Обладал ли Николай Гоголь паранормальными способностями? Интересные факты о гоголе Кто есть н в гоголь.






Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, критик. Самыми главными произведениями Гоголя считаются: сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», посвященное обычаям и традициям украинского народа, а также величайшая поэма “Мертвые души”.

Среди биографий великих писателей, биография Гоголя стоит в отдельном ряду. После прочтения данной статьи вы поймете, почему это так.

Николай Васильевич Гоголь является общепризнанным литературным классиком. Он мастерски работал в самых разных жанрах. О его произведениях положительно отзывались как современники, так и писатели последующих поколений.

Разговоры о его биографии не утихают до сих пор, поскольку из среды интеллигенции 19 века он является одной из самых мистических и загадочных фигур.

Детство и юность

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцах (Полтавской губернии, Миргородского уезда) в семье местных небогатых малороссийских дворян, владевших селом Васильевкой, Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских.

Принадлежность Николая Васильевича Гоголя к малороссийской народности с детства оказывала существенное влияние на его миросозерцание и писательскую деятельность. Психологические особенности малорусской народности отразились на содержании его ранних произведений и на художественном стиле его речи.

Детские годы прошли в имении родителей Васильевка Миргородского уезда, неподалеку от села Диканьки. В часе езды от Васильевки по Опошнянскому тракту было Полтавское поле – место знаменитой битвы. От своей бабушки Татьяны Семеновны, научившей мальчика рисовать и даже вышивать гарусом, Гоголь слушал зимними вечерами украинские народные песни. Бабушка рассказывала внуку исторические легенды и предания о героических страницах истории, о запорожской казачьей вольнице.

Семья Гоголей выделялась устойчивыми культурными запросами. Отец Гоголя - Василий Афанасьевич, был талантливым рассказчиком и любителем театра. Он близко сошелся с дальним родственником, бывшим министром юстиции Д. П. Трощинским, который жил на покое в селе Кибинцы, неподалеку от Васильевки. Богатый вельможа устроил в своей усадьбе домашний театр, где Василий Афанасьевич стал режиссером и актером. Он составлял для этого театра собственные комедии на украинском языке, сюжеты которых заимствовал из народных сказок. В подготовке спектаклей принимал участие В. В. Капнист, маститый драматург, автор прославленной «Ябеды». На подмостках сцены в Кибинцах разыгрывались его пьесы, а также «Недоросль» Фонвизина, «Подщипа» Крылова. Василий Афанасьевич был дружен с Капнистом, гостил иногда всем семейством у него в Обуховке. В июле 1813 года маленький Гоголь видел здесь Г. Р. Державина, навещавшего друга своей молодости. Писательский дар и актерский талант Гоголь унаследовал от своего отца.

Мать, Мария Ивановна, была женщиной религиозной, нервной и впечатлительной. Потеряв двоих детей, умерших в младенчестве, она со страхом ждала третьего. Супруги молились в диканьской церкви перед чудотворной иконой св. Николая. Дав новорожденному имя почитаемого в народе святого, родители окружили мальчика особой лаской и вниманием. С детства запомнились Гоголю рассказы матери о последних временах, о гибели мира и Страшном суде, об адских муках грешников. Они сопровождались наставлениями о необходимости блюсти душевную чистоту ради будущего спасения. Особенно впечатлил мальчика рассказ о лестнице, которую спускают с неба ангелы, подавая руку душе умершего. На лестнице этой – семь мерок; последняя, седьмая поднимает бессмертную душу человека на седьмое небо, в райские обители, которые доступны немногим. Туда попадают души праведников – людей, которые провели земную жизнь «во всяком благочестии и чистоте». Образ лестницы пройдет потом через все размышления Гоголя об участи и призвании человека к духовному совершенствованию.

От матери унаследовал Гоголь тонкую душевную организацию, склонность к созерцательности и богобоязненную религиозность. Дочь Капниста вспоминала: «Гоголя я знала мальчиком всегда серьезным и до того задумчивым, что это чрезвычайно беспокоило его мать». На воображение мальчика повлияли также языческие верования народа в домовых, ведьм, водяных и русалок. Разноголосый и пестрый, подчас комически веселый, а порой приводящий в страх и трепет таинственный мир народной демонологии с детских лет впитала впечатлительная гоголевская душа.

В 1821 году, после двухлетнего обучения в Полтавском уездном училище, родители определили мальчика в только что открытую в Нежине Черниговской губернии гимназию высших наук князя Безбородко. Ее часто называли лицеем: подобно Царскосельскому лицею, гимназический курс в ней сочетался с университетскими предметами, а занятия вели профессора. Семь лет проучился Гоголь в Нежине, приезжая к родителям лишь на каникулы.

Сперва учение шло туго: сказывалась недостаточная домашняя подготовка. Дети состоятельных родителей, однокашники Гоголя, поступили в гимназию со знанием латыни, французского и немецкого языков. Гоголь завидовал им, чувствовал себя ущемленным, чурался однокашников, а в письмах домой умолял забрать его из гимназии. Сынки богатых родителей, среди которых был Н. В. Кукольник, не щадили его самолюбия, высмеивали его слабости. На собственном опыте пережил Гоголь драму «маленького» человека, узнал горькую цену слов бедного чиновника Башмачкина, героя его «Шинели», обращенных к насмешникам: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» Болезненный, хилый, мнительный, мальчик был унижаем не только сверстниками, но и нечуткими педагогами. Редкостное терпение, умение молча сносить обиды дало Гоголю первую кличку, полученную от гимназистов, – «Мертвая мысль».

Но вскоре Гоголь обнаружил незаурядный талант в рисовании, далеко опережающий успехами своих обидчиков, а потом и завидные литературные способности. Появились единомышленники, с которыми он стал издавать рукописный журнал, помещая в нем свои статьи, рассказы, стихотворения. Среди них – историческая повесть «Братья Твердиславичи», сатирический очерк «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», в котором он высмеивал нравы местных обывателей.

Начало литературного пути

Гоголь рано стал интересоваться литературой, в особенности стихами. Его любимым поэтом был Пушкин, и он переписывал в свои тетради его "Цыган", "Полтаву", главы "Евгения Онегина". К этому времени относятся и первые литературные опыты Гоголя.

Уже в 1825 году он сотрудничает в рукописном гимназическом журнале, сочиняет стихи. Другим увлечением Гоголя- гимназиста был театр. Он принимал горячее участие в постановке школьных спектаклей, играл комические роли, рисовал декорации.

У Гоголя рано пробудилась неудовлетворенность затхлой и тусклой жизнью нежинских "существователей", мечты о служении благородным и высоким целям. Мысль о будущем, о "служении человечеству", уже тогда захватывает Гоголя. Эти юношески - восторженные стремления, эта жажда общественно-полезной деятельности, резкое отрицание обывательской успокоенности нашли свое выражение и в первом дошедшем до нас его поэтическом произведении-поэме "Ганц Кюхельгартен".

Мечты и планы будущей деятельности влекли Гоголя в столицу, в далекий и заманчивый Петербург. Здесь он думал найти применение своим способностям, отдать свои силы на благо общества. По окончании гимназии, в декабре 1828 года, Гоголь уезжает в Петербург.

Петербург неласково встретил восторженно настроенного юношу, приехавшего из далекой Украины, из тихой провинциальной глуши. Со всех сторон Гоголя постигают неудачи. Чиновно - бюрократический мир с равнодушным безразличием отнесся к молодому провинциалу: служба не находилась, столичная жизнь для юноши, обладавшего весьма скромными средствами, оказалась очень трудной. Горькое разочарование испытал Гоголь и на литературном поприще. Возлагаемые им надежды на поэму "Ганц Кюхельгартен", привезенную из Нежина, не оправдались. Изданная в 1829году (под псевдонимом В. Алов) поэма не имела успеха.

Попытка поступить на сцену тоже окончилась неудачей: подлинное риолистическое дарование Гоголя, как актера, оказалось чуждым тогдашней театральной дирекции.

