Знаменитые выпускницы института благородных девиц.

Публикации раздела Традиции

История Смольного института

И стория женского образования в России неразрывно связана с именем императрицы Екатерины Великой. «Культура.РФ» рассказывает, как появился институт благородных девиц и как его возникновение отразилось на жизни русских женщин.

Образованные женщины и полезные члены общества

Смольный Институт. 1800-е. Фотография: pressa.tv

Смольный Институт. 1917. Фотография: petrograd1917.ru

Смольный Институт. 1940-ые. Фотография: istpravda

Европейская культура, которая начала утверждаться в нашей стране уже с конца XVIII века, привнесла в жизнь русского человека немало новшеств. При Петре I стали появляться школы для девочек. Это стало первым шагом для развития женского образования в России. Но настоящим прорывом в этой области была инициатива Екатерины Великой, при которой в Санкт-Петербурге был основан благородных девиц. Первое высшее учебное заведение для женщин в России открылось 16 мая 1764 года.

Инициировал создание института один из приближенных к императрице - Иван Бецкой, общественный деятель, просветитель, служащий государственной канцелярии. Он получил образование в Европе, поддерживал Екатерину в ее стремлении привить соотечественникам привычки западной жизни, а также высоко оценивал роль женщин в развитии общества. Бецкой считал, что «юношей обоих полов» следует воспитывать в равных условиях.

При основании Смольный институт назывался «Воспитательное общество благородных девиц». Его идея была прописана в официальном документе: «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Сама Екатерина активно участвовала в жизни заведения: вкладывала огромное количество денег, часто приезжала в институт, где вела долгие беседы с классными дамами, разговаривала с воспитанницами и переписывалась с управленцами, интересуясь всеми успехами и трудностями. Императрица хотела, чтобы выпускницы Смольного стали примером для всех женщин страны. По ее замыслу, девушкам надлежало получить хорошее образование, развиваться культурно и нравственно.

В Смольный институт принимали девушек из родовитых, но небогатых семей. Они были родом как из России, так и из других стран - дочери грузинских князей, аристократки из Швеции. Обучение длилось 12 лет. За это время ученицы не могли покинуть заведение ни по своему желанию, ни по желанию опекунов. В Смольный девочек принимали с шести лет, а программа обучения предполагала три класса - каждый из них длился четыре года. Родственники воспитанниц составляли расписку, в которой они соглашались отдать ребенка на 12 лет без возможности встреч и выездов за пределы заведения. Так императрица собиралась оградить воспитанниц от влияния среды, в которой они росли до поступления в институт.

Попасть в Смольный было нелегко: потенциальные студентки должны были сдать экзамены по русскому и французскому языкам, а также иметь хорошее религиозное воспитание. Но самый главный критерий, по которому отсеивались многие претендентки, - это происхождение.

«Отнюдь не делать из наук предметов скуки»

Урок музыки. Фотография: opeterburge.ru

Урок рисования. Фотография: opeterburge.ru

Урок рукоделия. Фотография: opeterburge.ru

В Смольном девочек обучали многим наукам. В расписание входили арифметика, грамота, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, география, история и другие предметы. Однако многие из них девочки изучали весьма поверхностно. К примеру, на уроках кулинарии воспитанницы Смольного института учились жарить котлеты из готового фарша. Историю изучали по одному-единственному учебнику и нередко перескакивали через темы.

Основной упор в учебе делали на правила поведения в обществе и слово Божье. Считалось, что воспитанница этого заведения, то есть будущая фрейлина или служащая при дворе барышня должна уметь поддержать разговор о религии и вести себя в обществе сдержанно и грациозно.

Гимнастика. Фотография: nrfmir.ru

На катке. Фотография: birdinflight.com

Гимнастика. Фотография: birdinflight.com

Физическому состоянию девушек тоже уделялось внимание. Легкими спортивными упражнениями они занимались несколько раз в неделю. Поддерживать стройную фигуру помогал рацион: пища была скудной, а порой просто некачественной. Многие выпускницы писали в мемуарах, что еда в институте была одним из худших воспоминаний.

Температура в спальнях учениц не поднималась выше 16 градусов. Они рано ложились и вставали, спали на жестких кроватях, умывались ледяной водой из Невы. Все это должно было закалить девочек.

