Принцип формирования элиты государства в прошлом и настоящем. Современная элита России отличается от элиты США

Элитология, как наука, является сравнительно молодой. Она родилась в Европе в конце XIX – начале XX века. Ее основоположниками являлись знаменитые политологи того времени: Гаэтано Моска и Вильфредо Парето. Они первыми дали определение политической элите, охарактеризовали ее свойства и качества.

Так, Г. Моска составил список из качеств, которыми представители элит должны обладать в обязательном порядке. «Представители правящего меньшинства неизменно обладают свойствами, реальными или кажущимися, которые глубоко почитаются в обществе, в котором они живут». Он выделяет 4 основных признака элиты: материальное превосходство, интеллектуальное превосходство, моральное превосходство и организаторские способности личности. Вследствие изначального неравенства людей деление на элиту и массы неизбежно.

В. Парето определил элиту как людей, «занимающих высокое положение соответственно степени своего влияния и политического и социального могущества». Выдвижению людей в элиту способствует наличие у них определенных качеств, например, умение предвидеть и выражать скрытые влечения масс.

В России проблемой политической элиты занимается ограниченное число ученых. Ими, несомненно, являются Оксана Викторовна Гаман-Голутвина («Политические элиты России: Вехи исторической эволюции») и Ольга Викторовна Крыштановская («Анатомия Российской элиты»). И, несмотря на то, что их вклад в изучение данной науки достаточно велик, все же элиты и по сей день остаются абсолютно неизученной структурой.

Элита – это правящая группа общества, являющаяся верхней стратой политического класса. Элита стоит на вершине государственной пирамиды, контролируя основные, стратегические ресурсы власти, принимая решения общественного уровня. Элита не только правит обществом, но и управляет политическим классом, а также создает такие формы организации государства, при которых ее позиции являются эксклюзивными. Политический класс формирует элиту и в то же время является источником ее пополнения.

Современная политическая элита России начала формироваться с конца 90-х годов, причем она претерпела фундаментальные изменения, перейдя от «служебно-номенклатурного» принципа формирования к плюралистическому. Существующий современный правящий класс получил название «путинская» элита. Суть данного термина заключается в следующем. Владимир Владимирович Путин, придя к власти в 2000 году (в первый раз), моментально начал устранять причины, которые разрушили политическую вертикаль власти при Борисе Ельцине. При нем была создана упорядоченная система исполнительной власти, а так же она снова стала возвращаться в центр.

Состав современной политической элиты Российской Федерации достаточно разнообразен, однако в ней возможно выделить несколько доминирующих групп, в руках представителей которых сейчас сконцентрирована власть. Среди данных объединений можно выделить бюрократические группировки, силовые структуры, бывшие криминальные группировки и другие.

Если принять во внимание проводимый А.М. Старостиным опрос, то получается, что власть в регионах на данный момент реально принадлежит следующим группам людей (опрос носил название «Кому, на Ваш взгляд, сегодня реально принадлежит власть в регионах?»): президенту или губернатору – 74,3%, олигархам – 30%, криминальным структурам – 20% и руководителям крупных компаний – 11,4%.

Здесь же стоит затронуть вопрос о рейтинге Российской элиты. За основу можно взять результаты опроса ВЦИОМа 2011 года, из которого следует, что Владимир Владимирович Путин обладает наибольшим рейтингом по стране (58%), что, в свою очередь, означает основательное доверие граждан. Далее с небольшим отрывом идет Дмитрий Анатольевич Медведев (42%). В первую десятку с гордостью вошли и лидеры политических фракций Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов и Сергей Миронов.

Следует отметить, что политическая элита России всегда была неразрывно связана с вопросами собственности. Если посмотреть назад всего на несколько десятилетий, то мы увидим, что в недалеком прошлом реальная власть была сконцентрирована в руках самых успешных бизнесменов 90-х годов. Доступ к власти был значительно ограничен для людей, не имеющих достаточно средств. Среди таких политических олигархов можно выделить Григория Лучанского (который одним из первых открыл бизнес на Западе, мультимиллионер), Бориса Березовского (профессор математики, миллиардер, политэмигрант), Михаила Черного («король» черной и цветной металлургии, миллиардер), Владимира Гусинского (один из первых банкиров России, медиа-магнат) и других.

Мало что изменилось с того времени для обычных, даже и прекрасно образованных граждан. Вход в политическую элиту остается закрытым, контрэлиты в нашей стране не существует, и, скорее всего, это особенность нашего времени, а не проводимой политики государства.

«Особенностью политической элиты является реальная возможность принимать или влиять на принятие общегосударственных решений». На данный момент перед элитой Российской Федерации стоит сложная, но выполнимая задача. Высшие политические круги не согласны мириться с еще совсем недавно доминирующим положением Соединенных Штатов на мировой арене. Чувствуя одобрительную поддержку со стороны населения, политическая элита России надменно относится к угрозам и санкциям, которые были предъявлены со стороны США. Используя лаконичную тактику спокойного противника, высшие круги России постепенно принимают свои собственные меры наказания США с целью прекращения существования однополярного мира. Направления для движения в данном ключе были даны еще 10 февраля 2007 года.