Только в конце 1829года Гоголю удалось устроиться на службу мелким чиновником в департамент государственного хозяйства и публичных зданий. Однако Гоголь не долго пробыл на этой должности и уже в апреле 1830года поступил писцом в департамент уделов.

Гоголь узнал в эти годы лишения и нужду, испытываемую в Петербурге большей частью служилого, необеспеченного люда. Целый год прослужил Гоголь чиновником в департаменте. Однако чиновничья служба мало его привлекала. В это же время он посещал Академию художеств, занимаясь там живописью. Возобновились его литературные занятия. Но теперь Гоголь уже не пишет мечтательно-романтических поэм вроде "Ганца Кюхельгартена", а обращается к хорошо знакомой ему украинской жизни и фольклору, начиная работу над книгой повестей, которую он озаглавил" Вечера на хуторе близ Диканьки".

В 1831 году состоялось и долгожданное знакомство с Пушкиным, перешедшее вскоре в тесную дружескую близость обоих писателей. Гоголь нашел в Пушкине старшего товарища, литературного руководителя.

Гоголь и театр

В 1837 г. он выступил в «Современнике» со статьей «Петербургские записки 1836 года», в значительной своей части посвященной драматургии и театру. Суждения Гоголя ломали установившиеся каноны и утверждали необходимость для русской сцены нового художественного метода - реализма. Гоголь подверг критике два популярных жанра, завладевших в те годы «театрами всего света»: мелодраму и водевиль.

Гоголь резко осуждает основной порок этого жанра:

Лжет самым бессовестным образом наша мелодрама

Мелодрама не отражает жизни общества и не производит на него должного воздействия, возбуждая в зрителе не участие, а какое-то «тревожное состояние». Не соответствует задачам театра и водевиль, «эта легкая, бесцветная игрушка», в которой смех «порождается легкими впечатлениями, беглою остротою, каламбуром».

Театр, по мнению Гоголя, должен учить, воспитывать зрителей:

Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей, позабывши, что это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок

В черновой редакции статьи Гоголь называет театр «великой школой». Но условием этого является верность отображения жизни. «Право, пора знать уже, пишет Гоголь, что одно только верное изображение характеров, не в общих вытверженных чертах, но в их национально вылившейся форме, поражающей нас живостью, так что мы говорим: «Да это, кажется, знакомый человек», - только такое изображение приносит существенную пользу». Здесь и в других местах Гоголь защищает принципы реалистического театра и только такому театру придает большое общественно-воспитательное значение.

Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! на сцену их, на смех всем!

Гоголь раскрывает значение смеха как сильнейшего оружия в борьбе с общественными пороками. «Смех, продолжает Гоголь, великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный, как связанный заяц...» В театре «при торжественном блеске освещения, при громе музыки, при единодушном смехе, показывается знакомый, прячущийся порок». Человек боится смеха, неоднократно повторяет Гоголь, и удерживается от того, «от чего бы не удержала его никакая сила». Но не всякий смех имеет такую силу, а только «тот электрический, живительный смех», который имеет глубокую идейную основу.

В декабре 1828 года попрощался Гоголь с родными украинскими местами и взял путь на север: в чужой и заманчивый, далёкий и желанный Петербург. Ещё до своего отъезда Гоголь писал: «Ещё с самых времён прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства. Я перебрал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции. – Я видел, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду полезен для человечества.»

Итак. Гоголь приехал в Петербург. Первые же недели пребывания в столице принесли Гоголю горечь разочарования. Ему не удалось осуществить свою мечту. В отличии от Пискарёва, героя повести «Невский проспект», крушение своих мечтаний Гоголь не воспринимает так трагически. Переменив множество других занятий, он всё таки находит своё призвание в жизни. Призвание Гоголя – это быть писателем. «… Мне хотелось, - писал Гоголь, - в сочинении моём выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые ещё не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые ещё недостаточно всеми осмеяны и поражены. Мне хотелось сюда собрать одни яркие психологические явления, поместить те наблюдения, которые я делал издавна сокровенно над человеком». Вскоре была закончена поэма, которую Гоголь решил предать гласности. Вышла она в мае 1829 года под названием «Ганц Кюхельгартен». Вскоре в печати появились критические отзывы. Они были резко отрицательны. Гоголь очень болезненно воспринял свою неудачу. Он уезжает из Петербурга, но скоро опять возвращается.

Гоголем овладела новая мечта: театр. Но экзамен он не сдал. Его реалистическая манера играть явно противоречила вкусам экзаменаторов. И здесь снова неудача. Гоголь едва не впал в отчаянье.

Через немного времени Гоголь получает новую должность в одном из департаментов министерства внутренних дел. Через 3 месяца он здесь не вытерпел и написал прошение об отставке. Он перешёл в другой департамент, где затем работал писцом. Гоголь продолжал приглядываться к жизни и быту своих сослуживцев-чиновников. Эти наблюдения легли затем в основу повестей «Нос», «Шинель». Прослужив ещё год, Гоголь навсегда уходит из департаментской службы.

Между тем его интерес к искусству не только не угас, но с каждым днём всё больше и больше одолевал его. Горечь с «Ганцом Кюхельгартеном» забылась, и Гоголь продолжал писать.

Вскоре выходят его новые сборники и произведения. 1831 – 1832 Гоголь пишет сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1835 – сборник «Миргород», в этом же году приступает к созданию «Мертвых душ» и «Ревизора», в 1836 – напечатана повесть «Нос» и состоялась премьера комедии «Ревизор» в театрах Москвы и Петербурга.

Уже потом, после его смерти, некоторые повести, изображающие Петербург «во всей его красе», с чиновниками, с взяточниками объединили в «Петербургские повести». Это такие повести как: «Шинель», «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». В петербургских повестях нашли отражения как высокие, так и отнюдь не лучшие свойства русского характера, быт и нравы разных слоёв петербургского общества – чиновников, военных, ремесленников. Литературный критик А. В. Луначарский писал: «Подлые рожи быта дразнили и звали к оплюхе». Такой оплюхой и стала повесть «Невский проспект» с её Пироговым, Гофманом и Шиллером, с дамами, генералами и чиновниками департаментов, фланирующими по Невскому проспекту «от двух до трёх часов пополудни…»

В Петербурге у Гоголя была сложная жизнь, полная разочарований. Он не мог никак найти своего призвания. И наконец нашёл. Призвание Н. В. Гоголя – быть писателем, изображающим пороки души человеческой и природу Малороссии.

Гоголь умер на 43-м году жизни. Врачи, лечившие его последние годы, находились в полнейшем недоумении по поводу его болезни. Выдвигалась версия о депрессии.

Началось с того, что в начале 1852 года умерла сестра одного из близких друзей Гоголя - Екатерина Хомякова, которую писатель уважал до глубины души. Ее смерть спровоцировала сильнейшую депрессию, вылившуюся в религиозный экстаз. Гоголь начал поститься. Его дневной рацион составляли 1-2 ложки капустного рассола и овсяного отвара, изредка плоды чернослива. Учитывая, что организм Николая Васильевича был ослаблен после болезни - в 1839 году он переболел малярийным энцефалитом, а в 1842-м перенес холеру и чудом выжил, - голодание было для него смертельно опасно.

В ночь на 24 февраля он сжег второй том «Мертвых душ». Через 4 дня Гоголя посетил молодой врач Алексей Терентьев. Состояние писателя он описал так:

Он смотрел, как человек, для которого все задачи разрешены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны… Все тело его до чрезвычайности похудело, глаза сделались тусклы и впали, лицо совершенно осунулось, щеки ввалились, голос ослаб…

Врачи, приглашенные к умирающему Гоголю, нашли у него тяжелые желудочно-кишечные расстройства. Говорили о «катаре кишок», который перешел в «тиф», о неблагоприятно протекавшем гастроэнтерите. И, наконец, о «несварении желудка», осложнившемся «воспалением».

В итоге лекари вынесли ему диагноз - менингит - и назначили смертельно опасные в таком состоянии кровопускания, горячие ванны и обливания.

