевой воды. Только помощь России может спасти европейцев от дефицита энергоресурсов.

В 2018 году, возможно, Китай предпримет военную операцию против Казахстана с целью взятия под свой контроль нефте- и газопроводы, проходящие по территории этой среднеазиатской страны.

2020 год принесет Европе еще одну проблему – увеличение потока мигрантов, в связи с чем будет превышен уже имеющийся дефицит питьевой воды. Заметим, что еще в 2006 году Всемирный совет по водным ресурсам отметил, что 41 млн. европейцев испытывают недостаток воды для питья, а 80 млн. жителей Европы не имеют ни канализационных ни дренажных систем.

2022 год – вероятен конфликт между Францией и Германией из-за реки Рейн. Рейн является не только самой крупной рекой Европы, но и естественной границей между Лихтенштейном и Швейцарией, Германией и Францией, Австрией и Швейцарией. Перед этими странами сейчас стоит непростая задача сохранить воды Рейна от загрязнения, поскольку именно эта река является для них основным источником питьевой воды. От того, достигнут ли стороны соглашения – зависит судьба миллионов европейцев.

В 2025-2030 годах возможен крах Евросоюза, что приведет к миграции европейцев в южное Средиземноморье. Уровень переселения может достигнуть 10% населения Европы. Масштабному переходу народов Северной Европы на юг будет способствовать изменение климата – он станет намного суровей. На юг Европы также устремятся и мигранты из Турции, Туниса и Ливии. Трудно сейчас и представить как сложиться в этом случае ситуация на европейском юге.

К 2030 году могут обостриться отношения между Японией и Китаем из-за сырьевых источников.

Что касается США, то этой стране угрожает поток мигрантов с островов Карибского бассейна, а начиная с 2015 года на территорию Америки будут массово иммигрировать европейцы.

Предполагается, что в связи со значительным ростом цен на нефть к 2020 году возникнет ряд серьезных конфликтов между ведущими мировыми державами. И рано или поздно именно в районе Персидского залива произойдет конфликт между США и Китаем в борьбе за нефтяные источники.

Правительства Китая, Пакистана и Индии приложат максимум усилий, чтобы удержать власть. И для этого они могут ввергнуть свои народы в широкомасштабный военный конфликт. Толпы голодных людей будут искать прибежища в других странах мира.

Считается, что зернопроизводящие районы мира смогут сохранить устойчивое положение при глобальной климатической катастрофе – это Аргентина, Россия и США.

Некоторые страны объединятся перед возможностью внешней угрозы: Мексика, Канада и США создадут единое государство. Основной задачей которого, станет борьба с неконтролируемой миграцией из Европы и Азии.

Объединение Кореи принесет пользу обеим государствам: всему корейскому населению станут доступны новейшие технологии, которыми ранее обладал Сеул. Объединенная Корея станет ядерной державой.

В Африке, в будущем, возможны постоянные военный конфликты, поэтому переселение туда европейцев или азиатов вряд ли произойдет.

В докладе американских ученых указано, что Россия, войдя к 2030 году в состав единой Европы, станет для европейцев поставщиком энергоресурсов, продовольствия и пресной воды.

Специалисты ООН также подготовили доклад о возможных миграционных процессах и региональных конфликтах в будущем.

По их прогнозам Африку ожидает распространение СПИДа, водный кризис и лавинообразная миграция населения в Европу. К 2025 году возникнет вооруженный конфликт между государствами, находящимися на берегах Нила.

Массовое переселения народов многих стран на юг Европы может спровоцировать бунт против темнокожих иностранцев. Европейцы будут вынуждены не только финансировать, охваченные голодом страны, но создавать для беженцев лагеря.

Участившиеся в настоящее время засухи в Латинской Америке приведут, в будущем, к сельскохозяйственному кризису. Например, в прошлом году в Бразилии засуха, охватившая ее северо-восточные районы, стала причиной непростой ситуации с продовольствием в более чем 1000 городов страны. В сельских районах участились драки за воду. Водный кризис привел к банкротству многие фермерские хозяйства. Потеряно более половины поголовья скота. Уже произошло сокращение урожая бобовых, соевых и зерновых культур. Специалисты ООН считают, что в будущем может окончательно нарушится экологический баланс Амазонии и Латинская Америка столкнется с нарастанием борьбы за обладание плодородными землями.

Азиатский регион не будет иметь проблем с питьевой водой, но этой части планеты грозят, в будущем, мощные циклоны и повышение уровня воды.

Реки Пакистана возможно, пересохнут. Это приведет к напряженности во всем регионе. И, не исключено, начнется война между Индией и Пакистаном. То, что у противников этого противостояния имеется ядерное оружие, еще больше усугубит ситуацию во всем мире.

Китай столкнется со сложнейшей ситуацией: юг страны будет страдать от обильных осадков, а северные района из-за сильнейшей засухи превратятся в пустыню. Китайское побережье опустошат тайфуны. Тысячи беженцев будут направляться на юг страны, спасаясь от климатической катастрофы. Правительство Поднебесной попытается справиться с хаосом с помощью армии, возможно, применив оружие.

США постарается перекрыть на свою территорию поток мигрантов со своей южной границы. В приграничных городах из-за скопления народа возрастет уровень преступности. Так, по имеющейся на сегодняшний день информации, большинство нелегальных мигрантов оказались в США, пересекши границу с Мексикой: 90% из них имеют мексиканское происхождение.

По прогнозному докладу специалистов ООН, американские города могут быть разрушены сильнейшими ураганами. Если уничтожению подвергнется американская нефтедобывающая инфраструктура, США вынуждены будут воспользоваться своим стратегическим запасом, что значительно ослабит страну.

Надо отдать должное руководству США: они очень серьезно отнеслись к информации о возможных климатических катастрофах в мире. Пентагон уже разработал программу подготовки военных для оказания помощи пострадавшим регионам. Для солдат внедрены новые «пустынные» рационы питания, подготовлено необходимое обмундирование и созданы новые виды вооружения.

Россия также изменила свои приоритеты в отношении видов вооружения, значительно уменьшив закупки традиционного оружия, начала строить фрегаты и десантные корабли. Следовательно, российские военные планируют в будущем перейти к «политике канонерок» по отношению к вероятному противнику. Сокращение населения страны и упадок мощи вооруженных сил не добавляют оптимизма для осмысливания будущего российского государства. Оптимальной стратегией для России является укрепление вооруженных сил государства с одновременным решением демографической проблемы по увеличению коренного населения страны.

Использованы материалы:
http://x-files.org.ua/articles.php?article_id=2901
http://forum.artofwar.net.ru/viewtopic.php?t=110
http://janaberestova.narod.ru/wel.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%EB%E8%EA%EE%E5_%EF%E5%F0%E5%F1%E5%EB%E5%ED%E8%E5_%ED%E0%F0%EE%E4%EE%E2

Многие проекты развития, при которых используются природные ресурсы, особенно крупные инфраструктурные проекты, включают в себя перемещение людей, отрыв их от традиционных источников существования. Крупные плотины являются, без сомнения, уникальными среди такого рода проектов, поскольку ведут к обширным воздействиям на экосистемы за счет блокирования течения рек. Результатом является воздействие на сушу и пресные воды, которое не только влияют на экосистемы и биоразнообразие, но и оказывает серьезное воздействие на людей, живущих как вблизи от плотины, так и на большом удалении от нее.

Крупные плотины значительно изменили многие речные бассейны мира. Это привело к тяжелым последствиями для образа жизни десятков миллионов людей, населяющих эти регионы. Влияние плотин на людей и источники их существования как выше, так и ниже по течению от их створов, были особенно разрушительно в Азии, Африке и Латинской Америке.

Термин переселение в настоящем тексте означает как физическое перемещение, так и вынужденное переселение людей в связи с потерей или изменением источников их существования. Оно вызывается не только затоплением территории, но и постройкой плотины, а также изменением связанной с ней инфраструктуры. Информационная база Комиссии показывает, что слишком часто это физическое перемещение является принудительным, производится насильственно, а в некоторых случаях даже сопровождается убийствами.

