Дайте определение понятиям индивид и личность кратко. Что такое социализация личности

Человеческая личность - объект изучения многих гуманитарных наук, таких как психология, философия, социология. Понятие "человек", "индивид", "личность" часто встречается как в научном, так и в повседневном языке. В обиходе данные слова считают синонимами, но на самом деле каждому присущ собственный смысловой оттенок. Попробуем подробнее в этом разобраться.

Понятие - человек, индивид, личность

Слово «человек» звучит при обозначении способностей и черт, присущих всем. Оно подчеркивает существование особой общности - человеческого рода, отличного от других присущим лишь ему способом жизнедеятельности. Именно благодаря ему на всех этапах своего развития, везде и всегда сохраняет определенный статус.

Определение "человек-индивид" обозначает существование отдельного конкретного представителя человечества. Кто это такой? Человек-индивид - это единица людского рода, определенный носитель психологических и социальных черт, присущих всей людской общности. Под ними подразумеваются воля, разум, собственные интересы и потребности. В этом смысле индивид - это конкретный человек.

В данном контексте не рассматриваются биологические факторы (пол, возраст, физические характеристики, темперамент), а также социальные различия. Но, конечно, совсем не учитывать эти данные нельзя. Ведь различия между ребенком и взрослым, первобытным дикарем и нашим современником вполне очевидны.

Таким образом, определение понятия "индивид" включает набор характеристик и черт, по которым каждый человек отличается от другого. При этом подразумеваются различия совершенно разных уровней - от нейрофизиологического и биохимического до социально-психологического.

А что же такое личность

Динамику развития человека в различные моменты (исторические и собственные) характеризует понятие «личность». Индивид при этом - отправная точка развития личности, ее начальное состояние. Таким образом, личность - наиболее полное воплощение всех

Как социальному субъекту, личности присуща автономность, стремление в определенной степени противопоставить себя социуму и обрести независимость от общества. Это предполагает наличие самосознания, навыков умственного контроля, способности к аналитической деятельности и оценке себя самого.

Все эти качества составляют основу жизненной позиции. Это основной принцип поведения, базирующийся на социальных и мировоззренческих установках, ценностях и идеалах. Значение этих нормативных факторов в жизни объясняет теория саморегуляции поведения человека в социуме.

Основы развития личности

У каждого автора - свое толкование личности. Но почти любое определение "личность", "индивид", "индивидуальность" основано на одном из двух полярных взглядов. Один из них гласит, что личность формируется и подвергается дальнейшим изменениям в зависимости от врожденных качеств и данных, влияние социального окружения при этом сводится к минимуму.

Представители противоположной позиции практически полностью отвергают врожденный фактор и предпочитают рассматривать личность как некий продукт социального развития. Пожалуй, обе точки зрения являются крайностями.

Классическое определение личности подразумевает, что человек, индивид, личность имеет сформированные, необходимые ему как продукту общественного развития конкретные качества. От него ожидают вхождения в путем общения и сознательной деятельности. Согласно такому подходу, биологический организм становится личностью только благодаря социальному и культурному опыту. Причем допускается влияние на формирование индивидуальных черт - совокупности темперамента, врожденных способностей и предрасположенности.

Как мы взрослеем

Рассмотрим, каким образом формируется человек, индивид, личность. Что непосредственно влияет на процесс роста? Таких предпосылок несколько.

Биологический фактор. Наследственность человека - тот самый материал, который позже будет сформирован в человеческого индивида. Этот фактор сам по себе еще не создает личности, так как социальный опыт и культурное наследие невозможно передать с генами. Но его требуется учитывать как источник бесконечного разнообразия характеров, темпераментов, склонностей и причину возможных социальных ограничений.

Физические условия окружающей среды. Часть исследователей придают им первостепенное значение. Но, как известно, в одних и тех же географических условиях существуют совершенно разные типы личностей, а схожие общегрупповые признаки наблюдаются в совершенно различных.

Общественная культура, формирующая определенное число соответствующих ей базовых типов личности. Определенный же культурный опыт служит общим достоянием человечества.

Опыт, как групповой, так и уникальный (субъективный). Это самый главный фактор ее формирования, возникающий в процессе социализации.

Что такое социализация личности

Комплекса ценностей, установок, симпатий-антипатий, целей и шаблонов поведения человек достигает благодаря явлению социализации. Это процесс усвоения индивидом норм и образцов поведения его группы, необходимых для функционирования в обществе.

Социализация касается всех сторон воспитания, обучения и приобщения к культуре. В ней участвуют все, с кем сталкивается индивид в семье, быту, детском саду и школе, видит по телевизору и т.д. При этом процесс личностного формирования проходит три последовательные стадии:

1. Дети подражают взрослым и копируют их поведение.

2. Дети играют и примеряют на себя различные роли.

3. В групповой деятельности они начинают понимать ожидания, обращенные к ним со стороны других.

Когда она происходит

Большинство психологов считают, что процесс социализации не ограничивается детским возрастом и длится всю жизнь. закладывает основы личностных ценностей. А применительно ко взрослым этот процесс подразумевает изменение внешнего поведения и приобретение нужных навыков.