Жалкое иссохшее тело писателя погружали в ванну, голову поливали холодной водой. Ему ставили пиявки, а он слабой рукой судорожно пытался смахнуть гроздья черных червей, присосавшихся к его ноздрям. Да разве можно было придумать худшую пытку для человека, всю жизнь испытывавшего омерзение перед всем ползучим и склизким? «Снимите пиявки, поднимите ото рта пиявки», - стонал и молил Гоголь. Тщетно. Ему не давали это сделать.

Через несколько дней писателя не стало.

Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным. А через 79 лет он был тайно, воровски извлечен из могилы: Данилов монастырь преобразовывался в колонию для малолетних преступников, в связи с чем его некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих счастливчиков наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…

31 мая 1931 года у могилы Гоголя собралось двадцать - тридцать человек, среди которых были: историк М. Барановская, писатели Вс. Иванов, В. Луговской, Ю. Олеша, М. Светлов, В. Лидин и др. Именно Лидин стал едва ли не единственным источником сведений о перезахоронении Гоголя. С его легкой руки стали гулять по Москве страшные легенды о Гоголе.

Гроб нашли не сразу,- рассказывал он студентам Литературного института,- он оказался почему-то не там, где копали, а несколько поодаль, в стороне. А когда его извлекли из-под земли - залитый известью, с виду крепкий, из дубовых досок - и вскрыли, то к сердечному трепету присутствующих примешалось еще недоумение. В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Кому-нибудь суеверному, наверное, тогда подумалось: «Вот ведь мытарь - при жизни будто не живой, и после смерти не мертвый,- этот странный великий человек».

Лидинские рассказы всколыхнули старые слухи о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал:

Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться

То, что эксгуматоры увидели в 1931 году, как будто свидетельствовало о том, что завет Гоголя не был исполнен, что его похоронили в летаргическом состоянии, он проснулся в гробу и пережил кошмарные минуты нового умирания…

Справедливости ради надо сказать, что лидинская версия не вызвала доверия. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».

Николай Васильевич Гоголь - одна из наиболее загадочных фигур русской литературы. Известный литературовед Владимир Воропаев, составил, на основе документов и воспоминаний современников, книгу «Однажды Гоголь», которая проливает свет на истинное лицо писателя.

В читательском клубе «Православная книга» на Погодинской«, расположенном в магазине Издательства Московской Патриархии, состоялась встреча с Владимиром Воропаевым, посвященная выходу этой книги. Встречу вела заведующая отделом научно-богословской литературы Издательства Московской Патриархии Жанна Григорьева.

Жанна Григорьева:

Встреча с Владимиром Алексеевичем Воропаевым - большая честь для нас. Больше о Гоголе, чем этот человек, наверное, не знает никто. Ему известны такие факты из жизни Гоголя, которые не только скрывались в советское время, но просто никому не были известны. Ярлык сумасшедшего, помешанного на мистике, преследовал писателя долгие годы, даже десятилетия. И только с 90-х годов прошлого столетия мы можем говорить о личности Гоголя открыто.

Владимир Воропаев:

За Гоголем действительно долгие годы тянулся шлейф сумасшедшего, человека «не в себе». Даже Иван Сергеевич Тургенев вспоминал, что в ноябре 1851 года - меньше, чем за полгода до смерти Гоголя, он ехал к Гоголю вместе с актером Михаилом Ивановичем Щепкиным, земляком и приятелем Гоголя, он так и пишет: «Мы ехали к Гоголю, как к человеку, у которого что-то помешалось в голове», гениальному писателю, но немного сумасшедшему. И вся Москва разделяла это мнение. В советскую эпоху к нему относились также. Даже в «Настольной книге священнослужителя» была помещена статья о психиатрии известного профессора Мелехова Евгения Николаевича, который утверждал, что у Гоголя был депрессивный психоз. Это не имеет ничего общего с действительностью, бесспорные факты говорят о другом. Виктор Николаевич Тростников, наш известный философ и писатель, написал так: «Многие современники считали Гоголя сумасшедшим, а сейчас мы начинаем понимать, что Гоголь, может быть, был одним из немногих здравых людей своей эпохи». Не Гоголь был сумасшедшим, а многие из окружавших его людей, которые забыли о существовании духовной жизни. Как говорит апостол Павел: «Человек душевный не примет того, что от духа Божия, потому что принимает это за безумие». Когда светский писатель заговорил о духовных вопросах, конечно, многим это показалось нелепостью, сумасшествием. И до сих пор наветы на Гоголя можно найти в различных источниках.

Жанна Григорьева: А есть какие-то заключения докторов?

Владимир Воропаев: Да, конечно, есть такой известный психиатр Анатолий Скавош. Он, уже будучи кандидатом медицинских наук, поступил на филфак на вечернее отделение, занимался в моем семинаре и писал у меня диплом, озаглавленный «Мертвые души психиатров». Он разобрал все воззрения психиатров, показал полную нелепость клинического анализа, когда человек спустя столько лет ставит диагноз на основании свидетельств, писем, причем, писем превратно истолкованных, на основании клеветы, пусть и невольной.

То, что Гоголь был болен - это очевидно, но психически он был здоров. Люди, которые о нем писали, сами были неверующие, неправославные, и для них реалии духовной жизни как бы и не существовали. А, например, Сикорский, известный психиатр, писал, что «чувство Бога - это чувство психически нормального человека». То есть, человек верующий - это психически нормальный человек. Духовный склад Гоголя был монашеский, он был, что называется «монах в миру». Не давая монашеских обетов целомудрия, послушания и нестяжания, он в своей жизни эти обеты исполнял. Отсюда и все клеветы на Гоголя. Мир не может выносить существование таких людей. Гоголь был укором многим современникам. Сам факт его существования. В этой книге, в коротких рассказах, я хотел показать, каков был духовный мир Гоголя.

Гоголь был веселым, остроумным человеком, но каждый видел его по-своему. У него был действительно монашеский склад. Это подтверждается бесчисленным количеством свидетельств близко знавших его людей. Известно, что Гоголь, по крайней мере дважды, пытался оставить литературное поприще и уйти в монастырь. У него было призвание художника. Но если вы помните повесть «Портрет», там художник, создавший портрет, уходит даже не в монастырь, а в скит, где живут еще более строгой подвижнической жизнью. И там бдениями, монашеской жизнью художник очищает свое сердце и только потом приступает к творчеству, и создает картину «Рождество Христово», перед которой вся братия, во главе с игуменом, падают ниц, как перед иконой. Здесь Гоголь как бы начертал путь своей жизни - надо уйти от мира, очистить свою душу, а потом вернуться в мир уже в другом качестве.

Гоголь мог и поесть хорошо, и повеселиться, но делал это очень редко, а постился, как самый строгий отшельник, об этом говорят близко знавшие его люди, а во время говения вообще ничего не ел. Духовный отец Гоголя, ржевский протоиерей Матвей Константиновский в первую неделю Великого поста и на Страстной Седмице вообще не вкушал пищу. Но когда бывал среди людей, которые видели в нем святого, мог даже нарушить пост, чтобы его не принимали за святого. Это нормальный образ жизни, были такие подвижники. Гоголь умер во время Великого поста, будучи серьезно болен, он вкушал пищу, мало, но вкушал, просфору, кашицу, запивал липовым чаем. Это к тем, кто говорит, что Гоголь уморил себя голодом. Нет, Гоголь прекрасно знал, что такое пост. Как сказано у апостола Павла «ешь ли ты - ничего не приобретаешь, и не ешь - ничего не приобретаешь». Гоголь понимал пост именно в церковном смысле, его выписки из святых отцов о посте говорят об этом. Гоголь вообще был очень церковным человеком, и мне хотелось это показать в этих маленьких историях.

