Как научиться скорочтению в домашних условиях. Техника быстрого чтения с запоминанием

Как известно «сначала было слово», а затем его стали изображать и писать, печатать и у человечества уже одной проблемой больше. Как научить ребенка читать с меньшими затратами не только физических, но и психических сил? Как превратить чтение в доступного и необходимого помощника?

В школьные годы очень многое строится на умении школьника самостоятельно работать с книгой. При условии, что школьник выполняет все домашнее и классное задание, объем прочитанного с каждым периодом школы растет. Так, при переходе в 5-й класс он увеличивается вдвое, а к восьмому классу – втрое. При этом читательские умения школьника остаются на прежнем уровне начальных классов. Тогда ребенок развивается по одной из схем: или проводит за выполнением домашнего задания по пять часов, приобретая различные осложнения здоровья; или готовит уроки не должным образом, забрасывает чтение и плывет по течению.

Различные проблемы с чтением в дальнейшей жизни объясняются тем фактом, что в течение всей жизни мы читаем так, как нас учили в первом классе. При этом не умеем, не имеем возможности, желания или понятия применить более быстрые техники чтения.

При чтении у детей возникает ряд проблем , среди которых:

  1. При чтении текста «про себя» они артикулируют. Шевеление губ и языка происходит примерно у 80% взрослых, большинство проговаривают текст про себя. При этом глаза задерживаются на одном месте слишком долго, а они способны сканировать комплексы.
  2. Большинство при чтении больше опирается на слух, хотя зрение, т.е. глаза, воспринимают и передают информацию в несколько десятков раз быстрее.
  3. Большинство детей имеет малое поле зрения. Человеческий глаз воспринимает информацию лишь в период остановки. То, как много он видит, указывает на величину поля зрения. К сожалению, большая часть методик не включают в себя упражнения, призванные расширить поле зрения.
  4. Когда читатель читает вслух или сопровождает чтение артикуляцией, путь обработки информации становится более длительным: в центр слуха/речи, речевой центр и лишь затем анализ полученной информации. При использовании техники скорочтения информация проходит более короткий путь: глаза, речевой центр.
  5. Во время традиционного чтения происходит большое количество ненужных механических повторов, при которых возникает неоправданная потеря времени. В то время как при скорочтении скорость чтения возрастает в разы.

Что являет собой скорочтение для ребенка

Поскольку начальная школа это единственное место, где еще уделяют внимание технике чтения, а ее скорость измеряют и контролируют, то именно на этом этапе нужно научиться эффективному чтению и устранить ошибки, чтобы не нести их с собой во взрослую жизнь. Именно по причине многочисленных ошибок в технике чтения у учеников младших классов и возникло скорочтение для детей (ранее оно было ориентировано только на взрослых). Самыми популярными ошибками являются: запинания, непроизвольное изменение букв, перестановка букв и слогов, недочитывание окончаний. Такие ошибки, вместе в вышеупомянутыми проблемами при чтении резко снижают скорость чтения и превращают этот процесс в достаточно сложный. А сдача нормативов по чтению часто расстраивает детей, не умеющих легко и бегло читать.

Скорочтение помогает не только устранить эти ошибки, но и автоматически увеличивать скорость чтения, причем не за счет того, что ребенка торопят, а за счет устранения «тормозящих» моментов. Когда ребенку ничего не мешает читать, то соответственно увеличивается и скорость. Скорочтение предоставляет инструментарий, который позволяет детям проработать и исправить возникающие сложности в чтении, а когда чтение не вызывает трудностей, ребенок сам берется за книгу.

При скорочтении внимание уделяется и качеству понимания и запоминания прочитанных текстов. Часто дети практически не способны пересказать прочитанное , плохо улавливают его смысл, обращая внимание только на второстепенные детали. При пересказе ребенок использует только слова из текста, не рассказывает своими словами, потому что боится, что неверно понял смысл, и намного безопаснее будет использовать слова, прочитанные в тексте. Скорочтение к решению задачи качественного понимания, а также запоминания текстов подходит с позиции организации таких мыслительных процессов как внимание, воображение, память, мышление. Детям предоставляется алгоритм работы с текстом, позволяющий увидеть важное и правильно понять читаемое. Тогда ребенок знает, на что нужно обратить внимание, что является существенным. Такой подход делает детское чтение структурированным, осознанным, с направленностью на извлечение информации. Важно активизировать память ребенка, чтобы было легко отвечать на уроках, пересказывать тексты спустя время, изучать новые предметы.

