Мигательный рефлекс. Из чего состоит дуга рефлекса

Попов А.П., Мушта И.В., Петров С.В.

В настоящее время в диагностике заболеваний периферической нервной системы возрастает роль электронейромиографических (ЭНМГ) исследований. Данные методы позволяют выявить патологические изменения, определить характер поражения, провести топическую диагностику и оценить качество проводимого лечения. Невралгия тройничного нерва не является исключением. Для диагностики заболеваний данного нерва используется метод исследования мигательного рефлекса или blink reflex. Мигательный рефлекс является биоэлектрическим аналогом роговичного рефлекса. Рефлекторная дуга включает в себя волокна тройничного нерва (I, II и III ветви), чувствительное ядро тройничного нерва, ядро лицевого нерва, ствол лицевого нерва, мышцы окружающие глаз (мигание). Также в рефлекторной дуге принимает участие система заднего продольного пучка, который вместе с ретикулярной субстанцией исполняет роль регулирующей и координирующей структуры.

В целом рефлекторная дуга мигательного рефлекса состоит из нескольких элементов.

Моносинаптическая часть мигательного рефлекса включает в себя ветвь тройничного нерва (I, II и III ветви), собственное ядро тройничного нерва (nucl. Sensorius principalis), находящееся на уровне моста, ядро лицевого нерва, ствол лицевого нерва и круговая мышца глаза.

Полисинаптическая часть мигательного рефлекса состоит из волокон тройничного нерва, спинального ядра тройничного нерва (nucl. Tractus spi- nalis), интернейронов заднего продольного пучка, через которые проводят импульс на ядро лицевого нерва ипсилатерально и через вставочные интернейроны противоположной стороны на ядро лицевого нерва контрлатерально стимуляции. Далее импульс проводится на круговые мышцы обоих глаз.

Таким образом, в норме при электрической стимуляции одной из ветвей тройничного нерва регистрируются ранний компонент (R1) на стороне стимуляции и поздний компонент (R2) на стороне стимуляции, и на противоположной стороне. Первый ответ (R1) является результатом прохождения импульса по моносинаптической дуге рефлекса, второй ответ (R2) является результатом реализации полисинаптического рефлекса. Благодаря интернейронам заднего продольного пучка потенциал регистрируется с обеих сторон.

В настоящей работе использовалась двухканальная регистрация мигательного рефлекса, позволяющая получать ответ с обеих сторон. Исследование выполнялось на оборудовании фирмы «Нейрософт»: «Нейро-ЭМГ-Микро».

Активные электроды накладывались на нижнее веко под латеральным углом глазной щели, референтные электроды накладывались на спинку носа. Заземляющий электрод накладывался на руку стимулируемой стороны. Импеданс не более 10 Ом.

Параметры стимуляции: входной диапазон 50мВ, нижняя частота фильтра 5-8 Гц, верхняя частота фильтра 5000-8000 Гц, чувствительность 100мкВ/ дел, развёртка 5010 мс/дел, эпоха анализа 100 мс, сила стимула 10-20 мА, длительность стимула 0,1-0,2 мс.

Стимуляция проводилась в проекции надглазничного, подглазничного и подбородочного нервов (I, II и III ветви тройничного нерва) сначала правой затем левой стороны. Для получения достоверных результатов процедуру повторяли 3-5 раз. В результате регистрации получаются четыре кривые: две – стимуляция справа, две – стимуляция слева.

Основной целью исследования мигательного рефлекса является оценка проводящих систем рефлекторных дуг. Оценивалось: сохранность компонентов, латентное время и длительность компонентов на стороне стимуляции и на противоположной стороне, симметричность рефлекса.

В нашей работе было обследовано 40 пациентов с заболеваниями тройничного нерва. Целью работы являлась оценка диагностической значимости метода исследования мигательного рефлекса при невропатиях тройничного нерва. В ходе работы были определены основные задачи исследования: оценить выявляемость патологических изменений, определить характер и степень выраженности нарушений, оценка возможности метода при топической диагностике повреждений, выявление возможной зависимости выраженности изменений при ЭНМГ от характера и степени выраженности клинических проявлений поражения тройничного нерва.