Вот говорят, что Гоголь был сатирик, юморист, а потом, в последние годы жизни, якобы вдруг, обратился к духовным вопросам, темам, написал книгу «Размышления о Божественной литургии». Да, это последняя его книга, он хотел, чтобы она продавалась по дешевой цене, без имени автора - «для научения всех сословий». Гоголь писал эту книгу для новоначальных, она долго вызревала в его уме и сердце. Но Гоголь с детства, с юности знал и глубоко понимал весь ход Божественной службы, что видно, например, в рассказе «О любви к церковному пению». Рассказы в книге, конечно, литературно обработаны, но все они написаны на документальной основе. У любого факта есть конкретный источник. Автор, мемуарист. Рассказ «О любви к церковному пению» основан на воспоминаниях гимназического приятеля Гоголя, который много интересного о Гоголе рассказал.

Гоголь сложился как личность, как писатель, очень рано. Вот говорят «ранний Гоголь» и «поздний Гоголь». Под «поздним Гоголем» подразумевается автор второго тома «Мертвых душ», «Выборных мест из переписки с друзьями» - это уже вторая половина 40х годов. Последнее десятилетие его жизни. Но одна из первых вещей Гоголя, напечатанная в 1835 году в сборнике «Арабески», очерк «Жизнь». «Бедному сыну пустыни снился сон». Это замечательное стихотворение в прозе, эссе о рождестве Христовом - как все континенты замерли в ожидании момента рождества Христова. Это прекрасная вещь, которая не имеет аналогов. Она опубликована в 1835 году, а написана в 1832 , в год выхода «Вечеров на хуторе близ Диканьки», литературного дебюта Гоголя.

Интерес к этой теме у Гоголя был всегда, с детства. Еще в Нежине он прочитал книгу Иоанна Лествиничника «Лестница, возводящая на небо». Это была любимая книга Гоголя, которая прошла с ним через всю жизнь, он сделал большой конспект всей книги с издания 1785 года на церковно-славянском языке, который он прекрасно знал. До нас дошли только отрывки из этого конспекта, целая рукопись была большого формата, она была описана, но потеряна во время войны, она хранилась в Харьковском архиве, который вывезли немцы. Сохранились отрывки из этой рукописи в других записях Гоголя. Последними его словами перед смертью были: «Лестницу, скорей давайте лестницу». Все его мысли были обращены к горнему миру.

Жанна Григорьева:

Нельзя не вспомнить о матери Гоголя. Она вышла замуж совсем юной, в 14 лет. Ее первые двое детей родились мертвыми, мама горячо молилась святителю Николаю, и обещала, что если Бог сохранит ее дитя живым, она посвятит его Богу и назовет Николаем.

Владимир Воропаев:

Гоголь любил рассказывать, почему его назвали так, у него было много икон святителя Николая, это был его небесный покровитель. Гоголь был большой молитвенник. Он ежедневно читал по главе из Евангелия, Апостолов, Ветхого завета, житие святого, кроме этого прочитывал еще Малое Повечерие, и это бесспорный факт. У Гоголя есть такое произведение «Правило жития в мире», в нем цитируется Малое Повечерие на память, с небольшими лишь неточностями. На это обратил внимание священник отец Димитрий Долгушин. В те времена нельзя было купить, как теперь, календарь с описанием служб, даже не во всех храмах были служебные Минеи. Их переносили из храма в храм. А у Гоголя была своя рукописная книга. Он сделал выписки из «Миней» на каждый день за полгода (это больше ста страниц, целая рукопись) и всегда возил их с собой, не имея возможности возить книги. По всей видимости, в молитвенное правило Гоголя входило чтение стихир, кондаков, тропарей, где описывается содержание праздника или святого. Он делал эти выписки не только для своей духовной жизни, но и для писательских целей.

В 1851 году он написал статью «Чей удел на земле выше?» Но задолго до этого, в письме Языкову, он уже писал: «Нет выше удела на свете, чем звание монаха». Ему ответ был известен заранее. Хотя в статье он говорит, что все уделы хороши, только быть в обители Божией.

Часто задают вопрос - был ли Гоголь похоронен живым? Дело в том, что Гоголь был похоронен на кладбище Свято-Данилового монастыря с Хомяковым и Языковым. В 1931 году, когда кладбище разоряли, часть самых известных захоронений перенесли на Новодевичье кладбище, их могилы тоже. На новой могиле Гоголя, наконец-то, только в 2009 году поставили крест, до этого стоял один памятник. Монумент, на котором Гоголь похож на бухгалтера, и надпись «Николаю Васильевичу Гоголю от советского правительства». Хотя Гоголь в своем завещании просил не ставить никакого памятника, только крест. Перезахоронением занималось НКВД. Были собраны известные писатели, которые оставили впоследствии свидетельства самые разные и взаимоисключающие. Искусствовед Барановская, например, утверждает, что когда вскрыли могилы, она видела череп Гоголя с хорошо сохранившимися каштановыми волосами. Другие утверждают, что черепа Гоголя в могиле не было. Но, кроме писателей, на перезахоронении присутствовал инженер-вакуумщик. В книге Паламарчука «Ключ к Гоголю», зафиксированы все свидетельства, в том числе и этого инженера, который утверждает, что могилу Гоголя не нашли, хоть и рыли до позднего вечера. Такие случаи известны, когда могила как бы уходит вниз. А писатель Лидин утверждает, что когда вскрыли могилу Гоголя, в ней был скелет, а головы не было. И все писатели себе взяли на память - кто косточку, кто ребрышко, Лидин же взял часть кожаного жилета, очень хорошо сохранившегося, и потом якобы переплел этой кожей первое издание «Мертвых душ», книга эта не найдена до сих пор. Из-за этих противоречивых свидетельств вокруг могилы Гоголя бытует много легенд. В общем, вопрос до сих пор остается открытым - что перенесли на Новодевичье - неизвестно. Я так думаю, что все же могилу не нашли, и Гоголь остался на прежнем месте.

А повод к легенде, что он был похоронен живым, подал сам Гоголь. В «Выбранных местах из переписки с друзьями» он опубликовал завещание, в котором просил не хоронить его до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения, так как в его жизни были случаи, когда он обмирал - немели чувства, пульс не прощупывался. Но, во-первых, Гоголя отпевали - неизвестно еще ни одного случая, чтобы после церковного отпевания человек возвращался к жизни, это невозможно по духовным причинам - когда священник читает молитву разрешительную, душа уже не может возвратиться в тело. Этот аргумент, конечно, убедителен не для всех. Для скептиков есть и сугубо материалистический аргумент - свидетельство скульптора Николая Рамазанова, приятеля Гоголя, еще по Риму, автора известного бюста Гоголя. Он снимал с него посмертную маску и написал в своих воспоминаниях о явных признаках разложения тела, которые он наблюдал лично. В общем, это легенда. Еще и Вознесенский подал повод своей поэмой «Похороны Гоголя Николая Васильевича», где в поэтических красках описал, как Гоголя похоронили живым. Конечно, в памяти обывателя это застряло.

Вопрос из зала: Известно ли, в чем заключалась болезнь Гоголя? Слухи на эту тему тоже противоречивы

Владимир Воропаев: Вообще, болезнь Гоголя это загадка. Перед смертью ему поставили 6 или 7 диагнозов, хотя его осматривали лучшие врачи. Тургенев, например, писал: «Он умер, потому что решил умереть». А многие современники говорили, что это было замаскированное самоубийство. А Чернышевский утверждал, что Гоголь умер от поста, что никогда в жизни не постился, а тут стал поститься, и уморил себя голодом. Эти мнения перекочевали в многочисленные монографии. Безусловно, это неправда. Гоголь был великий постник. Об этом говорят многочисленные свидетельства его близких. Граф Толстой, поняв, что Гоголь умирает, собрал консилиум, весь цвет московской медицины. Диагнозы были поставлены самые разные - менингит, малярия, холера. Но все диагнозы ни на чем не основаны. Судите сами, диагноз - менингит, поставленный профессором Авером, известным клиницистом. Основание - сидячий образ жизни, религиозное убеждение уморить себя голодом, неприветливое отношение к докторам.