Спальни Смольного института. Фотография: birdinflight.com

Столовая Смольного института. Фотография: birdinflight.com

Умывальная Смольного института. Фотография: birdinflight.com

«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности».

Правила поведения благородных девиц

Преподаватели Смольного института. Фотография: birdinflight.com

Преподаватели Смольного института и их ученицы. Фотография: birdinflight.com

В уставе института благородных девиц были подробно прописаны правила поведения. Говорилось о том, как преподавательницы должны относиться к смолянкам и как воспитанницам надлежит общаться между собой.

В институте работало более 20 преподавательниц - это были высококвалифицированные учительницы. Примечательно, что все они были незамужними дамами и, как правило, старше 40 лет. Телесные наказания в Смольном институте были строго запрещены, но учительницы не гнушались кричать на провинившихся воспитанниц. Нарушение порядка в институте считалось «дурным поведением», а непослушных девочек называли «мовешками» («mauvaise» - дурная). Существовал и другой термин - «парфетки» (искаженное французское «parfaite» - совершенная). Так дразнили учениц, которые никогда не нарушали правила и вели себя идеально.

Все «смолянки» должны были являть собой образец скромности. Они носили одинаковую одежду и прически - гладко зачесанные косы. Форменные платья были разных цветов, по ним легко определялся приблизительный возраст студентки. Самые маленькие девочки носили платья кофейного цвета, поэтому их называли «кофейницами», девочки от 9 до 12 лет - синего, от 12 до 15 лет - голубого, а самые старшие - белого цвета. Никакие модные аксессуары не допускались. Все это было обусловлено общей атмосферой в заведении, где царили простота и однообразие, а дисциплинированность и порядок ценились превыше всего.

Несмотря на строгие правила и невозможность видеться с семьей, девушек не держали взаперти круглый год. Их возили на театральные представления, художественные выставки, праздники при дворе. Смолянок учили любить прекрасное и разбираться в культурных новинках того времени.

Шифр Смольного института. Фотография: calend.ru

Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны. Фотография: auction-imperia.ru

Трудоустройство после окончания Смольного было практически гарантировано. Многие девушки после учебы оставались в Институте благородных девиц и работали либо преподавательницами, либо классными дамами. За многолетний труд их награждали почетными знаками: оранжевым бантом «За труды» и серебряным с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны». Некоторые воспитанницы Смольного института после выпуска могли стать гувернантками.

Смольный институт просуществовал больше чем полтора века. За это время было 85 выпусков. Многие из смолянок стали известными. Незадолго до закрытия института туда поступила возлюбленная Максима Горького - Мария Будберг. В начале ХХ века закончила институт Нина Хабиас, ставшая после поэтессой-футуристкой. В 1900 году выпустилась Мария Добролюбова - поэтесса и революционерка, сестра поэта Александра Добролюбова.

Институт благородных девиц стал большим шагом в развитии женского образования в России. На базе этого института по всей стране стали появляться другие учебные заведения для женщин.

Считалось, что из Смольного института благородных девиц выходят самые элегантные фрейлины, добропорядочные жены и просто большие умницы. После того, как девочки попадали в это учебное заведение, они практически не видели родителей, а условия, в которых они жили, были по-настоящему спартанскими. В нашем обзоре 30 фотографий из Смольного, которые позволят увидеть, как жили его воспитанницы.

Смольный институт благородных девиц, открывшийся в Санкт-Петербурге 5 мая 1764 года стал первым в России женским воспитательно-образовательным учреждением.



Управление институтом императрица Екатерина доверила своему личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому, который и был инициатором открытия института благородных девиц. Он получил образование за границей, много общался с энциклопедистами и придерживался рационалистических взглядов, будучи уверенным, что самое главное - просвещение, просвещение и ещё раз просвещение!




Правда, до учебного заведения Смольный явно не дотягивал, так как науки там изучались поверхностно. Упор в заведении делали на иностранные языки, хорошие манеры и дисциплину. Рассуждающие женщины были не в чести.




Устав Института разослали «по всем губерниям, провинциям и городам... дабы каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в молодых летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию». Желающих отдать своих детей в заточение на 12 лет было немного. Многие сомневались, чему же буду учить там их чад. Но в 1764 году первый набор состоялся.



Правда, вместо предполагаемых 200 учениц набрали только 60 девочек 4-6 лет. Это были дети из малообеспеченных, но родовитых дворянских семей. Год спустя в институте открыли факультет «для мещанских девиц». Крестьянских девочек в заведение не принимали.