По одной из теорий, в процессе социализации взрослых изживают себя детские мифы, например, о незыблемости авторитета или собственной суперценности. Постепенно на базе полученного опыта формируется тот индивид, определение которого приведено выше.

Общение в группе и соответствующий опыт дает возможность скорректировать уникальные внутренние установки личности с общими качествами, характерными для ее социальной среды.

Как это бывает

В начале жизни человек еще не осознает, что он индивид, и индивидуальность его находится в зачаточном состоянии. Обособление от физического и социального мира продолжается в течение всей жизни. Накапливая социальный опыт, он формирует образ своего «Я» путем сопоставления себя с другими.

Доказательством того, что личность - не просто автоматически развивающаяся совокупность природных задатков, служат известные науке случаи воспитания человека в социальной изоляции, например, в среде животных. Исследования психики таких "Маугли" показали, что те не имеют представлений о собственном «Я» как об обособленном существе в ряду подобных.

На чем основан личный опыт

«Социальное зеркало» постоянно перед каждым из нас. В детстве при оценке собственных способностей человек основывается на мнении ближайшего окружения, с возрастом - на оценках компетентных специалистов. Зрелый человек понимает, что он - индивид, и индивидуальность его уникальна.

Нельзя недооценивать влияние личного опыта. Именно поэтому дети, воспитанные в одной семье, очень разные. У них имеется похожий групповой опыт (но не идентичный). Помимо семьи дети общаются во внешней среде и с разными людьми. Даже близнецы с одним набором генов не могут постоянно находиться в абсолютно одинаковых условиях, встречаться с одинаковыми людьми и испытывать идентичные эмоции.

Именно поэтому каждый личностный опыт уникален. По утверждениям психоаналитиков, определенные инциденты, происшедшие с людьми, вполне могут оказаться критическими, задавая тональность последующим эмоциональным реакциям.

Что такое социальная роль

Под этим понятием подразумевают способ поведения человека в соответствии с общепринятыми нормами межличностных отношений в зависимости от имеющегося статуса в системе. Процесс социализации личности подразумевает освоение социальных ролей как способ интеграции человека в общество.

Понятие социальной роли подразумевает ролевые ожидания - чего именно ждут от индивида согласно «правилам» той или иной роли. Другое основное понятие здесь - все то, что человек осуществляет согласно своей роли. Общество в данном случае берет на себя функцию контроля.

Индивид и общество связаны существованием самых разных институтов - от правоохранительных органов до общественного мнения. К "ослушавшимся" применяется система социальных санкций. Самые незначительные из них - осуждение и общественное порицание, более жесткие - меры насильственного пресечения.

Индивид - определение социального статуса

Под социальным статусом понимается позиция (ранг) индивида в структуре группы или самой группы в ряду других образований. Поведение, которое ожидается от носителя определенного социального статуса, и составляет суть его социальной роли. Различные статусы имеют дети и взрослые, женщины и мужчины, военнослужащие и штатские. Каждый человек - носитель множества разных статусов, в соответствии с которыми и выстраивает свое поведение в тех или иных ситуациях.

Через обучение ролям усваиваются культурные нормы. Приемлемое для одного статуса может стать совершенно неподходящим для другого. То есть социализация - важнейший процесс обучения принятым в обществе методам и способам взаимодействий, в результате которого социум получает своего адекватного члена.

Умение исполнять важнейшие роли приобретается, начинается с детства. Большая часть данного процесса происходит на бессознательном уровне довольно безболезненно. Дети участвуют в играх, помогают родителям, вслушиваются в семейные разговоры, читают и смотрят различные истории. Их "игровые" роли помогают в будущем роль принять на себя настоящие и понять реакции окружающих.

О предписанных статусах

Общество устроено очень сложно, и согласованное функционирование всех его институтов возможно лишь в случае строгого соблюдения людьми собственных обязанностей, регламентированных внутригрупповыми отношениями. Простейший путь добиться этого - классификация всей многообразной человеческой деятельности по огромному количеству предписанных ролей и приучение каждого индивида с ранних лет к выполнению определенного набора их, "положенного" по статусу.

Пройдя в детстве первичное ролевое обучение, человек назначает себе сам предписанные роли согласно выбранному критерию. Его кодовое название - "правила достижения успеха". Универсальной основой выработки подобного критерия в обществе служит пол и возраст человека. Другие определяющие факторы - национальность, раса, религиозная либо классовая принадлежность.

Несмотря на бессознательный характер ролевого обучения, это мощный и реальный Например, раздельное обучение в течение многих лет мальчиков и девочек ведет к большим различиям между ними в зрелости по части способностей, предпочтений и способам выражения эмоций.

Что такое достигаемый статус

Это социальная позиция, закрепляемая путем индивидуального выбора и конкуренции. Если часть статусов назначается группой либо обществом, при этом не учитываются индивидуальные качества индивида или его способности, то достигаемый статус - результат способностей, упорства, трудолюбия, исполнительности личности, а также некоторой доли везения.

В примитивных (или традиционных) обществах статусы почти всегда предписаны, и прямо зависит от рождения. В современном обществе личность обладает большей степенью свободы.

Выигрыш имеют люди, проявляющие наибольшие способности и гибкость. Те же, кто не сумел "найти себя" и приспособиться к новым ролям, оказываются неконкурентоспособными.