Однако затопление земель и изменение речных экосистем как в нижнем, так и в верхнем бьефах, также оказывает воздействие на использование природных ресурсов вод и суши. В случае, когда местное население зависит от этих факторов, уничтожение или видоизменение земельных и природных ресурсов часто приводит к потере традиционных источников существования, включая сельское хозяйство, рыболовство, охоту, выпас скота, заготовку дров и использование других лесных ресурсов. Это не только разрушает местную экономику, но и вынуждает людей покидать насиженные места. Лишение доступа к природным ресурсам отрывает местных жителей от источников существования и привычной социально-культурной среды.

Проявление этих социальных последствий с течением времени зависит от географического положения населенных пунктов по отношению к плотине и водохранилищу. В случае потери домов и источников существования при заполнении водохранилища, социальное воздействие является быстрым и непосредственным.

Однако воздействие на образ жизни людей ниже по течению становится очевидным лишь после создания плотины. Оно может проявляться быстро, например, из-за изменения гидрологического режима реки и его воздействия на сельское хозяйство, так и медленно, когда вследствие изменения физических и химических процессов происходит деградация природных комплексов, потеря биоразнообразия и продуктивности экосистем.

Масштабы физического перемещения

Информационная база Комиссии показывает, что большое число плотин сопровождалось физическим перемещением населения. За последние полвека во всем мире создание крупных плотин вынудило десятки миллионов людей покинуть обжитые места. Масштабы этого воздействия сильно зависят от места размещения плотины, ее размера и других характеристик, таких, как площадь затопления, плотность населения в долине реки.

Из восьми плотин, по которым был проведен детальный анализ, только в одном случае не было принудительного переселений людей. Это каскад плотин в бассейне рек Гломма и Лааген. В обзорном анализе физическое переселение отмечалось при возведении 68 из 123 плотин. Из этих 68 проектов 52 находятся в Латинской Америке, Азии, Африке, к югу от Сахары.

Крупные плотины на основных руслах рек в густо населенных частях земного шара неизбежно приводят к переселению. Результаты обзорного анализа показывают, что оно потребовалось в 26% случаев для плотин с зоной затопления менее 1 кв. км. Для плотин, площадь затопления которых превышала 100 кв. км, принудительное переселение людей происходило в 82% случаев. При этом надо учитывать, что этот показатель может оказаться заниженным из-за общей тенденции к сокрытию истинных объемов принудительного переселения, которая будет обсуждаться далее.

В мировом масштабе общая численность принудительных переселенцев в связи со строительством плотин может находиться в пределах 40-80 млн человек. Согласно официальной статистике, между 1950 и 1990 гг. в Китае численность перемещенного населения составила 10,2 млн человек. Это 34% от общего числа перемещений, вызванных проектами развития, включая строительство городов. Независимые источники оценивают реальное число переселенцев гораздо выше, чем официальные данные, указывая, что 10 млн человек было переселено только в связи со строительством плотин на реке Янцзы. Крупные плотины в Индии вынудили покинуть обжитые места 16-38 млн человек. Суммарные значения по Индии и Китаю показывают, что только в этих странах общая численность вынужденных переселенцев в связи со строительством плотин в 1950-90 гг. могла составить 26-58 млн человек. Их численность существенно возросла после 1990 г. в связи с реализацией новых крупных проектов, таких как плотина «Три ущелья» в Китае.

Среди финансируемых Всемирным банком проектов, реализация которых приводит к необходимости перемещения населения, на долю крупных плотин приходилось 63% переселенцев. Эти оценки не включают в себя миллионы людей, которые были вынуждены переселяться в связи с другими аспектами реализации проектов крупных плотин: такими, как строительство каналов, зданий, инфраструктуры, а также компенсационных мероприятий, например, при создании особо охраняемых природных территорий. Кроме того, оценки касаются только принудительного переселения из зоны затопления. В них не включено население выше и ниже по течению от плотины, которому приходится перемещаться из-за утраты источников существования.

Врезка 4.2: Экономические, социально-культурные последствия переселение и его влияние на здоровье населения

Программы переселения в основном сфокусированы на процессе физического перемещения, а не на экономическом и социальном развитии переселяемого населения и других групп, испытывающих негативное воздействие плотин.

Согласно модели Cernea «Риск усиления бедности и восстановление» (Impoverishment Risks and Reconstruction…), переселение обычно сопровождается маргинализацией определенных групп людей, то есть потерей привычного места жительства и экономическим разрывом действующей системы социальных связей. В связи с этим переселенцы сталкиваются с огромным риском усиления бедности, означающей обезземеливание, безработицу, бездомность, нехватку продуктов питания, повышение смертности, потерю общественных природных ресурсов, что в результате приводит к утрате социально-культурной устойчивости.

Основным экономическим риском для переселяемого населения является лишение традиционных источников существования - пахотных земель, лесов, пастбищ, поверхностных и грунтовых вод, рыбных запасов и т.д., а также доступа к природным ресурсам. Разрушение существовавших систем приводит к временному или постоянному, часто необратимому, снижению уровня жизни людей. В связи со снижением качества воды и по иным причинам возникает риск вспышек заболеваний, что может приводить к увеличению смертности. Примером служат высокие уровни смертности, отмечавшиеся после переселения из зоны затопления плотин Кариба и Асуан.

Недооценка численности перемещенных лиц.

На стадии планирования численность людей, которые будут испытывать непосредственное и косвенное влияние плотины, часто занижается, что ведет к неадекватному пониманию сущности и масштабов негативных последствий. Во всех проектах, для которых Комиссия проводила детальный анализ, первоначальные оценки не учитывали всех людей, которые будут испытывать влияние плотины. Уровень этой недооценки колебался в переделах от 2 до 40 тысяч человек.

Врезка 4.3: «Потерянные переселенцы» - проекты Сардар Саровар в Индии и Пак Мун в Таиланде.

Для индийского проекта Сардар Саровар водный трибунал Нармада в 1979 году указал цифру в 6147 переселяемых семей, что составляло около 39700 человек. Миссия Всемирного банка в 1987 году оценила численность переселенцев в 12 тысяч семей, что составляет около 60 тыс. человек. В 1991 году администрация проекта предоставила оценку численности переселенцев уже в 27 тысяч семей. Согласно данным, полученным от властей трех штатов, на жителей которых оказал влияние проект, в настоящее время речь должна идти о 41 тысячи семей (205 тысяч человек).

Численность переселенцев в связи с проектом Сардар Саровар, вероятно, будет увеличиваться, поскольку и через 13 лет после начала полномасштабных строительных работ вопросы переселения не урегулированы. В оценки численности переселенцев не входят по крайней мере 157 тысяч человек, перемещенных в связи со строительством оросительных каналов. Сюда также не входит население, перемещенное в связи с созданием особо охраняемой природной территории, а также 900 семей, проживавших непосредственно на месте строительства плотины. Их выселили еще в 1960-е годы на стадии подготовительных работ.

В эти оценки также не входит население, проживающее ниже по течению от плотины. Влияние последней на источники существования этих людей также не оценивалось. Работы в этом направлении начались только в последние годы, когда местные жители после 1985 года резко активизировали борьбу за свои права.

В 1991 году, когда началось строительство плотины Пак Мун, статус переселенцев получила 241 семья. К моменту завершения строительства стало ясно, что переселяться пришлось 1459 семьям. Однако истинные социальные последствия этого проекта стали понятны после учета воздействия плотины на рыболовство ниже по течению реки от створа плотины. Это произошло после активной борьбы со стороны пострадавшего населения. В итоге, в мае 2000 года правительство Таиланда выплатило временные компенсации (до принятия окончательного решения по вопросу утраты рыболовства, как источника существования) 6204 семьям.

Примером могут служить проекты крупных плотин в Африке, таких как гидроэнергетический проект Ruzizi, затрагивающий территорию Заира, Руанды и Бурунди, плотины Funtua в Нигерии и водохранилище Kiambere на реке Тана в Кении. Недооценка числа переселенцев составила от 1 до 15 тысяч человек. Аналогичная картина наблюдается и в других регионах мира.

