Ударение. Фонетическое слово

Особенности ударения в русском языке (продолжение)

Отдельного разгов о ра требуют безударные слова . Служебные слова и частицы, как правило, не имеют на себе ударения в русском языке. Одни из них - односложные предлоги и союзы, б ыва ют предударными словами, так называемыми проклитиками. Они прим ык ают в произношении к следующим за ними самостоятельным словам, имеющим ударение: на водЕ, при дорОге, от лЕса, по п ут И. Другие - односложные частицы, явля ют ся энклитиками, то есть послеударными словами. Они примыкают в произношении к предшествующему слову, имеющ ем у на себе удар.: пришел ктО-то, скажИ-ка, Я ведь обещал, тЫ же открыл дверь, придУт ли о ни . В этих сочетаниях частицы то, ка, ведь, же, ли становятся энклитиками .

Бывает, предлог принимает удар. на се б я, тогда следующее за ним знаменательное слово оказывается безударным. Чаще всего перетягивают на себя удар. пре д логи НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ.
НА - нА воду, нА гору, нА руку, нА ухо, н
А зиму, нА год, нА дом, нА пол. Но такой перенос ударной гласной не всегда пр ои сходит. Мы говорим выйти на мОл (но не нА мол ), взобраться на хОлм (но не нА холм ), указа ть на двЕрь (но не нА дверь ), сесть на мЕль (но не нА мель ).

Перенос ударения на предлог, по нормам орфоэпии, возм ож ен тогда, когда сочетание существительного с предлогом входит в состав устойчивого об о рота или когда оно выступает в обстоятельственном значении и имеет наречный характер. В том же случ ае , когда важно выделить существительное как объект, на который направлено действие, и когда это существитель но е выступает в роли дополнения, удар. на предлог не переходит. Например:

поверить нА слово, но: обратить вн има ние на слОво "преобразование";
спустить корабль нА воду, но: из-за солнечных бликов больно смотреть на вОду;
этот человек нечист нА руку, но: на рУку б
ыла наложена повязка;
взвалить груз нА плечи, но: он положил ладони ей на плЕчи;
сдвинуть шапку нА нос, но: жонглёр постави
л на нОс картонный цилиндр;
старик туг нА ухо, но: мать посмотрела на Ухо мальчика.

Мы скажем взять грех нА душу . Это устой чи вый оборот, и удар. в нем закреплено. Но нельзя говорить: столько-то продукции приходится нА ду шу населения. Мы говорим свалиться как снег нА гол ов у . Это тоже фразеологизм, в котором ударение традиционно ставится на предлог. Но нельзя говорить: он бросил кон фе тти нА головы друзей.

Часто ударение в русском языке перено
си тся на предлог НА при сочетании его с числительными: нА два, нА три, нА пять, нА десять, нА сто, нА двое, нА трое. Но если рядом стоят два числительных со значением приблизительности, такого передвижения удар. не про исходит: уехать на двА-трИ дня, на пЯть-шЕсть месяцев, на двОе-трОе суток . Произнесение н А два-три, нА три-пять - неверное. Предлог остается безударным и в том слу ча е, когда два числительных соединены союзом ИЛИ: на двА или трИ дня, на пЯть или шЕсть месяцев, на двОе или т рОе суток.

Не переносится ударение в русском яз
ык е на предлог и тогда, когда при первом числительном есть уточнение. Сравните: уехать нА два месяца - уехать на д вА месяца и десять дней; командировка нА год - командировка на гОд и три месяца; встре ча назначена нА три часа - встреча назначена на трИ часа тридцать минут.

Наконец, следует сказать, что иногда содерж ан ие текста подсказывает необходимость сохранить удар. на знаменательном слове, а не переносить его на пр ед лог. В беседе о творчестве известного русского композитора речь шла о сюите на двЕ русск ие темы (а не нА две ). Ведущий специально выделил слово две , чтобы обратить на это внимание ауд ит ории.

ЗА - зА ногу, зА руку, зА зиму, зА душу, зА гор од , зА ночь, зА день, зА два, зА три, зА пять, зА семь, зА сорок.

Но и здесь те же ограничения:

спрятать руки зА спину - спря та ться за спИну матери;
схватить зА руки - схватить за рУки и н
О ги;
туда можно добраться зА два часа -
за двА часа сорок минут.

ПО - пО лесу, пО полю, пО полу, пО н о су, пО два, пО три, пО сто, пО двое, пО трое.

Не переносится удар. на предлог при сочетании ег о с числительными пять, шесть, семь, восемь, девять, десять... сорок и сложными числи тел ьными одиннадцать, двенадцать, пятьсот, шестьсот и т.д.: по пЯть часов, по шЕсть дней, по дЕвять руб ле й, по сОрок копеек.

Ударение не переносится и в описа
нн ых выше случаях:

по двЕ-трИ тарелки, по пЯть-шЕс ть человек;
по двОе-трОе суток, по двА или
тр И дня;
по двОе ши трОе суток, по трОе с по
лов иной суток;
пО два центнера, но по двА и три деся
ты х центнера.

ПОД - пОд ноги, пОд руки, пОд гору, п Од нос, пОд вечер.
ИЗ - Из дому, Из лесу, Из виду, Из н
ос у.
БЕЗ - бЕз вести, бЕз году не
де ля, бЕз толку.
ОТ- час От часу, год От году, От
ро ду.

Некоторые двусложные предлоги всегд а бывают безударными. Таковы ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и предлоги с беглым О: ПОДО, НАДО, ОБО, ОТО, ИЗО - из-за лЕ са , из-под столА, подо мнОй, обо мнЕ, ото всЕх, изо всЕх.

Слабоударяемые слова - это те слова, ко то рые хотя и имеют во фразе ударение, но более слабое, чем у самостоятельных слов. Такое ударение называю т п обочным. Слабоударяемыми словами бывают многие наречные предлоги, такие, как ПОСЛЕ, КРУГОМ, МИМО, ВОКРУГ, НАПРОТИВ, ПОПЕРЕК, ОКО ЛО и другие. То, что на эти слова падает лишь ослабленное удар., ясно ощущается при сопоставлении с фр азами, в которых слова эти, употребленные в качестве наречий, становятся носителями нормального уда р.:

мать стояла сза ди детЕй - река ост ал ась сзАди;
поезд мчался ми мо полЕй - машина про
ех ала мИмо;
он помахал всле д автОбусу - люди что
-то кричали вслЕд;
мы придём по сле чАса - мы придём
к вам пОсле;
о коло дОма был родник - довольно ходить в
окр уг да Около.