Чем они различаются

Достигаемые и предписанные статусы имеют принципиальную разницу, тем не менее пересекаются и взаимодействуют. Индивиду почти невозможно улучшить или как-то изменить собственное положение в обществе, где большинство статусов являются предписанными. Социализация не связана с ожиданием смены статуса. Но если наследственные факторы не играют принципиальной роли, человеку трудно смириться с низким статусом, имея возможности проявить личные способности

Когда за статус идет борьба и возможности условно равны, причины отсутствия успеха - исключительно личная некомпетентность и отсутствие способностей. В обществе "равных возможностей" данный постулат усваивает любой индивид. Определение неуспеха как собственной несостоятельности больно бьет по самооценке человека. Но даже в этом случае личность находит пути повысить статус, используя различные льготы и преимущественные права.

Если роль - поведение, ожидаемое от индивида в случае конкретного статуса, то ролевое поведение бывает фактическим. Оно отличается от того, которое ожидается по большинству характеристик - от ролевой интерпретации до возможных конфликтов с другими. Вот почему нет двух индивидов, одинаково исполняющих одну и ту же роль.

Мыслители ещё с древних времён старались проникнуть в суть понятия «человек». Чтобы разобраться, они создавали различные концепции понимания его определения. В итоге пришли к общему выводу, что человек представляет собой биологическое, психологическое и социальное единство. Термин «человек» тесно взаимосвязано с понятиями – «индивид», «индивидуальность», «личность». Проведём некоторые разделения между этими терминами, чтобы понять их суть.

Человек, индивид, личность, индивидуальность

Человек занимает высшую фазу в происхождении и развитии жизни. Теория эволюции человека имеет название антропогенез. Человек – это продукт природы, который тесно взаимосвязан с обществом.

Биологическая природа человека относится к высшим млекопитающим, которые появились на Земле примерно 550 тысяч лет назад. Как биологическое существо человек обладает анатомо-физиологическими задатками, то есть имеет мышечную, кровеносную и нервную систему, кроме того – половыми и возрастными особенностями. Но нервная система и процессы, отвечающие за существование, запрограммированы так, что человек может приспособиться к разным условиям существования.

К психологической природе относится наличие у человека воображения, мышления, чувств, характера, памяти.

Социальная сущность человека включает в себя моральные качества, мировоззрение, знания, ценностные установки, умения. Человек формируется социальной личностью только, тогда, когда входит в тесный контакт (общение, взаимоотношения с обществом) с другим социумом.

Отличия природы человека от животного:

  1. Человек изъясняется членораздельно и обладает мышлением. Из всех видов млекопитающих только человек умеет оценивать своё настоящее, думать о прошлом и будущем.

Правда, незначительной коммуникацией владеют и несколько видов обезьян, но они не могут передавать друг другу информацию об окружающих их предметах. Люди умеют в своей речи концентрироваться на главном.

  1. Человек может владеть творческой деятельностью, в частности:

— предвидеть развитие и характер некоторых природных процессов;

— выбирать роль в социуме, моделировать своё поведение в нём;

— проявлять ценностные отношения.

Поведение животных основано на инстинктах, изначально их природные действия запрограммированы.

  1. Человек оказывает влияние на окружающую среду – он способен преображать действительность и создавать культуру, то есть формировать духовные и материальные ценности.

У животных образ жизни устанавливается природой – они приспосабливаются к условиям окружающей среды.

  1. Человек самостоятельно умеет производить средства для материальных благ.

Некоторые животные способны владеть естественными орудиями, но изготовить средства труда не может ни один вид млекопитающих.

Итак, человек является уникальным, духовно незавершённым, универсальным и целостным существом.

Основные характеристики:

  • Наличие сознания.
  • Уникальное строение организма.
  • Восприимчивость к труду.

Индивид – это представитель человека в единичном роде. Он является носителем социальных и психофизических черт человека.

Другими словами, индивид – это «человек в единичном числе».

Основные качества индивида:

  • Активность.
  • Стойкость к реальности, которая окружает человека.
  • Единство психофизического состояния организма.

Олицетворением качеств индивида служит личность.

В древности личность обозначало какой-то социальный лик, который брал на себя человек, когда играл различные роли в театре, то есть некая «личина».

Личность – это определённый человек, склонный к переживаниям, пониманию мира вокруг, имеющий сознание и налаживающий определённые отношения с окружающим социумом.

Люди отличаются друг от друга персональными свойствами, то есть чертами присущими одному индивидууму. Определение «индивидуальные особенности» обозначает психологические и соматические (от латыни «тело») определения человека: рост и фигура, формирование скелета, окрас глаз, волос и так далее.

Индивидуальная особенность личности – это мимика лица человека. Лицо человека отображает не только анатомическую, но и психологическую специфику определённого человека. К примеру, когда выражаются: «у этого человека лукавые глаза», «у вас сознательное лицо», то имеют в виду именно особенность психологического характера, присущую конкретному индивиду.

Обобщим индивидуально — психологические особенности в четыре грани личности:

  1. Качества социального характера (моральная направленность, мировоззрение).
  2. Качества биологического характера (жизненно необходимые потребности, темперамент, задатки).
  3. Индивидуальные черты, имеющие разную психическую природу.
  4. Опыт (совокупность умений, повадок и навыков).