Среди проектов, финансируемых Всемирным банком, фактическое число переселенцев после их завершения, превышало значения, заявляемые на фазе оценки проекта на 47%.

Обзорный анализ Комиссии также показывает аналогичную тенденцию в исходных показателях проектов, в результате чего численность фактически переселенных людей оказывается на 35% больше, чем первоначально планировалось. При этом речь идет о самых минимальных оценках масштабов этой проблемы, поскольку надежность исходной информации весьма низка. Материалы, предоставленные неправительственными организациями при обсуждении результатов обзорного анализа и оспаривающие официальные данные по численности переселенцев, подтверждают эту точку зрения.

Группы людей в зоне влияния плотины, которые не учитываются и не получают компенсаций

Система учета населения, которое испытывает на себе влияние плотин в целом, несовершенна. Границы определения статуса такого рода лиц резко заужены и не учитывают целый ряд социальных групп. Сюда входят безземельные крестьяне, коренные племена, население, проживающее ниже по течению от плотины.

Проведенный Комиссией детальный анализ проектов плотин показал, что на стадии подготовки проекта в число пострадавших от плотин не включается население, живущее ниже по течению от ее створа, не имеющее официально зарегистрированных прав на землю, коренное племенное население, пострадавшие от работ по созданию инфраструктуры для проекта плотины.

Среди тех, кто получил статус пострадавших, компенсации обычно выплачиваются лишь в тех случаях, когда права на земли и природные ресурсы официально оформлены. В результате без компенсаций остается множество людей, часто наиболее бедных, которые зависят от использования земель и природных ресурсов, находящихся в общинном пользовании, например, лесов или пастбищ.

Углубленный анализ Комиссии показывает, что в проектах Гранд Кули, Тарбела, Аслантас и Тукуруи компенсации выплачивались только тем, кто мог предъявить официально оформленные документы на землю и природные ресурсы. При таком подходе коренное племенное население и этнические меньшинства несут огромные потери из-за возможного отсутствия гражданства или каких-либо официальных документов на традиционно используемые ими земли и ресурсы.

Пятая часть физически перемещенных людей в связи с созданием плотины Kao Laem в Таиланде относится к народности каренов. Поскольку у них нет официальных документов на жительство в Таиланде, их лишили прав на компенсации.

Часто население, физически перемещенное в связи со строительством каналов, производственных зданий, устройством водохранилищ, созданием особо охраняемых природных территорий не включается в число вынужденных переселенцев. Примеры такого рода имеются во всех частях земного шара, включая индонезийский Сулавеси, проект Махавели (Mahaweli) на Шри Ланке, Сардар Саровар в Индии. Поскольку эти люди не имеют официального статуса вынужденных переселенцев, то компенсации им не выплачиваются.

Не все крупные плотины ведут к физическому переселению людей, но практически невозможно найти реки, природные функции которых не использовались бы тем или иным образом местным населением. Во многих случаях крупные плотины в густо населенных тропических странах приводят к необходимости физического переселения и перемещения людей в связи с потерей источников существования. Например, проект Урра 1 на реке Сину в Колумбии вызвал необходимость переселения 12 тысяч человек, а также оказал очень сильное негативное воздействие на более чем 60 тысяч рыбаков в нижнем течении реки, где численность рыбы после создания плотины резко уменьшилась.

Физически перемещенные лица, не получающие помощи или компенсаций

Среди физически перемещенных лиц, которые официально признаются как пострадавшие от проекта плотины, также не все получают помощь для переселения на новое место.

В Индии число тех, кто получил такую помощь, составляет менее 10% от числа вынужденных переселенцев при возведении плотины Bargi и до 90% при строительстве плотины Dhom.

Плотина Yacyreta в Аргентине и Парагвае является классическим примером затянувшегося и не завершенного переселения. За 20 лет реализации проекта было переселено лишь 30% от числа тех, кому должна была быть оказана помощь в этом процессе. Остальные были вынуждены покидать места проживания в спешном порядке в течение всего 2-х лет, оставшихся до заполнения водохранилища. Учитывая опыт других проектов крупных плотин, возводившихся в Латинской Америке, большая часть населения, подверженного вынужденному переселению в связи со строительством плотины Yacyreta, не получит помощи, которую должны предоставлять официально признанным переселенцам.

Углубленный анализ проекта Тарбела в Пакистане показывает, что среди официально признанных 96 тысяч переселенцев, две трети должны были переехать на сельскохозяйственные земли в штатах Пенджаб и Синдх. Однако 2 тысячи семей (около 20 тысяч человек) их не получили, поскольку правительство штата Синдх выделило меньше земель, чем планировалось.

В случае плотины Аслантас, только 75 из 1000 семей, вынужденных переместиться, запросили помощи в переселении. Из них 49 были признаны имеющими право на него и получили новые дома. Остальные предпочли получить финансовые компенсации.

В случае Тукуруи из вынужденного переместиться коренного индейского населения статус переселенцев получило только племя паракана. Представители других племен не были признаны имеющими право на получение компенсаций.

В результате строительства плотины Гранд Кули были затоплены две индейские резервации и три крупных индейских поселка. Летом 1940 года, когда началось заполнение водохранилища, представители властей очищали затопляемые участки разными методами, в том числе и сжигая дома. Никто из их владельцев не получил компенсацией. Индейцы были возмущены. Им требовались деньги для постройки новых жилищ. Кроме того, им стало известно, что белые домовладельцы уже получили компенсации. В результате массовых протестов жители индейских резерваций получили выплаты за затопленные земли, но только летом 1941 года. Два индейских поселка были построены на новом месте и существуют до сих пор. Однако остальные поселения индейцев после затопления исчезли с лица земли.

Сокращение негативных последствий переселения, программы развития для местного населения

Участие местного населения в процессе планирования и создания плотин, в том числе по вопросам переселения и восстановления, очень ограниченно и неэффективно. Переселение становится принудительным, травмирующим, часто затягивается на многие годы или даже десятилетия и делает невозможным какое-либо развитие в зоне затопления. Для миллионов людей по всему земному шару перемещение часто связано с актами насилия со стороны властей.

Ярким примером является один из ранних проектов – плотина Кариба. Сопротивление местной народности тонга кончилось стрельбой и гибелью 8 человек. В 1981 году выселение людей в связи со строительством плотины Sri Sailam в Индии также осуществлялось с применением силы. Изгнание людей из зоны затопления плотины Chixoy в Гватемале привело к гибели 376 индейцев народности майя. В процессе реализации проекта Miguel Aleman в Мексике были сожжены дома 21 тысячи местных индейцев, не желающих перемещаться в другие места. При возведении плотины Bargi в Индии власти затопили 162 деревни без предупреждения, не дожидаясь пока решится проблема переселения их жителей.

Основной формой компенсаций переселенцам являются денежные выплаты. Однако обычно они задерживаются, а если и проводятся своевременно, то их размеры не покрывают ущерба. Компенсации являются специальными мерами по возмещению потерь населения, испытывающего воздействие плотины. Обычно они носят форму разовых выплат, либо предоставлением земли, домов и т.д.

Анализ Комиссии показывает, что население, живущее ниже по течению от плотин Тукуруи в Бразилии и Тарбела в Пакистане, лишилось пойменных угодий, а также рыбных ресурсов и не получило компенсаций. Индейцы, через земли которых прошли линии электропередачи от гидроэлектростанции Тукуруи, вначале не рассматривались, как имеющие права на компенсацию. Однако в дальнейшем им выплатили денежные средства. В случаях плотин Аслантас (Турция), Тарбела (Пакистан) и Kiambere (Кения) пострадавшее население не получило в порядке компенсации достаточно средств для приобретения новых земель взамен утраченных.

