Чудеса святого великомученика мины. Страдание вмч

Монастырь Святого Минаса или Мины на Кипре

К востоку от селения Вавла и недалеко от , в красивой долине находится женский монастырь Святого Минаса. По пути к деревне Лефкара, можно увидеть указатель на Монастырь Святого Минаса (Monastry of Agios Minas).

История монастыря Святого Минаса началась в XV веке, когда Кипром правили Венецианцы. Цель строительства святыни точно неизвестна, но сохранился листок бумаги, который был датирован 1562 годом, с первым упоминанием о монастыре, сейчас он хранится в Национальной библиотеке в Париже. Французский археолог Камиль Амле отмечает, что монастырь Святого Минаса основали несколькими годами ранее. Монастырь была посвящен Святому Мине, хорошо известному на Кипре. Святой Мина жил в Египте в третьем веке, и ему приписывают многие чудеса. Раньше о здравии Святого Мину просили больные малярией, а сегодня верующие обращаются к нему, чтобы решить еще и финансовые проблемы.

Монастырь Святого Мины действовал даже в период осванского правления на Кипре (1571-1878 гг.). В рукописях этого периода можно найти свидетельства того, что монахи монастыря держали различных домашних животных, включая коз, волов и мулов, которых использовали для возделывания пашни. Кувшины питарии, которые можно увидеть во дворе обители, использовались монахами для хранения вина. На одном из них даже сохранилась дата 1743 год, остальных сохранившиеся в монастыре Святого Мины предметы - мельница и большие корзины для сбора винограда.

Русский монах и путешественник Василий Григорович-Барский, который посещал святые места Кипра, был 11 ноября 1734 году в монастырь Агиос Минас во время праздника в честь Святого Мины. В личном дневнике он описал большой праздник, на котором были паломники из окрестных селений. Барский упоминает и о том, что в тот же день исцелились несколько верующих, которые увидели икону с ликом Святого Мины. К сожалению, настоящее местонахождение данной иконы никому неизвестно.

В 1754 году монастырь Святого Мины был полностью отреставрирован, и основная часть церкви, а также многие фрески и иконы датируются именно данным периодом. Но в тот период Кипр находился под правлением османской империи, и к 1825 году оставшиеся 8 монахов покинули монастырь. Как и обитель Ставровуни и другие расположенные рядом монастыри (всего в то время их было 13), Агиос Минас пришел в упадок.

В 1852 году в соседнем селении Валва родился Экономос Иоаннидес. Он обучался в монастыре Махерас и в 1877 стал монахом. Экономос Иоаннидес взял в аренду обитель Агиос Минас и прикладывал все усилия, чтобы отремонтировать его. Позже монах был переведен в монастырь Ставровуни, но затем вернулся в свою любимую святыню, несколько лет спустя стал священником в родном селении и жил в монастыре Святого Мины в одиночестве вплоть до своей смерти в 1926 году. Его часто называют спасителем обители Агиос Минас.

В тот период все больше женщин на Кипре принимали монашество, а в 1969 году соседний Агиос Аламанос Георгос официально стал женским монастырем. К 1960 году в обители было уже более 60 монахинь, и появилась необходимость в создании еще одного монастыря. В марте 1965 года 8 монахинь перебрались жить в монастырь Агиос Минас и стали его ремонтировать. Они были ограничены в финансах, и поэтому две монахини были вынуждены ехать в Лондон, просить помощи у проживающей там кипрской общины. Монахини вернулись на остров, собрав 25000 фунтов. Им удалось восстановить здания монастыря, а позже были рядом построены две часовни. Первая часовня появилась в 1973 году и была посвящена Святому Стилиану, а вторая часовня была построена в 1993 году в честь Святого Георгия и Святого Игнатия. Часовня - это лучшее место для размышления и уединения, где можно насладиться спокойствием монастырской святыни.

Двор монастыря Святого Минаса привлекает посетителей своей архитектурой и уютом, исходящим от каменных стен. Двери церкви приоткрыты, приглашая гостей полюбоваться красотой, скрытой внутри. А там - представлены бесценные иконы, полированное дерево, уникальный иконостас в золотом свете мерцающих паникадил, которые освещают монахинь во время молитвы. По обе стороны алтаря находятся две большие иконы: одна из них - икона Святого Мины, вторая - икона Святого Георгия. На иконостасе до сих пор видны повреждения, нанесенные турками во время вторжения в обитель в XIX веке. Османцы нападали на монастырь дважды. В первый раз монахи узнали об их приближении неприятеля и успели укрыться за массивной дверью храма. Спустя много лет, османцы повторили преступное деяние и лишили жизни всех монахинь. Часть иконостаса специально не стали восстанавливать, в память своих предшественников, которые отдали свои жизни за веру.

На восточной стене монастыря Святого Минаса сохранилась надпись, которая говорит о том, что в 1760 году на территории обители находилась маслобойня и ремесленные мастерские.

Фрески для монастырской церкви написал знаменитый иконописец Филарет. Много икон на острове принадлежат кисти этого мастера. В этом монастыре особо любимо и почитаемо изображение Святого Минаса, которое написал Филарет в 1757 году. Считается, что эта икона приносит материальные блага, она расположена в правой части иконостаса.

Если приехать в монастырь Святого Минаса с какой то конкретной просьбой о необходимой точной сумме средств, о доме, который очень необходим и помолиться об этом перед иконой, то данное желание обязательно исполнится.

А том, что Святой Минас действительно выполнил ни одно желание, свидетельствуют драгоценные украшения, которыми увешана икона – это благодарность от прихожан.

Большое количество золотых и серебряных украшений принесли люди в дар иконе – в благодарность за помощь в мирских делах и особенно за возвращенное здоровье.

Расположение монастыря Святого Минаса на карте:

Память святого славного великомученика Мины, празднуется 24 ноября. Прочесть жизнеописание сего дивного святого можно

На этой странице речь пойдет о Сказании Тимофея, архиепископа Александрийского, о чудесах святого великомученика Мины!

