Краткая история грузииосновные вехи в истории грузии. Грузия

Краткая история Грузии
Основные вехи в истории Грузии

Кавказ, воистину, удивительный регион!

Казалось бы, ну что может быть удивительного и интересного в истории, такой, относительно небольшой территории, как Кавказ? Но, на самом деле, история Кавказа, в том числе и Грузии, очень интересна и, в то же время, трагична! Эта небольшая, гористая территория между двумя морями – Чёрным и Каспийским, является местом, где пересеклись две великие культуры – культура Запада и культура Востока. Ведь, именно через Кавказ в древности проходили важнейшие дороги Великого Шёлкового пути.

Кто-то из великих философов сказал, что на Кавказе никогда не закончатся войны. И, к сожалению, это, отчасти, правда! Ведь, здесь, на Кавказе, практически во все времена и эпохи велись кровопролитные войны.

Именно здесь, на Кавказе, живут народы с различными религиозными убеждениями и происхождением. И каждый из этих народов имеет свою собственную историю, но в этой небольшой статье мы поговорим об истории грузинского народа и его государства. Первые упоминания о создании грузинского государства относятся к далёкому X веку. В эти древние времена несколько грузинских княжеств объединились в одно единое государство, которое, впрочем, просуществовало, не так уж долго – всего лишь три века. Через несколько веков, в XVIII в. грузинские княжества смогли снова объединится, а уже потом, большинство из них вошло в состав Российской Империи.

Та территория, которую занимает современная Грузия, имеет очень выгодное географическое положение. Именно поэтому эта территория всегда манила иностранных захватчиков!

На западе современной Грузии ещё VIII веке до н.э. жили греки. Несколько веков спустя с территории современной Турции на восток Грузии пришли анатолийские племена, которые ассимилировались с местным населением. Вскоре, здесь образовалось Иберийское государство. Но и оно просуществовало не слишком долго. Между V и III веками до н.э. эти территории захватывали различные империи. В 189 году до н.э. римское войско победило здесь войско Селевкидов, и было образовано сильное Армянское государство. Правители этой империи смогли завоевать много территорий от Каспийского моря до Центра современной Турции. Грузинские княжества также вошли в состав Армянского государства.

На рубеже IV-V веках Армянское государство, и вместе с ним все грузинские княжества, было захвачено могучей тогда Византийской Империей. Но византийцы захватили не все территории, принадлежавшие Армянскому государству, а только лишь западную его часть, восточную же часть этой империи захватили персы.

В VII веке сюда пришли арабы-мусульмане и создали мусульманское государство – эмират. Полностью от мусульманского ига Грузия смогла освободиться только лишь в 1122 году. Этот период считается одним из самых удачных периодов в истории Грузии. В это же время в Армению вторглись турки-сельджуки, и многие армяне-христиане вынуждены были бежать в Грузию, где они ассимилировались с местным населением.

Но Иберское государство вскоре ослабло, и в течение нескольких веков его христианское население вынуждено было бороться против ассимиляции с персами и турками. В то же время, Персия и Османская Империя долгое время безуспешно пытались захватить эти территории. И казалось в XVIII в. туркам это почти удалось. Но христианское население Кавказа тогда буквально спасла Екатерина Великая, правительница Российской Империи. Сюда, на территорию нынешней Грузии прибыли русские войска и смогли выгнать многочисленные войска турков. С этого момента Грузия стала частью Российской Империи. В 1795 году крупнейший город этого региона – Тбилиси – был практически полностью разрушен персидскими войсками во главе с Ага Мухаммедом. Полностью выгнать мусульманских захватчиков с территории христианских государств Кавказа, в том числе и с Грузии, удалось лишь в середине XIX веке.

В том же XIX веке в Грузии большой популярностью среди молодёжи пользовались националистические группировки и партии, в составе которых, одно время, даже числился Иосиф Джугашвили, более известный нам, как Иосиф Сталин.

В неспокойное начало XX века Грузия, Армения и Азербайджан объявляют себя независимыми государствами. Но вскоре, большевики захватывают все эти государства, и они становятся частью Советского Союза. В начале 20-х годов XX века эти три государства были объединены в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР).

В 1936 году эта федерация была распущена. С этого момента образовалась Грузинская Советская Социалистическая Республика.

В 1990 году в Грузии впервые были проведены выборы, в которых участвовало несколько политических партий. После развала Советского Союза независимая Грузия, по мнению многих политических экспертов, имела перспективы быстрого экономического развития. Но в 1992-93 года, как мы все знаем, бывшие в составе Грузии – Южная Осетия и Абхазия начали войну за независимость. И только в середине 90-х годов, тогдашнему президенту Эдуарду Шеварднадзе удалось немного стабилизировать экономическую и политическую обстановку в стране.

История Грузии (с древнейших времен до наших дней) Вачнадзе Мераб

Происхождениe (этногенез) грузин

Проблема происхождения (этногенез) грузин является чрезвычайно сложной и спорной. Это обусловлено несколькими причинами. Формирование любой нации или любого народа – длительный процесс, протекающий в столь далеком прошлом, что говорить о каких-либо письменных источниках, свидетельствующих об исторической достоверности происхождения того или иного народа, естественно, говорить не приходится. Историческими источниками для изучения происхождения народа служат сообщения историков более позднего периода и их высказывания и соображения по данной теме. Некоторые из этих сведений весьма сомнительны. Помимо всего не существует абсолютно чистой расы, так как этногенез это сложный и длительный процесс, в котором участвуют многие племена и народности.

В этот процесс иногда вовлекаются совершенно разные этнические группы, которые хотя и претерпевают ассимиляцию , но, со своей стороны, оказывают влияние на коренное население .

При исследовании проблемы этногенеза большое значение имеют археологические, этнографические и лингвистические данные и другие материалы. Анализ и сопоставление существующих источников не всегда приводят к однозначному заключению. Вопрос о происхождении грузин всегда был дискуссионным, он и сейчас не до конца установлен, так как не существует единого мнения и общепризнанной теории по этой проблеме.

1. Источники по этно генезу грузин. Интерес к собственному происхождению грузины проявляли еще в древние времена. Согласно грузинскому историку XI века Леонтию Мровели , у кавказских народов был один предок – Таргамос . Он был сыном Ноя и внуком Яфета . У Таргамоса было 8 сыновей, которые считались родоначальниками всех кавказских народов. Родоначальником грузин считается Картлос , сын Таргамоса . Понятно, что эта теория связана с Ноем : согласно Библии, народы мира являются потомками сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета . Но интересно другое, главное положение теории Леонтия Мровели о родстве всех кавказ ских народов и их этни чес кой общности . Здесь необходимо учесть, что автор этой теории – деятель XI века. В то время, несмотря на тяжелое положение, развитие страны шло по пути подъема. Создавалась почва не только для объединения страны, но и для осво бождения кавказских народов под знаменем единой Грузии . Осуществление этой задачи требовало идеологического обоснования, чему и служила частично теория Леонтия Мровели. Хотя, не исключено, что существовала традиция или идея, согласно которой народы Кавказа произошли от одного предка. Интересные сведения об этногенезе и первоначальном местопребывании грузин сохранились в летописном своде «Обращение Картли» («Мок цеваи Картлисаи») . После занятия Мцхета Азо отправляется в Ариан-Картли и возвращается оттуда со своими соотечественниками, которых расселяет в Картли. Исходя из этого сведения, грузины (точнее, коренные жители Восточной Грузии) прибыли из Ариан-Картли. Здесь подразумевается территория Восточной Грузии, находившаяся в составе Ахеменидского Ирана (верховье реки Чорохи). Интересно, что движение отдельных грузинских племен с юга в сторону Картли реально подтверждается. Мушки (месхи) из Анатолии продвигаются в северо-восточном направлении к Картли. На пути их продвижения и теперь можно встретить названия: Самцхе (Са-мцхе, Са-месхта, Са-месхе) и Мцхета (Мцхе-та, Месх-та).