Многие проекты демонстрируют неадекватность размеров компенсацией, неэффективность мер по снижению ущерба, недостаток ресурсов. Среди них проекты Sri Sailam в Индии и Kao Laem в Таиланде. Отмечаются задержки с выплатой компенсаций, оформлением документов на землю и дома, предоставлением базовых коммунальных удобств. Примеры длительных задержек с реализацей компенсаций (от 5 до 15 лет) - проект Асуанской высотной плотины в Египте, плотины Nangbeto в Того, Akosombo в Гане, Itá в Бразилии, Bhumibol в Таиланде.

Места для переселения часто выбираются без учета доступности земель и средств к существованию, не учитывают пожелания и предпочтения переселенцев. Их часто заставляют переезжать на деградированные земли в окрестностях водохранилища. Такие земли быстро теряют способность поддерживать существование людей.

Среди примеров такого рода – проект Liu-Yan-Ba на Желтой реке в Китае, когда 40 тысяч человек были переселены из плодородной долины на продуваемую ветром возвышенность. Эрозия земель и потеря ими плодородия привели к тому, что люди вынуждены были покидать с большим трудом освоенные сельскохозяйственные земли, что, в итоге, приводило к обнищанию переселенцев. Аналогичные примеры представляют собой проекты Hoa Binh во Вьетнаме, Sirindhorn в Таиланде, Batang Ai в малайской провинции Саравак и в других выращивающих рис странах Юго-Восточной Азии с высокой плотностью сельского населения.

Потеря возделываемых земель и невозможность получения качественных земельных компенсаций оказывает сильное негативное воздействие на коренное население и фермеров. Примерами служат плотины Miguel Aleman и Cerro de Orro в Мексике, бедственное положение индейских племен в Панаме и Бразилии, народностей тонга в Замбии и Зимбабве.

Возмещение потерь при утрате сельскохозяйственных земель, создание основных бытовых условий и инфраструктуры в местах переселения часто не выполняется, либо выполняются в недостаточных объемах и с задержками на много лет. Отсутствие средств к существованию вынуждает переселенцев мигрировать. Примером подобного рода может служить плотина Тарбела, когда предоставляемые переселенцам участки земель были низкого качества, а условия для нормальной жизни (такие как проведение электричества, строительство медпунктов, школ и т.п.) не были созданы. Электричество было проведено в переселенческие поселки только через 25 лет. Аналогичные картины наблюдались и в поселках переселенцев в связи со строительством плотины Тукуруи в Бразилии, Sirindhorn в Таиланде, Akosombo в Гане. В северо-восточном Таиланде, в результате провала с реализацией схем переселения в период между 1960 и 1970 гг., 15 тысяч семей сельских жителей остались без земли. Правительственные отчеты в Китае характеризуют проблемы переселения в связи со строительством плотин как «семь трудностей» и «четыре неадекватности». К «семи трудностям» причислены недостаток электричества, питьевой воды, продуктов питания, школ, медицинских учреждений, отсутствие средств связи и транспорта. «Четыре неадекватности» означают недостаточные объемы и низкое качество орошения, недостаток жилья, средств для контроля наводнений и управления водохранилищами.

Программы переселения прежде всего концентрируются на процессе физического перемещения населения, а не на экономическом и социальном развитии переселенцев и других социальных групп, испытывающих на себе негативное влияние плотин. Отсутствие ответственности со стороны государства за выполнение обязательств приводит к плохому и неполному выполнению программ переселения. Обычным делом являются большие задержки с началом выполнения программ переселения, что создает атмосферу неопределенности, вызывает психологическую и социальную напряженность среди тех, кто ожидает переселения. Эти и другие проблемы значительно снижают эффективность программ переселения и выдачи компенсаций для обустройства переселенцев, повышается риск увеличения бедности.

Не удивительно, что уровень жизни переселенцев не восстанавливается до исходного уровня. По крайней мере, 46% из 10 млн китайцев, переселенных в связи со строительством водохранилищ, находятся за чертой бедности. В Индии 75% вынужденных переселенцев не достигли исходного уровня жизни и живут на грани бедности. Проведенное в 1993 году обследование 32 тысяч человек, перемещенных в связи с плотиной Kedung Ombo в Индонезии, показало, что 72% живет хуже, чем до переселения. Условия существования 800 семей из этнической малой народности Nya Heun, которые были перемещены в связи со строительством плотины Houay Ho в Лаосе, являются шокирующими. Эти люди страдают от отсутствия продовольствия, чистой воды, недостатка пахотных земель.

Часто значительные масштабы переселения делают этот процесс очень сложными и затрудняют проведение восстановительных мероприятий на должном уровне.

Обратная связь между объемами переселения и возможностями его качественного проведения достаточно очевидна. Например, в зоне затопления проекта Danjiangkou в китайской провинции Хубэй в 1958 году оказалось 345 деревень. Несмотря на то, что в 1980-е и 1990-е гг. власти Китая настойчиво пытались улучшить условия жизни переселенцев, многие острые проблемы так и остались нерешенными. В 1996 году из 35 тысяч переселенцев, проживавших в окрестностях города Shiyan, имели доходы ниже официальной черты бедности.

В Индии большие объемы переселения создали чрезвычайные сложности в решении этой проблемы для проекта Сардар Саровар (см. врезка 4.3). С начала процесса переселения в 1984 г. по настоящий момент было переселено лишь 20% людей, имеющих на это право.

Положительный опыт переселения, компенсаций и развития

Обнищание переселенцев все чаще признается недопустимым. Имеется широкий выбор вариантов для того, чтобы не только поселенцы, но и все, испытывающие негативное влияние проекта, получили от него выгоду. Воплощение этих вариантов в жизнь - в интересах всех заинтересованных сторон. Местное население, получившее выгоды от проекта, снизит затраты на его воплощение и стоимость строительства плотин. Трудность решения проблемы превращения местного населения в получателя выгод от проектов заключена в несовершенных законах, планах, финансовых возможностях, отсутствии политической воли со стороны властей и руководителей проектов.

Для получения позитивных результатов потребуется сведение к минимуму числа перемещаемых лиц, подход к переселению как к развитию, с соответствующим законодательным обеспечением этого процесса. Устойчивые источники существования местного населения могут быть обеспечены как за счет использования земель, так и за счет других, не сельскохозяйственных вариантов. Необходимо также обеспечить активное участие местного населения в принятии проектных решений и выборе форм компенсации ущерба, подотчетность и выполнение обязательств со стороны властей, а также структур, реализующих проект плотины.

Создание законодательной основы, которая поставит процесс перемещения в правовое русло, является важным этапом для защиты прав населения. Например, «Закон о переселении из зоны водохранилищ» (Reservoir Resettlement Act), принятый в Китае, уточняет права населения, определяет обязанности государства, процедуры разрешения конфликтов и рассмотрения жалоб. Последние изменения политики Китая в этой области являются позитивным примером для других стран. Сведение к минимуму необходимости переселения - еще одно направление для эффективного решения проблемы.

В некоторых случаях авторы проектов плотин, чтобы свести к минимуму социально-культурные нарушения, предпринимают усилия по переселению местных жителей едиными общинами. В нигерийском проекте Kainji были приняты меры по сохранению социальных связей на местном уровне. Использование социальных наук способствовало решению этой задачи. Демографические и социо-культурные исследования сыграли важную роль в информировании авторов проекта о социальных и культурных особенностях населения, проживающего в зоне воздействия проекта.

В случае, когда компенсации обсуждаются и согласовываются с местным населением и другими заинтересованными сторонами, снижается вероятность принятия несправедливых решений, облегчаются процессы переселения. Даже если участники обсуждений не будут полностью согласны с решением о компенсациях, они будут чувствовать себя более уверенно, принимая участие в обсуждении. Это подтверждает программа переселения в проекте Zimapan в Мексике.

В случае гидроэнергетического проекта Mubuku 3 в Уганде общественные консультации с участием местных советов и лидеров местных общин позволили более точно оценить стоимость земель. Это снизило объемы переселения за счет изменения трассы каналов.