Для решения поставленных задач были сформированы группы пациентов и определены степени градации патологических изменений при исследовании мигательного рефлекса. Группы формировались по принципу:

  1. сроки направления на исследование;
  2. выраженность и топика клинических проявлений.

По степени градации патологические изменения мигательного рефлекса были разделены на 3 группы:

  1. незначительно выраженные – увеличение латентности компонентов одной ветви тройничного нерва;
  2. умеренно выраженные – увеличение латентности компонентов 2-х ветвей;
  3. выраженные – патологические изменения 3-х ветвей или двухстороннее поражение.

На исследование направлялись пациенты с жалобами, характерными для невралгии тройничного нерва. 32 пациента (80%) были обследованы в течение недели после манифестации заболевания, 8 (20%) - по ряду причин через месяц и более, в том числе и после начала соответствующего лечения. В первой группе в 100% случаев были выявлены признаки невропатии тройничного нерва различной степени выраженности. Во второй группе (8 пациентов) выявляемость составила 37%, у 3-х пациентов были выявлены незначительно выраженные нарушения проведения импульса, у 5 пациентов патологических изменений выявлено не было. Клинические проявления заболевания тройничного нерва в данной группе пациентов были незначительно выражены или отсутствовали вовсе. Вероятно, у данных пациентов в результате проведённого лечения наступила полная или частичная ремиссия заболевания.

В плане топической диагностики выявленные изменения распределились следующим образом: невропатия 1-ой ветви – 25% (10 пациентов), невропатия 2-х ветвей – 23,5% (9 пациентов), невропатия 3-х ветвей – 17,5% (7 пациентов), двухсторонняя невропатия тройничного нерва – 23,5% (9 пациен- тов). Как видно в 25% случаев выявлены незначительные изменения ЭНМГ, в 20% случаев выявлены умеренные изменения на ЭНМГ и 41% случаев выявлены выраженные изменения на ЭНМГ. В 12,5% случаев патологии выявлено не было. Причём у всех пациентов с нарушением проведения импульса по трём ветвям тройничного нерва выявлялись признаки глубокого повреждения на уровне собственного ядра тройничного нерва (отсутствие первичного компонента R1 при стимуляции на стороне поражения).

Проводя параллельный анализ клинической картины и характера изменений при исследовании мигательного рефлекса, учитывались следующие клинические проявления невралгии тройничного нерва: приступообразный резкий простреливающий характер боли, провоцируемый умыванием, чисткой зубов, холодным воздухом; наличие болевых тиков лица; наличие тригерных точек раздражения. Анализ вышеперечисленных клинических проявлений у пациентов проводился с учётом выраженности болей, частоты возникновения и продолжительности приступов.

Из 40 исследуемых было выделено 15 пациентов (37,5%, группа 1) с наиболее выраженной, на наш взгляд, клинической картиной заболевания. Остальные пациенты на момент исследования, либо не предъявляли жалоб вовсе (6 – 15%, группа 2), либо клинические проявления не имели столь выраженный, классический характер (19 – 47,5%, группа 3).

В сформированных таким образом группах, был проведён анализ характера электронейромиографических изменений. В группе No1 было выявлено 7 пациентов с выраженными ЭНМГ изменениями, 4 пациента с умеренно выраженными ЭНМГ изменениями и 5 пациентов с незначительно выраженными изменениями. В группе No2 было выявлено 2 пациента с незначительно выраженными изменениями ЭНМГ и у 4-х пациентов патологических изменений выявлено не было. В группе No3 было выявлено 9 пациентов с выраженными ЭНМГ изменениями, 5 пациентов с умеренно выраженными изменениями, 5 пациентов с незначительно выраженными изменениями и у 1-го пациента па- тологических изменений выявлено не было. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что характер клинических проявлений и ЭНМГ изменения при мигательном рефлексе имеют наибольшую взаимосвязь в группе пациентов, не имеющих на момент исследования клинических проявлений невралгии тройничного нерва. Так в группе No2 было выявлено 2 пациента с незначительными ЭНМГ проявлениями и у 4-х пациентов патологических изменений выявлено не было. В 1-ой и 3-й группах достоверных различий выявлено не было, так как пациенты с различной степенью выраженности ЭНМГ проявлений равномерно распределены в обеих группах. Это на наш взгляд связано с тем, что формирование групп было основано на субъективных признаках, характер и выраженность которых в большей мере связан с характерологическими особенностями и психоэмоциональным состоянием исследуемых пациентов.