Сведения о происхождении грузин находим и в иностранных источниках. Греческий историк V в. до н. э. Геродот утверждал, что колхи являются потомками египтян . Это утверждение ничего не имеет общего с реальной действительностью. Что касается населения Картли , или Иберии , как ее называли греки, то их, по мнению греков, из западной Иберии , или Испании на Кавказ переселил вавилонский царь Навуходоносор . Греки Иберией называли и Пиренейский полуостров. Предполагается, что это соображение основывалось на идентичности названий этих двух географических регионов. Повидимому, такая точка зрения была распространена и среди грузин.

2. Научные теории об этногенезе грузин. Выдающийся грузинский историк Иванэ Джавахишвили выдвинул идею о родстве грузинского народа с кавказскими народами , так как считал, что картвельские языки (грузинский, мегрело-занский, сванский) генетически связаны с другими кавказскими языками (абхазско-адыгейские и вейнахо-дагестанские). Эта точка зрения общепринята и широко распространена. Картвельские и кавказские языки составляют одну группу иберийско-кавказских языков . Иванэ Джавахишвили считал, что грузинские и другие кав казские племена шли с юга и заселяли Кав каз поэтапно. Это переселение началось в XIV веке до н. э. Последняя волна грузинских племен прибыла на Кавказ в VII веке до нашей эры. Однако после проведения новых археологических раскопок и получения новых материалов, данная гипотеза утратила свою актуальность.

По вопросу этногенеза грузин, грузинский ученый Симон Джанашиа высказывает другую точку зрения. По его мнению, 5–6 тысяч лет назад большая часть Передней Азии, Северная Африка и Южная Европа (Пиренейский, Апенинский и Балканский полуостровы) были заселены родственными народами. Затем в Европу пришли индоевропейцы , которые подверглись влиянию этих древнейших народов: басков – на Пиренеях, этруссков – на Апенинах, пелазгов – на Балканах, хеттов и субаров – в Передней Азии. Субары занимали территорию от Месопотамии до Кавкасиони. Хетты и субары были предками грузин. В XIII веке до нашей эры население Хета-Субарети рассеялось в разных направлениях. Из них самыми сильными племенами были мушки и тубалы . Позднее, в XI–VIII веках до нашей эры племена хеттов-субаров образовали государство Урарту .

После падения в VI веке до нашей эры Урарту на территории нынешней Грузии образовалось большое государственное образование – Иберия и еще более усилилось – Колха .

Симон Джанашиа ничего не сообщает о переселении племен с юга, но указывает на перемещение государственного и культурного центра с юга на север . Все это происходило на большой территории, заселенной народом единого происхождения. Гипотеза о родстве грузин и басков имеет своих сторонников и противников. Не до конца выяснено и родство грузинских племен с хеттами и хуритами .

В решении проблемы этногенеза грузин в первую очередь большая роль принадлежит археологическим материалам, на основе которых прослеживается непрерывный исторический процесс развития грузинских племен, живших на территории Кавказа с древнейших времен.

3. Некоторые аспекты языковых и этнических процессов грузинского народа, территория исторического проживания.

Грузинский народ, прошел очень длительный период своего развития и является одним из древнейших народов существующих в современное время, распространенный с древности на обширной территории Кавказа.

В современной науке, начиная с С.Н. Джанашиа и Б.А. Куфтина, как было указано, отвергнуто широко распространенное раньше мнение, будто предки грузинских, так же как и других кавказских народов, пришли на Кавказ с юга, из Малой Азии лишь в первой половине I тыс. до н.э. Изучение древнегрузинских наименований растений, животных и т.д. эпохи существования общекартвельского языка основы (III тыс. до н.э.) или грузино-занского (мегрело-чанского) единства (ІІ тыс. до н.э.) указывает на то, что грузинские племена уже в эту эпоху жили на территории Кавказа, в частности в его горной полосе.

В III тыс. до н.э., предполагается существование языка-основы картвельских языков , так же как языка-основы других групп кавказских языков (востночнокавказские, т.е. нахско-дагестанские, и западнокавказские, или абхазо-адыгские, языки). Некоторые исследователи полагают, что эти группы кавказских языков находятся в родстве между собой, происходят от одного предка – общего языка-основы, откуда произошел путем языковой дифференциации и ряд древних (ныне мертвых) переднеазиатских языков (шумерский, протохетский, хурритский, урартский, эламский), а также нынешний баскский язык, однако эта гипотеза в настоящее время вызывает весьма скептическое отношение к себе со стороны многих ученых и не имеет строго научного обоснования.

Исследователи начало распада единого языка-основы картвельских языков датируют началом II тыс. до н.э . В это время получило первые импульсы выделение сванского , существующее же долго и после этого картско-занское (мегрело-чанское) языковое единство распалось, по видимому, в VII I в. до н.э.

Следует отметить, что многие лексические инновации картского (грузинского) и мегрело-чанского, которыми они совместно отличаются от сванского, могли возникнуть лишь в эпоху после середины II тыс. до н.э. Речь идет об обозначении технических и культурных достижений, с которыми эти племена ознакомились лишь в означенный период, а также лексических явлениях, появившихся вследствие контакта южным хетто-хурритским миром.

Поскольку у картско-занской группы картвельских племен наблюдаются контакты с южным переднеазиатским миром (хетты, хурри-урартийцы), она, видимо, занимала сравнительно южные области нынешней Грузии и частично территории, находившиеся еще южнее (в частности в северо-восточной Малой Азии, где впоследствии мы также находим картвельские племена). Что касается сванской группировки, ее уже во II тыс. до н.э. следует локализовать в северной части распространения грузинских племен , хотя в это время, так же как и в I тыс. до н.э., они, видимо были широко распространены не только в горной, но и низменной частях Западной Грузии. К такому выводу приводит нас, в частности изучение древней топонимики данного края. Например, даже название «Ланчхути» считается сванским. Сванскую этимологию находят в наименовании крупных центров – Сухуми (груз. Цхуми – ср. сванск. Цхум – рцхила). К выводу о широком распространении сванского населения на территории Западной Грузии приводит также анализ сведений античных писателей; выясняется, в частности, что сванский элемент подразумевается, в основном, в часто упоминаемых в древности в Западной Грузии племенах гениохов.

По вопросу распространения грузинских племен в южном направлении нельзя не привлечь материал о малоазийских мушках и табалах. Их, как известно, часто упоминают в первую очередь ассирийские надписи VIII–VII вв. д о н.э. В этих племенах мы можем усмотреть распространившиеся далеко на юго-запад отдельные грузинские племена. В значительной степени хеттизировавшись, в дальнейшем они (в частности мушки) сыграли определенную роль в возникновении восточногрузинской государственности.