План переселения, подготовленный китайскими властями для населения, попавшего в зону влияния плотины Xiaolangdi, демонстрирует пример комплексной стратегии, которая сочетает развитие источников существования, связанных как с землепользованием, так и с другими факторами. План переселения сфокусирован на инвестиции в подготовку и обучение переселенцев, которые необходимы местной и региональной экономике, как эффективная рабочая сила. Особое внимание уделялось работе с женщинами.

Вовлечение всех заинтересованных сторон, в том числе местного населения, в принятие решений создает условия трансформации процесса переселения в вариант местного развития. Управление этой долговременной процедурой осуществляется совместно – населением, строителями плотины, властями. В случае плотины Itá в Бразилии, упорная борьба местного населения за справедливое переселение привела к заключению совместного соглашения о распределении доходов, переселению с сохранением структуры местных общин, а также совместному выполнению этой программы. В результате местное население подписало соглашение с компанией Electrosul о самостоятельном управлении программой переселения.

Развитие политики, регулирующей переселение в таких странах как Гана и Китай, представляет собой еще две положительные попытки учесть опыт прошлых ошибок.

В случае Ганы, используя преимущества работы одной и той же «Администрации по переселению р. Вольта», на стадии планирования плотины Kpong стало возможным избежать некоторых ошибок, которые имели место по время строительства плотины Akosombo. В то же время, несмотря на наличие развитой законодательной базы по земельным вопросам и переселению, а также при отмеченных в проекте плотины Kpong улучшениях, следует отметить, что не все возможные позитивные намерения были реализованы.

Опыт Китая по переселению людей из зоны влияния плотин до 1980 года в большинстве своем не был положительным. Новая политика и законодательство в этой области должны исправить положение. В какой степени это найдет отражение на успешности выполнения программ переселения и развития – покажет будущее.

Переселение не является неизбежным следствием инфраструктурных проектов. Оно также не всегда приводит к обнищанию беднейших социальных групп. Признание прав местного населения, особенно социально и экономически маргинализированного, а также обеспечение управления процессом переселения и экономического развития на основе соглашения сторон являются критически важным для достижения положительных результатов.

Вот уже не одну неделю Европу буквально штурмуют сотни тысяч мигрантов из стран Ближнего Востока. Через Италию, Грецию, Сербию, Македонию и Венгрию они пытаются достичь Германии, Франции и Британии, чтобы осесть там на постоянное место жительства. Немалая часть людей бежит из воюющей Сирии, где около половины населения (!) была вынуждена покинуть своё постоянное место жительства. Только в одну соседнюю Турцию переехало около двух миллионов сирийских беженцев, которые теперь стремятся попасть в европейские страны.

К ним ещё прибавляются мигранты из других стран Ближнего и Среднего Востока, а также Южной Азии — Ливии, Алжира, Туниса, Пакистана, Афганистана и т.д. Как утверждают специалисты, с таким потоком беженцев Европа не сталкивалась со времён Второй мировой войны...

Очевидно, что лидеры Евросоюза пребывают в настоящем ступоре, ибо не знают, что делать с этой проблемой. Это видно из их же заявлений, которые буквально противоречат друг друг другу.

Так, канцлер Германии Ангела Меркель рассуждает о необходимости равномерного распределения прибывающих людей по самым разным странам ЕС. В ответ из таких государств как Польша или Словакия слышатся голоса протеста против предложений Меркель — оно и не удивительно, ибо слабые экономики этих государств вряд ли выдержат дополнительную нагрузку в виде мигрантов.

Итальянцы вообще грозят топить корабли с беженцами, а Британия готова выйти из ЕС, если проблема не будет решена в самое ближайшее время...

В общем, Европа растерялась и не похоже, чтобы эта растерянность хоть как-то прошла.

Заговор здесь, заговор там

Что же стало причиной столь масштабной миграции? Теорий на сей счёт существует великое множество. Вплоть до самых экзотических.

Например, лидер «Национального фронта» Франции Марин Ле Пен видит в происходящем заговор правящих кругов Германии. По её словам, немцы сегодня очень серьёзно обеспокоены своей дорожающей продукцией, которая уже не может конкурировать с продукцией других стран — особенно с Китаем. И чтобы удешевить свои экспортные товары, немецкие правители хотят снизить их себестоимость. Прежде всего — за счёт резкого снижения заработной платы рабочим и служащим.

Понятно, что коренные немцы на такое никогда не согласятся. Поэтому их буду заменять на иностранцев из стран Азии и Африки. Сначала на менее квалифицированных направлениях германского хозяйства, а потом и в более сложных областях. Вот почему, говорит Марин Ле Пен, Ангела Меркель так спокойна в вопросах миграции и призывает не гнать пришельцев, а наоборот, принимать их чуть не с распростёртыми объятиями.

В этой связи любопытна идея Меркель по созданию специальных лагерей для беженцев. Немцы там будут фильтровать людей — самых грамотных и востребованных Германия отберёт себе, а вот всю оставшуюся «пену» отправят на просторы какой-нибудь Румынии, Польши или даже Украины, которая, в погоне за европейской мечтой, уже выразила готовность принимать у себя восточных мигрантов...

Но есть и более завораживающая теория заговора. В интернете сегодня очень популярна статья, где утверждается, что на самом деле через нашествие мигрантов мы видим незримую борьбу двух всемогущих мировых финансовых кланов Ротшильдов и Рокфеллеров. Первые представляют собой европейских олигархов, а вторые — американских.

Якобы Ротшильды уже устали от всемогущества американцев и потому вознамерились создать свою мировую финансовую систему, альтернативную Федеральной резервной системе США. Для этого они и организовали потоки мигрантов, чтобы напугать самого главного союзника США в Европе — Британию. Потому не зря сегодня британские власти всё время твердят о своём возможном выходе из состава ЕС. И с каждым днём такая перспектива становится всё реальнее и реальнее.

«Референдум о членстве Великобритании в ЕС — подходящий случай. А наплыв мигрантов из континентальной Европы призван вызвать максимальное раздражение у подданных королевства, побудить их проголосовать за выход из ЕС».

И как только Британия уйдёт из ЕС, то у Ротшильдов будут развязаны руки. Мало того, они даже пойдут на союз с самыми главными геполитическими противниками США:

«Их главный кошелек и союзник — Китай. С ним связаны надежды на создание нового мирового центра, бросающего вызов старому американскому гегемону. Ради союза с Пекином Ротшильды готовы пойти на временную кооперацию с Россией — в силу её очевидной геополитической необходимости для Китая — встроить Россию, а шире — евразийское пространство, в свои глобальные планы».

Автор полагает, что у Ротшильдов всё получится, особенно на фоне сегодняшней очевидной деградации американской политической и деловой элиты, которая посеяла в мире такой хаос, что уже не может его контролировать...

Ну, и наконец третий вариант глобального заговора, который особенно популярен у российских пропагандистов — это чисто американская игра. Как пишет по этому поводу близкий к Кремлю политолог Елена Пономарёва:

«НАТО специально создало определённые проблемы и для Российской Федерации, потому что так называемая дуга нестабильности, которая протянулась от Балкан через Северную Африку и Ближний Восток, является непосредственной угрозой южной границе России.

Западный блок намеренно инициировал дестабилизацию этих регионов. США прекрасно понимали, что поток беженцев, безусловно, будет, и в какую сторону он будет двигаться тоже. Прежде всего в Европу.

Таким образом Вашингтон намеревался ослабить ЕС и посеять хаос в Европе, которая в качестве национальной структуры стала достаточно серьёзным конкурентом США в экономическом и политическом смысле. Кроме того, в более далёкой перспективе в планы США входило расстроить союз Москвы и Берлина, ведь установление партнёрских отношений между Россией и Германией — это страшный сон США».

Честно скажу, аргумент очень слабенький. США незачем дестаблизировать Европу через беженцев, ибо Европа с точки зрения геополитики представляет собой полный ноль. Она и её элита уже давно и плотно контролируются американцами — события на Украине показали это ярче всего. Потому никакого «стратегического партнёрства» между Москвой и Берлином нет и быть не могло по определению.