П о смерти нечестивых и богоненавистных Римских императоров Диоклетиана и Максимиана, на царский престол вступил благочестивый Константин Великий, в царствование коего сильно умножилась вера в Господа нашего Иисуса Христа. В это время некие христолюбивые люди города Александрии, найдя место, где были положены честные останки святого славного Христова мученика Мины, построили на сем месте во имя его церковь.

Случилось, что в Александрию прибыл один благочестивый купец из земли Исаврийской, чтобы закупить товары. Услыхав про множество чудес и исцелений, совершающихся в церкви святого Мины, он сказал сам себе:

– Пойду и я поклонюсь честным мощам святого мученика и дам дары в церковь его, дабы помиловал меня Бог по молитве Своего страдальца.

Подумав так, он пошел в церковь, взяв с собою мешок, наполненный золотом. Придя к поморскому озеру и найдя перевоз, он приплыл на место, называвшееся Лозонета. Вышедши здесь на берег, купец искал, где бы переночевать, ибо уже настал вечер. Посему войдя в один дом, он сказал хозяину:

– Друг, сделай милость, пусти меня в твой дом переночевать, ибо солнце зашло и я боюсь один идти дальше, так как не имею никого, кто бы меня мог сопровождать.

– Войди брат, – отвечал ему хозяин дома, – и переночуй здесь, пока не настанет день.

Гость принял приглашение и, войдя в дом, лёг спать. Хозяин же, увидав у путника мешок с золотом, соблазнился и, по наущению злого духа, замыслил убить своего гостя, чтобы взять себе его золото. Встав в полночь, он задушил купца, разрезал его тело на части, положил их в корзину и спрятал во внутренней комнате. После убийства он пришел в большое волнение и озираясь по сторонам, искал скрытого места, чтобы зарыть убитого.

Когда он размышлял об этом, ему явился святой мученик Мина верхом на коне, как бы какой воин едущий от царя. Въехав в ворота дома убийцы, мученик спросил его об убитом госте. Убийца, отговариваясь незнанием, сказал святому:

– Не знаю, что ты говоришь, господин, у меня не было никого.

Но святой, сойдя с коня, направился во внутреннюю комнату и взяв корзину вынес ее наружу и сказал убийце:

– Что это?

Убийца сильно испугался и без чувств упал к ногам святого. Святой же, составив рассеченные члены, и помолившись воскресил мёртвого и сказал ему:

– Воздай хвалу Богу.

Тот встал, как бы пробудившись от сна, и уразумев, что пострадал от домохозяина, прославил Бога и с благодарностью поклонился явившемуся воину. А святой, взяв от убийцы золото, отдал его воскрешенному человеку, говоря:

– Ступай своим путем с миром.

Обратившись затем к убийце, святой взял его и сильно бил. Убийца раскаялся и просил прощение. Тогда мученик даровал ему прощение в убийстве и, помолившись о нем, сел на коня и стал невидим.

В Александрии жил один человек, по имени Евтропий. Сей Евтропий дал обещание пожертвовать в церковь святого Мины серебряное блюдо. Посему, призвав златаря, он велел ему сделать два блюда, и на одном написать: блюдо святого великомученика Мины, а на другом написать: блюдо Евтропия, Александрийского гражданина. Златарь стал делать, как велел ему Евтропий, и когда были окончены оба блюда, то блюдо для святого Мины вышло гораздо красивее и блестящее, чем другое. Написав на блюдах имена святого Мины и Евтропия, златарь отдал их Евтропию.

Однажды Евтропий, плывя по морю на корабле, употреблял за обедом оба новые блюда, и увидев, что блюдо предназначенное в дар святому Мине, гораздо красивее его блюда, не пожелал его отдать в дар святому, но приказал слуге подавать себе на нем кушанья, а блюдо со своим именем задумал отослать в дар в церковь святого Мины. По окончании трапезы, слуга взял блюдо с именем мученика, и придя на край корабля, стал мыть его в море. Вдруг напал на него ужас и он увидел, что из моря вышел человек, который взял из его рук блюдо и стал невидим. Раб, сильно пораженный страхом, бросился вслед за блюдом в море. Увидев это, господин его также испугался и горько заплакав, стал говорить:

– Горе мне окаянному, что я пожелал взять себе блюдо святого Мины: так я погубил и блюдо и раба своего Но ты, Господи Боже мой, не прогневайся на меня до конца и яви Твою милость слуге моему. Вот, я даю обещание: если я найду тело своего слуги, то велю сделать такое же блюдо, и принесу его в дар святому Твоему угоднику Мине, или же отдам в церковь святого деньги, каких стоит блюдо.

Когда корабль пристал к берегу, Евтропий сошел с корабля и стал смотреть по краю моря, думая найти, выкинутое морем тело своего слуги и предать его погребению. В то время как он пристально смотрел, увидал своего раба выходящим из моря с блюдом в руках. Испуганный и обрадованный, он громким голосом вскричал:

– Слава Богу! Воистину велик ты, святой мученик Мина!

Услыхав его крик, все бывшие на корабле, сошли на берег, и видя раба, державшего блюдо, исполнились удивления и прославили Бога. Когда стали спрашивать раба, каким образом он, упав в море, остался жив и как вышел из воды невредимым, то он сказал в ответ:

– Как только я бросился в море, благолепный муж с другими двумя взяли меня и ходили вместе со мною вчера и сегодня и привели сюда.

Евтропий, взяв раба и блюдо, пошел в церковь святого Мины и поклонившись и оставив в дар блюдо, обещанное святому, удалился благодаря Бога и прославляя Его святого угодника Мину.