Побочное ударение (или второсте пенн ое) обозначается знаком "гравис", в отличие от основного удар., обозначаемого знаком "акут". Побочное удар. имеет обычно предлог СКВОЗЬ: пр об ираться скво зь чАщу, скво зь зАросли, скво зь тумАн. Всегда несёт на себе побочное удар. и пр е длог КРОМЕ: собрались все, кро ме негО; ничего не надое собой брать, кро ме кнИг; кро ме берЁз, здесь были и л ипы. Слабоударяемыми бывают некоторые г лаг ольные формы и вводные слова БЫЛО, БЫВАЛО, СТАЛО БЫТЬ: я хотЕл бы ло взяться за чтение; сид Ел и мы, быва ло, вечерами вместе и беседовали; Он, ста ло быть, собрался уехать?

Однако не следует увлекаться побочн ым и ударениями. Если речь диктора выдержана в умеренном темпе, произношение безударных слов - с второсте п енным удар., а слабоударяемых слов - с нормальным удар. будет создавать избыточную акцентуацию, к о торая лишь утяжеляет восприятие речи и мешает слушателям.

Слова с побочным ударением привлекают к с еб е особое внимание. В большинстве своём каждое самостоятельное слово им ее т всего одно удар. Но есть слова с большим количеством слогов и сложные по составу, которые имеют еще и поб оч ное удар. Это главным образом:

слова, образованные путем слож ен ия двух основ: це льнометаллИческий, че репно- мозговОй, бессро чноотпускнОй;
слова с некоторыми пре
ф иксами иноязычного происхождения: а нтиклерикАльный, у льтрареакциОнный, су пероблОжка, ре милитаризАция;
сложносокращенные слова: зе мснарЯд
, р а йсовЕт, о бллИт, эне ргосбЫт, па ртконферЕнция .

Если в слове два ударения, то основное ударение бу де т располагаться ближе к концу слова, а ближе к началу находится побочное. Также имеет зна чен ие и удалённость основного удар. от начала слова: челове коненавИстник, вре мяпрепровож дЕ ние, хло пкоочистИтельный .

Широко употребляемые сложные слова, если они не ве лики, обычно не имеют побочного ударения: пылесОс, водостОк, садовОд, водопровОд, черн озЁ м, благодАрный, дальнозОркий, землемЕр, многовековОй . Без побочного удар. произносятся и такие распространённые с ло ва, как землетрясЕние, сельскохозЯйственный и другие.

Побочные ударения чаще появляются в к н ижных по стилистической окраске словах: (кля твопреступлЕние, кни гохранИлище ) и в специальных сло ва х: (электро нновАкуумный, гальва ноакУстика, ра диорепортАж, ки носценАрий, фо токорреспондЕнт, ша хтоподъЁ мн ик ).

Бывает, при образовании сложного сл ова путем словосложения основное удар. перемещается ближе к центру слова и оказывается не на том слоге, на ко то рый падает в слове, употребленном самостоятельно. Так, мы говорим:

боЕц - но молотобОец, сва еб Оец;
волновОй - но коротковолнОвый, д
ли нноволнОвый;
заводскОй - но эле ктрозав
Одс кий;
леснОй - но малолЕ
сн ый;
привознОй - но дальнеприв
Оз ный;
проводнОй - по эле ктропровОдный;
продавЕц - но кни гопродАвец;
сплавнОй - но лесосплАвный;
творЕц - но стихо
т вОрец;
ушнОй - но о колоУшный;
цветнОй - но одноцвЕтный.

Сложные прилагательные и сложные пор я дковые числительные, в первой части которых есть 3, 4, от 11 до 20, а также 30, 40, 50, 60... 100, нередко произносятся с двумя ударениями (по боч ное - на числительном): оди ннадцатиметрОвый, пятна дцат и литрОвый, семи десятикилометрОвый, девяно столЕтний, сто тЫсячный.

С двумя побочными удар. на пер
в ой части и с основным ударением на второй части произносятся сложные слова четырё хсо трублЁвый, эле ктромаши ностроЕние, а в то мо тогОнщик .
Всегда имеют побочное удар. сложные сло
ва , пишущиеся через дефис: ко нтр-адмирАл, каю т-компАния, пла щ-палАтка, я хт-клУб.

Побочное ударение может падать на некоторые при ст авки: СВЕРХ-, ПОСЛЕ-, МЕЖ-. Но и здесь играет роль степень употребительности слова. Напр им ер, с побочным удар. произносятся слова по слеубОрочный, по слеоперациОнный, по слеродо вО й . Но оно отсутствует у слов послезАвтрашний, послеобЕденный, послеслОвие . А в словах с приставками МЕЖ - к СВЕРХ- побочное удар. ставится всегда: ме жнационАльный, ме жотраслевОй, ме жпланЕтный; све р хглубИнный, све рхмобИльный све рхскоростнОй .

Побочное ударение необходимо, чтобы прав ил ьно произносить соответствующие гласные в слове. Если произнести слово хо змАг без второстепенного удар., то о но будет звучать так: хазмАк . Слушатель может не догадаться о значении такого с ло ва. Следовательно, побочное удар. выполняет важную смысловую функцию. Кроме того, оно играет и существенную ст и листическую роль. Появление второстепенного удар. там, где оно не обязательно, свидетельс тв ует о просторечном стиле, например: о бщежИтие, во семьсОт, де вятьсОт. Кроме недопустимой просторечной окр ас ки, такая избыточная ударность придаёт речи утомительность и трудна для во сп риятия.