Я думаю, что ситуация в реальности куда как гораздо прозаичнее и страшнее, чем любые теории глобальных заговоров...

Как вам живётся без Каддафи?

Лучше всего, на мой взгляд, эту ситуацию определил бывший сотрудник Венгерского МИДа Шандор Чикош. Вот что он сказал в интервью изданию «Свободная пресса»:

«Первая причина происходящего — это синдром кризиса капитализма, когда жизнь для миллиардов людей стала невыносимой: вопиющая нищета, безнадёга, а конкретнее — не на что стало жить.

Вторая причина — это, конечно же, агрессивная политика США — та же политика „управляемого хаоса“. Ненасытная жадность ТНК. Дошедшее до безумия стремление США властвовать над всем миром, любой ценой сокрушая всех и вся, кто и что пытается стать им на пути наперекор. Все эти бесконечные войны, заговоры с целью устранения неугодных режимов (Каддафи, теперь - Асада). Недавно ещё вполне зажиточные, цветущие страны Ливия, Сирия теперь превращены в руины».

Покажем это на конкретных примерах. Всё началось с нападения США на Ирак под лозунгом «борьбы с мировым терроризмом». На самом деле Америка — во исполнение своей известной стратегии по установлению полного контроля над мировым энергоресурсами — приступила к силовому захвату самых богатых источников сырья, прежде всего нефти и газа, которые как раз находятся на Ближнем Востоке.

Эта стратегия продолжилась уже во время так называемой «арабской весны», которая привела к свержению светских диктаторских режимов от Туниса до Египта. Не получилось только в Сирии, где у власти оказался достаточно умный и жёсткий правитель Башар Асад, не пожелавший «прогибаться под изменчивый мир».

Итогом этой американской политики стали появление ИГИЛ, не прекращающаяся война в Сирии и полный хаос в таких странах как Ливия...

Ещё полтора года назад представитель Управления ООН по координации гуманитарных вопросов Джон Гинг сообщил, что для того, чтобы возобновить нормальную жизнь в Сирии и отстроить всё разрушенное, уйдут десятилетия:

«Разрушены улицы и районы городов. По жилым кварталам вела огонь тяжёлая военная техника: танки, артиллерия. Во многих случаях дома не отремонтировать, только сносить и строить заново»

Как далее отметил Гинг, наиболее тяжёлая ситуация сложилась в городе Дераа, с которого в 2011 году начались антиправительственные выступления, и в Алеппо, который до войны считался экономической столицей Сирии. По его словам, практически вся инфраструктура этих городов уничтожена, заводы и офисы разграблены, школы и больницы не работают. Страна отброшена в развитии на десятки лет назад!

По сообщению газеты «Аль-Ватан», в результате войны сирийская экономика лишилась практически всей нефтяной отрасли — экспорт нефти относительно довоенного уровня упал на 95 %. Объём поставок импортных товаров снизился на 88 %. Резко девальвирован сирийский фунт. Население в панике скупает продукты и товары первой необходимости. С 2011 до середины 2013 года цены выросли на 212 %! Неудивительно, что за чертой бедности сегодня живёт больше половины населения, которое всеми правдами и неправдами стремится покинуть свою разгромленную страну...

Ничуть не лучше и ситуация в Ливии. Вот как её описала постоянный наш автор Юлия Чмеленко:

«Полностью разрушена система социальной защиты населения — в этой некогда богатой стране, где у каждого была гарантированная медицинская помощь и бесплатное образование, сегодня уничтожено здравоохранение, в стране царят безработица и разруха. Урон от натовских бомбардировок оцениваются в $14 млрд., что в семь раз превышает аналогичные потери европейских стран от немецких бомбардировок в ходе Второй мировой войны в сопоставимых ценах.

Кроме этого, огромный ущерб нанесён экономике страны, на восстановление которой уйдут десятилетия. По данным исследования международной консалтинговой компании Geopolicity, только бюджетные потери Ливии составили около $14 млрд.

Развалена нефтяная инфраструктура государства. Если до начала конфликта ежедневная добыча нефти составляла 1,6 млн баррелей в сутки, то к завершению конфликта добыча упала аж в восемь раз! Новые ливийские власти всё время пытаются поднять уровень добычи нефти на довоенный уровень. Однако даже к началу 2013 года этот уровень составлял не более 1,4 млн. баррелей в сутки. Сложности в восстановлении нефтяной отрасли ещё связаны с постоянными вооружёнными столкновениями в Киренаике, основном нефтедобывающем регионе страны, и с отсутствием необходимых инвестиционных ресурсов.

До войны в стране работали многие крупнейшие нефтегазовые компании мира, в том числе итальянская ENI, австрийская OMV, испанская Repsol, французская Total и немецкая Wintershall. Многие из них сегодня возвращаются на ливийский рынок. Однако непрекращающиеся вооружённые конфликты и проблемы с безопасностью сводят все эти попытка на нет...

А ещё по итогам конфликта Ливия, по сути, превратилась в вечного должника тех стран, где проходили обучение и лечение повстанцы, воевавшие против Каддафи. Так, долг перед одной только Грецией в этом плане составил около €150 млн.

Кроме того, зарубежные банки, с началом революции, заморозили ливийские счета на сумму более чем на $150 млрд. По данным главного научного сотрудника Института востоковедения РАН, доктора исторических наук Анатолия Егорина, эти средства для самой Ливии фактически потеряны...».

Но самое страшное — это фактический распад государства на отдельные, независимые территории:

«Былой центральной власти, которая существовала при Каддафи, в Ливии сегодня не существует. В своё время именно этот человек сумел объединить под своим началом отдельные ливийские кланы и племена, которые отказались от взаимных претензий и смогли мирно сосуществовать в пределах одного государства. А ныне правящий Генеральный национальный совет не в состоянии контролировать даже 30% ливийской территории, на которой то и дело вспыхивают вооружённые конфликты между отдельными ливийскими племенами и группировками боевиков.

Так, две трети всех запасов ливийских углеводородных ресурсов находятся в Киренаике, не желающей больше „кормить“ всю страну. В 2013 году в столице Киренаики было создано собственное правительство, целью которого является „разделение ресурсов лучшим образом и уничтожение централизованной системы, унаследованной властями в Триполи“...

Вслед за Киренаикой свою автономию провозгласила и область Феццана. Власти региона даже избрали собственного президента. Официальной причиной отделения от центра стала неспособность последнего решить первостепенные проблемы региона...».

Словом, ливийцы, как и сирийцы, уже не ждут от будущего ничего хорошего и потому толпами сегодня устремились в благополучную Европу.

И всё это наложилось на мировой экономический кризис, конца которому не видно. Больнее всего кризис ударил именно по слаборазвитым странам третьего мира — ушли западные инвесторы, которые отныне предпочитают хранить средства в сильных экономиках, не стало свободных средств у разного рода международных финансовых организациях типа МВФ — тоже по причине кризисных явлений у главных доноров, стран Запада. По этой же причине свёрнуты многие гуманитарные и социальные программы по линии ООН, которые хоть как-то поддерживали бедствующих людей в странах Азии и Африки.

То есть, капитализм сегодня не просто в кризисе. Он, по причине существующей глобализации, где все связаны со всеми, вообще поставил под сомнение существование целых государств и народов!

Вся надежда на Россию

Таким образом картинка складывается совсем не весёленькая. Мы, возможно, становимся свидетелями не просто очередной волны миграции, а самого настоящего переселения народов, какого человечество не видело уже почти две тысячи лет. И об этом не я сказал, а премьер Венгрии Виктор Орбан, один из самых умных и трезвомыслящих лидеров современной Европы.

Он же обрисовал перспективы такого великого переселения — этническое «вымывание» коренных европейцев, ликвидация христианских ценностей и в конечном итоге уничтожение Европы в её нынешнем культурно-политическом понимании...