Таким образом, учитывая полученные в ходе работы результаты, можно сделать следующие выводы:

  1. По нашим данным, метод исследования мигательного рефлекса является высокоспецифичным в диагностике невралгии тройничного рефлекса. Так из 40 пациентов (мужчины, женщины), с различными клиническими проявлениями и разными сроками после манифестации заболевания, направленных на исследование у 35 (87,5% случаев) были выявлены те или иные признаки нарушения проведения импульса по тройничному нерву. В группе пациентов, направленных на исследование в течение недели после начала заболевания (32 пациента) выявляемость составила 100% случаев.
  2. Метод позволяет выявлять как периферическое поражение тройничного нерва, т.е. нарушение проведения импульса по стволу нерва (3 его ветви), так и глубокое поражение, а именно - нарушение проведения импульса на уровне ядра тройничного нерва (7 случаев).
  3. При анализе зависимости характера клинических проявлений и степени выраженности электронейромиографических изменений при исследовании мигательного рефлекса чёткой связи выявлено не было. Для дальнейшего изучения данной проблемы целесообразно разработать более достоверные и объективные критерии формирования групп по характеру клинических проявлений невралгии тройничного нерва.

Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая посредством возбуждения центральной нервной системы и имеющая приспособительное значение.

В этом определении содержится 5 признаков рефлекса:

1) это ответная реакция, а не самопроизвольная,

2) необходимо раздражение, без которого рефлекс не возникает,

3) в основе рефлекса лежит нервное возбуждение,

4) необходимо участие центральной нервной системы, чтобы превратить сенсорное возбуждение в эффекторное,

5) рефлекс нужен для приспособления (адаптации) к меняющимся условиям внешней среды.

Рефлексы разделяются на 2 большие группы: безусловные и условные.

Мигательный рефлекс - защитная реакция организма на свет, звук, прикосновение к роговице или ресницам, постукивание в области надпереносья и другие раздражители. Также он возникает при электрической стимуляции надглазничного нерва (ветвь тройничного), что используют в качестве нейрофизиологического теста.

Мигательный рефлекс был описан в 1896 г. и сводится к сокращению круговой мышцы глаза при механическом раздражении верхнего глазничного нерва.
Центр данного защитного рефлекса, как и многих защитных рефлексов (чихания, кашля, рвоты, слезоотделения), находится в продолговатом отделе головного мозга.

При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает мигательный рефлекс, после нескольких прикосновений он тормозится. При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает раздражение рецепторов. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в ЦИС.

Из ЦИС нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону. В месте контакта аксона исполнительного нейрона и мышечной клетки образуется синапс. Пузырьки с возбуждающими биологически активными веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточную оболочку мышечной клетки, которая возбуждается и сокращается. Происходит осуществление мигательного рефлекса. После нескольких прикосновений происходит исчезновение мигательного рефлекса.

Торможение не позволяет возбуждению распространяться безгранично. Рецепторы в мышечных клетках посылают сигналы в нервный центр. Из нервного центра по исполнительному нейрону нервные импульсы доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Действие мышечных клеток тормозится.

С помощью волевого усилия можно затормозить действие мигательного рефлекса. В нервном центре возникает нервный импульс. Нервный импульс достигает синапса, в котором лопаются пузырьки с тормозящими биологически активными веществами. Жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Возникает торможение мигательного рефлекса.

При попадании соринки в глаз раздражаются рецепторы оболочки глаза. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в нервный центр. Из нервного центра нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону, который приводит в действие круговые мышцы глаза, смыкающие веки. После удаления соринки срабатывает принцип «обратной связи». В нервный центр поступает сигнал. Информация об изменении ситуации обрабатывается. Нервный центр посылает нервные импульсы, которые доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Действие мышечных клеток прекращается. Мигательный рефлекс тормозится.

Мигательный рефлекс - защитная реакция организма, которая осуществляется и контролируется с помощью нервной системы.