Индивид и личность: различия

Человек рождается индивидом, статус личности уже утверждается в процессе развития. Разграничение определение индивида и личности поможет дать оценку функционирования персоны.

Итак, чем отличается индивид от личности?

  • Взаимодействие с социумом. Индивидом человек остаётся от рождения и до смерти, а личностью он формируется только во взаимодействии либо противодействии с социумом.
  • Признание. Права у всех людей равные, то есть каждый человек изначально имеет свою индивидуальность. Однако, личность имеет некие социальные преимущества: признание, власть, авторитет.
  • Достаточность. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
  • Осознанность. Путь к приобретению статуса личности является осознанным действием индивида.
  • Количество. Личностей в мире насчитывается десятки миллионов, а индивидов – примерно семь миллиардов.

Человек, который отстранён от социума, очень быстро теряет свои личностные черты – начинает плохо понимать других людей вплоть до забывания языка. При этом развитие генетического кода проходит по природе независимо от жизненных перемен человека. Стать личностью, человек может, даже имея ограниченные способности.

А вот термин индивидуальность обозначить уже сложнее, так как кроме личностных свойств она включает в себя физиологические и биологические качества человека.

Индивидуальность – это определённый человек, обладающий особым сочетанием, отличительным от других индивидов, социальных, физиологических и психических особенностей. Их отличие проявляется в общении, поступках и активности человека.

В истории бывали такие случаи, когда человек жил и воспитывался среди животных. Такие люди теряли своё социальное начало – умение выражаться членораздельно, теряли умственные способности. Возвращаясь обратно в общество людей, не могли уже прижиться в нём. Такие случаи лишний раз доказывают, что человек, имеющий только биологическое начало, не может стать полноценной индивидуальностью.

Преображению биологического индивида в полноценную личность способствует именно трудовая деятельность. Благодаря занятию каким-нибудь делом, важным для общества, человек может доказать свою уникальность.

Индивид, индивидуальность, личность

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» эссе.

Данное изречение Асмолова Александра Григорьевича. Оно содержит в себе многозначительные и очень интересные понятия.

Другими словами это выражение можно сформулировать таким образом: от появления на свет человек считается индивидом, с каждым годом жизни он может приобрести статус личности, а вот индивидуальность ему необходимо отставать перед другими людьми. Действительно, соотношение понятий индивид – личность – индивидуальность в каждом социуме проявляются на разных ступенях его жизненного пути.

Как уже говорилось ранее, человек появляется на свет индивидом, то есть имеет свои врождённые генетические отличия. В процессе приобретения опыта, познания каких-либо умений, индивид формируется личностью. Получить статус индивидуальности можно только в соотношении социальных и биологических качеств.

Вот, к примеру, Наполеон Бонапарт от рождения был обычным представителем социума – не отличался физическими способностями и выразительностью во внешности. Однако, стал яркой личностью, так как основополагающей целью у него было именно борьба за свою индивидуальность.

Ещё можно привести пример жизненного пути популярного композитора – Людвига ван Бетховена. Бетховен был выходцем из обычной семьи и не имел особого отличия от своих сверстников. Правда, в детстве его стремились научить музыке, но особых надежд не было. Но все же он смог проявить свой уникальный талант в музыке. Помимо этого он активно участвовал в политике и социальной жизни. Он смог доказать обществу свои индивидуальные качества.

Таким образом, на основе этих фактов можно сделать вывод, что выражение: «индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» в человеческой жизни очень значимо. Только лишь развитию этих понятий последовательно можно доказать обществу свою неповторимость.

Психология индивидуальных различий

Люди друг от друга различаются по характеру. К примеру, человек с сильным темпераментом обычно имеет более привлекательный вид, чем человек с вялым темпераментом.

Характер – это утверждённое психическое свойство, которое оставляет след во всех поступках человека. Характер представляет подчинённую подструктуру личности. У взрослой личности характер зачастую уже устойчив. Что же относительно подросткового характера, то он ещё не имеет стержня.

На изменение характера влияют различные жизненные факторы.

Мифы, которые касаются характера человека:

  • Характер — это биологическое проявление у человека и его изменить невозможно.
  • Характер можно воспитать и сформировать при помощи организации особой системы влияния.
  • Национальный характер, то есть это уникальное психическое свойство зависит именно от национальности людей.

Однако, надо знать, что все мифы имеют долю правды. Основой характера биологического типа служит темперамент. Его мы получает уже от рождения.

Существуют некие стандарты, влияющие на формирование национального характера. Представители одной нации убеждены, что другим присущи определённые черты в характере. Проведя некий опрос в Германии об их отношении к французам, выяснилось: одна половина немцев убеждена, что немцам в манере поведения присуще легкомыслие, а другая считает, что – любезность и шарм.

Под чертой характера подразумевают различные специфики личности человека, изменение которых наблюдается в зависимости от действий индивида.

Разделим черты характера на некоторые группы:

Первая – черты, которые формируют психологический состав личности. Сюда можно определить – принципиальность, целеустремлённость, мужество, честность и так далее.