Были и вообще нелепые версии - паранойя, шизофрения. Все эти диагнозы были поставлены умозрительно. И никакого отношения к болезни Гоголя не имели. Но болезнь была, Гоголь знал, что он умирает. Это видно из всех его последних действий. Он раздал последние деньги, написал завещание, просил отпустить своего слугу Семена. Сделал всевозможные распоряжения. Когда Гоголь умер, у него оставалось буквально несколько рублей серебром, белье и книги, имущества больше не было. А свою часть имения он еще раньше в пользу сестер и матери отказал. То есть он жил как бессребреник, нестяжатель.

В общем, диагноз неясен по сей день, все из области предположений. Ясно одно, что врачи не смогли оказать Гоголю должную медицинскую помощь. Он сказал Хомякову за три дня до смерти: оставьте меня, я знаю, что я умру.

Мой ученик Скавош написал несколько статей на эту тему. Он доказывал некорректность любых исследований, основанных не на основании осмотра больного, а на основании свидетельств современников и писем. Он доказал ненаучность всех этих диагнозов. Ему, как православному человеку было очевидно, что поведение Гоголя перед смертью свидетельствовало о полностью здравом уме. При том, что он понимал, что окружающие его считают помешавшимся, относился к этому смиренно, как и к мучительному и бесполезному лечению. Он до последнего момента заботился и беспокоился о других. Так, в воспоминаниях Шервуда, упоминается, что Гоголь просил Капниста (московского гражданского губернатора и своего земляка) позаботиться о чиновнике в его канцелярии, который несет уже 10 лет беспорочную службу и все ему нет ходу. «Позаботьтесь о нем, хотя бы в мою память». То есть, до последнего мгновения жизни Гоголь вел себя совершенно адекватно, просил читать молитвы и Евангелие. Он дважды исповедовался, дважды причастился и соборовался перед смертью. Это была кончина праведника.

Комнаты в доме графа Толстого на Никитском бульваре, в которых умирал Гоголь, до недавнего времени носили звание мемориальных, а в 2009 году получили статус музея. Это первый музей Гоголя в России, рекомендую всем его посетить.

Умер Гоголь в своем кабинете, в котором, по легенде, сжигал рукописи. Кстати, тоже загадка - до сих пор непонятно, что именно он сжигал. Все говорят, что 2-й том «Мертвых душ». Но нет абсолютно никаких свидетельств, что этот том был написан. Были написаны черновики, дошедшие до наших дней, это свидетельство отца Матвея, духовного отца Гоголя. Отец Матвей был выдающийся священник, и один из немногих, кто понимал Гоголя. Об этом глубоком взаимопонимании свидетельствует их переписка. По свидетельству отца Матвея все мысли Гоголя в последние годы были о монастыре. В Оптиной пустыни сохранилось предание, что Гоголь хотел остаться в скиту во время своего последнего посещения Оптиной. Но старец Макарий его не благословил. Сестра его также писала, что брат ее мечтал поселиться в Оптиной пустыни. Гоголь трижды посетил Оптину пустынь - первый раз - в 1850 году и два раза в 1851, накануне своей смерти. Гоголь был и в Иерусалиме, собирался на Афон, а потом прикипел всей душой к Оптиной пустыни.

Жанна Григорьева:

Давайте подведем итог. Если отмести все клеветы и домыслы - каким Гоголь был на самом деле?

Владимир Воропаев: Гоголь сам о себе говорил, что идет одной дорогой с 12-летнего возраста - времени поступления в нежинскую гимназию - не отклоняясь в главных понятиях. Самое главное, конечно, то, что он пронес веру до последних дней своей жизни, начиная с детства. Как правило, о духовной жизни писателей мы ничего не знаем, этим никто никогда не занимался. На самом деле, факты, хоть и по крупицам, собрать можно - как молился Гоголь, как постился, как он причащался. Его духовную жизнь можно проследить по его духовным письмам, об это мало пишут, а ведь это основа его жизни - и быта, и творчества. Даже хрестоматийные его произведения - «Ревизор», «Мертвые души» - все имеют глубокий духовный смысл. Почему они мертвые? Гоголь сам раскрыл это - «нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом». Они мертвые, потому что живут без Бога. Или «Ревизор» - Гоголь сам об этом сказал - «страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба», вот какого ревизора нужно бояться. Немая сцена в конце пьесы - это фактически аллегорическая картина Страшного суда. Гоголь был глубоко церковным православным писателем. Он был одарен художественно, как писатель, но кроме того, он был гениально одарен духовно. И это самое главное в Гоголе, и некого рядом с ним поставить в нашей литературе. Такого писателя-аскета не было, и, наверное, уже не будет.

1 апреля (20 марта по старому стилю) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии (ныне село в Полтавской области Украины) и происходил из старинного малороссийского рода.
Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина; ныне - село Гоголево).

В 1818-1819 годах учился в Полтавском уездном училище, в 1820-1821 годах брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 года поступил в гимназию высших наук в Нежине, окончил ее в 1828 году. В гимназии Николай Гоголь занимался живописью, участвовал в спектаклях (как художник-декоратор и как актер), пробовал себя в различных литературных жанрах - тогда были написаны стихотворение "Новоселье", не сохранившаяся трагедия "Разбойники", повесть "Братья Твердиславичи", сатира "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" и др.

С юношеских лет Николай Гоголь мечтал о юридической карьере. В декабре 1828 года он переехал в Петербург. Испытывая денежные затруднения, хлопоча о месте, он делает первые литературные пробы: в начале 1829 года появилось стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь напечатал "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы критиков. В июле 1829 года Гоголь сжег нераспроданные экземпляры книги и уехал путешествовать в Германию.

В конце 1829 года он поступил на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий министерства внутренних дел. С апреля 1830 года по март 1831 года начинающий писатель служил в департаменте уделов писцом, помощником столоначальника под руководством известного поэта-идиллика Владимира Панаева. К этому времени Гоголь больше времени уделял литературной работе. Вслед за первой повестью "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" (1830) он напечатал ряд художественных произведений и статей: "Глава из исторического романа" (1831), "Глава из малороссийской повести: "Страшный кабан" (1831). Повесть "Женщина" (1831) стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора.

В 1830 году писатель познакомился с поэтами Василием Жуковским и Петром Плетневым, который у себя дома в мае 1831 года представил Гоголя Александру Пушкину. К лету 1831 года его отношения с пушкинским кругом стали довольно близкими: живя в Павловске, Гоголь часто бывал в Царском Селе у Пушкина и Жуковского; выполнял поручения по изданию "Повестей Белкина". Пушкин ценил Гоголя как писателя, "подарил" сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ".

Литературную известность молодому писателю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки", опубликованные в 1831-1832 годах.

В начале 1830-х годов Гоголь занимался преподавательской деятельностью, давал частные уроки, а позже преподавал историю в петербургском Патриотическом институте. В 1834 году он был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете.

Неизвестный Гоголь: мифы и открытия В преддверие 200-летия писателя стали открываться ранее неизвестные факты и появляться новые прочтения его произведений. В сюжет "Неизвестный Гоголь" включены материалы, посвященные мифам, связанным с именем Гоголя, и новейшим открытиям исследователей.

В 1835 году вышли сборники "Арабески" и "Миргород". В "Арабесках" было помещено несколько статей популярно-научного содержания по истории и искусству и повести "Портрет", "Невский проспект" и "Записки сумасшедшего". В первой части "Миргорода" появились "Старосветские помещики" и "Тарас Бульба", во второй - "Вий" и "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем".

Вершиной творчества Гоголя — драматурга стал "Ревизор", вышедший в свет и одновременно поставленный на сцене в 1836 году. В январе этого года комедия впервые была прочитана автором на вечере у Жуковского в присутствии Александра Пушкина и Петра Вяземского. Премьера пьесы состоялась в апреле на сцене Александрийского театра в Петербурге, в мае - на сцене Малого театра в Москве.

В 1836-1848 годах Гоголь жил за границей, лишь дважды приезжал в Россию.