Изобразительно-выразительные возможности ударения широко испо льз уются в публицистических и художественных произведениях. Автор даёт персон аж у яркую характеристику, показав своеобразие его удар. и произношения. Проявляются социальная, на ц иональная, профессиональная принадлежность персонажа и степень его образованности. Но, в стилистически нейтральной речи отступле н ие от литературных норм недопустимо. Нормативное словесное ударение способствует правильному восприятию и дейс тв енности звучащего слова.

К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»

Правила постановки ударений в именах существительных.

1. Слова иноязычного происхождения , как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
Поэтому английские заимствования звучат так:
гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер ;
а французские так:
гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ .

2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр , ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр .

3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод- :
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
НО: электропрОвод, электропрИвод .

4. В словах, оканчивающихся на -лог , ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг .

5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.

6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.

7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть .

Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.


2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме :
красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.


3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.

4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ- :
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.

Правила постановки ударений в глаголах.

1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.

2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.

3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ- , которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.

4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ :
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.

5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ , ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить – опОшлят
освЕдомиться – освЕдомишься.

6. В глаголах, образованных от имён прилагательных , ударение чаще всего падает на -ИТЬ :
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол озлОбить , образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.

7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

Правила постановки ударений в причастиях.

1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИвш ий, налИвш ий, посмотрЕвш ий.

2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.

3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.

4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН- , то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.

5. В полных формах причастий с суффиксом -Т- , образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОлот ый, колОть – кОлот ый, согнУть – сОгнут ый, завернУть – завЁрнут ый.

Правила постановки ударений в деепричастиях.

1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.

2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начАв , отдАв , поднЯв , прибЫв , начАвши сь.

Правила постановки ударений в наречиях.

1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя .
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.

Русский язык недаром отнесен лингвистами к группе наиболее сложных для изучения. Огромное количество правил плюс примерно столько же исключений из них поддадутся далеко не каждому студенту. Одной из важнейших составляющих языка является фонетика, изучающая звуковое строение речи, а также орфоэпия, предмет изучения которой - правильное произношение слов. А значит, здесь не обойтись без такого понятия, как ударение. Ведь зачастую от правильности употребления слова зависит не только мнение слушающего о грамотности говорящего, но и в целом понимание оппонента. В подтверждение сказанному рассмотрим особенности русского ударения, его основные черты, правила расстановки.

Определение

Ударение - это выделение одного из элементов в речевой цепочке при помощи использования средств фонетики. Таким образом, ударение бывает словесное (выделение слога в слове), синтагменное (выделение слова в синтагме) и фразовое (выделение синтагмы в фразе). Статья наша коснется словесного ударения.

Особенности ударения в русском языке

1. Разноместность. Ударение в русском языке может быть направлено на любой слог в слове: собАка - пОлночь - расскАз - дОлжность. Более того, даже в однокоренных и родственных словах ударение не стоит на месте: рЕзать - вырезАть - вырезнОй - вЫрезать. Благодаря этой особенности русского ударения, в речи легко можно различить омографы, то есть слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению и значению: мукА - мУка, оргАн - Орган, проклЯтый - прОклятый, дорогА - дорОга, замОк - зАмок.

2. Подвижность. Еще одна характерная черта русского языка - это подвижность ударения, то есть при изменении формы слова (по роду, числу, времени и т.д.) меняется и фонетически выделяемый слог: окнО - Окна, водА - водЫ - вОды, травА - трАвы.

3. Вариативность. Такие особенности русского ударения, как подвижность и разноместность, дают возможность существования понятия акцентологических вариантов, то есть слов с двойным ударением. Причем оба варианта употребления будут грамматически верными: одновремЕнно - одноврЕменно, бодрЫ - бОдры, петлЯ - пЕтля, творОг - твОрог.

4. Стилистическая значимость. Говоря о существовании акцентных вариантов, нельзя забывать и о тех словах, ударение в которых напрямую зависит от ситуации, в которой оно употребляется, в разговорной речи или в ее литературном варианте. Немаловажным является и профессиональный статус говорящего, и употребление им так называемых профессионализмов: прИкус (медицинское) - прикУс (общее), феномЕн (разговорное) - фенОмен (литературное), шЁлковый (общее) - шелкОвый (народно-поэтическое).

Стоит запомнить!

Несмотря на перечисленные особенности русского ударения, необходимо запомнить следующие слова: тОрт, облегчИть, шАрф, бАнт, красИвый, квартАл, звонИть, повторИть. Фонетически выделенный слог остается в них неподвижным, каким бы изменениям не подвергалось само слово.

Заключение

И, как видно из всего вышесказанного, основная особенность «великого и могучего» в том, что правила ударения в русском языке совершенно отсутствуют. Так что сложна и незавидна участь иностранца, ставшего на путь изучения языка, даже носители которого не всегда употребляют его слова правильно.

7. Ударение подвижное и неподвижное

Разноместное ударение русского язы-ка в одних категориях слов бывает неподвижным , т. е. при образовании грамматических форм слова всегда ос-таётся на одном и том же месте, в других – подвижным и при образо-вании различных грамматических форм переносится с одного слога на другой, с одной части слова на другую. В этом последнем случае подвижность ударе-ния используется для образования и различения грамматических форм. При этом надо иметь в виду, что ударение в русском языке является обычно до-бавочным, вспомогательным граммати-ческим средством, которое лишь сопро-вождает основное средство образования грамматических форм русского языка – аффиксацию. Таким образом, разные формы одного и того же слова, отлича-ясь друг от друга местом ударения, в то же время отличаются обычно и раз-личными аффиксами (большей частью разными окончаниями).

Например, ударение в словах това -рищ, больно й, ви жу не используется в качестве грамматического средства, потому что оно неподвижное – оно остаётся на одном и том же месте во всех формах каждого из этих слов. Ср. това рищу, това рищем, това рищи, то- ва рищей, това рищами и т. д.; больно го, боль но му, больны м, больны е, больны х, больны ми и т. д.; ви дишь, ви дит, ви дим, ви дят, ви дел, ви девший и т. д.

