Накануне Второй мировой войны. Шпаргалка: Международная обстановка накануне второй мировой войны

Введение

Вторая мировая война явилась самым крупным военным конфликтом в истории человечества. В ней участвовало более 60 государств с населением 1,7 млрд. человек. Военные действия шли на территории 40 стран. Общая численность сражавшихся армий составила более 110 миллионов человек, военные расходы - более 1384 миллиардов долларов. Беспрецедентными оказались масштабы человеческих потерь и разрушений. В войне погибло более 60 миллионов человек, в том числе 12 миллионов в лагерях смерти: СССР потерял более 26 млн., Германия - ок. 6 млн., Польша - 5,8 млн., Япония - ок. 2 млн., Югославия - ок. 1,6 млн., Венгрия - 600 тыс., Франция - 570 тыс., Румыния - ок. 460 тыс., Италия - ок. 450 тыс., Венгрия - ок. 430 тыс., США, Великобрит а ния и Греция - по 400 тыс., Бельгия - 88 тыс., Канада - 40 тыс. Материальный ущерб оценивается в 2600 миллиардов долларов. Страшные последствия войны усилили общемировую тенденцию к сплочению ради предотвращения новых военных конфликтов, потребность в созданию более эффективной системы коллективной безопасности, чем Лига Наций. Её выражением стало учреждение в апреле 1945 Организации Объединенных Наций. Вопрос о зарождении Второй мировой войны является предметом острой исторической борьбы, так как это вопрос о виновности в самом тяжком преступлении перед человечеством. Существует несколько точек зрения на этот вопрос. Советская наука по вопросу о причинах Второй мировой войны давала однозначный ответ, что виновником являются милитаристические страны "оси" при поддержке других капиталистических стран. Западная историческая наука обвиняет в разжигании войны страны: Германию, Италию, Японию. Современные исследователи этой проблемы рассматривают весь комплекс доступных сейчас документов и приходят к выводу, что обвинять только одну какую- либо страну неправомерно.

Ситуация в мире накануне Второй мировой войны

За два десятилетия после первой мировой войны в мире, особенно в Европе, накопились острые экономические, социально-политические и национальные проблемы.

Как и в XIX в., одной из главных геополитических проблем Европы было объективное стремление значительной части немцев, исторически проживавших помимо Германии: в Австрии, Чехословакии, Франции, объединиться в едином национальном государстве. К тому же Германия, пережившая после поражения в первой мировой войне, по мнению многих немецких политиков, национальное унижение, стремилась вернуть утраченные позиции мировой державы. Таким образом, создались особенно благоприятные условия для новой волны роста германского экспансионизма.

Сохранялось и соперничество других держав, их стремление к переделу сфер влияния в мире. Мировые экономические кризисы 20-30-х гг. ускорили нарастание военно-политического противостояния в мире. Понимая это, многие политические и государственные деятели в Европе, Америке и Азии искренне стремились предотвратить или хотя бы отсрочить войну. В 30-е годы шли переговоры о создании системы коллективной безопасности, заключались соглашения о взаимной помощи, о ненападении. И в то же время вновь в мире постепенно, но неуклонно складывались два противостоящих блока держав. Ядро одного из них составляли Германия, Италия и Япония, откровенно стремившиеся к решению своих внутренних экономических, социальных, политических и национальных проблем путем территориальных захватов и грабежа других стран. Второй блок, основу которого составляли Англия, Франция и США, поддерживаемые большими и малыми странами, придерживались политики сдерживания.

Из всей предыдущей истории человечества известно, что в этих условиях исторически неизбежным и нормальным в доядерную эпоху являлось разрешение конфликта интересов великих держав путем войны. В этом отношении Вторая мировая война отличалась от Первой мировой войны лишь возросшими масштабами военных действий и связанных с ними бедствий народов и нередко она представляется как еще один раунд или матч-реванш в борьбе старых геополитических противников. Однако наряду с очевидными чертами сходства между первой и второй мировыми войнами были существенные различия.

