Структурная операционализация пример. Теоретическая и эмпирическая операционализация понятий

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ - специфич. научн. процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методич. инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов (см.). О.п. не тождественна операциональному определению. Последнее - логич. процедура, указание эмпирич. значений теоретич. смыслов, одно из правил эмпирич. интерпретации, предпосылка эмпирич. исследования, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением или опровержением. О.п. включает экспериментальную ситуацию и не является логич. процедурой определения. Это разработка новых средств фиксации данных - индексов (см.), шкал (см.), анкет (см.) и т. д., т. е. то, что можно назвать "методич. экспериментом". Это действительно поиск индикаторов, а не их использование. Процедура О.п. состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. (См., напр., в ст. "Индекс" операции, осуществляемые при построении индекса). О.п. является обязательным условием построения системы показателей социальных (см.) и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели. Последняя состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из индикаторов. Индикаторы в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования (понятия-индикаторы), замещающие реальные объекты оперирования (явления-индикаторы) - фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и "представляющие" изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная может быть преобразована в математич., состоящую из переменных. Манипулируя в процессе исследования операциональной и математич. моделью, социолог получает , позволяющие расширить концептуальные представления об изучаемом объекте и тем самым осуществить обратную связь с исходными понятиями. О том, что понятие операционализировано (а не просто определено, хотя бы и операционально, интерпретировано или эксплицировано и т. п.), можно говорить лишь в том случае, если разработан специальный методич. инструментарий для изучения обозначаемого и отображаемого им (понятием) соц. объекта. В процессе О.п. осуществляется совмещение концептуальной модели объекта с его инструментальной моделью, т. е. той моделью, к-рая априори присутствует в любом методе, уже имеющемся и привлекаемом для исследования или вновь создаваемом. В противном случае формируемый инструментарий (совокупность методов, процедур, методик и техник) не будет пригодным для изучения именно того объекта, понятие к-рого подвергалось операционализации. При исследовании О.п. возможны различные подходы, что в значительной степени обусловлено сложной природой понятия как специфической формы отображения действительности. Лит: Цыба В.Т. Концептуальное обоснование операционализации и измерение//Социологич. исследования. 1984 № 2. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М., 1986; Кабыща А.В. Некоторые методологические вопросы операционализации понятий в социологии//Вопр. философии. 1987, № 2; Андреенков В.Г., Кабыща А.В. Структура и социологического исследования//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.) М., 1996; Lazarsfeld P.F. Concept formation and measurement in behavioral science: some historical observation//Concepts, theory and explanation in behavioral sciences. N.Y., 1966. A.B. Кабыща

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ" в других словарях:

    Операционализация понятий - специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов (см.… … Социологический справочник

    ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - процедура установления связи концептуальной схемы с ее методическим инструментарием, заключающаяся в поиске средств фиксации в наблюдении референтов (денотатов) концептуальной схемы и обосновании их валидности. В О., фиксируются доступные… … Новейший философский словарь

    операционализация - требование, коему должны удовлетворять научные понятия. Применяется при введении новых понятий и предполагает четкое указание на конкретные процедуры, приемы, методы или действия, с помощью коих можно практически убедиться в том, что данное… … Большая психологическая энциклопедия

    ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - (operationalization) процесс определения понятий эмпирическим образом с целью возможности их измерения и проведения повторных наблюдений, которые были бы достоверными и валидными. Таким образом, интеллект может быть определен путем тестов на… … Большой толковый социологический словарь

    ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - процедура установления связи концептуальной схемы с ее методическим инструментарием, заключающаяся в поиске средств фиксации в наблюдении референтов (денотатов) концептуальной схемы и обосновании их валидности. В процессе О. фиксируются доступные … Социология: Энциклопедия

    Операционализация - процесс преобразования абстрактных понятий в конкретные термины … Социологический словарь Socium

    Операционализация - перевод понятий в термины либо наделение терминов эмпирическими признаками … Социология: словарь

    ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ Новейший философский словарь

    ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ - (лат. operatio действие) направление в философии науки, согласно которому содержание научных концептов и конструкций обусловливается способами (схемами и практическими и (или) умственными процедурами) взаимодействия субъекта с объектом. Первый… … Социология: Энциклопедия

    Дефиниция - Запрос «Неопределённость» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Содержание 1 Содержание и объём понятия 2 Виды 3 Правила дефиниции … Википедия

Это необходимый, принципиальный этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить следующие задачи:

1. Выявить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании.

2. Вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивает научное обоснование его результатов и рекомендаций.

3. Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.

Интерпретация (толкование) осуществляется через ряд последовательных этапов:

1. Теоретическая интерпретация. Формулировка проблемы исследования и его предмета использует ряд понятий, служащих ключом к теоретическому осмыслению процессов. Дело в том, что многие термины, используемые в исследованиях, мы применяем и в обыденной речи: “потребность”, “интерес”, “удовлетворенность”, где они могут иметь несколько иной смысл (толкование), – следовательно, нуждаются в научной трактовке . Здесь на помощь исследователю приходят либо общепринятые научные определения понятий, содержащиеся в справочниках, энциклопедиях, толковых словарях, учебниках или специальной (научной) литературе, либо – в случае отсутствия таковых – логика, научная позиция, жизненный и профессиональный опыт самого исследователя.

2. Структурная интерпретация. “Опорные” понятия, которые “задают ход” самого исследования, имеют разный уровень абстракции . Так, если понятие “политическая информированность” довольно легко интерпретировать, то намного сложнее интерпретировать термины “социальная активность”, “девиация”, “уровень культуры”, “образ жизни” и прочие. Следует отметить, что более общие, абстрактные понятия распадаются на ряд частных понятий. Каждое понятие должно быть разложено на ряд составляющих.

Например, термин “социальная активность” включает:

· общественно – политическую активность;

· трудовую активность;

· познавательную активность;

· активность в области культуры.

“Удовлетворенность трудом” включает:

· удовлетворенность специальностью;

· удовлетворенность содержанием и характером выполняемой работы;

· удовлетворенность моральным и материальным стимулированием;

· удовлетворенность отношениями в коллективе;

· удовлетворенность отношениями с руководством;

· целостное эмоциональное состояние, отношения и т.д.

3. Структурную интерпретацию продолжает факторная интерпретация , т.е. необходимо определить систему факторов, влияющих на описываемое явление, процесс, а значит, – вычленить систему связей изучаемого объекта с внешними объектами и его субъективными характеристиками.

Факторами называют совокупность социальных условий и обстоятельств, которые благодаря их сочетанию или взаимодействию образуют существенную причину того или иного изменения. (Иногда выделение факторов уместно уже на стадии предварительного описания объекта).

Факторы бывают:

1. По характеру влияния на явление:

1.1. Прямые – непосредственно влияют на отношение к труду.

1.2. Косвенные – опосредованно влияют на отношение к труду.

2.1. Объективные – в случае отношения к труду – это стимулы, место расположения предприятия.

2.2. Субъективные – связаны с переживанием внешних условий, например труда.

Общие факторы отношение к труду Специфические

(общественно-экономические (профессия,

условия, образ жизни, отрасль,

уровень жизни) содержание труда)

Таким образом, предварительный систематизированный анализ – моделирование исследуемой проблемы (т.е. мы уже на предварительном этапе анализа должны выяснить, от чего зависит явление или процесс, и описать это в гипотезах!!!).

Цель непосредственного социального исследования – только проверить гипотезы исследования: подтверждаются ли на практике теоретические выводы и разработки, - может быть, выяснить силу влияния различных факторов на процесс, их устойчивость и т.п.

Пример: инвестиционное поведение (структурная операционализация) включает:

· установки на инвестирование (потенциальное поведение) – ожидание, мотивация;

· реальное поведение – структура инвестиций (объекты инвестирования – финансовые компании, пенсионные фонды; характер инвестирования – по срокам, частоте, объемам).

Инвестиционное поведение (факторная операционализация) включает:

1) Личностные (субъективные) факторы:

· социально-демографические характеристики (пол, возраст, семейное положение);

· уровень информированности (источники информации, интерес к ней);

· правовая культура;

· отношение к объектам инвестирования (имидж фондов и финансовых коллективов).

2) Объективные факторы:

· рыночная конъюнктура;

· деятельность объектов инвестирования;

· государственно-правовые факторы (инвестиционное законодательство, защита интересов инвесторов и прочее).

Конечная цель – максимально полно описать изучаемый предмет в понятиях и индикаторах.

4. Следующей стадией логического анализа является эмпирическая интерпретация и операционализация понятий.

Главное здесь, чтобы понятия, входящие в состав гипотез, были связаны с явлениями, доступными наблюдению, измерению, регистрации и анализу.