При головной боли напряжения происходит повышение рефлекторной возбудимости: рефлексы начинают вызываться более слабыми раздражителями (снижение порога чувствительности), в то же время ответ становится мощнее и длиться дольше. С этими явлениями, хорошо заметными при вызывании мигательного рефлекса, связывают патогенез (причины) головной боли напряжения: болевая реакция начинает возникать вследствие воздействия даже неадекватно слабого раздражителя.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.



В положении новорожденного на спине, когда нижние конечности его расслаблены, поочередно наносят укол иглой на каждую подошву. Происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп. Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон (симметричен). Рефлекс может быть ослаблен у детей, родившихся в ягодичном предлежании, при наследственных и врожденных нервно-мышечных заболеваниях, миелодисплазиях. Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка. Перекрестный рефлекс экстензоров.

В положении новорожденного на спине, разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол -- в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги. При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.

Шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы

Виды позотонических рефлексов новорожденного ребенка:

  • 1. Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса -- Клейна). Проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти -- поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.
  • 2. Симметричные тонические шейные рефлексы

При пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект -- разгибаются руки и сгибаются ноги.

Асимметричные и симметричные шейные рефлексы новорожденного выражены у новорожденных постоянно. У недоношенных детей они слабо выражены. Рефлекс Ландау

Придайте ребенку «положение пловца» -- поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки -- ласточка, от 6 месяцев до полутора лет. 1.асимметричный шейный топический рефлекс Магнуса - Клейна

  • 2. симметричные шейные тонические рефлексы
  • 3. тонические лабиринтные рефлексы
  • 4. рефлекс Ландау

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

В последние годы говорят о наличии плавательного рефлекса у новорожденного, который заключается в том, что малыш будет барахтаться и не утонет, если его опустить в воду. Этот рефлекс можно проверить только в присутствии инструктора в бассейне для новорожденных.

Проблемы с рефлексами -- первые симптомы патологии центральной нервной системы. Если вас насторожили какие-то отклонения от нормы, то не стесняйтесь обращаться к врачу. Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время -- оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии -- от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение. Помните, что ребенок меняется каждый день, и проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Очень важно проверять врожденные рефлексы в динамике. Вовремя начатое лечение - залог здоровья ребенка в будущем.

Рефлекс мигательный защитный Р.: сокращение круговой мышцы глаза, напр. при внезапном освещении глаза или появлении предмета перед глазами.

Большой медицинский словарь . 2000 .

Смотреть что такое "рефлекс мигательный" в других словарях:

    Рефлекс мигательный - Мигательная реакция в ответ на раздражение светом, звуком и другими сенсорными стимулами (прикосновение к роговице или ресницам, взмах руки перед лицом обследуемого, постукиванием в области надпереносья, электрического раздражения надглазничного… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    I Рефлекс (лат. reflexus повернутый назад, отраженный) реакция организма, обеспечивающая возникновение, изменение или прекращение функциональной активности органов, тканей или целостного организма, осуществляемая при участии центральной нервной… … Медицинская энциклопедия

    МИГАТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС - Рефлексивное закрытие века, вызванное ярким светом, внезапным шумом, дуновением ветра и т.д. Этот рефлекс тщательно изучался в исследованиях по классическому обусловливанию … Толковый словарь по психологии

    Лицевой нерв … Википедия

    Реакции организму (рефлексы), вырабатываемые при определенных условиях в течение жизни человека или животного на базе врожденных безусловных рефлексов. Термин «условные рефлексы» введен И.П. Павловым. В отличие от безусловных рефлексов… … Медицинская энциклопедия

    - (nervi craniales; синоним черепно мозговые нервы) нервы, отходящие от головного мозга или входящие в него. Различают 12 пар Ч. н., которые иннервируют кожу, мышцы, железы (слезные и слюнные) и другие органы головы и шеи, а также ряд органов… … Медицинская энциклопедия

    МИГАНИЕ - МИГАНИЕ, рефлекс на раздражение чувствительных ветвей тройничного нерва (роговица, конъюнктива, кожа, окружающая глаз, ресницы) или же на световое раздражение. Центрипетальная дуга рефлекса т. о. либо тройничный либо зрительный нерв.… … Большая медицинская энциклопедия

