Будьте всегда открыты и активны. Как женщины жили в восточных гаремах, или о чем не рассказывают в романтических фильмах

При одном упоминании о гареме в голове возникают образы таинственных и прекрасных восточных женщин, которые могли покорить мужчину одним своим взглядом. Несмотря на то, что по сути наложницы были рабынями, обращались с ними достойно. Женщин в султанском гареме было много, но были и любимицы - те, которым посчастливилось родить султану сыновей. Они обладали особым уважением и почётом. Гарем султанаделился на три группы. В первой находились уже немолодые наложницы, в двух других - совсем юные. Все женщины обучались искусству флирта и грамоте.

Третья группа состояла из самых красивых и дорогих наложниц, которые дарили своё общество не только султанам, но и принцам. Когда девушки попадали во дворец, им давали новое имя (обычно персидское), которое должно было отображать их сущность. Вот некоторые примеры: Нергинелек ("ангелочек"), Назлуждамаль ("кокетка"), Чешмира ("девочка с красивыми глазами"), Нергидезада ("похожая на нарцисс"), Маджамаль ("луноликая").

До XV века в Османской империи было принято иметь помимо гарема ещё и законных жён, обычно ими становились иностранные принцессы. Брак был необходим для усиления власти и поддержки со стороны других государств. росла и набирала силы, уже не было необходимости искать поддержки, поэтому род продолжали дети наложниц. Гарем султана заменил и вытеснил законный брак. Наложницы обладали своими правами и привилегиями. никогда и ни в чём не нуждались, они могли покинуть своего господина при желании после девяти лет пребывания.

Тем, кто оставил дворец, дарились дома, выдавалось приданое. Эти женщины назывались дворцовыми и имели уважение в обществе, им дарились бриллианты, ткани, золотые часы, всё, что необходимо для обустройства дома, также выплачивалось регулярное пособие. Однако большинство девушек не желало оставлять гарем султана, даже если они не становились любимицами и не получали внимание господина, они становились служанками и воспитывали более юных девочек.

Любовь Сулеймана к Роксолане-Хюррем

Султан Сулейман Великолепный был достойным правителем, воином, законодателем и тираном. Этот человек был разносторонне развит, он увлекался музыкой, писал стихи, знал несколько языков, любил ювелирное и кузнечное дело. При его правлении Османская империя достигла наибольших высот. Характер правителя был противоречив: суровость, жестокость и безжалостность сочетались с сентиментальностью. В 26 лет Сулейман начал править Османской империей.

В этот период многочисленный гарем турецкого султана пополнился наложницей из Западной Украины. Прекрасную девушку звали Роксолана, она отличалась весёлым нравом, поэтому ей дали имя Хюррем, что означает "весёлая". Красавица сразу завоевала внимание султана. На тот момент любимой женщиной была Махидевран, которая, приревновав, расцарапала новенькой наложнице лицо, порвала платье и потрепала волосы. Когда Хюррем пригласили в опочивальню султана, она отказалась идти в таком виде к правителю. Сулейман, узнав о случившемся, разозлился на Махидевран и сделал Роксолану своей любимой женщиной.

В гареме было правило, гласившее, что наложница может иметь только одного ребёнка от султана. Сулейман был настолько влюблён в Хюррем, что подарил ей пятерых детей и отказался от встреч с другими женщинами. Помимо этого, было нарушено ещё одно традиционное правило - он женился, таким образом это был первый законный брак султана и наложницы в истории Османской империи. Хюррем была самой значимой личностью во дворце 25 лет и имела неограниченную власть над мужем. Умерла она раньше своего возлюбленного.

Последняя любовь Сулеймана

После смерти Хюррем у правителя вспыхнули чувства ещё только к одной наложнице - Гюльфем. Девушке было 17 лет, когда она попала в гарем султана. Хюррем и Гюльфем были совершенно не похожи. Последняя любовь султана была спокойной женщиной, несмотря на её невиданную красоту, привлекала Сулеймана в ней доброта и кроткий нрав. Все ночи он проводил только с Гюльфем, остальные же наложницы безумно ревновали, но ничего не могли с этим поделать.

Эта милая и спокойная женщина решила построить мечеть. Не желая огласки, она ничего не сказала об этом султану. Всё своё жалование она отдавала на строительство. Однажды деньги закончились, девушка не хотела просить возлюбленного о помощи, ведь это было ниже её достоинства. Она взяла средства у другой наложницы, которая согласилась отдать своё жалование за несколько ночей с султаном. Сулейман удивился, увидев другую в своих покоях, он хотел делить ложе только c Гюльфем. Когда несколько ночей любимая ссылалась на болезнь, а её приходила заменять другая наложница, Сулейман разгневался. Коварная соперница рассказала повелителю, что ночи с ним были проданы за жалование. Евнухи в гареме султана Сулеймана получили приказ отхлестать Гюльфем десятью ударами розог, но та от такого позора умерла ещё до наказания. Когда правитель узнал истинную причину поступка возлюбленной, он долго горевал и жалел, что не поговорил с ней до Мечеть достроили по приказу Сулеймана. Рядом была возведена школа. Гюльфем похоронили в саду этого небольшого кюллие.

Но в реальности гарем представлял из себя настоящее змеиное гнездо, где плелись интриги, а людей, не жалея, пускали в расход.