На этой стадии происходит перевод качественных понятий в количественные . Эта процедура связана с поиском фактов, которые могли бы служить числовой (количественной) характеристикой явления, процесса. К ним относятся: различные предметы, события, акты, поступки (реальные, потенциальные, опредмеченные), оценки и суждения людей. Такие факты и называют индикаторами .

Следует отметить, что существуют операциональные понятия, которые сами играют роль индикаторов (пол, возраст, национальная, профессиональная принадлежность и др.), но имеются и такие операциональные понятия, которые требуют не одного, а нескольких индикаторов. Например:

Отношение к труду


Процесс операционализации связан со шкалированием – построением шкал измерения.

Например: уровень удовлетворенности:

Шкалы бывают номинальными, порядковыми (ранговыми), интервальными. Существуют их модификации (см. самостоятельно!!!).

Логическая структура анкеты обычно описывается в такой таблице:

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Методы сбора и обработки социологической

И маркетинговой информации.. содержание понятие социологического и маркетингового исследования виды исследования этапы социологического исследования..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Теоретическая валидизация в социологическом исследовании: Методология и методы

Использование научных понятий и категорий - не самый лучший способ общаться с участниками исследования. Чтобы быть "ближе" к ним, тебе помогут операционализация и интерпретация.

0 Нажми, если пригодилось =ъ

Как было сказано в предыдущем параграфе, операционализация связана с переформулировкой теоретических абстрактных понятий в конкретные эмпирические, т.е. выходом на аспекты, непосредственно наблюдаемые в рамках социального взаимодействия. Наивно спрашивать респондента, например, непосредственно о национальной дистанциированности (абстрактное понятие). Такого рода понятий могут быть просто непонятны респонденту. Если же исследователь спрашивает о том, насколько близко респондент готов допустить представителей той или иной национальности (как членов семьи или близких друзей, или соседей, или коллег по работе, или жителей своей страны и т.д.), то он работает на операциональном уровне, который одинаково понятен как ему, так и респонденту.
Следовательно, качественная операционализация является залогом правильной подготовки опросного инструмента.
Если рассматривать проблему операционализации целостно (т.е. не вырывая из контекста всего эмпирического исследования), то ее решение начинается на этапе определения социального феномена, подлежащего изучению. Наименование и описание социальных феноменов связано с использованием таких теоретических инструментов как концепты и конструкты. Не вдаваясь в подробности, я лишь приведу возможные варианты их соотнесения.
Во-первых, концепты могут выступать как категории, которым отвечают явления и процессы окружающей действительности и которые могут объединяться в теоретические конструкты гипотетического характера, которые подлежат эмпирической проверке. При этом концепты должны иметь более конкретный характер по отношению к более абстрактным конструктам.

Во-вторых, концепты и конструкты можно различать по критериям очевидности и доказанности — концепты являются очевидным образом интерпретируемыми, доказуемыми и общеупотребимыми категориями научной практики, а конструкты — гипотетическими построениями, которые пока не достигли статуса очевидности и подлежат исследованию и обоснованию. В-третьих, концепты и конструкты могут соотноситься как отображения двух видов реальности — сущего и возможного. Такой взгляд особенно приемлем в социальных науках. К примеру, существование общества (концепт) не подвергается сомнению, но представление о его сути и особенностях конструируется по-разному исходя из различных теоретических перспектив. Этот последний способ соотнесения и принят в дальнейшем в качестве основного.
На мой взгляд, операционализация состоит из следующих этапов:

Рассмотрим следующий пример:

Феномен/концепт

Социальная активность студентов

Теоретический конструкт

Социальная активность студентов, как составная видов активности, присущих жизнедеятельности индивида в соответствующий возрастной период и в соответствующих социальных условиях, а именно: академическая активность, научная активность, трудовая активность, общественная активность, межличностная активность.