Вторая – черты, выражающие взаимоотношения двух личностей. В эту группу можно отнести: общительность и закрытость, которая может обозначать предубеждение к окружающему социуму или внутренней сосредоточенности человека; честность или непроницаемость; корректность, тонкость, вежливость и прямолинейность.

Третья группа – черты, определяющие расположение человека к себе. Это самоосуждение и амбициозность, самоуважение, беспритязательность или тщеславие, обидчивость, эгоизм, застенчивость.

Четвёртая группа – черты, выражающие расположение человека к трудовой деятельности. Эта группа состоит из – напористости, старательности или апатии, боязни препятствий или желание к их покорению, скрупулёзность, аккуратность, исполнительность.

И в заключении можно сказать, что последовательность развития такого сочетания: человек – индивид – личность зависит, в первую очередь, от социума и среды, в которой человек развивается и, конечно же, от его генетического кода.

Индивид, индивидуальность, личность was last modified: Декабрь 21st, 2015 by Елена Погодаева

Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

«Человек » – это общее, родовое понятие, оно указывает на наличие в мире такой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homosapiens), которая отличается присущим только ей способом жизнедеятельности.

Понятие «индивид » указывает на отдельного, конкретного представителя человеческого рода, с его уникальными биологическими, психическими и социальными характеристиками.

Понятие «личность » подчеркивает социальную сущность индивида, характеризует индивида как продукт общественного развития, результат включенности в систему социальных отношений посредством общения и активной деятельности. Эти факторы проявляются в процессе социализации.Социализация – это процесс усвоения индивидом принятых в обществе образцов поведения, социальных норм и ценностей, процесс формирования социальных качеств, знаний и умений, необходимых для успешной реализации себя в данном обществе. Социализация – это процесс, играющий огромную роль в жизни как отдельной личности, так и общества. От успеха социализации зависит, насколько личность сумеет реализовать себя, свои способности в обществе. Для общества от успеха процесса социализации зависит, сумеет ли новое поколение перенять опыт, умения, ценности, достижения культуры старших поколений, сохранится ли преемственность в развитии общества.

Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего выражения. Неповторимый способ существования в обществе конкретной личности (способность быть самим собой в рамках социальной системы) выражается в понятии «индивидуальность ».

Диалектическая взаимосвязь этих понятий раскрывается через категории общее единичное особенное . Индивидуальность формируется в процессе диалектического взаимодействия:

1) общечеловеческих признаков (как природных, так и социальных),

2) особенных (в качестве представителя определенного конкретно-исторического этапа развития общества с его специфическими национальными чертами, социально-политическими особенностями, культурными традициями),

3) единичных (уникальных, присущих только данной личности особенностей телесной организации, психического склада (характер, воля), социальных качеств. Эти особенности обусловлены наследственными чертами, неповторимыми условиями микросреды, в которой личность формируется – семья, друзья, учебный или трудовой коллектив и т.п.–, а также неповторимым индивидуальным опытом).

3. Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека.

Человек представляет собой единство трех элементов: биологического, психического и социального. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, биохимических и др. процессах, происходящих в организме. Биологический уровень в структуре человеческой личности подчеркивает ее связь с природным миром. Подпсихическим понимается внутренний мир человека: его сознание и бессознательные процессы, характер, темперамент, переживания, эмоции и т.д.Социальный фактор проявляется в том, что человеческие качества формируются и проявляются только в обществе, как результат социальных отношений. На социальном уровне человек включен в историю человечества, в человеческую культуру.

Ни один из этих аспектов в отдельности не раскрывает сущности человека. Человек выделяется из природного мира как существо, обладающее разумом. Человеческое мышление представляет собой сложно организованный биопсихосоциальный феномен. На биологическом уровне сознание является функцией специального органа – головного мозга. Т.е. психическая деятельность имеет своей основой физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга. В то же время сознание является продуктом общественного развития и вне общества развиваться не может.

Понимание сущности человека как биопсихосоциального единства является основным в философии. В то же время существуют концепции, абсолютизирующие роль биологического, психического либо социального начала в человеке.

Биологизаторские концепции (социалдарвинизм ) трактуют человека как преимущественно природно-биологическое существо. Социальные качества здесь рассматриваются как простое усложнение групповых инстинктов животных как способа выживания («в поведении человека нет ничего такого, что не встречалось уже у животных»). Подобной точки зрения придерживался русский мыслительПетр Алексеевич Кропоткин . Например, он считал, что в животном мире существует «закон взаимопомощи», который в процессе эволюции трансформируется в такие этические принципы, как чувство долга, справедливости, сострадания, уважения. Широкое распространение назападе получиласоциобиология (наиболее яркий представитель – американский ученый Эд. Уилсон), которая пытается объяснить социальную деятельность человека эволюционно-биологическими и генетическими характеристиками. С точки зрения социобиологии, большинство форм человеческого поведения сложились в результате природной эволюции и свойственны не только человеку, но и животным (защита места обитания, альтруизм и агрессивность, следование определенным нормам сексуального поведения, семейственность и т.д.). Представители социобиологии пытаются с натуралистических позиций решать такие сложные социальные вопросы, как свобода и ответственность личности, равноправие мужчин и женщин, преодоление экологического кризиса и ставят задачу сохранения человека как вида с присущим ему генофондом. В то же время в рамках социобиологии сложился ряд антигуманистических концепций, отстаивающих идею деления рас на «высшие» и «низшие», право бороться с проблемой перенаселения путем «естественного отбора».