“Умный журнал” приглашает заглянуть в дворец османского султана и узнать, чем наложницам грозили лесбийские связи и какие сексуальные позы было запрещено использовать даже султану.

Зачем в гаремах евнухи

Гарем обычно располагался на верхнем этаже передней части дома и имел отдельный вход.

В представлении европейцев жизнь султанского гарема (сераля) — это шикарные комнаты, купальни, фонтаны, благовония и, конечно, эротические утехи.

На деле же роскошью блистали лишь комнаты членов семьи султана и самых красивых наложниц — фавориток. Большинство же обитательниц гарема — отвергнутых или еще не представленных султану, ютились в скромных комнатах. Там же проживали африканские служанки, располагались кухни, кладовые и прачечные. Например, гарем султана Селима III, жившего в XVIII веке, насчитывал около 300 помещений.

Официальные жены властелина проживали в отдельных домах, среди прислуги и богатства.

Султанши, кстати, не почивали на лаврах, а любили вести активную деятельную жизнь: строили школы, мечети, помогали неимущим, закупали воду для паломников в Мекку.

Откуда брались евнухи

Надзор за гаремом и связь наложниц с внешним миром поддерживается с помощью рабов-евнухов — представителей особой придворной касты. Дословно “евнух” переводится как “охраняющий ложе”, хотя круг их обязанностей был значительно шире.

Евнухи руководили служанками, управляли хозяйством, вели учет и бухгалтерию, поддерживали порядок, наказывали наложниц, например, за лесбийские отношения или за отношения с другими евнухами.

Обычно их покупали у работорговцев в возрасте восьми-двенадцати лет и совершали над ними процедуру оскопления — полное или частичное удаление половых органов с целью устранить возможные сексуальные связи с наложницами. После оскопления мальчику останавливали кровь, стерилизовали рану, а в мочеточник вставляли гусиное перо, чтобы отверстие не заросло.

Евнух османского султана, 1870-е

Перенести такую варварскую процедуру могли далеко не все, зато выжившие стоили целое состояние, а позволить себе слугу-кастрата могли только очень состоятельные семьи. Для дворцов их закупали сотнями, обучали турецкому языку и военному делу.

Евнухи бывали “черными” и “белыми”. “Черных” евнухов привозили из Судана и Эфиопии, а “белых” — с Балканского полуострова. Считалось, что чернокожие мальчики более выносливы и лучше переносят болезненное оскопение.

Как отбирали наложниц

Будущих наложниц для султанского гарема приобретали в возрасте шести-тринадцати лет. Поскольку исламом не разрешает обращать в рабство мусульман, большинство невольниц происходило из христианских провинций Османской империи.

Кстати, в гарем девочки не всегда попадали насильно. Нередко их туда отдавали родители, подписывая соглашение на полный отказ от ребенка. Для бедных семей это был единственный шанс выжить и дать дочери шанс.

Из девочек “лепили” идеальных собеседниц и любовниц: обучали турецкому языку, музыке, танцам, сочинению изысканных любовных посланий — в зависимости от способностей.

Но каждую из них обязательно учили главному — искусству доставлять мужчине удовольствие.

Когда девочка достигала полового созревания, ее показывали великому визирю (титул, условно соответствующий министру), и если тот не замечал у нее явных недостатков, она становилась потенциальной наложницей, но в главный гарем попасть могли только самые красивые и сообразительные.

Конечно, оказаться в покоях султана большинству так и не удавалось, но при желании девушки могли сделать придворную карьеру, стать надзирательницами или следить за казной. Некоторые наложницы могли так и жить в гареме, даже ни разу не встретившись с хозяином.

Если девушке все же удавалось выбиться в фаворитки, это еще не значило, что ее ждет сказочная жизнь в роскошных палатах, ведь фактически она оставалась бесправной рабыней. Одну из наложниц Сулеймана Великолепного казнили за то, что она посмела не явиться к султану, когда тот ждал ее, кого-то поймали на краже, кого-то убили за бесстыдное поведение (которое, впрочем, могло заключаться в том, что женщина говорила громче положенного).

Если спустя девять лет наложница не становилась одной из жен султана, ее отпускали, выдавали замуж за одного из чиновников и снабжали крупным приданным.

Разумеется, каждая мечтала стать фавориткой правителя или даже матерью нового наследника. Да-да, в Османской империи ребенок, зачатый от свободного человека и наложницы, приравнивался к законорожденному.

Сестры и жены последнего правителя Османской империи Абдула-Хамида II

Получалось, при таком широком выборе султан никогда не оставался без наследника.

Однако такой принцип делал переход власти весьма кровавым. Когда один из сыновей наследовал престол, то первым делом приказывал умертвить своих братьев. Известны случаи, когда умерщвлению подвергались даже беременные женщины, дабы их нерожденные дети не стали соперниками в борьбе за власть. После вышел закон, запрещающий проливать священную кровь царских особ в стенах дворца, поэтому жертв дворцовых интриг стали душить тетевой лука или шелковым платком.

Чтобы гарантировать жизнь себе и своему сыну, фаворитка должна непременно возвести его на трон. В противном случае сына убьют, а ее сошлют в “Дворец слез”.

Как проходили ночи любви

Сексуальные отношения между наложницей и султаном происходили в соответствии со строгим регламентом. Если султану захотелось послушать игру на музыкальном инструменте или посмотреть танец, то старшая жена или главный евнух собирали всех наложниц, искусных в этом деле и проводили некий “кастинг”. Каждая по очереди показывала султану свое мастерство, а хозяин выбирал ту, с которой разделит ложе.