Эмпирические индикаторы

1. Академическая активность: посещение пар, активность на лекционных занятиях, активность на практических занятиях.
2. Научная активность: (…)
3. Трудовая активность: (…)
4. Общественная активность: (…)
5. Межличностная активность: (…)

Переменные

Академическая активность:
А) Посещение пар: количество пропусков в неделю
Б) Активность на лекциях: уточняющие вопросы на лекциях
В) Активность на практических: частота подготовки
(…)

Анкетные вопросы для академической активности могут быть, например, такими:

А1. Иногда студенты вынуждены пропустить часть или все пары в университете. Скажите, если говорить о недавнем прошлом, сколько дней в неделю в среднем Вы были вынуждены пропускать частично или полностью пары в университете, не считая дней, когда Вы действительно не могли присутствовать на парах? Если Вы практически никогда не пропускаете пар, напишите 0.
___________ пропусков за неделю

А2. Скажите, насколько часто вы готовитесь к выступлениям на семинарских или практических занятиях (выберите наиболее подходящий вариант)?
1. Готовлюсь очень редко.
2. Готовлю по два-три выступления на самые важные предметы.
3. Стараюсь сделать по два-три выступления на всех предметах.
4. Довольно часто готовлюсь к выступлениям.

А3. Иногда на лекции, по ходу занятия, у студентов возникают уточняющие вопросы. Иногда лекции проходят таким образом, что вопросов не возникает вообще. Скажите, что из ниже приведенного характерно лично для Вас? Дайте один ответ, который более всего подходит.
1. Когда у меня возникают уточняющие вопросы, я стараюсь их задать.
2. У меня возникают уточняющие вопросы, тем не менее, лекции проходят в таком темпе, что задать их тяжело.
3. Лекции обычно проводятся достаточно тщательно, поэтому необходимости в уточняющих вопросах я не вижу.

Проведение операционализации характерно, прежде всего, для количественных исследований, в которых исследователь начинает с теории, а уже потом переходит к измерению социальных показателей.
Если же говорить о качественных исследованиях, то в них ситуация часто обстоит с точностью до наоборот - исследователь стремится рефлексивно наблюдать социальную действительность с тем, чтобы на основе такого наблюдения сформулировать теорию. В этом случае на первых план выходит проблема интерпретации эмпирического материала. Здесь я хочу сразу же оговориться, что далее приведено авторское понимание интерпретации. Интерпретация выступает, в некотором смысле, обратной операционализацией.

Так, в ходе интерпретации исследователь непосредственно наблюдаемые аспекты эмпирической действительности стремится выразить в наиболее подходящих теоретических терминах. Процедура интерпретации, в отличии от процедуры операционализации, не является однозначной, т.е. может принимать различный вид, в зависимости от используемого подхода, опыта и предпочтений исследователя. К основным качественным подходам относятся обоснованная теория (grounded theory), кейс-стади, этнография, нарративное исследование, феноменология и дискурс-анализ. В каждом из них проблема интерпретации решается по-своему. В дальнейшем, при подготовке соответствующих глав сайта, я остановлюсь на этой проблеме более подробно.

Операционализация переменных и гипотез представляет собой одну из наиболее важных процедур подготовки к политическому анализу - как теоретическому, так и прикладному. От того, каким образом переменные анализа будут приведены к операциональному виду, зависит дальнейший выбор методов исследования, формат информационного обеспечения, в конечном счете - характер получаемых результатов.

Операционализация (от лат. орегаИо - действие) в широком смысле представляет собой процесс приведения понятий к такому виду, который позволит работать с ними на практическом уровне, оперировать ими при решении конкретных аналитических и прогнозных задач, верифицировать или фальсифицировать гипотезы исследования. В более узком смысле операционализация - это приведение понятия к измеряемому виду, превращение его в переменную.

В некоторых простых случаях операционализация осуществляется посредством всего одного логического действия. Так, понятие «электоральная поддержка партии» на эмпирическом уровне соответствует переменной «число (или доля) голосов, отданных за данную политическую партию» на определенных выборах.

Однако многие понятия, используемые в политическом анализе, требуют сложной, многоступенчатой процедуры операционализации. Это связано с тем, что они:

Сформулированы в слишком расплывчатой форме, их содержание неконкретно, допускает несколько толкований;

Являются слишком абстрактными, эмпирически ненаблюдаемыми и, соответственно, не поддающимися непосредственному измерению.

Возьмем термин «политическая стабильность», активно употребляемый и в академической политологии, и в комментариях средств массовой информации. Представим себе, что целью анализа является сопоставление уровня политической стабильности в нескольких регионах России для консультирования инвесторов по вопросам размещения их капиталов (это будет сравнительное прикладное исследование). Сформулировав таким образом цель исследования, мы сразу сталкиваемся с обеими обозначенными выше проблемами.