Таким образом, после распада Советского Союза Российская политическая элита основательно пересмотрела социально-экономические и политические установки своей страны. Политическая элита Российской Федерации потерпела серьезные изменения под влиянием современных геополитических факторов и факторов глобализации. Отвечая требованиям эпохи, а так же в силу стоящих перед Россией задач, состав элиты России подвергался изменениям намного чаще, чем в других государствах. Вертикаль власти более или менее выстроилась в начале 2000х годов, когда в России начался экономический рост, и укрепилась политическая система.

Комментарии 6

Интересно, а российская элита обладает всеми 4 основных признака элиты: материальное превосходство, интеллектуальное превосходство, моральное превосходство и организаторские способности личности?


Добрый вечер, Господин Кадыров!


Спасибо за вопрос. Если Вас интересует мое личное мнение, то я считаю, что нет. Мне кажется, нет ни одной элиты в мире, которая обладала бы всеми данными свойствами, так как это некий идеал, которого в жизни, к сожалению, не существует.


Одной из особенностей Российской элиты является тесная связь положения и дружеских взаимоотношений, а так же материальная составляющая претендента на вход в элиту. Если учитывать данные факты, то получается, что его интеллектуальные способности и моральная составляющая не играют значительной роли.


С уважением,


Валерия Владимировна


С и политическим банкротством КПСС в России значительно увеличилась социально-экономическая и политическая мобильность. Если раньше в период господства партийно-государственной номенклатуры в СССР существовала закрытая система формирования (из узкого привилегированного слоя), то в условиях начавшихся реформ старая система формирования элит была в основном разрушена. На вновь возникшие политические «вакансии» стали претендовать и представители из низших социальных слоев общества.

Однако старая советская номенклатура не спешила уступать свои позиции. Она быстро отошла от идей социализма и коммунизма, которые еще совсем недавно так настойчиво проповедовала, и, по сути, возглавила переход бывшего советского общества к «новому» капиталистическому обществу. Так, в большинстве бывших союзных республиках, ставших независимыми суверенными государствами, президентский пост заняли представители прежней высшей советской номенклатуры.

Большинство российских регионов () также возглавила местная партийно-государственная элита советского образца. А окружение российского Президента в начале 90-х гг. на 75 % состояло из представителей бывшей советской номенклатуры.

В отдельную социальную группу, из представителей которой также формировалась новая политическая элита, можно выделить так называемых хозяйственников (директорский корпус), которые сумели «приватизировать» предприятия и целые отрасли промышленности, ранее находившиеся под их формальным управлением. К их числу можно отнести и так называемых бывших «теневиков», имевших опыт полузаконной предпринимательской деятельности, который в условиях либерализации экономики способствовал их быстрому экономическому росту и политическому весу.

Наряду со старой партийно-государственной номенклатурой и хозяйственниками на роль новой российской политической элиты прете ндо ват и наиболее активные и амбициозные представители различных слоев общества. Например, представители научной интеллигенции, преимущественно с экономическим и юридическим образованием, стали активными участниками государственного и партийного строительства и основными идейно-теоретическими разработчиками и проводниками новых для постсоветской России либерально-демократических, рыночных реформ.

В ходе развития (трансформации) политической системы в 90-е гг. XX в. и в начале XXI в. социальный состав политической элиты и удельный вес политического влияния различных групп политиков и политических институтов меняется. Динамика изменения политического влияния различных групп политиков представлена в табл. 2.

Таблица 2. Удельный вес политического влияния в 1993-2002 гг., %

Группы политиков

Рассмотрим каждую из представленных в табл. 2 группу политиков и попытаемся проанализировать причины и динамику их трансформации.

В первую группу политиков входят Президент РФ, его помощники, советники, полномочные представители в федеральных округах, руководители Совета Безопасности и других органов, образованных при Президенте РФ.

В 1993 г. удельный вес первой группы составил 18,4 % к общему объему политического влияния. В 1994 г. наблюдался рост влияния первой группы (20,4 %). Это было обусловлено, во-первых, расстрелом Белого Дома и разгоном первого российского парламента в октябре 1993 г.; во-вторых, принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ, в соответствии с которой Президент РФ наделен почти неограниченными полномочиями.

В последующем вплоть до 2000 г. наблюдался спад влияния первой группы политиков, которое в 1999 г. составило всего 12,2 %. Причины такого значительного падения заключаются в следующем: а) неэффективная внешняя и внутренняя политика президента и его окружения; б) поражение в первой чеченской войне (1994-1996 гг.); общее падение рейтинга Президента РФ Б. Н. Ельцина (к концу 1999 г. он составлял примерно 5 %).

С выборами в 2000 г. на пост Президента РФ В. В. Путина начинается последовательный рост политического влияния первой группы политиков, который связан прежде всего с общим укреплением вертикали власти: введение института полномочных представителей Президента РФ в административных округах (2000 г.); отмена прямых выборов глав субъектов РФ (губернаторов, президентов) и введение порядка их представления (назначения) Президентом РФ с последующим утверждением предложенной кандидатуры местным представительным органом власти (2004 г.); ограничение политического влияния других политических групп и институтов (парламента, средств массовой информации, «олигархов», глав регионов).