Главная цель преподавателей Смольного заключалась в том, чтобы сделать из девушки «парфетку» (parfaite франц. - «совершенный»). Выговор девушка могла получить за малейшее отступление от правил: недостаточно аккуратно заправленная постель, громкий разговор на перемене, выбившийся локон, завязанный не по уставу бант на переднике.




За порванный чулок за неаккуратности или за проделки девочек оставляли стоять посреди столовой в то время, как другие обедали. Девушек так тщательно оберегали от пороков, что в Библиях заклеивали седьмую заповедь о прелюбодеянии.



Условия в институте были спартанские, поскольку Бецкой был уверен, что только в здоровом теле здоровый дух. Он считал, что детей нужно приучать к холоду, поэтому в спальнях Смольного температуры была не более 16 градусов. Спали девушки на жестких кроватях, утром обязательно выходили на зарядку и умывались холодной водой из Невы.





Рацион питания в Смольном был по сегодняшним временам более, чем скромным. Дневное меню выглядело так:

Утренний чай с булкой.
- Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон.
- Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок.
- Вечерний чай с булкой.



Бывали дни, когда в институте говорили только на французском или на немецком, а за пророненное русское слово невнимательной девочке надевали на шею картонный язык. Она должна была блуждать по галереям института и не могла даже сесть. Это длилось до того времени, пока она не услышит русскую речь от кого-то другого, и тогда язык переходил к другой жертве.



На втором этапе обучения добавляли географию и историю, а на третьем – чтение нравоучительных и исторических книг, геральдика, архитектура и физика. На последнем этапе обучения повторяли всё ранее изученное, уделяя особое внимание Закону Божьему и домоводством, что должно было подготовить девушку к будущей семейной жизни. Кроме этого, в последний год обучения девушки проводили уроки в младших классах, чтобы получить опыт в воспитании детей.

Шесть лучших учениц по окончании института получали золотой шифр – металлический вензель царствующей императрицы. Его носили на левом плече на белом в полоску банте. Вручали выпускницам и золотые и серебряные медали.

После окончания Института смолянок или устраивали при дворе фрейлиной, или выдавали замуж, или оставляли в родном институте в качестве преподаватели или классной дамы.


Суровые правила в Смольном институте благородных девиц можно сравнить разве что с теми, что существуют в хореографических школах. Наш позволяет погрузится в эту атмосферу.

Канули в небытие. По факту, данные пансионы и по сей день проводят обучающую деятельность в разных странах. К сожалению, в России подобные учреждения прекратили свое существование. Но в далеком прошлом и в нашей стране считалось высшей честью получить образование такого рода. В статье можно познакомиться с историей создания первого на Руси женского учебного заведения. А также узнать, какие жизненные перспективы открывались перед его выпускницами.

Зарубежные пансионы

Институты благородных девиц в действительности являются школами для женщин частного характера. В этих заведениях обучение в первую очередь направлено на совершенствование общественной и культурной деятельности. Как видно из названия, это учреждение не имеет существенных отличий с обычной школой. И ее основная цель - это завершение образования. Обучающая программа в пансионатах такого типа бывает преимущественно 2 видов: усиленная и однолетняя. Самая известная страна, имеющая в своей истории ряд частных учебных заведений для женщин - это, несомненно, Швейцария. Здесь получила образование принцесса Уэльская. Она окончила Институт AlpinVidemanette. К сожалению, на сегодняшний день он закрыт. Также немалую популярность имела школа MonFertile - в ней некоторое время проучилась герцогиня Корнуолла. Ну и, конечно же, нельзя не сказать о пансионате VillaMontChoisi. Благодаря этому учреждению Швейцария получила большую известность.Однако в конце 90-х годов этот Институт был закрыт.