Во-первых, понятие «политическая стабильность» является неоднозначным по своему содержанию. В политической науке существует целый ряд принципиально разных подходов к его интерпретации. Часть из них связывает политическую стабильность с процессами, происходящими в социальной сфере, например с уровнем социальной дифференциации или глубиной разрыва между ожиданиями и реальным благосостоянием населения. Другие подходы помещают в фокус внимания эффективность работы политической системы по преобразованию требований и поддержки общества в политические решения и действия. Третьи, делают акцент на протестном политическом поведении, силе и активности системной (действующей в рамках правового поля) и несистемной (действующей вне его) оппозиции. Четвертые отталкиваются от степени легитимности правящего режима и т. д. Поэтому на первом этапе операционализации понятия «политическая стабильность» исследователю необходимо определиться с собственным осмыслением его содержания с учетом конкретной цели исследования. Данный этап будет называться теоретической операционализацией; в качестве результата теоретической операционализации мы должны получить четкую и ясную дефиницию рассматриваемого понятия.



Во-вторых, понятие «политическая стабильность» является эмпирически ненаблюдаемым. Его невозможно измерить непосредственно, как, например, атмосферное давление по показаниям ртутного столба или время по часовой стрелке. Не существует готового общепризнанного эталона измерения стабильности. Практически это означает, что необходимо найти эмпирически регистрируемые признаки (индикаторы, показатели), которые были бы связаны с исходной переменной и служили средством ее измерения. Данная процедура получила наименование эмпирической операционализации, а эмпирически наблюдаемые признаки, отражающие основное понятие, называются операциональными определениями. Не решив задачу эмпирической операционализации, мы окажемся не в состоянии сравнивать регионы по уровню стабильности и, соответственно, не достигнем цели исследования.

Эмпирическая операционализация непосредственно связана с теоретической: выбор эмпирически наблюдаемых признаков будет обусловлен дефиницией политической стабильности, которая была сконструирована исследователем на теоретическом уровне.



Предположим, что в рамках теоретической операционализации мы сочли основным признаком политической стабильности низкий уровень протестной политической активности населения. Само по себе понятие «уровень протестной активности» еще не является эмпирически операциональным, оно не поддается прямому измерению. В то же время оно существенно конкретизирует наше понимание термина «политическая стабильность», значительно сужает область поиска его операциональных определений. Это как раз тот самый случай выбора концепции, который раньше мы рассматривали на примере теоретического исследования.

Затем мы еще более конкретизируем понятие «протестная политическая активность населения» через основные системные формы этой активности: 1) массовые акции протеста; 2) протестное электоральное поведение (голосование) . Под массовыми акциями протеста будут пониматься организованные и стихийные митинги, демонстрации, пикеты, участники которых выражают негативное отношение к деятельности властей; под протестным голосованием - электоральная поддержка избирателями региона тех партий и кандидатов, которые находятся в оппозиции к действующей власти, а также голосование против всех. На этом этапе мы перешли от абстрактных понятий к конкретным признакам. Следующий шаг - конструирование эмпирически наблюдаемых признаков, уже являющихся переменными. К ним относятся:

Частота протестных акций. Необходимо ответить на вопрос, сколько акций протеста имело место в регионе за определенный период времени (например, за последний год или пять лет);

Массовость акций протеста. Мы измеряем количество людей, принявших участие в таких акциях;

Электоральная поддержка кандидатов, находящихся в оппозиции к власти, на последних выборах главы региона. Определяется суммарное число голосов, отданных за кандидатов оппозиции (их перечень составляется конкретно для каждого региона);

Приведенный выше перечень, хоть он и неполон, отвечает основному критерию операционализации - приводит понятие к измеряемому, эмпирически регистрируемому виду. Для каждой переменной мы имеем определенную единицу измерения и можем получить конкретные значения для каждого случая, в нашем примере - для каждого региона. Эти значения мы получим из определенного набора источников информации: электоральной статистики, материалов СМИ, документов Министерства внутренних дел.

Однако работа по операционализации понятия «политическая стабильность» еще не завершена. Мы уже можем получить конкретные значения эмпирических признаков для отдельных регионов, но пока не в состоянии сравнивать эти значения между собой. Для того чтобы иметь возможность сравнивать показатели, необходимо привести их к единому виду, другими словами - стандартизировать.

Основными понятиями в этой теме являются молодежь и отношение к культуризму.

Отношение - - проявление определенной позиции к кому-либо или чему-либо, эмоционально-волевая установка личности на что-нибудь, то есть выра­жение ее позиции.