Вторая группа политиков — руководители Правительства РФ и основных министерств (кроме «силовиков») традиционно имеют в России значительное политическое влияние. Усиление влияния второй группы политиков, как правило, происходило в периоды ослабления политического влияния первой группы (1996 и 1999 гг.). В целом же в 2002 г. политическое влияние элит, возглавляющих основные исполнительные институты власти (группы 1, 2, 3), составило 54,1 %. В последующие годы их влияние продолжало усиливаться. Особенно заметное усиление всех трех указанных групп политиков произошло в ноябре 2005 г. после проведенных Президентом РФ В. В. Путиным значительных кадровых перестановок и назначений. Тогда Правительство РФ было усилено двумя дополнительными вице-премьерами.

К третьей группе политиков-«сиповиков» относятся руководители Минобороны России, Генштаба, МВД России, МЧС России, Минюста России, ГТК, Генпрокуратуры РФ, различных спецслужб, а также командующие военными округами. Удельный вес политического влияния третей группы колебался от 8 % в 1999 г. до 13,8 % в 2000 г. Значительный рост влияния «силовиков» в 1994-1995 гг. объясняется началом первой чеченской войны. Затем наблюдается значительный период (1996-1999 гг.) спада политического влияния «силовиков», который в значительной мере был обусловлен поражением федеральных войск в Чечне и последовавшими структурными изменениями и кадровыми перестановками в силовых органах.

Начало второй чеченской войны (август 1999 г.) и определенные успехи федеральных войск, а также избрание В. В. Путина Президентом РФ в 2000 г. — выходца из силовых структур значительно повысили удельный вес политического влияния «силовиков».

В последующие годы удельный вес политического влияния «силовиков» немного снизился (2002 г. — 11,8 %), но в целом оставался на достаточно высоком уровне; в 2004-2007 гг. наблюдалась тенденция его увеличения. В эти годы было значительно увеличено финансирование силовых структур, повысилось внимание со стороны государства к проблемам «силовиков».

Причины усиления влияния третей группы политиков видятся в следующем: необходимость борьбы с терроризмом; страх правящей элиты перед угрозой «цветной революции»; общая военная угроза со стороны различных внешних сил и назревшая необходимость укрепления обороноспособности страны.

Динамика изменения политического влияния четвертой группы политиков - парламента (без лидеров партий) — является вполне закономерной для государства, в котором доминирует исполнительная власть. Существенный удельный вес политического влияния парламент имел место только в 1993, 1994 и 1995 гг., когда Государственная Дума и Совет Федерации пытались противостоять диктату исполнительной власти. В последующие годы наблюдалось резкое снижение политического влияния парламента (1996 г. — 8,3 %; 2002 г. — 5,3 %), которое можно объяснить следующими причинами.

Во-первых, подчиненное положение Государственной Думы заложено уже в Конституции РФ, в соответствии с которой Президент РФ может распустить Государственную Думу после трехкратного отклонения ею представленных Президентом РФ кандидатур на пост Председателя Правительства РФ (ст. 111) или в случае выражения ею недоверия Правительству РФ (ст. 117). Поэтому перед угрозой роспуска Дума готова одобрить любые предложенные Президентом и Правительством РФ законопроекты.

Во-вторых, большинство субъектов РФ являются дотационными, т. е. зависимыми от исполнительной власти РФ, и делегируемые ими в Совет Федерации члены также вынуждены «лояльно» относиться к Президенту и Правительству РФ. Кроме того, с усилением вертикали власти и ослаблением политического влияния регионов (особенно после введения порядка «назначения» глав субъектов РФ Президентом РФ) Совет Федерации окончательно утратил свое былое политическое влияние.

В-третьих, с середины 90-х гг. XX в. парламент РФ стал ареной ожесточенных столкновений различных политических групп, которые, используя различные способы давления на законодателей, лоббируют принятие (непринятие) нужных им законов. В целях сохранения своего статуса или преследуя свои корыстные интересы, члены парламента нередко принимают (откладывают принятие) заказанные той или иной группой давления законы. Например, в 2001 г. был принят закон об амнистии осужденных, имеющих правительственные награды. В результате многие сотни опасных преступников оказались на свободе; в декабре 2003 г. была отменена ст. 52 Уголовного кодекса РФ, в соответствии с которой все незаконно нажитые средства подлежали конфискации. В результате преступники и коррупционеры перестали опасаться за наворованное ими добро; в то же время принятие закона о коррупции откладывается уже более 15 лет. Такое «законотворчество» не прибавляет авторитета и политического влияния парламенту.

Удельный вес политического влияния пятой группы политиков — представителей политических партий до середины 90-х гг. XX в. был весьма существенным (1993 г. — 10,3 %; 1995 г. — 10,5 %). Однако во второй половине 90-х гг. и в начале XXI в. наблюдалось постепенное снижение политического влияния партий. Так, в декабре 2004 г. политическим партиям доверяли только 5 % россиян, в сентябре 2005 г. — 7 %". Причина этого явления видится в следующем: партии не имеют действенных рычагов влияния на реальную политику; снижение влияния представительных органов власти, которые, как правило, формируются из партийной элиты; ограничение плюрализма в обществе значительно сократило политическое поле для партий, находящихся в оппозиции.