    К. о. называют тж обусловленной реакцией, обусловленным рефлексом, условной реакцией и условным рефлексом. И. П. Павлов был первым, кто широко исследовал его особенности. Огромная работа, проведенная в лаборатории Павлова, показала, что… … Психологическая энциклопедия

    МИГАТЬ, аю, аешь; несовер. 1. То же, что моргать. М. глазами. Многозначительно м. соседу. 2. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.), перен. Мелькать, мерцая (разг.). Вдали мигает огонёк. | однокр. мигнуть, ну, нёшь. | сущ. мигание, я, ср. | прил.… … Толковый словарь Ожегова

    ЛАЗЕРНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ - вынужденное (посредством лазера) испускание атомами вещества порций квантов электромагнитного излучения. Слово лазер аббревиатура, образованная из начальных букв английской фразы Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation (усиление… … Российская энциклопедия по охране труда

Условные рефлексы первой сигнальной системы

Обычно для проявления безусловнорефлекторной реакции необходимо воздействие адекватного раздражителя. Например, для выработки слюны (безусловный рефлекс) адекватным раздражителем является пища (ее вкус, запах).

При выработке условного рефлекса индифферентный раздражитель начинает вызывать безусловнорефлекторную реакцию. Например, мигание лампочки (в обычных условиях это индифферентный пищевой раздражитель, не вызывающий отделения слюны) при выработке условного рефлекса вызывает безусловнорефлекторную реакцию – выработку слюны. С момента, когда индифферентный раздражитель начал вызывать реакцию, он называется условным раздражителем , а реакция – условной (условный рефлекс).

Для сохранения выработанного условного рефлекса необходимо подкрепление – безусловный – адекватный раздражитель, следующий во времени за условным раздражителем. То есть после мигания лампочки необходимо дать еду.

Лабораторная работа № 3

Выработка условного мигательного рефлекса

Цель: выработать условный мигательный рефлекс у человека и пронаблюдать его угасание.

Оборудование: очковая оправа с резиновой грушей, звонок, часы (секундомер).

Ход работы

Механическое раздражение склеры – адекватный раздражитель для безусловного мигательного рефлекса, индифферентный раздражитель для такой реакции – звучание звонка.

    Наденьте очковую оправу испытуемому и встаньте сзади, отведя грушу таким образом, чтобы испытуемый её не видел. В одной руке держите грушу, в другой – звонок.

    Надавите на грушу, убедитесь, что струя воздуха попадает в глаз и испытуемый мигает.

    Включите звонок, убедитесь, что он является индифферентным к миганию (испытуемый не мигает после его звучания).

    Создайте тишину!

    Включите звонок и сразу нажмите на грушу. После нажатия звонок выключите.

    Через 1 минуту повторите действия. Сделайте 6-8 сочетаний звонка и струи воздуха.

    При очередном включении звонка не нажимайте на грушу. Наблюдатели должны отметить мигание. Если оно происходит, отметьте, на какой раз у испытуемого выработался условный рефлекс.

    Повторите еще несколько сочетаний звонка и струи воздуха (закрепление рефлекса) и снова при включении звонка не нажимайте на грушу.

    Продолжайте включать звонок с теми же интервалами. Отметьте, на какой раз условный рефлекс угасает.

Наблюдения: условный рефлекс выработался на ___ раз, угас на ___ раз.

В выводе отметьте, что происходит с рефлексами без подкрепления, а также какой процесс происходит быстрее – выработка или угасание рефлекса.

Условные рефлексы второй сигнальной системы

Стойкие условные рефлексы могут играть роль адекватного раздражителя при выработке новых условных рефлексов (это условный рефлекс следующего порядка). Например, понимание речи – стойкий условный рефлекс. Если людям дать речевую установку поднимать руку на слово «раз», то они должны ее поднимать. При этом подъем руки экспериментатором не является сигналом для поднятия руки испытуемыми. Если экспериментатор будет сочетать подъем своей руки и слово «раз», то должен выработаться условный рефлекс второго порядка. В этом случае, слово «раз» (стойкий условный рефлекс) будет являться адекватным раздражителем. Индифферентный раздражитель (будущий условный) – подъем руки.

Лабораторная работа № 4

Образование двигательных условных рефлексов на речевом подкреплении

Цель: выработать условный рефлекс второго порядка на поднятие руки.