В 1842 году вышли в свет "Похождения Чичикова, или Мертвые души" значительным для того времени тиражом в 2,5 тысячи экземпляров. Работа над книгой началась еще в 1835 году, первый том поэмы был завершен в августе 1841 года в Риме.

В 1842 году под редакцией писателя вышло первое собрание сочинений Гоголя, где была напечатана повесть "Шинель".

В 1842-1845 годах Гоголь работал над вторым томом "Мертвых душ", однако в июле 1845 года писатель сжег рукопись.

В начале 1847 года вышла в свет книга Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями", которую многие, в том числе, близкие друзья писателя, восприняли крайне негативно.

Зиму 1847-1848 годов Гоголь провел в Неаполе, усиленно занимаясь чтением русской периодики, новинок беллетристики, исторических и фольклорных книг. В апреле 1848 года, после паломничества в Святую землю, Гоголь окончательно вернулся в Россию, где большую часть времени проводил в Москве, бывал наездами в Петербурге, а также в родных местах — Малороссии.

К началу 1852 года была заново создана редакция второго тома "Мертвых душ", главы из которой Гоголь читал близким друзьям. Однако чувство творческой неудовлетворенности не покидало писателя, в ночь на 24 февраля (12 февраля по старому стилю) 1852 года он сжег рукопись второго тома романа. В неполном виде сохранилось лишь пять глав, относящихся к различным черновым редакциям, которые были опубликованы 1855 году.

4 марта (21 февраля по старому стилю) 1852 года Николай Гоголь скончался в Москве. Он был похоронен в Даниловом монастыре. В 1931 году останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

В апреле 1909 года, к 100-летию со дня рождения писателя, в Москве на Арбатской площади был открыт памятника Николаю Гоголю работы Николая Андреева. В 1951 году памятник был перенесен в Донской монастырь, в Музей мемориальной скульптуры. В 1959 году, к 150-летию со дня рождения Гоголя, он был установлен во дворе дома на Никитском бульваре, где скончался писатель . В 1974 году в этом здании был открыт мемориальный музей Н.В. Гоголя.

В 1952 году, к 100-летию со дня смерти Гоголя, на месте старого памятника поставили новый, работы Николая Томского, с надписью на постаменте: "Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза".

В Санкт-Петербурге - два памятника писателю. В 1896 году бронзовый бюст Гоголя работы скульптора Василия Крейтана установлен в Адмиралтейском саду.

В декабре 1997 года на Малой Конюшенной улице, рядом с Невским проспектом, был открыт памятник писателю работы скульптора Михаила Белова .

Один из старейших в России памятников Гоголю находится в Волгограде. Бронзовый бюст писателя работы скульптора Ивана Тавбия был установлен на Александровской площади в 1910 году.

На родине писателя, в селе Великие Сорочинцы, памятник писателю был открыт в 1911 году. В 1929 году, в честь 120-летия со дня рождения, писателя был основан Великосорочинский литературно-мемориальный музей Н.В. Гоголя.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Николай Васильевич Гоголь – классик мировой литературы, автор бессмертных творений, наполненных волнующей атмосферой присутствия потусторонних сил («Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки»), поражающих своеобразным видением окружающего мира и фантастикой («Петербургские повести»), вызывающих грустную улыбку («Мертвые души», «Ревизор»), увлекающих глубиной и красочностью эпического сюжета («Тарас Бульба»).

Его персона окружена ореолом тайн и мистики. Он отмечал: ««Я почитаюсь загадкою для всех...». Но каким бы неразгаданным не показался жизненный и творческий путь писателя, неоспоримо лишь одно – неоценимый вклад в развитие русской литературы.

Детство

Будущий писатель, величие которого не подвластно времени, появился на свет 1 апреля 1809 года на Полтавщине, в семье помещика Василия Афанасьевича Гоголь-Яновского. Предки его были потомственными священниками, принадлежали к старинному казацкому роду. Дед Афанасий Яновский, владевший пятью языками, сам добился дарования ему родового дворянского состояния. Отец служил при почтамте, занимался драматургией, был знаком с поэтами Котляревским, Гнедичем, Капнистом, являлся секретарем и директором домашнего театра экс-сенатора Дмитрия Трощинского, своего свойственника, потомка Ивана Мазепы и Павла Полуботько.


Мать Мария Ивановна (в девичестве Косяровская) до выхода замуж в 14 лет за 28-летнего Василия Афанасьевича жила в доме Трощинских. Вместе с мужем она участвовала в спектаклях в доме дяди-сенатора, слыла красавицей и талантливым человеком. Будущий писатель стал третьим ребенком из двенадцати детей семейной пары и самым старшим из шести выживших. Он получил имя в честь чудотворной иконы святого Николая, которая имелась в церкви села Диканька, расположенном в пятидесяти километрах от их местечка.


Ряд биографов отмечали, что:

Интерес к искусству у будущего классика в большой степени определила деятельность главы семьи;

На религиозность, творческое воображение и мистицизм повлияла глубоко набожная, впечатлительная и суеверная мать;

Раннее знакомство с образцами украинского фольклора, песнями, преданиями, колядками, обычаями сказалось на тематике произведений.

В 1818 году родители отправили 9-летнего сына в уездное Полтавское училище. В 1821-м при содействии Трощинского, любившего его мать как родную дочь, а его как внука, он стал учащимся Нежинской гимназии высших наук (ныне – госуниверситет им. Гоголя), где проявил творческий талант, играя в спектаклях и пробуя перо. Среди однокашников он слыл неустанным шутником, о писательстве как о деле своей жизни не помышлял, мечтая сделать что-то значимое на благо всей страны. В 1825 году умер его отец. Это стало большим ударом для юноши и всей его семьи.

В городе на Неве

Окончив в 19 лет гимназию, юный гений из Украины переехал в столицу Российской империи, строил большие планы на будущее. Однако в чужом городе его ожидало множество проблем – нехватка средств, безуспешные попытки в поисках достойного занятия.


Литературный дебют – издание в 1829 г. сочинения «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Акулов – принес массу критических рецензий и новые разочарования. В подавленном настроении, имея с рождения слабые нервы, он скупил ее тираж и сжег, после чего уехал на месяц в Германию.

К концу года ему все же удалось устроиться на госслужбу в один из департаментов Министерства внутренних дел, где он впоследствии собрал ценный материал для своих петербургских повестей.


В 1830-м Гоголь издал ряд удачных литературных работ («Женщина», «Мысли о преподавании географии», «Учитель») и вскоре вошел в число элитных художников слова (Дельвиг, Пушкин , Плетнев, Жуковский), начал преподавать в учебном заведении для детей-сирот офицеров «Патриотический институт», давать частные уроки. В период 1831-1832 гг. появились «Вечера на хуторе близ Диканьки», получившие признание благодаря юмору и мастерскому переложению мистического украинского эпоса.

В 1834-м он перешел на кафедру истории Петербургского университета. На волне успеха он создал и опубликовал сочинение «Миргород», куда включил историческую повесть «Тарас Бульба» и мистическую «Вий», книгу «Арабески», где изложил свои взгляды на искусство, написал комедию «Ревизор», идею которой ему подсказал Пушкин.


На премьере «Ревизора» в 1836 году в Александрийском театре присутствовал император Николай I, подаривший автору в качестве похвалы перстень с бриллиантом. В полном восхищении от сатирического произведения были Пушкин, Вяземский, Жуковский, в отличие однако от большинства критиков. В связи с их отрицательными отзывами литератор впал в депрессию и решил сменить обстановку, отправившись в путешествие по Западной Европе.

Развитие творческой деятельности

За границей великорусский писатель пробыл более десяти лет – жил в разных странах и городах, в частности, в Веве, в Женеве (Швейцария), в Берлине, Баден-Бадене, Дрездене, Франкфурте (Германия), в Париже (Франция), в Риме, Неаполе (Италия).