Особой оценки заслуживает так называемая партия власти — «Единая Россия». Благодаря мощному административному ресурсу на парламентских выборах 2003 г. она набрала 37 % голосов и стала в Государственной Думе доминирующей, способной единолично принимать или отвергать федеральные законы. В декабре 2007 г. за «Единую Россию» проголосовали 64,3 % избирателей. Основу «Единой России» составляют высшие государственные чиновники, число которых в се рядах стремительно увеличивается, так как членство в партии становится чуть ли не обязательным условием успешной карьеры. Так, если в 2003 г. в партии состояли примерно 30 руководителей субъектов РФ (президентов, губернаторов), то в конце 2007 г. их число увеличилось до 70. Поэтому политическое влияние «Единой России» заключается не столько в партийном потенциале, сколько в административном, государственном ресурсе. Такая позиция руководителей партии превращает ее в элемент системы государственного управления, а не в представительный политический институт.

Конституция РФ законодательно закрепила федеративное устройство России. Региональные элиты получили значительные полномочия для управления своими регионами. В некоторых субъектах РФ наблюдался рост сепаратистских настроений. Федеральная власть, ослабленная своими внутренними конфликтами, неудачами в проведении реформ и войной в Чечне, не уделяла должного внимания региональной политике. Поэтому с 1994 по 1999 г. включительно удельный вес политического влияния шестой группы политиков - представителей региональных элит можно оценить как значительный.

В 2000 г. Президент РФ принял решительные меры по укреплению вертикали власти:

  • вводятся полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;
  • устанавливается новый порядок формирования Совета Федерации (главы исполнительной и законодательной власти регионов уже не входят в Совет Федерации в качестве его членов, а назначают своих представителей);
  • предусматривается отзыв руководителей и прекращение полномочий органов власти субъектов РФ и местного самоуправления;
  • предусматривается введение прямого президентского правления в регионах;
  • принимаются меры по восстановлению и укреплению единого правового поля на всей территории РФ.

Все эти меры способствовали повышению политического влияния исполнительных органов РФ и снижению влияния региональных элит. С началом применения порядка назначения глав субъектов РФ Президентом РФ (2005 г.) политическое влияние региональных элит еще больше уменьшилось.

В условиях демократизации и гласности с начала 90-х гг. наблюдался рост политического влияния седьмой группы политиков - представителей средств массовой информации, журналистов (1993 г. — 2,3 %, 1998 г. — 5,7 %). Однако вскоре происходит резкое снижение их влияния (2001 г. — 1,7%, 2002 г. — 0 %). Причина такой динамики видится в том, что одновременно с началом укрепления вертикали власти исполнительные органы РФ начали планомерное «наступление» на независимые средства массовой информации и оппозиционно настроенных журналистов. Особенно существенный урон понесло телевидение. Так, с 2000 по 2005 г. потеряли свою независимость (были перепрофилированы) такие телеканалы, как НТВ, ТВ-6, ТВС; сняты с эфира такие популярные телепередачи, как «Итоги», «Куклы», «Свобода слова», «Глас народа», «Поединок», «Основной инстинкт» и др. Многие известные журналисты вынуждены были покинуть телевидение.

Политическое влияние восьмой группы политиков - «олигархов» начинает проявляться только со второй половины 90-х гг., когда в результате приватизации государственной собственности небольшая группа приближенных к Б. Н. Ельцину лиц обрела миллиардные состояния и стала непосредственно влиять на политические процессы. Этому способствовало также слабое здоровье Президента РФ и его зависимость от так называемой «семьи» — приближенного круга людей.

Вторую половину 90-х гг. XX в. и начало XXI в. многие исследователи и политики называют периодом олигархического правления в России. Только в 2004 г. избранный на второй срок Президент РФ В. В. Путин решился нанести существенный удар по «олигархам», которые стали представлять для него и его команды непосредственную угрозу. Возбуждение уголовного дела против нефтяной компании ЮКОС и суд над ее руководителями снизили политическое влияние «олигархов», заставили их быть более лояльными к государственной власти (не считая тех, кто иммигрировал на Запад).

Что касается девятой группы политиков - руководителей судебных и финансовых органов и др., то следует сказать, что значительное влияние судебных органов в 1993 г. можно объяснить тем, что в споре между Президентом РФ и российским парламентом Конституционный Суд РФ выполнял роль арбитра. Новое повышение политического влияния судебных органов с 2000 г. связано с тем, что с приходом во власть В. В. Путина и его команды начинается новый передел собственности, в котором заметную роль играют и суды. Кроме того, суды стали использоваться властью для преследования оппозиции и отстранения неугодных кандидатов и партий от участия в выборах.

Рост политического влияния финансовых органов с 2000 г. связан с тем, что в результате высоких цен на нефть и роста налоговых сборов значительно увеличились финансовые поступления в бюджет страны и в стабилизационный фонд.

При анализе политического влияния тех или иных представителей элиты важна качественная характеристика оценки. Положительная оценка означает, что данный представитель элиты использует свое влияние на благо общества и государства, а отрицательная — негативное влияние. Так, в мае 2005 г. из 20 наиболее влиятельных представителей правящей элиты деятельность А. А. Кудрина — министра финансов, В. Ю. Суркова — зам. главы администрации Президента РФ, Р. А. Абрамовича — губернатора Чукотки, А. Б. Чубайса — главы РАО ЕЭС, Б. В. Грызлова — спикера Государственной Думы, В. В. Устинова — Генерального прокурора РФ, В. П. Иванова — министра обороны РФ была оценена со знаком отрицательного влияния.