В настоящее время у грузин, как и многих других народов, существуют субэтнографические группы, в частности существуют такие как: мегрелы, картлийцы, кахетинцы, хевсуры, пшавы, тушины, мтиулы, мохевцы, джавахи, месхи, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, сваны, гурийцы, аджарцы, ингилойцы, таойцы, шавшетцы, пархальцы, имерхевцы и др.

Указанные наименования грузин, фактически, связаны и происходят от названия той или иной местности их исторического проживания на территории Грузии (См. Приложенную «Карту основных исторических провинций Грузии»).

Следует заметить, что такие субэтнографические группы грузин, как сваны и мегрелы, владея общегосударственным и общенациональным грузинским языком, используют также мегрельский и сванский языки, составляющие бесценное языковое и культурное богатство всего грузинского народа.

Грузины распространенны с древности, как в пределах современных границ Грузии, так и на более обширной территории границ исторической Грузии.

В частности, и сейчас, этнические грузины (пархальцы, таойцы, шавшетцы, имерхевцы, аджарцы и др.) проживают, уже в значительно сокращенном числе, на территориях «Тао-Кларджети» в исторической части Юго-Западной Грузии. Данные обширные территории Грузии с грузинским населением, вошли в пределы государственных границ современной Республики Турция.

Кроме этого, грузинские племена с глубокой древности (в частности, халибы, о которых есть упоминание в Библии, как о создателях металлургической культуры) проживали по направлению Восточной части Анатолии, в северо-восточной Малой Азии, охватывая Понтийские горы и близлежащие территории, что в современной Республике Турция.

На этой территории проживают потомки грузинских племен, которыми являются нынешние лазы (чаны), распространенные вдоль побережья Черного моря в его юго-восточной части, говорящие (как и грузины мегрелы) на родственном грузинскому мегрело-лазском (мегрело-чанском) языке, и являющиеся носителями картвельской культуры.

Так называемые «ингилойцы», сравнительно уже небольшая, этническая группа восточных грузин проживает на территории исторической части Восточной Грузии (Эрети), в нынешней Республике Азербайджан (совр. Закатальский район).

Грузины, как свидетельствуют и армянские исторические хроники (Фавстос Бузанд, Ованес Драсханакертци и др.), следы материальной культуры, были распространены и на исконных грузинских территориях в Южной части Грузии (Квемо-Картли), в районах Лоре и Ташири, которые теперь составляют северную часть Республики Армения.

В настоящее время, значительное количество этнических грузин, проживает в Иране, в ряде его провинций Фейредан, Мазендаран, Гилян и др., насильно переселенные туда из Восточной части Грузии (Кахети-Эрети) в начале 17 века иранским шахом Абассом I. Указанная группа грузин, несмотря на то, что находится длительное время (около 400 лет), далеко от исторической Родины, и в современное время, сохраняет свое этническое самосознание, грузинский язык и культуру.

автора Гумилев Лев Николаевич

Эволюция и этногенез Конечно, приравнивать этногенез к филогенезу не следует, так как новые этносы остаются в пределах вида. Отмеченная нами аналогия принципиально неполна и благодаря этому объясняет различие между макро- и микроэволюционными процессами. Но, признавая

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез и энергия Общими чертами для этноса как такового, т. е. любого, являются: 1) противопоставление себя всем остальным, следовательно - самоутверждение; 2) мозаичность, вернее - бесконечная делимость, цементируемая системными связями; 3) единообразный процесс

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез До тех пор пока этнографы строили классификации по видимым индикаторам: языку, соматическим признакам (расам), способу ведения хозяйства, религиям, уровням и характеру техники, казалось, между суперэтносами и этносами пропасть. Но как только мы переносим

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

41. Война 450–472 гг. и этногенез Каждое явление истории может быть рассмотрено в различных ракурсах, не подменяющих, а дополняющих друг друга: в социальном, культурном, государственном и т. д. Нам, для нашей темы, нужен этнический аспект. Посмотрим, какие этносы сражались под

автора

ЭТНОГЕНЕЗ В науке тогда господствовали взгляды на этногенез, сложившиеся еще в XIX веке. Становление и развитие народа подменялось становлением и развитием языка.Но глоттогенез (происхождение языка) и этногенез (происхождение народа) - не одно и то же. В истории известны

Из книги Гумилёв сын Гумилёва автора Беляков Сергей Станиславович

ЭТНОГЕНЕЗ И БИОСФЕРА - «Этногенез и биосфера Земли»? Вы знаете, да, была такая книга. Удивительно интересная! Я ее с удовольствием прочитала. Правда, ее совсем зачитали, не помню, оставили ее на полке или нет, - говорила мне пожилая женщина, библиотекарь подсобного фонда

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

МИГРАЦИИ И ЭТНОГЕНЕЗ В XVIII в. в Тропической и Южной Африке продолжались миграции народов, говоривших на языках банту. В этот период банту продолжали перемещение из района современной Танзании дальше к югу тремя путями: на территорию современной Замбии; на территорию

Из книги Монголы и меркиты в XII в. автора Гумилев Лев Николаевич

ЭТНОГЕНЕЗ И ПАССИОНАРНОСТЬ Кривая этногенеза Во всех исторических процессах от микрокосмоса (жизнь одной особи) до макрокосмоса (развитие человечества в целом) общественная и природные формы движения соприсутствуют и взаимодействуют подчас столь причудливо, что

Из книги Грузины [Хранители святынь] автора Лэнг Дэвид

Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГРУЗИН Сегодня грузины являются одним из наиболее примечательных народов, они привлекают внимание историков и археологов богатством и разнообразием своей древней материальной культуры и длительностью существования своих

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

1.1. Славянский этногенез «Откуда есть пошла русская земля» – так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор.Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье, куда входят также индийская,

Из книги Присоединение Грузии к России автора Авалов Зураб Давидович

Глава шестая Участие грузин в Первой турецкой войне при императрице Екатерине II IВеликая, блестящая Екатерина и ее самоуверенные даровитые сановники нашли неожиданный повод обратить близкое внимание на Грузию и ее владетелей.С давних пор сносилась Грузия с Россией;

Из книги Гений зла Сталин автора Цветков Николай Дмитриевич

Чудесный грузин Для реализации своей несбыточной идеи о свершении мировой революции Ленин считал для себя стратегической задачей привлечение в свои ряды не только русских, но и инородцев. И вдруг ему повезло: подвернулся настоящий горец, говоривший по-русски с сильным

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Этногенез украинцев Еще в период феодализма под влиянием политической конъюнктуры возникла идея о существовании древнерусской народности, из которой входе последующей эволюции выделились великорусы, украинцы и белорусы. В советскую эпоху эта концепция доминировала в

Из книги От царской Скифии к Святой Руси автора Ларионов В.