Одна женщина, по имени София, шла на поклонение в храм святого Мины. На дороге с ней встретился воин и увидев, что она идет одна, решился обесчестить ее. Она сильно сопротивлялась, призывая на помощь святого мученика Мину. И святой не лишил ее своей помощи, но наказал желающего над ней наругаться, а ее сохранил невредимою. Когда воин, привязав к своей правой ноге коня, хотел сделать над женщиной насилие, конь пришел в ярость и не только воспрепятствовал намерению своего господина, но и потащил его по земле, и не остановился и не успокоился до тех пор, пока не притащил его к церкви святого Мины. Часто ржа и свирепея, он привлек много людей на сие зрелище, ибо был праздник и в церкви находилось очень много народа. Воин, увидав такое собрание народа и видя, что конь всё еще находится в ярости и что ему не от кого ждать помощи, испугался, как бы не претерпеть еще чего-нибудь более ужасного от своего коня. Посему он, оставив стыд, исповедал пред всем народом свое нечестивое намерение, и конь тотчас успокоился и сделался кротким, а воин, войдя в церковь и припав к мощам святого, молился, прося прощение за свой грех.

Около церкви святого мученика вместе со многими другими находились хромой и немая, ожидая получить исцеление. В полночь, когда все спали, святой Мина явился хромому и сказал ему:

– Подойди молча к немой женщине и возьми ее за ногу.

Хромой ответил на это мученику:

– Божий угодник, разве я блудник, что ты повелеваешь мне сделать сие?

Но святой три раза повторил ему свои слова и прибавил:

– Если не сделаешь сего, не получишь исцеление.

Хромой, исполняя повеление святого, приполз и схватил за ногу немую. Она, пробудившись, начала кричать, негодуя на хромого. Сей, испугавшись, встал на обе ноги и быстро побежал. Таким образом, оба они почувствовали свое исцеление – немая заговорила, а хромой быстро побежал, как олень; и оба исцеленные воздали благодарение Богу и святому мученику Мине.

Один еврей имел друга христианина. Однажды, уезжая в отдаленную страну, он отдал своему другу на сохранение ящичек с тысячью золотых. Когда он замедлил в той стране, то христианин задумал не отдавать золота еврею по его возвращении, но взять его себе, что и исполнил. Еврей, вернувшись, пришел к христианину и просил возвратить его золото, которое он отдал ему на сохранение. Но тот отказался, говоря:

– Не знаю, что ты спрашиваешь у меня? Ты мне ничего не давал и я ничего не брал от тебя.

Услыхав такой ответь своего друга, еврей опечалился и, считая свое золото пропавшим, стал говорить христианину:

– Брат, никто не знает сего, кроме одного Бога, и если ты отказываешься возвратить мне данное тебе на хранение золото, утверждая, что не брал его у меня, то подтверди это клятвою. Пойдем в церковь святого Мины и там ты поклянись мне, что не брал у меня ящика с тысячью золотых.

Христианин согласился, и они оба вместе пошли в церковь святого, где христианин поклялся еврею пред Богом, что не брал у него золота на сохранение. По совершении клятвы, они вышли вместе из церкви, и лишь только сели на своих коней, как конь христианина стал приходить в бешенство, так что его почти невозможно было сдержать; он, разорвав свою узду, поднялся на задние ноги и сбросил своего господина на землю. Во время падения христианина с коня, с руки его спал перстень, а из кармана выпал ключ. Христианин, поднявшись, взял коня, усмирил его и севши на него, поехал вместе с евреем. Проехав немного времени, христианин сказал еврею:

– Друг, вот удобное место, слезем с коней, чтобы поесть хлеба.

Сойдя с коней, они пустили их пастись, а сами стали есть. Спустя немного времени христианин, взглянув, увидел своего раба стоящего пред ними и держащего в одной руке ящик еврея, а в другой, упавший с его руки, перстень. Увидев сие, христианин пришел в ужас и спросил раба:

– Что это значит?

Раб ответил ему:

– Некий грозный воин на коне приехал к моей госпоже, и дав ей ключ с перстнем, сказал: пошли, как можно скорее ящик еврея, дабы с твоим мужем не случилось большой беды. И мне было отдано сие отнести к тебе, как ты и приказал.

Видя это, еврей удивился сему чуду и обрадовавшись вернулся вместе с своим другом к храму святого мученика Мины. Поклонившись в храме до земли, еврей просил святого крещения, уверовав ради сего чуда, свидетелем коего он был, а христианин молился святому Мине дать ему прощение, поелику он нарушил божественную заповедь. Оба они получили по своему прошению – один святое крещение, другой прощение своего греха, и пошли каждый к себе, радуясь и прославляя Бога и величая Его святого угодника Мину.

Святый великомучениче Мино, моли Бога о нас!

Святой мученик Мина был родом египтянин; он исповедывал христианскую веру, и служил в войске, находящемся в Котуанской области 1 , под начальством тысяченачальника Фирмилиана. В то время в Риме царствовали вместе два нечестивых царя Диоклитиан и Максимиан 2 .

Эти цари издали по всем странам указ, повелевающий предавать мучениям и умерщвлять всех христиан, не поклоняющихся идолам. Согласно этому указу, верующие во Христа повсюду были принуждаемы к идольским жертвоприношениям. Тогда блаженный Мина, не желая видеть такого бедствия и почитание бездушных идолов, оставил свое воинское звание и ушел на горы, в пустынные места, желая лучше жить со зверями, нежели с людьми, не знающими Бога.

Святой Мина долгое время скитался в горах и в пустынях, поучаясь в Законе Божием, постом и молитвою очищая свою душу и служа день и ночь Единому Истинному Богу. Так прошло довольно много времени.

Однажды в главном городе Котуанской области был устроен нечестивый праздник, на который собралось множество язычников. Они совершали в честь своих нечестивых богов различные игры, зрелища, конские ристалища и состязание в борьбе, на каковые зрелища с особо устроенных высоких мест смотрели жители всего города. Блаженный Мина, провидя Святым Духом об этом празднике, разжегся ревностью о Боге и оставив горы и пустыни пришел в город. Вошедши на средину того места, где происходили зрелища, мученик встал на возвышении так, чтобы его можно было видеть веем, и громким голосом воскликнул: "Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне " (Рим.10:20).