Факты российской истории

Первоначально в нашей стране могли получать образование только мужчины. Но все изменилось, когда был организован первый институт благородных девиц. История его создания берет начало в далеком 1764 году. Произошло это событие благодаря проекту президента Академии художеств Ивана Бецкова. В дальнейшем он стал попечителем этого заведения. Кроме того, после открытия пансиона был принят указ "О воспитании девиц дворянского происхождения при Воскресном монастыре". Располагалась эта школа в Санкт-Петербурге. Данное распоряжение вместе с Уставом заведения было разослано по всей Российской Империи. В принципе, можно сказать, что образование в Пансионе не сильно отличалось от существующего сегодня в Девицы благородных кровей принимались туда в 6-летнем возрасте. Срок обучения составлял 12 лет и был разбит на 4 временных периода. Получать знания в Институте могли одновременно почти 200 воспитанниц. По окончании образования 6 наиболее выдающихся учениц получали особый знак почета - вензель, выполненный из золота и имеющий гравировку с инициалами императрицы. Основание благородных девиц дало возможность получать общеобразовательную подготовку и изучать секреты домоводства девушкам других сословий (за исключением крепостных).

Гарантия трудоустройства

Институты благородных девиц проводили согласно утвержденной образовательной программе. Благодаря этому ученицы имели большие шансы в дальнейшем служить при дворе. Подготовительный план был составлен при участии попечителя заведения и включал в себя изучение таких предметов, как арифметика, иностранные языки, география, словесность, история и Закон божий. Кроме того, девушкам преподавались основы рисования, рукоделия и домоводства. Не обошли вниманием и развитие музыкальных способностей. Чтобы ученицы могли в полной мере получить необходимые им знания, навыки и умения, в штат заведения входило 29 преподавателей.

Устав учреждения

Отличались особой строгостью воспитания. Все девушки соблюдали жесткий распорядок дня. Встречаться с родными воспитанницы могли только в выходные и праздничные дни. При этом их общение проходило только в присутствии начальницы. Распрощаться с пансионом ученицы могли только при достижении 18-летнего возраста. И даже требование семьи не могло повлиять на это решение. По окончании обучения многие воспитанницы оставались в стенах Института и работали классными дамами. Те из девушек, которые получали образование в мещанском отделении учреждения, имели большие шансы в дальнейшем стать гувернантками. Изначально школа благородных девиц располагалась в монастыре. Но впоследствии было возведено специальное здание.

Проводимые реформы

После смерти Императрицы женскими учебными заведениями стала управлять супруга Павла I. Она руководила ими на протяжении 32 лет и успела за этот период многое изменить. В частности, период обучения был уменьшен до 9 лет. Возрастных групп осталось только 3, и они, в свою очередь, подразделялись на отличниц, "хорошисток" и отстающих. Продолжительность каждого урока стала составлять 2 часа. Кульминацией учебного полугодия были промежуточные экзамены, конец года знаменовался итоговыми проверками. Изменения коснулись и возрастных ограничений поступления в Институт. Так, девочек дворянского происхождения стали принимать в пансион с 8-9 лет, а мещанок только с 11-12. И связано это было с тем, что их срок обучения ограничивался 6 годами. Изменилась и направленность преподавания. Если во времена правления Екатерины девушек обучали работе фрейлин, то при Марии Федоровне их скорее подготавливали к "должности" жен.

Новый пансион

В 1802 году по инициативе матери Александра I был открыт дополнительный Институт благородных девиц. Москва стала его домом. Отличие этого заведения состояло в том, что на обучение принимались в основном дворянки из Но со временем на его базе было создано мещанское отделение и для других сословий. Учебная программа этого учреждения не сильно разнилась с обучающим планом предыдущих заведений. Здесь также преподавали Закон божий, иностранные языки, историю и географию. Была дополнительно введена физика. Не забывали и о творческом развитии. Однако распорядок дня был значительно строже. Воспитанницы заведения поднимались в 6 утра и занимались до 8 вечера с небольшими перерывами. Московский институт благородных девиц был назван в честь Екатерины. Здание, в котором он располагался, изначально принадлежало графу Салтыкову. Однако в 1777 году его имущество было изъято, и на его территории открыли Инвалидный дом. Когда же было принято решение создать училище, архитектор Доменико Жилярди перестроил это сооружение.

Этот эксперимент фактически положил начало женскому образованию в России. Рассказываем, как жили благородные девицы.

Новая порода

В XVIII веке общепринятой нормой русского общества были домостроевские традиции: с девочками не церемонились, наукам не обучали, их жизненный сценарий был предопределен.

Однако императрица Екатерина II как прогрессивный правитель решила, что в России, по примеру Франции, должно появиться учебное заведение для девиц благородных сословий. Главной целью заведения ставилось «улучшение породы русских отцов и матерей».