Молодежь - - это специфическая социально-демографическая группа, пе­реживающая период становления, сознательной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.


Структурная операционализация основных понятий.

Молодежь Отношение к культуризму
1 -и уровень структурной операционализации
1) специфическая социально-демографическая группа 1) положительное
2) период становления, социальной зрелости 2) отрицательное
3) период адаптации 3) нейтральное
4) психологические особенности
2-й уровень структурной операционализации
1.1 пол 1.1 увлечение
1 .2 возраст 1 .2 посредственное
1 .3 место проживания
1 .4 семейное положение
1.5 уровень обеспеченности
2.1 приобретение социального опыта 2.1 неприязнь
2.2 формирование трудовых мотиваций 2.2 вред для здоровья
3.1 формирование социальных устано­вок 3.1 все спортсмены одинаковы
3.2 формирование адаптированного поведения 3.2 незаинтересованность
4. 1 юношеский максимализм
4.2. мобильность
4.3 инициативность -
4.4 восприимчивость к новому
4.5 динамичность идеалов
4.6 отсутствие социального опыта
4.7 конформизм

Факторная операционализация ключевых понятий

Молодежь


Отношение к культуризму

1) мужской

2) женский

«возраст»

1) старшеклассники (16-18 лет)

2) студенты (18-23 лет)

3 работающая молодежь (23-30 лет)

«место проживания» 1)город 2) сельская местность


«увлечение»

1) участие в соревнованиях

2) посещение спортзала

«посредственное»

1) просмотр соревнований по ТВ

2) обсуждение с друзьями

«неприязнь»

1) плохие отзывы

2) неэстетичность спортсменов

«семейное положение»

1) неженат (не замужем)

2) женат (замужем)

3) гражданский брак

4) вдовец (вдова)

«уровень обеспеченности»

1) высокообеспеченный

2) среднеобеспеченный

3) уровень прожиточного минимума

4) ниже уровня прожиточного мини­
мума


«вред для здоровья»

1) физического

2) психического


«приобретение социального опыта» 1)труд

2) политическая жизнь

3) семейно-бытовая сфера


4) духовная сфера

5) психологическая сфера

«формирование трудовых мотиваций»

1) на труд в сфере госсобственности

2) смешанной

3) частной

4) собственное дело

5) случайный заработок

6) «не-работа»

«формирование социальных установок»

1) в сфере образования

2) в трудовой деятельности

3) в политической ориентации

4) адаптации к новым экономическим
условиям

5) на рынке труда и занятости

6) политическая активность

1. Личностные:

> возраст

> место проживания

> семейное положение

> уровень обеспеченности
^ информированность

2. Объективные

> общение с друзьями

> семейные традиции

3. Субъективные

> нравственные ценности

> состояние здоровья

Объект исследования

Объектом исследования является молодежь. Ограничение - возрастные рамки (16-30 лет).

Предмет исследования

Предмет исследования - изучение отношения молодежи к культуризму.

Цель исследования

Целью исследования является изучить отношение российской молодежи к культуризму.

Задачи исследования

1. Основная задача.

Основной задачей является изучение отношения российской молодежи к культуризму, выяснить, что думает молодежь по поводу экономической сторо­ны культуризма, степень ее информированности о культуризме; выяснить, яв­ляются ли культуристы, по мнению российской молодежи, настоящими спорт­сменами; а также их отношение к стероидам. Выяснить отношение к культури­стам.

2. Узнать мнение российской молодежи об экономическом аспекте куль­
туризма.

3. Выяснить, насколько хорошо российская молодежь информирована о
культуризме и спортсменах.

4. Выяснить отношение молодежи к стероидам и другим подобным пре­
паратам.

5. Выяснить предпочтения молодежи в литературе по данному вопросу.

Гипотезы исследования

а) гипотеза-основание (основная)

Эта гипотеза вытекает из основной задачи исследования.


Российская молодежь в целом неплохо относится к культуризму и к са­мим спортсменам-культуристам, при этом не отрицая экономическую сторону культуризма. Молодежь в общем неплохо информирована о культуризме. Культуристы, по мнению российской молодежи, являются настоящими спорт­сменами. Отношение к стероидам и другим подобным препаратам в целом от­рицательное. Предпочтения отдаются в основном иностранной литературе по данному вопросу;

б) гипотезы-следствия (косвенные)

Эти гипотезы вытекают из остальных задач исследования.

