Современные проблемы науки и образования. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке.

Современный труд приводит к перегрузкам одних функциональных систем организма и недогрузкам других, что неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека.

Чтобы корректировать эти психофизиологические "перекосы", проводятся мероприятия в системе организации труда, в числе которых и направленное применение специально подобранных физических упражнений. Использование средств физической культуры и спорта в целях поддержания и повышения общей и профессиональной дееспособности человека в теории и практике физической культуры получило название "профессионально-прикладная физическая подготовка".

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Основное назначение ППФП - направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков.

Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов к трудовой деятельности, сочетания общей физической подготовки со специализированной - ПΠΦΠ.

Геодезисту, геологу необходимо умение ориентироваться на местности. Он должен уметь подготовить ночлег, приготовить пищу в походных условиях. Правильная переправа через реку или поведение в горах, тайге - жизненно необходимые навыки. Занятия туризмом для студентов таких специальностей будут подготовкой к профессиональной деятельности.

Чтобы реализоваться в профессиональной деятельности, работникам ряда инженерно-технических специальностей (инженер-радиоэлектронщик, инженер-механик и др.) нужно обладать целым рядом физических качеств. От них требуется умение дозировать небольшие но величине силовые напряжения при пользовании различными ручными и ножными органами управления (кнопками, рукоятками, рычагами, педалями), работе с персональным компьютером, дисплейной техникой, осциллографом и т.д. Работа представителей умственного вида труда (экономисты, дизайнеры, конструкторы, юристы) часто характеризуется гиподинамией, длительным пребыванием в вынужденной позе (сидя, стоя) во время проектных работ, операторской деятельности. Все это говорит о необходимости развития статической выносливости мышц туловища, спины, испытывающих наибольшие напряжения во время малоподвижной работы.

Профессиональная деятельность работников ряда современных инженерно-технических специальностей часто содержит операции, связанные с манипулированием небольшими предметами, инструментами. Они должны иметь способность выполнять быстрые, точные и экономные движения, обладать ловкостью и координацией движений рук, пальцев.

В профессиях инженера, менеджера, преподавателя, ученого важную роль играют психические качества. При напряженной умственной деятельности особенно необходимо внимание: способность одновременно воспринимать несколько объектов (объем внимания), выполнять несколько действий (распределение внимания), быстро переносить внимание с объекта на объект (концентрация внимания). Кроме того, требуются оперативное мышление, оперативная и долговременная память, нервно-эмоциональная устойчивость, выдержка, самообладание.

Таким образом, профессиональная деятельность современных специалистов предъявляет к ним довольно жесткие требования, в том числе к физическим и психическим качествам и способностям. В процессе общей физической подготовки практически невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который обеспечил бы высокопроизводительную профессиональную деятельность. Во многих случаях необходимы специальные занятия физическими упражнениями и спортом, т.е. ПΠΦΠ.

В период подготовки к профессиональной деятельности, т.е. во время учебы в вузе, необходимо создать психофизические предпосылки и готовность студента:

  • - к ускорению профессионального обучения;
  • - достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
  • - предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;
  • - использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
  • - выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Успех в профессиональной деятельности человека зависит не только от объема полученных знаний и умения исполь­зовать их на практике, но и от состояния здоровья и физи­ческой работоспособности при выполнении конкретных трудовых операций, присущих данной специальности. В этом отношении большая роль принадлежит физической культуре, главным средством которой являются физиче­ские упражнения. Они применяются как при подготовке к профессиональной деятельности, так и в её процессе, т. е. в виде профессионально-прикладной физической подго­товки и физических упражнений в режиме труда и отдыха. Правильно подобранные упражнения способствуют не только успешному овладению будущей профессией, ио и эффективности самого учебного труда студентов.

  • Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Ее цель и задачи

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — это целенаправленное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Необходимость ППФП обусловлена особенностями трудовой дея­тельности в современном обществе, а именно недостаточной в большинст­ве случаев двигательной активностью, высоким эмоциональным напряже­нием, неблагоприятным влиянием внешней среды. В связи с уменьшением доли простого физического труда и повышением значимости таких ка­честв, как быстрота, устойчивость внимания и ряда других, меняются тре­бования к физической и психической подготовке специалистов. Нередко именно состояние здоровья и низкая физическая подготовленность стано­вятся препятствием при приеме на работу и в продвижении по службе.