Славянский этногенез Прежде всего мы должны четко усвоить непреложный исторический факт: последнее тысячелетие человеческой истории равнину от Карпат до Урала, от Белого моря до Черного занимает русский этнос, православный по религии, славянский по языку и крепко

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

§ 1. Этногенез Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории. О. Хаксли Мы часто сталкиваемся с термином «Запад». Но что скрывается за этим термином, что составляет ядро западной цивилизации, так ли она едина? Мы уже говорили о важности

Из книги Люди Грузинской Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Лучанинов Владимир Ярославович

Грузин-христианин Мой отец любил читать вслух, он читал очень много. А я, когда мне было не больше пяти лет, часто оказывался рядом, слушал его и, хотя по большей части и не понимал смысла, старался понять, мне было очень интересно. Отец часто повторял: «Грузин – христианин.

Грузия - (на грузинском языке - Сакартвэло, Сакартвело; на восточных языках - Гюрджистан) - древнее государство в Закавказье. Грузия, а также ее исторические земли - государственные образования, за трехтысячелетнюю историю государственности известны как Колхидское царство (Эгриси), Иверия, или Иберия (Картли, Карталиния), Лазское царство, или Лазика (Эгриси), Абхазское (Западно-Грузинское) царство, Грузинское царство (Сакартвэло), княжества Абхазия , Гурия , Мегрелия (Мингрелия, Одиши) , Самцхе-Саатабаго и Сванетия . С присоединением Карталинско-Кахетинского царства к Российской империи (1801 г.) началось упразднение грузинских государственных образований и включение их территории непосредственно в состав России. После распада Российской империи (1917 г.) воссоздается независимая государственность - Грузинская Демократическая Республика (1918 - 1921 гг.). Образованная после большевистской оккупации (1921 г.) Грузинская Советская Социалистическая Республика просуществовала до 1990 г. После распада СССР (1991 г.) Грузия - вновь независимое государство: Республика Грузия.

В Грузии проживают грузины (самоназвание - картвелы) и абхазы (самоназвание - апсуа), а также представители азербайджанского, армянского, ассирийского, греческого, еврейского, курдского, осетинского, русского, украинского и других народов. Грузинский язык (вместе с мегрельским и сванским) входит в картвельскую группу иберо-кавказских языков, абхазский язык - в абхазо-адыгейскую группу иберо-кавказских языков.

Основная часть населения Грузии исповедует православие, часть - католицизм, григорианство, часть - ислам (аджарцы, лазы, ингилойцы, часть месхов). Часть абхазов (в основном абжуйцы) исповедуют православие, а часть - ислам (в основном бзыбские).

На рубеже II и I тысячелетий до н.э. в юго-западном регионе исторической Грузии сформировались два крупных объединения - раннеклассовых государства: Диа-охи (Таохи, Тао) и Колха (Колхида). В начале VII в. до н.э. Диа-охи была разгромлена государством Урарту. В 30 - 20-е гг. VIII в. до н.э. древнеколхидское государство, о котором сохранились воспоминания в древнегреческом сказании об аргонавтах, было разгромлено вторгшимися с севера киммерийцами.

В VI в. до н.э. колхские племена образовали раннерабовладельческое государство - Колхидское царство (Колхети, Эгриси). Развитию городской жизни и торговли в Колхиде способствовало возникновение греческих колоний (Фазис, Диоскурия, Гюэнос и др.). С VI в. до н.э. в Колхиде чеканились серебряные монеты - “колхидские тетри” (“колхидки”). В конце VI в. и первой половине V в. до н.э. Колхидское царство находилось в зависимости от ахеменидского Ирана. В конце IV в. до н.э. правитель Колхиды Куджи вместе с картлийским царем Фарнавазом возглавил движение за создание объединенного грузинского государства. В конце II в. до н.э. Колхидское царство было подчинено Понтийским царством, а в I в. до н.э. - Римом.

В VI - IV вв. до н.э. интенсивно происходит консолидация картлийских (восточно-грузинских) племен на востоке и юге исторической Грузии, что завершилось образованием Картлийского Царства (Иберия) с центром в городе Мцхета. Древнегрузинские источники это событие датируют концом IV в. до н.э. и связывают с победой, одержанной потомком мцхетских старейшин (мамасахлиси) Фарнавазом (фарнаозом) над сыном царя Ариан-Картли Азо. Фарнаваз добивается независимости царства и становится основателем династии Фарнавазианов. Историческая традиция связывает с именем Фарнаваза создание грузинской письменности. В III в. до н.э. при Саурмаге и Мириане, царствовавших после Фарнаваза, Картли стала обширной и могущественной державой, в которую уже входила значительная часть Западной Грузии (Аджара, Аргвети), Эгриси признавало верховенство картлийских правителей. Картли удалось установить свой контроль над горцами, заселявшими оба склона Кавказского хребта.

В I в. до н.э. Иберия на некоторое время подчинилась Риму. С именами святых апостолов Андрея Первозванного и Симеона Кананита связано появление первых грузинских христианских общин в I в. н.э. В начале новой эры Картлийское царство окрепло и усилилось, а во время царствования Фарамана II (30 - 50-е гг. II в. н.э.) достигло большого могущества и расширило свои границы. С III в. Картлийское царство попадает под влияние сасанидского Ирана.

На рубеже I - II вв. на месте распавшегося Колхидского царства возникло Лазское царство - Лазика (Эгриси - грузинских источников), которое со временем распространяет свое внимание на всю территорию бывшего Колхидского царства, в том числе Апсилию, Абазгию и Санигию.

В начале раннего средневековья на территории Грузии существовало два государства: восточногрузинское царство Картли (Иберия), которое простиралось от Кавказского хребта на юг до Албании и Армении, и Эгриси (Лазика), охватывающая всю Западную Грузию со столицей в Цихе-Годжи (Археополис, Нокалакеви).

Около 337 г. при царе Мириане и царице Нане государственной религией Картлийского царства объявляется христианство. Это судьбоносное для Грузии событие тесно связано с именем святой равноапостольной Нино - святительницы Грузии. В Лазском царстве христианство становится государственной религией при царе Цатэ в 523 г.

Царь Картли Вахтанг I Горгасал (вторая половина V в.), стремившийся к централизации Грузии и ликвидации вассальной зависимости от Ирана, возглавляет большое объединенное восстание грузин, албанцев и армян против Ирана, усмиряет кавказских горцев, значительно расширяет границы царства (охватывающего уже почти всю Грузию), проводит церковную реформу, основывает город Тбилиси, куда вскоре переносится столица Картлийского царства. При Вахтанге I восточногрузинская церковь получила автокефалию от Антиохийской патриархии и грузинскую церковь возглавил католикос (впоследствии католикос-патриарх).

Наследники Вахтанга I Горгасала продолжили борьбу против Ирана. Но восстание 523 г. под предводительством царя Гургена потерпело поражение. Царская власть в Картли была вскоре упразднена, во главе страны Ираном был поставлен правитель - марзпан. В 70-е годы VI в. в Картли была установлена власть представителя вельможной знати, “первого среди равных”, которого источники именуют эрисмтаваром. Фамильная хроника считает эрисмтаваров Картли представителями рода Багратидов (Багратионов).

С середины VI в. Лазское царство, а с начала VII в. - Картли подпали под власть Византии. С середины VII в. по IX в. значительная часть грузинских земель была захвачена арабами.