Напротив, если ударение подвижное, то оно служит одним из средств разли-чения грамматических форм слова. На-пример, у многих существительных раз-личение единственного и множествен-ного чисел достигается не только си-стемой падежных окончаний, но и мес-том ударения. Так, у слов го род, сто рож, го лос, бе рег, па рус, о стров, учи тель, нос, воз, долг, стог, пар, шар, грош, по езд, по яс, рог, дар, чай, по греб, глаз, сад, бор, пол, зять, муж, зонт, бал, бас, рой, ряд, пуд, торг, сло во, пра во, де ло, те ло, о блако, по ле, мо ре и многих других ударение в единственном числе падает на основу, а во множественном – на окончание. Ср. го рода, го роду, го родом, в го роде, но го- рода , городо в, города м, города ми, в города х; или: сло во, сло ва, сло вом и т. д., но слова , слова м, слова ми и т. д.

У других существительных, наоборот, в единственном числе ударение падает на окончание, а во множественном чис-ле – на основу. Таковы, например, су-ществительные пятно , седло , окно , весло , крыло , зерно , стекло , колесо , ядро , бревно , село , перо , сук-но , вино , ведро , копьё, ружьё, гнездо , лицо , бедро , решето , колесо , долото . Ср: пятно , пят-на , пятну , пятно м, в пятне , но пя тна, пя тен пя тнам, пя тнами, в пя тнах.

У ряда существительных в формах единственного числа и в именительном падеже множественного числа ударение падает на основу, а в остальных фор-мах множественного числа – на окон-чание, например ка мень, ко рень, гость, волк, зверь, со боль, ле бедь, го лубь, но готь, ко готь, дверь, ло шадь, мать, смерть и др. Ср. ка мня, ка мню, ка м-нем, в ка мне, ка мни, но камне й, камня м, кам-ня ми, в камня х; у две ри, к две ри, о две ри, две рью, две ри (им. пад. мн. ч.), но двере й, дверя м, дверя ми, о дверя х.

Ряд существительных, имеющих во-обще в единственном числе ударение на основе, образует особую форму местного падежа с переносом ударения на окончание, например бе рег, бок, стог, глаз, нос, бор, пол, снег, ряд, пост, дверь, степь, кровь, кость, ночь, тень. Ср. на берегу , в боку , стогу , глазу , но-су , бору , на полу , в снегу , ряду , на посту ; на двери , в степи , в крови , в кости , в ночи , в те-ни , но о бе реге, при сто ге, о но се, о сне ге, при две ри, о сте пи, о кро ви и т. д.

Многие существительные женского рода на -а в отличие от прочих форм единственного числа, имеющих ударе-ние на окончании, образуют форму ви-нительного падежа с переносом ударе-ния на основу (если основа неоднослож-ная, то на первый её слог). Таковы, на-пример, слова нога, вода, рука, изба, щека, гора, доска, спина, зима, душа, стена, земля. Ср. нога , ноги , ноге , ного й, но но гу; во ду, ру ку, и збу, щё-ку, го ру, до ску, спи ну, зи му, ду шу, сте ну, зе м-лю.

Подвижное ударение имеется и у многих глаголов. Если ударение глаго-ла в 1-м лице единственного числа па-дает на основу, то в личных формах этого глагола ударение неподвижное (например, мо ю, пла чу, стро ю). Если же ударение глагола в 1-м лице единственного числа падает на окончание, то в русском языке различается два ти-па – с неподвижным ударением на лич-ных формах (несу , несёшь... несу т; солю , соли шь... соля т) и с подвиж-ным ударением: в последнем случае ударение падает в 1-м лице единствен-ного числа на окончание, в остальных личных формах - на основу. Таковы, например, многие глаголы как 2-го, так и 1-го спряжения: крошу , кошу , служу , сужу , учу , люблю , куп-лю , ловлю , коплю , варю , ценю ; колю , порю , мелю , треплю , дремлю , пишу , пляшу , скачу , ищу , плещу , стелю и др. Ср.: прошу – про - сишь... про сят, колю – ко лешь... ко лют.

У глаголов 2-го спряжения с по-движным ударением в личных формах форма второго лица множественного числа настоящего-будущего времени отличается от соответствующей формы повелительного наклонения только уда-рением. Ср. про сите – проси те, хо ди- те – ходи те, ку пите – купи те и т. д. У глаголов же с неподвижным ударе-нием на окончании эти формы совпада-ют: формы соли те, звони те, сиди те, лети те, вели те, молчи те и др. пред-ставляют собой формы 2-го лица мно-жественного числа как настоящего вре-мени, так и повелительного наклонения.

Определённая категория глаголов в прошедшем времени, имеющая ударе-ние на основе, образует форму женско-го рода с переносом ударения на окон-чание. Таковы глаголы был, лил, пил, вил, ткал, лгал, врал, брал, драл, ждал, рвал, звал и др. Ср.: брал, бра ло, бра ли, но брала ; был, бы ло, бы ли, но была ; лил, ли ло, ли ли, но лила и т. д.

Аналогичное явление наблюдается в страдательных причастиях прошедшего времени: про дан, про дано, про даны, но продана ; при -нят, при нято, при няты, но принята ; про -жит, про жито, про житы, но прожита .

Подвижное ударение может быть и у кратких прилагательных: с ударением на окончании в форме женского рода и с ударением на основе в остальных формах. Например: слаб, сла бо, сла бы, но слаба ; глуп, глу по, глу пы, но глупа ; прав, пра во, пра вы, но права ; сыт, сы то, сы ты, но сыта ; мо лод, мо лодо, мо лоды, но молода ; а также глу хи – глуха , ту пы – тупа , ти хи – тиха , го рды – горда , чи сты – чиста , пу сты – пуста , ве селы – весе-ла , дёшев – дешева и т. д.

От двусложных прилагательных с ударением на корне сравнительная сте-пень с суффиксом -ее (-ей) образуется при одновременном переносе ударения на первый слог суффикса. Ср. но вый – нове е, бе лый – беле е, глу пый – глупе е, ми лый – миле е, сме лый – смеле е, жёл-тый – желте е, до брый – добре е, у мный – ум-не е, то чный – точне е, ску чный – ску чне е, стра шный – страшне е, по здний – поздне е и т. д.