Образную память считают самой крепкой у детей. Для представления ребенком красочных, ярких и запоминающихся образов нужно развивать его воображение, которое выступает основным процессом познавательной деятельности у младших школьников. Когда ребенок умеет представить образы, он успешнее запоминает материал, изучает новые предметы. Кроме того, многие родители говорят о том, что их дети при чтении рассеяны, отвлекаются на любой раздражитель, при этом при отрыве от чтения они не помнят, где остановились. Иногда бывает, что глаза еще передвигаются по тексту, но мысли в голове уже где-то далеко. Скорочтение развивает внимание, собранность и сосредоточенность, а это улучшает восприятие материала и его длительное запоминание.

Обучить ребенка основам скорочтения можно и в домашних условиях. Для этого вам необходимо регулярно выполнять с ним некоторые упражнения. При этом нужно учитывать, что разработанная в образовательных заведениях и годами проверенная практикой система обучения чтению является прочным фундаментом для грамотного письма, изучения наук в будущем, но при этом данная система не способствует расширению возможностей самостоятельного восприятия материала. Занимаясь с ребенком основами скорочтения, не стоит отменять проверенные годами практики методики. Вы всего лишь имеете возможность посмотреть, на что способна более быстрая методика чтения, которую можно применять с начальных классов.

Структура занятий

Заниматься с ребенком следует по 15-20 минут трижды в неделю. Занятие имеет следующую структуру:

  • Разминка. Чтение короткого текста (до 100 слов), после которого вы должны задать вопросы на понимание прочитанного.
  • Таблицы Шульте . Такие таблицы представляют собой квадрат, на котором объекты расположены в случайном порядке (обычно это числа или буквы). Они помогают развивать скорость нахождения объектов в установленном порядке, например, числа от 1 до 9. Для учеников младших классов стоит применять таблицы, у которых простое деление поля на равные прямоугольники, при этом количество цифр в таблице – 25 и 36, а количество букв – 20.
  • Поврежденный текст. Вначале текст нужно разрезать на две части, приклеить его на карточку, сместив на 1-2 строчки. Затем задания усложняются: части вырезают в середине текста, в начале или конце строки не хватает букв. После прочтения необходимо проводить беседу по тексту.
  • Словарная работа, при которой выполняют упражнения на скоростное восприятие групп слов.
  • Упражнения, развивающие логическое мышление. Во избежание переутомления, чаще такие упражнения основываются на математическом материале. Можно периодически заменять их рисованием на тему прочитанного текста.

Первый этап занятий предполагает, что основное внимание будет уделяться устранению таких причин медленного чтения как акртикулирование и небольшое поле зрения. Чтение производят при условии механического сдерживания артикуляционного аппарата, с созданием шумов и помех. Уже начиная с первого класса следует проводить работу с таблицами Шульте, она расширит поле зрения и послужит выработке внимания.

Следующий этап предполагает основное внимание сосредоточить на повышении качества усвоения прочитанного. Проводят чтение поврежденного текста, который разделен на 2-3 полосы, разведенные на 1сантиметр. Читают два текста разной структуры одновременно, к примеру, сказку о животных и рассказ о природе. Затем ребенка просят нарисовать, вспомнить похожее. Дети в начальных классах часто не могут увидеть смысл в каждой отдельной строчке, самостоятельно выбрать темп чтения при разных целях чтения. Такие занятия значительно улучшают способность детей пересказывать тексты.

Упражнения

Важно выполнять упражнения, направленные на развитие и активизацию словарного запаса, преобразование слов, составление предложений или рассказа на основе заданных слов, не связанных между собой.

Не стоит забывать и об азах обучения чтению. Так, на начальном этапе проводите с ребенком общие упражнения, повышающие скорость чтения. Начните с самых простых, развивающих четкость произношения («машины едут ж-ж-ж», «ползет змея ш-ш-ш» и т.д.). Читайте с ним скороговорки, поговорки. Читайте на одном вдохе несколько согласных подряд, затем к ним добавляйте гласную. Складывайте слова из половинок, используя примерно 3-10 слов и предлагая ребенку быстро сложить осмысленные слова из двух половинок.

Также существует несколько упражнений , направленных на умение определять нужную скорость чтения и менять ее, где нужно. Например, вы читаете «про себя», сопровождая чтение движением пальца по тексту, ребенок читает вслух по вашему пальцу, т.е. поспевая за вами. Естественно, не стоит устанавливать слишком высокую скорость.

Вызвать положительные эмоции к чтению позволяют упражнение на многократное чтение. На протяжении минуты предложите ребенку прочесть текст и отметить, где он остановился. Затем он должен повторно прочесть этот отрывок, естественно, что в результате будет прочитано на несколько слов больше, что вызовет у ребенка положительные эмоции и веру в свои силы. Такое упражнение не следует повторять более трех раз.