Когда святой Мина так воскликнул, все присутствующие на зрелище устремили свои взоры на него и замолчали, удивляясь его смелости. Присутствовавший тут же на зрелище князь того города, по имени Пирр, повелел взять святого и спросил его:

Святой Мина вслух всего народа громко воскликнул:

Я раб Иисуса Христа, Владыки неба и земли.

Князь снова спросил святого:

Ты чужестранец, или здешний житель; откуда у тебя такая смелость, что ты осмелился среди зрелища так закричать?

Когда князь говорил это, а святой еще не успел ответить на его слова, некоторые из находившихся около князя воинов признали Мину и вскричали:

Это Мина воин, который состоял под начальством Фирмилиана тысячника.

Тогда князь сказал святому Мине:

Точно ли ты был воином, как они говорят о тебе?

Святой отвечал:

Да, правда, я был воином и находился в сем городе, но видя нечестие людей, прельщенных бесами, и поклоняющихся идолам, а не Истинному Богу, я оставил свое воинское звание и ушел из города, чтобы не быть участником в беззаконии и погибели сих людей. До нынешнего дня я скитался в пустынях, избегая соприкосновения с нечестивыми людьми, врагами Бога моего; ныне же, услыхав, что вы устроили нечестивый праздник, я проникся ревностью о Боге моем и пришел сюда, чтобы обличить вашу слепоту и проповедать вам Единого Истинного Бога, создавшего Своим словом небо и землю и промышляющего о всей вселенной.

Услышав такие слова, князь повелел отвести святого в темницу и стеречь его до утра, а сам весь тот день участвовал в празднике и зрелищах.

На другой день утром князь сел на судилище и, приказав привести святого Мину из темницы, всякими способами старался склонить его к идолопоклонству: и обещая дары, и угрожая муками. Когда же он не мог склонить святого к нечестию своими словами, стал принуждать его к тому делом, приказав четырем воинам обнажить и растянуть святого и без пощады бить его воловьими жилами, так что из ран мученика текла кровь ручьём. Присутствовавший при этом один человек, по имени Пигасий, сказал святому Мине:

Пожалей себя, человек, и исполни княжеское повеление, прежде чем тело твое не будет совершенно уничтожено. Советую тебе: поклонись богам только на время, чтобы избавиться от сих мучений, а потом опять служи твоему Богу, который не прогневается на тебя за сие отступление, если ты один раз только принесешь жертву идолам и на короткое время обратишься к ним, ради нужды, чтобы избавиться от сих тяжких мучений.

Но святой с гневом отвечал на это:

Отойди от меня, делатель беззакония, я уже принес жертву хвалы и снова принесу только Богу моему, Который оказывает мне Свою помощь и так укрепляет меня в терпении, что сии мучения для меня кажутся весьма лёгкими и отрадными, а не тяжкими.

Мучитель, изумлённый таковым терпением мученика, повелел подвергнуть святого Мину еще большим мукам. Святой был повешен на дереве и тело его строгали железными когтями, а мучитель, насмехаясь над святым, говорил ему:

Чувствуешь ли ты какую-нибудь боль, Мина, или сии мучения для тебя очень приятны, и ты хочешь, чтобы мы еще увеличили их?

Но святой мученик, хотя и сильно страдал, однако с твёрдостью ответил князю:

Не победишь меня, мучитель, кратковременными сими мучениями, ибо мне помогают, невидимые для тебя, воины Царя Небесного.

Князь повелел слугам еще сильнее мучить святого и говорить ему:

Не исповедуй здесь другого царя, кроме Римских императоров.

Мученик же отвечал на это:

Если бы вы знали истинного Царя, вы бы не хулили Проповедуемого мною, ибо Он истинный Царь небу и земли, и кроме Его нет другого. А вы хулите Его, не зная, и сравниваете с Ним своих тленных царей, созданных из праха, которым Он дал царское достоинство и царскую власть, так как Он есть Господь всего сотворенного.

Тогда князь сказал святому:

Кто это такой, дающий власть царям и владычествующий над всеми?

Мученик отвечал князю:

Иисус Христос, Сын Божий, вечно живущий, Коему повинуется всё и на небе и на земле; Сей возводит царей на престолы и царствует, дает власть и владычествует.

Мучитель же сказал святому Мине:

Разве ты не знаешь, что Римские императоры сильно гневаются на всех исповедующих имя Христово и повелевают убивать таковых?

Мученик отвечал:

"Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля " (Пс. 98:1). Если ваши цари гневаются на Христа и на христиан, исповедующих Его имя, то что мне до сего? Я не обращаю внимание на их гнев, ибо я раб моего Христа, и имею только одно желание быть исповедником Его всесвятого имени до самой смерти и да наслаждусь Его сладкой любви, от коей меня никто не может отторгнуть: "Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? " (Рим. 8:35).

После сего мучитель повелел сильно растирать раны святого платком, сделанным из волос. И когда сие делали, то святой мученик говорил:

Ныне я совлекаю кожаную одежду и облекаюсь в ризу

спасения.

Кроме сего мучитель повелел опалять святого зажженными свечами, но, и когда жгли все тело святого, он молчал.

Тогда князь спросил его:

Чувствуешь ли ты, Мина, сей огонь?

Святой отвечал: "Бог наш есть огнь поядающий " (Евр. 12:29).

Тот, за Кого я стражду, помогает мне, и посему я не чувствую огня, коим меня опаляете, и не страшусь ваших многоразличных мучений, ибо помню евангельские слова моего Господа: "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне " (Мф. 10:28).

Тогда князь сказал мученику:

Откуда у тебя такое красноречие? ты всё время был воином, каким же образом ты умеешь говорить, как человек, прочитавший много книг?

Святой отвечал на это князю:

Господь наш Иисус Христос сказал нам: "И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать " (Мф. 10:18- 19).

Князь спросил святого:

А ваш Христос знал, что вы будете за Него терпеть такие мучение?