Как разновидность биологизаторского подхода можно рассматривать психоанализ З Фрейда (фрейдизм), абсолютизирующий психическое начало . З.Фрейд считал, что мотивы любых человеческих действий, стимулы творческой деятельности находятся в сфере бессознательного. Роль социальных факторов он сводил лишь к системе культурных запретов, которые ограничивают проявление бессознательного.

Социологизаторские концепци и абсолютизируют роль социального начала в человеке, утверждают приоритет общественного над индивидуальным. Наиболее ярко такой подход выражен вструктурализме (Т.Парсонс) иролевой теории личности (Дж. Мид). Согласно структурализму, человек является первичным элементом различных сфер и подсистем общества. Сущность общества проявляется как совокупность связей и отношений между этими подсистемами, а человек «растворяется» в обществе. В ролевой теории сущность человека сводится к совокупности выполняемых им социальных ролей. Социальные нормы и ценности – это своеобразный «сценарий», направляющий действия индивидов. Этот подход фиксирует внимание на поведении человека и не позволяет раскрыть его внутренний мир.

Такие трактовки человека не учитывают диалектического единства природного, психического и социального в человеке.

  • 5. Специфические особенности психики как формы отражения. Понятие о сознании и бессознательном.
  • 6. Нейрофизиологические основы психики человека. Проблема соотношения психического и физиологического в психике человека
  • 9. Направленность как интегральная характеристика личности. Мотивация поведения человека. Виды мотивов.
  • 10. Самосознание личности.
  • 12. Понятие о деятельности. Структура деятельности.
  • 13.Понятие об умениях и навыках. Формирование умений и навыков
  • 14. Понятие общения в психологии. Единство общения и деятельности. Структура общения.
  • 15. Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения.
  • 16. Речь: виды, функции, механизмы.
  • 17. Общение как взаимодействие. Виды взаимодействия.
  • 18.Социально – перпецептивнная сторона общения.Механизмы и эффекты межличностного восприятия
  • 19. Классификация социальных объединений. Общая психологическая характеристика малой группы.
  • 20.Межличностные отношения в группах. Понятие о психологической совместимости в группе.
  • 21. Лидерство и руководство в малой группе. Стили лидерства и руководства.
  • 22.Понятия об ощущениях. Виды и свойства ощущений.
  • 23. Восприятие, его виды. Основные свойства перцептивного образа.
  • 24.25.Понятие о мышлении. Мышление и речь. Понятие,суждение и умозаключение как формы мышления.
  • 26. 27 .Основные мыслительные операции, их характеристика. Виды мышления, их характеристика.
  • 28.Воображение,его место в системе психологических процессов. Виды воображения.
  • 29.Память, ее место в системе психический процессов. Виды и процессы памяти.
  • 30.Процессы памяти.
  • 31.Понятие о внимании. Виды и свойства внимания.
  • 32. Волевое поведение человека и его механизмы
  • 33. 34. Эмоциональные психические явления. Виды и формы эмоциональных псхичических явлений.
  • 35. Понятие о характере. Структура характера. Черты характера, их классификация.
  • 36. Формирование характера. Понятие об акцентуациях характера. Типы акцентуаций.
  • 37. Понятие о темпераменте. Типы темперамента.
  • 38.Темперамент и характер. Понятие об индивидуальном стиле деятельности.
  • 39. Задатки и способности. Виды способностей.
  • 40. Развитие способностей. Понятие о таланте. Проблема диагностики способностей.
  • 41. Психология в эпоху античности.
  • 42. Учение Аристотеля о душе.
  • 43. Роль р.Декарта в становлении психологической науки.
  • 44. Возникновение и развитие ассоциативной психологии в XII-XIX вв. (б.Спиноза, д.Локк, Гартли).
  • 45. Зарождение психологии как науки. Интроспективное направление в истории психологии: структурализм и функционализм.
  • 46. Становление и развитие бихевиоризма. Бихевиоризм и необихевиоризм.
  • 47. Психоаналитическая концепция з.Фрейда.
  • 48. Неофрейдизм как социально ориентированная форма психоанализа.
  • 49. Становление и развитие гуманистического направления в психологии.
  • 50. Когнитивная психология: предпосылки возникновения и краткая характеристика.
  • 51. Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки (с.Л.Выготский, с.Л.Рубинштейн, б.Г.Ананьев и др.).
  • 52. Культурно-историческая концепция л.С.Выготского и развитие ее идей в исследованиях а.Н.Леонтьева, д.Б.Эльконина, л.И.Божович и др.
  • 8. Соотношение понятий "человек", "личность", "индивид", индивидуальность. Категория личности в современной психологии.

    Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

    Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и. поступки.

    По определению Р.С. Немова, личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

    Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее (рис. 3).

    Рис. 3. Соотношение объемов понятий "человек", "индивид" и "индивидуальность"

    с понятием "личность"

    Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

    Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное - законам развития общества.

    Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

    Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

    При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "собственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

    Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

    Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

    Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

    В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

    Понятие личность имеет три разных понимания : самое широкое , среднее и узкое понимание. Личность в самом широком понимании - это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, этоиндивидуальность. Личность в промежуточном, среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей. Личность в самом узком понимании – это культурный субъект, самость. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. Основные психологические теории личности Личность – прежде всего современник определенной эпохи и это определяет множество ее социально-психологических свойств. В той или иной эпохе личность занимает определенное положение в классовой структуре общества. Принадлежность личности к определенному классу составляет другое основное ее определение, с которым непосредственно связано положение личности в обществе.

    Индивид – это человек, отдельно взятый из общности, которому присущи определенные биологические особенности, качества и устойчивость психических процессов. Другими словами, под этим подразумевается единичный человек, которого выделяют из социальной группы либо общества в силу некоторых специфических особенностей, совокупности свойств.

    На сегодняшний день имеется множество понятий и терминов, которые имеют довольно схожее значение, однако специфические тонкости все же различают их. Под этим подразумевается, например, контекст использования слова.

    Допустим, слова «бытие» и «мир» обладают сходными значениями, включая в себя совокупность всех жизненных категорий, однако первое понятие не пользуется популярностью в обыденности, чего не скажешь о его философском значении.

    Суть в том, что «мир» по смыслу более узок, чего не скажешь о бытие, хотя на первый взгляд, разница минимальна. Слово «индивид» также обладает сходством по значению с другими словами: человек, субъект, личность. В рассуждениях их можно использовать все вместе, подразумевая одно и то же, но следует видеть разницу, дабы не ошибиться с контекстом. Что же подразумевается под понятием «индивид»? Кто это?

    Индивид и индивидуальность

    Несмотря на схожесть в корнях, необходимо различать два этих слова. Под индивидуальностью подразумевается совокупность накопившихся в процессе развития качеств и особенностей, присущие личности.

    Суть в том, что индивидом человек является по факту своего зарождения, не обладая при этом индивидуальностью, которая наращивается со временем. Эмбрион в животе матери способен реагировать на внешние раздражители: звук, свет, прикосновения.

    Подразумевается свет, направленный на живот матери и прикосновения к животу. А раз зародыш обладает способностью воспринимать, то можно смело сказать, что индивидом он становится во внутриутробном состоянии. Там же возможно формирование некоторых особенностей, т. е. появление индивидуальности.

    Человек


    Человек – это представитель вида Homo Sapiens, являющийся результатом биологической революции. Как уже говорилось ранее, понятия «человек», «индивид» и «личность» взаимозаменяемы, но именно первое понятие кроет в себе всю человеческую сущность, обладает единством социальных, биологических и психических уровней.

    Однако именно эта обобщенность породила потребность в выделении особенностей, тонкостей и специфики, что привело к появлению двух оставшихся терминов.

    Человек многогранен. Об этом говорит неоднородность происходящей в нем эволюции: биологическая, социокультурная, космогенная. Вопрос о природе происхождения человека до сих пор остается открытым для исследователей. В его рамках проявляет себя религиозная позиция, гласящая о сотворении человека Богом. Однако имеются и другие догадки и мнения по этому вопросу, множество философов и ученых пытались познать человеческую сущность.

    В особенности XX век подарил миру таких исследователей, как Эдмонд Гуссерль, Жак Лакан, Клод Леви-Стросс и другие. Все они писали труды, посвященные человеку, его восприятию мира, определению места в мире и познанию.

    Личность

    Для начала нужно сказать, что это понятие представляет собой. Термин « » глубок в своем значении и представляет значительную сложность для понимания. Для начала необходимо сказать о нем в рамках исторического контекста.

    Еще в Древнем Риме под личностью понимали ритуальную маску, снятую с лица умершего хозяина дома, которую впоследствии хранили в доме. Значение слова связывалось с индивидуальными правами, именем и привилегиями, передаваемыми только по мужской линии рода. Переносясь в Древнюю Грецию, можно открыть иное значение личности – это маска, надеваемая актерами спектакля на свое лицо.

    Философ Древней Греции – Теофаст, выделил целых тридцать типов личности в своем трактате «Этические характеры». Что касается России, то понятие «личность» продолжительное время знаменовало собой нечто мерзкое и оскорбительное и обозначало «личину», под которой находится настоящее лицо.

    В чем же принципиальное отличие понятия «личность» от индивида? происходит под влиянием общественных отношений, внешнего окружения, культурологических особенностей и воспитания. Как социально-психологическое явление личность подразумевает значимость человека в обществе и подчеркивает его индивидуальность.

    Соотношение индивида, личности и человека


    Ведя речь об индивиде, необходимо подчеркнуть присущие ему характеристики: активность, устойчивость, целостность, взаимодействие с природой и ее изменение. Активность у индивида раскрывается в способности и изменении самого себя, а также в преодолении препятствий внешнего мира.

    Под устойчивостью понимается сохранение основных отношений с внешним миром, а также способность к гибкости и пластичности, которые необходимы в изменчивых условиях действительности.

    Целостность указывает на системность связей различных функций и механизмов, благодаря которым индивид существует в жизненном мире.