Для любой сферы труда характерно значительное напряжение умст­
венных и физических сил. Однако каждая профессия диктует свой уровень развития физических и психических качеств, наличие двигательных уме­ний и навыков. Соответственно ППФП, например, геолога или ученого- агронома будет существенно отличаться от подготовки экономиста или инженера-проектировщика. Эти отличия находят отражение в цели и зада­чах ППФП.

Цель ППФП — психофизическая готовность к успешной профессио­нальной деятельности. Она предполагает создание предпосылок к уско­ренному профессиональному обучению, высокопроизводительному труду в избранной области, предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, использованию средств физической культуры для активного отдыха и восстановления работоспособности в рабочее и свободное время, внедрению физической культуры в трудовой коллектив.

Задачи ППФП определяются особенностями профессиональной дея­тельности и включают:

  • овладение необходимыми прикладными знаниями;
  • освоение прикладных умений и навыков;
  • развитие прикладных физических и психических качеств;
  • развитие прикладных специальных качеств.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей про­фессиональной деятельностью. Их можно получить в процессе физическо­го воспитания, в учебном материале по другим дисциплинам, например, основам безопасности жизнедеятельности, путем самостоятельного изуче­ния специальной литературы. Существенно, что для повышения профес­сиональной работоспособности могут с успехом использоваться знания из области спортивной тренировки, так как в том и другом случае имеют ме­сто общие закономерности. Например, сведения о развитии быстроты, рас­пределении и переключении внимания, полученные в процессе занятий спортивными играми, полезны при подготовке диспетчеров, операторов пультов управления энергосистем и т. д.

Прикладные умения и навыки обеспечивают эффективность трудо­вых операций и безопасность выполнения определенных видов работ. В ряде случаев они способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (управление автомототранспортом, ходьба на лыжах, гребля, плавание и т. п.). Освоение прикладных умений и навыков в процессе ППФП имеет ту особенность, что не всегда требуется доводить отдельные трудовые действия до степени автоматизма в силу многогранности видов труда даже у представителей одной и той же про­фессии.

Прикладные физические и психические качества — это те качества, от которых непосредственно зависит выполнение профессиональных обязан­ностей на соответствующем уровне. Эти качества могут развиваться не
только посредством специально подобранных упражнений, но и в процессе самого труда. Однако в этом случае профессиональное совершенствование человека происходит только на первых этапах и то лишь до некоторого уровня, чем и обусловлена необходимость ППФП.

Прикладные специальные качества характеризуют способность ор­ганизма противостоять определенным воздействиям внешней среды: высо­ким и низким температурам, гипоксии, укачиванию и пр. При формирова­нии этих качеств большое значение имеет явление так называемой неспе­цифической адаптации человека. Оно заключается в том, что тренирован­ный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче перено­сит перепады температур, более устойчив к инфекциям и т. п.

  • Соотношение общей физической и профессионально­прикладной физической подготовки

Так же, как и спортивная тренировка, профессионально-прикладная физическая подготовка опирается на общую физическую подготовку. Для некоторых профессий ОФП решает практически все задачи ППФП, для других её явно недостаточно. Соотношение ОФП и ППФП зависит от ряда психофизических особенностей трудового процесса. Возможно несколько вариантов такого соотношения.

В первом варианте, свойственном главным образом представителям умственного труда, хорошей ОФП достаточно для успешного осуществле­ния профессиональной деятельности. Вместе с тем даже в этом варианте возникает необходимость применять специальные физические упражнения для профилактики таких негативных проявлений, как остеохондроз шейно­го отдела позвоночника, головокружение вследствие длительного непод­вижного положение тела с наклоном головы вперед. Как правило, большая нагрузка падает на органы зрения, что требует применения комплексов специальных упражнений для отдыха глаз.

Во втором варианте ОФП не обеспечивает должного уровня физи­ческой и психической готовности человека к труду. Это касается, напри­мер, работы летного состава гражданской авиации, геологов, спасателей. Здесь обязательна ППФП, основанная на детальном изучении особенно­стей профессиональной деятельности. Такая подготовка осуществляется в вузах соответствующего профиля. Однако не менее важно поддерживать хорошую специальную подготовленность самостоятельно после окончания учебы.