План был амбициозный: «Доставить счастье отдельной личности и этим поднять благосостояние всего государства». Императрица предполагала забирать девочек из семей, чтобы оградить от невежества и, поместив в облагораживающую среду, создать совершенно новый тип женщин, которые в будущем будут передавать свой опыт, навыки и знания следующим поколениям.

У императрицы не было дочерей, и к некоторым воспитанницам она привязалась, навещала и даже переписывалась. Сохранились четыре письма Екатерина II к некой девице Левшиной.

Императрица писала: «Мой поклон всему обществу <…> скажите им, что мне приятно видеть их всякого рода успехи, это доставляет мне истинное удовольствие; я им это докажу, когда приеду как-нибудь вечером, чтобы вволю поиграть с обществом».

Строгий режим

Одновременно в институте проходили обучение около 200 девочек. Поначалу институтские правила были суровыми. Девочек из дворянских семей принимали с 6 лет на срок обучения 12 лет. Родители подписывали документ, что не будут требовать дочерей обратно, имели право навещать их в строго отведенное время и только с разрешения руководителя.

С середины XIX века стали допускаться послабления, в институт начали принимать «мещанских девиц» - их селили в отдельном корпусе. Девочки могли уезжать домой на каникулы, а срок обучения сократился до 7 лет.

Жили будущие светские дамы как спартанки: вставали в шесть утра и имели строгий распорядок дня, в день могло быть до 8 уроков. Ходили юные воспитанницы строем - и на молитву, и на прогулку. Девушек закаляли, поэтому температура в спальнях не превышала 16 градусов, спали они на жестких кроватях и умывались холодной водой.

Кормили девочек простой едой и небольшими порциями. Обычное меню благородных девиц выглядело так: утренний чай с булкой, на завтрак кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон, на обед жидкий суп без мяса, на второе - мясо из этого супа, на третье - маленький пирожок, а еще был вечерний чай с булкой.

В посты рацион становился еще более скудным: на завтрак давали не больше шести мелких картофелин с постным маслом и кашу-размазню, в обед - суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, которую голодные воспитанницы прозвали «мертвечиной», за ее отвратительный вкус и вид, и миниатюрный постный пирожок.

Поступивших на обучение девочек делили на группы по возрастам. При Екатерине «возрастов» было четыре, затем их свели к трем группам. Визуально деление подчёркивалось цветом платья: младшие (с 6 до 9) - кофейные, отсюда их прозвище «кофульки». Следом шёл голубой цвет (с 9 до 12), третий возраст (с 12 до 15) носил серые платья, а выпускницы (с 15 до 18 лет) белые.

При выборе таких цветов руководствовались как и практичными целями, ведь маленькие чаще пачкаются, так и глобально-духовные: от неделимости с землей до высоких помыслов, приличествующих выпускницам. Но независимо от цвета платья фасон был скромный и старомодного покроя.

Самым страшным наказанием для воспитанниц было лишение белого фартука. Наказывали, в основном, за неаккуратность, баловство на уроках, упрямство и непослушание. С воспитанниц снимали передник, прикалывали неубранную бумажку или рваный чулок к платью и заставляли стоять посреди столовой во время обеда.

Совсем тяжко приходилось девочкам, страдающим недержанием. Такая воспитанница обязана была идти на завтрак с мокрой простыней поверх платья, это было позором не только для нее лично, но и для всей группы. Самых образцовых воспитанниц называли «парфетки» (от французского «parfaite» - совершенная), а непослушных «мовешками» (от «mauvaise» - дурная).

Система обучения

Основными предметами, которые изучали девочки, были все виды искусства, слово Божье, языки, точные и гуманитарные науки. Была физкультура с элементами гимнастики и танцы.

Умение изящно приседать в реверансе ценили больше, чем успехи в математике, за хорошие манеры преподаватели прощали плохие отметки в точных науках, а исключить из института могли только за непристойное поведение. Их «наук» особо чтили изучение французского языка.

Оценивали институток по двенадцати балльной шкале. По итогам года обязательно составляли рейтинг успеваемости и выдавали промежуточные знаки отличия: банты-кокарды или шнурки с кисточками, которые повязывали на волосы.

Главной целью образования было не научить, а воспитать. Умничанье не поощрялось, благородная девица должна была быть скромной, уметь держать себя с достоинством, обладать безупречными манерами и вкусом.