1. Отношение к культуристам в целом положительное. Молодежь с по­
ниманием относится к ним равно как и к другим спортсменам.

2. Экономический аспект культуризма неособенно интересует молодежь.
Исключение составляет работающая молодежь (23-30 лет), которая рекламиру­
ет свои товары и услуги.

3. Степень информированности о культуризме и спортсменах неплохая.
Некоторые даже осведомлены о различных методиках тренировок и интересу­
ются проблемами этого вида спорта.

4. Отношение к стероидам и подобным препаратам вполне определенное.
Молодежь считает неприемлемым их использование в связи с вредом, который
они наносят здоровью.

5. В случае заинтересованности этим видом спорта молодежь предпочи­
тает иностранную литературу, как переводную, так и оригинальную. Довольно
большой популярностью пользуются фундаментальные курсы.

Методический раздел

Обоснование выборочной совокупности

Вследствие большого объема генеральной совокупности, которую со­ставляет российская молодежь, в данном исследовании целесообразно приме­нять выборочный метод опроса.

Объем генеральной совокупности = 25000000 чел.


Объем выборочной совокупности = 50 чел. из них:

> мужчин-40;

> женщин- 10.

> старшеклассников (16-18 лет)-20;

> студентов (18-23 года) - 21;

> работающей молодежи (23-30 лет) - 9.
География проведения опроса - Россия.

2.2. Методы сбора информации Метод опроса - анкетирование. Анкета содержит:

> вопросов - 24;

> позиций - 85.
Инструментарий:

> закрытые вопросы - 18;

> открытые вопросы - 0;

> полузакрытые вопросы - 6.
Контрольное время заполнения - 20 минут.
Тип кодировки - позитивный.


Оформление заказа



Борисова О.Б.

Составление программы


29.04.05 -13.05.05


Климова К.Л.

Составление макета анкеты


14.05.05-18.05.05


Климова К.Л.

18.05.05-22.05.05


Климова К.Л.

Тиражирование анкеты



Климова К.Л.

Расчет выборочной совокупно­сти



Климова К.Л.

Составление микровыборки оп­роса


26.05.05 -27.05.05


Климова К.Л.

Набор и инструктаж анкетеров


28.05.05 -01.06.05


Абрамова К.М.

Проведение опроса


01.06.05-06.06.05


Абрамова К.М.

Сбор анкетного массива


01.06.05-06.06.05


Абрамова К.М.

Отбраковка анкет


07.06.99-09.06.99


Абрамова К.М.

Подготовка заказа оператору на машинную обработку информа­ции


10.06.05-16.06.05


Климова К.Л.

Заказ оператору на машинную обработку информации



Климова К.Л.

Интерпретация данных


18.06.05-20.06.05


Климова К.Л.

Составление аналитического от­чета


20.06.05 -25.06.05


Климова К.Л.

Внедрение результатов в прак­тику


25.06.05-02.07.05


Борисова О.Б.


Продолжительность данного исследования составляет 58 дней. 2.4. Практическая значимость исследования

Данное исследование дает объективную картину отношения молодежи к культуризму в России и степени его распространенности и заинтересованности им.


Также оно представляет большой интерес для владельцев спортивных структур и продавцов спортинвентаря по всей России.

Макет анкеты

«РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ И КУЛЬТУРИЗМ» Уважаемый участник опроса!

Предлагаем вам принять участие в социологическом исследовании, по­священном изучению отношения российской молодежи к культуризму.

Цель проведения нашего исследования - изучить отношение российской молодежи к культуризму и культуристам.

Порядок заполнения анкеты таков: если ваше мнение совпадает с одним из предлагаемых вариантов ответов, то код этой позиции обводится кружком. Если же ни один из вариантов не соответствует вашей точке зрения, изложите ваше собственное мнение на свободных строках.

Наш опрос проводится анонимно, фамилию и имя указывать не обяза­тельно.

Заранее благодарим вас за участие в нашем опросе!

1. Ваш пол:


3. Ваше образование: Высшее

Незаконченное высшее Среднее и средне-специальное Ниже среднего


4. Ваше семейное положение:


5. Ваше место проживания:

Московская область

Другие города России (дописать)



6. Работаете ли вы в настоящее время?