Подвижность ударения как средство различения грамматических форм необ-ходимо отличать от тех случаев, когда перенос ударения обусловлен опреде-лёнными внешними причинами. Так, на-пример, если одна из форм слова, имеющего постоянное ударение на окон-чании, образуется без окончания, то, ес-тественно, в этой форме ударение падает на основу. Здесь перенос ударения, так сказать, вынужденный. Например: полка , полку , полко м, но полк: быка , быку , быко м, но бык; слова , слова м, слова ми, но слов (род. пад. мн. ч.); места , мес-та м, места ми, но мест; несла , несло , несли . но нёс; могла , могло , могли , но мог.

Различие в месте ударения в подоб-ных случаях не имеет грамматического значения, поскольку оно вынужденное, обусловленное отсутствием окончания в одной из форм слова. Поэтому уда-рение в таком, например, слове, как стол, стола , столу , столы , столо в и др. с грамматической точки зрения сле-дует расценивать как неподвижное, по-стоянное.

Естественно, что в языках с фикси-рованным местом ударения последнее не может служить средством различе-ния грамматических форм.

8. Ударение и звуковое качество фонем слова

В силу охарактеризованных выше ка-честв русского ударения, в особенно-сти его разноместности и подвижности, ударение в русском языке не только является признаком слова, но является индивидуальным признаком слова. Это значит, что ударение наряду с совокупностью фонем образует слово. Напри-мер, в формах множественного и един-ственного числа ру ки (им. пад.) и руки (род. пад.) смысловая разница зависит только от места ударения. При этом не подлежит сомнению, что в обоих случаях корневая морфема (рук-) тождественна, равна сама себе. Это значит, что в обоих случаях эта морфема со-стоит из одного и того же последователь-ного ряда фонем (р + у + к ), к которо-му в первом случае прибавляется уда-ренность корневого -у-, в то время как во втором случае ударенность прибав-ляется к гласной флексии -и. Таким образом, ударение не является фонемой или признаком фонемы, а характеризу-ет слово в целом. Ударение подчёрки-вает, выделяет один из слогов слова и через это одну морфему, которая противопоставляется другим морфе-мам того же слова. Ударение яв-ляется в русском языке весьма важным смыслоразличительным признаком слова, который добавляется к составу фонем слова, являющихся основным средством различения слов по смыслу. Это значит, что, например, сло-во ру ки состоит не из элементов р + у + к + и , а из элементов р + у + к + и + ударение на у , т. е. ударенность основы при безударности флексии; точно так же слово руки состоит не из элементов р + у + к + и , а из элементов р + у + к + и + ударение на и , т. е. уда-ренность флексии при безударности основы.

Система русского ударения, т. е. мес-то его по отношению к морфологиче-скому составу слова, весьма сложна и требует ещё тщательного изучения.

Таким образом, ударение в русском языке является своего рода надстрой-кой над составом фонем слова. Особен-но важно отметить, что эта надстройка в значительной мере определяет, так сказать, звуковую модель слова в от-ношении его вокализма. Именно место ударения прежде всего обусловливает реализацию гласных фонем данного фо-нетического слова в тех или иных из своих разновидностей. Например, в од-ной и той же корневой морфеме дом фонема о может выступить то в своём основном виде (если ударение падает на корневую гласную слова), то в своём варианте а (если ударение падает на флексию и корневая гласная оказы-вается в 1-м предударном слоге), или варианте ъ (если ударение падает на предшествующую морфему и корневая гласная оказывается в заударном слоге, а также если ударение падает на по-следующую морфему, но так, что кор-невая гласная оказывается во 2-м пред-ударном слоге): до м, до м"ик; да ма , да мо ф; по дъ му; дъ мас"е т.

Сказанное относится не только к кор-невым морфемам, но и ко всем другим. Ср., например, различное вокальное оформление флексии -ом в зависимо-сти от места ударения (флексия эта звучит как -ом или -ъм : ср. стало м и до мъм), флексии -ам , звучащей как -ам или -ъм (пъ-д"ела м и па-с"о лъм), суффикса -ов , звучащего как -ов или -ъв (сасно въй и б"ер"о зъвъй) и т. д.

9. Безударные и слабоударяемые слова

Большая часть служебных слов и частиц, как уже было отмечено, не имеет на себе ударения. Одни из них (предлоги и союзы) являются проклитиками, т. е. предударными словами (например, на доро ге), другие, меньшая часть, – энклитиками, т. е. послеударны-ми словами (например, я -то зна ю).

Проклитиками являются обычно одно-сложные предлоги и союзы, которые примыкают к следующему за ними само-стоятельному слову. Например: на горе , на стороне , от бра та, при дворе , ко мне , со мно й, во мне , под де рево; ни я , ни бра т; и я , и сестра ; то до ждь, то сне г; сказа ли, что сестра прие хала.

Односложные частицы являются эн-клитиками. Например: скажи -ка , кто -то , я же говори л, они ведь приду т, приду т ли они.

Некоторые односложные предлоги не-редко принимают ударение на себя, и тогда безударным оказывается следую-щее за ним самостоятельное слово, так что и в этом случае предлог вместе с самостоятельным словом имеют одно ударение. Это бывает обычно тогда, ког-да существительное имеет подвижное ударение. Чаще всего в литературном языке принимают на себя ударение пред-логи на, под, по, за, из, без: на воду, за воду, по воду (ср. вода во ду), по д гору, на гору (ср. гора – го ру), по лесу, и з лесу (ср. ле са, ле су – леса , лесо в), на море, за морем, по морю (ср. мо ре – моря ); на зиму (ср. зи-ма зи му), на сторону (ср. сторона – сто ро- ну), бе з вести (ср. ве сти – весте й), бе з чет-верти (ср. че тверти – четверте й), на два, на три, по два, по три, за пять, за десять, на сорок, по д сорок.

Двусложные и трёхсложные союзы обычно употребляются с ударением, но оно у них более слабое, чем у само-стоятельных слов. Такое ударение на-зывается слабым , или побочным , а соответствующие слова – слабоуда-ряемыми . Например: е сли мо жно, узна йте; когда узна ете, ска-жи те; сказа ли, бу дто придёт; ласка лся, сло в-но ребёнок; ухожу , потому что обеща л.