Несколько иное представление о политическом влиянии элит в России имеют простые российские граждане. В ходе социологического опроса, проведенного Институтом социологии РАН в ноябре 2005 г., гражданам был задан вопрос: «В чьих руках находится реальная власть в России?» Ответы распределились следующим образом: народа — 0,8 %; парламента — 2,8 %; Правительства России — 7,2 %; западных кругов — 8,7 %; «силовиков» — 12,6 %; российской бюрократии — 15,6 %; президента — 18,9 %; олигархов — 32,4 %.

В приведенных данных обращает на себя внимание то, что Президент РФ В. В. Путин, имевший в 2005 г. весьма высокий рейтинг (в пределах 65-75 %), занимает лишь вторую позицию (18,9 %), а на первом месте с большим отрывом находятся олигархи (32,4 %). Возможно, что такое мнение у многих россиян сложилось из-за того, что олигархи и естественные монополии продолжают наращивать свои капиталы, а реального улучшения в жизни простых граждан почти не происходит и большинство обещаний Президента РФ остаются лишь благими пожеланиями.

Данные опроса также свидетельствуют о том, что народ фактически отстранен от власти (0,8 %). Следовательно, элита правит страной без всякого контроля снизу, преследуя прежде всего собственные интересы, не обращая внимания на просьбы и требования народа. Поэтому большинство преступлений, совершаемых представителями правящей элиты, остаются безнаказанными.

В современной России, по сути, сложилась ситуация, когда народ и правящая элита существуют как бы в параллельных мирах, не пересекаясь друг с другом. Один мир — мир безудержного обогащения и вызывающей роскоши; другой мир — мир унизительной нищеты и безысходности. Но такое положение дел не может продолжаться до бесконечности. В обществе зреет проте- стный потенциал, который может вызвать серьезные социальные потрясения.

Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что для современных государств все острее встает проблема становления квалифицированной, высокопрофессиональной политической элиты, которой могло бы доверять население. Такую элиту необходимо обществу создавать, прилагая значительные усилия для того, чтобы с помощью демократических и юридических норм и механизмов, в том числе и посредством законных и обоснованных привилегий, проводить своеобразную «селекцию» новых политиков, имеющих государственное мышление и способных взять персональную ответственность за преобразования в стране.

Целью данной работы является изучить сущность политической элиты, ее роль и значение в политической жизни демократического общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Дать определение понятия «элита»;

Рассмотреть типы политической элиты;

Выявить способы рекрутирования политических элит;

Раскрыть характерные черты политической элиты и особенности политической элиты современной России;

Объектом исследования является политическая система.

Предметом исследования выступает правящая элита, являющаяся вершиной государственной пирамиды и контролирующая главные ресурсы власти.

Термин «элита» ведет свое происхождение от латинского eligere – «выбирать». Непосредственно же этот термин получил широкое хождение, будучи взятым из французского elite – «лучший», «отборный», «избранный».

Философы Древней Греции считали, что править обществом должны лучшие, специально предназначенные для этого люди.

Политическая элита – это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Основы современных концепций элит заложены в трудах итальянских социологов Гаэтано Моска (1858 - 1941 гг.) и Вильфремо Парето (1848 - 1923 гг.) и немецкого политолога Роберта Михельса (1876 - 1936 гг.).

Моска Г. пытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В "Основах политической науки" (1896 г.) он писал: "Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и кончая современными передовыми и мощными обществами, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет материальные средства для жизнеобеспечения политического организма".

Моска Г. считал господство меньшинства неотвратимым, ибо это господство организованного меньшинства над неорганизованным большинством.

Парето В. неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые массы выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах социальной жизни. Он, прежде всего, выделял элиту политическую, экономическую, военную, религиозную. В. Парето выделял два главных типа элит: "львы" и "лисы".

Для "львов " характерен консерватизм, грубые силовые методы управления. Общество, где преобладает элита "львов", обычно застойно.

"Лисы" - мастера обмана, политических комбинаций. Элита "лис" динамична, она обеспечивает преобразования в обществе.

Наряду со сходством исходных положений Парето и Моски в их концепциях есть и различия:

Парето делал упор на замене одного типа элиты другим, а Моска - на постепенном проникновении в элиту "лучших" представителей масс.

Моска абсолютизирует действие политического фактора, а Парето объясняет динамику элит скорее психологически; элита властвует потому, что насаждает политическую мифологию, возвышаясь над обыденным сознанием.

Для Моски элита - политический класс. У Парето понимание элиты шире, оно антропологично.

Суть концепции Р. Михельса состоит в том, что "демократия, чтобы сохранить себя и достичь известной стабильности", вынуждена создавать организацию. А это связано с выделением элиты - активного меньшинства, которому народная масса вверяет свою судьбу ввиду невозможности ее прямого контроля над крупной организацией. Лидеры никогда не уступают свою власть "массам", а только другим, новым лидерам. Необходимость управления организацией требует создания аппарата, и власть концентрируется в его руках.

Характерными чертами политической элиты являются следующие:

Это небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;

Высокий социальный статус;

Значительный объем государственной и информационной власти;

Непосредственное участие в осуществлении власти;

Организаторские способности и талант.