Почти все немцы полагали, что в 1919 г. с их страной поступили несправедливо. И ожидали, что, когда Германия примет "Четырнадцать пунктов" и станет демократической республикой, о войне позабудут и произойдет взаимное признание прав. Ей пришлось платить репарации; ее принудительно разоружили; часть территории она потеряла, в других частях находились войска союзников. Почти вся Германия стремилась избавиться от Версальского договора, и немногие видели разницу между аннулированием этого договора и восстановлением той господствующей роли, какую Германия играла в Европе до своего поражения. Обиду испытывала не одна Германия. Венгрия тоже была недовольна мирным урегулированием, хотя ее недовольство мало что значило. Италия, будучи вроде бы в числе победителей, вышла из войны почти с пустыми руками -- так ей, по крайней мере, казалось; итальянский диктатор Муссолини, бывший социалист, называл ее пролетарской страной. На Дальнем Востоке Япония, тоже числившаяся среди победителей, взирала все более неодобрительно на превосходство Британской империи и США. И, по правде говоря, Советская Россия, присоединившись, в конце концов, к тем, кто отстаивал статус-кво, была все же недовольна территориальными потерями, понесенными ею в конце первой мировой войны. Но главной движущей силой среди недовольных была Германия, и Адольф Гитлер стал ее выразителем, с тех пор как вышел на политическую арену.

Все эти обиды и претензии не были опасны в 20-е годы, в короткий период восстановления довоенного экономического порядка, при более или менее неограниченной внешней торговле, устойчивой валюте, частных предприятиях, в деятельность которых государство почти не вторгалось. Но это восстановление было разрушено широкомасштабным экономическим кризисом, разразившимся в 1929 г. Начался катастрофический спад внешней торговли, массовая безработица - свыше 2 млн. безработных в Англии, 6 млн. - в Германии и 15 млн. - в США. Резкий валютный кризис в 1931 г.- с отменой золотого стандарта - пошатнул священный фунт стерлингов. Перед лицом этой бури страны сосредоточили свою деятельность в пределах собственных национальных систем; и тем интенсивнее это происходило, чем более индустриально развитой являлась страна. В 1931 г. германская марка перестала быть свободно конвертируемой валютой, и страна перешла к бартерной внешней торговле. В 1932 г. Великобритания, традиционно придерживавшаяся принципа свободной торговли, установила защитные тарифы и вскоре распространила их на свои колонии. В 1933 г. только что избранный президент Рузвельт осуществил девальвацию доллара и независимо от других стран стал проводить политику оздоровления экономики.

Экономическая борьба началась в значительной степени неожиданно. Сначала это была борьба всех против всех, потом ее характер изменился и разделение мира усилилось. Советская Россия всегда была закрытой экономической системой, хотя это не уберегло ее от последствий мирового кризиса. Некоторые другие великие державы, прежде всего США, а также Британская и Французская империи, могли на худой конец обойтись внутренними ресурсами. Проиграли Германия, Япония и другие крупные индустриальные державы: они не могли себя самостоятельно обеспечить, им требовалось привозное сырье, но кризис лишил их возможности получать его нормальным путем через внешнюю торговлю. Те, кто руководил в этих странах экономикой, несомненно, ощущали, что их страны задыхаются и необходимо создать собственные экономические империи. Японцы избрали простейший путь и ввели свои войска сначала в Маньчжурию, а затем в прибрежные районы Китая. Но у Германии, еще связанной в начале 30-х годов Версальским договором, не было столь простого выхода. Ей пришлось вести борьбу экономическими средствами; это усилило ее изоляцию, автаркию, навязанную волею обстоятельств.

Сначала руководители Германии неохотно вели экономическую борьбу, затем в январе 1933 г. к власти пришел Гитлер. Он воспринял автаркию как благо. Впоследствии велись споры о том, что породило Гитлера и руководимое им движение национал-социализма. Экономическое неблагополучие страны привело Гитлера к власти, но его борьба против Версальского договора уже создала ему определенную репутацию. По его мнению, кризис в Германии был вызван поражением, и те средства, которые помогут преодолеть кризис, приведут Германию и к политической победе. Автаркия укрепит Германию для политических побед, а те в свою очередь будут способствовать дальнейшему развитию автаркии.

Здесь вплоть до второй мировой войны заключено было скрытое противоречие. США и Англия сожалели о необходимости вести экономическую борьбу, считали ее делом временным. Для японцев и немцев экономическая борьба являлась постоянным фактором и единственным способом стать великими державами. Это привело к парадоксальным последствиям. Обычно более сильная держава агрессивнее, беспокойнее, поскольку убеждена, что в состоянии захватить больше, чем имеет.

Возникновению второй мировой войны предшествовали агрессивные действия Японии, Италии и Германии в различных районах земного шара. Страны фашистско-милитаристского блока, объединенного "осью" Берлин -- Рим -- Токио, стали на путь осуществления широкой завоевательной программы. Инициативы Советского Союза, направленные на создание системы коллективной безопасности, по различным причинам не получили поддержки Англии и Франции и не привели к достижению согласованной политики сдерживания агрессии. Скрепив своими подписями в Мюнхене гитлеровский диктат, Чемберлен и Даладье вынесли смертный приговор Чехословакии (сентябрь 1938 г.).

В первые годы, так называемого мирного существования, СССР боролся за установление более или менее приемлемых дипломатических отношений с капиталистическими странами. На протяжении 20-ых, 30-ых годов внешней торговле придавалось не только экономическое, но и политическое значение.

1934 г. - СССР вступает в Лигу Наций, где выступает со своими предложениями относительно создания системы коллективной безопасности и отпора завоевателям, которые, однако, не находят поддержки. В начале 1934 г. Советский Союз выступает с конвенцией об определении нападающей стороны (агрессора), в которой подчеркивалось, что агрессией является вторжение на территорию другой страны с объявлением или без объявления войны, а также бомбардировки территории других стран, нападения на морские суда, блокада берегов или портов. Правительства ведущих держав холодно отнеслись к советскому проекту. Однако Румыния, Югославия, Чехословакия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Турция, Иран, Афганистан, а позднее и Финляндия подписали в СССР этот документ. В 30-ых годах советское правительство активно развивало отношения с фашистской Германией, которые переросли в активную деятельность по организации коллективного отпора агрессивным фашистским государствам. Идея создания системы коллективной безопасности и практическая работа советской дипломатии получили высокую оценку и признание прогрессивной мировой общественности. Вступление в Лигу Наций в 1934 г., заключение союзных договоров с Францией и Чехословакией в 1935г., призывы и конкретные акции в поддержку одной из подвергнувшихся агрессии держав - Эфиопии, дипломатическая и иная помощь законному республиканскому правительству Испании в период итало-германской интервенции, готовность оказать военную помощь по договору Чехословакии против фашистской Германии в 1938г., наконец, искреннее стремление выработать совместные меры опоры агрессии накануне второй мировой войны - такова краткая летопись последовательной борьбы Советского Союза за мир и безопасность.

Западные державы в течение длительного времени не признавали советское государство. Англия и Франция не устанавливали дипломатических отношений с СССР до 1924 г., США - до 1933 г.
Лишь в 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций. Постоянные провокации в отношении советских представительств за рубежом, убийства дипломатов, срыв переговоров - все это широко применялось правительствами западных стран в отношении государства, которое не представляло никакой угрозы для их интересов. Западные державы открыто игнорировали все предложения СССР, направленные на обеспечение безопасности и утверждение прочного мира в Европе.

Из крупных европейских стран лишь Германия проявляла постоянную готовность к сотрудничеству с советским государством. Испытывая огромное давление со стороны Франции и Англии по репарационным вопросам, германское правительство рассчитывало найти опору в лице СССР для противодействия требованиям западных держав, а также сыграть на антисоветских предрассудках правящих кругов Запада и создать своеобразный механизм лавирования в противоречивых отношениях между Западом и Востоком. С одной стороны, Германия выражала готовность стать барьером на пути распространения коммунизма, с другой, развивала экономические отношения с СССР, поставляя передовую технологию, обучая советских специалистов на своих предприятиях. Германия получала огромные прибыли от развития коммерческих отношений с Советским Союзом. Западные страны лишили Германию не только ее колоний, но и традиционных рынков, и СССР был единственной возможностью для германской промышленности в ее поисках внешних рынков.

В 1922 г. в местечке Рапалло (Италия) был подписан Рапалльский договор, который нормализовал отношения между Германией и РСФСР. Договор предусматривал отказ от взаимных претензий и предоставление в развитии торговых отношений принципа наибольшего благоприятствования. Дипломатические отношения восстанавливались в полном объеме. Германия обязывалась развивать отношения с РСФСР самостоятельно, на двусторонней основе, вне рамок блока западных держав. Германия практически прорвала экономическую и политическую блокаду советского государства и предоставила возможность для нормального развития внешнеторговых связей советской экономики. Рапалльский договор привел к распаду единого антисоветского фронта.

Дальнейшему развитию советско-германских отношений способствовал договор 1926 г., заключенный на пять лет, но которому оба государства обязались соблюдать нейтралитет в случае конфликта с третьей державой. Германия брала на себя обязательство не примыкать ни к какой коалиции, направленной против советского государства. Это была огромная победа советской дипломатии. Договор помешал созданию нового варианта антисоветского фронта, авангардом которого должна была стать Германия.

Оба договора обеспечили быстрый рост экономических связей между двумя государствами. В 1927 г. торговый оборот между СССР и Германией вырос почти в три раза по сравнению с 1925 г. Главным предметом импорта из Германии в СССР были машины и оборудование - большая часть строившихся в советском государстве заводов была оборудована техникой германского производства. Торговый оборот между странами постоянно возрастал ив 1931 г. достиг своего пика. В самый разгар мирового экономического кризиса советские заводы помогли Германии сохранить сотни тысяч рабочих мест и удержать десятки заводов от банкротства.

Возникновение очагов войны в Европе

Приход к власти в Германии фашистов резко изменил политическую ситуацию в Европе. Громогласные заявления Гитлера «искоренить марксизм здесь и повсюду в мире» повысили его значимость в глазах европейской общественности и принесли ему лавры борца за западную цивилизацию.

Западные державы всячески подталкивали фашистов на этот путь, ведущий к военному противостоянию с СССР. Однако Гитлер захватил сначала Рейнскую область, затем Австрию, Судеты и, наконец, Чехословакию.

Так в Европе возник первый очаг войны. Гитлер взял курс на развязывание большой войны.

Второй очаг вспыхнул на Дальнем Востоке. В правящих кругах Японии верх одержали силы, которые выступали за расширение агрессии японского милитаризма на север, в сторону советского Приморья, Сибири, а также Китая и Монголии. Летом 1938 г. Япония решилась на серьезную авантюру против СССР. Части японской армии перешли советскую границу у озера Хасан, но в итоге ожесточенных сражений вынуждены были отступить на территорию Маньчжурии-

Борьба за коллективную безопасность в Европе

Советская дипломатия в 1933 г начала кампанию за утверждение в Европе принципа коллективной безопасности. Суть его заключалась в образовании региональных пактов о взаимной помощи, когда каждый участник несет равную ответственность за общую безопасность. Претворение в жизнь этой идеи позволило бы предупредить войну коллективными действиями. Дипломатическая инициатива советского правительства имела некоторый успех. 2 мая 1935 г. в Париже был подписан договор о взаимной помощи между СССР и Францией. Спустя две недели аналогичный договор был подписан между Советским Союзом и Чехословакией, но он предусматривал, что СССР обязан прийти на помощь Чехословакии лишь в том случае, если Франция выполнит свои обязательства по отношению к ней.

Советский Союз решительно осудил агрессию Италии в Эфиопии, поддержал испанский народ в его борьбе против фашистского режима Франко, направил республиканскому правительству Испании продовольствие, медикаменты, одежду и оружие.

Советское правительство открыто поддержало Чехословацкую республику в ее борьбе за сохранение территориальной целостности. Оно заявило, что готово немедленно оказать действенную помощь в борьбе против гитлеровской агрессии, даже если Франция откажется выполнять свои обязательства. Крупные силы Красной армии (в том числе 30 стрелковых дивизий, танки и авиация) были сосредоточены на западной границе.

В 1937 г. Япония начала войну за захват всего континентального Китая. Японские милитаристы создали в Маньчжурии мощную Квантунскую армию, которая вела активную подготовку к вторжению на Дальний Восток.

В правящих кругах Японии была сильна «партия войны», выступавшая за расширение агрессии. Милитаристы стремились утвердить свое господство на Тихом океане, вытеснив США, и создать «Великую Японию», ликвидировав владения Британской империи и французские колонии в Индокитае. В первую очередь Япония добивалась превращения Китая только в свою колонию. Японские милитаристы подчеркивали идеологическую направленность своих агрессивных планов, стремясь убедить западные страны в том, что настоящей целью Японии является завоевание Советского Союза. Учитывая антисоветскую позицию западных стран, это выглядело достаточно убедительно, и в эту дезинформацию довольно легко поверили. Когда же стала ясна истинная цель японских милитаристов, было уже поздно- японские войска буквально смели с лица земли опорные военно-морские базы Франции, Англии и США.

После 1933 года в мире стали всё чётче вырисовываться два противоборствующих между собой лагеря. С одной стороны - это фашистские режимы с явно завоевательскими целями во главе с Германией. С другой стороны - это антифашистские силы во главе с СССР. Особую нишу в системе противоречивых международных отношений занимали капиталистические страны Запада - Франция и Великобритания. О противоречиях и международных отношениях развитых стран мира накануне Второй мировой войны пойдёт речь на этом уроке.

С третьей стороны был Советский Союз, который создавал в Европе «систему коллективной безопасности », не желая также втягивать себя в военный конфликт на чьей-либо стороне, но постоянно следящий за действиями германского фашизма и англо-французской политикой.

В конце 1930-х гг. мир потрясло невиданное до этого времени пренебрежение международным правом и законами.

В марте 1938 года немецкие войска перешли границу с Австрией и оккупировали эту страну, присоединив её к Германии. Произошёл аншлюс Австрии, на что мировое сообщество в большинстве своём закрыло глаза. Тогда же Гитлер предъявил претензии на чехословацкую область Судеты, где большинство населения составляли немцы. Чехословакия оказалась под угрозой военного вторжения. СССР предложил Праге помощь, но для этого ему надо было провести свои войска через Польшу, отношения с которой были очень плохими. В итоге, мировое сообщество сначала заставило Прагу отдать Судеты, а затем, осенью того же 1938 года , расчленило саму Чехословакию. Осенью 1938 года в Мюнхене собрались главы 4 государств - Германии, Франции, Италии и Англии. Следуя «политике умиротворения », Англия и Франция отдали на откуп Гитлеру независимую Чехословакию, предопределив, тем самым, её судьбу. Это соглашение вошло в историю как «Мюнхенский сговор ». Чехословакия была поделена между Германией (большая часть), Польшей и Венгрией. Вернувшийся в Лондон британский премьер Чемберлен самоуверенно заявил англичанам: (Рис. 2).


Рис. 2. «Я привёз вам мир» ()

На Дальнем Востоке японская армия оккупировала восточное побережье Китая и устраивала провокации против СССР в 1938 году на озере Хасан , а в 1939 году на реке Халхин-Гол в Монголии, которую Советский Союз пообещал оборонять от японцев. Обе военные провокации были сломлены Красной Армией.

Видя накаляющуюся обстановку в Европе и мире, СССР предлагает странам Запада - Англии и Франции - пойти на сближение, противостоя, тем самым, как и в Первую мировую войну, Германии, понимая, что она не сможет воевать на два фронта. Такое предложение не могло удовлетворить англичан и французов, т.к. их политика была направлена на то, чтобы развернуть захватнические устремления Гитлера на Восток - Польшу, СССР, Балканы. Делая уступку за уступкой, веря, что Германия за «закрытие глаз» на нарушение всех международных законов, никогда не повернёт против них силу, англичане и французы крепко ошиблись.

Видя, что Англия и Франция не желают заключать договоры о взаимопомощи, СССР начинает вести свою политику, не оглядываясь на страны Запада. В одночасье он меняет свою внешнеполитическую ориентацию и 23 августа 1939 года подписывает Договор о ненападении с Германией (Рис. 3), тем самым, разворачивая Гитлера с Востока на Запад, выигрывая для себя пару лет для подготовки к войне, т.к. в Москве мало кто сомневался, что рано или поздно война с Германией произойдёт. Это был решающий ход в мировой политической системе. Страны Запада, потворствуя Германии, сами стали заложниками такой системы.

Рис. 3. После подписания Договора о ненападении между СССР и Германией ()

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века. - М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. - М., 2011.

1. Прочитайте Главу 11 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века и дайте ответы на вопросы 3-6 на с. 122.

2. В чём была суть «политики умиротворения»?

3. Почему стало возможным сближение Германии и СССР?

Тема урока: «Накануне Второй мировой войны».

Цель : Раскрыть причины и характер Второй мировой войны; дать характеристику ходу боевых действий в 1939-1941 г.г.; охарактеризовать основные битвы этого периода; закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала, умений рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях; воспитывать учащихся в духе патриотизма, национального сознания и достоинства.