Избранницу уводили и начинали ее подготовку к ночи любви с султаном.

Ее мыли, одевали, делали макияж, эпиляцию, массаж и, конечно, тестировали на знание материала — где и как ублажать султана.

Ночи любви проходили в присутствии служанок-эфиопок, которые следили, чтобы не гасли факелы, освещающие ложе.

Обычно любовники использовали ту позу, при которой мужчина находится сверху. Запрещалось использовать позиции, которые напоминают спаривание животных или какие-либо извращения. Тем не менее, количество любовных ласк, которыми владели наложницы с лихвой компенсировал однообразие поз.

Несмотря на колоссальное количество жен и любовниц, султан никогда не проводил ночь больше чем с одной из них за один раз.

Расписание, по которому фаворитки восходили на ложе султана, составлял главный евнух. Если красавица была умелой и страстной, то наутро находила рядом с собой одежду, в которой хозяин провел с ней ночь. Обычно в одежду был завернут дорогой подарок или большая сумма денег.

Конец султанского гарема

В 1908-1909 годах турецкие революционеры покончили с монархией, вынудив отречься от престола последнего самодержавного правителя Абдул-Хамида II, а главного евнуха его гарема толпа повесила на фонарном столбе.

Все наложницы и младшие евнухи оказались на улице, а султанский дворец превратили в музей и открыли для посещения.

О том, как жили первые османские султаны известно не так много. Турецкие учёные по сей день, буквально, по крупицам собирают информацию о самих правителях, их ближайших родственниках, женах и т.д.

Чем больше времени проходит, тем сложнее отыскать правдивую инфорацию, касающуюся первых османов.

Так, до сих пор точно не известно, сколько жён и детей имели первые правители – Осман и его сын Орхан. Однако, согласно обнаруженным историческим данным можно предположить, как именно происходило заключение браков в раннем османском бейлике.

Известно, что племя Османа было не таким сильным, в следствие чего соседние государства не желали выдавать своих знатных девушек за сыновей султана. Мужчинам приходилось выбирать между соседними племенами, а так же некоторыми христинскими народами, с которыми либо велась война, либо же наоборот – были добрососедские отношения.

Как мы знаем, мусульманин имеет прав иметь четыре жены, однако в условиях, когда брак – это, порою, единственная возможность заключить мирный союз, такое ограничение весьма проблематично.

Соответственно, было принято решение, брать чужестранок в свой гарем, предоставляя женщинам все те же права, что и официальным жёнам, с которыми был заключён никях.

Один из европейских учёных, увлекающийся историей османской империи – А.Д. Олдерсон утверждает, что Орхан, сын Османа, имел в своём гареме 6 женщин. Все они были женщинами знатного происхождения: часть из них были византийками, в том числе дочь византийского императора Иоанна VI, одна – дочерью сербского короля Стефана и две местные женщины, в том числе двоюродная сестра по дяде.

Таким образом, гаремы были необходимостью, которая позже стала традиций. По мере роста империи, в гаремах становилось всё больше женщин, причем большинство из них приезжали не по собственной воле, как в случае с семьёй Орхана, а привозились из военных походов и были пленницами.
Но, как мы знаем, у каждой такой рабыни был шанс всё же стать госпожой.

Султану нужны были только девственницы?

Во дворец Топкапы попадали девушки с разных концов планеты. Отовсюду, куда доходило османское войско, воины привозили в Турцию женщин разного происхождения и возраста. Были среди них и богатые купчихи, и бедные крестьянки, и знатные дамы, и безродные девки.

Однако в гарем султана попадала далеко не каждая. Девушек для правителя выбирали сразу по нескольким критериям, помимо красоты. Это и здоровое тело, здоровые зубы, красивые волосы и ногти. Очень ценились светлые девушки, с русыми волосами и незагорелой кожей.

Фигура так же была важна – рабыня не должна была быть слишком худой или полной. Ценилась тонкая талия и широкие бёдра, небольшой животик, а вот размер груди особо никого не волновал.

Изучив хорошенько девушек на невольничьем рынке, отбирали самых лучших. Их отправляли на обследование к врачу, где ещё раз проверяли здоровье, а так же девственность. Последний параметр был особенно важен, ведь каждая из рабынь могла в последующем стать наложницей султана.

Да, для султана была важна чистота женщины. Несмотря на то, что рабыня – далеко не законная жена, основным её предназначением оставалось рождение наследника. Как и любой восточный мужчина с горячим темпераментом, султан не мог допустить возможности связи с ранее использованной девушкой.

Более того, девушкам приходилось держать в тайне даже то, что, живя на Родине, они были помолвлены или влюблены. Следовало сохранять видимость, что султан – единственный мужчина, интересующий своих наложниц.

Однако помимо девственниц в гарем брали и женщин более старшего возраста, либо молодых, но уже живших семейной жизнью. Они были нужны для хозяйственных работ, уборки, готовки еды.

Были ли в гареме султана не девственницы?

Девушки для гарема султана отбирались тщательным образом. Важны были не только красота, но ум и умение подать себя. Разумеется, были определенные стандарты, которым должна соответствовать наложница. Эти стандарты были общеизвестными, так что если к работорговцам попадала подходящая девушка, они уже знали, кому её предложить.

