Страховые пенсионные взносы срок давности. Срок давности по взысканию неуплаты страховых взносов в пф

С 1 января 2017 года в сфере страховых взносов произошли глобальные изменения – теперь контролировать уплату страховых взносов и своевременную сдачу отчетности будет налоговая инспекция . С начала 2017 года Закон № 212-ФЗ утратил силу. В налоговый кодекс были внесены изменения, согласно которым правоотношения в части страховых взносов регулируются главой 34 НК РФ.

Говоря о сроке давности по страховым взносам, зачастую плательщики имеют ввиду срок, в течение которого пенсионный фонд (а с 2017 года - налоговая инспекция) могут взыскать задолженность по уплате. Ранее порядок взыскания страховых взносов определялся Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Срок давности для взыскания взносов Пенсионным фондом складывался из следующих сроков:

  • Если была выявлена недоимка, то в течение 90 дней (трех месяцев) со дня ее обнаружения, фонд отправлял должнику требование об уплате;
  • Плательщик должен был исполнить требование, направленное фондом, в течение десяти дней (календарных);
  • В срок до 60 дней (двух месяцев) после дня уплаты, который был указан в требовании, фонд мог постараться взыскать неуплаченные взносы в досудебном порядке;
  • В течение полугода после истечения срока Пенсионный фонд мог обязать должника заплатить, обратившись в суд с заявлением.

Срок давности по страховым взносам-2017

Но с 1 января 2017 года контроль за уплатой страховых взносов осуществляют налоговики. Соответственно, порядок взыскания неуплаченных взносов и срок давности по страховым взносам изменился. Исключение составляют взносы «за травматизм» - они по-прежнему относятся к ФСС и порядок уплаты взносов, санкции за неуплату остаются прежними .

Срок, когда ФНС может взыскать с должника неуплату, состоит из совокупности нескольких сроков.

  1. При обнаружении задолженности по уплате инспекция направляет должнику требование. Срок, в который будет отправлено требование, зависит от суммы задолженности, способа обнаружения задолженности:
  • Требование должно быть отправлено должнику в срок не более 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по итогам проверки;
  • Требование должно быть направлено в течение 90 дней (трех месяцев) со дня выявления неуплаты взносов. При выявлении неуплаты налоговой инспекцией должен быть составлен документ;
  • В случае, если недоимка, в совокупности с остальными задолженностями не превышают сумму 500 рублей, то срок отправки требования может составлять до года.
  1. После получения требования у плательщика есть восемь дней (рабочих, не календарных), на его исполнение. На уплату задолженности может быть предусмотрен и более длительный срок.
  2. С момента окончания срока, указанного в требовании, но не позднее 60 дней (двух месяцев) должно быть сформулировано решение о взыскании неуплаченных взносов или штрафов в досудебном порядке. Вынесенное инспекцией решение является основанием для взыскания.
  3. Если долги плательщика не могут быть погашены с помощью денежных средств, то инспекция должна принять решение о погашении долга при помощи другого имущества. Такое решение инспекция может вынести в течение года после окончания срока исполнения требования об уплате взносов.
  4. Если задолженность предполагается взыскать с должника в суде, то налоговая инспекция должна подать заявление.
  • Если инспекция пропустила срок вынесения решения о взыскании в досудебном порядке, то срок для подачи такого заявления составляет не более полугода со дня, когда закончился срок исполнения требования об уплате.
  • Если инспекция пропустила срок принятия решения о погашении долга за счет имущества предприятия, то срок для подачи заявления не должен превышать двух лет со дня окончания срока исполнения требования об уплате взносов.

Таким образом, срок давности по страховым взносам, в течение которого налоговая инспекция может взыскать недоимку, не установлен Налоговым кодексом и может различаться из-за сроков проведения различных процедур.

Мария, еще раз здравствуйте.
Прекращение предпринимательской деятельности и уплата страховых взносов.

Предприниматели, которые, официально прекратят свою деятельность, должны уплатить взносы только за те месяцы, в которых у них был статус предпринимателя. Взносы за неполный месяц будут определяться пропорционально количеству календарных дней ведения предпринимательской деятельности.