Известие о гибели Александра Пушкина в 1837-м ввело его в состояние глубочайшей скорби. Он воспринял свою начатую работу над «Мертвыми душами» как «священное завещание» (идею поэмы подарил ему поэт).

В марте он приехал в Рим, где познакомился с княгиней Зинаидой Волконской. В ее доме были организованы публичные чтения Гоголем «Ревизора» в поддержку украинских живописцев, работавших в Италии. В 1839-м он перенес тяжелое заболевание – малярийный энцефалит – и чудом выжил, спустя год съездил ненадолго на родину, прочел друзьям отрывки из «Мертвых душ». Восторг и одобрение были всеобщими.

В 1841-м он снова побывал в России, где хлопотал по поводу издания поэмы и своих «Сочинений» в 4-х томах. С лета 1842 года за рубежом он продолжил трудиться над 2 томом повести, задуманной как трехтомное сочинение.


К 1845 году силы писателя были подорваны напряженной литературной деятельностью. У него случались глубокие обмороки с онемением тела и замедлением частоты пульса. Он консультировался с врачами, следовал их рекомендациям, но улучшения состояния не наступало. Высокие требования к самому себе, недовольство уровнем творческих достижений и критическая реакция общественности на «Выбранные места из переписки с друзьями» усугубили художественный кризис и расстройство здоровья автора.

Зиму 1847-1848 гг. он провел в Неаполе, изучая исторические труды, русскую периодику. В стремлении к духовному обновлению он совершил паломничество в Иерусалим, после чего окончательно вернулся из-за границы домой – проживал у родственников и друзей в Малороссии, в Москве, в Северной Пальмире.

Личная жизнь Николая Гоголя

Выдающийся писатель семью не создал. Он был влюблен несколько раз. В 1850 году сделал предложение графине Анне Вильегорской, но получил отказ по причине неравенства социального статуса.


Он любил сладости, готовить и угощать друзей украинскими варениками и галушками, стеснялся своего большого носа, был очень привязан к подаренному Пушкиным мопсу Джози, ему нравилось вязать на спицах и шить.

Ходили слухи о его гомосексуальных наклонностях, а также о том, что он якобы являлся агентом царской охранки.


Последние годы жизни он писал свои сочинения стоя, а спал только сидя.

Смерть

После посещения Святой земли состояние литератора улучшилось. В 1849-1850 гг. в Москве он с воодушевлением занимался написанием последних страниц «Мертвых душ». Осенью посетил Одессу, весну 1851 г. провел в родных краях, летом вернулся в Белокаменную.


Однако, окончив труд над 2-м томом поэмы в январе 1852 года, он почувствовал себя переутомленным. Его терзали сомнения в успехе, проблемы со здоровьем, предчувствие скорой кончины. В феврале он слег и в ночь с 11 на 12 число сжег все последние рукописи. Утром 21 февраля выдающегося мастера пера не стало.

Николай Гоголь. Тайна смерти

Точная причина смерти Гоголя до сих пор является предметом дискуссий. Версия о летаргическом сне и похоронах заживо была опровергнута после предсмертного слепка лица писателя. Распространено мнение, что Николай Васильевич страдал от психического расстройства (родоначальником теории стал психиатр В.Ф. Чиж) и в связи с этим не мог обслужить себя в бытовом плане и умер от истощения. Также выдвигалась версия, что писатель отравился лекарством от желудочного расстройства с повышенным содержанием ртути.

1 апреля исполняется 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. В истории русской литературы трудно найти фигуру более загадочную. Гениальный художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям жизни и творчества писателя.

Еще при жизни его называли и монахом, и шутником, и мистиком, а в его творчестве переплелись фантастика и реальность, прекрасное и безобразное, трагичное и комическое.

С жизнью и смертью Гоголя связано множество мифов. Уже несколько поколений исследователей творчества писателя не могут прийти к однозначному ответу на вопросы: почему Гоголь не был женат, зачем он сжег второй том "Мертвых душ" и сжигал ли вообще и, конечно же, что погубило гениального писателя.

Рождение

Точная дата рождения писателя долгое время оставалась загадкой для его современников. Сначала говорилось, что Гоголь родился 19 марта 1809 года, затем 20 марта 1810 года. И только после его смерти из публикации метрики было установлено, что будущий писатель появился на свет 20 марта 1809 года, т.е. 1 апреля по новому стилю.

Гоголь родился в крае, овеянном легендами. Рядом с Васильевкой, где было имение его родителей, находилась известная ныне всему миру Диканька. В те времена в деревне показывали дуб, у которого проходили свидания Марии с Мазепой и сорочку казненного Кочубея.

Еще мальчиком отец Николая Васильевича ездил в храм в Харьковской губернии, где был чудесный образ Божьей матери. Однажды он увидел во сне Царицу Небесную, которая указала на дитя, сидевшее на полу у Ее ног: "...Вот твоя жена". Вскоре он узнал в семимесячной дочери соседей черты того ребенка, которого видел во сне. На протяжении тринадцати лет Василий Афанасьевич продолжал следить за своей суженой. После того, как видение повторилось, он попросил руки девушки. Через год молодые поженились, пишет hrono.info .

Таинственный Карло

Через некоторое время в семье появился сын Николай, названный в честь Святителя Николая Мирликийского, перед чудотворной иконой которого Мария Ивановна Гоголь дала обет.

От матери Николай Васильевич унаследовал тонкую душевную организацию, склонность к богобоязненной религиозности и интерес к предчувствию. Отцу же его была присуща мнительность. Неудивительно, что Гоголя с детства увлекали тайны, вещие сны, роковые приметы, что позже проявилось на страницах его произведений.

Когда Гоголь учился в Полтавском училище, скоропостижно скончался его младший брат Иван, слабый здоровьем. Для Николая это потрясение было настолько сильным, что его пришлось забрать из училища и отправить в Нежинскую гимназию.

В гимназии Гоголь прославился как актер гимназического театре. По словам товарищей, он неустанно шутил, разыгрывал друзей, подмечая их смешные черты, совершал проделки, за которые его наказывали. При этом он оставался скрытным - о своих планах никому не рассказывал, за что получил прозвище Таинственный Карло по имени одного из героев романа Вальтера Скотта "Черный карлик".

Первая сожженная книга

В гимназии Гоголь мечтает о широкой общественной деятельности, которая позволила бы ему совершить нечто великое "для общего блага, для России". С этими широкими и смутными планами он приехал в Петербург и испытал первое тяжелое разочарование.

Гоголь публикует свое первое произведение - поэму в духе немецкой романтической школы "Ганс Кюхельгартен". Псевдоним В.Алов спас имя Гоголя от обрушившейся критики, но сам автор так тяжело воспринял провал, что скупил в магазинах все нераспроданные экземпляры книги и сжег их. Писатель до конца своей жизни так никому и не признался, что Алов - это его псевдоним.

Позднее Гоголь получил службу в одном из департаментов министерства внутренних дел. "Переписывая глупости господ-столоначальников", молодой канцелярист внимательно присматривался к жизни и быту своих коллег чиновников. Эти наблюдения пригодятся ему потом для создания знаменитых повестей "Нос", "Записки сумасшедшего" и "Шинель".

"Вечера на хуторе близ Диканьки", или детские воспоминания

После знакомства с Жуковским и Пушкиным вдохновленный Гоголь принимается писать одно из своих лучших произведений - "Вечера на хуторе близ Диканьки". Обе части "Вечеров" были изданы под псевдонимом пасечника Рудого Панька.

Некоторые эпизоды книги, в которой настоящая жизнь переплеталась с легендами, были навеяны детскими видениями Гоголя. Так, в повести "Майская ночь, или Утопленница" эпизод, когда мачеха, превратившаяся в черную кошку, пытается задушить дочку сотника, но в результате лишается лапы с железными когтями, напоминает реальную историю из жизни писателя.

Как-то родители оставили сына дома, а прочие домочадцы легли спать. Вдруг Никоша - так называли Гоголя в детстве - услышал мяуканье, а через мгновение увидел крадущуюся кошку. Ребенок был напуган до полусмерти, но у него хватило мужества схватить кошку и выбросить в пруд. "Мне казалось, что я утопил человека", - писал позже Гоголь.