Ход работы

    Экспериментатор проверяет, что подъем руки – индифферентный раздражитель. Поднимая правую руку, он убеждается, что испытуемые не поднимают рук.

    Экспериментатор дает установку поднимать руку на слово «раз». Говорит «раз» и убеждается, что испытуемые поднимают руки.

    Выработка рефлекса. Экспериментатор несколько раз (7-10) поднимает руку, произнося при каждом подъеме слово «раз» с интервалом в 1-2 секунды.

    Экспериментатор поднимает руку, но слово «раз» не произносит. Если условный рефлекс не выработался (никто из испытуемых не поднял руку), экспериментатор еще несколько раз сочетает подъем руки и слово «раз» и снова поднятие руки не подкрепляет словом.

    В протоколе отмечают, на какой раз образовался условный рефлекс и у какого количества студентов, участвующих в опыте.

Лабораторная работа № 5

Исследование условных речевых реакций

Цель: определить уровень и преобладание определенных типов ассоциативных связей на различные слова.

Оборудование: секундомер.

Ход работы

    Работа проводится парами. Каждый подготавливает две таблицы (табл. 2) с различными десятью словами – именами существительными в именительном падеже. Отметьте ФИО испытуемого, его возраст.

Таблица 2. Ассоциативные речевые реакции.

    Через небольшие интервалы времени (секунд 10-20) экспериментатор произносит подготовленные слова из первой таблицы, при этом испытуемый должен отвечать любым, пришедшим на ум словом. Экспериментатор регистрирует слово-ответ и время ответной реакции с помощью секундомера.

    Аналогично проводится второй опыт, но испытуемый должен стараться отвечать словом, подходящим по смыслу к слову-раздражителю.

    Обработка результатов заключается в определении уровня речевых ассоциативных реакций (слово-ответ) и их типа для каждого случая.

По своему качеству словесные реакции делятся, по предложению А.Г. Иванова-Смоленского на следующие группы:

    Низшие (примитивные) реакции

    Собственно примитивные или междометные словесные реакции: «гм», «ой», «ах», «э», «ну» и т.п.

    Подражательные (созвучные) словесные реакции, совпадающие со словом раздражителем своими первыми или последними слогами (рифмующиеся).

    Эхологические словесные реакции, буквально воспроизводящие слово-раздражитель (повторение этого слова).

    Вопросительные словесные реакции, когда вместо ответа задается вопрос («Кто?», «Что?», «Почему?» и т.п.)

    Экстрасигнальные словесные реакции, не относящиеся к данному слову-раздражителю, а вызванные какими-то другими раздражителями.

    Отказные словесные реакции, представляющие по своему смыслу отказ от ответа («не знаю», «не хочу», «сказать нечего» и т.п.)

    Персеверирующие словесные реакции, когда на несколько слов-раздражителей подряд повторяется один и тот же ответ.

    Высшие реакции

    Индивидуально-конкретные словесные реакции (город – Москва).

    Обще-конкретные словесные реакции (город – деревня).

    Абстрактные словесные реакции (город – культура).

Сделайте выводы , учитывая следующее:

    длительность латентного периода меньше трех секунд свидетельствует о хорошей подвижности нервных процессов;

    удлинение скрытого периода свидетельствует о наличии торможения;

    постепенное удлинение латентного периода к концу опыта говорит о быстрой утомляемости нервных клеток, а, следовательно, о слабости нервных процессов;

    повторение одинаковых слов в ответах позволяет судить об инертности нервных процессов;

    по преобладанию конкретных или абстрактных понятий в ответах испытуемого можно сделать заключение о преобладании соответственно художественного или мыслительного компонента в высшей нервной деятельности испытуемого, то есть судить о взаимоотношении у испытуемого сигнальных систем. Для людей с преобладанием второй сигнальной системы характерны обобщения (например, море – вода, любовь – чувство, билет – бумага, осень – время года и т.п.), а для людей с сильно развитой первой сигнальной системой характерными являются конкретные определения (море – голубое, любовь – сильная, билет – автобусный, осень – серая и т.п.);

    сравните преобладание высших или низших реакций и их типов в первом и втором опыте.