Мученик отвечал:

Поелику Он Истинный, то имеет и ведение будущего. Ведал и ведает всё, что есть; и всё имеющее быть Ему известно, и Он знает наперед все наши мысли.

Князь, не зная, что отвечать на сие святому, сказал ему:

Оставь. Мина, свое празднословие и избери себе одно из двух: или будь нашим, и мы перестанем тебя мучить, или будь Христовым, и мы тебя умертвим.

Я Христов был, и есмь, и буду Христов.

Князь сказал:

Если ты пожелаешь, я отпущу тебя на два или на три дня, чтобы ты хорошенько поразмыслил, и сказал нам последнее слово.

Но святой отвечал:

Не два и не три дня, но много лет я исповедую веру Христову, но у меня никогда и в мыслях даже не было отречься от Бога моего, посему и теперь мне не подобает размышлять о сем. Не надейся, князь, слышать от меня что-нибудь другое, но вот мое последнее слово: от Бога моего я не отрекусь, вашим бесам не принесу жертвы и не преклоню колен моих перед бездушными идолами.

Такой твёрдый ответ мученика сильно разгневал князя, и он повелел разбросать по земле крючки, трезубцы и различные железные гвозди, и влачить по ним связанного святого мученика. Но сей, как будто влачимый по мягким цветам, еще сильнее порицал многобожие язычников и смеялся над безумием людей, прельщенных бесами. А князь повелел влачимого святого еще бить оловянными прутьями. И так святого Мину мучили долгое время.

В это время один из бывших при сем воинов, по имени Илиодор, сказал мучителю:

Князь, разве твоя светлость не знает, что христиане безумны и не боятся мучений, перенося их так, как будто они подобны бездушным камням или деревьям, а смерть считают сладким питьем. Не утруждай более себя, но повели скорее умертвить сего ожесточенного христианина.

И князь тотчас изрек такой приговор над святым: "Злого Мину воина, впадшего в христианское нечестие, и не пожелавшего послушать царского повеления и принести жертву богам, мы повелеваем усекнуть мечем, а тело его пусть будет предано сожжению перед всем народом".

Воины взяли святого мученика Мину и отвели его за город, где и отсекли ему главу, и разжегши большой костер, бросили в него многострадальное тело святого мученика.

Некоторые же из верующих, когда погас огонь, пришли на сие место и собрали оставшиеся от сожжения части мощей святого, и обернувши их чистою пеленою, помазали ароматами 3 . Спустя же немного времени они принесли сии святые останки в свой отечественный город Александрию 4 , где и погребли их в честном месте. Впоследствии на сем месте была построена церковь во имя святого мученика и по молитвам ко святому в ней совершалось множество чудес.

Сказание Тимофея, архиепископа Александрийского, о чудесах святого великомученика Мины

По смерти нечестивых и богоненавистных Римских императоров Диоклитиана и Максимиана, на царский престол вступил благочестивый Константин Великий 5 , в царствование коего сильно умножилась вера в Господа нашего Иисуса Христа. В это время некие христолюбивые люди города Александрии, найдя место, где были положены честные останки святого славного Христова мученика Мины, построили на сем месте во имя его церковь.

Случилось, что в Александрию прибыл один благочестивый купец из земли Исаврийской 6 , чтобы закупить товары. Услыхав про множество чудес и исцелений, совершающихся в церкви святого Мины, он сказал сам себе:

Пойду и я поклонюсь честным мощам святого мученика и дам дары в церковь его, дабы помиловал меня Бог па молитве Своего страдальца.

Подумав так, он пошел в церковь, взяв с собою мешок, наполненный золотом. Придя к поморскому озеру и найдя перевоз, он приплыл на место, называвшееся Лозонета. Вышедши здесь на берег, купец искал, где бы переночевать, ибо уже настал вечер. Посему войдя в один дом, он сказал хозяину:

Друг, сделай милость, пусти меня в твой дом переночевать, ибо солнце зашло и я боюсь один идти дальше, так как не имею никого, кто бы меня мог сопровождать.

Войди брат, - отвечал ему хозяин дома, - и переночуй здесь, пока не настанет день.

Гость принял приглашение и, войдя в дом, лёг спать. Хозяин же, увидав у путника мешок с золотом, соблазнился и, по наущению злого духа, замыслил убить своего гостя, чтобы взять себе его золото. Встав в полночь, он задушил купца, разрезал его тело на части, положил их в корзину и спрятал во внутренней комнате. После убийства он пришел в большое волнение и озираясь по сторонам, искал скрытого места, чтобы зарыть убитого.

Когда он размышлял об этом, ему явился святой мученик Мина верхом на коне, как бы какой воин едущий от царя. Въехав в ворота дома убийцы, мученик спросил его об убитом госте. Убийца, отговариваясь незнанием, сказал святому:

Не знаю, что ты говоришь, господин, у меня не было никого".

Но святой, сойдя с коня, направился во внутреннюю комнату и взяв корзину вынес ее наружу и сказал убийце:

Что это?

Убийца сильно испугался и без чувств упал к ногам святого. Святой же, составив рассеченные члены, и помолившись воскресил мёртвого и сказал ему:

Воздай хвалу Богу.

Тот встал, как бы пробудившись от сна, и уразумев, что пострадал от домохозяина, прославил Бога и с благодарностью

поклонился явившемуся воину. А святой, взяв от убийцы золото, отдал его воскрешенному человеку, говоря:

Ступай своим путем с миром.

Обратившись затем к убийце, святой взял его и сильно бил. Убийца раскаялся и просил прощение. Тогда мученик даровал ему прощение в убийстве и, помолившись о нем, сел на коня и стал невидим.

В Александрии жил один человек, по имени Евтропий. Сей Евтропий дал обещание пожертвовать в церковь святого Мины серебряное блюдо. Посему, призвав златаря, он велел ему сделать два блюда, и на одном написать: блюдо святого великомученика Мины, а на другом написать: блюдо Евтропия, Александрийского гражданина. Златарь стал делать, как велел ему Евтропий, и когда были окончены оба блюда, то блюдо для святого Мины вышло гораздо красивее и блестящее, чем другое. Написав на блюдах имена святого Мины и Евтропия, златарь отдал их Евтропию.