В VIII в. в Западной Грузии усиливается Абхазское эриставство. Абхазские эриставы умело используют арабо-византийские противоречия, с помощью хазар освобождаются от византийской власти и объединяют всю Западную Грузию. Абхазский эристав Леон II принимает титул царя. По происхождению царской династии и ведущей роли Абхазского эриставства новое западногрузинское политическое объединение получило название Абхазского царства, но из восьми его эриставств собственно Абхазия была представлена двумя (Абхазским и Цхумским). Столицей царства стал Кутаиси. Западногрузинские церковные епархии, находящиеся под юрисдикцией Константинопольского патриархата, переподчиняются мцхетскому католикосу.

С конца VIII в. - начала IX в. территория Грузии охватывала: Кахетинское княжество, Картвельское княжество-куропалатство (Тао -Кларджети), царство Эрети, Абхазское царство и Тбилисский, или Картлийский, эмират, первоначально управляемый наместниками арабских халифов. На протяжении IX - X вв. между этими политическими объединениями с переменным успехом велась напряженная борьба за овладение центральной частью Грузии - Шида Картли - традиционным политическим, экономическим и культурным центром грузинской государственности. Эта борьба завершилась объединением Грузии и созданием единого грузинского феодального государства. Грузинская знать во главе с эриставом Иоанэ Марушисдзе предложила Давиду III Куропалату из династии Багратиони, могущественному правителю Южной Грузии, “выступить со своими силами, захватить Картли и занять престол самому или передать его Баграту, сыну Гургена”, который также происходил из дома Багратиони. Баграту, приемному сыну бездетного Давида III Куропалата, по наследству принадлежали Картвельское царство (со стороны отца) и Абхазское царство (со стороны матери Гурандухт, сестры бездетного абхазского царя Феодосия). В 975 г. Баграт Багратиони получил Шида Картли. В 978 г. Баграт был возведен на западногрузинский (абхазский) престол с титулом “царь абхазов”. В 1001 г. после смерти Давида III Куропалата Баграт III получает титул куропалата, а в 1008 г. - после смерти отца - титул “царя картвелов” (Грузии). В 1008 - 1010 гг. Баграт III присоединяет Кахети, Эрети и Рани. “Царь абхазов, картвелов, ранов и кахов” Баграт III Багратиони осуществил начатое при Фарнавазе и продолженное при Вахтанге I Горгасале объединение всей Грузии в единое государство; возникает понятие “Сакартвело” для обозначения всей Грузии.

XI - XII вв. были периодами наибольшего политического могущества, расцвета экономики и культуры феодальной Грузии. При царе Давиде Строителе (1089 - 1125 гг.) были проведены важные преобразования, направленные на укрепление центральной власти и единства государства, военная реформа. В первой четверти XII в. Грузия отразила нашествие турок- сельджуков и освободила от них значительную часть Закавказья - Ширван и Северная Армения была включены в состав Грузинского государства.

В царствование Георгия III (1156 - 1184 гг.) и Тамар (1184 - ок. 1213 гг.) влияние Грузии распространяется на Северный Кавказ, Восточное Закавказье, Иранский Азербайджан, всю Армению и Юго-Западное Причерноморье (Тра- пезундская империя). Грузия стала одним из сильнейших государств на Ближнем Востоке. Внешние связи Грузии расширялись не только на восток, но и на север, в XII в. установились культурно-экономические связи с Киевской Русью.

Во второй четверти XIII в. Грузию покорили татаро-монголы. Нашествия Тамерлана во второй половине XIV в. разорили страну. Во второй половине XV в. единое Грузинское государство в результате непрерывных нашествий чужеземных захватчиков и экономического упадка распалось на Картлийское, Кахетинское и Имеретинское царства и княжество Самцхе-Саатабаго.

В XVI - XVII вв. от Имеретинского царства отделились Одишское (Мегрельское), Гурийское, Абхазское (по XVII в. входящее в Одиши) и Сванское княжества, лишь номинально продолжавшие признавать верховенство Имеретинского царя .

В XVI - XVIII вв. Грузия стала ареной борьбы Ирана и Турции за господство в Закавказье. Грузинские правители неоднократно обращаются с просьбой об оказании военной помощи к России - ими ставился и вопрос о совместных действиях против Турции и Ирана. В конце XVII в. в Москве возникает грузинская колония. Царь Картли Вахтанг VI (1703 - 1724 гг.) упорядочивает государственное правление, феодальные порядки, издает законодательные акты, разворачивает строительные работы и восстанавливает оросительную систему, однако в условиях турецкого и иранского засилья вынужден покинуть престол и вместе со многими грузинскими политическими и культурными деятелями находит убежище в России.

Со второй половины XVIII в. соотношение сил в Закавказье существенно изменилось: царь Картли Теймураз II и его сын царь Кахети Ираклий II политически настолько окрепли, что в 1749 - 1750 гг. Ереванское, Нахичеванское и Ганджийское ханства стали данниками Грузии. Ираклий II одержал победу над властителем Тавриза Азат-ханом и дагестанскими феодалами. После смерти в 1762 г. Теймураза II, находившегося в Петербурге в поисках поддержки, получив по наследству Карталинский престол, Ираклий II провозгласил себя царем Картли-Кахети, объединив Восточную Грузию. 24 июля 1783 г. в Георгиевске был подписан русско-грузинский трактат, ратифицированный Ираклием II 24 января 1784 г. По условиям трактата Российская империя брала под покровительство Карталинско-Кахетинское царство, гарантировала его целостность, брала обязательство возвратить Грузии захваченные врагами земли, сохраняла царский престол за Ираклием II и его потомками, не вмешивалась во внутренние дела царства. Со своей стороны Ираклий II признавал верховную власть Императора России.

Турция, подстрекаемая Францией и Англией, всячески старалась не допустить осуществления условий трактата - настраивала против Грузии соседних мусульманских владетелей. В 1785 г. аварский владетель Омар-хан вторгся и опустошил Восточную Грузию. В июле 1787 г. Турция предъявила России ультиматум, требуя удаления русских войск из Грузии и признания Ираклия II турецким вассалом. В августе того же года Турция объявила войну России. Открыть второй, кавказский фронт (наряду с балканским) Россия не решилась и в сентябре вывела войска из Грузии - тем самым условия Георгиевского трактата были нарушены. В 1795 г. Ага-Магомед-хан, объединивший почти весь Иран, вторгся и опустошил Тбилиси. В 1798 г. скончался царь Ираклий II.

При Георгии XII (1798 - 1800) усилилась борьба за обладание троном между многочисленными сыновьями и внуками Ираклия II и Георгия XII. Вокруг претендентов образовались враждующие между собой группировки. Остро стоял вопрос внешнеполитической ориентации. Георгий XII, будучи тяжело больным, начал добиваться восстановления условий трактата 1783 г. и утверждения наследником трона своего сына Давида. Император Павел I формально удовлетворил просьбу царя, в 1799 г. перебросил в Грузию полк русских войск, однако принял решение об упразднении карталинско-кахетинского царства и присоединении его к России. Представители императора при Карталинско-Кахетинском дворе получили тайный приказ: в случае смерти царя Георгия XII не допустить вступления на престол царевича Давида. 28 декабря царь Георгий XII скончался. 18 января 1801 г. в Петербурге, а 16 февраля в Тбилиси был обнародован манифест Павла I о присоединении Грузии к России. Окончательное упразднение Карталинско- Кахетинского царства и присоединение к Российской империи были утверждены 12 сентября 1801 г. манифестом Императора Александра I. Члены грузинской царской семьи были в принудительном порядке вывезены в Россию. В 1811 г. была упразднена независимость Грузинской церкви.

