Что относится к органам. Органы местного самоуправления — структура и полномочия

В своей совокупности государственные органы Российской Феде­рации образуют единую систему.

Государственная власть в Российской Феде­рации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Органы законодательной власти:

1) Федеральное Собрание РФ;

2) народные собрания, государственные собрания, верховные советы, за­конодательные собрания республик в составе Федерации;

3) думы, зако­нодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области и автономных округов.

Федеральным законодательным и пред­ставительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание.

К органам исполнительной власти относятся:

1) Правительство РФ – высший орган федеральной исполнительной власти;

2) дру­гие федеральные органы исполнительной власти – министерства и ве­домства при Правительстве РФ;

3) органы исполнительной власти субъ­ектов Федерации – президенты и главы администраций субъектов Фе­дерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

Они образуют­ся (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти – президентами или главами администраций. Так, Правитель­ство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Го­сударственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства – заместителей Председателя Правитель­ства и федеральных министров.

Органы судебной власти – Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституцион­ного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз­водства, является Конституционный Суд РФ.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, админи­стративным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуще­ствляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является согласно Конституции РФ (ст. 126) Верховный Суд РФ.

В Конституции РФ (ст. 127) устанавливается, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматри­ваемых арбитражными судами, который осуществляет в предусмотрен­ных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд РФ.

Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах Федерации.

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Президент Российской Федерации избирается гражда­нами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Требования к кандидату на пост Президента РФ:

1) Гражданство РФ (независимо от оснований приобретения);

2) Не моложе 35 лет;

3) Постоянное проживание в РФ не менее 10 лет.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Россий­ской Федерации более двух сроков подряд.

Президент РФ избирается на 6 лет.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Полномочия Президента РФ закреплены Конституцией РФ (ст. 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90).

Порядок отрешения Президента РФ от должности – ст. 93 Конституции РФ.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнитель­ного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается сроком на 5 лет.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Рос­сийской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

К ведению Совета Федерации относятся:

1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Феде­рации;

2) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

3) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

4) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

5) назначение выборов Президента Российской Федерации;

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

7) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитраж­ного Суда Российской Федерации;

8) назначение на должность и освобождение от должности Генерально­го прокурора Российской Федерации;

9) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

1) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

2) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

3) назначение на должность и освобождение от должности Председате­ля Центрального банка Российской Федерации;

4) назначение на должность и освобождение от должности Председате­ля Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

5) назначение на должность и освобождение от должности Уполномо­ченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

6) объявление амнистии;

7) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Общие полномочия Правительства Российской Федерации:

1) организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

2) осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

3) обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

4) формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реа­лизацию;

5) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере и иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, — развитием экономики, управлением развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции , осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

— Президент России;

— Правительство России;

— правительства (администрация) субъектов РФ.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. За время действия института президентства в России специальной структурой в Администрации Президента был советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья. Позднее эта должность была упразднена. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ.

При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности советника по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате. Соответствующими Указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный на его основе Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России (1996 г.) как самостоятельные органы федеральной исполнительной власти.

Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера — федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др.

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:

— обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;

— осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;

— проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В Аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведают Департамент социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования).

Читайте также:

http://government.ru

http://premier.gov.ru

Министерство внутренних дел Российской Федерации http://www.mvd.ru
ГУ МВД России по г. Москве
http://77.мвд.рф/ Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий http://www.mchs.gov.ru Министерство иностранных дел Российской Федерации http://www.mid.ru

  • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
  • http://rs.gov.ru Министерство обороны Российской Федерации http://www.mil.ru
  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
  • http://www.fsvts.gov.ru
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
  • http://www.fstec.ru Министерство юстиции Российской Федерации http://www.minjust.ru
  • Федеральная служба исполнения наказаний
  • http://www.fsin.su
  • Федеральная служба судебных приставов
  • http://www.fssprus.ru Министерство здравоохранения Российской Федерации http://www.rosminzdrav.ru
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
  • http://www.roszdravnadzor.ru
  • Федеральное медико-биологическое агентство
  • http://fmbaros.ru Министерство культуры Российской Федерации http://www.mkrf.ru
  • Федеральное агентство по туризму
  • http://www.russiatourism.ru Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации http://www.mnr.gov.ru
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  • http://www.meteorf.ru
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
  • http://rpn.gov.ru
  • Федеральное агентство водных ресурсов
  • http://voda.mnr.gov.ru
  • Федеральное агентство лесного хозяйства
  • http://www.rosleshoz.gov.ru
  • Федеральное агентство по недропользованию
  • http://www.rosnedra.com Министерство промышленности и торговли Российской Федерации http://www.minpromtorg.gov.ru
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • http://www.gost.ru Министерство просвещения Российской Федерации Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока http://minvostokrazvitia.ru Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа http://www.minkavkaz.gov.ru/ Министерство сельского хозяйства Российской Федерации http://www.mcx.ru
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
  • http://www.fsvps.ru
  • Федеральное агентство по рыболовству
  • http://www.fish.gov.ru Министерство спорта Российской Федерации http://www.minsport.gov.ru Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства http://www.minstroyrf.ru Министерство транспорта Российской Федерации http://www.mintrans.ru
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
  • http://www.rostransnadzor.ru
  • Федеральное агентство воздушного транспорта
  • http://www.favt.ru
  • Федеральное дорожное агентство
  • http://www.rosavtodor.ru
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
  • http://www.roszeldor.ru
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта
  • http://www.morflot.ru Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации http://www.rosmintrud.ru
  • Федеральная служба по труду и занятости
  • http://www.rostrud.ru Министерство финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru
  • Федеральная налоговая служба
  • http://www.nalog.ru
  • Федеральная Служба по регулированию алкогольного рынка
  • http://www.fsrar.ru
  • Федеральная таможенная служба
  • http://www.customs.ru
  • Федеральное казначейство (федеральная служба)
  • http://www.roskazna.ru Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации http://www.minsvyaz.ru
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
  • http://rkn.gov.ru/
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  • http://www.fapmc.ru
  • Федеральное агентство связи
  • http://www.rossvyaz.ru Министерство экономического развития Российской Федерации http://www.economy.gov.ru
  • Федеральная служба по аккредитации
  • http://www.fsa.gov.ru
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
  • http://www.rosreestr.ru
  • Федеральная служба государственной статистики
  • http://www.gks.ru/
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности
  • http://www.rupto.ru
  • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
  • http://www.rosim.ru Министерство энергетики Российской Федерации http://minenergo.gov.ru Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) http://svr.gov.ru Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) http://www.fsb.ru Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации http://www.rosgvard.ru Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) http://www.fso.gov.ru Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба) http://www.fedsfm.ru Федеральное архивное агентство http://archives.ru Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) http://www.gusp.gov.ru Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство) http://www.udprf.ru Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба) http://www.gfs.ru Федеральная антимонопольная служба http://www.fas.gov.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека http://www.rospotrebnadzor.ru Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору http://www.gosnadzor.ru
    Федеральное агентство по государственным резервам http://www.rosreserv.ru
    Федеральное агентство по делам молодежи http://www.fadm.gov.ru Федеральное агентство по делам национальностей http://fadn.gov.ru/

    Что такое исполнительная власть? Какие функции она выполняет? Чем отличается исполнительная власть от судебной и законодательной? Из каких органов состоит? На эти часто задаваемые вопросы мы ответим в нашем материале.

    Исполнительная власть - один из трех видов власти в странах с ее разделением. Конституция РФ содержит утверждение, что государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную (Ст. 10). В чем различие этих трех видов власти и чем конкретно занимается каждая из них? Как выглядит структура каждого из названных видов власти в нашей стране? Сегодня в нашей статье речь пойдет об исполнительной власти .

    Если с судебной властью все более или менее понятно (судебную власть составляет система судебных органов страны, в которые входят Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные и конституционные суды), то с остальными двумя видами все обстоит не так просто.

    Законодательная власть — власть в области законодательства. Ею управляет отдельный орган, занимающийся разработкой законодательства. В РФ законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием. Оно состоит из двух палат - верхней и нижней. Верхняя называется Совет Федерации. Нижняя - Государственная дума РФ. В субъектах России законодательная власть осуществляется Законодательными собраниями.

    Исполнительная власть — одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве.

    Реализуется как совокупность полномочий по управлению государственными делами, то есть представляет структуру органов, осуществляющих эти полномочия.

    Органами исполнительной власти осуществляется ее реализация. Это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти - выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Исполнительная власть и законодательная власть должны быть строго разделены, чтобы не оказывать влияние друг на друга.

    Субъекты исполнительной власти

    С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти :

    1) Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;

    2) равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

    С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются: 1) Президент Российской Федерации; 2) Правительство Российской Федерации; 3) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства); 4) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 5) главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты, главы администраций); 6) правительства субъектов Российской Федерации; 7) иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Соответственно, существует разделение на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов (региональные). Федеральные органы исполнительной власти состоят в РФ из трех звеньев - это министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

    Федеральные органы исполнительной власти

    Федеральная служба — общее название федерального органа государственного управления, который осуществляет контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере. Федеральное агентство — разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основные функции — правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом. Министерства управляют определенной сферой деятельности каждое.

    Руководство деятельностью федеральных министерств, служб и агентств осуществляет президент РФ. Он же принимает решение о создании и упразднении этих органов исполнительной власти. Например, указом президента РФ Владимира Путина в апреле 2016 года были упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральная миграционная служба (ФМС). Их функции были переданы Министерству внутренних дел (МВД).

    Той же весной президент приказал создать Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардию). Ею также осуществляется исполнительная власть. В Национальную гвардию были преобразованы внутренние войска МВД. Росгвардия представляет федеральные органы исполнительной власти.