Ответственность предпринимателей

С 2010 года территориальные органы Пенсионного фонда получили право принудительного взыскания недоимки по страховым взносам, а также штрафов и пеней. В частности, право направлять в банки должников поручения на безакцептное списание суммы задолженности (недоимки по взносам, пеней и штрафов) со счетов неплательщиков.
Пени за несвоевременную уплату взносов рассчитываются за каждый день просрочки исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени начисляются за каждый день просрочки по день уплаты (взыскания) включительно.
За непредставление (несвоевременное представление) расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование по форме РСВ-2 штраф может составить:
- если просрочка 180 дней и меньше – в размере 5% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 100 руб.;
- если просрочка более 180 дней – в размере 30% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки, начиная со 181-го дня, но не менее 1000 руб.
К административной ответственности за это правонарушение предпринимателей привлекать не будут.

О сроках исковой давности по налогам.

Письмо Минфина России от 15.04.2008 г. № 03-01-03/2-37
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо относительно возможности признания задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам безнадежной к взысканию и ее списания в случае истечения сроков исковой давности взыскания и сообщает следующее.
Обязанность каждого налогоплательщика по уплате законно установленных налогов и сборов определена ст. 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Основания прекращения обязанности по уплате налога или сбора регулируются ст. 44 Кодекса. Названной статьей не предусмотрено в качестве основания для прекращения обязанности по уплате налогов и (или) сборов пропуска сроков давности взыскания.
На основании норм Кодекса в целях реализации ст. 59 Кодекса, устанавливающей списание недоимки по налогам и сборам только в случае невозможности ее взыскания, Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 12.02.2001 № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам», согласно которому решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимаются только в отношении несуществующих налогоплательщиков: ликвидированных в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, признанных банкротами индивидуальных предпринимателей, умерших (признанных таковыми) физических лиц.
Иных оснований для признания безнадежной к взысканию и списания задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено.

Вопрос:

Как рассчитывается срок исковой давности по страховым взносам в ПФР и ФСС, правильно (без ошибок) начисленным, но не уплаченным компаний в связи с отсутствием денежных средств и имущества?

Ответ:

Законом N 212-ФЗ не установлен общий срок давности выявления недоимки по страховым взносам.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" ст. 196 ГК РФ с 01.09.2013 изложена в новой редакции. Пункт 1 данной статьи предусматривает, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ, п. 2 данной статьи закрепляет, что срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен.

Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Пунктом 16 ст. 2 Закона N 212-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о страховых взносах - Закон N 212-ФЗ и принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

Законодательством не предусмотрена возможность применения ст. 196 ГК РФ при определении предельного срока взыскания органом контроля (за исчислением и уплатой страховых взносов) страховых взносов и пеней.

Таким образом, трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ) при определении предельного срока взыскания с организации - плательщика страховых взносов органом контроля (за исчислением и уплатой страховых взносов) страховых взносов и пеней не применяется .

Кроме этого, стоит учитывать следующее. В Письме от 14.01.2013 N 03-02-07/1-5 Минфин России сообщил, что Налоговым кодексом РФ не установлен общий срок давности выявления недоимки.

По аналогии можно утверждать, что Законом N 212-ФЗ также не установлен общий срок давности выявления недоимки по страховым взносам. Статья 45 Закона N 212-ФЗ устанавливает только срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения, то есть недоимки по страховым взносам и пеней по ним не затрагивает.

При этом ч. 5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ установлено, что решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

На основании ч. 3 ст. 20 Закона N 212-ФЗ постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Частью 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ установлено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 данной статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Как отмечено в ч. 3 ст. 22 Закона N 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Какие-либо предельные сроки на выявление недоимки по страховым взносам ч. 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ, а равно иные положения данного Закона не устанавливают.

При этом ч. 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ установлено, что в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.

Дело № 2-1015/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Бунякиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Осиповой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курашвили Э.Г. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми об отмене постановления о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику об отмене постановления о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований истец указал, что из постановления судебного пристава-исполнителя он узнал, что в отношении него возбуждено исполнительное производство на основании постановления от 27.01.2015 ГУ УПФР в г.Воркуте о взыскании с него страховых взносов, пеней, штрафов. С указанным постановлением истец не согласен, считает, что оно вынесено ГУ- УПФР в г.Воркуте с нарушением поскольку не соблюдена процедура направления требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеням, штрафам, а также вынося постановление о взыскании на сумму... руб., ответчик вышел за пределы свой компетенции, так как законом предусмотрена сумма взыскания до... рублей. Просит суд отменить постановление от 27.01.2015 г. о взыскании с него страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов на сумму... руб.