Развитие навыков и качеств

Чтобы развить умение ориентироваться в тексте , используют упражнение «бросок-засечка». Ребенок располагает руки у себя на коленях и приступает к чтению текста по команде «бросок». Как только от взрослого прозвучала команда «засечка», малыш отрывает глаза от книги, при этом продолжает держать руки на коленях, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. Взрослый снова произносит команду «бросок», после чего ребенок должен глазами отыскать в тексте то место, где он завершил чтение, и продолжить с того момента читать текст вслух. Продолжительность упражнения – до пяти минут.

Интересно упражнение, направленное на понимание текстов и формирование навыков чтения. Текст читается с прикрытой верхней частью строчки. Особенность его заключается в том, что смышленость ребенка позволит ему заметить некую особенность – при чтении верхней строчки по половинкам букв, нижняя строчка остается полностью открытой, поэтому «выгодно» быстро прочитать нижнюю строчку, пока она открыта, и затем быстро выдать готовый результат, когда ее закроют. Такое упражнение способствует формированию сразу нескольких важных учебных качеств :

  • Поскольку прочтение нижней строчки нужно скрыть, развивается чтение про себя;
  • Поскольку в памяти нужно удержать и сохранить на некоторое время несколько слов, развивается словесно-логическая память;
  • Поскольку ребенок читает вслух заданную строчку и про себя нижележащую, развивается умение распределять внимание и одновременно выполнять минимум две задачи.

Привив ребенку любовь к чтению, которая возможна лишь при эффективном и качественном выполнении этого процесса, вы поможете ему в будущем облегчить для себя выполнение множества задач, преуспевать в учебе и не испытывать целого ряда трудностей в обучении.

В век современных технологий и вечной спешке, не хочется терять ни минутки, ни секунды своего личного времени. Вот взрослые и стараются везде все успеть, и приучают к такому ритму и своих детей. Последним новшеством нашего мира стало скорочтение. Да, это нечто похожее на занятия по технике чтения в младших классах, но и не совсем то. Это другое понятие, помогающее детям и взрослым быстро читать и одновременно воспринимать прочитанное.

Что такое скорочтение

Что же из себя представляет процесс быстрого чтения или скорочтения? В младших классах дети читают еще не очень хорошо, сбивчиво, медленно. Некоторым, конечно, это умение дается легче, и они быстро приспосабливаются, увлекаются и им просто осваивать любую информацию, которую нужно прочесть. Но обыкновенно каждый родитель рано или поздно задумывается над тем, как обучить читать ребенка быстрее, как развить в нем такие способности? И для того, чтобы помочь родителям в этом нелегком деле, сегодня мы обсудим полезные рекомендации, познакомимся с историей этого умения, обсудим его плюсы и минусы в детской жизни и дадим конкретные упражнения и методики скорочтения.

Хорошо и быстро читающие дети обыкновенно имеют развитую память, у них грамотно построенная речь, и они могут понятно и правильно построить пересказ прочитанного. Кстати, пользу от скорочтения выявили и педагоги, проводившие практические исследования в младших и старших классах. Они отметили, что старшеклассникам, умеющим в детстве быстро читать и прочитанное, учеба давалась значительно легче, а успеваемость у них была в разы выше.

Кое-что из истории скорочтения

Самые первые мысли и идеи о том, что технику чтения можно совершенствовать, начали появляться еще в начале прошлого века. Это произошло с развитием нашего мира, с увеличивающимся потоком информации, который человечеству нужно было осваивать и распространять. Первые серьезные разработки и пособия стали появляться как в России, так и за границей. Однако слишком известными и широко применяемыми они не становились.

Все стало стремительно изменяться в середине прошлого столетия. В конце 1945 года Эвелин Вуд, учащаяся на специальность педагога, отправила большую по размеру статью известному профессору Лису. Он в свою очередь очень быстро прислал ответную рецензию. Эвелин очень удивилась, ведь по размеру статья, действительно, была огромной, а здесь такой быстрый и, главное, достойный грамотный ответ. Несомненно, статья был прочитана от и до, и проработана. Удивившаяся девушка стала наблюдать за подобными «быстрыми чтецами», и занятие ее увлекло на несколько лет. За этот период она видела более пятидесяти человек, которые точно также, как и профессор, быстро изучали любой печатный материал, и изумительно быстро отвечали на него. За время своих наблюдений, Эвелин отмечала особенности поведения этих людей, и особенности самой подмеченной тактики, вот лишь некоторые из них:

  • У всех «быстро читающих» глаза по книжной странице двигались вертикально, а не горизонтально. И вниз. А не слева направо, как при обыкновенном чтении;
  • Читаются сразу или несколько слов или даже фраз;
  • Прочитанный текст практические не повторяется. То есть читается один раз.