Двусложные предлоги различны в от-ношении наличия или отсутствия у них побочного ударения. Одни из них всег-да безударны. Таковы сложные предло-ги из-за, из-под (например, из-за ле са, из-под стола ); предлоги с беглым о- (например, подо, надо, изо; трехслож-ный передо ): подо мно й, надо мно й, обо мне , обо все х, изо все х, передо мно й (произносится: пъдамно j; нъдамно j; абамн"е ; абафс"е х; изафс"е х; п"ьр"ьдамно j ). Другие могут иметь побочное ударе-ние, но могут быть и безударны. На-пример: перед отходом (произносится п"ьр"ьдатхо дъм или п"е р"ьт атхо дъм ), между городами (произносится мьждугърада м"и или ме жду гърада м"и ), через дорогу (произносится ч"ьр"ьздаро гу или ч"е р"ьз даро гу ). Некоторые двусложные предлоги всегда имеют побочное ударе-ние: таков, например, предлог кроме (никто , кро ме тебя ), а также двуслож-ные и трёхсложные предлоги, происшед-шие из наречий. Например: скажу по сле уро ка, бе гали круго м до ма, е хали ми мо дере вни, собрало сь о коло до ма, столпи лись вокру г учи теля, останови лись напро тив избы , стал поперё к доро ги.

Эти слова в качестве предлогов имеют ударение, по своей полновесности близ-кое к обычному ударению самостоятель-ных слов. Однако в этом своём качестве они не являются обычно носителями такто-вого или фразового ударения. Напротив, те же слова в наречном употреблении могут быть носителями такого ударения. Ср. скажу по сле , прошли ми мо , живёт о ко-ло (т. е. близко), осмотре лся круго м , живёт напро тив , стал поперёк .

Односложный предлог сквозь имеет побочное ударение, когда он находится перед безударным слогом следующего слова, например луна све тит сквозь облака (скво с" аблака ). Находясь же перед ударенным слогом следующего слова, этот предлог может не иметь ударения, но тем не менее гласный о предлога не подвергается изменениям, свойственным гласным предударного сло-га: сочетание сквозь облако произно-сится скво с" -о блъкъ или сквос" о блъкъ.

Союз чтобы в отличие от сочетания с местоимением что бы ударения не имеет, всегда являясь проклитикой: со-четание сказал, чтобы пришли произ-носится – сказа л, штъбы пр"ишл"и ; сравни: дам тебе, что бы ты ни просил (произносится што -бы -ты-н"и-прас"и л). Безударен также односложный союз что в отличие от местоимения что. При этом надо заметить, что союз что в пер-вом предударном слоге, как и в других предударных, произносится с гласным ъ (в книжном произношении возможно о ), но никогда не с гласным а , который нормально выступает вместо о в пер-вом предударном слоге: я не знал, что брат приедет (произносится: штъ бра т или што бра т ) Ср. с местоимением что: я не знал, что им сказать (произно-сится што им).

Односложные союзы то – то и но обычно не носят на себе ударения, но тем не менее как в первом, так и в других предударных слогах произносятся со звуком о (а не а или ъ ): то дождь, то снег; то приходит, то уходит – обычно произносится: то до ш", то с"н"е к; то пр"ихо д"ит, то ухо д"ит ; но ты -то об э том зна л; но бы ло светло ; но уже бы ло светло (произносится: ноты ; нобы лъ; ноуже ).

Некоторые категории местоимений всегда имеют обычное ударение само-стоятельного слова. Таковы, например, вопросительные местоимения (кто, что, который, какой, чей) и отрицательные местоимения не кого, не чего. Другие местоимения часто употребляются и с побочным ударением. Например: на вокза ле меня встре тили това рищи; у его сестры мно го книг; мое й сестре де сять лет; э того челове ка я не зна л; все м ученика м сообщи ли отме тки; взя лся не с того конца ; побочное ударение могут иметь относи-тельные слова: подъе хали к до му, ко-то рый стоя л на краю дере вни. Неко-торые местоимения в живой речи могут быть и безударными (обычно энклитиками): кто это сделал (кто -ьтъ з"д"е лъл), знаем мы вас (зна им-мы ва с), куда вы бежите (куда -вы б"ьжы т"ь).

Слабоударяемой может быть связка быть: ве чер бы л сухо й и тёплый, у тро бы ло моро зное. Слово было в определённом употреблении является безударным (энклитикой): пришёл было вчера, он было пришёл вчера (произносится: пр"ишо лбылъ ф"ч"ьра , о нбылъ пр"ишо л ф"ч"ьра ).

Слово бывало в определённом употреблении в силу своего большого объё-ма не бывает лишено ударения, но имеет ударение побочное, более слабое, чем обычное словесное ударение, ср. придёт быва ло ко мне и говори т. Безударным часто бывает слово брат, употреблён-ное в качестве обращения, ср. ты, брат, не заговаривай мне зубы (произносится ты брът ).

Таким образом, кроме слов, имеющих обычное ударение, и слов безударных, выделяется ещё третья категория – слов слабоударяемых или могущих быть сла-боударяемыми. Обычное ударение име-ют самостоятельные слова, безударны-ми могут быть слова служебные. Слабоударяемыми же являются – если оста-вить в стороне те служебные слова, ко-торые имеют побочное ударение в силу своего большого объёма, многосложно-сти, – слова, образующие как бы про-межуточную группу между категория-ми самостоятельных слов и служебных. Именно таковы предлоги, наречия, место-имения, связка. Слабоударяемыми бывают часто также числительные в опре-делённом употреблении.

10. Побочное ударение слова

Выше было указано, что каждое само-стоятельное слово имеет одно ударение. Однако имеются слова (обычно много-сложные, большие по объёму), которые имеют или хотя бы могут иметь два ударения – наряду с основным, обычным словесным ударением, второе –побоч-ное. Сюда относятся чаще всего слож-ные слова, образованные путём сложе-ния двух основ. Ср., например, и долопокло нник, же ртвоприноше ние, чё рносморо диновое и т. д. Впрочем, те же слова обычно можно произносить и с одним ударением – без побочного. Вопрос этот совершенно не изучен, по-этому ниже ограничимся лишь несколь-кими предварительными замечаниями.