История Имеретинского царства ознаменована постоянными феодальными смутами. Царю Соломону I (1751 - 1784 гг.) удалось укрепть царскую власть, запретить поощряемую Турцией работорговлю, одержать победу над турками (1757 г.) и создать военный союз с Картли-Кахети. Имеретинские цари неоднократно обращались за помощью к России, но просьбы отклонялись во избежание осложнений с Турцией. После 1801 г. царь Имерети Соломон II попытался объединить всю Западную Грузию, возглавить борьбу за восстановление Карталинско-Кахетинского царства. Однако Россия, поддержав сепаратизм мегрельского, абхазского, гурийского и сванского вледетелей, обрекла борьбу Соломона II на поражение и в 1804 г. принудила его по Елазнаурскому трактату принять покровительство России. В 1810 г. в Имерети было также установлено русское правление.

Княжество Самцхе-Саатабаго с начала XVI в. попало в вассальную зависимость от Турции. В 30 - 90- е гг. XVI в. турки начали захват территории Самцхе-Саатабаго, создание собственных административных единиц и в 20 - 30-е гг. XVII в. ликвидировали остатки независимости княжества. Началось методическое омусульманивание населения.

Мегрельское (Мингрельское) княжество (Одиши) обрело самостоятельность около середины XVI в., и с 1550 г. его владетели, из рода Дадиани, признавали власть имеретинских царей лишь номинально. До начала XVII в. в состав Мегрельского княжества входила и Абхазия. В конце XVII в. в Одиши усилился лечхумский азнаур (дворянин) Кация Чиковани, свергнувший ранее правившую там династию. Его сын Георгий принял титул и фамилию прежних владетелей Мегрельского княжества - Дадиани. Владетельный князь Мегрелии Григол (Григорий) I Дадиани в 1803 г. перешел в подданство Российской империи, сохранив за собой автономию в гражданских делах. После смерти владетеля Давида Дадиани (1853 г.) в связи с малолетством наследника князя Николая до 1857 г. княжеством управляла его мать княгиня Екатерина Александровна Дадиани (урожденная княжна Чавчавадзе). В 1857 г. наместник Кавказа кн. Барятинский, воспользовавшись неурядицами в результате крестьянских волнений в Одиши, ввел особое управление княжеством. В 1867 г. Мингрельское княжество юридически прекратило существование и вошло в состав Российской империи.

Гурийское княжество выделилось из Имеретинского царства в XVI в. Под властью владетелей из рода Гуриели (потомков сванского эристава Варданидзе) была и Аджария. Частые междуусобицы грузинских феодалов и тяжелая борьба с турецкими захватчиками привели княжество в упадок. В XVII в. Аджарию завоевали турки и начали активно насаждать ислам. Владетели Гурии стали вассалами царей Имерети и в 1804 г. в составе Имеретинского царства поступили под покровительство России. В 1811г. Гурийское княжество с сохранением внутренней автономии было присоединено к Российской империи, а в 1828 г. было окончательно упразднено.

Абхазское княжество оформилось в начале XVII в. и вступило в непосредственную вассальную зависимость от имеретинского царя. Восточная граница княжества передвигается к реке Келасури, по линии которой владетель Мегрелии Леван II Дадиани строит западную часть большой оборонительной стены. В конце XVII - начале XVIII вв., захватив часть территории Мегрельского княжества, абхазские владетели из рода Шервашидзе (Чачба) расширили свои границы до реки Ингури. В Абхазии активно распространяется ислам и усиливается зависимость от Турции.

На основании обращения владетеля Абхазии Георгия (Сафар-бея) Шарвашидзе (Шервашидзе) манифестом Александра I от 17 февраля 1810г. Абхазское княжество было присоединено к Российской империи с сохранением ограниченной власти владетеля. Самурзаканские правители Манучар и Леван Шервашидзе приняли присягу на “верноподданство” еще в 1805 г.. В 1864 г. Абхазское княжество было упразднено - был создан Сухумский военный отдел с военным правлением, замененный в 1883 г. гражданским правлением с включением Сухумского округа в состав Кутаисской губернии.

После распада в XV в. единого грузинского государства, часть Сванетии вошла в состав Мегрельского княжества. Остальная часть формально подчинялась имеретинскому царю и делилась на Вольную Сванетию и Княжество Сванетия (владение князей Геловани, затем князей Дадешкелиани). Княжеская власть в Сванетии была упразднена в 1857 - 1859 гг., после того как последний владетельный князь Константин Дадешкелиани в 1857 г. при попытке ареста собственноручно убил кутаисского губернатора князя Гагарина и трех его служителей, а также ранил нескольких солдат. Князь Дадешкелиани в 1858 г. был расстрелян по решению военно-полевого суда.

В течение XIX в. и начале XX в. Российской империей при активной поддержке грузинского дворянства и крестьянства была отвоевана часть захваченных в разные периоды времени Турцией грузинских исторических земель. Тавады и азнаури (князья и дворяне) грузинских царств и княжеств были признаны в княжеском и дворянском достоинствах Российской империи. ...

Крепость Ахалдаба

Крепость Ахалдаба занимает вершину высокой горы, находящейся на правой стороне Куры. Ущелье Куры от Ташискари до Боржоми очень узкое. Именно это место ущелья закрывала крепость. Здесь даже небольшой гарнизон мог перекрыть проход.

Крепость сильно разрушена, и нет никакой возможности - полностью представить ее первоначальный вид. Крепость отличалась труднодоступностью, но была ...

Мцхетоба-Светицховлоба (Праздник Хитона Господня)

Праздник Хитона Господня - празднуется в Грузии 14-го (по старому 1-го) октября в Мцхете, отстоящем на 22 версты от Тифлиса по Гартискарской дороге. Мцхета - древняя столица Иверии - теперь деревушка, и только два уцелевшие хра­ма свидетельствуют о ее древнем величии. Один из этих храмов Мцхетский собор во имя 12 апостолов. Он воздвигнуть на том самом месте, где был сокрыть Хитон Господень. ...

Крепость Атени

Крепость Атени . Атенское ущелье занимает центральную часть Картли. По этому ущелью проходила одна из главных дорог, соединявшая центральную Картли с южной Картли и со странами расположенными к югу. Естественно, что эту часть Грузии надо было обязательно укрепить. К концу раннего средневековья здесь уже стояли такие крепости, как Атени, Вере и Цедиси . В начале позднего средневековья в ...

Крепость Парцхиси

Парцхисская крепость находится на левой стороне р. Алгети . В отличие от многих крепостей, она занимает невысокий холм. Очевидно, для строителей крепости главным было воздвигнуть ее именно на этом месте. Это был важный пункт на одной из главных трасс Южной Грузии. В данном случае не учитывалось и не принималось во внимание то что место было доступным, но зато большое внимание было обращено ...церемонийстером , которому подчинялись также все служители “сааджо кари”, места заседаний царского суда, и “сагамгео”, управительского дома. Мандатуртухуцес строго следил за соблюдением церемониала и придворного этикета. Символом власти ...