Как правило, отбирали девушек не старше 14 лет. Хюррем попала в гарем в 15 лет – и это довольно поздно, по этой причине и ходит множество слухов вокруг её жизни до Сулеймана. Но в гарем она попала уже обученная всему необходимому, именно поэтому так быстро и оказалась на хельвете у молодого султана.

Но вернемся к наложницам. Чаще всего то были совсем юные девочки, из которых «лепили» то, что нравится султану. Но так же известно, что были женщины и более старшего возраста, и даже те, кто уже бывал замужем и имел детей.

Разумеется, они не подходили для покоев султана, но все же оставались во дворце в качестве прачек, служанок и поварих.

Однако есть некоторые данные, что все же несколько султанских наложниц, попав во дворец, уже были не девственницами.

Так, например, предполагается, что Сафие Султан изначально принадлежала знатному паше, а потом была передана Мураду II, так как очень понравилась султану.

Так же известно, что и Селим I украл у сефивидского шаха Исмаила одну из его жен – Таджлу, которая оставалась в османском гареме несколько лет, но позже все же была отдана за одного из политических деятелей.

Гаремы были не только у мусульман, но и у православных князей

В народе сложилось мнение, что гаремы – исконно восточная традиция. Предполагается, что полигамия свойственна лишь мусульманам, а у христиан никогда подобного не практиковалось.

Однако, подобное утверждение в корне не верно. Ещё в Библии мы встречаем строки о царе Соломоне, в которых говорится «…и было у него 700 жен и 300 наложниц…». Вообще, царь Соломон считается богатейшим человеком за всю историю существования Земли, так что он вполне мог позволить себе содержание такого огромного количества женщин.
Что касается именно Руси, то здесь моногамия стала прививаться лишь после крещения, и заняло это не одно столетие.
Известно, что князь Владимир своим сладострастием мог бы помериться с любым османским Султаном.

У Владимира было несколько официальных жен: Рогнеда, которая родила ему четырех сыновей и двух дочерей; так же была супруга – гречанка по национальности, родившая сына; были жены из Чехии и Болгарии. Кроме того, по 300-500 наложниц Белгороде и Брестове. Так же известно, что на этом Владимир не останавливался. Он вполне мог указать на любую понравившуюся ему девушку, и ту незамедлительно отводили в его покои.

После крещения Руси Владимир утихомирился. Он распустил свой гарем и даже развёлся с женами, оставив лишь одну из них. Остальных же выдал замуж за своих ближайших соратников.

Самой же Руси потребовалось ещё немало времени, что бы покончить со своим «похотливым» прошлым. Даже спустя несколько столетий многие крестьяне продолжали практиковать полигамные браки, хотя церковь их и не венчала.

Права рабынь в гареме

Несмотря на то, что в обществе сложился стереотип, утверждающий, что на востоке женщина – существо бесправное, в реальности это далеко не так. Разумеется, мы не берем в обсуждение такие страны, как, например, Афганистан, где от религии осталось лишь название.

Если изучить историю развитых мусульманских государств, то становится очевидным, что к женщине там отношение весьма высокопарное. Да, имеются свои особенности, которые европейцу кажутся то ли чудачеством, то ли безнравственностью, но следует понимать, что это совершенно иные законы жизни.

Например, взять хотя бы гаремы. Гарем султана – место, где сотни женщин, собранных под одной крышей, дожидаются своей очереди провести ночь у повелителя. Некоторые ждали годами, и так и оставались ни с чем.

Однако не все так ужасно. Девушки, не попавшие к султану, выдавались замуж за знатных пашей, они обеспечивались богатым преданным. И, более того, при желании могли развестись и даже попроситься обратно в гарем, в качестве служанки или калфы, например.

Каждая девушка получала образование. За годы жизни в гареме она скапливала неплохое состояние, ведь всем выплачивалось жалование.

Дело в том, что мусульманин, не зависимо от положения, беря в свое владение женщину, брал так же на себя обязательства по её содержанию. Он должен был одевать её, вкусно кормить, хорошо относиться.

И, между тем, мусульманин не мог взять свой гарем любую женщину. Либо это должна была быть законная супруга, либо пленница, захваченная на войне. Христианка, иудейка не могла попасть в гарем, будучи свободной женщиной.

И, кстати, рабыни гарема так же могли общаться и со своими родственниками. Это не запрещалось, а даже наоборот – поощрялось. Ислам не одобряет разрыв родственных связей, так что девушки вполне могли вести переписку с родственниками.

Положение рабыни, забеременевшей от Султана

Пределом мечтаний каждой девушки, живущей в султанском гареме, было рождение правителю ребёнка. Беременность открывала перед рабынями совершенно новые возможности, повышала их статус и условия проживания Хотя о девушках гарема и без того заботились самым лучшим образом.

Тем не менее, рабыни мечтали попасть на хельвет. Для этого пускали вход любые ухищрения и даже подкуп евнухов. Надо отметить, что последние имели весьма неплохой доход с девушек гарема.

Однако в гарем наложницы попадали не в хаотичном порядке, а в соответствии с тем, какая из них способна зачать ребёнка. Каждая девушка должна была вести календарь, где отмечала свой менструальный цикл и его особенности. Если султан вызывал к себе девушку не преднамеренно, а на усмотрение, например, евнуха или Валиде, то в покои к нему отправляли ту, у которой, по подсчётам, овуляция.