Навыками скорочтения обладали такие известные люди, как Иосиф Виссарионович Сталин, Александр Сергеевич Пушкин, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди, Адольф Гитлер, Карл Маркс.

Нужно ли учиться скорочтению и для чего?

В век информационных технологий вся подача и изучение информации очень поменялось. Что и говорить, насколько все стало не просто, если малыши сдают свои первые экзамены уже в первом классе?!

В современном мире не достаточно один раз за всю жизнь отучиться в университете и защитить диплом. Необходимо постоянно обновлять свои знания, если хочешь работать по своей специальности. Для чего еще нужно скорочтение? Как запоминать больше сегодняшним детям, на чьи головы свалилось это безумное количество разнообразной информации?

Вот как раз это умение и поможет решить проблемы восприятия и обработки знаний. Если вы и ваш ребенок освоите умение быстро читать, то вы сможете заметить, насколько легче вам стало разбираться с новыми фактами, техникой, у вас появятся новые увлечения, о которых вы также будете черпать знания в книгах, в Сети… Возможности безграничны!

Для того, чтобы освоить быстрое чтение, нужно как минимум:

  • избавиться от внутренней артикуляции (проговаривании слов)
  • использовать широкий угол зрения (охватывать бОльшую часть страницы)
  • ставить четкую задачу чтения, т.е. понимать и осознавать что и зачем вы читаете

Еще одна причина учиться быстрому чтению – побороть внутреннюю зажатость и стеснительность. Ведь читая и знакомясь все с большим количеством информации, ребенок осваивает больше знаний, он становится более общительным, точнее проще раскрывается для этого общения. У него в голове очень много уже «готовых, освоенных» фраз, которые он может применять по своему желанию в обычной жизни.

Для концентрации внимания и развития мышления невероятно полезно разгадывать . И польза их очевидна не только для детей, но и для взрослых тоже.

Какой бы вы не выбрали метод, какое бы упражнения вам бы ни понравилось – главное в занятиях, это регулярность. Самой желаемой целью и мотивацией для вас должен быть тот факт, что вы и ваш ребенок сможете обрабатывать информацию любого характера за более короткий срок.

И не забывайте хвалить ребенка при любых успехах!

Видео ниже подытожит сказанное выше. Предложенные здесь лайфхаки доступны каждому желающему:

С теплом,

Одна из важнейших потребностей человека - это потребность в новых знаниях и самосовершенствовании. Поэтому люди учат иностранные языки, занимаются спортом, осваивают музыкальные инструменты. В основе развития каждого навыка лежит получение информации. От того, как быстро человек читает, зависит скорость его обучения чему-то новому.

Скорочтение - это невероятно полезное умение, для овладения которым не нужны особые таланты. Если у вас есть желание, упорство и немного времени, вы с лёгкостью сможете освоить скорочтение в домашних условиях.

Зачем читать быстро

Кому будет полезно развитие скорочтения? Ответ на этот вопрос предельно прост. Каждому, кто стремится к познанию нового, этот навык будет полезен. Узнав, как научиться скорочтению, и потратив несколько месяцев на то, чтобы освоить этот приём на практике, вы впоследствии сможете экономить огромное количество времени.

В свою очередь, медленное чтение не всегда оправданно. Большинство людей не дочитывают книги до конца именно по причине больших затрат времени. Также, читая медленно, велики шансы потерять интерес к сюжету и опять-таки забросить книгу, не дочитав.

Для некоторых специалистов чтение тематической литературы - это часть трудовых обязанностей, дающая возможность расти, развиваться и стать экспертом в своём деле. Для этих людей овладение техникой скорочтения - профессиональная необходимость.

Что такое скорочтение

Давайте определим, что же такое скорочтение и с какой скоростью при этом нужно читать.

Стандартной считается скорость восприятия 150-250 слов за одну минуту. При этом на страницу печатного текста тратится 1-3 минуты. Скорочтение подразумевает под собой овладение навыком читать от 500 до 3000 слов за то же время. Правда, в этом случае термин «читать» не совсем уместен. Скорочтение в сущности - это анализ текста и выбор главного. То есть некоторая часть информации просто игнорируется. Целью становится научиться делать акцент на тех предложениях и словосочетаниях, которые несут максимум смысла, а пропускать «воду», не влияющую на понимание сути.

Секрет великих людей

Удивительно, но техника скорочтения появилась ещё в Средние века и была знакома многим известным людям.