Напомню про предыдущее Великое переселение. Случилось это примерно в III-VIII веках нашей эры во времена угасания древнего античного мира. Тогда на огромных просторах нашего континента случились глобальные изменения в климате — произошло резкое похолодание, из-за чего жить во многих районах Европы и Азии стало просто невозможно.

С мест привычного обитания сдвинулись целые племена и народы, которые пошли искать лучшую долю в более благополучных регионах. Понятно, что взоры тогдашних варваров обратились прежде всего на благополучные и цивилизованные страны того времени. В итоге варварские нашествия практически полностью уничтожили древние культуры как на Востоке, так и на Западе — варвары страшным смерчем пронеслись по обширным территориям, раскинувшихся от Атлантики до Китая.

Но самый мощный удар пришёлся по Римской империи, на которую обрушились мощные людские потоки древних германцев, славян, угро-финов, арабов, сарматов, аланов и т.д. И империя перестала существовать...

Итогом стал самый настоящий регресс, мир опустился во тьму Средневековья, многие чисто технические навыки были утеряны, образование стало уделом лишь очень избранных, а культура опустилась до самого примитивного уровня. По подсчётам историков, уровня Римской империи — по самым разным направлениям жизни — Европе удалось достичь лишь спустя... почти тысячу лет!

Так неужели стоит надеяться, что нынешнее Великое переселение будет менее жестоким и разрушительным? Думаю, что вряд ли.

В этой связи в европейских СМИ даже появились даже рассуждения о том, что очень скоро жителям континента скоро придётся искать спасения не где-нибудь, а во враждебной Западу России.

Об этом, в частности, пишет польское издание Obserwator Polityczny:

«По мере усиливающегося падения Запада Россия с каждым годом будет превращаться в единственное прочное и стабильное государство в нестабильном окружении.

Уже сегодня много людей из стран, управляемых мягкотелыми политиками, не способными справиться с банальной проблемой нелегальной иммиграции, с восхищением и надеждой смотрят на Россию, о которой можно сказать многое, но одно точно — в своих лидерах россияне могут быть уверены. Они не оставят их и не спрячутся под столом, ожидая, пока ситуация не изменится настолько, чтобы они могли выйти к камерам и лгать.

Сегодня можно не сомневаться в том, что российская модель организации государства более эффективна и в принципе полностью устойчива к кризисам, и европейцы могут завидовать россиянам. Спокойный сон в некоторых регионах Венгрии сегодня — это уже воспоминания. Люди боятся нелегальных мигрантов, которые, не уважая их прав и обычаев, часто ночью ведут себя таким образом, что люди воспринимают это как угрозу. Соседи организуют дозор в деревнях и маленьких городках, потому что венгерское правительство явно боится вмешиваться, чтобы под давлением европейских печатных СМИ не быть объявленным фашистами...

Становится всё меньше государств в мире, в которых можно лечь спать спокойно, без опасения, что кто-то чужой ночью войдёт домой и нанесёт вред. Год тому назад мы этого не замечали, а сегодня многие в Европе хотели бы, чтобы на ближайшем перекрестке стояли несколько „вежливых людей“ в зелёной форме и обеспечивали стабильность, мир и безопасность. Только откуда их взять?

И если серьёзно отнестись к этому вопросу, то в Европе, если ничего не изменится, через какие-то пять лет Россия будет единственным прочным и стабильным государством в нестабильном окружении. Скорее всего, единственным, в которое можно будет бежать, прося убежища. Лучше Сибирь или Сахалин, чем падение западной цивилизации, которого можно и не пережить».

Конечно, описанный здесь сценарий выглядит сегодня невероятно. Но это — только пока. Ведь древние римляне тоже наверняка думали, что всё как-нибудь обойдётся. Но увы, когда пришла катастрофа, своего запасного «аэродрома», аналогичного нынешней России, у них не нашлось...

Вадим Андрюхин, главный редактор

В Европу продолжают прибывать все новые и новые мигранты и беженцы из стран Африки, Азии и Ближнего Востока. Этот поток в дальнейшем войдет в историю как самое массовое переселение людей в эпоху глобализации.

Как заметил один человек: " История не повторяется, она рифмуется ". Текущий миграционный процесс по-своему уникален, но при этом обладает чертами, которые были присущи масштабным переселениям прошлого.

Бегство от нищеты и войн в надежде на лучшую жизнь сталкивает пришлые народы с коренными, и в этом столкновении, как и всегда, рождается многое: шок от вторжения, радость обретения нового дома, облегчение после долгого пути, затаенная ненависть к чужеземцам и их обычаям, обострение конфликтов и целая гамма других человеческих эмоций, а также долгосрочных политических и социально-экономических последствий и изменений.

Великое переселение народов

"Я сказал бы скорее, что это двуногие животные, а не люди, или каменные столбы, грубо вытесанные в образ человека, которые выставляются на мостах. Этой отвратительной внешности соответствуют их повадки, свойственные скоту: пищу они едят не вареную и ничем не приправленную; взамен обыкновенных съестных припасов они довольствуются дикими кореньями и мясом первого попавшегося животного, которое кладут себе под сиденье на лошади и так размягчают.

Они живут, кочуя среди лесов и гор, закаленные от холода и голода. Они носят одежду в роде туники из холста или меха и, раз продевши в нее голову, не спускают ее с плеч, пока сама не свалится лохмотьями. Голову покрывают меховыми шапками с опушкой и свои волосатые ноги обертывают козлиной шкурой.

Все они, без крова, без отчизны, без всякой привычки к оседлому быту, блуждают в пространстве, как будто все бегут дальше, перевозя за собой свои повозки, где их жены работают им одежду, родят и воспитывают их детей... "

Аттила и его орды вторгаются в Италию. Эжен Делакруа

Так описывал гуннов древнеримский историк Аммиан Марцеллин (бывший, к слову, сирийским греком по происхождению) в своем произведении "Деяния" (Res Gestae, также известном как "История" или "Римская история"), комментируя вторжение варварских племен в Европу в середине IV века н. э.

Эксперты до сих пор спорят о причинах массовой миграции кочевников. Одни говорят о "глобальном изменении климата": сильные засухи привели к истощению земель, подконтрольных кочевым племенам. Свою роль сыграло и увеличение населения. В результате варвары стали все чаще наведываться в гости к жителям европейской части Римской империи.

Экспансия жизненного пространства гуннов, готов, вандалов и других племен и их проникновение вглубь Европы растянулись на несколько веков. Обострение культурных, языковых и религиозных конфликтов между германскими племенами и оседлым населением в конечном счете привело к краху Рима и уничтожению империи.

Прибывающие сегодня в Европу пришельцы не носят козлиных шкур или меховых туник. Однако во многом остальном их нашествие в современную Европу выглядит таким же ошеломляющим, каким выглядело вторжение варваров для граждан Римской империи 15 веков назад.

Что сегодня гонит людей из разных уголков Африки и Евразии? В этом кризисе довольно сложно провести различие между беженцами и мигрантами. Многие действительно потеряли все, что имели в кровавом хаосе войн в Сирии, Ираке, Ливии и других конфликтах. Другие устремились в страны Старого Света в поисках новых возможностей, убегая от нищеты в своих родных краях.

Межконтинентальные миграции

В поисках новых возможностей многие мигранты прошлого проделывали еще более длинный путь, чем те, кто бежит сегодня в Европу. Европейские и африканские предки нынешних американцев, канадцев, а также жителей стран Южной Америки отправились вслед за первооткрывателями новых континентов, из Старого Света в Новый.

При этом, по многим оценкам, количество ввозимых рабов из Африки вплоть до начала XIX в. превышало число свободных людей. Ряд историков отмечают, что в период 1492–1776 гг. из 6,5 млн иммигрантов, которые пересекли Атлантику и поселились в Западном полушарии, лишь 1 млн человек были европейцами. Остальные 5,5 млн были рабами, которых силой привезли из Африки.

В течение ХIХ в. масштаб межконтинентальной миграции растет – из-за относительного перенаселения в одних странах и нехватки рабочих рук в других. Помимо основных миграционных направлений – США, Канады, а также ряда стран Южной Америки – вслед за ссыльными заключенными в поисках лучшей жизни люди отправились в Австралию и Новую Зеландию.