25.03.2015 г. истец представил заявление об увеличении исковых требований, в котором указал, что своими неправомерными действиями ответчик причинил истцу физические и нравственные страдания, в связи с чем просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере... рублей.

Исковое заявление и заявление об увеличении исковых требований приняты к производству суда определением от 27 марта 2015 года. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, поскольку обжалуемое постановление находится на принудительном исполнении.

14.04.2015 г. истец представил ходатайство, в котором просил применить срок исковой давности к суммам задолженности и пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии по расчетным периодам, имевшим место до 01.01.2010 года.

Ответчик в отзыве на иск указал, что Курашвили Э.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 16.07.2004 г.; перерегистрировался из УПФР Жуковского муниципального района Брянской области в УПФР в городе Воркуте 06.05.2013 г.; снят с налогового учета 04.08.2014 г. На момент снятия с учета за плательщиком числилась задолженность по страховым взносам. В связи с чем, истцу было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам № 84 от 01.04.2014 г. Требование истцом исполнено не было, поэтому было вынесено Постановление от 27.01.2015 о взыскании задолженности. Поскольку с даты, указанной в требовании № 84 от 01.04.2014 г. для добровольного погашения (18.04.2014г.) до даты вынесения Постановления № 71/1 от 27.01.2015 г. не истек установленный законом годичный срок для предъявления на взыскание, считают Постановление от 27.01.2015 г. законным и обоснованным, а в удовлетворении исковых требований просят отказать.

В судебном заседании стороны, которые просили рассмотреть дело в свое отсутствие, участия не принимали, извещёны надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, об отложении дела слушанием не заявляли. Согласно статье Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено без участия сторон.

Исследовав материалы дела, наблюдательное дело по ИП Курашвили Э.Г., материал № 13-77/2015 по заявлению Курашвили Э.Г. о приостановлении исполнительного производства, суд приходит к следующему выводу.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В судебном заседании установлено, что Курашвили Э.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 16.07.2004 г.; перерегистрировался из УПФР Жуковского муниципального района Брянской области в УПФР в городе Воркуте 06.05.2013 г.; снят с налогового учета 04.08.2014 г. На момент снятия с учета за плательщиком числилась задолженность по страховым взносам.

Курашвили Э.Г. заказным письмом было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 84 от 01.04.2014 г. по адресу..., которое не исполнено. 27.01.2015 ГУ-УПФР в г.Воркуте было вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов с Курашвили Э.Г. на сумму... руб. Из указанного постановления следует, что вся взыскиваемая сумма состоит из пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда РФ.

В силу п.3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1 500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.

Поскольку в обжалуемом постановлении сумма взыскания в бюджет Пенсионного фонда РФ составляет... руб., что превышает, сумму установленную законом (п.3 ст. 20, указанного выше закона), суд приходит к выводу о том, что ГУ-УПФР в г.Воркуте вышел за пределы своей компетенции, следовательно указанное постановление является незаконным.

В ходатайстве от 14.04.2015 г. истец просил применить срок исковой давности к суммам задолженности и пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии по расчетным периодам, имевшим место до 01.01.2010 года.

Из представленного ответчиком копии наблюдательного дела по Курашвили Э.Г. и приложению к требованию (л.д. 36) следует, что пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии начислены ответчиком по расчетным периодам, истекшим до 01 января 2010 года.

Разрешая ходатайство истца о применении последствий пропуска срока исковой давности к суммам задолженности и пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии по расчетным периодам, имевшим место до 01.01.2010 года, суд приходит к следующему.

Поскольку обжалуемое постановление вынесено ответчиком в порядке ст.20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", за периоды когда Курашвили Э.Г. был предпринимателем, суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям применяется общий срок исковой давности, так как положения пункта 2.3 ст.21, указанного закона, устанавливающие специальные сроки давности применятся к правоотношениям, которые регулируются статьей 21 закона, то есть при взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Судебная практика по:

Моральный вред и его компенсация, возмещение морального вреда

Судебная практика по применению норм ст. 151, 1100 ГК РФ


Исковая давность, по срокам давности

Судебная практика по применению норм ст. 200, 202, 204, 205 ГК РФ

Решение № 2-15/2016 2-15/2016(2-629/2015;)~М-604/2015 2-629/2015 М-604/2015 от 14 января 2016 г. по делу № 2-15/2016