Неравенство

Многие дети декабристов посещали Смольный институт, например, дочери Каховского закончили курс с серебряными медалями. Здесь учились и иностранные высокопоставленные особы: шведские аристократки, внучка Шамиля и дочери грузинских князей, княжны Черногории.

Согласно официальным источникам, начальница Смольного той поры, княжна Ливен, говорила молодой классной даме: «Вы, может быть, еще не знаете традиций Смольного. С принцессы надо требовать вдвое и втрое, потому что от ея характера будут зависеть судьбы ея подданных».

На практике все было иначе. Хотя августейшие особы и носили форменные институтские платья и ходили на обычные уроки, им предоставлялись другие помещения для жилья и собственная кухня, каникулы девушки проводили в имении начальницы института.

Девочки из бедных семей, которые не могли себе позволить длительное обучение, содержались за счет стипендий, организованных императорской семьей и богатыми людьми. Они носили на шее ленточку, цвет которой выбирал благодетель.

Звездные выпускницы

Первый выпуск Смольного был поистине знаменит: императрица знала почти всех девушек по именам, некоторых определила ко двору. В дальнейшем традиция продолжалась: лучшие кандидатки благородного происхождения становились фрейлинами.

Фрейлины получали шанс удачно выйти замуж, ведь круг их знакомств составляли самые блестящие женихи страны. Ну, а те, кому меньше повезло с родословной, после выпуска искали место учительницы или гувернантки.

Из знаменитых выпускниц можно вспомнить дочь короля Николы I Черногорского и его жены Милены Вукотич принцессу Елену Черногорскую, которая в браке с Виктором Эммануилом III стала королевой Италии и Албании, императрицей Эфиопии. Ее сестры великие княгини Милица Николаевна, Зорка Николаевна и Анастасия Николаевна также закончили заведение.

В 1895 году выпускницей Смольного была Ксения Эрдели - народная артистка СССР, арфистка, композитор, педагог и основоположница советской школы исполнительства на арфе.

В 1911 году институт окончила Нина Комарова - будущая поэтесса Нина Хабиас, ученица Алексея Крученых и одна из первых футуристок.

Задуманный план Екатерины II завершился успехом. Девушки, окончившие Смольный, сыграли не последнюю роль в просвещении и улучшении русского общества. Они были блестящими преподавателями, прекрасными матерями, самоотверженными сестрами милосердия.

Многие смолянки служению людям: открывали женские школы и гимназии, строили госпитали и больницы для бедных. Октябрьский переворот положил конец «благородному воспитанию», и по сей день в России нет заведения, подобного легендарному Смольному институту.

На фотографии, размещенной кем-то в Интернете, - один из последних выпусков Смольного института благородных девиц. Совсем скоро этих очаровательных девушек разбросает по белому свету революция...

Попытки "Родины" опознать выпускниц пока не дали результата. Очень надеемся на помощь читателей. А сегодня рассказываем о поразительных судьбах самых известных смолянок.

"БЕЛАЯ ТЕРРОРИСТКА"

Ее обессмертила своей блистательной игрой актриса Людмила Касаткина в фильме "Операция Трест"...

Мария Владиславовна Захарченко-Шульц, урожденная Лысова (1893-1927), окончила Смольный в 1911 г. с золотой медалью и вскоре вышла замуж за капитана Лейб-гвардии Семеновского полка Ивана Михно. В начале Первой мировой войны он был смертельно ранен и умер на ее руках. Потрясенная вдова идет на фронт вместо мужа, как легендарная Дурова. Была награждена двумя Георгиевскими крестами, медалями "За храбрость"...

После Октябрьской революции организовала подпольное движение и партизанский отряд в Пензенской губернии, где встретила своего второго мужа Григория Захарченко. Вместе бежали на белый Юг России, в боях молодая женщина отличалась бесстрашием и жестокостью к красным, пленных никогда не брала, за что получила прозвище Бешеная Мария. В 1920 г. погиб и второй ее муж, а сама она после тяжелого ранения была эвакуирована за рубеж.

Мария Владиславовна стала одной из немногочисленных женщин "Русского Общевоинского Союза" (РОВС). Являясь дальней родственницей лидера белой эмиграции генерала Александра Кутепова (отсюда и прозвище "племянница"), она создала по его приказу военно-диверсионный отдел при РОВС. И, судя по всему, в начале 1920х годов неоднократно бывала на территории СССР вместе со своим третьим мужем офицером Георгием Радковичем (под псевдонимом Шульц). Причем стала одной из ключевых фигур в проводимой чекистами операции "Трест" - провокации, призванной снизить "активизм" Белой эмиграции. Огромные деньги РОВС уходили на работу псевдоорганизации, а никакой антикоммунистической деятельности "Трест" не вел. Объективно получилось, что Мария с единомышленниками легализовали в глазах эмигрантской общественности образцовую чекистскую "дезу".

Крах "Треста" произошел неожиданно: один из подпольщиков Эдуард Опперпут-Стауниц (1895-1927) заявил, что является двойным агентом ГПУ. После чего Александр Кутепов провел в пограничном поселке Териоки (ныне город Зеленогорск, 50 км от Санкт-Петербурга) выездное заседание РОВС и принял решение перейти к террористической борьбе. Разумеется, первую группу возглавила неистовая Мария. Летом 1927 года вместе с Эдуардом Опперпут-Стауницем и Георгием Петерсом (Юрием Вознесенским, 1905-1927) она направилась в Москву. Планы были грандиозные - нападение на советских вождей, взрывы Мавзолея и Лубянки должны были вызвать массовое антибольшевистское восстание. Реально они всего лишь попытались поджечь московское общежитие ГПУ...

Развязка была ожидаемой. На след напали чекисты, группа пыталась уйти за рубеж через советско-польскую границу, по дороге распалась. С Марией Владиславовной остался Георгий Петерс. Попытка захватить автомобиль окончилась неудачей...

Скорее всего, Мария Захарченко-Шульц и ее соратник погибли в перестрелке с чекистами. Согласно легенде, смолянка умерла с криком "За Россию!".

"ЖЕЛЕЗНАЯ ЖЕНЩИНА"

У Марии Игнатьевны Будберг, урожденной Закревской (1892-1974), было богемное прозвище Мура...

Первый раз она вышла замуж за дипломата Ивана Бенкендорфа, второго секретаря русского посольства в Берлине. Уже тогда ее называли "русской Миледи" в честь героини романа Александра Дюма "Три мушкетера". В 1917 году мужа убили в собственном поместье восставшие эстонские крестьяне, а Мария бежит в Москву. Там она становится любовницей английского дипломата Роберта Брюса Локкарта и принимает активное участие в заговоре "трех послов" с целью свержения советской власти. Переворот не удался, Муру арестовало ВЧК, но ей удалось выкрутиться, закрутив роман со знаменитым чекистом Яковом Петерсом...

Работая в издательстве "Всемирная литература", присмиревшая смолянка познакомилась с Максимом Горьким. И стала официальным секретарем и неофициальной женой великого пролетарского писателя. Он называл спутницу "железной женщиной", во всем ей повиновался, посвятил Марии знаменитый роман "Жизнь Клима Самгина". И даже организовал ее фиктивный брак с подданным Эстонии бароном Николаем Будбергом...

Возвращаясь из Италии в СССР, Горький отдал на хранение Муре (живущей уже за границей) свой зарубежный архив. И после смерти классика Иосиф Сталин предлагал за архив огромные деньги, резонно опасаясь, что в нем компрометирующие его, Ленина и всю коммунистическую партию документы. В итоге Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг, свободно приезжавшая в СССР, продала архив. "Злые языки" до сих пор утверждают, что Сталин лично разбирал его и сжег самые пикантные документы. Во всяком случае, на встречу с баронессой он пришел с букетом цветов!

Это, кстати, породило множество слухов. Самый невероятный: именно Мура отравила Горького шоколадными конфетами. Более достоверный: она продала Сталину письма Льва Троцкого, Григория Зиновьева, Николая Бухарина, Алексея Рыкова и других лидеров антисталинской оппозиции.

В 1930-е годы Мария переехала в Лондон и стала гражданской женой знаменитого писателя Герберта Уэллса. Он неоднократно предлагал уже немолодой баронессе стать официальной супругой, но она предпочитала пользоваться преимуществами неформального общения. Баронессу Будберг подозревали в контактах с советской разведкой, и экс-Муру называли уже "Красной Мата Хари". Во всяком случае, ее роль в создании положительного образа СССР в левых кругах Великобритании невозможно преуменьшить. Ко всему прочему наша смолянка была еще и двоюродной прабабушкой английского политика, лидера либеральных демократов Ника Клегга.