При этом, как и при Великом переселении народов в IV—VII вв. в Европе, конкистадоры и авантюристы всех мастей и последовавшие за ними волны мигрантов сокрушили прежний порядок жизни в тех частях света, куда они прибыли грабить и обустраивать свой новый мир.

Новое начало и экспансия жизненного пространства для колонистов из Старого Света и их рабов стала апокалипсисом для коренных народов Северной и Южной Америки. Многие племена и народы были истреблены полностью, их культуры и системы ценностей были стерты с лица Земли.

Геноцид аборигенов Австралии и Тасмании со стороны британских колонистов также вошел в историю и был описан рядом современников, в частности Чарльзом Дарвином, а также военным историком и корреспондентом Аланом Мурхедом.

Межконтинентальная миграция в страны Северной и Южной Америки достигла своего максимума в начале XX века. В 1900–1914 гг. из Европы выехало около 20 млн человек, примерно 3/5 из этого числа людей осели в США. Последовавшие мировые войны оказали серьезное влияние на судьбы и жизни многих людей и миграционные потоки.

Сразу после Первой мировой войны интенсивность межконтинентальной миграции резко упала. Ряд стран, в частности США и Австралия, на законодательном уровне ввели ограничительные меры для мигрантов, и после всплеска в начале 1920-х гг. в дальнейшем число заокеанских мигрантов вновь пошло на убыль.

Первая и Вторая мировые войны

Первая мировая война привела к массовым перемещениям народов Европы. Люди были вынуждены бежать из зон военных действий как в другие районы своих стран, так и в нейтральные страны. Однако намного более серьезным фактором стало заключение мирных договоров и установление новых государственных границ по итогам войны. Группы национальных меньшинств были вынуждены покинуть прежние места своего проживания, зачастую речь шла и о принудительных депортациях. В частности, с территории, которая отошла от Германии к Польше, были переселены свыше 500 тыс. немцев, более 200 тыс. венгров были вынуждены покинуть территорию Чехословакии. В Австрию переселились группы немецко-австрийского населения из областей, которые раньше принадлежали Австро-Венгрии.

Вторая мировая война еще сильнее ускорила перемещение групп населения одной национальности из одних стран в другие. Перед началом войны в странах Восточной и Юго-Восточной Европы, на территории Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии и Югославии проживало более 12 млн немцев.

Тех, кто не вернулся в Германию вместе с отступающими немецкими войсками, в годы после Второй мировой войны переселили в Германию по решениям Потсдамской конференции 1945 г. Многие страны Восточной Европы также провели обмен национальными меньшинствами – опять же в силу изменения границ государств по итогам войны.

При этом Вторая мировая война привела к новому усилению межконтинентальных миграций. В частности, в ходе репатриации японцев из районов Китая, Кореи, а также других районов Азии в Японию было переселено около 6,3 млн человек.

Великая депрессия в США

Примером масштабного бегства от нищеты стала миграция внутри США в ходе Великой депрессии и серии пыльных бурь 1930-х гг.

По ряду оценок, более 1 млн американцев, обнищавших из-за экономического и экологического кризисов, отправились в поисках работы через весь континент в поисках работы.

Столкновение с действительностью нищеты и безысходности, а также презрение, с которым были встречены отчаявшиеся мигранты в западных штатах, описал Джон Стейнбек в "Гроздьях гнева":

"И в глазах людей чувство бессилия и отчаяния, в глазах голодных зреет гнев. В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева – тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго ".

Население в некоторых сельских округах штатов Канзас, Оклахома и Техас сократилось более чем на 25%. При этом в ряде округов западных штатов (Калифорния, Невада) население практически удвоилось. Численность населения округа Лос-Анджелес выросла более чем на 500 тыс. человек – это был максимальный прирост среди всех округов во всех американских штатах в период 1930–1940 гг.

Со всего мира в Израиль

Само возникновение Израиля как отдельного государства по прошествии большого количества времени с довольно древних времен, расселение евреев по всему миру и гонения, которым они подверглись в различных странах, – данный вопрос, скорее всего, еще очень долго будет предметом всевозможных споров и теорий заговора.

Так или иначе, миграция евреев в ходе серии так называемых "алий" на территорию будущего государства Израиль и их репатриация после официального создания страны в 1948 г. стали обретением дома (возможно, наиболее долгожданным в истории) для одних и катастрофой для других. По ряду оценок, после раздела Палестины в 1947 г. более 700 тыс. палестинских арабов были вынуждены бежать с территорий, которые занял Израиль.

С момента основания государства Израиль, окруженный арабскими странами, ведет борьбу за существование и захватывает все новые территории. Продолжающаяся практика сноса палестинских поселений на территориях, захваченных после шестидневной войны в 1967 г., – это лишь один из примеров того, к чему привело обретение дома одной этнической группой для других.

Переселение 2.0: изменение облика Европы

Какие выводы из этих и многих других подобных миграционных процессов можно сделать?

Во-первых, мигранты бегут в Европу отнюдь не только из стран Ближнего Востока или конкретно из Сирии, как это пытаются представить ряд политических деятелей.

Мигранты из стран Африки, а также Средней Азии (в частности, Афганистана) также представляют довольно весомую долю жаждущих попасть в ЕС.

Данные: Агентство ЕС по безопасности внешних границ, графика: BBC

Во-вторых, миграционный кризис начался вовсе не в текущем году. Поток мигрантов, измерявшийся десятками тысяч в 2012 г., за несколько лет вырос в разы. Запоздалая реакция властей говорит о их невысоких способностях к анализу дальнейших миграционных тенденций.

В-третьих, заявления премьер-министров Британии и Франции Дэвида Кэмерона и Мануэля Вальса о необходимости "убрать Асада с помощью военной силы" – в 2015 г., после того как начиная с 2011 г. власти этих стран фактически ничего не делали для уничтожения исламистов, разрывающих на части Сирию и Ирак, говорят об их неспособности к понимаю причинно-следственных связей в текущем кризисе.

После "гуманитарных" бомбардировок Ливии в ходе операции НАТО "Объединенный защитник" и последовавшего за этим фактического политического и экономического распада Ливии поток мигрантов в Европу только усилился. Станет ли он меньше после полного уничтожения остатков государственности в Сирии?..

Кроме того, заявления президента Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера о том, что планируемые к расселению еще 160 тыс. мигрантов в странах ЕС представляют " всего 0,11% от населения Европы ", также ставят под сомнение способности властей ЕС к решению текущего кризиса.

Данные: Агентство ООН по делам беженцев, графика: BBC

Если бы в Брюсселе могли прогнозировать социальную стабильность общества, высчитывая растущую долю мигрантов в Европе, тогда, вполне возможно, еврокомиссары могли бы заметить определенную связь между этническими беспорядками, которые произошли в Швеции в 2014 г., и увеличением поступающих мигрантов.

Европа стоит на пороге нового витка обострения социальной напряженности. При этом, скорее всего, неизбежен рост националистических настроений, которые усилят позиции партий, которые в открытую критикует продолжение евроинтеграции и потерю национального суверенитета и контроля отдельных стран за своими границами.

Уже открыто звучат вопросы о том, что станет с Шенгенскими соглашениями о свободном перемещении внутри ЕС. А вот что будет с самим будущим обликом Европы? Станет ли будущее лицо среднего европейца чуть более сирийско-иракским? Или же сильнее проступят малийско-сомалийские черты?..

Есть определенный ненулевой и растущий во времени риск того, что пока в Брюсселе высчитывают проценты и раздают квоты по расселению мигрантов, далеко не все захотят носить маски толерантности.

Отдельные законопослушные граждане Европы в дальнейшем могут решить перестать быть таковыми и, не дожидаясь того момента, когда господа Кэмерон, Вальс, Юнкер и прочие соизволят "найти решение", сами начнут "решать проблемы" – причем ровно теми же методами, которые власти Европы предлагают для Сирии и других стран.