Например, Иосиф Сталин был владельцем огромной библиотеки. Чтение для него было ежедневным занятием. Читал он по пятьсот страниц текста за один раз, при этом любил выделять карандашами главные мысли.

Американский президент гордился тем, что владеет скорочтением. Для него не было проблемой прочитать за раз целую книгу.

Александр Сергеевич Пушкин читал очень быстро. Кроме того, нам известно о его Биографии он мог воспроизвести практически дословно наизусть со всеми значимыми датами.

Техникой скорочтения владели также Карл Маркс, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди, Адольф Гитлер. Может, именно благодаря этому они достигали успехов в своём деле.

Когда метод скорочтения будет полезен

Если говорить о скоростном чтении, то нужно учитывать ещё один момент. Применяется этот метод в основном для чтения научной и технической литературы, отчётов, интернет-статей, новостных сводок в газетах, то есть того материала, который несёт новые знания.

Стихи и художественная литература предназначены для совсем других целей. В беллетристике мы не ищем ответы на поставленные вопросы, а просто наслаждаемся процессом чтения. Вся ценность художественных текстов заключается в их воздействии на эмоции, чувства человека и использовании его воображения. Читать такую литературу быстро возможно, но абсолютно бессмысленно.

Можно ли освоить скорочтение в домашних условиях

В наше время существует множество специализированных курсов, которые «за небольшие деньги» обещают научить каждого желающего читать со скоростью до 3000 слов в минуту. Обучающие занятия длятся от месяца до трёх. Но стоит ли тратить время и финансы на посещение таких курсов, если можно развить скорочтение в домашних условиях без каких-либо вложений? Такое самостоятельное обучение даже имеет свои преимущества:

  • Свободный выбор времени для занятий даёт возможность проводить обучение в те часы, когда оно будет наиболее удобным и плодотворным.
  • Методики обучения скорочтению и описания упражнений являются общедоступной информацией, которую можно найти в специальных пособиях, продающихся в любом книжном магазине.
  • Отсутствие отвлекающих факторов.
  • Возможность, выбирая длительность занятий, контролировать время обучения.

Кого-то может заинтересовать мнение людей, которые проходили курсы, чтобы освоить скорочтение. Отзывы об их эффективности не всегда положительные. Зачастую, чтобы достичь заметных результатов, по окончании требуется дополнительная самостоятельная практика. Но о самом навыке скорочтения отзываются только с похвалой. Ни один из тех, кто овладел данной способностью, не пожалел о потраченных времени и усилиях.

Учимся читать быстро. Что для этого надо?

Чтобы освоить скорочтение в домашних условиях, нужно ознакомиться с основными принципами этого навыка.

Первое правило - не «прыгать» во время чтения. Нужно проглядывать текст от начала до конца, не останавливаясь и не перечитывая непонятные фрагменты. Вот увидите, когда дочитаете до конца абзац или страницу, всё, что было неясным, станет понятным и без перечитывания.

Второе правило - выделяйте несколько слов-ключей в каждом из предложений. Необязательно читать всё предложение или абзац от начала до конца, важно уловить и запомнить только ключевые слова.

Третье правило - не отвлекаться. Скорочтение не даст никаких результатов, если вы не будете концентрироваться на том, что читаете. Чтец должен быть полностью погружён в процесс, ведь важно не только прочитать, но и зафиксировать в памяти полезную информацию.

Почему мы читаем медленно

Всем, кто задаётся вопросом, как развить скорочтение, будет полезно узнать, что же мешает нам читать быстро.

1. Чтение без разбора. Читая, мы обращаем внимание на всё подряд. Для знакомства с главной мыслью мы тратим столько же времени, как на чтение лирических отступлений, не несущих никакой смысловой нагрузки и не содержащих полезную информацию. Как уже говорилось, для экономии времени техника скорочтения подразумевает определение главной мысли и игнорирование «воды» в тексте.

2. Повторение прочитанного. У каждого из нас существует вредная привычка из детства - возвращаться взглядом к уже только что прочитанному предложению. Когда у ребёнка происходит формирование словарного запаса, такие повторения полезны. Но во взрослом возрасте мы делаем это просто по привычке.

3. Чтение про себя. Читая вслух, мы можем делать это быстрее или медленнее в зависимости от темпа чтения и дикции. Когда мы читаем про себя, наш мозг как бы ведёт монолог, «проговаривая» информацию, с которой мы знакомимся. Скорость восприятия текста не может быть выше, чем скорость этого внутреннего монолога. Поэтому, если вы решили освоить метод скорочтения, первым делом нужно "заглушить внутреннего диктора" и научиться воспринимать информацию, не проговаривая её про себя.