Однажды Евтропий, плывя по морю на корабле, употреблял за обедом оба новые блюда, и увидев, что блюдо предназначенное в дар святому Мине, гораздо красивее его блюда, не пожелал его отдать в дар святому, но приказал слуге подавать себе на нем кушанья, а блюдо со своим именем задумал отослать в дар в церковь святого Мины. По окончании трапезы, слуга взял блюдо с именем мученика, и придя на край корабля, стал мыть его в море. Вдруг напал на него ужас и он увидел, что из моря вышел человек, который взял из его рук блюдо и стал невидим. Раб, сильно пораженный страхом, бросился вслед за блюдом в море. Увидев это, господин его также испугался и горько заплакав, стал

говорить:

Горе мне окаянному, что я пожелал взять себе блюдо святого Мины: так я погубил и блюдо и раба своего Но ты, Господи Боже мой, не прогневайся на меня до конца и яви Твою милость слуге моему. Вот, я даю обещание: если я найду тело своего слуги, то велю сделать такое же блюдо, и принесу его в дар святому Твоему угоднику Мине, или же отдам в церковь святого деньги, каких стоит блюдо.

Когда корабль пристал к берегу, Евтропий сошел с корабля и стал смотреть по краю моря, думая найти, выкинутое морем тело своего слуги и предать его погребению. В то время как он пристально смотрел, увидал своего раба выходящим из моря с блюдом в руках. Испуганный и обрадованный, он громким голосом вскричал:

Слава Богу! воистину велик ты, святой мученик Мина!

Услыхав его крик, все бывшие на корабле, сошли на берег, и видя раба, державшего блюдо, исполнились удивления и прославили Бога. Когда стали спрашивать раба, каким образом он, упав в море, остался жив и как вышел из воды невредимым, то он сказал в ответ:

Как только я бросился в море, благолепный муж с другими двумя взяли меня и ходили вместе со мною вчера и сегодня и привели сюда.

Евтропий, взяв раба и блюдо, пошел в церковь святого Мины и поклонившись и оставив в дар блюдо, обещанное святому, удалился благодаря Бога и прославляя Его святого угодника Мину.

Одна женщина, по имени София, шла на поклонение в храм святого Мины. На дороге с ней встретился воин и увидев, что она идет одна, решился обесчестить ее. Она сильно со-противлялась, призывая на помощь святого мученика Мину. И святой не лишил ее своей помощи, но наказал желающего над ней наругаться, а ее сохранил невредимою. Когда воин, привязав к своей правой ноге коня, хотел сделать над женщиной насилие, конь пришел в ярость и не только воспрепятствовал намерению своего господина, но и потащил его по земле, и не остановился и не успокоился до тех пор, пока не притащил его к церкви святого Мины. Часто ржа и свирепея, он привлек много людей на сие зрелище, ибо был праздник и в церкви находилось очень много народа. Воин, увидав такое собрание народа и видя, что конь всё еще находится в ярости и что ему не от кого ждать помощи, испугался, как бы не претерпеть еще чего-нибудь более ужасного от своего коня. Посему он, оставив стыд, исповедал пред всем народом свое нечестивое намерение, и конь тотчас успокоился и сделался кротким, а воин, войдя в церковь и припав к мощам святого, молился, прося прощение за свой грех.

Около церкви святого мученика вместе со многими другими находились хромой и немая, ожидая получить исцеление. В полночь, когда все спали, святой Мина явился хромому и сказал

Подойди молча к немой женщине и возьми ее за ногу.

Хромой ответил на это мученику:

Божий угодник, разве я блудник, что ты повелеваешь мне сделать сие?

Но святой три раза повторил ему свои слова и прибавил:

Если не сделаешь сего, не получишь исцеление.

Хромой, исполняя повеление святого, приполз и схватил за

ногу немую. Она, пробудившись, начала кричать, негодуя на хромого. Сей, испугавшись, встал на обе ноги и быстро побежал. Таким образом, оба они почувствовали свое исцеление - немая заговорила, а хромой быстро побежал, как олень; и оба исцеленные воздали благодарение Богу и святому мученику Мине.

Один еврей имел друга христианина. Однажды, уезжая в отдаленную страну, он отдал своему другу на сохранение ящичек с тысячью золотых. Когда он замедлил в той стране, то христианин задумал не отдавать золота еврею по его возвращении, но взять его себе, что и исполнил. Еврей, вернувшись, пришел к христианину и просил возвратить его зо-лото, которое он отдал ему на сохранение. Но тот отказался, говоря:

Не знаю, что ты спрашиваешь у меня? Ты мне ничего не давал и я ничего не брал от тебя.

Услыхав такой ответь своего друга, еврей опечалился и, считая свое золото пропавшим, стал говорить христианину:

Брат, никто не знает сего, кроме одного Бога, и если ты отказываешься возвратить мне данное тебе на хранение золото, утверждая, что не брал его у меня, то подтверди это клятвою. Пойдем в церковь святого Мины и там ты поклянись мне, что не брал у меня ящика с тысячью золотых.

Христианин согласился, и они оба вместе пошли в церковь святого, где христианин поклялся еврею пред Богом, что не брал у него золота на сохранение. По совершении клятвы, они вышли вместе из церкви, и лишь только сели на своих коней, как конь христианина стал приходить в бешенство, так что его почти невозможно было сдержать; он, разорвав свою узду, поднялся на задние ноги и сбросил своего господина на землю. Во время падения христианина с коня, с руки его спал перстень, а из кармана выпал ключ. Христианин, поднявшись, взял коня, усмирил его и севши на него, поехал вместе с евреем. Проехав немного времени, христианин сказал еврею:

Друг, вот удобное место, слезем с коней, чтобы поесть хлеба.