При наличии в слове двух ударений побочное бывает первым (ближе к на-чалу слова), а основное вторым (ближе к концу слова). Чем более новым или необычным, чем более книжным по сво-ему характеру или относящимся к специальному языку является сложение, тем в большей степени можно ожидать двух ударений – наряду с основным по-бочного. Ср., например, кля твопреступ-ле ние, гальва нопла стика, ра диоприё м-ник. Точно так же чем ощутительнее в смысловом отношении является первая часть сложения, тем больше оснований ожидать второго побочного ударения. Ср. возможное произношение: кора блекруше ние, подко вообра зный, тё мно-зелё ный. Поэтому в тех случаях, когда сложение основ вообще в слове мало ощущается или когда не выделяется в смысловом отношении первая часть сложения, или она выделяется слабо, побочное ударение обычно не наблюдается. Ср. подобостра стный, самостоя -тельный, еженеде льный, благоду шный, достове рный и т. д. Наконец, чем дальше отстоит основное ударение от места возможного побочного ударения, тем опять-таки в большей степени можно ожидать двух ударений в слове. Ср., например, льново д (с одним ударе-нием) и льно тереби лка земле-де лец (с одним ударением) и зе млевла-де лец (с возможным вторым, побочным ударением), вре мяпрепровожде ние, са -хароваре ние, хло пкоочисти тельный. Во многих случаях наличию побочного уда-рения рядом с основным содействует не одно из указанных условий, а два или все: ср. карто фелекопа лка – сло-во относится к специальному словарю сельскохозяйственной техники, обе основы чётко выделяются, основное ударение отделено от места побочного ударения тремя слогами.

Наличие побочного ударения в неко-торых случаях, обычно вне указанных условий, характеризует просторечный стиль речи: ср. произношение пое хала в Ста лингра д, жила в Ле нингра де, в о бщежи тии.

Побочное ударение наблюдается так-же во многих сложносокращённых сло-вах, представляющих собой сложение части первого слова с полным вторым словом: про фдвиже ние, про фбиле т (но обычно профсою з ), па ртбиле т, партучё ба, аги тбрига да, аги тколлекти в.

11. Колебания в ударении

Сложная система русского ударения имеет свои исторические корни, уходящие в глубокую древность. Неодинако-ва была история ударения в разных русских диалектах. Между тем известно, что в состав литературного языка вошли элементы, восходящие к разным русским диалектам. Поэтому естественно наличие в нём некоторых колебаний в ударении, двойственность. Например, в определён-ной категории существительных жен-ского рода на с ударением на флек-сии в северновеликорусских говорах свойственен перенос ударения на осно-ву в вин. пад. ед. ч. (ср. рука ру ку, но га – но гу, сторона – сто рону, вода – во ду и т. д.). Напротив, в типичных южновеликорусских говорах соответ-ствующие слова и в вин. пад. ед. ч. имеют ударение на флексии: руку , но-гу , сторону , воду и т. д. Литературно-му языку в этой категории случаев в общем свойственно ударение северновеликорусское (ср. вышеприведённые примеры).

Однако в некоторых случаях нали-чествует колебание или даже усвоено южновеликорусское ударение. Ср., на-пример, допускаемые в литературном языке ударения сковороду при ско воро-ду, весну и вёсну, ср. также литератур-ные ударения овцу , козу , сосну при диа-лектных о вцу, ко зу, со сну и т. д. Колеба-ния в ударении появляются также при заимствовании слов из других языков. Они зависят, между прочим, от того, откуда идёт заимствование и какими путями. Так, например, неправильные ударения доку мент, инстру мент, сто -ляр объясняются польским посредством при усвоении этих слов (как известно, польскому языку свойственно фиксиро-ванное ударение на предпоследнем сло-ге слова).

Литературный язык стремится избе-жать колебаний. При наличии их не-редко один из вариантов санкциони-руется как соответствующий норме, другой изгоняется как неправильный. Если же сохраняются оба варианта, то они постепенно дифференцируются в своих значениях – приобретают разную стилистическую окраску (примеры см. выше), разное грамматическое значение (например, ма ло и мало ) или разное лексическое значение (ср., например, ши-роко распространённую, хотя и не при-знанную правильной, дифференциацию ква ртал – во временном значении и кварта л – в пространственном).

В тех случаях, когда по тем или дру-гим причинам колебание в ударении сохраняется, а смысловая дифференциа-ция отсутствует, появляется то, что можно назвать нейтрализацией ударения как смыслоразличительного средства: ср. тво рог и творо г, и наче и ина че, про бил и проби л, и здавна и издавна , бро ня и броня и т. д.

12. Ударение и преподавание русского языка

Ударение при преподавании русского языка имеет весьма большое значение. Как известно, с ударением связан один из важнейших отделов правописания, а именно: правописание безударных гласyых. Обучение литературному ударению имеет большое значение в работе по развитию речи, по повышению культуры русского языка. Большое место зани-мает ударение в борьбе учителя с остат-ками диалектного или просторечного произношения. Ср. такие ударения, как до быча вм. добы ча, о тчасти вм. отча сти, средства вм. сре дства, добровольные общества , добровольных обще ств вм. о бщества, о бществ, поло жил вм. положи л, единство вм. еди нство, до говор вм. догово р, при говор вм. пригово р, мо лодежь вм. моло-дёжь, а рбуз вм. арбу з, цы ган вм. цыган; ср. частое употребление страдатель-ных причастий прошедшего времени типа разрешёна, запрещёно, окружёны в женск. и ср. родах ед. ч. и во мн. числе с ударением на предпоследнем слоге и т. д. Еще большее место занимают вопросы ударения в работе учителя, направленной на усвоение учащимися слов иноязычного происхождения (ср. такие неправильные ударения, как доку мент, инстру мент, ква ртал. мага зин, про цент, по ртфель, ки но, кило метр, ро ман, технику м, пре зидиум, ге ктар, фа рфор вместо докуме нт, инструме нт, кварта л, магази н, проце нт, портфе ль, кино , киломе тр, рома н, те х-никум, прези диум, гекта р, фарфо р ).