Через некоторое время, если наложница сообщала о менструальной задержке, её отводили к врачу, который, по результатам осмотра сообщал, есть ли беременность.

В случае, если рабыня оказывалась беременна, её селили в отдельных покоях. От султана и Валиде она получала подарки и украшения, а в помощь ей давалась служанка.

Сами роды же не редко происходили в присутствии нескольких повитух, врач мужского пола мог общаться с роженицей и отдавать указания лишь через ширму.

О беременной фаворитке заботились наилучшим образом. Сама же девушка молилась о том, чтобы родить султану сына, то есть шахзаде. Девочек в правящей семье любили ничуть не меньше, однако рождение сына выводило рабыню на иную ступень. Мальчик мог участвовать в борьбе за трон. Правда, если эта борьба претерпевала поражение, то шахзаде, как правило, ждала смерть. Но об этом старались не думать.

Почему рабыни спали в одной комнате

Топкапы – это огромный дворцовый комплекс, размер территории которого сравним с небольшим городком. Главный дворец Топкапы был весьма функционален. Здесь располагалась и резиденция правящего султана, и кухня, и гарем. Последний-то и вызывал большего всего интереса, как у самих турков, так и у гостей столицы.

В разное время в гареме насчитывалось до нескольких сотен рабынь. И лишь некоторые из них имели привилегированное положение, всем остальным же приходилось довольствоваться меньшим.

Так, лишь фаворитки султана проживали в собственных покоях. Остальные же спали в одном большом зале. Здесь они и трапезничали, и проводили часы досуга, и даже отмечали праздники.

В сериале Великолепный Век была показана та самая большая комната, где протекала жизнь наложниц. Однако возникает вопрос, по какой причине все девушки жили вместе?

Причин на то было несколько. Во-первых, так было менее затратно в плане благоустройства и отопления.

Но более важно было то, что так было проще следить за рабынями. Калфы и евнухи должны были контролировать всё, что делают наложницы. Правила поведения в гареме были весьма строгими, так что требовался постоянный присмотр. Не дай Бог, наложница совершила бы какой-то непристойный поступок. За это жизнью мог бы поплатиться даже дежурный по гарему.

Если бы у девушек были отдельные комнаты, уследить за ними было бы куда сложнее. Участились бы кражи и ссоры, наложницы, почувствовав свободу, могли бы не бояться связи с евнухами и слугами мужского пола.
Подобных проблем никто не желал. Так что быт рабынь обустраивали, как проще.

Спали ли Султаны с чернокожими рабынями

Первоначальная функция гарема заключалась в продлении рода правящего султана. Каждый повелитель должен был иметь, как минимум, около десяти сыновей, дабы обеспечить себя наследниками.

К сожалению, большое количество шахзаде в итоге приводило к борьбе между ними, и даже братоубийству. Но, видимо, что б братьям не было так обидно убивать друг друга, было введено правило: «Одна наложница – один сын».

Наложница султана могла быть любой национальности. Долгое время на османском престоле восседали светловолосые правителя, рожденные от славянок и европеек. Но со временем в моду вошли черкешенки, и султаны «потемнели».

Тем не менее в гареме никогда не было чернокожих наложниц. То есть в качестве служанок они использовались весьма успешно, так как были выносливыми и неприхотливыми, а вот в покои султана попасть им не было суждено.

Разумеется, дело было именно в престолонаследии. На османский престол не мог взойти чернокожий султан.

Да и вообще негритянки воспринимались турецкими мужчинами как нечто экзотичное, но совершенно несимпатичное. Турки с древних времен испытывали вожделение и интерес к светлокожим и светловолосым женщинам.

Но, разумеется, исключать того, что изредка султаны все же спали с чернокожими женщинами, исключать нельзя.
Кстати, что касается турецких сериалов о правлении султанов, то в Великолепном Веке негритянок мы не увидели, а вот в империи Кёсем нам все же показали, какое место они занимали в иерархии гарема.

Почему мужчины мечтали жениться на девушке из гарема

Как известно, гарем султана мог насчитывать от нескольких десятков до несколько сотен молодых и прекрасных девушек. Сюда привозили рабынь со всего мира, каждая из которых отличалась не только красотой, но умом и многими талантами.
Казалось бы, если султан вкладывает столько средств на то, что бы его рабыни были самыми лучшими женщинами страны, то и принадлежать они могут исключительно ему самому. Но в этом вопросе не всё так однозначно.

Действительно, в воспитание наложниц вкладывали достаточно много усилий, а на содержание – средств. Но при этом далеко не каждой рабыне перепадала удача попасть в покои султана на хельвет, а уж родить наследника – вообще счастье.

Вот и оставались десятки молодых здоровых женщин, что называется, не удел. Единицам суждено было стать фаворитками, остальные же коротали дни за учёбой, шитьём, уроками музыки.

Вечно такая праздная жизнь продолжаться не могла. К 19-20 годам девушка подходила к тому порогу, когда она уже считалась не молодой. Да –да, на то период девочки созревали к 13-15 годам. В этом возрасте они вполне могли зачинать детей и уже прекрасно справлялись с родами.

В итоге выходило, что десятки девушек «преклонного» возраста просто жили во дворце, без всякой пользы или выгоды. При этом, каждая была умна, образованна, умела играть на музыкальных инструментах, прекрасно танцевала, готовила – ну и вообще, чудо, а не женщина.