Почему Гоголь не был женат?

Несмотря на успех своей второй книги, Гоголь все еще отказывался считать литературный труд своей главной задачей. Он преподавал в женском Патриотическом институте, где часто рассказывал юным барышням занимательные и поучительные истории. Слава о талантливом "преподавателе-рассказчике" даже дошла до Санкт-Петербургского университета, куда его пригласили читать лекции на кафедре всеобщей истории.

В личной жизни писателя все оставалось без перемен. Существует предположение, что Гоголь никогда не имел намерения жениться. Между тем многие современники писателя считали, что тот был влюблен в одну из первых придворных красавиц Александру Осиповну Смирнову-Россет и писал ей, даже когда она уехала с мужем из Петербурга.

Позднее Гоголь был увлечен графиней Анной Михайловной Виельгорской, пишет gogol.lit-info.ru . С семьей Виельгорских писатель познакомился в Петербурге. Образованные и добрые люди сердечно приняли Гоголя и оценили его талант. Особенно подружился писатель с младшей дочерью Виельгорских Анной Михайловной.

В отношении графини Николай Васильевич мнил себя духовным наставником и учителем. Он давал ей советы, касающиеся русской литературы, стремился поддержать в ней интерес ко всему русскому. В свою очередь, Анна Михайловна всегда интересовалась здоровьем, литературными успехами Гоголя, чем поддерживала в нем надежду на взаимность.

По семейному преданию Виельгорских, Гоголь решился сделать предложение Анне Михайловне в конце 1840-х годов. "Однако предварительные переговоры с родственниками сразу же убедили его, что неравенство их общественного положения исключает возможность такого брака", - сообщается в новейшем издании переписки Гоголя с Виельгорскими.

После неудачной попытки устроить свою семейную жизнь Гоголь писал Василию Андреевичу Жуковскому в 1848 году, что не должен, как ему кажется, связывать себя никакими узами на земле, в том числе и жизнью семейной.

"Вий" - "народное предание", придуманное Гоголем

Увлечение историей Украины вдохновило Гоголя на создание повести "Тарас Бульба", вошедшей в сборник 1835 года "Миргород". Экземпляр “Миргорода” он передал министру народного просвещения Уварову для поднесения императору Николаю I.

В сборник вошло одно из самых мистических произведений Гоголя - повесть "Вий". В примечании к книге Гоголь написал, что повесть "есть народное предание", которое он передал именно так как слышал, ничего не изменив. Между тем, исследователями до сих пор не найдено ни одного произведения фольклора, которое точно напоминало бы "Вий".

Имя фантастического подземного духа - Вия - было придумано писателем в результате соединения имени властителя преисподней "железного Ния" (из украинской мифологии) и украинского слова "вия" - веко. Отсюда - длинные веки гоголевского персонажа.

Бегство

Встреча в 1831 году с Пушкиным имела для Гоголя судьбоносное значение. Александр Сергеевич не только поддерживал начинающего писателя в литературной среде Петербурга, но и подарил ему сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ".

Пьеса "Ревизор", впервые поставленная на сцене в мае 1836 года, была благосклонно принята самим государем-императором, который в обмен на экземпляр книги подарил Гоголю бриллиантовый перстень. Однако критики оказались не столь щедрыми на похвалы. Пережитое разочарование стало началом затяжной депрессии писателя, который в этом же году уехал за границу "размыкать тоску".

Впрочем, решение об отъезде трудно объяснить только реакцией на критику. Гоголь собрался в путешествие еще до премьеры "Ревизора". Он уехал за границу в июне 1836-го, исколесил чуть ли не всю Западную Европу, дольше всего пробыв в Италии. В 1839 году писатель возвращался на родину, но через год вновь объявил друзьям об отъезде и пообещал привезти в следующий раз первый том "Мертвых душ".

В один из майских дней 1840 года Гоголя провожали его друзья Аксаков, Погодин и Щепкин. Когда экипаж скрылся из виду, они заметили, что черные тучи заволокли половину неба. Внезапно сделалось темно, и друзьями овладели мрачные предчувствия о судьбе Гоголя. Как оказалось, неслучайно…

Болезнь

В 1839 году в Риме Гоголь схватил сильнейшую болотную лихорадку (малярию). Ему чудом удалось избежать смерти, но тяжелая болезнь привела к прогрессирующему душевному и физическому расстройству здоровья. Как пишут некоторые исследователи жизни Гоголя, болезнь писателя. У него начали случаться припадки и обмороки, что характерно для малярийного энцефалита. Но самым страшным для Гоголя были видения, посещавшие его во время болезни.

Как писала сестра Гоголя Анна Васильевна, за границей писатель надеялся получить от кого-нибудь "благословение", и когда проповедник Иннокентий подарил ему образ Спасителя, то писатель воспринял его как знак свыше ехать в Иерусалим, к Гробу Господню.

Однако пребывание в Иерусалиме не принесло ожидаемого результата. "Ещё никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима, - говорил Гоголь. - У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия".

Лишь ненадолго болезнь отступила. Осенью 1850 года, оказавшись в Одессе, Гоголь почувствовал себя лучше, он вновь стал бодрым и веселым как и прежде. В Москве он прочитал отдельные главы второго тома "Мертвых душ" своим друзьям, и, видя всеобщее одобрение и восторг, начал работать с удвоенной энергией.

Однако, как только второй том "Мертвых душ" был дописан, Гоголь ощутил опустошенность. Все больше им стал овладевать "страх смерти", которым когда-то мучился его отец.

Тяжелое состояние усугубляли беседы с фанатичным священником - Матвеем Константиновским, который укорял Гоголя в его мнимой греховности, демонстрировал ужасы Страшного суда, мысли о которых мучили писателя с раннего детства. Духовник Гоголя потребовал отречься от Пушкина, перед талантом которого Николай Васильевич преклонялся.

В ночь на 12 февраля 1852 года произошло событие, обстоятельства которого до сих пор остаются загадкой для биографов. Николай Гоголь молился до трех часов, после чего взял портфель, извлек из него несколько бумаг, а остальное велел бросить в огонь. Перекрестившись, он вернулся в постель и неудержимо заплакал.

Считается, что в ту ночь он сжег именно второй том "Мертвых душ". Однако позже рукопись второго тома нашли среди его книг. А то, что было сожжено в камине, до сих неясно, пишет "Комсомольская правда" .

После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Он страдал тафефобией - боязнью быть заживо похороненным. Этот страх был столь силен, что писатель неоднократно отдавал письменные поручения хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения.

В то время врачи не могли распознать его психическое заболевание и лечили снадобьями, которые только ослабляли его. Если бы медики своевременно начали лечить его от депрессии, писатель прожил гораздо дольше, пишет Седмица.Ru , цитируя доцента Пермской медицинской академии М. И. Давидова, проанализировавшего сотни документов, изучая болезнь Гоголя.

Тайна черепа

Николай Васильевич Гоголь умер 21 февраля 1852 года. Его похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 монастырь и кладбище на его территории были закрыты. Когда останки Гоголя переносили на , обнаружили, что из гроба покойного украден череп.

По версии профессора Литературного института, писателя В.Г.Лидина, присутствовавшего на вскрытии могилы, череп Гоголя был извлечен из могилы в 1909 году. В том году меценат и основатель театрального музея Алексей Бахрушин подговорил монахов добыть для него череп Гоголя. "В Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них, по предположению, - череп артиста Щепкина, другой - Гоголя, о третьем - ничего не известно", - писал Лидин в своих воспоминаниях "Перенесение праха Гоголя".

Слухи об украденной голове писателя позднее мог использовать Михаил Булгаков, большой почитатель таланта Гоголя, в своем романе "Мастер и Маргарита". В книге он написал об украденной из гроба голове председателя правления МАССОЛИТа, отрезанной трамвайными колесами на Патриарших прудах.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников