Федеральный закон о трудоустройстве инвалидов. Особенности трудоустройства инвалидов в россии

Подготовка личных дел получателей пособий в территориальном органе социальной защиты населения.

24.11.95 г. был принят Федеральный Закон «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации». Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвали дов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмот­ренных Конституцией Российской Федерации.

Реабилитация инвалидов - система медицинских, социальных, психологических, педагогических, социально-экономических ме­роприятий, направленных на устранение ограничений жизнедея­тельности.

Реабилитация включает в себя:

1.
Медицинскую реабилитацию.

2.
Профессиональную реабилитацию, которая состоит из про­фессиональной ориентации, профессионального образования, про­фессионально-производственной адаптации и трудоустройства.

3.
Социальную реабилитацию.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости фе­деральными органами государственной власти, органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации путем проведе­ния следующих специальных мероприятий, способствующих по­вышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1.
осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций обществен­ных объединений инвалидов;

2.
установления в организациях независимо от организацион­но-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3.
резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее под­ходящим для трудоустройства инвалидов;

4.
стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специ­альных) для трудоустройства инвалидов;

5.
создания инвалидам условий труда в соответствии с инди­видуальными программами реабилитации инвалидов;

6.
создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых состав­ляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на рабо­ту инвалидов в процентах к среднесписочной численности работ­ников (но не менее трех процентов).

Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их соб­ственности предприятия, учреждения, организации, хозяйствен­ные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.


Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции вправе устанавливать более высокую квоту для приема на ра­боту инвалидов.

Порядок определения квоты утверждается указанными органами.

В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязатель­ную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенно­го инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

По представлению Федеральной службы занятости России Госу­дарственный фонд занятости населения Российской Федерации пе­речисляет указанные суммы организациям независимо от организа­ционно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также обществен­ным объединениям инвалидов на создание специализированных пред­приятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного обору­дования, технического и организационного оснащения, дополни­тельного оснащения и обеспечения техническими приспособле­ниями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для тру­доустройства инвалидов устанавливается органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации для каждого пред­приятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюдже­тов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением ра­бочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или про­фессиональное заболевание. Специальные рабочие места для тру­доустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате сти­хийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионально-

го заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудо­устройства инвалидов.

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для при­ема на работу инвалидов обязаны:

1.
создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2.
создавать инвалидам условия труда в соответствии с инди­видуальной программой реабилитации инвалида;

3.
предоставлять в установленном порядке информацию, не­обходимую для организации занятости инвалидов.

3. Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок вне­сения обязательной платы в Государственный фонд занятости на­селения Российской Федерации, несут ответственность в виде уп­латы штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места, определяемой органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государ­ственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штра­фа не освобождает их от внесения задолженности.

Под трудоустройством граждан, частично утративших трудо­способность, понимается система государственных и обществен­ных мероприятий, обеспечивающих вовлечение таких лиц в обще­ственно-трудовую деятельность.

Трудоустройство осуществляется на следующих принципах:

1.
Общественно-полезный труд в сочетании с лечебно-оздоро­вительными мероприятиями по восстановлению здоровья и тру­доспособности.

3.
При участии предприятий, профсоюзов, органов здравоохра­нения, общественных органов и контроля со стороны органов со­циальной защиты населения.

4.
Трудоустройство по профессиям, близким к тем, которые ин­валиды имели до наступления инвалидности.

5.
Обучение, переобучение инвалидов, создание специальных условий и режима труда.

Существуют следующие формы трудоустройства: 1. На обычных предприятиях. На них трудоустраивают, как пра­вило, инвалидов IIIгруппы и престарелых. Здесь могут приме­няться неполная рабочая неделя или неполный рабочий день.

2.
На специализированных предприятиях, цехах, участках. Они создаются по решению местных органов, министерств, ведомств.
На таких предприятиях работают как правило, инвалиды I и II групп, страдающие тяжелыми заболеваниями (туберкулезом, сер­дечно-сосудистыми, нервно-психическими заболеваниями). Здесь
создаются благоприятные условия труда (отсутствие шума, повы­шенная влажность воздуха и т.д.). Уменьшаются нормы выработ­ки, устанавливается сокращенный рабочий день, дополнительные
перерывы, отпуск не менее 24 рабочих дней.

3.
Работа на дому. Это самая перспективная форма трудоустрой­ства инвалидов, особенно для инвалидов I и II групп. Предприя­тие заключает договор, поставляет сырье, материалы, забирает
готовую продукцию. Пенсионеру компенсируются расходы по элек­троэнергии, затраты на содержание средств производства, в том числе и личных.

Инвалиды I и II групп, как правило, сами устанавливают ре­жим работы и нормы выработки, к инвалидам III группы приме­няются нормы выработки, установленные для специализирован­ных предприятий.

4. Работа в учебно-производственных предприятиях (УПП) ВОГ и ВОС - это специализированные предприятия для инвалидов с нарушениями слуха и зрения. На них создаются оптимальные и безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение остаточ­ного зрения и светоощущения, а также слуха и осязания.

Ведущими отраслями, с которыми кооперируются ВОГ и ВОС, являются: электрорадиотехническая, машино- и приборостроитель­ная, металлообрабатывающая. На УПП ВОГ и ВОС инвалидам III группы нормы выработки снижены на 10 %, инвалидам I и II групп - на 20 % . Им устанавливается шестичасовой рабочий день.

5. В кооперативах. В настоящее время распространены кооперативы инвалидов, они имеют льготы по налогообложению. Характер труда в них самый разнообразный.

6. Индивидуально-трудовая деятельность. Органы социальной за­щиты населения должны помогать в оформлении документов на занятие этим видом деятельности.

31. Организация работы по профессионально-техническому обучению инвалидов.

На данном этапе социального развития государства важнейшим приоритетом политики является комплекс мер по интеграции инвалидов в социум. За последние годы количество социально незащищенных слоев населения неуклонно возрастает, и во всем мире насчитывает около 10% от всего населения земного шара. Но это только верх айсберга, а сколько человек из-за сложности процедуры отказываются от получения этого статуса. Сегодня только 15% всех инвалидов трудоустроены, а среди 1 и 2-й групп инвалидности и того меньше – 8%. Каковы же принципы и формы трудоустройства инвалидов имеются в современном обществе.

Каждый десятый человек на земле – инвалид. Статистика неутешительная и тем более государству следует задуматься о том, как помочь таким людям преодолеть последствия, восстановить свои утраченные функции и стать полноправным членом социума. В процессе интеграции огромную роль играет трудоустройство инвалидов. Труд оказывает благотворное влияние, дает чувство необходимости его для общества, а также позволяет не быть обузой для семьи.

Вместе с тем сегодня в экономике наблюдается спад производства, безработица поглотила даже здоровое население, что уж говорить о больных людях. В таких условиях государство побеспокоилось, чтобы все гарантии трудоустройства инвалидов достигли нуждающихся в помощи.

Государственная политика занятости инвалидов внедряет социальные мероприятия, которые бы содействовали трудоустройству ограниченных лиц, а для работодателей предусмотрены поощрения в связи с созданием новых или сохранением имеющихся рабочих мест для данной категории населения (ст. 5 Закона РФ № 1032-1 о занятости населения). Льготы для предприятия при трудоустройстве инвалидов включают в себя освобождение от единого социального налога для сумм выплат, которые не превышают 100 000 руб. в год на каждого инвалида.

Кроме того, в России 24 ноября 1995 года принят закон о трудоустройстве инвалидов, где в статье 9 говорится, что реабилитация инвалидов должна включать трудовую адаптацию, профессиональное образование.

Каким же образом государство конкретно помогает таким гражданам. Самая основная форма трудоустройства – это квотирование рабочих мест. Квота – это минимальное число вакансий для трудоустройства людей, которые нуждаются в соцзащите.

Рассмотрим, кому положена квота по трудоустройству инвалидов в соответствии с законодательством. Специальные места вводятся на всех предприятиях, независимо от формы собственности, где количество работающих более 30 человек. Квота, обычно, составляет 2-4% от общей численности трудящихся на данном предприятии.

Мероприятия по трудоустройству данной категории граждан осуществляются посредством деятельности территориальных центров занятости. Что делают центры занятости в отношении трудоустройства:

  1. создают базу данных по вакансиям в счет квотирования}
  2. выдают направления на трудоустройство лицам, которые особенно нуждаются в социальной защите и поиске работы}
  3. осуществляют контроль за выполнение квот}
  4. контролируют своевременное поступление платы в счет исполнения установленных квот}
  5. помогают в профессиональной подготовке или переквалификации}
  6. субсидируют инвалидов на общих основаниях, если это не воспрещается ИПР.

Какие же мероприятия проводятся на уровне государства для решения данной проблемы:

  • осуществляется льготная финансовая и кредитная политика, направленная на предприятия, которые трудоустраивают инвалидов, на общества инвалидов}
  • устанавливают на предприятиях разных форм собственности квоты на рабочие места}
  • резервируют рабочие места по профессиям, которые наиболее подходят для инвалидов}
  • стимулируют создание специализированных рабочих мест на предприятиях, организациях или учреждениях}
  • создают инвалидам подходящие условия труда согласно ИПР инвалидов}
  • создают условия для предпринимательства инвалидов}
  • организовывают обучение инвалидов}
  • адаптируют рабочее место под персональные возможности инвалида, оснащая место специальными приспособлениями и оборудованием.

Этот список полностью соответствует стандартным правилам предоставления равных возможностей инвалидам, которые приняты в ООН 20.12.1993 года. В данном документе предусматривается, что инвалиды вправе получать наравне с другими людьми гарантии занятости и что они должны иметь равные конкурентно-способные условия труда, приносящие доход. И ни в коем случае не должна проявляться дискриминация по отношению к данной категории трудящихся. Государствам же надлежит всячески поддерживать стремление инвалидов к труду и внедрение их в мировой рынок труда.

Недостатки квотирования

Во многих странах существуют законы, определяющие обязанности для работодателей выделять или резервировать специальные места для инвалидов. Однако, у данной системы есть существенные недостатки. Обязывая работодателей трудоустраивать социально незащищенных граждан, государство фактически перекладывает свои обязанности на работодателей. Попытка решить такую сложную социальную проблему за счет предпринимателей без вложения собственных сил, вызывает часто негатив со стороны работодателей. В результате чего жертвами оказываются самые беззащитные слои, подвергаясь дискриминации на рабочем месте, вплоть до насмешек и упреков.

Разве можно говорить в такой ситуации о психологической реабилитации. Как мы знаем, из всех инвалидов трудоустроено только 15%, а всему причина именно боязнь дискриминации. Большое значение оказывает социальное влияние на трудоустройство инвалидов. Большинство молодых инвалидов испытывают комплексы относительно своего состояния, боятся работать среди полноценных людей или недооценивают свои знания и возможности. Кроме того, работодатели не до конца понимают, насколько значим для инвалидов труд, как для удовлетворения физических потребностей, так и для повышения собственной самооценки и реализации себя наравне с полноценными людьми, а часто им попросту это неважно.

Но как бы там ни было, квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов предусмотрено законодательством, и отказ в трудоустройстве инвалида влечет за собой административную ответственность в виде штрафа от 2 до 3 тыс. руб. (статья 5.42 пункт 1 КоАП РФ). Эта мера наказания предусмотрена во многих странах. Штрафы нельзя расценивать как карательную меру за невыполнение правовых норм. В сущности, это взносы, которые направляются на развитие для работодателей равных условий и способствуют созданию новых мест для работы инвалидов.

Кроме того, работодателю может быть выставлено взыскание не только за отказ в трудоустройстве инвалида, но и за невыполнение законодательства в отношении создания специальных рабочих мест и за отказ в трудоустройстве инвалидов в пределах квот. Однако, если условия труда на данном предприятии тяжелые и опасные для здоровья и жизни и противоречат индивидуальной программе реабилитации, тогда отказ в трудоустройстве вполне правомерный.

В случае отказа в трудоустройстве, инвалид имеет право подать иск в суд о признании отказа незаконным. По результатам судовых разбирательств, работодателя могут вынудить трудоустроить гражданина на работу с того дня, когда подано заявление о приеме на работу и оплатить ему время вынужденного прогула. В том случае, если работодатель не выполнил квоту или было невозможно это сделать, он обязан будет вносить обязательные платежи за каждого нетрудоустроенного в пределах квотирования. Эти средства идут на создание мест сверх квоты, а также направляются в общественные объединения инвалидов для создания специальных цехов и предприятий, использующих их труд. Таким образом, эти взносы это альтернатива квотированию. Этот принцип предоставляет предприятиям и компаниям выбор при выполнении квотирования – или брать на работу инвалидов в пределах квоты или платить взносы за нетрудоустроенных граждан.

24.11.95 г. был принят Федеральный Закон «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации». Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвали дов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмот­ренных Конституцией Российской Федерации.

Реабилитация инвалидов - система медицинских, социальных, психологических, педагогических, социально-экономических ме­роприятий, направленных на устранение ограничений жизнедея­тельности.

Реабилитация включает в себя:

  1. Медицинскую реабилитацию.

  2. Профессиональную реабилитацию, которая состоит из про­фессиональной ориентации, профессионального образования, про­фессионально-производственной адаптации и трудоустройства.

  3. Социальную реабилитацию.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости фе­деральными органами государственной власти, органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации путем проведе­ния следующих специальных мероприятий, способствующих по­вышению их конкурентоспособности на рынке труда:


  1. осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций обществен­ных объединений инвалидов;

  2. установления в организациях независимо от организацион­но-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

  3. резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее под­ходящим для трудоустройства инвалидов;

  1. стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специ­альных) для трудоустройства инвалидов;

  2. создания инвалидам условий труда в соответствии с инди­видуальными программами реабилитации инвалидов;

  3. создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых состав­ляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на рабо­ту инвалидов в процентах к среднесписочной численности работ­ников (но не менее трех процентов).

Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их соб­ственности предприятия, учреждения, организации, хозяйствен­ные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции вправе устанавливать более высокую квоту для приема на ра­боту инвалидов.



Порядок определения квоты утверждается указанными органами.

В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязатель­ную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенно­го инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

По представлению Федеральной службы занятости России Госу­дарственный фонд занятости населения Российской Федерации пе­речисляет указанные суммы организациям независимо от организа­ционно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также обществен­ным объединениям инвалидов на создание специализированных пред­приятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного обору­дования, технического и организационного оснащения, дополни­тельного оснащения и обеспечения техническими приспособле­ниями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для тру­доустройства инвалидов устанавливается органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации для каждого пред­приятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.



Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюдже­тов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением ра­бочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или про­фессиональное заболевание. Специальные рабочие места для тру­доустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате сти­хийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионально-

го заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудо­устройства инвалидов.

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для при­ема на работу инвалидов обязаны:


  1. создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

  2. создавать инвалидам условия труда в соответствии с инди­видуальной программой реабилитации инвалида;

  3. предоставлять в установленном порядке информацию, не­обходимую для организации занятости инвалидов.

3. Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок вне­сения обязательной платы в Государственный фонд занятости на­селения Российской Федерации, несут ответственность в виде уп­латы штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места, определяемой органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государ­ственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штра­фа не освобождает их от внесения задолженности.

Под трудоустройством граждан, частично утративших трудо­способность, понимается система государственных и обществен­ных мероприятий, обеспечивающих вовлечение таких лиц в обще­ственно-трудовую деятельность.

Трудоустройство осуществляется на следующих принципах:


  1. Общественно-полезный труд в сочетании с лечебно-оздоро­вительными мероприятиями по восстановлению здоровья и тру­доспособности.

  2. В соответствии с рекомендациями МСЭК.

  3. При участии предприятий, профсоюзов, органов здравоохра­нения, общественных органов и контроля со стороны органов со­циальной защиты населения.

  4. Трудоустройство по профессиям, близким к тем, которые ин­валиды имели до наступления инвалидности.

  5. Обучение, переобучение инвалидов, создание специальных условий и режима труда.

Существуют следующие формы трудоустройства: 1. На обычных предприятиях. На них трудоустраивают, как пра­вило, инвалидов III группы и престарелых. Здесь могут приме­няться неполная рабочая неделя или неполный рабочий день.


  1. На специализированных предприятиях, цехах, участках. Они создаются по решению местных органов, министерств, ведомств.
    На таких предприятиях работают как правило, инвалиды I и II групп, страдающие тяжелыми заболеваниями (туберкулезом, сер­дечно-сосудистыми, нервно-психическими заболеваниями). Здесь
    создаются благоприятные условия труда (отсутствие шума, повы­шенная влажность воздуха и т.д.). Уменьшаются нормы выработ­ки, устанавливается сокращенный рабочий день, дополнительные
    перерывы, отпуск не менее 24 рабочих дней.

  2. Работа на дому. Это самая перспективная форма трудоустрой­ства инвалидов, особенно для инвалидов I и II групп. Предприя­тие заключает договор, поставляет сырье, материалы, забирает
    готовую продукцию. Пенсионеру компенсируются расходы по элек­троэнергии, затраты на содержание средств производства, в том числе и личных.

Инвалиды I и II групп, как правило, сами устанавливают ре­жим работы и нормы выработки, к инвалидам III группы приме­няются нормы выработки, установленные для специализирован­ных предприятий.

4. Работа в учебно-производственных предприятиях (УПП) ВОГ и ВОС - это специализированные предприятия для инвалидов с нарушениями слуха и зрения. На них создаются оптимальные и безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение остаточ­ного зрения и светоощущения, а также слуха и осязания.

Ведущими отраслями, с которыми кооперируются ВОГ и ВОС, являются: электрорадиотехническая, машино- и приборостроитель­ная, металлообрабатывающая. На УПП ВОГ и ВОС инвалидам III группы нормы выработки снижены на 10 %, инвалидам I и II групп - на 20 % . Им устанавливается шестичасовой рабочий день.

5. В кооперативах. В настоящее время распространены кооперативы инвалидов, они имеют льготы по налогообложению. Характер труда в них самый разнообразный.

6. Индивидуально-трудовая деятельность. Органы социальной за­щиты населения должны помогать в оформлении документов на занятие этим видом деятельности.

Реализация права на труд в Российской Федерации

Предоставление инвалидам возможности трудиться и реализовавать свои профессиональные интересы закреплено отдельной статьёй в Конвенции о правах инвалидов.

Закрепляется право на труд наравне с другими и включает в себя следующее:

Право получить возможность самостоятельно зарабатывать себе на жизнь трудом.

Право на свободу труда (свободу выбора занятия) в условиях доступности рынка труда для инвалидов.

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов принимают на себя обязательства по реализации гарантий права инвалила на труд, в числе которых указываются следующие:

Запрет дискриминации по признаку инвалидности во всех формах занятости (в том числе условий приёма на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе, безопасных и здоровых условий труда).

Защита прав инвалидов наравне с другими за справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от домогательств и удовлетворение жалоб.

Обеспечение возможности инвалидам осуществлять свои трудовые и профессиональные права наравне с другими.

Предоставление инвалидам эффективного доступа к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства инвалидов и профессиональному непрерывному обучению.

Расширение возможностей для трудоустройства инвалидов на рынке труда, их продвижения по службе, а также оказание им помощи в поиске, получении, сохранении и возобнавлении работы.

Расширение возможности для инвалидов заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательством, развивать кооперативы и организовывать собственное дело.

Обеспечение найма инвалидов в государственном секторе.

Стимулирование найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, в том числе программ позитивных действий, стимулов и других мер.

Поощрение приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рынка труда.

Обеспечение инвалидам рационального приспособления рабочего места.

Поощрения программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу инвалидов.

Запрет принудительного или обязательного труда инвалидов.

Законодательство РФ признает право инвалидов на труд, для реализации которых установлен ряд гарантий обеспечения их трудовой занятости наравне с другими с помощью следующих мер:

Установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приёма на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

Стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

Создание инвалидам условий труда а соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.

Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов.

Организация обучения инвалидов новым профессиям.

Мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов

ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает установление квот для приёма на работу.

Законом субъекта РФ должна быть введена квота в отношении работодателей для приёма на работу инвалидов в пределах от 2 до 4 % среднесписочной численности работников - если общая численность составляет более 100 человек. По усмотрению субъекта РФ может устанавливаться квота в размере до 3% - если численность работников составляетне менее 35 человек и не более 100 человек.

Освобождаются от обязанности соблюдать квотирование рабочих мест для трудовой занятости инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставной капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Работодатели, не соблюдающие требования закона о квотировании рабочих мест, подлежат

административной ответственности. Согласно ст. 5.42 Кодекса об административных нарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также отказ работодателя в приёме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере, предусмотренном законодательством.

Требования к оборудованию рабочих мест

Для каждого предприятия, учреждения и организации в пределах региональной квоты для приёма на работу инвалидов должно быть установлено минимальное количество специальных рабочих мест. Выделение специального рабочего места предполагает проведение дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуадьных возможностей инвалида.

Постановлением Главного санитарного врача РФ от 18 мая 2009 г. №30 утверждены Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов». В них указываются основные требования к условиям труда инвалидов, медицинскому обслуживанию, работающих инвалидов, которые обязаны соблюдать все предприятия, использующие труд инвалидов.

В числе этих требований можно выделить следующие:

Рабочие места для инвалидов должны оснащаться с учётом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.

Необходимо минимизировать вредные производственные факторы условий труда инвалидов (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статистическое электричество, освещённость, запылённость, загазованность воздуха рабочей зоны; патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности; физические, динамические и статические нагрузки при подъёме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе; сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлинённым рабочим днём).

Условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать ИПРА инвалида.

При организации специальных рабочих мест для инвалидов должно быть предусмотрено использование специальных приспособлений, компенсирующих ограничения инвалидов; применение специально разработанного ручного инструмента; регулировка высоты рабочей поверхности стола и стула, легко досягаемых и управляемых механизмов, имеющих надёжную фиксацию; выделение дополнительных площадей, обеспечивающих возможность подъезда, разворота на рабочем месте и выполнения работы в инвалидной коляске; оснащение рабочего места индикаторами, учитывающие особенности отдельных групп инвалидов (слепые, слабовидящие, глухие) и т. д.

Не допускается размещение постоянных рабочих мест инвалидов в подвальных, цокольных этажах, в зданиях без естественного освещения и воздухообмена.

Объем производственных помещений на одного работающего инвалида принимается не менее 15 куб.м; площадь - не менее 4, 5 кв. м; высота - не менее 3, 2 м.

На предприятиях, предназначенных для трудоустройства инвалидов, оборудуются помещения для отдыха площадью из расчета 0,3 кв. м. На одного работника, но не менее 12 кв. м. Расстояние от производственных помещений до помещения для отдых - не более 75 м. Оборудуется здравпункт с кабинетом врача, процедурным кабинетом и помещением, где могут находиться инвалиды в случае ухудшения здоровья.

Для помощи инвалидам в профессиональной ориентации Министерством труда РФ был разработан и утверждён Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентноспособными на региональных рынках труда.

Создание специальных условий труда для инвалидов

Организации, где работают инвалиды, обязаны создавать все условия для их труда в соответствии с ИПРА.

Запрещается включать в трудовые договоры, как коллективные, так и индивидуальные, такие условия труда инвалидов, которые ухудшают их положение по сравнению с другими работниками организации (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность отпусков и т. п.).

Условиями трудоустройства инвалидов I и II групп предусмотрена сокращённая продолжительность рабочего времени (не более 35 часов в неделю) с сохранением полной оплаты труда.

Комплекс мер, направленных на содействие и повышение трудоустройства инвалидов

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 марта 2013 года № 94 регионам даны методические рекомендации по разработке мер, направленных на трудоустройство инвалидов и повышение их занятости. Органы исполнительной власти РФ обязаны разработать региональные программы по созданию условий для повышения уровня занятости инвалидов.

Региональные программы должны включать следующие направления:

Квотирование рабочих мест для приёма на работу инвалидов.

Создание условий на инклюзивном рынке труда.

Развитие центров содействия а трудоустройстве студентов и выпускников, включая инвалидов, при государственных или муниципальных организациях профессионального образования.

Взаимодействие с социально ориентированными некомерческими организациями, осуществляющими деятельность по сопровождению инвалидов при трудоустройстве, в том числе, а том числе выпускников образовательных учреждений, в целях трудоустройства, адаптации и закрепления на рабочих местах.

Мероприятия по обеспечению трудовой занятости инвалидов включают организацию взаимодействия с частными агенствами занятости по вопросам трудоустройства инвалидов.

Развитие частно-государственного партнёрства по вопросам трудоустройства инвалидов.

Организации взаимодействия с общественной палатой субъекта РФ по вопросам трудоустройства инвалидов.

Содействие самозанятости и предпринимательству инвалидов.

Предоставление инвалидам государственных услуг в области содействия занятости населения.

Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные для них рабочие места за счёт субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ.

Организация взаимодействия органов образования и органов службы занятости с органами социальной защиты населения с целью реализации ИПРА инвалида в части профессиональной реабилитации.

Информирование населения о реализуемых мерах по содействию трудоустройства инвалидов.

Источники права по регулированию трудовых прав работников-инвалидов:

  1. Конвенция о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106, ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46).
  2. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09» (вместе с «СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила» (Требования)).
  4. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
  5. Приказ Минтруда России от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

Статус инвалида и подтверждающие документы работника

  • привлечение работников, которым присвоен статус инвалидов, к сверхурочной работе, работе в выходные или праздничные дни, в ночное время может производиться исключительно с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением ( , ). Работник имеет право дать согласие на предложенную работу или отказаться от нее. Оплата сверхурочной работы и работы в выходные и праздничные дни работнику осуществляется в общем порядке. Таким образом, законодательно установлена обязанность работодателя надлежащим образом оформить:
    • уведомление сотруднику, имеющему право отказаться от сверхурочной работы (работы в выходные или праздничные дни, ночное время);
    • уведомление сотруднику о привлечении к сверхурочной работе (к работе в выходные или праздничные дни, ночное время);
    • письменное согласие работника на привлечение к сверхурочной работе (работе в выходные или праздничные дни, ночное время);
  • сотрудникам с ограниченными возможностями предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней;
  • работнику-инвалиду по его письменному заявлению предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году.

ВАЖНО!

Инвалиды Чернобыля дополнительно имеют право:

  • на ежегодный очередной оплачиваемый отпуск в удобное для них время,
  • на дополнительный отпуск продолжительностью 14 дней (выплачивается органами социальной защиты населения в соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Работник-инвалид 2 группы: особенности кадрового учета

Исходя из того, что для таких сотрудников предусмотрен сокращенный рабочий день, сотруднику, отвечающему за табели, стоит проявить внимательность и указывать соответствующую ИПР длительность рабочего дня. На медицинские рекомендации необходимо опираться и при распределении рабочих заданий, ночных смен и командировок.

Перевод работника, имеющего статус инвалида

Подчиненного, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся работу, не противопоказанную сотруднику по состоянию здоровья (ст. 73 ТК РФ). В других случаях перевод производится в общем порядке.

Расторжение трудового договора (увольнение) работника-инвалида

Если работник признан полностью неспособным к трудовой деятельности, трудовой договор расторгают в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ .

Если у работодателя происходит сокращение, то нужно учитывать, что, согласно ст. 179 ТК РФ , если производительность труда и квалификация работников равны, преимущественное право сохранить рабочее место отдается, кроме прочих категорий, сотрудникам, получившим у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание, инвалидам Великой Отечественной войны и боевых действий по защите Отечества.

Если указанные категории работников все же попадают под сокращение, им необходимо предложить перевод на вакантные должности (как соответствующие их квалификации, так и нижестоящие или нижеоплачиваемые), учитывая при этом состояние их здоровья (ч. 3 ст. 81 ТК РФ).

Увольнение сотрудника в период временной нетрудоспособности по инициативе работодателя является незаконным. Уволить такого сотрудника можно только по его желанию. Либо если он до того, как оказался на больничном, написал заявление об уходе.

ВАЖНО!

Как уволить инвалида 2 и 3 группы

Несмотря на то, что трудовое законодательство находится на стороне сотрудников, являющихся людьми с ограниченными возможностями, существуют причины, по которым такие сотрудники могут быть уволены. Увольнение инвалида 2 и 3 группы по инициативе работодателя может быть произведено в следующих случаях:

  • отказ от перевода на должность, соответствующую ИПР, либо отсутствие такой вакансии в компании;
  • нахождение в состоянии опьянения на рабочем месте;
  • прогул без уважительной причины;
  • систематическое игнорирование трудовых обязанностей;
  • ликвидация организации, сокращение штата, реорганизация.

Стоит помнить, что говорит Трудовой кодекс: инвалиды подчиняются тем же правилам, что и остальные работники. В частности, труд инвалидов 2 группы в имеет такую же ценность, как и работа здоровых сотрудников.

Инвалиды: условия труда 2019

Работодатель обязан создавать и оснащать (оборудовать) специальные рабочие места. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу людей с ограниченными возможностями (статья 22 ).

Если труд инвалида или нарушение функций его организма и ограничения жизнедеятельности не требуют особых условий, оснащать для него специальное рабочее место не нужно.

Специальные рабочие места оснащаются индивидуально для каждого человека или для группы с однотипными нарушениями (ограничениями). Обустройство рабочих мест для людей с ограниченными возможностями не должно препятствовать выполнению трудовых функций другими работниками.

Оборудование рабочего места зависит от нарушения функций организма, ограничений жизнедеятельности инвалида и осуществляется с учетом его профессии (должности), характера труда, выполняемых обязанностей (п. 3 Требований).

Если в штате есть работники, имеющие статус инвалида, то работодатель обязан проанализировать их потребности в специальных рабочих местах, ориентируясь на ИПРА (ИПР), определить перечень мероприятий по оборудованию таких рабочих мест и реализовать эти мероприятия.

Примеры

Для сотрудника, передвигающегося на кресле-коляске, офис должен быть оборудован лестничными подъемными механизмами, площадь рабочего места должна обеспечивать возможность подъезда к нему, а санузлы оборудованы специальной сантехникой.

Для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — это различные поручни, пандусы, специальные дверные ручки.

Для людей с инвалидностью по зрению — тактильная плитка, разметка, специальные напольные покрытия, таблички со шрифтом Брайля, системы вызова персонала.