Третий вариант занимает промежуточное положение между пер­выми двумя. Именно такой вариант соотношения ОФП и ППФП имеет ме­сто для большинства профессий. Для одних из них более важно освоить умение быстро и точно манипулировать небольшими предметами и инст­
рументами. Как показали наблюдения, это актуально для специалистов очень многих инженерных профессий, врачей. Для других основное вни­мание уделяется развитию прикладных физических и психических качеств. Например, у инженеров-электриков, осуществляющих монтаж и эксплуа­тацию электросетей, такими качествами являются ловкость, в частности, способность сохранять равновесие, общая и специальная выносливость. Им же необходимы самообладание, уравновешенность, смелость. Из при­кладных специальных качеств часто требуется проявление способности противостоять резким перепадам температур. Это свойственно, например, химикам-технологам, которым приходится неоднократно переходить из помещения на открытые рабочие площадки.

  • Средства профессионально-прикладной физической подготовки

Средства ППФП — это те же средства физического воспитания и спортивной тренировки, но подобранные с учетом задач профессиональ­ной подготовки специалистов. Общим требованием к средствам ППФП яв­ляется их психофизическое соответствие конкретной трудовой дея­тельности.

К средствам ППФП относятся:

  • прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;
  • прикладные виды спорта;
  • естественные силы природы и гигиенические факторы;
  • вспомогательные средства.

Прикладные физические упражнения и отдельные элементы различ­ных видов спорта обычно направлены на развитие одного или нескольких физических качеств или на освоение ограниченного состава необходимых двигательных умений и навыков. В основном это обще-подготовительные и специально-подготовительные упражнения из арсенала таких видов спор­та, как гимнастика, легкая атлетика, плавание и др. В ряде случаев находят применения упражнения лечебной физической культуры. Прикладные фи­зические упражнения объединяет то, что независимо от особенностей ППФП они наряду с другими качествами должны обеспечивать развитие общей выносливости как ведущего физического качества для поддержания высокой работоспособности. Специально-подготовительные упражнения различных видов спорта особенно полезны при формировании навыков работы на высоте, лазания, переноски грузов. Такие упражнения заимст­вуются из альпинизма, горного туризма, тяжелой атлетики.

Прикладные виды спорта непосредственно решают задачи ППФП для определенных профессий. Например, для инженеров-геодезистов и
землеустроителей прикладными видами спорта являются авто- мотоспорт, гребной, водно моторный, конный спорт. Спортивные единоборства, в ча­стности, борьба самбо, рукопашный бой, служат основой подготовки ра­ботников правоохранительных органов, многих военных специальностей. Некоторые виды спорта, например, пожарно-прикладное многоборье, воз­никли собственно для того, чтобы оценить профессиональную подготов­ленность человека. Элемент состязательности, присущий прикладным ви­дам спорта, позволяет существенно повысить заинтересованность и общую эффективность занятий ППФП.

Естественные силы природы и гигиенические факторы, с одной сто­роны, усиливают действие физических упражнений, с другой — представ­ляют самостоятельное средство ППФП. Особенно велико их значение при развитии прикладных специальных качеств. Показано, например, что само по себе пребывание в высокогорье в течение 30-40 дней повышает физиче­скую и умственную работоспособность, общую сопротивляемость орга­низма заболеваниям. Занятия в условиях повышенной и пониженной тем­пературы воздуха, солнечной радиации, гипоксии вырабатывают способ­ность продуктивно работать в разных географо-климатических зонах н при меняющихся, часто неблагоприятных воздействиях внешней среды. К ги­гиеническим факторам, способствующим решению задач ППФП, относят­ся санитарно-гигиеническая обстановка мест занятий (температура и влажность воздуха, освещенность), соблюдение правил личной гигиены. В качестве дополнительных средств особенно эффективны процедуры зака­ливания, такие, как контрастный душ, банные процедуры, позволяющие быстро восстановиться после значительных нагрузок. Этой же цели слу­жит гигиенический массаж.