4. Поле зрения. Значительно тормозить процесс чтения может узкое поле зрения. Если человек имеет хорошо развитое боковое зрение, он использует его при восприятии текста, что отображается на скорости чтения. Для тех, кто желает освоить скорочтение самостоятельно, упражнения для расширения поля зрения являются обязательными.

5. Невнимательность может стать проблемой при любой скорости. Неумение концентрироваться на процессе чтения - это основная причина того, что информация не запоминается, в каком бы темпе вы ни читали. Методика скорочтения подразумевает параллельное развитие умения абстрагироваться от внешних раздражителей и сосредотачиваться на тексте.

Упражнения для увеличения скорости чтения

С чего же начать осваивать скорочтение? Упражнения - вот залог успеха. Регулярное выполнение несложных практических заданий способствует развитию качеств, необходимых для быстрого усваивания информации.

Устраняем внутреннюю речь

Ранее упоминалось, что внутренняя артикуляция - одна из основных причин низкой Существуют методы борьбы с ней:

  • Считать про себя от десяти до одного. Попытаться, не сбывшись со счёта, понять какой-либо текст.
  • Делать то же самое, но вместо счёта напевать песню, которую знаете наизусть.
  • Выстукивать любой ритм во время чтения.

Принцип такого упражнения в том, чтобы «занять своего внутреннего диктора» и научиться воспринимать текст без его участия.

Развиваем периферическое зрение

Если боковое зрение развито на должном уровне, человек может не тратить время, перемещаясь глазами по одной строчке слева направо, а охватывать её взглядом сразу. Такой способ чтения называется вертикальным. Более того, развив периферическое зрение, с одного взгляда можно прочитать целые абзацы или блоки текста.

На этом этапе в помощь придут На листе изображается квадрат, длина сторон которого составляет 20 см. Он делится на пять горизонтальных строк и пять вертикальных. Таким образом, мы получаем 25 ячеек, в каждую из которых вписываются числа от 1 до 25 в произвольном порядке. Готовый квадрат размещается на уровне глаз (расстояние 25-30 см).

Само упражнение заключается в том, чтобы, концентрируясь только на среднем квадрате, используя боковое зрение, найти расположение всех цифр от 1 до 25, а потом в обратном порядке.

Ещё одно упражнение, помогающее достичь той же цели, называется "Треугольник". Нужно выбрать текст и напечатать его таким образом, чтобы каждая строчка была шире предыдущей. Например, в первой строчке одно слово, во второй - два, в третьей - три и так далее. В итоге у нас получается треугольник, состоящий из текста. Читая его, двигайтесь взглядом только сверху вниз. Чтобы увидеть начало и конец длинных строчек, используйте боковое зрение.

Подобные упражнения можно выполнять и в повседневной жизни, не уделяя специального времени для занятий. Например, сидя на работе, сконцентрируйте взгляд на каком-то предмете и постарайтесь увидеть происходящее вокруг. Это одновременно будет и зарядкой для снятия напряжения с глаз, и эффективным методом без усилий развить боковое зрение.

Учимся догадываться

Скорочтение подразумевает выборочное восприятие текста. Чтобы в итоге вы получили целостную полезную информацию, необходимо учиться логике и догадке.

Чтобы выполнять упражнения этого блока, необходим помощник. Сразу нужно выбрать незнакомый текст и распечатать его. Ассистент чёрным маркером затемняет некоторые части текста, а вы, читая его, пытаетесь уловить смысл. Сначала можно выбирать простые тексты для чтения. Но со временем, чтобы тренировать навык, лучше останавливать свой выбор на незнакомых темах и абсолютно новой терминологии. Количество скрытого текста тоже постепенно должно увеличиваться.

Можно взять книгу и вертикальной полоской шириной в 5 см закрыть часть текста, после чего читать оставшуюся часть. Полоску со временем делать шире.

Стоит уделять выполнению этой практики один час 3-4 раза в неделю, и уже через месяц станет развиваться скорочтение. Упражнения по силам каждому, хотя в самом начале могут показаться сложными.

С какого возраста можно обучать скорочтению детей

Словарный запас ребёнка значительно меньше, чем у взрослого. При чтении он задумывается, осмысливает прочитанный материал и для этого тратит гораздо больше времени. Даже на слух быструю речь дети воспринимают значительно хуже. Поэтому учить детей скорочтению можно только после того, как они научатся полностью самостоятельно осмысливать прочитанный текст. Это происходит в возрасте приблизительно 14-15 лет.

Как видите, развить скорочтение в домашних условиях - не такая уж сложная задача. Читать со скоростью больше 500 слов в минуту способны не только супергерои, но и обычные люди. Попробуйте и вы научиться этому и на своём примере убедитесь в ценности такого навыка.

В век информационных технологий одного высшего образования бывает недостаточно, и чтобы идти в ногу со временем нынешнее поколение вынуждено постоянно пополнять свой багаж знаний, черпая новую информацию из всех доступных источников. Поэтому порой все чаще успех и карьера зависят именно от того, насколько быстро Вы овладеете новой информацией.

Не имеет значения, читаете Вы рецепт пирога, сообщение от коллеги, мировую классику или последние исследования по селенографии - навык быстро читать и усваивать информацию значительно упрощает жизнь. Обычный человек, который никогда не задавался целью увеличить скорость чтения, может прочитать около 250 слов в минуту. Почти каждый, кто решит научиться читать быстрее, может увеличить эту скорость минимум вдвое, сохранив высокий уровень понимания прочитанного текста!

Как развить скорочтение?

Существует множество методик, программ и упражнений для увеличения скорости чтения. Вы можете пройти дистанционные , найти преподавателя в своём городе или заниматься дома самостоятельно. Прежде чем приступить к занятиям, следует изучить суть проблемы. Почему мы читаем так медленно? Основных причин можно выделить несколько:

  1. Мы проговариваем про себя текст, некоторые люди даже имеют привычку тихонько читать вслух или шевелить губами;
  2. Мы тратим много времени на фиксации. Исследования показали, что мозг «читает» только тогда, когда наши глаза не движутся. Если приложить палец к глазу во время чтения, Вы почувствуете, как зрачок рывками движется по строке;
  3. Мы возвращаемся и перечитываем текст по несколько раз.

Обстоятельств, замедляющих чтение, конечно, гораздо больше, но поработав даже над этими тремя проблемами, Вы уже сможете читать значительно быстрее.

Как научиться скорочтению самостоятельно?

  1. Отказаться от артикуляции и проговаривания текста. Для этого приложите палец к губам и попробуйте мычать, жужжать или даже напевать что-нибудь, когда читаете. Вскоре Ваша скорость чтения увеличится, артикуляция просто не будет поспевать за ней, и от этого приема можно будет отказаться;
  2. Сокращайте время фиксации. Для этого можно воспользоваться специальными приложениями или обычной книгой, ручкой, линейкой, палочкой, пальцем. Водите предметом под строкой, которую читаете, не останавливаясь и стараясь постоянно следить за ним взглядом;
  3. Увеличение области фиксации. Наверняка Вы слышали о чтении по диагонали. Суть в том, что наибольшую скорость чтения можно развить тогда, когда взгляд будет двигаться только сверху вниз, по центру строки, не отвлекаясь на горизонтальные движения. Тренироваться удобнее всего на тексте, разбитом на колонки, или стихах;
  4. Воспользуйтесь листом бумаги, чтоб закрывать прочитанный текст. Если у Вас возникнет потребность перечитать, Вы сможете отодвинуть лист и скорректировать скорость чтения, но больше не будет потерь времени и эффективности, связанных с бессознательными перечитываниями. Со временем привычка перечитывать угаснет, и Вы сможете читать быстрее.

Итак, в наш век, когда люди страдают не от недостатка информации, а скорее от ее переизбытка, умение быстро и качественно отобрать необходимые сведения, выудить их из всех доступных источников может стать ключом к успеху.

Для каждого человека обучение чтению начинается с распознавания букв, потом слогов, со временем наше зрение уже способно охватывать целые слова и составлять из них предложения. Подобной методики вполне достаточно для того, чтобы прочитывать в минуту до 300 слов, однако в современном мире, в условиях огромного количества информации и знаний, нужно не просто уметь читать, а делать это быстро и как можно более эффективно . Добиться высокой скорости восприятия печатного текста помогает скорочтение способность как минимум в 3-4 раза быстрее усваивать информацию без ухудшения понимания материала.

У тех, кто полноценно освоил навыки данной методики, счет идет на десятки тысяч слов в минуту. Среди достоинств техники скорочтения — возможность увеличить объем запоминаемого текста, сэкономить время на его изучение, развить внимание и значительно ускорить мыслительные процессы. В этой статье мы поговорим о методике скорочтении, теории и, конечно, разберем практику – конкретные приемы, как научиться читать быстрее

Как работает методика скорочтения?

Скорочтение помогает поверхностно отхватить взглядом текст, «пробежаться» по нему и понять, на какие фрагменты следует обратить более пристальное внимание, а какие можно просто отсеять. Те, кто овладел методикой скорочтения, как правило, не читают все слова в предложении, а фокусируются на наиболее значимых . Таким образом составляется полная и, главное, цельная картина текста. Конечно, для чтения художественных произведений с целью насладиться стилем автора, удачными метафорами и интересными сравнениями, этот метод вряд ли будет наиболее подходящим, однако если ваша цель — именно получение информации, да еще и в большом объеме, развитие навыка скорочтения станет очень полезным.

В интернете можно найти различные курсы по обучению скорочтению – существуют как занятия с преподавателями, так и видеоуроки. Впрочем, освоить методы скорочтения можно и в домашних условиях, абсолютно бесплатно. Главняе условие – быть достаточно усидчивым, регулярно тренироваться и как можно чаще применять полученные знания на практике. Будьте готовы к тому, что тренировки займут не один день и даже не пару недель.

Как научиться скорочтению в домашних условиях?

Многие курсы скорочтения в своих программах отталкиваются от одних и тех же методов (что не удивительно, ведь в школе или до нее нам всем прививают один и тот же метод чтения, который и тормозит процесс). Приведем основные способы, которые помогут увеличить скорость чтения без потери в эффективности. Обучение технике скорочтения можно разделить на две группы: сначала надо избавиться от того, что мешает читать быстрее, а потом учиться наращивать скорость (это достигается в основном практикой). Рассмотрим базовые упражнения для развития навыка скорочтения.

Приобретаем нужные для скорочтения навыки и избавляемся от ненужных

1. Одним из основных препятствий на пути к быстрому чтению является субвокализация , т.е. привычка мысленно проговаривать текст про себя . В результате наш мозг, помимо зрительной, вынужден обрабатывать еще и речевую информацию, что существенно уменьшает скорость прочтения материала. Таким образом первым шагом на пути к освоению скорочтения станет прекращение субвокализации.

Если субвокализация сопровождается бубнением вслух или движением губ (артикуляцией ), избавиться от нее можно, зажав между зубами какой-либо предмет или аккуратно прикусив язык. Если же проговаривание происходит на уровне связок (но без выраженного произнесения звуков) и мозга, наилучшим способом подавления субвокализации станут специальные упражнения. Во время чтения человеку предлагается отбивать карандашом или пальцем определенный такт, произносить про себя скороговорки и стишки, напевать, считать до 20 — словом, делать то, что мешает произносить про себя текст. Развить навыки скорочтения поможет даже метроном (его можно купить или скачать в Интернете программу-метроном) и читать под стук механизма, периодически меняя частоту его ритма.

2. Другим «тормозом» в освоении навыка скорочтения выступают так называемые регрессии возвратные движения глаз и перечитывание абзацев и предложений . Подсчитано, что в силу невнимательности или наличия трудных для понимания отрывков текста человек возвращается к прочитанному до 10-11 раз! Устранить проблему можно с помощью картонной закладки или, например, листа бумаги, которыми необходимо закрывать уже усвоенный материал.

3. Еще одной причиной небольшой скорости чтения является плохо развитое периферическое зрение , не позволяющее охватить одним взглядом объемные участки текста. В этом случае рекомендуется обучение вертикальному чтению , при котором, глядя в центр строки, человек будет видеть ее целиком и сможет переходить на следующую строчку как бы по вертикальной линии.

Тренироваться лучше всего на узких текстах (к примеру, газетных колонках) или таблицах Шульге , представляющих собой квадраты из 25 ячеек. В каждую ячейку вразброс вписывают цифры от 1 до 25, а затем с расстояния около 30 см, сосредоточив взгляд на центральной цифре, пытаются отыскать остальные по порядку.

Чтобы не привыкать к одной таблице, стоит нарисовать несколько или вместо цифр использовать буквы алфавита. Если таблица 5х5 станет для вас слишком легкой, количество ячеек всегда можно увеличить.

Увеличиваем скорость

Когда вы успешно избавитесь от привитых с детства тормозов, вы уже будете читать быстрее, чем раньше. Однако нет пределов совершенству, и техника скорочтения — не исключение. Так, чтобы дополнительно повысить
количество прочитанных в минуту слов, освойте навык поверхностного чтения , направленный на поиск ключевых слов в тексте, развивается конспектированием или угадыванием смысла предложения после прочтения его отдельной части. Немаловажную роль в обучении скорочтению вообще и в этом упражнении в частности играет усидчивость и непрерывность тренировок , что в скором времени позволит обрабатывать большие объемы текста без упущения важных деталей.

Тренируясь, обязательно следите за тем, чтобы вы понимали смысл прочитанного . Если смысл стал от вас ускользать — немного сбавьте скорость, ведь от 100 добросовестно прочитанных, но не понятых страниц практической пользы немного.