Особенно большое значение имеют вопросы ударения при преподавании русского языка нерусским. Разноместность русского ударения и его возмож-ная подвижность при образовании грам-матических форм, соединённая с отсут-ствием обозначения ударения в печати, делают его для учащихся-нерусских исключительно трудным, если учитель не ведёт систематической и планомер-ной работы по практическому освоению учащимися русского ударения.

При работе над ударением необходи-мо постоянно обращаться к словарям и грамматикам. К сожалению, в грамма-тиках русского языка обычно ударению уделяется недостаточное внимание. Боль-шую помощь в работе учителя здесь окажет «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, где даются систематические указания не только на ударение каждого слова в его исходной форме, но также и на пе-редвижение ударения при образовании разных его форм. Однако нам нужны специальные работы по описанию си-стемы русского ударения в его совре-менном состоянии и истории, по ударе-нию в языке лучших русских писателей и поэтов. В этом заинтересована как наука о русском языке, так и в ещё большей степени наша советская школа.

Введение

Знак ударения - это небуквенный орфографический знак русской письменности; по другой терминологии - один из надстрочных диакритических знаков. Ставится над гласной буквой, соответствующей ударному звуку.

То, как проявляется ударение в речевом потоке, в большой степени зависит от языка. В некоторых языках ударные слоги имеют более высокий или более низкий тон, чем безударные - это так называемое тоновое, или музыкальное ударение. В других языках они могут выделяться более высоким или низким тоном по сравнению с окружающими слогами (тоновое отклонение) в зависимости от типа предложения. В русской фразеологии ударения играют огромную и особую роль, является неотъемлемой частью при грамотном и смысловом описании того или иного предмета, а также фраз и предложений прямой речи. Ударение указывают не только на меняющуюся интонацию в сказанном, акцентируя главное и второстепенное, но и полностью изменяют смысл произнесённого, а также и записанного или напечатанного впоследствии - как в отдельном слове, так и в целом предложении.

Как известно, ударение в русском языке свободно (т.е. может падать на любой по счету слог слова) и подвижно (т.е. может перемещаться внутри основы и между основой и окончанием в разных словоформах одной и той же лексемы). Эти особенности русского ударения, представляют значительную сложность как для самих носителей русского языка, так и для всех, изучающих русский язык как не родной. Кроме того, при всей консервативности русской акцентологии, именно эта подсистема русского языка обладает наибольшей лабильностью и изменчивостью -- за последние три века в акцентологической системе русского языка произошли (и продолжают происходить) довольно существенные изменения. Каждый день создаются новые и исчезают и меняются старые нормы в орфоэпии, влияние на этот процесс оказывает сама жизнь, живой язык и меняющаяся культура.

Цель данной работы: изучение развития русского ударения.

О понятии ударения в русском языке

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.

Функции ударения: лексикологическая - является дополнительным средством различения слов - атлас-атлас; морфологическая - является дополнительным средством различения грамматической формы слова - руки-руки; некоторые слова в русском языке имеют акцентные варианты, и этот факт рассматривается как варианты литературной нормы - иначе-иначе. Основная функция словесного ударения - фонетическое объединение слова в одно целое, обеспечение его цельнооформленности. Эта функция осуществляется путем выделения одного из слогов в слове - ударного - и подчинения ему остальных, безударных.

В русском языке его значение особенно велико, так как оно служит:

Средством различения слов (лемкарство - лекамрство, мемтчик - метчимк, консервамторский - корсерватомрский, рефлемкторный - рефлектомрный);

Грамматических форм (струным - струмны, стеклам - стёкла, водым - вомды).

В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков. Сила гласного проявляется в его громкости. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. Ударные гласные характеризуются и особым тембром.

Ударность/безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему - приставку, корень, суффикс и окончание. Такое ударение называется свободным.

Местом ударения различают следующие варианты слов: общеупотребительные и профессиональные - добыча-добыча; литературные и диалектные - холодно-холодно; литературный и просторечный - магазин-магазин; нейтральный и разговорный - звонишь-звонишь. Однако, подобные варианты в русском языке встречаются нечасто: русский язык имеет зафиксированное, устойчивое ударение. Знак ударения может употребляться последовательно и выборочно. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. - М.: Эксмо, 2006. - §116.

Последовательное употребление знака ударения принято в следующих текстах особого назначения:

В лингвистических словарях: в неодносложных заголовочных словах, в приводимых грамматических формах;

В неодносложных заголовочных словах большинства энциклопедических словарей;

В текстах для изучающих русский язык как иностранный (используется алфавит из 33 букв - с буквой ё , употребляемой последовательно.)

Выборочно знак ударения употребляется в обычных текстах. «Правилами» рекомендуется использовать его в следующих случаях:

Для предупреждения неправильного опознания слова, например: бомльшая, вимдение, вомроны, временныме, домроги, отремзать, помзднее, помтом, промклятый, рассымпать, стомящий, умже, узнамю, чудном (в отличие от: большамя, видемние, воромны, времменные, доромги, отрезамть, позднеме, потомм, проклямтый, рассыпамть, стоямщий, ужем, узнаюм, чумдно); ср. «Чуднамя» - название рассказа В.Г.Короленко, «Момлодец» - название поэмы М.И.Цветаевой;

Для предупреждения неправильного ударения в недостаточно хорошо известном слове, в том числе в собственном имени, например: гумру, юмкола, Гарсима, Конакрим, Фемрми;

Над буквой е знак ударения может использоваться в целях противопоставления букве ё : для предупреждения неправильного опознания слова, например: всем (в отличие от всё), беремт (в отличие от берёт); для предупреждения ошибочного произношения, например: афемра, гренадемр, дебемлый, Кремз, Олемша (фамилия);

Для различения относительного местоимения чтом и союза что, например: «…Рассказать, что отовсюду, на меня весельем веет, Что не знаю сам, чтом буду, петь, - но только песня зреет…» (А.А.Фет).