Ей посвятила роман известная писательница русского зарубежья Нина Берберова - с символическим горьковским названием "Железная женщина".

"ПОЭТЕССА СОПРОТИВЛЕНИЯ"

Ариадна Александровна Скрябина (1905-1944) была старшей дочерью композитора Александра Скрябина. Незаконнорожденной. Потому до смерти отца носила фамилию матери Татьяны Шлецер...

После Февральской революции Смольный институт пытался какое-то время функционировать. В октябре 1917 года смолянок с классными дамами перевели в Новочеркасск, подчинявшийся правительству Антона Деникина. Последний выпуск института состоялся в 1919 году. А выпускница Ариадна Скрябина вскоре вынуждена была вернуться в Москву к матери.

В 1922 году она эмигрировала во Францию. Работала секретаршей в парижском "Обществе музыки и танца". В 1924 году опубликовала свой единственный сборник под непритязательным заглавием "Стихи", что позволило войти в литературный круг русского зарубежья. Трижды была замужем - за французским композитором Даниэлем Лазарюсом, писателем Рене Межаном, а самым любимым ее мужчиной стал поэт Довид Кнут (Давид Миронович Фиксман, 1900-1955). Ради него Ариадна приняла иудаизм и взяла еврейское имя Сарра.

Во время немецкой оккупации Ариадна одной из первых вступила в Сопротивление, инициировала подпольную и партизанскую борьбу на территории Вишистской Франции, первоначально не занятой немецкими войсками. Подпольная группа Ариадны (она взяла конспиративное прозвище Регина) переправляла оружие, занималась антинацистской агитацией. Но главным делом смолянки стала переправка еврейских детей в Испанию - это был единственный шанс спасти их от неминуемой гибели.

Всего за три недели до освобождения Тулузы отважная женщина вместе с двумя соратниками попала в засаду на явочной квартире. В завязавшейся перестрелке была убита выстрелом в сердце. В Тулузе поставили памятник смолянке...

Читателей "Родины", что-либо знающих о судьбе девушек-смолянок на опубликованной фотографии, просим написать в редакцию по почтовому (125993, Москва, ул. Правды, 24, стр. 4) или электронному адресу: rodinainfo@сайт

ПАРАЛЛЕЛИ

Советские школьницы носили форму "от смолянок"

Смольный институт (официально "Воспитательное общество благородных девиц") - женское среднее учебное заведение закрытого типа. Основан в 1764 году по плану Ивана Бецкого. Первоначально размещался в Смольном монастыре, рядом с которым в 1806-1808 гг. Джакомо Кваренги построил отдельное здание.

В XIX веке в институте преподавали знаменитый педагог Константин Ушинский, географ Дмитрий Семенов, литератор Василий Водовозов, историк Михаил Семевский и др. В Смольный принимали на казенный счет дочерей чинов не ниже полковника и действительного статского советника, а за годовую плату - дочерей потомственных дворян и готовили их для придворной и светской жизни.

Одновременно проходили обучение около 200 девочек с 6 до 18 лет.

Учащиеся Смольного института ассоциируются у многих с девочками в белых передниках, образованными русскими аристократками и с ушедшей в прошлое дореволюционной культурой. Смолянки - синоним молодых дам высшего света со всеми устойчивыми представлениями современного российского восприятия - балы, приемы, банкеты. На самом деле такой образ в корне ошибочен.

В начале ХХ в. выпускницы Смольного стали оказывать большое влияние на русскую культуру, литературу и историю. Смолянки участвовали в боевых действиях Первой мировой и Гражданской войн и, конечно, оказались в эмиграции. Биографии многих из них были настолько удивительны и необычны, что уже при жизни эти женщины стали легендами, им посвящали книги.

В октябре 1917 года Смольный институт под руководством его начальницы княгини Веры Голицыной выехал в Новочеркасск, где в феврале 1919 года состоялся последний выпуск. Летом того же года институт, объединенный с другими подобными заведениями, был эвакуирован в Сербию. По всему миру - от Франции и США до Бразилии и Австралии - возникли общества бывших смолянок. Там хранились исторические предметы и прежде всего знаменитые платья: в старших классах Смольного девушки носили белые, в средних - синие и голубые. Малышкам же шили немаркие наряды коричневого и кофейного цвета и белый фартук.

Последний вариант позже послужил образцом советской школьной формы.