Царь Вахтанг Горгасали

Царь Вахтанг Горгаслан (446-499). Продолжая работу первых грузинских царей-объединителей на протяжении многих веков, народы Картвельского племени при царе Вахтанге Горгаслане в политическом отношении делаются настолько сильными, что две монарха того времени, c востока Персия, а с запада Византия, принуждены были считаться с Иверией, которая в борьбе с каждой в отдельности не раз выходит ...

class="subtitle">

Начнем с того, что Грузия на данный момент официально считается первой территорией, куда пришли люди из Африки . Об этом свидетельствуют раскопки в Дманиси (юго-восточная Грузия), обнаружившие останки людей возрастом 1.8 миллиона лет. После этого доисторических культур на территории этой страны было столько, что впору писать про них отдельную статью. Смысл здесь в чем: история Грузии началась очень давно.

Все это привело к тому, что уже в I тысячелетии до нашей эры на территории Грузии (в районе Триалети сформировались нехилые интеллектуалы, умевшие плавить железо и добывавшие золото. Ребята успешно отражали атаки соседних народов, включая хеттов , жителей Урарту, мидийцев, прото-персов и киммерийцев.

Здесь стоит упомянуть, что Грузия с незапамятных времен была лакомым кусочком, занимавшим важный перекресток . Именно через эту территорию проходил Шелковый путь в Европу, и каждый сосед считал своим долгом отвоевать хотя бы часть здешней территории. Поэтому спать спокойно грузинам не доводилось: какая-то вражина обязательно перла с одной из четырех сторон света.

Примерно в I тысячелетии до н.э. на грузинской территории начали формироваться народности, оставшиеся в Грузии до сих пор. Прото-грузины разделились на сванов, занов (мегрелы и лазы) и восточных картвелов (собственно, носители языка, который сегодня называют грузинским). Сваны жили в Сванетии и Абхазии, Заны - в Мегрелии , а восточные картвелы - на территории современной восточной Грузии. Названия регионов Шида-Картли и Квемо-Картли - именно из той эпохи. Да и сами грузины именуют Грузию “Сакартвело” - “Вся Картли”.

В VI веке до нашей эры на территории Грузии успешно стартовало царство Колхида . Колхида возникла на берегах Черного моря и объединила мегрелов, лазов, сванов и чанов. Про нее хорошо были осведомлены древние греки: именно в Колхиду плавал Ясон с аргонавтами за Золотым руном. Они даже организовали колонии на берегах Черного моря, самые известные из которых - Диоскурия (Сухуми) и Фасис (Поти). На сегодняшний день на территории Грузии есть пара-тройка руин времен Колхиды, будет возможность - загляните.

Примерно в одно время с Колхидой на территории Восточной Грузии начало образовываться второе царство, Иберия (не путать с Пиренейским полуостровом, у которого такое же название). Оформилась Иберия к III веку до нашей эры, а называли ее так древние греки с римлянами. Потому что грузины называли понятно как. Картли.

Между II веком до н.э. и II в. н.э. Колхида с Иберией сражались против превосходящих сил противника, таких, как Рим, Армения и Понтийское царство. Армения смогла заграбастать половину Иберии, в то время как царь Митридат VI Евпатор Понтийский шутя завоевал всю Колхиду. Тот же Митридат, правда, умудрился крепко насолить Римской империи, в результате чего из Колхиды его несколько раз изгоняло римское войско. После смерти Митридата римляне наконец-то вздохнули спокойно, Колхида стала Лазикой (Лазским царством в составе империи), а Иберия присоединилась добровольно и побраталась с Римом на равных. Римский император Веспасиан даже зачекинился на новых укреплениях древней Мцхеты - типа к друзьям отдыхать ездил.

До появления христианства в Грузии местные жители были всецело отданы солнцепоклонничеству : на могилах XIX(!) века до сих пор кое-где встречаются солярные знаки. Иберия приняла христианство в 330 году (крестила святая Нина Каппадокийская), Колхида - примерно в это же время, и к середине IV века в Грузии сплошь и рядом жили христиане. Иберии, правда, повезло чуть меньше: вскоре ребят завоевали персы-огнепоклонники, и вся религиозность пошла коту под хвост.

И тут в дело вмешались арабы. С одной стороны, они захватили практически всю территорию современной Грузии. С другой стороны, именно после этого в IX веке началось восхождение Грузии к ее золотому веку. Сначала новые правители выгнали арабов, а затем принялись строить собственное царство.

В начале IX века царь Ашот Курапалат отвоевал у арабов кусочек южной Иберии (земли на территориях современных Турции и Армении) и принялся там править, назвавшись тао-кларджетским княжеством. Ну, то есть, это их так называли - сам царь Ашот назвал это Иберийским Куропалатинатом и, видимо, очень гордился неймингом. Границы успешно оборонялись и потихоньку разростались. Уже в конце IX века княжество переименовали в Грузинское царство, а в Х веке царь Баграт III объединил территории Колхиды и Иберии.

Тут бурному грузинскому развитию помешали турки-сельджуки, обрадованные победе над Византией в Манцикерте. Они пришли в XI веке и разваляли практически всю Грузию , не добравшись до самых горных областей - Абхазия, Сванетия, Рача , Хеви и Хевсуретия . Но тут к власти в Грузии пришел сильный правитель.

В конце XI века царь Давид IV Строитель создал регулярное войско для противостояния сельджукам на территории Грузинского царства и потихоньку выгнал иноверцев за пределы государства. А поскольку никто уже не помнил, где были эти границы, завоевания продолжились и за пределами страны - в основном на территории Армянского царства, бывшего, впрочем, под пятой тех же сельджуков. Мало того, в Грузию стали активно приглашаться на пмж жители других государств - северокавказские кипчаки и аланы, немцы, итальянцы, скандинавы и славяне из Киевской Руси.

Но самой успешной в истории Грузии оказалась женщина на троне - царица Тамара , правнучка Давида Строителя, при которой начался и закончился золотой век Грузии (1184-1213). Пока в Галицко-Волынском княжестве возводили на престол Даниила Галицкого, Европа ездила отдыхать в крестовые походы, а Чингисхан строил карьеру, в Грузии царицы Тамары совершенствовали изящный литературный слог (в это время был написан “Витязь в тигровой шкуре”), создавали дворцы, укрепления и ювелирные изделия из золота, давали по шее всем желающим врагам и даже помогали соседним государствам встать на ноги (империя Трапезунд). Судя по летописям, все это перемежалось пирами. Построили дворец - пир. Свадьба царицы Тамары - пир. Победили врага - большой пир. В общем, было здорово.

После смерти царицы Тамары в одну из самых могущественных местных держав пришли монголы и завоевали вообще все, до чего смогли дотянуться. Грузия начала разваливаться на мелкие княжества, которые предпочитали договариваться с монголами напрямую, без посредника в лице слабого правителя, не сумевшего защитить страну. Была еще попытка объединить Грузию Георгием V Блестящим в XIV веке - но после его смерти страна окончательно развалилась. Чтобы страна разваливалась эффективнее, турки недалеко захватили Константинополь и Крым, а также разваляли Трапезунд, оставив грузинов-христиан наедине с мусульманами - турками и персами.

