Какой лучший балет эйфмана. Спектакль кто есть кто

22 июля исполняется 70 лет Борису Эйфману - руководителю академии и театра танца, которые носят его имя. Лайф на пяти примерах объясняет, почему спектакли главного современного российского хореографа пользуются огромной популярностью во всём мире.

Зрелищная сценография

Эйфману в своих постановках удаётся совмещать необычные хореографические решения, глубину содержания и эффектность. Сценография продумана до мелочей, и это помогает удерживать внимание публики. Даже если неподготовленный зритель устаёт воспринимать сам танец, он всё равно не может отвести взгляд от действия на сцене.

Одним из самых эффектных балетов Эйфмана можно назвать "Красную Жизель", где рассказана история Ольги Спесивцевой - знаменитой танцовщицы XX века с трагической судьбой, которая создала наиболее яркий в истории балета образ Жизели и закончила жизнь в психбольнице. В этом спектакле сцены меняются так часто, что любой зритель находит эпизод себе по душе. Любители классики радуются балеринам в пачках в роскошных театральных декорациях и обстановке, имитирующей репетиционный зал, а также цитатам из классической постановки "Жизели". Ну а те, кто жаждет зрелищ, с увлечением следят, как лихие пляски чекистов и работниц в косынках переходят в лирические дуэты и элегантные танцы кавалеров и дам.

Стильные костюмы

Подбору костюмов к своим балетам Эйфман уделяет не меньше внимания, чем созданию декораций. В его постановках невозможно увидеть на танцовщиках наряды в стиле "дорого-богато" со множеством страз и пайеток. Он предпочитает костюмы, в которых нет ничего лишнего. Часто они строгие, но при этом стильные.

Особенно интересные костюмы были созданы для балета Up&Down, поставленного по мотивам романа Фицджеральда "Ночь нежна". События разворачиваются в Век джаза - 20-е годы прошлого века. Художники-постановщики спектакля создали несколько десятков костюмов, точно повторяющих стиль того времени - цветные купальники, мужские костюмы-тройки, короткие и длинные вечерние платья.

Красавцы-танцовщики

Конечно, артисты многих балетных трупп отличаются своей красотой. Но танцовщики Бориса Эйфмана особенно хороши. В его труппе собран особый тип артистов - практически все как на подбор длинноногие и очень высокого роста. Зрители не могут не обратить на это внимания, особенно в массовых сценах.

Удивительные линии тел танцовщиков подчёркиваются костюмами. Например, в балете "По ту сторону греха", поставленному по мотивам романа "Братья Карамазовы" Достоевского, Алёша в рясе выглядит не менее завораживающе, чем Грушенька в длинном платье насыщенного бордового цвета.

Сюжетность спектаклей

Зрители довольно легко понимают хореографию Бориса Эйфмана, и во многом в этом им помогает сюжетность его балетов. Большая часть постановок Эйфмана - это его интерпретация известных шедевров классической литературы. "Евгений Онегин" Пушкина, "Братья Карамазовы" Достоевского, "Дон Жуан" Мольера. Пожалуй, можно смело сказать, что Борис Эйфман - самый "литературный" хореограф.

Часто в известных сюжетах хореограф сосредотачивает внимание на переживаниях и драме какого-то одного героя, выстраивая вокруг него всё действие. Например, в "Анне Карениной" - всё максимально сконцентрировано на главной героине, а другие линии и персонажи, присутствующие у Толстого, опущены.

Необычная пластика

Те, кто приходят на балеты Бориса Эйфмана впервые, обращают внимание на пластику танцовщиков, которая свойственна только труппе Эймана. Артисты одинаково хорошо владеют многими танцевальными стилями, и это понятно: хореография Эйфмана - сложный сплав классики и модерна.

Интересный в этом плане пример - балет "Роден", рассказывающий о судьбе и творчестве скульптора Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. В некоторых сценах главный герой "лепит" свои скульптуры из тел танцовщиков, обтянутых серой сеткой. И в эти моменты трудно отличить, что под его пальцами: человеческие тела или глина.