На основе концепции Г. Моски, В. Парето и Р. Михельса возникли современные направления: макиавеллистская школа, ценностные концепции элит, концепция демократического элитизма, концепция множественности, плюрализма элит, концепция элиты как авангардной партии рабочего класса.

Макиавеллистская школа элит имеет следующие черты:

Признание элитарности любого общества, его разделение на властвующее меньшинство и пассивное большинство.

Особые психологические качества элиты. Принадлежность к ней связана в первую очередь с природными дарованиями и воспитанием.

Групповая сплоченность.

Легитимность элиты, более или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство.

Структурное постоянство элиты, ее властных отношений.

Формирование и смена элит происходит в борьбе за власть.

Для ценностной теории элиты характерны утверждения:

Элита – наиболее ценный элемент общества, обладающий высокими способностями.

Господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества. Элита - мотор, а массы - колесо истории, проводник в жизнь решений элит.

Формирование элиты - процесс естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.

Элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей. Демократия должна обеспечить примерно одинаковые стартовые условия. На финише неизбежно проявляются социальные чемпионы и аутсайдеры.

Концепции демократического элитизма имеют следующие черты:

Демократия понимается как конкуренция между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей.

Элита не только обладает необходимыми управленческими качествами, но и защищает демократические ценности.

Концепции множественности, плюрализма элит базируются на следующих постулатах:

Отрицание элиты как единой привилегированной группы. Существует множество элит.

Элиты возможно удерживать под влиянием масс.

Существует конкуренция элит, что предотвращает складывание единой господствующей элитарной группы.

Различия между элитой и массой относительны, условны и часто достаточно размыты. Доступ к лидерству открывает не только богатство и высокий социальный статус, но, прежде всего личные способности, знания, активность и т.п.

Концепция политической элиты как авангардной партии рабочего класса, всех трудящихся, разработана в учении В. И. Ленина, несмотря на его негативное отношение к элитизму. Ее основополагающие черты таковы:

Глобальный характер политической элиты, ее историческое призвание руководить процессом перехода человечества от капитализма к коммунизму.

Всеобъемлющий характер политического руководства. Коммунистическая партийно-государственная элита руководит всеми сферами общества.

Происхождение элиты из социальных низов - "кто был никем, тот станет всем".

Идеологичность. Обладание единственно верной идеологией определяет передовые качества элиты, служит важнейшей гарантией успешного руководства обществом. Все другие идеологии - заблуждения или происки классового врага.

Жестокая иерархия политической элиты. Сама правящая элита уподобляется армейским структурам, делится на вождя, "генералов", "офицеров", "унтер-офицеров" (Сталин).

Факты реальной жизни и многочисленные исследования подтверждают, что политическая элита - реальность сегодняшнего (и, вероятно, завтрашнего) этапа развития общества и обусловлена действием следующих основных факторов:

Психологическое и социальное неравенство людей, их неодинаковые способности, возможности и желания участвовать в политике.

Закон разделения труда требует профессионального занятия управленческим трудом.

Высокая значимость управленческого труда и его соответствующее стимулирование.

Широкие возможности использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий.

Практическая невозможность осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями.

Политическая пассивность широких масс населения.

Элиты типологизируются по ряду оснований:

По отношению к власти выделяют: правящую элиту; неправящую, или контрэлиту.

По уровню компетенции: высшая (общенациональная); средняя (региональная); местная.

По результатам деятельности (эффективности): элита; псевдоэлита; антиэлита.

Сторонники однополой любви входят в список Forbes, управляют банками, заводами, аэропортами и верфями

Отбиваясь от нападок западных журналистов, упрекающих его в нетерпимости к секс-меньшинствам, президент Владимир Путин неоднократно заявлял, что относится к ним со всем уважением. В частности, в интервью «Первому каналу» и агентству Associated Press перед сочинской Олимпиадой он подчеркнул , что российские сторонники гомосексуализма - «полноценные и равные в правах граждане», а лично у него с геями «абсолютно нормальные отношения». Путин прав, и тому имеется множество подтверждений. Среди чиновников и миллиардеров Российской Федерации наблюдается множество ценителей однополой любви , некоторые из которых сделали головокружительные карьеры. Изучив их биографии, редакция агентства «Руспрес» составила рейтинг, который включает десять наиболее ярких представителей гей-сообщества из российского бизнеса.

1 место. Герман Греф. Первую строчку занимает наиболее высокопоставленный представитель сообщества - глава Сбербанка Герман Греф , переместившийся на нынешнюю должность с поста министра экономического развития и торговли. Финансовое учреждение, возглавляемое Грефом, является одним из крупнейших банков России. Его активы на сегодняшний день превышают 18 трлн. руб, а количество сотрудников приближается к четверти миллиона. После прихода Грефа банк ведёт активную экспансию, приобретя российскую инвестиционную компанию «Тройка-диалог», австрийский банк VBI, швейцарский SLB и австрийский Denizbank.

Могли ли помешать Грефу сделать эти приобретения слухи о его половой ориентации, или даже её оглашение, сделанное на радио Finafm основателем правозащитного портала GayRussia.Ru Николаем Алексеевым ? Ни в коей мере! Как и постоянное обсуждение в офисах Сбербанка персоны молодого и симпатичного референта Т., пользующегося особым доверием начальства.