8. Ваш род занятий:

Предприниматель

Госслужащий

Военнослужащий

Руководитель предприятия

Другое (допишите)_____


9. Увлекаетесь ли вы культуризмом?

Да нет

10. Как вы считаете, почему люди занимаются культуризмом?
Завоевать мировые титулы_____________________ 1
Заработать денег 2
Укрепить здоровье 3

11. Как f на ваш взгляд, должен быть развит настоящий культурист-
профессионал?

Масимальное развитие всех мышц тела 1

Максимальное развитие одной группы мышц 2

Пропорциональность и гармоничность развития 3
Другое (допишите)____________________________ 4

12. Смотрите ли вы по телевидению соревнования культуристов, такие
как «Мистер Вселенная», «Мистер Олимпия» и др.?

регулярно 1

от случая к случаю 2

13. Считаете ли вы культуристов настоящими спортсменами?
Да 1

Затрудняюсь ответить 3


14. Считаете ли вы, что все культуристы обладают низким уровнем ин­
теллекта?

Затрудняюсь ответить 3

15. Является ли, на ваш взгляд, культуризм однообразным и неинтерес­
ным занятием?

Затрудняюсь ответить 3

16. Каково ваше отношение к спортсменам-культуристам?
Положительное 1
Отрицательное 2
Нейтральное 3
Затрудняюсь ответить 4

17. Какова, на ваш взгляд, степень распространенности культуризма в
России?

Хорошо распространен по всей стране 1

Распространен только в крупных городах 2

Не распространен вообще 3

Затрудняюсь ответить 4

18. Как вы относитесь к стероидам и другим подобным препаратам?
Культуристы не должны применять стероиды 1

Без них нельзя достичь существенных результатов 2
Это личное дело каждого спортсмена 3

Затрудняюсь ответить 4


19. Как вы получаете ответы на интересующие вас вопросы о культуриз­
ме?

Консультации с профессиональными тренерами 1

Общение с друзьями-единомышленниками 2

Чтение специализированной литературы
Другое (допишите)__________________________ 4

20. Каковы ваши предпочтения в литературе по культуризму?
Фундаментальные теоретические курсы___________ 1
Иностранные периодические издания 2
Российские периодические издания 3
Другое (допишите)____________________________ 4

21. Как вы считаете, какое влияние оказывают занятия культуризмом на
физическое состояние и здоровье спортсменов?

Положительное 1

Отрицательное 2

Нейтральное 3

Затрудняюсь ответить 4

22. Должны ли в нашей стране появляться ассоциации культуристов-
профессионалов?

Затрудняюсь ответить 3

23. Нужно ли в нашей стране проводить соревнования мирового уровня
среди культуристов?

Затрудняюсь ответить 3


24. Хотели бы вы сами заниматься культуризмом?
Да 1

Затрудняюсь ответить 3

Благодарим за участие в опросе!


Приложение 11 дов; Твоя информационная культура


Актуальность: особую актуальность формирование информационной культуры личности приобретает в условиях информатизации современного об­щества, открывающей широкие перспективы в эффективном использовании на­копленных человечеством информационных ресурсов. Современный человек с детства погружен в информационную среду, он живет среди телевидения, ви­део, книг, журналов, компьютерных игр и т.п. Большое значение приобретает информационная культура личности при выборе профессии, трудовой деятель­ности, отдыха. Таким образом, информация играет все большую роль в жиз­ненном цикле человека, пронизывает всю его деятельность, формирует инфор­мационный образ жизни. С её помощью складывается представление об ин­формационной инфраструктуре, информационной среде.

Объект: юношество.

Предмет: уровень информационной культуры.

Гипотеза: низкий уровень информационной культуры учащихся старше­го школьного возраста

Цель: изучение информационной культуры

Задачи:

1. Изучение литературы

2. Сбор и анализ информации

Метод: анкетирование.

http://odub.ukg.kz/archive/script/omo/kulture.doc


Учебно-методическое издание Анна Петровна Коробейникова

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗМЕРЕНИИ

Редактор Н.П. Кубыщенко Компьютерная вёрстка А. А. Гольмакова

Подписано в печать 04.08.2005 Формат 60 х 84 1/16
Бумага писчая Плоская печать Усл. печ. л. 8, 49
Уч.-изд.л.7,5_________ Тираж 100 ________ Заказ 317 Цена «С»_______

Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО УГТУ-УПИ

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19 Ризография НИЧ ГОУ ВПО УГТУ-УПИ

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19