БАЛЕТ

Киевские гастроли санкт-петербургского театра балета Бориса Эйфмана еще раз доказали, что лучшая театральная стратегия - это ориентация на зрителя

Первые гастроли санкт-петербургского Государственного академического театра балета Бориса Эйфманав октябре 1977-го прошли в Киеве. Сам театр появился на свет в Ленинграде за месяц до этого. «И сразу во Дворце "Украина" и с большим скандалом, - рассказывает российский хореограф, балетмейстер и художественный руководитель театра Борис Эйфман , - потому что мы привезли балет на музыку Pink Floyd, и буквально за несколько часов до начала спектакля нам передали, что местные партийные руководители запретили представление. И тогда Алла Осипенко , которая должна была танцевать в нем, сказала, что если нам не разрешат выйти на сцену, она покончит жизнь самоубийством. И, видимо, партийное руководство испугалось, что та действительно это сделает, и разрешило спектакль. Был большой скандал и огромный успех».

С тех пор многое изменилось, но одно осталось неизменным - балет Эйфмана всегда пользуется огромным успехом у зрителей. Это подтвердилось и неделю назад в Киеве, где во время дважды показанного театром спектакля «Анна Каренина» зал то и дело аплодировал, а после окончания представления вставал и устраивал овацию. С точки зрения профессионалов, главное отличие хореографии питерского балетмейстера от традиционного советского и постсоветского «большого стиля» заключается в сочетании неоклассического балета с современным танцем. Однако простому зрителю это не так уж важно. Его в балетах Эйфмана привлекает прежде всего яркая эмоциональность и бьющая в глаза красота, что в полной мере сказалось в показанной в украинской столице постановке.

Топ-модели на сцене

Начнем с главного - артистов. Исполнительницы роли Анны Карениной Мария Абашова (первый спектакль) и Нина Змиевец (второй), по меткому выражению одной журналистки, присутствовавшей на киевской пресс-конференции, посвященной гастролям театра, больше похожи на моделей с подиума, чем на балерин. Они обладают яркой внешностью, худы и очень, по балетным меркам, высоки. Эйфман объяснил это так: «Балет - игра линий, поэтому танцовщицы в моем представлении должны обладать удлиненными формами». И добавил в шутку, что как мужчине ему нравятся высокие женщины.

Шутки шутками, но яркая внешность актеров - одна из фишек театра балета Эйфмана. Длинноногие красавицы нравятся не только мастеру, но и зрителям-мужчинам - точно так же, как зрительницам нравятся танцующие у Эйфмана высокие атлетичные красавцы. В привезенном в Киев балете даже муж Анны, который в романе Льва Толстого и его многочисленных экранизациях и театральных инсценировках выглядит как невзрачный немолодой чиновник, ничуть не проигрывает во внешности Вронскому. Более того, у исполнявшего в украинской столице роль Каренина Олега Маркова хореография смотрелась даже лучше, чем у Вронского (Сергея Волобуева и Олега Габышева ), поскольку в ней было больше драматизма и энергетики.

Дело в том, что Каренин в «эйфмановской» версии не менее сексапилен, чем Вронский. (Вот вам еще одна фишка питерского балетмейстера - неожиданность трактовок классики.) У Толстого муж Анны страдает не столько от супружеской измены, сколько от того, что жена не скрывает ее, и тем самым делает смешным его положение в обществе. А вот в балете Эйфмана Каренин - полный сил мужчина с широкими плечами и мощными бицепсами, мучающийся из-за того, что ему отказала любимая женщина. Недаром эта сюжетная линия начинается в установленной на сцене кровати (одном из нескольких показанных в спектакле любовных лож, но об этом чуть позже). Причем и сама Анна страдает не меньше - и потому, что, полюбив другого, не может спать с мужем, и оттого, что понимает, какую боль причиняет еще недавно родному человеку.