В результате к 1460м годам на территории Грузии существовало 8 маленьких объединений , равномерно страдавших от политической и культурной изоляции: царства Картли, Кахети и Имерети и княжества Гурия , Сванетия, Месхетия, Абхазия и Мегрелия. Изоляция эта продолжалась, пока три века спустя на севере не замаячила Россия - внезапный христианский союзник в череде беспросветного противостояния мусульманству.

В 1783 году царь Грузии Ираклий II подписал указ о российском протекторате над Картлийско-Кахетинским царством (восточными территориями, которые он смог объединить на тот момент). Россия подарку обрадовалась и внезапно присоединила царство к своей территории. Тем самым было положено начало объединению Грузии (хоть и в составе Российской империи) и очередного расцвета здешних территорий. Одновременно с экономикой - как и на других территориях, куда Россия пришла со временем - стала развиваться национальная идея. С одной стороны, появилась куча интересных грузинских писателей, художников и культурных деятелей. С другой стороны, недовольство российской властью потихоньку стало нарастать: в церквях запрещали молиться на грузинском, после отмены крепостного права дворян урезали в правах, а бедняки не стали богаче и т.п. Поэтому не удивительно, что движение за большевизм в Грузии цвело пышным цветом до самого распада Российской империи.

На короткий период в 1918 году Грузию пытались сделать самостоятельной, но советские войска таким шуткам были не рады, и уже в 1921 году Грузия стала одной из республик СССР . Кроме всяких негативных моментов вроде чистки 30х годов, мотивом этой эпохи было единение народов, живших под лейблом “Грузия”. Картлийскому языку был присвоен статус грузинского, и все грузины должны были учить именно его, как второй по значимости после русского. В СССР Грузия была одной из беднейших по уровню экономики республик - тем не менее, уровень жизни здесь был один из ведущих в стране. Такой вот парадокс.

В 1991 году пост президента достался Звияду Гамсахурдия, который не сумел удержать власть. Уже в 1992 году к власти пришел Эдуард Шеварнадзе, просидевший “на троне” до 2003 года - года революции роз, приведшего к власти Саакашвили. Остальное вы знаете:)

Ближайшие походы по Грузии:

Даты: Поход: Цена: Статус:

Многим наверно интересно кто мы такие грузины, откуда мы пришли и что есть Грузия этот пост более или мение полет вам свет о нас.

Самоназвание - картвели. Народ, основное население Грузии. Численность в Российской Федерации - 130 688 человек.

Язык - грузинский картвельской группы кавказской семьи. Представлен 17 диалектами, соответствующими субэтническим группам Грузинов. Письменность, возможно, восходит к разновидности древнего восточно-арамейского письма.

Верующие - православные, часть (аджарцы, группы месхов и ингилойцев) - мусульмане-сунниты; имеются небольшие группы Грузин-католиков.

Грузины - древний народ Закавказья. В древневосточных и античных источниках известны древнегрузинские племена мушков, тубалов, халибов, гениохов, мисимиан, колхов. Этническое ядро грузинского народа складывалось из трёх крупных близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов, сванов, занимавших в древности обширную территорию между Большим Кавказом на севере, Малым Кавказом - на юго-востоке и бассейном реки Чорох на юго-западе. В конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до нашей эры на этой территории возникли значительные племенные союзы (Диаохи, Кулха, Сасперы) и первые государства: в 6 веке до нашей эры в Восточном и Юго-Восточном Причерноморье образовалось Колхидское царство, в 4 веке до нашей эры в Восточной Грузии - Картлийское царство (в античных источниках - Иберия). Происходил процесс формирования грузинского этноса, развивалась самобытная культура.

Важным историческим этапом в этом процессе было принятие Грузинами христианства: в 4 веке в Картлийском царстве, в 6 веке в Западной Грузии, где к этому времени образовалось Лазское (Эгрисское) царство. Другим важнейшим фактором процесса консолидации Грузин стало создание грузинской письменности. Древнейший из сохранившихся литературных памятников относится к 5 веку.
Образование на рубеже 10-11 веков централизованного государства, достигшего апогея своего развития в 12 - начале 13 века, в основном завершило процесс формирования грузинского этноса, способствовало росту экономики и культуры, развитию городов, установлению широких культурных связей с Западной Европой, Русью, Востоком. Длительный период децентрализации, наступивший после монголо-татарского нашествия в 13 веке, привёл к ослаблению и распаду единого государства на отдельные царства и княжества. В 16-17 веках это состояние усугубилось в результате агрессии османской Турции и сефевидского Ирана. Земли на юго-западе Грузии - Лазика, Аджария, Месхет-Джавахети - в 16-17 веках были захвачены Турцией. Начался процесс насильственного отуречивания и исламизации местного грузинского населения. В состоянии тяжёлого политического и социально-экономического застоя Грузия оставалась почти до конца 18 века.

В 1783 Россия и Восточная Грузия (Картлийско-Кахетинское царство) заключили "Дружественный договор" (Георгиевский трактат), предусматривавший протекторат России над Грузией. В 1801 Грузинское царство было ликвидировано. Восточная Грузия вошла в состав Российской империи (к 1811 и Западная Грузия). До конца 70-х годов 19 века в результате русско-турецких войн с Грузией воссоединились некоторые её исторические области - Месхет-Джавахети и Аджария. Отмена в Грузии крепостного права (1864-71) способствовала росту национального самосознания Грузин, укреплению их этнического единства, изменению социальной структуры, развитию профессиональной культуры.
В 1918 была создана Грузинская Демократическая Республика, просуществовавшая до февраля 1921, когда части Красной Армии установили здесь советскую власть. Была образована Грузинская ССР (до 1936 в составе Закавказской Федерации, затем непосредственно в составе СССР).
В 1991 Грузия приняла Акт о независимости. Вооруженный конфликт в Абхазии в 1992-93 привел к вынужденной миграции около 300 тыс. Грузин в другие районы Грузии, а также в Россию.
В Грузии издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетавший пашенное земледелие и скотоводство. В горах ведущим было скотоводство, в предгорьях оно сочеталось с развитым земледелием, которое на равнине было главной отраслью хозяйства. Сеяли пшеницу, ячмень, овёс, рожь, рис, чечевицу; в Западной Грузии основными культурами были просо, гоми (чумиза), кукуруза.
С начала 20 века, особенно в советское время, в причерноморских районах Грузии широкое распространение получили субтропические культуры: цитрусовые, тунг, благородный лавр. Всё большее хозяйственное значение приобретает культура чая. Традиционные занятия Грузин составляли также виноградарство и виноделие, садоводство, огородничество, подсобными отраслями были охота, рыболовство, пчеловодство, шелководство, собирание дикорастущих плодов и трав.
Значительного развития достигли домашняя промышленность и ремёсла: ткачество (изготовление тканей из шерсти, хлопка, шёлка, льна), гончарное дело, обработка металла, дерева, камня, рога, ювелирное искусство, ковроткачество, художественная набойка тканей, изготовление войлочных изделий (войлоков, бурок, головных уборов). Для каждой природной зоны Грузии были характерны определённые типы пахотных орудий: для равнины большой плуг с упряжкой в 8-10 пар волов и буйволов, для предгорий - облегчённый плуг орхела, для гор - лёгкое пахотное орудие типа сохи. Современные Грузины заняты в многоотраслевой промышленности, сфере обслуживания, механизированном сельском хозяйстве.