Сойдя с коней, они пустили их пастись, а сами стали есть. Спустя немного времени христианин, взглянув, увидел своего раба стоящего пред ними и держащего в одной руке ящик еврея, а в другой, упавший с его руки, перстень. Увидев сие, христианин пришел в ужас и спросил раба:

Что это значит?

Раб ответил ему:

Некий грозный воин на коне приехал к моей госпоже, и дав ей ключ с перстнем, сказал: пошли, как можно скорее ящик еврея, дабы с твоим мужем не случилось большой беды. И мне было отдано сие отнести к тебе, как ты и приказал.

Видя это, еврей удивился сему чуду и обрадовавшись вернулся вместе с своим другом к храму святого мученика Мины. Поклонившись в храме до земли, еврей просил святого крещения, уверовав ради сего чуда, свидетелем коего он был, а христианин молился святому Мине дать ему прощение, поелику он нарушил божественную заповедь. Оба они получили по своему прошению - один святое крещение, другой прощение своего греха, и пошли каждый к себе, радуясь и прославляя Бога и величая Его святого угодника Мину.

Кондак, глас 4:

Воинства исхити привременнаго, и нетленнаго показа тя небеснаго общника страстотерпче Мино, Христос Бог наш, ихе мучеников нетленный венец.

________________________________________________________________________

1 Котуан - древний город во Фригии. Фригия - большая область Малой Азии, обнимала первоначально всю среднюю часть западной половины полуострова, кроме того Южный берег Пропонтиды (Мраморного моря) до Гелеспонта (Дарданелы), позднее причислявшийся к Мизии. Границы её: на западе - Мизия, Лидия и Кария, на юге- Ликия, Писидия и Ликаония, на востоке - Каппадокия, на севере- Галатия и Вифиния.

2 Оба императора царствовали вместе с 284 по 305 г.- Диоклитиан - на Востоке, Максимиан - на Западе.

3 Мученическая кончина святого Мины последовала в 304 году. В церковной службе этого дня вместе с мучеником Миною прославляются и свв. мученики Виктор, Викентий и Стефанида, но большинство церковных песнопений посвящено мученику Мине.

4 Александрия - знаменитый город, основанный Александром Великим около 333 года до Р. X. на мысе, выдающемся в южный берег Средиземного моря, (несколько южнее нынешнего города того же наименования); был некогда центром науки и первым торговым городом в мире; в начале IV века стал центром христианства и резиденцией патриарха.

5 Император Константин Великий царствовал с 306 по 336 г.

6 Исаврия - небольшая, мало исследованная и скрытая в горах, местность древней Малой Азии, граничившая на востоке ст. Ликаониею, на севере с частью Фригии, на западе с Писидиею. В Исаврии главный город был Исавра (ныне Улубуиар), весьма богатый и многолюдный.

По месяцам: Январь Февраль Март Апрель

Святой Мина родился в 285 году в Египте.
Святой Мина - мученик и чудотворец - один из самых известных египетских святых, почитаемых на Востоке и Западе. Он известен своими многочисленными чудесами, за свое заступничество и молитвы.

Считается, что родители Мины никак не могли завести детей. На праздник Девы Марии, Евфимия (будущая мать Мины) помолилась перед иконой Святой Девы Марии со слезами о том, что Бог не может ей подарить столь благословенного сына. В момент молитвы от иконы раздался звук "Аминь". Несколько месяцев спустя на свет появился мальчик, которого назвали "Мина".

Когда умер отец Мины, ему было всего 14 лет. Через год Мина присоединился к римской армии, откуда ушел спустя три года, когда армия начала гонения на христиан. Мина не только отказался от военной карьеры, но и ушел в пустыню, чтобы посвятить свою жизнь Христу.

Спустя пять лет, которые Мина провел как отшельник, в откровении он увидел ангелов, которые венчали мучеников коронами славы, и Мина решил вернуться к людям, чтобы проповедовать им истинную веру в Бога.

На одном из праздников в честь языческих богов, Мина вышел к людям и призвал не поклоняться языческим идолам. Мина сказал народу:

“Я - Мина и происхожу из Египта. Когда-то я был войном. Я пришел исповедовать перед вами, что мой Христос - истинный Бог”

Разумеется, не всем проповедь Мины и его высказывания относительно язычества пришлись по вкусу. Мину подвергли страшным пыткам и мучениям, от него требовали вернуться к язычеству, но он отказался. Тогда святого обезглавили.

Я со Христом был и есмь буду - слова Мины перед тем, как его тело бросили в полыхающий костер.

Солдаты сжигали тело Мины на протяжении 3-х дней, но оно оставалось невредимым.

Затем сестра Мины подкупила солдат и смогли забрать тело и отвезти в Александрию, где мощи Мины долгое время хранились в храме, получившим впоследствии имя святого.

Ангел указал место, где стоит похоронить Мину

Когда у церкви находился Афанасий Великий, то ему во сне явился ангел и сказал, что ему следует возложить мощи Мины на верблюда и отправиться к западной пустыне. На определенном месте, близ колодца с водой у озера Марьют, что неподалеку от Александрии, верблюд остановился и перестал двигаться. Христиане поняли, что это - знак Божий и погребли тело Мины там.

Когда берберы восстали против городов вокруг Александрии, то римский правитель решил тайно взять тело Святого Мины с собой, чтобы тот оберегал его и защищал. Замысел удался, и он вернулся с победой. Однако, видимо на фоне достигнутого, он решил не возвращать тело Мины на место его захоронения и взять с собой в Александрию. Когда они двигались обратно к городу, то их путь лежал через озеро Марьют, где тело Мины было первоначально похоронено. Верблюд, несший тело, опустился на землю и перестал двигаться. Люди решили перенести тело на другого верблюда, но также не смогли заставить двигаться и второе животное.

Тогда римский правитель понял, что это не прихоть верблюдов и, сделав гроб, тело Мины вновь погребли у озера Марьют.