2 место. Михаил Прохоров . Долларовый миллиардер и б ывший владелец «Норильского никеля» мог бы поспорить с Грефом за первое место. Прохоров покинул никелевый бизнес, провалил проект выпуска «Ё-мобиля» и потерял позиции в собственной либеральной партии «Гражданская платформа». Руководство Федерацией биатлона пришлось оставить после того, как Дарья Домрачёва, которую федерация упустила в Белоруссию, выиграла на Олимпиаде в Сочи три гонки, а её бывшие российские товарищи - только одну. Купленный Прохоровым в США баскетбольный клуб Brooklyn Nets выступает слабо.

Но если судить исключительно по личным деньгам, среди геев России Прохоров до сих самый состоятельный. По данным Forbes, в 2008-2009 гг. он являлся богатейшим олигархом России, в 2010-2011 гг. входил в их первую тройку, ещё в прошлом году располагал капиталом в $13 млрд.

Немало красавиц пытались подвести под венец старого холостяка Прохорова, но безуспешно. Он настолько равнодушен к женским прелестям, что, пригласив к себе в куршевельские номера пятерых барышень, попросил их лишь почитать вслух русскую классику.

3 место. Владислав Резник. Замыкает тройку лидеров старинный приятель Грефа и признанный лидер «голубого лобби» в Государственной Думе, первый заместитель председателя Комитета по финансовому рынку и член Высшего Совета «Единой России» Владислав Резник . Это не только один из влиятельнейших парламентариев, но и едва ли богатейший политик России. Рублёвый миллиардер Резник пришёл в Думу с поста председателя совета директоров страхового общества «Русь» , где некогда его подчинённым был молодой талантливый юрист Дмитрий Медведев. Сейчас у Резника только согласно официальной декларации о доходах есть вилла, квартира, 16 земельных участков и 24 автомобиля в России, апартаменты в США. И сверх того - оформленное на фирму поместье на острове Мальорка. Попытка испанской полиции зачистить эти угодья, объявив их заповедником «русской мафии» , провалилась - уж больно высокое покровительство имеет нетрадиционный депутат российского парламента.

4 место. Олег Тиньков. Экс-торговец пельменями «Дарья» и пивом «Тинькофф», основатель сети одноимённых пивных ресторанов, а теперь банкир и владелец велосипедной команды Олег Тиньков формально богаче Резника. Финансист давно обосновался в клубе долларовых миллиардеров со своими $1,8 млрд, но его политическое влияние и лоббистские возможности невелики, а потому в рейтинге он ниже.

В октябре 2011 года Тиньков был отмечен журналом «Forbes » как один из 9 самых необычных российских бизнесменов - сумасбродов, чудаков и эксцентриков. В начале марта 2013 года сообщил о запуске новой авиакомпании Tinkoff Airlinesна самом деле являющимся маркетинговым названием нового карточного продукта All Airlines банка Тинькофф. Кредитные Системы . В декабре 2013 года по версии «Forbes» был признан «Пионером года» за IPO ТКС-банка.

В прошлом Тиньков считался строгим гетеросексуалом, но недавно признался в своей нетрадиционной ориентации. Правда, вскоре последовало опровержение, но от имени анонимного сотрудника пресс-службы банка «Тинькофф. Кредитные системы», что позволяет считать владельца бизнеса по крайней мере бисексуальным.

5 место. Борис Шпигель. Следующую за Тиньковым, пятую позицию занимает бывший секретарь Хмельницкого горкома комсомола, председатель Конгресса еврейских организаций России и сенатор от Пензенской области, основатель фармацевтической корпорации «Биотэк» (годовой доход до $400 млн.) Борис Шпигель . Если поверить в подлинность опубликованного в сети копии приговора Первомайского районного народного суда города Москвы, господин Шпигель в 1982 году был осуждён за растление юных комсомольцев. Впоследствии, будучи продюсером своего зятя - считающегося геем певца Николая Баскова , Шпигель стал фигурантом семейного скандала.

Когда реалии современной российской политики изменились, бизнесмен не пожелав отказываться от зарубежных вкладов и терять израильское гражданство. Поэтому покинул Совет Федерации и продолжил активно заниматься общественной деятельностью во главе существующей за его счёт общественной организации «Мир без нацизма» , передвигаясь между своими виллами в Италии и Израилем.

6 место. Игорь Юсуфов. В отличие от Шпигеля, бывший министр энергетики РФ Игорь Юсуфов предпочитает не реагировать на скандальные разоблачения. Когда ещё в 2002 году произошёл скандал, связанный с попыткой Юсуфова попыткой назначить своим замом возлюбленного сотрудника, чиновникмолча подчинился полученному сверху указанию разделять интим и службу. Обличительную публикацию Юсуфов проигнорировал, как и многочисленные обвинения в коррупции и семейственности, а потому ещё два года оставался министром. Потом был назначен специальным представителем президента Медведева по энергетическому сотрудничеству, а сейчас возглавляет фонд «Энергия», через который проходят многие ответственные инвестиции в нефтегазовую отрасль. В частности, предметом интересов отставного госслужащего остается Государственная нефтегазовая компания Дагестана, которую при поддержке главы республики Рамазана Абдулатипова возглавил его родной брат – Лев Юсуфов. Младшее поколение семьи в лице юридического сына бывшего министра Виталия Юсуфова при поддержке старших разворачивает бизнес за границей - в Европе и Бразилии. Ставшему президентом компании Nordic Yards Юсуфову-младшему осталось совсем немного до вступления в клуб долларовых миллиардеров.