    На данный момент исполнительные органы государственной власти (федеральные) имеют следующую структуру:

    1. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

    2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

    3. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

    Общие сведения о системе государственных органов РФ

    Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)

    5. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)

    6. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России)

    7. Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) (СВР России)

    8. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) (ФСБ России)

    9. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)

    10. Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) (ФСО России)

    11. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)

    12. Федеральное архивное агентство (Росархив)

    13. Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) (ГУСП)

    14. Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

    15. Следственный комитет Российской Федерации (Следственный комитет) (федеральный государственный орган)

    Чем занимается орган исполнительной власти

    Одним из органов исполнительной власти является Министерство юстиции РФ.

    Это федеральное министерство занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и адвокатской деятельности, нотариата и нотариальной деятельности, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения и других.

    Министр юстиции, как и прочие министры, назначается президентом РФ. Аппарат Министерства юстиции состоит из центрального аппарата, территориальных органов Минюста, судебно-экспертных учреждений, Научного центра правовой информации и прочих подразделений. Исполнительная власть в своих органах зачастую имеет сложную и разветвленную структуру.

    Региональные органы исполнительной власти

    Органы исполнительной власти субъектов (региональные органы) состоят из комитетов (в Москве и Санкт-Петербурге), департаментов и главных управлений . Органами исполнительной власти в регионе также являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями.

    Исполнительная власть через свои органы в соответствии со их полномочиями решаются задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ. При этом при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти и согласовании их состава учитываются особенности конкретного региона. Для региональных органов исполнительной власти характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

    Признаки исполнительной власти

    Исполнительная власть обладает следующими признаками :

    • является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
    • является проводником государственной политики в жизнь;
    • подзаконна по своему характеру и задачам;
    • объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
    • её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
    • является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

    В одном из следующих материалов мы продолжим разговор о трех видах власти и разберем, что такое законодательная власть .

    Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов.

    Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя:

    1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ);

    2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов; территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

    Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ. Главой исполнительной власти субъекта РФ может быть гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральными законами, конституцией (Уставом) и (или) законом субъекта РФ набором определенных возрастных, образовательных и иных обязательных признаков.

    Высшее должностное лицо субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе:

    1) подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ в сфере регулирования отношений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей;

    2) подписывать и обнародовать законы субъекта РФ;

    3) формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

    4) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации.

    Акты высшего должностного лица субъекта РФ:

    1) указы (постановления) (носят нормативный характер);

    2) распоряжения (издаются по конкретным вопросам).

    Глава субъекта РФ может быть отрешен от должности за неисполнение своих обязанностей высшим законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, Президентом РФ, населением соответствующего субъекта РФ в порядке отзыва.

    Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе:

    1) осуществлять в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

    2) обеспечивать исполнение бюджета субъекта Федерации и готовить отчет об исполнении указанного бюджета;

    3) формировать иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

    4) осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации.

    Высший исполнительный орган государственной власти субъекта издает постановления и иные акты, установленные законами соответствующего субъекта РФ.

    Вконтакте

    Государственный орган это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.

    Признаки:

      Государственный орган – это относительно самостоятельный элемент государственного аппарата ; он занимает в государственном аппарате свое место и прочно связан отношениями координации и субординации с другими государственными органами;

      Государственный орган имеет внутреннее строение (структуру) . Он состоит из подразделений, скрепленных единством целей;

      Государственный орган состоит из государственных служащих ;ФЗ

    «О государственной гражданской службе РФ» 2004 г.

      Государственный орган имеет определенную компетенцию , то есть совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его место в системе государственных органов;

      Государственные органы тесно взаимодействуют между собой . Они образуют государственный аппарат, главной задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

      Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права , а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

      Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета.

      Государственный орган образован и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции и законов).

    Виды государственных органов

    I . По способу возникновения:

      Первичные (выборные) государственные органы никакими другими государственными органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственный монарх), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные законодательные органы - парламент);

      Производные (назначаемые) государственные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (генеральный прокурор);

    II . По объему властных полномочий или по предмету ведения :

      Федеральные органы распространяют свою власть на территорию всего государства (например, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Прокуратура РФ);

      Органы субъектов федерации функционируют в административно-территориальные единицах (округах, областях). Их властные полномочия распространяются только на эти регионы.

    Например, Законодательное Собрание Нижегородской области.

    III . По широте компетенции:

      Государственные органыобщей компетенции решают широкий круг вопросов (например, Президент РФ, Правительство РФ);

      Государственные органыспециальной компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

    IV . По способу принятия решений или осуществления компетенции:

      Коллегиальные государственные органы принимают решения большинством голосов (Федеральное Собрание РФ);

      Единоначальные государственные органы принимают решения единолично (глава государства, Уполномоченный по правам человека);

    V . По правовым формам деятельности:

    1. Правотворческие (Парламент);

    2. Правоприменительные (Суд);

    3. Правоохранительные (Прокуратура);

    VI . По принципу разделения властей:

      Законодательные (Федеральное Собрание РФ);

      Исполнительные (Правительство РФ);

      Судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);

    3. Принципы организации и деятельности современного государственного аппарата .

    Принципы организации государственного аппарата – это исходные, основополагающие начала, идеи, на основе которых функционирует государственный аппарат.

      Принцип демократизма (народовластия) – это принцип, в соответствии с которым граждане государства прямо или через своих представителей принимают участие в организации и деятельности государственного аппарата.

    Народовластие - принцип организации и деятельности современного государства, в соответствии с которым народ страны признается носителем суверенитета и единственным источником власти.

    В соответствии с этим принципом единственным источником власти в стране признается ее народ. Ему принадлежит верховная власть, вся полнота суверенитета, его воля – решающая по всем государственным делам. Государственная власть рассматривается как производная от власти народа, а государственные органы и отдельные их представители действуют по поручению народа.

    Государственная власть с точки зрения этого принципа только тогда является легитимной (законной), когда она сформирована по воле народа и реализует его интересы. Поэтому любые действия, направленные против точно выраженной государственной воли народа, расцениваются как захват или присвоение власти и преследуются по закону, в том числе уголовному.

    Правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 Конституции РФ: “1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”.

    По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную.

    Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. В рамках этой формы народ страны или какая-либо его часть (население региона, города, района, поселка, села) самостоятельно выступает в качестве источника суверенной власти, принимает на себя бремя решения государственных дел. Вопрос, разрешенный через непосредственные формы демократии, не нуждаются в подтверждении или признании его государственными органами или органами местного самоуправления.

    Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

    Представительная демократия – это реализация власти народа через представителей (депутатов), избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

    Путем выборов население страны вручает власть соответствующим государственным органам, тем самым подтверждая ее производность от воли народа и, следовательно, легитимность (законность).

    Помимо формирования соответствующих государственных органов, население участвует в осуществлении представительной демократии путем определения их политики через различные общественные организации и прежде всего политические партии; путем общественного контроля за деятельностью органов власти; подотчетности их населению; возможности перевыборов в случае невыполнения воли народа.

    Референдум - как высшее непосредственное выражение власти народа, демократии в цивилизованном обществе, представляет собой всенародное голосование, которое проводится по процедуре близкой к выборам.

    На референдум обычно выносятся конкретные вопросы внутренней или внешней политики, а также наиболее важные законы, которые принимаются или отклоняются в целом. Принятое на референдуме решение не требует утверждения каким-либо государственным органом и вступает в силу с момента его принятия населением.

    2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (принцип гуманизма) означает, что признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью, смыслом и содержанием деятельности государства, его органов (ст. 2 Конституции РФ). Уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина государством, его органами является основным критерием оценки их деятельности.

    3. Разделение властей – это принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 10 Конституции РФ “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа государственных органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником формирования и наличием своего предмета ведения. Ни одна из ветвей власти не имеет ни формального, ни фактического верховенства. Разделение властей предполагает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов. В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность контролировать и ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.

    Разделения властей - принцип организации и деятельности государства, определяющий распределение единой суверенной государственной власти между тремя самостоятельными ветвями органов: законодательными, исполнительными и судебными.

    Принцип разделения властей в качестве ведущего при построении государственного аппарата был обоснован в период борьбы в Европе против абсолютных монархий. Впервые на конституционном уровне был закреплен в Конституции США 1787 года. В России отвергался как в период самодержавной монархии, так и в советский период, когда вся полнота власти формально закреплялась за органами народного представительства.

    Как показала историческая практика, последовательная реализация принципа разделения властей препятствует сосредоточению государственных полномочий в руках какой-либо одной государственной структуры, и, поэтому, является необходим организационным дополнением принципа народовластия. Как своеобразная форма “разделения труда” внутри государственного аппарата, реализация принципа разделения властей обеспечивает наибольшую эффективность его работы.

    В современном понимании принцип разделения властей включает в себя

    во-первых , разделение всех органов государства на группы по принадлежности к трем основным ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной;

    во-вторых , формальную независимость их друг от друга как по источнику формирования (избранию или назначению), так и предметам ведения; каждый орган реализует свои полномочия в рамках функциональных задач соответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномочия других ветвей;

    в-третьих , возможность органов каждой из ветвей власти ограничивать действия других ветвей в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий (система сдержек и противовесов).

    Система сдержек и противовесов реализуется, в частности, путем

    закрепления за главой государства, возглавляющего исполнительную власть, возможности распускать в определенных случаях парламент и налагать “вето” на его законы;

    закрепления за парламентом права на выражение недоверия правительству и требование его отставки, а также права путем “импичмента” добиться отстранения от должности главы государства;

    закрепления за судебной властью права объявить недействительным любой акт законодательной или исполнительной ветвей власти, если он противоречит конституции страны или другим актам более высокой юридической силы.

    4. Принцип верховенства права означает, что организация и деятельность государственного аппарата строится на основе и во исполнение права. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государства – парламентом. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Подзаконные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но и само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и потребностям общества.

    5. Принцип гласности предполагает обеспечение информированности общественности о деятельности государственных органов.

    6. Принцип профессионализма означает необходимость использования в деятельности государственных органов наиболее квалифицированных, образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью ответственной кадровой деятельности, наличия необходимой системы профессионального образования и переподготовки кадров.

    7 . Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой – в наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации.

    8. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности заключается в обеспечении оптимального соотношения соответствующих начал в процессе формирования и деятельности государственных органов.

    9. Принцип иерархичности заключается в том, что государственные органы занимают в государственном аппарате разные уровни, одни государственные органы подчинены другим.

    10. Принцип выборности и назначаемости .

    Человеческий организм представляет собой уникальную, сложную конструкцию, в которой все процессы протекают только благодаря слаженной совместной работе каждой клеточки, из которых состоят ткани каждого органа нашего тела. Но одна структура не может выполнять все необходимые функции для жизнедеятельности нашего организма, поэтому все части тела, выполняющие похожие функции, объединяют в системы.

    Таким образом, система органов - это совокупность образований, похожих по своему строению, функциям и развитию. Выделяют 5 таких объединений, каждое из которых выполняет свою определенную и немаловажную роль в существовании всего организма. Какие же можно выделить системы органов человека?

    Респираторный тракт

    Играет большую роль в деятельности организма, так как обеспечивает доставку кислорода, поступающего с вдыхаемым воздухом в кровь, и выделение углекислого газа. Таким образом, каждая клеточка получает необходимую для жизни порцию кислорода и избавляется от ненужных ей веществ. Но до того как воздух попадает в легкие, он проходит через дыхательные пути, а именно: носовую полость и глотку - это верхние дыхательные пути; гортань, трахею и бронхи, образующие нижнюю часть дыхательой системы.

    Стенки проводящих путей состоят из костной и хрящевой тканей, благодаря которым они не спадаются, и воздух без каких-либо препятствий поступает в организм при вдохе. Также, поступая в легкие, воздух должен быть очищен от пыли, согрет и увлажнен, в чем и кроется заслуга слизистой оболочки, в частности покрывающей полость носа. В верхней трети носоглотки имеется орган обоняния, при помощи которого дыхательная система осуществляет и обонятельную функцию.

    Кроме того, одной из крайне важных функций, осуществляющихся при помощи дыхания и позволяющей людям общаться между собой и выражать свои эмоции, является речь. Невозможно представить нормальную жизнедеятельность, если бы не было дыхательной системы органов человека.

    Сердечно-сосудистая система

    В ее основе выделяют центральный орган - сердце - с соединенными с ним замкнутыми трубками, называемыми кровеносными сосудами. Сердце представляет собой полый мышечный орган, основной функцией которого является насосная. Оно своими ритмичными сокращениями выталкивает всю массу крови, находящуюся в ее камерах, в сосудистое русло. Сосуды образуют малый и большой круги кровообращения. Все перечисленные структуры образуют в совокупности органы кровеносной системы.

    Сеть сосудов представляет собой систему трубок, которые содержат циркулирующую жидкость и осуществляют доставку к клеткам и тканям организма необходимые питательные вещества, а также осуществляют удаление продуктов жизнедеятельности и транспортировку их в систему выделения, а именно к экскреторным органам, почкам, коже. Артерии расположены во всем теле человека, даже в костях, что позволяет поддерживать все необходимые условия для существования.

    Кровеносные сосуды, идущие от сердца и несущие к ним артериальную, обогащенную кислородом кровь, называются артериями. А те, что осуществляют противоположную функцию, то есть несут кровь, содержащую ненужные клеткам продукты жизнедеятельности к сердцу от органов, называются венами. Все они различаются по калибру: от более крупных до совсем мелких. В малом кругу кровообращения артерии и вены выполняют противоположные друг другу функции.

    Пищеварительная система человека

    Пищеварительный канал имеет определенные разделы: полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка. Длина этого комплекса составляет 8-10 м.

    Глотка представляет собой часть пищеварительной трубки и дыхательных путей и является промежуточной между полостью носа и рта с одной стороны и пищеводом и гортанью - с другой.

    Пищевод представляет собой длинную узкую трубку, находящуюся между глоткой и желудком, главная функция которой - продвижение пищи в нижележащие отделы. Длина его составляет 23-25 см.

    Желудок имеет вид мешкообразного расширения пищеварительного тракта. Здесь скапливается пища и протекают первые стадии переваривания, в результате которых твердые части пищи приобретают жидкий или кашицеобразный вид.

    Тонкая кишка образует множество петлеобразных изгибов и переходит в толстую. Длина ее составляет 6,5-7 м. Тут осуществляется механическая и химическая обработка пищи (при воздействии щелочной среды) и всасывание питательных веществ.

    Толстая кишка - последний отдел пищеварительной системы, который заканчивается заднепроходным отверстием. Длина составляет 1-1,5 м.

    Пищеварительная система человека отвечает за получение необходимых питательных веществ, их обработку и удаление ненужных продуктов обмена.

    Мочеполовая система

    Органы этой системы связаны друг с другом по своему развитию, а их выводные протоки соединяются в одну большую мочеполовую трубку, представляющую собой мочеиспускательный канал у мужчин, или же открываются в одном общем пространстве- преддверии влагалища у женщин, поэтому объединяют в себе мочевые и половые органы.

    Мочевыделяющие органы включают почки, которые образуют мочу, и мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал, которые участвуют в накоплении и выведении мочи.

    Половые органы делятся на мужские и женские. К мужским относятся яички, семявыносящие протоки с семенными пузырьками, предстательная железа, бульбоуретральные железы, половой член. К женским относят яичники, маточные трубы, матка, влагалище. Эти органы расположены в малом тазу, и их называют внутренними, а большие и малые половые губы, клитор, девственная плева относятся к группе наружной части половой системы.

    Нервная система

    Что касается данной системы органов человека, то она является наиболее сложной структурой человеческого тела. Ее можно подразделить на центральную и периферическую.

    К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг, а различные корешки и нервы, отходящие от них, вместе с рецепторным аппаратом образуют периферическую ее часть.

    Центральная нервная система отвечает за обработку поступающих от периферических нервов импульсов, попутно образуя ответные сигналы, которые приводят к осуществлению какого-либо действия, осознанию мысли и т. д. Представляет собой более сложную и совершенную, по сравнению с периферической, систему.

    Периферическая нервная система выполняет преимущественно проводниковую функцию. При ее помощи происходит восприятие раздражения, формирование. Центральная нервная система отвечает за восприятие передаваемых импульсов и ответ на них.

    Кроме того, нервную систему можно подразделить на соматическую и вегетативную. Первая подчиняется сознанию человека и отвечает за осознанные движения.

    Вегетативная нервная система расположена в стенках сосудов и органов и контролируется преимущественно различными метаболитами и веществами.

    Опорно-двигательный аппарат

    Включает в себя мускулатуру, являющуюся активной частью аппарата, скелет и его соединения, которые образуют пассивную часть опорно-двигательной системы.

    Вся мускулатура делится на висцеральную и соматическую. Мускулатура, входящая в состав внутренних органов и в большинстве состоящая из гладких мышц, называется висцеральной или непроизвольной. Соматическая, или произвольная, состоит в основном из исчерченных волокон, которые находятся в стенках полостей тела и образуют основную мышечную массу конечностей. С помощью поперечных мышечных волокон осуществляются движения, проявляющиеся в перемещении всего тела в пространстве.

    Скелет представляет собой совокупность плотных образований, имеющих преимущественно механическое значение. Составляют скелет отдельные кости, соединенные между собой соединительной, хрящевой и костной тканью. Основные функции скелета - защита, опора и движение.

    Защитная функция осуществляется путем образования из костей специального канала, например позвоночного, который защищает спинной мозг, черепа - шлемообразного образования, защищающего головной мозг, грудной клетки, отграничивающей жизненно важные органы, и таза, защищающего органы выделения и размножения.

    Опорная функция достигается путем прикрепления мягких тканей и органов к различным частям скелета. Без данной системы органов человека невозможно было бы прямохождение и поддержание положения тела в пространстве.

    Двигательная функция осуществляется за счет мышц, приводящих в движение кости, соединенные подвижными сочленениями. Благодаря многообразию суставов, удается совершать сложные и комбинированные действия.

    Общая система контролирующих органов и организаций включает:

    1. Государственные органы федерального значения:

    Государственного управления - Главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата РФ, Федераль-ная налоговая служба , Департамент финансового конт-роля и аудита Минфина России;

    - здравоохранения и обеспечения безопасных условий жизни - Государственная служба санитарно-эпидемио-логического надзора РФ, Служба ветеринарного надзора РФ, Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик-видации последствий стихийных бедствий РФ и др.;

    Труда и социального обеспечения - Государственная трудовая инспекция, Государственная жилищная инспек-ция. Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и другие;

    Финансово-кредитных отношений и страхования - Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство России, Министерство финансов РФ, Депар-тамент финансового контроля и аудита Минфина России;

    - экономики, промышленности, сельского хозяйства и тор-говли - Министерство экономического развития и тор-говли РФ, Государственный комитет РФ по земельной по-литике, Государственная торговая инспекция и др.;

    - образования и культуры - Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ, Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуни-каций РФ;

    - связи и информации - Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральная служба го-сударственного надзора за связью.

    Градация контролирующих органов по указанным сферам об-щественных отношений позволяет, с одной стороны, обозначить группу однородных и близких по своей направленности государ-ственных органов, с другой - глубже понять суть и направлен-ность каждого отдельного государственного контролирующего органа. Правда, некоторые из них по определенным основаниям, могут быть отнесены к двум, а то и трем из перечисленных сфер общественных отношений.

    Так как каждого из нас должен интересовать воп-рос, куда расходуются те деньги, кото-рые удерживаются с нас в виде государ-ственных пошлин (например, за выдачу нового паспорта) и налогов: налога на доходы физичес-ких лиц, налога на имущество и т.д. Все суммы этих пошлин и налогов аккумулируются на сче-тах Федерального казначейства и поступают в федеральный бюджет. Затем из федерального бюджета эти средства распределяются по бюджетным учреждениям (организациям, функцио-нирующим за счет федерального бюджета). При-чем выделяются они по принципу адресности и целевого назначения. То есть при выделении средств обозначаются цели, на которые они могут быть израсходованы. Эти цели обозначают-ся кодами бюджетной классификации.


    К ним относятся в первую очередь Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН).

    Основной задачей созданных в 2004 г, территориальных управлений ФСФБН федерального уровня явля-ется проверка целевого и эффективного исполь-зования государственных (федеральных) бюд-жетных средств, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответ-ствующий год.

    Ранее (до 2004 г.) порядок использования средств федерального бюджета проверялся территориальными управлениями в субъектах федерации (КРУ МФ РФ в субъектах федерации).

    Структура федеральных органов исполнительной власти изменена Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (далее - УП № 314).

    В соответствии с п. 13 УП № 314 функции Минфина России по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере переданы Федеральной службе финансово-бюджного надзора (ФСФБН).

    Вновь созданная ФСФБН будет осуществ-лять функции осуществления действий по кон-тролю и надзору за исполнением органами го-сударственной власти, органами местного са-моуправления, их должностными лицами, юри-дическими лицами и гражданами установлен-ных Конституцией Российской Федерации, фе-деральными конституционными законами, фе-деральными законами и другими нормативны-ми правовыми актами общеобязательных пра-вил поведения.

    Эта служба является федераль-ным органом исполнительной власти и осуще-ствляет надзор по контролю в бюджетно-финан-совой сфере и последующий государственный финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств госу-дарственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в феде-ральной собственности, на территории РФ и за рубежом.

    Порядок взаимоотношений федеральных ми-нистерств и находящихся в их ведении федераль-ных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функ-ций устанавливаются Положением о Федераль-ной службе финансово-бюджетного надзора.

    2. Главное контрольное управление Президента РФ. Оно дей-ствует на основе Указа Президента РФ от 16 марта 1996 г. №.383, функциями которого являются контроль за деятельностью орга-нов контроля и надзора при федеральных органах исполнитель-ной власти.

    Основные задачи этого органа: организация контроля и проверки деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и их руководителей; взаимодействие с указанными государственными органами при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов; коор-динация деятельности федеральных контрольных и надзорных органов при осуществлении таких проверок; подготовка пред-ложений по результатам проверок о совершенствовании дея-тельности федеральных органов исполнительной власти; осу-ществление методического руководства аппаратом полномоч-ного представителя Президента РФ в федеральном округе по вышеуказанным вопросам.

    3. Счетная палата РФ является по существу высшим орга-ном государственного финансового контроля. В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания страны для осуществления контроля за исполнением федераль-ного бюджета.

    В задачи этого органа входит: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд-жетных фондов; определение эффективности или целесообраз-ности расходов государственных средств и использования феде-ральной собственности; оценка обоснованности проектов феде-рального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фон-дов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов госу-дарственной власти, затрагивающих интересы федерального бюджета; анализ выявленных отклонений от установленных по-казателей в ходе исполнения федерального бюджета и подготовка предложений по их устранению; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ и иных уполномоченных финансово-кредитных учреж-дениях.

    Основу всех контрольных мероприятий Счетной палаты РФ составляют ревизии и проверки, проводимые по месту располо-жения проверяемых объектов.

    4. Министерство экономического развития и торговли РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий раз-работку и реализацию государственной социально-экономичес-кой политики. Оно наделено контрольными полномочиями в об-ласти регулирования экономических процессов лицензирования отдельных видов деятельности, развития государственного сек-тора экономики, применения государственных цен, внешнеэко-номического сотрудничества и иных направлений этой полити-ки. С возложением на указанное министерство государственного регулирования внутренней торговли оно призвано осуществлять мониторинг внутренних цен, государственный контроль за со-блюдением норм и правил торговли и общественного питания, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также непосредственно проводить ревизии и проверки органи-заций, находящихся в его ведении.

    В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ведение этого министерства переданы функции, ранее осуществляемые упраздненным Министерством имущественных отношений РФ. В связи с этим в его контрольные полномочия входит: разработка нормативных актов по вопросам учета, уп-равления, распоряжения, приватизации и контроля за использо-ванием государственного имущества; ведение учета и реестра федерального имущества, учета уставов федеральных государ-ственных унитарных предприятий и трудовых договоров, заклю-ченных с их руководителями; проведение инвентаризации объек-тов федеральной собственности и проверка их целевого исполь-зования; осуществление контроля за управлением, распоряже-нием, использованием по назначению и сохранностью земель-ных участков и иного федерального имущества и др.

    5. Министерство финансов РФ является федеральным орга-ном исполнительной власти, обеспечивающим проведение еди-ной финансовой, налоговой и валютной политики страны и коор-динирующим деятельность в этой сфере иных органов исполни-тельной власти.

    Министерство, финансов РФ выполняет следующие конт-рольные функции: осуществляет контроль за целевым использова-нием средств федерального бюджета и государственных внебюд-жетных фондов, координирует политику федеральных органов ис-полнительной власти; участвует в разработке порядка и проведе-ния контроля за поступлением доходов от имущества, находящего-ся в федеральной собственности; осуществляет контроль за обес-печением платежеспособности страховых организаций и надзор за их деятельностью; организует и проводит пробный надзор и государственный контроль за операциями с драгоценными метал-лами и драгоценными камнями; участвует в разработке единой политики в области аудита и организует контроль за качеством проведения аудиторских проверок; проводит ревизии.

    Оно занимает особое место в системе общегосударственного финансового контроля и включает следующие подразделения: департамент государственного регулирования финансового кон-троля, аудита и бухгалтерского учета, а также федеральные служ-бы финансово-бюджетного надзора, страхового надзора по фи-нансовому мониторингу. Федеральное казначейство РФ.

    6. Федеральная налоговая служба представляет собой еди-ную централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государ-ственного управления. Задачи: контроль за соблюдением нало-гового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодатель-ством РФ.

    7. Федеральная таможенная служба обеспечивает непосред-ственную реализацию задач в области таможенного дела и еди-нообразное применение таможенного законодательства на тер-ритории всей страны.

    На таможенные органы возложены следующие основные функции: таможенное оформление и таможенный контроль в це-лях ускорения товарооборота через таможенную границу РФ; взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, проверка правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их прину-дительному взиманию; обеспечение соблюдения порядка пере-мещения товаров через границу; борьба с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела; ведение таможенной статистики внеш-ней торговли, а также осуществление международного сотрудни-чества в этой сфере.

    8. Центральный банк РФ осуществляет свои функции и полно-мочия независимо от других государственных органов в соответ-ствии со ст. 75 Конституции РФ и Федеральным законом «О Цент-ральном банке Российской Федерации» от 10.07.02 г. № 86-ФЗ. Основная задача Центрального банка РФ заключается в защите и обеспечении устойчивости рубля как денежной единицы в стране, в связи с чем денежная эмиссия является исключительной прерогативой ЦБ РФ.

    Центральный банк РФ выполняет следующие контрольные функции: лицензирование, государственная регистрация и бан-ковский надзор за деятельностью кредитных организаций; ва-лютное регулирование и валютный контроль; проведение ревизий и проверокподведомственных организаций.

    9. Судебные и правоохранительные органы (Верховный Суд РФ,Прокуратура РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Высший Арбитражный суд РФ) призваны обеспечить систематический контроль за соблюдением всеми звеньями экономики и отдельными лицами действующего зако-нодательства.

    10. Органы специализированного государственного контроля осуществляют проверку соблюдения всеми организациями, учреж-дениями и отдельными лицами действующего законодательства и установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (госавтоинспекция, Государственная санитарная инспекция и др.).

    Они осуществляют проверки состояния исполнения законов, выявляют факты их нарушения, виновных лиц и сумму матери-ального ущерба, принимают меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещению причи-ненного материального ущерба.

    2. Государственные органы регионального значения (субъектов Российской Федерации и местного самоуправления) - относятся такие органы, которые не являются структурными под-разделениями федеральных органов, а формируются и функциони-руют на уровне субъектов федерации и местного самоуправления.

    3. Негосударственные контролирующие организации:

    - союзы потребителей;

    Профессиональные союзы;

    - аудиторские организации;

    - негосударственные организации по экспертизе и серти-фикации качества товаров и услуг;

    - общественные объединения.

    4. Международные контролирующие организации - это исполнительные структуры Организации Объединенных Наций и Европейского союза (МАК - Международный авиационный коми-тет, МСО - Международная организация по стандартам, МСЭ - Международный союз электросвязи).

    Полномочия контролирующих органов: осуществлять лицензирование, иметь доступ к объектам контроля и обследовать их, запрашивать и получать необходимые для контроля документы, материалы и сведения, вызывать должностных лиц и иных граждан, получать от них объяснения, использовать помощь специалистов, давать предписания о устранении нарушений, приостанавливать действие лицензии, запрещать реализацию товаров либо оказание услуг, принимать меры для привлечения виновных в правонарушениях лиц к установленной законом ответственности, в том числе передавать соответствующие материалы в правоохранительные органы.

    Полномочия контролирующих органов являются составной частью правого механизма осуществления контроля.

    Механизм контроля включает в себя систему мер, позволяющих контроли-рующим органам:

    - получать необходимые сведения о лицах и организациях, занимающихся подконтрольной деятельностью, о самой деятельности и ее результатах;

    - выявлять отклонения от установленных правил и требо-ваний относительно субъектов, порядка осуществления и результатов деятельности;

    - принимать - меры по пресечению нарушений указанных правил и требований, восстановлению нарушенных прав и удовлетворению законных интересов лиц, организаций, государства, когда им причинен вред неправомерными действиями;

    Принимать меры для привлечения к ответственности лиц и организации, виновных в нарушениях установленных правил и требований.

    Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, исчерпывающий перечень которых обычно содержится в нормативном акте, регулирующем его деятельность.

    Необходимо отметить, что в отличие от аудита и бухгалтер-ского учета в области контроля еще не сложилась система норма-тивного регулирования. Несмотря на это, можно наблюдать оп-ределенную систематизацию нормативного регулирования, ха-рактерную прежде всего для отдельных видов контроля.

    Важное место среди законодательных актов занимают кодек-сы: Гражданский кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Таможенный кодекс РФ; Кодекс РФ об административ-ных правонарушениях; Трудовой кодекс РФ; Земельный кодекс РФ.