Балет плюс драма

Человек, не побывавший на представлении, может удивиться - как можно показать в балетной сцене столь сложную амбивалентность чувств? Эйфману это удается за счет еще одной фирменной фишки своего театра - симбиоза балета и драматического представления. Его хореография в такого рода сценах - это не просто, как у многих, набор прыжков, поддержек и балетных поз, она наполнена психологическим смыслом. Поэтому, например, изломанные и угловатые жесты четы Карениных и потрясающая «кафкианская» пластика Анны в сцене, где она находится под воздействием морфия, - не дань современному танцевальному авангарду, а выражение внутреннего состояния героев.

Правда, в результате в театре Эйфмана, по его признанию, существует проблема новых кадров. Сам он говорит по этому поводу так: «Нам нужны актеры, которые могут выразить смысл и эмоции языком тела, через танец. Встретить индивидуальность такого уровня очень трудно, поэтому мы не пополняемся так часто, как хотелось бы, артистами одной группы крови с нами. В современном балете встречаются в основном техничные виртуозные танцовщики, но они, как правило, мягко говоря, небольшого роста и не очень "взрачной" внешности. И это, скорее, спортсмены, танцующие хореографию». А на вопрос «Эксперта», пользуется ли он услугами приглашенных актеров, Эйфман ответил: «У нас бывали такие случаи, но они почти всегда оказывались неудачными. Еще не получалось, чтобы какая-нибудь звезда другого театра "заскочила" к нам на какое-то короткое время, что-то выучила и удачно станцевала. У нас есть своя специфика, свой стиль, своя энергетика движений, и поэтому артистам, замечательно танцующим, скажем, "Баядерку" или "Спящую красавицу", не удается так же хорошо отработать у нас. Это не значит, что они не могут, просто для этого нужно больше времени, которого у них нет. Да мы и не нуждаемся в этом. Главное, чтобы наши артисты были здоровы и могли танцевать».

Довести до катарсиса

Что касается несколько раз появляющейся на сцене кровати, то эротика действительно играет в этом балетном спектакле Эйфмана большую роль - в отличие от романа Толстого, где она растворена в большой и подробной картине жизни общества. Питерский хореограф тоже мог пойти по этому пути и ввести в свой балет более подробный фон тогдашней Российской империи, становящейся на капиталистический путь. (Кстати, когда перечитываешь роман Толстого, сходство внешних примет того времени с нынешним поражает.) Он мог бы использовать и другие любовные линии, которые тянутся через весь роман. Однако выделил только любовный треугольник «Анна-Каренин-Вронский» и выиграл, поскольку это дало ему возможность выстроить на сцене единое сквозное действие, не отвлекаясь на побочные эпизоды.

А это, в свою очередь, позволило постановщику постепенно, по нарастающей, поднимать эмоциональный «градус» представления - вплоть до эпизода самоубийства Анны, когда внезапно включенные на полную мощность прожектора, бьющие в глаза зрителям, точно передают высшую степень эмоционального накала в зрительном зале. Музыковеды пишут о «бесшовной» музыке «Анны Карениной», составленной из фрагментов разных произведений Петра Чайковского и саунд-эффектов Леонида Еремина (Эйфман всегда сам подбирает и выстраивает музыкальное сопровождение своих балетов). Но точно так же можно говорить и об очередной фишке - «бесшовном» действии: «Анна Каренина» не воспринимается, как это часто бывает в балете, как спектакль, который можно разбить на отдельные номера. И поэтому у зрителей не создается впечатление, что они смотрят балетный концерт. Они ощущают себя свидетелями трагедии. После представления одна из зрительниц сказала: «У меня было такое ощущение, что это я, а не Анна, бросилась под поезд». И это еще одна фишка Эйфмана - умение вызывать у зрителя сильные эмоции, создавать, как говорит он сам, «театр страстей и трагедий, но трагедий, воспринимаемых не как разрушение, а как катарсис, через который человек может возродиться».

Свет, цвет, кордебалет

Я уже сбился со счета, перечисляя эйфмановские фишки, но к этому списку надо добавить как минимум еще две - художественное оформление спектакля и кордебалет. Световое оформление Олега Фильштинского можно сравнить с ролью кинооператора в кино - свет в балете то выделяет одного-двух актеров, погружая остальную сцену во тьму, то придает им рельефные скульптурные очертания, то бежит вслед за танцовщиком. Декорациям по эскизам Зиновия Марголина удается быть одновременно роскошными и легкими, почти условными. Костюмы по эскизам Вячеслава Окунева элегантны и разнообразны, а их количество просто поражает воображение - один только кордебалет переодевается в «Анне Карениной» семь раз.

Правда, кордебалет того стоит, он у Эйфмана - не мальчики и девочки «на подтанцовках», а самостоятельная творческая единица с эффектными самодостаточными номерами, от яркого характерного танца до авангардной психоделической хореографии. Так, в «Анне Карениной» на сцене одновременно находятся до тридцати человек, которые в бешеном темпе движутся по расписанным Эйфманом сложным траекториям, то сливаясь в пары и группки, то снова распадаясь, как капельки ртути. И диву даешься, как им удается при этом ни разу не сфальшивить. А финальная сцена самоубийства Анны, где кордебалет во всё убыстряющемся угрожающем темпе изображает поршни и колеса поезда, - просто шедевр.

Остается добавить интересный факт - трое из четырех артистов, исполнивших в Киеве главные роли, не просто уроженцы нашей страны, но и учились здесь в хореографических училищах. Как говорит сам Эйфман, украинская балетная школа сегодня питает весь мир очень профессиональными кадрами. Кроме того, считает он, украинские танцоры - это южные темперамент и красота, открытые эмоции, то есть то, что нужно сейчас театру.

Так что шансы на будущее у нашего балета есть - нам бы только овладеть хотя бы двумя третями эйфмановских фишек. А театр балета Бориса Эйфмана после Киева поедет показывать «Анну Каренину» на лучших сценах Лондона, Берлина, Токио и Вены (в Нью-Йорке и Париже он уже побывал).

- Для балетоманов всего мира театр балета Эйфмана - такой же бренд, как Мариинский и Большой театры. К чему это вас обязывает?

Мариинский и Большой театры создали свои бренды много лет назад, мы же - относительно недавно. И это обязывает нас к тому, чтобы постоянно искать новые идеи и новые формы, создавать спектакли, которые не разочаровывали бы, а поднимали репутацию театра. Вот мы сделали три премьеры на основе русской классики - «Анна Каренина» по Льву Толстому на музыку Петра Чайковского , «Чайка» по Антону Чехову на музыку Сергея Рахманинова и «Онегин» по Пушкину на музыку Чайковского и современного композитора Александра Ситковецкого . Казалось бы, можно немножко передохнуть и погреться в лучах славы. Но не получается.

А не получается потому, что наши импресарио во всём мире спрашивают: «Что привезете нового? Какой балет будет следующим?» И поэтому приходится крутиться. Конечно, это непросто мне и моим артистам, ведь зрителей надо постоянно удивлять. Знаете наверное, что Сергей Дягилев (один из самых знаменитых деятелей балета прошлого века. - «Эксперт» ), собирая в очередной раз свою команду, всегда спрашивал: «Чем будем удивлять?» Вот этот вопрос для меня всегда актуален - в отношении и себя, и труппы. И своей последней премьерой в ноябре, балетом «Роден», мы доказали, что являемся «живым театром», постоянно создающим новый, конкурентоспособный в мире репертуар.

- Если говорить об упомянутом вами балете «Анна Каренина», то в романе Толстого параллельно роману Анны и Вронского развиваются еще две сюжетные линии: любовь Кити и Левина и крах семейной жизни Долли и Стивы, которые обогащают эту тему новыми смыслами. У вас не было сожалений, когда вы отказались от них?

Нет, не было. Нельзя объять необъятное. Есть огромный роман Толстого, и есть балетный спектакль. Главное, что мы сделали, - почувствовали и показали, что Толстой задолго до Фрейда совершил психоаналитическое погружение в глубины души Анны, показал ее трансформацию и неизбежность падения. Если читать роман внимательно, то видишь там знаки, что вся трагедия Анны была предрешена заранее. И чтобы воплотить всё это на сцене, одного балета не хватит.

Мы показали по-новому и мужа Анны, который далеко не такая простая и уж, во всяком случае, не отрицательная фигура. Он хороший семьянин и отец, а если постоянно занят на работе… я тоже постоянно занят на работе, но это же не повод, чтобы жена от меня сбежала к любовнику. Вы увидите сцену, где Анна принимает морфий - эту тему раньше все обходили стороной, но ведь сам Толстой пишет, что она без морфия существовать уже не могла. Для меня эти слова открыли бездну, в которую Анна ушла и не вернулась.

Мы попытались в этом спектакле разрушить прежние стереотипы, открыть неизвестное в известном. Это наше видение, с которым можно соглашаться или не соглашаться.

- Вы сказали «новое видение». Но с точки зрения современной общественной морали у Анны особых причин бросаться под поезд нет…

Тут надо вспомнить, как Толстой писал, что в Анне зародилось другое существо. И оно уничтожало ее прежнюю сущность и порождало эту сатанинскую, черную, разлагающую страсть, делало ее всецело сексуально зависимой. И она убила не себя, не Анну Каренину, мать и жену, а то существо, которое было несовместимо с ней, прежней Анной. Вот она и бросилась под поезд. А некоторые на ее месте действительно прекрасно живут с этим.

- Балетный театр с роскошными, как у вас, костюмами и эффектными декорациями - дорогое удовольствие. Насколько важна для театра балета Эйфмана коммерческая составляющая?

Деньги для нас важны. Для того чтобы быть на уровне мировых балетных стандартов, мы вкладываем большие средства в совершенствование технического оборудования, покупаем дорогостоящую световую, звуковую и видеоаппаратуру. Не жалеем денег на декорации и костюмы, платим хорошие зарплаты актерам. Они вам всё равно скажут, что мало (смеется ), но я руковожу театром балета уже тридцать пять лет, и помню времена, когда наши артисты завидовали своим западным коллегам, уходили из хороших театров и убегали на Запад в плохие провинциальные труппы для того, чтобы получать больше денег, и ломали свою судьбу. Подобных трагедий было очень много, поэтому я всю жизнь стремился создать такую финансовую базу, чтобы мои артисты не завидовали западным. И, на мой взгляд, я этого добился. У нас в театре актеры получают зарплату, гонорары, премии. Здесь создан фонд, из средств которого театр оплачивает лечение травм и болезней. Естественно, для всего этого нужны деньги.

Мы получаем их из трех источников. Первый - государственное финансирование. Второй - грант от правительства, который для нас очень важен, потому что выделенных бюджетных средств недостаточно. Третий источник - то, что мы зарабатываем сами. Это небольшие деньги, потому что у нас пока нет своей сцены, мы зависим от гастролей и не можем торговаться с нашими импресарио, говоря: «Вот за такую-то сумму мы поедем, а если она будет меньше, мы лучше будем танцевать дома и больше заработаем». Кроме того, артисты должны танцевать, чтобы быть в форме, гастроли им интересны, это их жизнь и престиж театра. Но доход от гастролей, повторю, небольшой, и в основном он уходит как раз на то, чтобы мои актеры не завидовали западным.



Каждый балетный спектакль на сцене театра Эйфмана – это сплетение разных стилей, соединение классики и элементов современного танца, поиск новых музыкально-хореографических образов.

Театр балета Бориса Эйфмана: разрушение стереотипов

Помимо классики артисты осваивали технику народного танца, джаза, модерна. Только так можно было претворить в жизнь замыслы нестандартных постановок балетмейстера. Маэстро смело соединял в программах академическую хореографию с беспуантовым балетным танцем, использовал роковые композиции. Это было прогрессивным новым видением современного искусства, разрушавшим стереотипы.

Академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана все сорок лет своей творческой жизни демонстрирует новаторский подход к выбору драматургического и музыкального материала, особенное хореографическое мышление. И собирает полные залы.


Психологический балет Эйфмана в новом сезоне театра

Особой глубиной и выразительностью хореографического текста отличаются постановки Эйфмана в жанре «психологического балета». Именно такую жанровую формулировку использует маэстро к спектаклям, где разворачиваются сложные драматические сюжеты, а переживания героев выливаются в эмоциональные балетные партии.
В афише Александринского театра анонсированы замечательные спектакли балетмейстера в этом сложном стилистическом формате.
«Чайковский. PRO et CONTRA» — это плод многолетнего погружения в музыку любимого композитора, осмысление и исследование его личности и бездонного таланта. Впервые балет был поставлен в 1993 году. В 2016 балетмейстер вернулся к теме спектакля, но изменил драматургию и хореографию.
Повествовательной канвой балетной постановки становятся видения умирающего Чайковского. Перед его глазами приносится вся жизнь, воспоминания пробегают фантасмагорией причудливых образов.
Тема судьбы и творчества людей искусства интересна и близка Эйфману. К ней он обратился и в балете «Роден, ее вечный идол» . И рассказал уникальной пластикой танца историю трагической любви прославленного скульптора и Камиллы Клодель, ставшей ученицей, музой и моделью роденовских шедевров в бронзе и мраморе. Балет поставлен на музыку выдающихся французских композиторов: Сен-Санса, Равеля, Массне.
Балетный спектакль «Русский Гамлет» инсценирует фрагменты русской истории, демонстрируя жестокую борьбу за власть между матерью и сыном: императрицей Екатериной II и царевичем Павлом. Премьерный спектакль увидел свет в конце 90-х. Сегодня зрителю представляют новую переосмысленную версию, в которой многие линии серьезно видоизменены или созданы заново. Музыка Бетховена и Милера гармонично сливаются с драматургией и глубоким психологизмом постановки.

Балет Бориса Эйфмана «Up & Down»

В череде тонких психологически глубоких балетов на сцене Александринского театра особый интерес у зрителей вызывает постановка Б.Эйфмана «Up & Down» . В ее основе лежит сюжет романа американского писателя Фицджеральда «Ночь нежна». Для музыкальной огранки хореографических образов и структуры балетного спектакля выбрана музыка Шуберта, Берга, Гершвина.
Спектакль по словам создателя, является своеобразной хроникой духовной гибели человека. Глубокая и поучительная история рассказывает о том, как рушится мечта о счастье, а беззаботно-красивая на первый взгляд жизнь, текущая под ритмы джаза, становится кошмаром. В центре балетного действа два главных героя: врач-психиатр Дик Дайвер и его пациентка Николь из богатого, респектабельного семейства. Между ними вспыхивают чувства, они заключают брак. Для скромного врача открываются врата в светскую жизнь с ее соблазнами, цинизмом и роскошью. Дик вступает на путь падения, а Николь справляется с безумием, преодолевая недуг.
Своим спектаклем хореограф еще раз убедительно доказал, что для балета нет ничего невозможного и лексикой танца можно рассказать о самом сложном и потаенном из области подсознания. И погружает в серьезную психологическую драму, которая разворачивается на фоне «века джаза» с его безумием и шиком.

Если очень коротко попытаться описать состояние балета конца 20-21 вв., то надо сказать, что сегодня есть академический балет, народный танец и всё остальное, что следует называть – современный балет. И вот здесь, в современном балете, царит такое разнообразие, что можно и потеряться.

Чтобы найтись, можно поговорить о балете разных стран, вспомнить современных исполнителей, но, пожалуй, лучший подход – это начать разговор о балетмейстерах, тех людях в мире балета, кто собственно его всегда и создаёт.

А особенно интересны будут те, кто реализует свои собственные хореографические идеи. Таким балетмейстером является петербуржец Борис Эйфман, 69ти лет от роду, народный артист РФ, лауреат нескольких российских премий, кавалер ордена «За заслуги перед отечеством» разных степеней, руководитель Театра балета (г. Санкт-Петербург). И на этом с биографией Эйфмана можно и закончить, потому что, то, что он делал и делает – гораздо интересней.

О личных мотивах

Есть известное выражение о том, что архитектура – это застывшая музыка, но тогда балет – это звуки музыки в объёме, движении и пластике. Или ещё – парящая архитектура, или танцующая живопись. В общем, это к тому, что увлечься и полюбить балет – легко, а вот потом разлюбить – вряд ли.

И хорошо, когда можно написать о явлении, в данном случае о балете, с позиций дилетанта. Потому что, чтобы прослыть знатоком надо будет пользоваться профессиональным языком, терминами (поддержки, па-де-де, па-де-труа и проч.), аргументировать оценки, проявить балетный кругозор и т.п.

Иное дело – дилетант, который может показать свежий взгляд на явление, а при недостаточной обоснованности заметить: ну, хорошо, ещё подучусь. И, что важно – говорить о личных впечатлениях, но главное – чтобы не было смешно.

Что есть у Эйфмана, и чего нет у других?

Ещё когда он называл свой Театр просто ансамблем балета п/у Б.Эйфмана (конец 70х г.) всё равно его постановки выделялись. Музыку молодой хореограф для своих спектаклей выбирал исключительно первоклассную: высокая классика, из современной – та, что была художественно привлекательной и убедительной. По жанрам – симфоническая, оперная, инструментальная, камерная, по именам – Моцарт, Россини, Чайковский, Шостакович, Бах, Шнитке, Петров, «Пинк Флойд», Маклафлин – и это далеко не всё.

Балеты Эйфмана – глубоко содержательны, очень часто для своих постановок хореограф берёт сюжеты классической литературы, среди имён – Куприн, Бомарше, Шекспир, Булгаков, Мольер, Достоевский или это могут быть творческие и биографические события, скажем, связанные со скульптором Роденом, балериной Ольгой Спесивцевой, композитором Чайковским.

Эйфман любит контрасты, у него в одном спектакле может звучать музыка разных композиторов, эпох и стилей (Чайковский-Бизе-Шнитке, Рахманинов-Вагнер-Мусоргский). Или известный литературный сюжет может истолковываться другой музыкой («Женитьба Фигаро» – Россини, «Гамлет» – Брамс, «Поединок» – Гаврилин).

О стилевом начале у Эйфмана

Интересная особенность биографии Эйфмана – он никогда не был танцовщиком, не выступал на сцене, свою творческую деятельность он начал сразу в качестве хореографа (первые постановки в 16 лет в детском хореографическом ансамбле), а потом была работа в хореографическом училище им. А.Вагановой (г. Ленинград). Это к тому, что академическая база у Эйфмана есть, другое дело, что в своём Театре балета он начал искать что-то другое.

О пластике и хореографии эйфмановских балетов невозможно говорить в отрыве от музыки и сценического содержания спектаклей. Это некое единство духа, звука, жеста, движения и события.

Поэтому бесполезно искать какие-то привычные балетные па, всё время сохраняется ощущение, что любое балетное движение у Эйфмана – единственное и неповторимое.

Если сказать, что это пластическое истолкование музыки, то это будет обидно для Эйфмана и его танцовщиков, а если выразиться, что это «перевод» движения и пластики в музыку, то так, пожалуй, будет точнее. А ещё точнее: балеты маэстро – это некое триединство музыки, танца и театрального действа.


Чего пока ещё нет у Эйфмана?

В Санкт-Петербурге у Театра балета ещё нет собственного помещения, хотя репетиционная база уже появилась. Спектакли идут на сценах лучших петербургских театров, надо просто следить за афишами.

У Театра балета Эйфмана нет собственного симфонического оркестра, спектакли идут под фонограмму, но это художественный принцип: высококлассная запись в исполнении лучших оркестров или звучание специально созданных аранжировок. Хотя однажды в Москве один из спектаклей озвучивал симфонический оркестр п/у Ю.Башмета.

У Эйфмана пока ещё нет всеобщего мирового признания (как, скажем у Петипа, Фокина, Баланчина), но мировая известность – уже есть. Авторитетный критик New York Times написал, что балетный мир может прекратить поиски хореографа номер один, потому что он уже есть: это Борис Эйфман.

У танцоров Эйфмана – тоже нет мирового признания, но они могут в жанре балета делать всё, в этом легко убедится, попав на спектакль театра балета. Вот имена 5 ведущих танцовщиков театра: Вера Арбузова, Елена Кузьмина, Юрий Ананян, Альберт Галичанин и Игорь Марков.

У Эйфмана нет самоуспокоенности, желания заканчивать карьеру хореографа, а значит, будут ещё новые спектакли и новые художественные потрясения.

А пока надо пытаться попасть на спектакли Театра балета в Санкт-Петербурге, пытаться искать в сети фильмы, снятые по балетам Б.Эйфмана, заглянуть, в конце концов, на сайт театра. И даже по фрагментам спектаклей становится ясно, что Борис Эйфман – это настоящее явление в мире современного, нет, не балета, а – искусства, где музыка, литература, драма посредством пластики и жеста говорят о высоких духовных началах.

Сайт Театра балета Бориса Эйфмана – http://www.eifmanballet.ru/ru/schedule/

Театр балета Бориса Эйфмана, несмотря на гастрольный сезон, не только остается в Петербурге, но и порадует публику своими лучшими спектаклями. Сегодня на основной сцене Александринки коллектив начнет показ лучшего из лучшего.

Это премьерная постановка о Чайковском, также заявлены репертуарные спектакли «Роден», «Анна Каренина» и покоривший Америку Up & Down. Так труппа готовится к юбилею своего создателя. 70-летие Борис Эйфман отметит в конце июля.

Декада балетов в честь юбилея Бориса Эйфмана начнется с показа последней премьеры театра — спектакля «Чайковский. Pro et contra». Одну из самых сложных сцен дуэт композитора и его супруги солисты проходят снова и снова для отточенности всех хореографических нюансов, передает корреспондент НТВ Павел Рыжков .

Олег Габышев ведет весь репертуар театра. Несмотря на то, что он танцевал в подавляющем количестве премьер, о своем участии в юбилейных показах говорит осторожно. Как любой артист он немного суеверен.

Олег Габышев , заслуженный артист России, солист Академического театра балета Бориса Эйфмана: «Нам стараются не говорить, какие ты спектакли танцуешь, чтобы ты был готов на все спектакли. Чтобы ты был в тонусе всегда. И чтобы ты мог за день войти и станцевать. Или даже в день спектакля».

Балет «Чайковский» теперь отражает еще один ракурс жизни великого композитора — историю личных переживаний. Причем хореограф тесно связал ее с темой творчества. Вслед за абсолютно премьерным «Чайковским», которого успели показать публике считаные разы, дадут спектакль «Роден ее вечный идол».

Балет на музыку Равеля, Сен-Санса и Массне о судьбе и творчестве Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. Изюминку репертуара уже оценили балетоманы Нью-Йорка, Вашингтона, Парижа и других мировых столиц. Балет «Up & Down» по роману Фицджеральда «Ночь нежна» тоже уже успел покорить зрителей по обе стороны Атлантики.

Взлёты и падения героев происходят в эпоху блистательного века джаза. Как признаются танцовщики, пришлось освоить совершенно другую пластику и понять, за что так любили чарльстон.

Борис Эйфман , народный артист России, художественный руководитель Академического театра балета Бориса Эйфмана: «Это наиболее любимые, востребованные публикой спектакли. Какой-то итог почти 40-летней творческой деятельности театра. Это те спектакли, которые публика ждtт. И мы хотели сделать подарок, потому что мы редко показываем спектакли в родном городе».

Последним спектаклем в этой подарочной серии от Эйфмана станет «Анна Каренина». Поставленный 11 лет назад балет оказался одним из самых успешных проектов театра. Точным воплощением в танце сюжета романа и психоэротическим осмыслением судьбы заглавной героини, которая много лет не дает покоя постановщикам разных жанров.