Что делать с таким чудом? Единственный выход – отдавать замуж. Как не странно, женихи за такой красавицей выстраивались в очередь. При этом даже не смотрели, девственница ли девушка. Даже если она когда-то была с султаном, но оказалась не в фаворе, для неё всё равно находился жених.

Более того, замуж могли отдавать даже тех наложниц, кто родил султану ребёнка, но тому, скажем так, не была суждена долгая жизнь. Эти девушки так же находили своё семейное счастье вне стен дворца.

Почему жизнь в гареме вам показалась бы адом

В народе бытует ложное мнение о том, жизнь в гареме для женщины была сплошным наслаждением. Никаких забот, вокруг заботливые евнухи – а ты знай себе, кушай сладкий лукум, да удовлетворяй султана, если он вообще вспомнит о тебе, ведь таких, как ты – сотни.

Однако именно последний факт, зачастую, приводил к кровопролитным событиям в гареме. Как не странно, но для рабынь султана главной целью жизни было попасть на хельвет к правителю. Казалось бы, есть все шансы по-тихому отсидеться в гареме, а через 9 лет удачно выйти замуж за какого-нибудь богатого пашу – но нет, наложниц данная перспектива мало устраивала.

Девушки вели ожесточенную борьбу за внимание правителя. Каждая хотела стать его фавориткой и родить наследника, ну или, на худой конец, девочку.

В чем причина столь необузданного желания стать султаншей? Ведь далеко не каждый правитель был красавчиком, а многие так вообще – не только красотой не отличались, но еще и имели массу пагубных привычек – алкоголизм, опиумная зависимость, а некоторые так вообще были умственно отсталыми.

Очевидно, большинство женщин привлекали возможные перспективы. Правда вот почему – то мало кого заботила дальнейшая судьба их детей. Ведь во дворце действовал закон Фатиха, который позволял султану убить всех наследников мужского пола, дабы избавить страну от возможных волнений.

Так или иначе, но женщины использовали все возможности, дабы привлечь к себе внимание. Соперниц же устраняли самыми жестокими способами – отравляли, душили, наводили порчу и прочее.

Согласитесь, весьма сомнительное удовольствие коротать свою жизнь в подобных условиях. Но желающие все равно находились.

В каких случаях наложница могла стать свободной

Зрители Великолепного Века помнят о том, что Сулейман даровал Хюррем свободу, а после женился на ней, сделав её своей законной супругой. На самом деле, подобная практика до Сулеймана была настолько редкой, что о подобных случаях ходят лишь легенды. Это потомки Сулеймана стали один за другим заключать браки, а предки к подобному относились с большим скептицизмом.

Тем не менее, наложница все же могла получить долгожданную свободу и стать независимой женщиной.

Наверняка вы уже догадались, что для этого требовалось. Да, родить султану сына. Однако только этого было мало. Дальше было необходимо дождаться, пока султан покинет этот мир. Отдаст Богу душу, иными словами.

Лишь после смерти своего господина наложница становилась свободной. А вот если её ребенок умирал во младенчестве, а султан все еще был жив, здоров и дело его процветало, она все так же оставалась рабыней.

Явный пример подобных ситуаций – Махидевран и Гюльфем. Как мы знаем, обе потеряли своих детей ещё при жизни султана, так и не получив свободы.

Однако, все это лишь в теории выглядит довольно просто. На деле же выходило так, что после смерти султана, его наложницы, родившие сыновей, не только не получали свободы, но еще и высылались в Старый дворец, не имея возможности видеть своих детей, которые тем временем годами жили в кафесах – золотых клетках.
Лишь немногим рабыням удавалось дожить до того момента, когда сыновья становились султанами. Тогда их с почестями возвращали в столичный дворец, где отныне они были свободны и управляли гаремом.

Реальное положение наложниц в султанских гаремах

Султанские дворцы окутаны множеством тайн, о большинстве из которых не принято вспоминать в турецком обществе. Многое, из того, что известно о быте людей средневекового османского государство, храниться, что называется, за семью печатями. И лишь потомки самих султанов, их придворных и служащих знают о том, как на самом деле жили люди того времени.

Эти истории передаются из поколение в поколение. Их не принято распространять и предавать огласки. Однако мы всё равно с каждым днём узнаём всё больше фактов.

Так, один из самых главных вопросов, волнующих людей современности – как на самом деле жили наложницы в гареме? Во всём мире бытует мнение, что гарем – это некое место разврата и пошлости, где султаны удовлетворяли свою похоть.

Однако на самом деле гарем совершенно не правильно сравнивать с каким-нибудь борделем. В действительности в гареме могли проживать до нескольких сотен женщин одновременно. Это были молодые девушки, которые попадали сюда, как правило, в возрасте 13-15 лет. И если вы сейчас подумали о растлении малолетних, то вы ошиблись.

В средние века, как известно, женщины взрослели раньше. К 15 годам девушка была готова заводить семью и становиться матерью. А в гареме к этому возрасту девушек обучали всему необходимому, что-бы не только уметь ублажать мужчину, но и быть полноценным членом общества.

Девушек обучали языку, грамоте различным навыкам. И к тому времени, как обучение заканчивалось, рабыни настолько привыкали к своему положению, что многие даже и не думали о другой жизни для себя.

К девушкам из гарема относились довольно внимательно, заботясь об их душевном и физическом состоянии. Их прекрасно кормили, одевали в лучшие наряды, дарили украшения. Ведь любая из них была потенциальной фавориткой султана, способной родить шахзаде.

Но были в таком времяпрепровождении и свои минусы. Первое – это огромная конкуренция. А как следствие – постоянные интриги, конфликты, расправы.

При этом за поведением девушек следили довольно строго. Любая оплошность могла привести к удручающим последствиям, вплоть до жестокого наказания.

Что же могло стать причиной гнева надзирателей, роль которых выполняли евнухи и калфы? Любая ссора, не дай Бог – драка, неуважительный взгляд, громкий смех. Да-да, хохотать и громко веселиться во дворце было строжайше запрещено. Причём не только девушкам и слугам, но даже членам султанской семьи.

Что касается тех девушек, которым повезло родить султану ребёнка, то их жизнь была чуть более интересной. Однако, везло далеко не каждой. Плюс существовало правило, согласно которому после рождения сына рабыня больше не могла посещать покои правителя. Лишь единицам удавалось занять значимое место в сердце султана и быть чем-то большим, чем «инкубатор» для вынашивания шахзаде.

Одним словом, участь девушек гарема была не самой завидной. Живя в роскоши, каждая из них была ограничена в собственной воле. Птицы в одной большой золотой клетке.

Какими были условия жизни наложниц в гареме султанов Османской империи, рассказывает Александра Шутко - кандидат искусствоведения, автор исследований «Роксолана: мифы и реалии», «Письма Роксоланы: любовь и дипломатия» и романа «Хатидже Турхан».

МИФ ПЕРВЫЙ О необъятности гаремов и групповом сексе

По возвращении домой европейские послы рассказывали о султанском гареме, который переполнен красавицами со всего мира. Согласно их сведениям, у Сулеймана Великолепного было более 300 наложниц. Еще больше женщин якобы имели его сын Селим II и внук Мурад III - у того было 100 детей.

Однако амбарные книги дворца Топкапы содержат точную информацию о расходах на содержание гарема. Они свидетельствуют, что у Сулеймана Великолепного в 1552 году было 167 женщин, у Селима II - 73, у Мурада III - около 150. Интимные отношения султаны имели далеко не со всеми, а в круг семьи входило только 3-4 % от общего количества наложниц: фаворитки и матери детей.

Так, Сулейман Великолепный с 1530-х годов жил в моногамном браке с . Это был прецедент, ведь по законам ислама османы могли иметь четырех официальных жен и неограниченное число наложниц (любовниц). После Роксоланы султаны женились на наложницах еще почти столетие. Селим II большую часть жизни был верен жене - гречанке Нурбану. Фавориткой Мурада III и матерью его пятерых детей была албанка Сафие.

До 15 века султаны заключали браки только с женщинами благородного происхождения: христианскими принцессами и дочерьми лидеров тюркских племен.

«Двор избранных» - султанский гарем в стамбульском дворце Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr «Двор избранных» - султанский гарем в стамбульском дворце Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Императорский зал в гареме дворца Топкапы. Фото: Dan / Flickr

Миф второй о бесцельной и развратной жизни наложниц

Гарем был не домом разврата, а сложным механизмом сосуществования султанской семьи. Самый низкий уровень занимали новенькие рабыни - аджемы . Их подбирала валиде - мать султана, которая традиционно возглавляла гарем. Аджем размещали в общих комнатах под опекой опытных служанок.

Из плена крымских татар и османских пиратов брали девушек до 14 лет. Потом долгое время их учили в гаремной школе: читать Коран на арабском, писать на османском, играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь, шить и вышивать. Главные условия на кастинге: юный возраст, красота, здоровье и целомудрие - обязательно.

О дисциплине в гареме свидетельствует арабская вязь, которой украшены стены комнат и коридоров Топкапы. Гиды по ошибке утверждают, что это строки любовной поэзии. На самом деле - это суры Корана. Так, над резными мраморными воротами написано: «О, те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите разрешения и не поприветствуете миром их обитателей. Так лучше для вас» . (Сура Ан-Нур, 27).

За эти двери в женские покои не имел права зайти ни один мужчина, кроме султана и слуг-евнухов. Это были преимущественно африканцы, которых кастрировали египетские христиане во время прохождения караванов с рабами. Закон запрещал это делать мусульманам. Пророк Магомет сказал: «В исламе кастрация возможна только в форме поста».

Арабская каллиграфия на витраже в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Арабская каллиграфия на стенах в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Арабская каллиграфия на двери в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr

Миф третий о невыносимом рабстве в султанском гареме

Жизнь наложниц кардинально отличалось от рабского труда на плантации. «Все рабы имели на удивление много свободного времени, которым могли распоряжаться по своему усмотрению, свободу слова и действий внутри гарема» , - отмечает американская исследовательница турецкого происхождения Аслы Санджар.

Османские вельможи мечтали о женитьбе на султанской наложнице. Во-первых, это были самые красивые женщины в империи, отобранные для владыки среди многих порабощенных народов Европы и Азии. Во-вторых, они имели прекрасное воспитание, были обучены этикету и уважительному отношению к мужу. В-третьих, это было бы высшей милостью султана и началом карьерного роста на государственных должностях.

Такое бракосочетание было возможным для наложниц, которые не имели интимных отношений с султаном. Таких через 9 лет освобождали от рабства и наделяли большим приданым: домом, золотыми украшениями и пенсией, то есть регулярными выплатами из дворцовой казны.

Список служанок султанского гарема. Фото предоставлено Александрой Шутко

Миф четвертый о смертной казни за мелкие нарушения

На Западе любили страшные истории о том, как непослушных наложниц зашивали в кожаные мешки и бросали из окон гарема в Босфор. Поговаривали, будто дно пролива усеяно костями девушек. Но тот, кто бывал в Стамбуле, знает, что дворец Топкапы построен на достаточном расстоянии от воды. В наше время не подтвердилась и гипотеза о существовании подземного тоннеля до Босфора.

За проступки наложницам назначали мягкие наказания - содержание в подвале или избиение палкой по пятам. Самое страшное - удаление из гарема. Так было с наложницей Селима I Грозного, которая имела несносный характер и затевала драки с другими девушками. Беременную от султана (уникальный случай!), ее выдали замуж за приближенного пашу.

Кизляр-ага, старший евнух султана Абдул-Хамида II, 1912 год. Источник: Wikipedia

Миф пятый как детей султана забирали у матерей-рабынь

Дети султана от рабынь были полноправными членами султанской династии. Сыновья становились преемниками престола. После смерти отца старший или самый ловкий из них получал власть, а его мать - самый высокий для женщин Османской империи титул валиде-султан . Новый правитель имел законное право казнить братьев, чтобы предотвратить разрушительную для государства борьбу за трон. Этого правила безоговорочно придерживались до 17 века.

Дочери султана от наложниц имели титул султаны . Брак с ними мог быть только моногамным. Зятьям императора приходилось отказываться от других жен и наложниц: султана была единственной повелительницей в доме. Интимная жизнь полностью контролировалось высокородной женой. Муж мог войти в спальню только с разрешения жены, а после не ложился, а «вползал» на ложе.

Дочери султана имели право разводиться и снова выходить замуж. Рекорд установила Фатьма, дочь Ахмеда I, которая меняла мужчин 12 раз. Одних казнил отец, другие погибали на войне или умирали от болезней. Тогда говорили, что жениться на Фатиме-султан - это бросаться в объятия беды.

«Одалиска». Художник Мариано Фортуни 1861 год.


На протяжении почти 400 лет Османская империя властвовала на территории современной Турции, в юго-восточной Европе и на Ближнем Востоке. Сегодня интерес к истории этой империи велик, как никогда, но при этом немногие знают, что у останов было немало «тёмных» секретов, которые скрывали от посторонних глаз.

1. Братоубийство


Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.

Когда Мехмед Завоеватель осаждал Константинополь, его родной дядя воевал против него со стен города. Мехмед справился с проблемой с присущей ему беспощадностью. Когда он вступил на престол, то казнил большую часть своих родственников мужского пола, в том числе даже приказал задушить своего брата-младенца прямо в люльке. Позже он издал свой печально известный закон, который гласил: "Тот из моих сыновей, кому должен достаться Султанат, должен убить своих братьев ". С этого момента, каждый новый султан должен был занимать трон, убивая всех своих родственников мужского пола.

Мехмед III вырвал бороду от горя, когда его младший брат просил его о пощаде. Но при этом он "не ответил ему ни слова", и мальчик был казнен вместе с 18 другими братьями. А Сулейман Великолепный молча наблюдал из-за ширмы за тем, как его собственного сына задушили тетивой, когда тот стал слишком популярным в армии и стал представлять опасность для его власти.

2. Клетки для шехзаде


Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ("клетки"). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.

3. Дворец как тихий ад


Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.

Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы "хотя бы рыбы куда-то тратили их".

Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами - за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как "султанат женщин". Ахмет III как-то писал своему великому визирю: "Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана... Я никогда не могу побыть один ".

4. Садовник с обязанностями палача


Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.

Что любопытно, османы не удосужились создать корпус палачей. Эти обязанности, как ни странно, были поручены дворцовым садовникам, которые делили свое время между убийствами и выращиванием восхитительных цветов. Большинство жертв просто обезглавливали. Но было запрещено проливать кровь султанской семьи и высокопоставленных чиновников, поэтому их душили. Именно по этой причине главный садовник всегда был огромным мускулистым человеком, способным быстро задушить кого угодно.

5. Смертельная гонка


Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.

Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.

6. Козлы отпущения


Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве "козла отпущения" всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.

7. Гарем


Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.

Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.

Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.

Ещё одна дама - Кесем Султан (1590-1651) - достигла еще большего влияния, чем Роксолана. Она управляла империей в качестве регента вместо своего сына, а впоследствии и внука.

8. Кровная дань


Одной из самых известных особенностей раннего османского владычества был девширме ("кровная дань") - налог, которым облагалось немусульманское население империи. Заключался этот налог в принудительном наборе молодых мальчиков из христианских семей. Большинство мальчиков зачисляли в корпус янычар - армии рабов-солдат, которые всегда использовались в первой линии при османских завоеваниях. Эту дань собирали нерегулярно, обычно к девширме прибегали, когда султан и визири решали, что империи, возможно, потребуется дополнительная рабочая сила и воины. Как правило, набирали мальчиков в возрасте 12-14 лет из Греции и на Балканах, причем брали самых сильных (в среднем, 1 мальчика на 40 семей).

Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.

К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.

9. Рабство как традиция


Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.

Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.

Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.

10. Массовые убийства


При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.

Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть "двойными агентами" Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.

По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).

Продолжая турецкую тему, для наших читателей .