Дело №2-15/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижнеломовский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Суховой Т.А.,

при секретаре Фоминой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабочкина В.В. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в перерасчете трудовой пенсии, возложении обязанности по перерасчету трудовой пенсии и её выплате с учетом индексации,

УСТАНОВИЛ:

Бабочкин В.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в перерасчете трудовой пенсии, возложении обязанности по перерасчету трудовой пенсии и её выплате с индексацией, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное Учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области с заявлением о включении в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях, периода обучения в ГПТУ и службы в рядах Советской Армии и перерасчете страховой пенсии с момента возникновения права на пенсию, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанные периоды были включены в специальный стаж работы (при назначении пенсии указанные периоды в нарушение законодательства не были включены в специальный стаж), дающий право на досрочное назначение досрочной пенсии, но только с момента обращения в Управление Пенсионного фонда, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. В перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ было отказано. Истец считает, что указанное решение нарушает его права, поскольку льготная пенсия назначалась ему за работу в особых условиях труда на подземных работах (Список №1) в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года №590 «Об утверждении Положения о порядке выплаты государственных пенсий». На момент назначения пенсии, согласно письму Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № его страховой стаж составлял, в том числе льготный - . Стаж работы в районах Крайнего Севера - . В период с ДД.ММ.ГГГГ он (Бабочкин В.В.) неоднократно обращался в ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району с письменными заявлениями о включении в подземный стаж работы периода обучения в ГПТУ и службы в рядах Советской Армии и перерасчете страховой пенсии с момента возникновения права на пенсию, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, только в ноябре, согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № он добился положительного решения, на основании которого льготный стаж был увеличен до, но перерасчет пенсии был произведен только с ДД.ММ.ГГГГ. При этом с заявлением о назначении пенсии по старости с учетом специального стажа он (Бабочкин В.В.) обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с заявлением была предъявлена трудовая книжка, которая в соответствии со ст. Трудового кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 №555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждении страхового стажа для установления трудовых пенсий» является основным документом, подтверждающим периоды трудовой деятельности. Таким образом, ответчик располагал сведениями о том, что период службы по призыву и период обучения в профессионально-техническом училище предшествовали и следовали за периодом работы на подземных работах, что, по мнению истца, с учетом действующего на тот момент законодательства, а именно, Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 года №590 «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» давало ему право на включение спорных периодов в специальный стаж и с учетом этого определить размер пенсии.

Истец просил признать незаконным решение ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.; обязать ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения в льготный стаж службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и учебы в профессионально-техническом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. и выплатить недополученную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с соответствующей индексацией.

В последующем истец Бабочкин В.В. уточнил исковые требования в части перерасчета пенсии, просил обязать ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области произвести перерасчет трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом применения стажевого коэффициента, полученного в результате включения в льготный стаж периодов службы в армии и учебы в ПТУ, взыскать недополученную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с индексацией, исходя из индексов роста потребительских цен, ежегодно утверждаемых Правительством РФ.

В судебном заседании истец Бабочкин В.В. исковые требования, поддержал, сославшись на вышеизложенные доводы просил признать незаконным решение ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.; возложить на ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области обязанность произвести перерасчет назначенной ему пенсии с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с учетом применения стажевого коэффициента, полученного в результате включения в льготный стаж периодов службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и учебы в профессионально-техническом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., и выплатить проиндексированную в установленном законом порядке недополученную пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области Федунец Н.М., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, с иском Бабочкина В.В. не согласилась, в удовлетворении заявленных требований просила отказать, пояснив, что истец за перерасчетом пенсии обратился ДД.ММ.ГГГГ. Комиссией ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ принято решение о включении в специальный стаж периода обучения в ГПТУ и службы в Советской армии. Перерасчет страховой пенсии Бабочкину В.В. произведен в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ., поскольку нормы по приравниванию иных периодов (периодов на военной службе, работы на выборных должностях, обучения) к специальному стажу работы введены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» таких норм не содержал и не давал права на включение этих периодов в специальный стаж, в связи с чем считает обоснованным решение об отказе в перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, полагает, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку в суд он обратился с иском по истечении ДД.ММ.ГГГГ, тогда как в соответствии со ст. общий срок для защиты нарушенного права устанавливается в три года. В исковом заявлении Бабочкин В.В. не указывает уважительных причин пропуска этого срока, в связи с чем, его требования удовлетворению не подлежат. Полагает, что вина пенсионного органа в том, что спорные периоды не были включены в специальный стаж при назначении истцу пенсии, отсутствует.