Через кое-то время о месте захоронения святого забыли ... Годы спустя один из пастухов вышел кормить свое стадо на данном месте, когда вдруг один больной ягненок упал на землю. Пока ягненок пытался подняться на ноги, то его раны чудесным образом зажили. Сея история быстро разошлась в народе, и многие больные принялись посещать это место, чтобы излечиться от разного рода болезней.

Как случилось, что Святой Мина стал покровителем Ираклиона?

Существует сказание, что Мина, чьему творению приписывают многие чудеса, происходившие в Греции и Египте, однажды пришел на помощь и жителям Ираклиона на острове Крит . Тогда, в 1826 году, как в Ираклионе, так и на всем острове активно действовала турецкая оккупация, критяне же, напротив, пытались устроить революцию. На Крите живет очень верующий народ, и даже когда ему было очень тяжело, он не мог пропустить Пасху . Многие христиане со всего острова съехались в Ираклион, чтобы поучаствовать в богослужении в кафедральном соборе святого великомученика Мины . Тогда-то турки решили напасть на съехавшихся прихожан, однако, когда они уже почти достигли храма, перед ними возник всадник с мечом.

Он скакал вокруг храма и не давал туркам приблизиться. В страхе турки отступили.

Так Святой Мина смог защитить жителей Ираклиона и Крита и спас им жизни. Произошедшее в тот день стало откровением не только для христиан - многие мусульмане, которые находились в пасхальную ночь возле храма святого Мины, затем приносили дары в храм на день памяти святого.

Святой Мина почитаем и в России

Почитают святого великомученика Мину и в России. Так в Старой Руссе, что близ Новгорода, стоит храм Великомученика Мины . Небольшое строение относится, вероятно, к XV веку.

Есть у храма Мины в Старой Руссе и свое собственное чудо. Шведы не смогли найти где остановится в разоренном и разрушенном городе. Они не придумали ничего лучше, чем направиться в храм, да еще и на конях. Как только они приблизились к храму - то начали поголовно слепнуть.

Говорят, что командующий войсками отправил этих солдат в Швецию, чтобы другие люди смогли воочию убедится в чудесах, которые происходят в православных русских храмах.

Молитва Святому Мине

О, святый великомучениче Христов, Мино многострадальне, образ благочестиваго жития на земли верным явивший, мученическою же кончиною твердость веры своея засвидетельствовавший и венец нетленныя славы от руки Венцедавца Христа восприявший на Небесех! Молися о иже с верою притекающих ко святому имени твоему, блаженне, и предстательствуй выну о всех любовию чтущих честную память твою, от многоразличных бед и напастей нас сохраняюще, да ходатайством твоим от сетей лукаваго и от злых людей соблюдаеми в мире и благочестии оставльшияся дни жития нашего поживем, хваляще дивнаго во Святых Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивое, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Великомученик Мина, согласно наиболее распространенному варианту Жития, был родом египтянин. Он служил в войске в Котуанской области во Фригии (Малая Азия) во время правления императоров Диоклетиана и Максимиана. Святой был христианином, с началом гонений он оставил службу и удалился в пустыню, где провел долгое время. Во время языческого праздника он явился в город Котуан и открыто исповедовал Христа, за что его приговорили к жестоким мучениям, а затем усекли мечом. Мощи святого были перенесены в Египет, где в Карм Абу Мена на озере Мариотис была построена гробница и первый храм святого. Великомученик Мина Египетский прославлен посмертными чудесами, описанными Тимофеем архиепископом Александрийским в Сказании о чудесах святого великомученика Мины. Сведения о жизни святого содержатся в Житиях и описаниях его мучений на греческом, коптском и других восточных языках.

Великомученик Мина Египетский широко почитался в Византии, на Руси, в Египте и Италии. В памятниках ранневизантийского искусства Мина - безбородый юноша с курчавыми волосами. Наибольшее распространение получают изображения святого в виде седого старца с короткими волосами и короткой бородой или зрелого мужа с проседью в волосах и бороде, потому что по свидетельству Жития, святой долго жил уединенно в пустыне, поэтому не мог быть молодым человеком в момент своей мученической кончины. Подобные изображения встречаются в резных триптихах из слоновой кости и византийских рукописях X - XI веков и монументальном искусстве. Традиционно сложились два основных иконографических типа изображений Мины Египетского - как воина в воинских доспехах с мечом, щитом и копьем в руках и как мученика, одетого в хитон и плащ, с крестом в руках. На Руси великомученик Мина Египетский впервые появляется в росписях Софийского собора в Киеве, где он изображен дважды, оба раза как мученик, облаченный в хитон и плащ. Как воин он представлен во фресковых росписях собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 год, мастер Дионисий с сыновьями). Часто святой Мина представлен в числе избранных святых. На некоторых иконах святой стоит вполоборота и обращен в молении Христу, расположенному в облачном сегменте в верхней части иконы.

Помимо Мины Египетского в Византии почитался святой Мина Калликелад (Красноречивый) - афинянин по происхождению, воин, мученически погибший около 313 года в Александрии, куда был прислан для подавления смут. Оба святых были воинами и пострадали от мучений за исповедание христианской веры, внешний облик святых имеет схожие черты, в связи с этим при отсутствии поясняющих надписей часто сложно определить кто изображен на иконе - Мина Египетский или Мина Александрийский (Калликелад). В храмовых росписях, начиная с XIV века, для различия святых рядом со святым Миной Каликеладом появляется надпись «Калликелад», а египетский мученик называется просто Миной .

Жанна Григорьевна Белик ,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Саенкова Е.М., Герасименко Н.В. Иконы святых воинов. М., 2008.

2. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV - начала XX века. М., 2010.

3. Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007.

4. Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009.

5. Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII веков. М., 1995.

6. Евсеева Л.М. Афонская книга образцов XV века. М., 1998.

7. Нечаева Т.Н., Тарасенко Л.П. Из истории северной русской живописи (три памятника ростово-новгородской традиции) // ПКНО. М., 1998. С. 286-298.

8. Иконы Твери, Новгорода и Пскова XV - XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. М., 2000.