7 место. Михаил Василенко. Генеральный директор аэропорта «Шереметьево» , которому главный гей России Николай Алексеев устроил каминг-аут в той же передаче на Finafm, где разоблачил Грефа, хоть и возмутился в первый момент в своём блоге, но в дальнейшем развивать эту тему не стал. Тактика оказалась правильной, скандал быстро заглох, а пиар-службы «Шереметьево» предпочитают рассказывать об открытых при Василенко терминалах А, Е и F, новом командно-диспетчерском пункте и прошлогоднем звании «Лучший аэропорт Европы по качеству обслуживания пассажиров». С его достижениями в профессиональной сфере поспорить сложно - Василенко возглавляет Шереметьево с мая 2005 г. Реализовал масштабную программу развития аэропорта , модернизации аэродромной инфраструктуры, аэровокзальных комплексов, а также транспортного сообщения аэропорта с центром Москвы , реконструирована вторая взлетно-посадочная полоса. Вполне логично, что за такие заслуги он был награжден указом президента РФ от 16 июня 2010 г. Орденом Почета.

8 место. Валерий Коган. Состояние председателя наблюдательного совета и совладельца аэропорта «Домодедово» Валерия Когана в 2014 году равнялось 2,5 млрд. долл. Но еще два года назад он чуть было не потерял все свои активы, когда правительство России обязало владельцев всех стратегических объектов перейти в российскую юрисдикцию или раскрыть конечных бенефициаров. В 2012 г. головная компания аэропорта Домодедово была перерегистрирована с острова Мэн на Кипр. Однако, после того как активы аэропорта частично вернулись из офшоров в российскую юрисдикцию, претензии к Когану были сняты, и он сохранил свою должность.

В отличии успехов в бизнесе, с сокрытием своей сексуальной ориентации предприниматель явно потерпел фиаско. Раскрытие эротических пристрастий получилось куда более доказательным, чем у остальных героев нашего рейтинга. В интернете появился ролик с любовными играми Валерия Когана и некоего юноши, то ли на грани совершеннолетия, то ли чуть-чуть за гранью. Первая реакция была крайне нервной, но скоро выяснилось, что наверху эротические пристрастия старшего партнера ролика никому неинтересны - скандал замялся сам собой.

9 место. Евгений Ромаков.

На девятом месте финансовый директор и заместитель председателя правления банка «ТРАСТ» Евгений Ромаков, который также известен своей нетрадиционной ориентацией. По некоторым сведениям, Ромаков обзавёлся ею ещё в Финансовой академии при правительстве РФ , которую закончил в 1997 году. Неоднократно посещавшие Академию министры финансового блока обратили внимание на симпатичного студента. Он начинал карьеру в должности экономиста в банке «Российский кредит», а с 1998 г. по 2007 г. занимал руководящие позиции в «Импэксбанке» - от начальника отдела по управлению активами и пассивами казначейства до заместителя председателя правления –финансового директора. Дослужившись до зампреда правления банков «Инвестсбербанк» и «Юниаструм» , как говорят бывшие коллеги, не вполне скромно вёл с себя с подчинёнными, и потому приходилось менять работу. С начала 2013 г. он вошел в банк «Траст». Сейчас у «Траста» проблемы – он не справляется с оттоком вкладов, что и привело к санации, стоимость которой сейчас оценена в 30 млрд руб. Управление банком временно передано Агентству по страхованию вкладов. Останется ли Ромаков на своей должности после грядущих оздоровительных процедур, пока неясно. Если члены «голубого лобби» и особенно Герман Греф его поддержат, шансы неплохие.

10 место. Андрей Макаров. Замыкает великолепную десятку старожил российского гей-движения – известный юрист Андрей Макаров, сделавшего себе имя ещё в горбачёвские времена, когда защищал зятя Брежнева Юрия Чурбанова. По воспоминаниям коллеги Макарова по Госдуме 1995 года созыва - Александра Невзорова, у нетолерантных коммунистов любимым развлечением было подождать, когда адвокат проходит мимо, и позвать: «Таня!» А потом с ухмылкой смотреть, как коллега дёргается и оглядывается. Даже такой коммунистический троллинг не помешал Макарову быть одним из самых успешных адвокатов своего времени, хотя, конечно, его основные успехи в прошлом. Состоит учредителем московского адвокатского бюро «Андрей Макаров и Александр Тобак», другой бизнес он переписал на супругу . По информации газеты «Ведомости », в Испании Макарову принадлежит два земельных участка площадью 2,9 тыс. м.

Подводя итоги нашего рейтинга, можно прийти к заключению, что представителям сексуальных меньшинств в России живётся отнюдь не плохо . Их экономические права не ограничены, а бизнес-успехам некоторых могут позавидовать иные гетеросексуалы. Как всегда, президент Путин верно обрисовал положение вещей. Сторонники нетрадиционной ориентации - «полноценные и равные в правах граждане», а, может быть, даже и «равнее и полноценнее» других.