    В психологии имеется ряд концепций, напрямую затрагивающих соотношение индивида и личности. К примеру, В.А. Петровский, основой теории которого являлось высказывание о единстве личности и индивида, однако не отождествляло их между друг другом.

    Личность – это скорее совокупность свойств, приобретенных индивидом ввиду постоянной социогенной потребности персональной самоидентификации, благодаря которой задается взаимообусловленность трех ипостасей личностного существования:

    1. Устойчивая совокупность интраиндивидных свойств;
    2. Включенность индивида в область межиндивидных связей;
    3. Представление индивида в отношениях других людей.

    Индивид и его структура

    Личность индивида можно разделить на три взаимодействующие структуры, как говорит Юнг: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Первое содержит в себе всю совокупность мыслей, чувств, ощущений и воспоминаний, благодаря которым человек воспринимает самого себя целостно, полно и ощущает себя одним из людей.

    Конфликты и воспоминания, ранее хорошо отпечатанные в памяти, но с течением времени забытые, относятся к категории личного бессознательного. Причина того, почему данные воспоминания остались позади и стали забыты, кроется в их недостаточной яркости. В этом чувствуются отголоски Фрейда, но Юнг пошел дальше и сказал о том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, скрыто влияющие на поведение индивида.

    К примеру, если у индивида имеется скрытая жажда власти, он будет даже неосознанно к ней стремиться. Подобная схема работает и с человеком, находящимся под значительным влиянием родителей или друзей.

    Однажды сформированный комплекс сложен для преодоления, потому что он укореняется в любых отношениях. А что же с коллективным бессознательным? Это более глубокий слой структуры, в котором латентно находятся общечеловеческие воспоминания, мысли предков. Чувства и память общечеловеческого прошлого кроется в каждом индивиде. Содержательная часть коллективного бессознательного одинакова абсолютно для всех людей и является наследием прошлого времени.

    Архетипы коллективного бессознательного по Юнгу

    Под архетипами Юнг подразумевает универсальные психические структуры, которые находятся в человеке с рождения, они являются частью коллективного бессознательного.

    Архетипов может быть бесчисленное множество, однако Юнг выделяет лишь несколько наиболее значительных: маска, тень, аниме и анимус, самость:

    1. Маска – это личина, публичное лицо, которое человек надевает на себя, выходя в общество, взаимодействуя с другими людьми. Функция маски заключается в сокрытии истинного лица, в некоторых случаях для достижения определенных целей. Опасность частого ношения маски кроется в отчуждении от истинного эмоционального опыта и характеризует человека как глупого и недалекого.
    2. Тень является полной противоположностью предыдущему архетипу. В нее входит все тайное, темное скрытое, животная составляющая, которую нельзя вытаскивать наружу в силу последующей негативной реакции со стороны общественности. Однако у тени есть и положительная составляющая – она содержит в себе творческое начало человека, элемент спонтанности и страсти.
    3. Под аниме и анимусом понимается андрогинная предрасположенность у всех людей. Другими словами, говорится о присутствии в мужчине женского начала (анима), а в женщине – мужского (анимус). К этому заключению Юнг пришел на основе наблюдений вырабатывания в мужчинах и женщинах гормонов противоположного пола.
    4. Самость – это наиболее важный архетип, вокруг которого кружатся остальные. Когда происходит интеграция всех частей человеческой души, индивид ощущает полноту и гармонию с самим собой.

    Индивид и развитие

    Самосовершенствование, развитие, накопление знаний – все это происходит постепенно. Индивид не ограничивается развитием на ранних стадиях, а продолжает динамично раскрываться на протяжении всей жизни. Случается такое, что человек достигает пика своего совершенства лишь в старости.

    По Юнгу, важнейшая цель всей жизни индивида – это обретение себя, нахождение собственной сущности.

    Такое состояние сродни единству всех компонентов, слияние в одно целое, только целостность индивида придаст ему счастье и привнесет полную гармонию. Стремление к этой цели называется индивидуализацией. Она подразумевает стремление к целостности противодействующих внутриличностных сил. Выходит так, что архетип самости объединяет в себе противоположности и является тем пиком, в котором все органично связано друг с другом.

    Заключение

    Итак, индивид – это единичное человеческое существо, которое заключает в себя совокупность личностных качеств, особенностей, физиологических характеристик, психологических и биологических составляющих.

    Индивид схож по значению с человеком и личностью, однако было показано то, в чем отличие этих понятий. Человек – понятие обобщенное, требующее уточнение ввиду тонкостей в разгадке человеческой сущности. А личность представляет собой социально-психологическую категорию, в которой нашли свое место качества и особенности характера индивида. Данное понятие гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд, многие психоаналитики, включая Фрейда и Юнга, занимались вопросами личности, ее структурой и развитием.

    Индивид всегда находится в процессе становления, стремится прийти к самости, в которой обитает гармония и единство. Индивид постоянно взаимодействует с окружающим пространством и другими индивидами, надевая на свое лицо маски.

    Тайные желания человека подстегивают его на совершение экстравагантных поступков, находясь в коллективном бессознательном. Индивид является частью всего человечества, где каждый стремится к гармонии и счастью, но не каждый достигает конечной цели.