Выслушав объяснения истца Бабочкина В.В., представителя ответчика - ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области Федунец Н.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Согласно п. 1 ст. 28.1 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 28.1 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Из материалов дела следует, что Бабочкин В.В. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем трудовой пенсии по старости на основании пп. 1 п. 1ст. 27 с применением п. 1 и п. 2 ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По подсчету пенсионного органа на дату назначения пенсии страховой стаж истца составил; стаж льготный - (пенсионное дело №).

При обращении в ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области с заявлением о назначении досрочной пенсии Бабочкиным В.В. наряду с другими документами были представлены копии трудовой книжки и военного билета, при этом в специальный стаж истца ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области не были зачтены - период прохождения военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период обучения в государственном профессионально-техническом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Бабочкин В.В. обратился в ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области с заявлением о включении в специальный стаж периода прохождения военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периода обучения в государственном профессионально-техническом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; перерасчете пенсии с учетом включения в специальный стаж указанных периодов с ДД.ММ.ГГГГ; выплате недополученной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Комиссией ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области принято решение о включении в специальный стаж периода обучения в ГПТУ и службы в Советской армии; проведении перерасчета страховой пенсии Бабочкину В.В. с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При этом в перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ отказано, со ссылкой на то, что нормы по приравниванию иных периодов (периодов на военной службы, работы на выборных должностях, обучения) к специальному стажу работы введены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Между тем, положения статьи (части 2), статьи (части 4), статьи (части 1), статей , и статьи (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 в общий стаж работы засчитывалась служба в составе Вооруженных сил СССР. При назначении на льготных условиях пенсий по старости рабочим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, периоды указанные в п. п. "к", приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Подпункт «з» предусматривает включение в общий стаж периодов обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в технических, профессионально-технических училищах и т.д.).

В силу разъяснений, данных в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Учитывая то, что на период обучения истца в государственном профессионально-техническом училище и на период прохождения службы в рядах Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Поскольку Бабочкин В.В. по окончании обучения в ГПТУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (уволен в связи с призывом в Советскую Армию) работал в должности, предусмотренной Списком N 1 "Производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Советской Армии, а после прохождения службы вернулся на работу в ту же шахту, указанные периоды подлежали включению в специальный стаж работы Бабочкина В.В. при назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, несмотря на то, что пенсионный орган обладал сведениями о прохождении истцом военной службы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоде обучения в государственном профессионально-техническом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанные периоды необоснованно не были включены в стаж работы истца при назначении ему досрочной пенсии по вине ответчика.

Представителем ответчика в судебном заседании заявлено о пропуске Бабочкиным В.В. срока исковой давности.

РЕШИЛ:

Исковые требования Бабочкина В.В. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в перерасчете трудовой пенсии, возложении обязанности по перерасчету трудовой пенсии и её выплате с учетом индексации, удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в перерасчете Бабочкину В.В. пенсии с даты её назначения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижнеломовскому району Пензенской области произвести перерасчет назначенной Бабочкину В.В. пенсии с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с применением стажевого коэффициента с учетом включения в льготный стаж периода обучения в государственном профессионально-техническом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периода службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и выплатить недополученную пенсию за указанный период с учетом индексации в порядке ст.17 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с учетом уровня роста цен за соответствующий период, годового индекса роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и индекса роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, определяемых Правительством Российской Федерации).

Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижнеломовскому району Пензенской области () в пользу Бабочкина В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца, зарегистрированного по адресу: возврат государственной пошлины в размере рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.А. Сухова

Решение в окончательной форме принято 19.01.2016

Судья Т.А. Сухова

Суд:

Нижнеломовский районный суд (Пензенская область)

Истцы:

Бабочкин В.В.

Ответчики:

государственное учреждение -Управление пенсионного фонда РФ по Н-Ломовскому району Пензенской области

Судьи дела:

Сухова Татьяна Александровна (судья)

Судебная практика по:

Исковая давность, по срокам давности

Судебная практика по применению норм ст. 200, 202, 204, 205 ГК РФ