Основные понятия и термины :

«блицкриг», агрессия, Вторая мировая война, оккупация, пакт Молотова - Риббентропа, «Зимняя война», план «Барбаросса», « Морской лев»., Тройственный пакт.

Основные даты:

23 августа 1939 г. – подписание пакта о ненападении СССР-Германия; 1 сентября 1939 г. - начало Второй Мировой войны; 28 сентября 1939 г. подписание договора «о дружбе и границе» СССР-Германия; ноябрь 1939 г. - присоединение Западной Украины и западной Белоруссии к СССР; ноябрь 1939 г. - март 1940 г.- война между СССР и Финляндией; июнь 1940 г. - присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР; август 1940 г. - присоединение Латвии, Литвы, Эстонии к СССР; 27 сентября 1940 г. - заключение Тройственного пакта между Германией, Италией и Японией.

Ход урока:

I. Организационный момент:

II. Мотивационно – целевой этап.

История человечества знает великое множество войн. Но две из них по масштабам разрушений и человеческих потерь не имеют равных. Обе войны произошли в XX в., и в них принимали участие все крупные государства мира. Войны пришли из Германии; основные боевые действия; разворачивались в Европе.

Во 2 мировой войне принимало участие более 60 стран, на территории которых проживало более 80% населения земли. Боевые действия происходили в Европе, Азии, Африке, Океании на площади 22 млн. км. на просторах Мирового океана. За годы войны в армии воюющих государств было призвано 110 млн. чел.

Началу Второй мировой войны предшествовали непрерывно возраставшее напряжение международной обстановки и локальные конфликты в различных регионах мира. Договор СССР с Германий о ненападении спутал карты и тех западных политиков, которые рассчитывали на развитие гитлеровской агрессии через Польшу на СССР. Польша, отказавшись от союза с СССР, могла надеяться на помощь своих западных союзников. Германия начала подготовку к войне с Польшей. Обстановка становилась напряженнее день ото дня.

Тема нашего урока: «Накануне грозных испытаний».

III.Изучение нового материала:

1.Причины Второй мировой войны.

2.Начало Второй мировой войны и советская внешняя политика. Периодизация второй мировой войны.

3.Подготовка Германии к войне с СССР.

4.Был ли Советский Союз готов к отражению агрессии.

1). Причины и периодизация Второй мировой войны.

Агрессивные государства стремились к расширению собственных территорий, завоеванию рынков сбыта и источников сырья - то есть достижению мирового господства и установлению «нового порядка». Со стороны этих государств война носила захватнический характер.

Для стран, которые подверглись агрессии и были оккупированы, война была справедливой. Сложнее определить характер войны относительно СССР. В период с 17 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 г. он сам выступал в роли агрессора, присоединив к себе значительные территории, к тому времени принадлежали Польше, Румынии, Финляндии, а также Прибалтийские государства /Эстония, Латвия, Литва/. Но после нападения Германии СССР вынес на себе основное бремя борьбы с фашистской Германией и для него война носила справедливый характер. Ее по праву назвали Великой Отечественной войной.

2). Через неделю после подписания пакта о ненападении, 1 сентября 1939 г., Германия напала на Польшу. Англия и Франция объявили о поддержке Варшавы, т.к. не смогли сговориться с Германией за счет СССР. Началась Вторая мировая война. СССР определил свое отношение к воюющим странам как нейтральное.

Главный выигрыш от пакта о ненападении И.В.Сталин считал стратегическую паузу, полученную СССР, а также возможность воздействовать через Берлин на Японию с которой за последние годы было два крупных конфликта (на озере Хасан в 1938г. и на реке Халхин-Гол в 1939г.). В апреле 1941 г. СССР подписал с Японией пакт о нейтралитете.

17 сентября 1939 г. советские войска вошли на восточные земли Польши, к СССР были присоединены Западная Белоруссия и Западная Украина, которые были потеряны в 1920 г. в результате советско-польской войны.

В сентябре-октябре 1939 г. СССР навязал государствам Балтии «договоры о взаимопомощи», а в 1940 г. Латвия, Литва и Эстония вошли в состав СССР. От Румынии СССР потребовал возвращения Северной Буковины и Бессарабии, на эти земли были введены советские войска и в июле 1940 г. они присоединены к Украинской ССР и Молдовской ССР (образована в августе 1940 г.).

Подобный замысел был и в отношении Финляндии, в ноябре 1939 г. началась война, а в декабре СССР исключили из Лиги Наций как государство-агрессор. Советизация сорвалась. 12 марта 1940 г. по мирному договору Финляндия уступила СССР часть территории на Карельском перешейке и в ряде других приграничных районов.

За тревогами и заботами о расширении границ Сталин не забывал о стратегической задаче – сохранить нейтралитет страны на максимальный срок. Для этого по его мнению Германии нужна уверенность о надежном тыле на востоке и 28 сентября 1939 г. между СССР и Германией заключен договор о «дружбе и границе», ряд торговых соглашений.

IV . Закрепление.

Когда началась Вторая мировая война?

    Назовите причины Второй мировой войны?

    Какой характер имела Вторая мировая война?

    Какие территориальные приобретения осуществил СССР в 1-й период войны? Как Вы их оцениваете?

/историческая задача/

В 1939 г. Л. Мехлис говорил: «Товарищ И.Сталин поставил задачу: на случай войны увеличить количество советских республик». Как это задание И.Сталина реализовывалось на протяжении 1939-1941 г.г.?

Можно ли утверждать, что СССР в 1939-1941 гг. был союзником Германии?

V. Домашнее задание: § 84, учить

«Советско-финская война», «Сотрудничество СССР и Германии в 1939-1941 гг.», « Присоединение Прибалтики к СССР».

Данная тема занятий полностью ориентирована на работу с первоисточниками - документами и материалами.

Последний год перед началом Второй мировой войны, ока­завшийся чрезвычайно насыщенным событиями в области меж­дународных отношений, оценивается многими как «год кризи­са». Для этой оценки имеется немало оснований.

Стремительно развивавшийся после аншлюса Австрии с апреля 1938 г. судетонемецкий кризис завершил­ся печально известным Мюнхенским соглашением, подписанным в ночь на 30 сентября 1938 г. премьер-министрами Англии, Германии, Италии и Франции. По поводу этого апогея политики умиротворения гитлеровской Германии западными политиками У. Черчилль мудро заметил, что Англии в Мюнхене предстояло выбирать между позором и войной. Она выбрала позор с тем, чтобы в дальнейшем получить и войну.

Действительно, по единодушному признанию и современ­ников, и учёных, осенью 1938 г. «третий рейх» не был готов к боль­шой войне. Решимость Запада защищать территориальную цело­стность Чехословакии не только бы не позволила поколебать ба­ланс сил в Европе в пользу Германии, но и могла бы привести к выступлению против Гитлера генеральской оппозиции. Но анг­лийское и французское правительства предпочли, игнорируя интересы ЧСР и мнение населения этой страны, передать Судетскую область рейху.

В ходе подготовки к первому семинару требуется прежде всего выявить, какую тактику выбрали при решении судетской проблемы нацисты и какую роль в успехе этой тактики сыграла нерешённость национального вопроса в чехословацком государ­стве. Так как многие отечественные авторы упрекали президента ЧСР в чрезмерной уступчивости судетским немцам, необходи­мо также выяснить, насколько оправданы эти упрёки и были ли у Э. Бенеша возможности проведения иной политики. Для этого прежде всего требуется проанализировать позицию бри­танского правительства в судетонемецком вопросе весной-летом и особенно в сентябре 1938 г. Наиболее информативными здесь являются записи бесед Чемберлена с Гитле­ром 15 и 22-23 сентября соответственно в Берхтесгадене и Годесберге, а также материалы об англо-французских требованиях, предъявляемых к ЧСР, и о способах давления Запада на чехословацких лидеров. Детали Мюнхенского соглашения, отличные от содержания Годесбергского меморандума Гитлера, внимания не заслуживают, так как передача Германии около 20 % территории ЧСР произойдёт без какого-либо плебисцита, а «формы эвакуации» этой территории в деталях установит не международная комиссия, а нацисты.

По мнению некоторых авторов, в марте 1939 г. западные правительства, в первую очередь английское, по­кончили с политикой умиротворения гитлеровской Германии, поскольку вступили в контакты с правительством СССР, а затем и в переговоры с ним на предмет пресечения дальнейшего расширения гитле­ровской агрессии.



Ход трёхсторонних англо-франко-советских переговоров в Москве августа 1939 г. по военным вопросам неплохо освещен в литературе на русском языке, чего нельзя сказать о предшество­вавшей этим переговорам стадии трёхсторонних дипломатичес­ких контактов и переговоров по политическим вопросам. Вслед­ствие этого в центре внимания второго и третьего семинаров на­ходится дипломатическая переписка правительств трёх великих европейских государств периода марта-июня 1939 г. и трёхсто­ронние политические переговоры в Москве в июне-июле месяце.

Важность знакомства с документальными материалами по этим историческим сюжетам усиливают многочисленные фальсификации ис­тории международных отношений кануна Второй мировой вой­ны, призванные убедить в том, что основную ответственность за развязывание войны несёт даже не Гитлер, а Сталин. Так, публи­цист И. Бунич в двухтомнике, претендующем на роль историчес­кой хроники, утверждает, что 21 марта «...правительство Англии предложило Сталину принять декларацию СССР, Англии, Фран­ции и Польши о совместном сопротивлении гитлеровской экс­пансии в Европе. Ответа не последовало. 31 марта Англия и Фран­ция объявили о гарантиях Польше. Сталин усмехнулся, но про­молчал» .

Историк-профессионал может определить своё отношение к подобного рода псевдоисториям, только хорошо зная конкрет­ную картину развития англо-франко-советских контактов и пе­реговоров весной-летом 1939 г.



Ещё большее количество разного рода спекуляций рождает советско-германский пакт о ненападении от 23 августа 1939 г. Авторы околонаучных работ так рисуют замыслы Сталина: мечтая о мировой революции, которую могла ускорить новая война, он подталкивал Гитлера к агрессии, а оставшись в 1939 г. вне военного конфликта, готовился к завоеванию и Германии, и всей Европы. Аналогичные утверждения встречаются и в претендующей на научность литературе: «Пакт о ненападении между СССР и Германией заключался… как вполне осознанный договор о безнаказанном со стороны СССР нападении Германии на Польшу и с перспективой раздела Польши между СССР и Германией, а главное - с перспективой войны между Германией, с одной стороны, и Францией и Англией с другой …. Иными словами, пакт развязывал Германии руки, провоцировал её на начало второй мировой войны» .

Кое-кто пытается даже доказать, что Гитлера «взрастил» никто иной, как Сталин. Надеявшийся использовать фюрера НСДАП в качестве «ледокола», расчищающего с помощью войны в Европе путь для мировой пролетарской революции, Сталин, мол, начиная с 1933 г. стремился к сговору с нацистским диктатором, никогда всерьёз не думая о возможности антифашистского сотрудничества со странами либеральной демократии.

Стремясь максимально использовать теоретические знания, имеющие подчас отдалённое отношение к предмету своего исследования, историки, занимающиеся международными отношениями конца 1930-х годов, то и дело рассматривают их также сквозь призму теории тоталитаризма. Происхождение советско-германского пакта 1939 г. связывается ими часто с тем, что «сталинский режим в политическом, да и в моральном плане был больше подготовлен к сговору именно с Гитлером» . Было бы, однако, совершенно неверно советско-нацистское сближение выводить из родственности двух политических режимов. Уникальное историческое явление нуждается в выяснении не социологической, а исторической причинности - той, без которой невозможно понять, почему в войне 1914-18 гг. авторитарная Россия сражалась на стороне либерально-демократических стран против такой же авторитарной Германии, а во Вторую мировую войну СССР, несмотря на свой тоталитаризм, боролся бок о бок с «демократиями» против тоталитарного «третьего рейха».

При принятии Сталиным и Молотовым решения пойти в разгар англо-франко-советских переговоров на пакт с Гитлером определяющим могли оказаться сведения о тайных англо-германских переговорах лета 1939 г.

Цель четвёртого семинара – восстановить по документам наиболее значимый сюжет этих англо-германских контактов - переговоры министериальдиректора геринговского Ведомства по осуществлению четырёхлетнего плана Германии Гельмута Вольтата и главного советника британского правительства по вопросам развития промышленности Хораса (Горацио) Вильсона. При работе с источниками необходимо обязательно сравнить две версии вильсоновско-вольтатовских встреч 18 и 21 июля 1939 г., одна из которых принадлежит непосредственно самому участнику переговоров – Вольтату, а другая – немецкому послу в Великобритании фон Дирксену.