Вспомогательные средства ППФП — это различные тренажеры, спе­циальные технические приспособления, с помощью которых можно моде­лировать условия и характер труда. Они расширяют диапазон двигатель­ных умений и дают возможность быстро освоить профессиональные дей­ствия.

1

Одна из основных проблем методики профессионально-прикладной физической подготовки вытекает из необходимости обеспечить адекватное и систематическое моделирование требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к функциональным возможностям организма, с постепенным превышением уровня этих требований. Моделирование требований профессиональной деятельности при построении профессионально-прикладной физической подготовки оправдано тем, что обеспечивает эффективность используемых средств и должно происходить с определенными вариациями, способствующими не только адаптации к профессиональному труду, но и увеличению его результативности. Реальная профессиональная работоспособность человека (производительность труда) отражает как уровень профессионально-прикладной физической подготовки, так и все другие составляющие его профессиональной дееспособности. Выбор того или иного критерия или их некоторая совокупность во многом обусловлены также спецификой профессиональной деятельности. Эта специальная подготовка проявляется в степени психофизического утомления человека в конце рабочего дня и определяется по его самочувствию и снижению работоспособности, а также в функциональных пробах, зачетных нормативах и требованиях, тесно коррелирующих с показателями профессиональной психофизической работоспособности.

профессиональная деятельность

методика

профессионально-прикладная подготовка

1. Бишаев А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента. М.: КноРус, 2013. – 304 с.

2. Воробьева В.В. Педагогические условия и механизмы формирования ценностных ориентаций студентов колледжа на профессиональную образованность: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Ставрополь, 2012. – 26 с.

3. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь. М.: Феникс, 2014. – 249 с.

4. Кисельман М.В. Педагогические условия профессионально-личностного развития студентов технического колледжа: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2012. – 29 с.

5. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры. М.: Академия, 2013. - 341 с.

Первостепенная цель профессионально-прикладной физической подготовки - это способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность. Итак, цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки обусловлены в первую очередь требованиями, предъявляемыми конкретной профессией. Профессионально-прикладная физическая подготовка позволяет развивать физические способности, формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, воспитать необходимые морально-волевые качества, повысить резистентность организма к неблагоприятному воздействию специфических условий профессиональной деятельности. Цели и задачи профессионально-прикладной физической подготовки основаны на последовательном воплощении общепедагогических и основополагающих принципов методики физического воспитания, которые конкретизируются применительно к особенностям ее содержания и построения в реальных условиях профессионального образования и жизнедеятельности.

Производительность многих типов профессиональной работы значительно зависит от специальной готовности, приобретаемой ранее путем систематических занятий, соответствующих в определенном отношении требованиям профессиональной деятельности, и условий, предъявляемым к функциональным возможностям организма. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерности и регулярности взаимодействия различных сторон физического и общего развития человека в процессе жизнедеятельности. Опыт практического применения этих закономерностей также привел к формированию специального вида физического воспитания - профессионально-прикладной физической подготовки.

Сегодня профессионально-прикладная физическая подготовка в нашей стране осуществляется в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в средних профессиональных и высших учебных заведениях, в системе научной организации труда в период основной, профессиональной деятельности трудящих-ся, когда это необходимо по характеру и условиям труда. Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения такого вида физической подготовки для будущих специалистов и бакалавров в систему образования и сферу профессионального труда определяет время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий. Достижение профессионального мастерства в них про-должает зависеть от уровня функциональных возможностей орга-низма, имеющих природную основу, от степени развития физиче-ских способностей индивида, разнообразия приобретенных им двигательных умений и навыков. Производительность достаточно многих видов профессиональ-ного труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, пря-мо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дее-способностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов тру-довой деятельности смешанного типа (интеллектуально-двигательного). Нормальное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирова-ние, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодо-творности любого профессионального труда. Сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его усло-вий на физическое состояние трудящихся. Эта проблема реша-ется многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них играют факторы профессиональ-но-прикладной физической подготовки. Прогресс цивилизации в целом не освобождает человека от необходимости по-стоянно совершенствовать свои профессиональные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида .

Исходя из этого каждая профессия диктует свой уровень развития умственных, психических и физических качеств, перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому, если человек готовится к профессии инженера, ему необходима профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему менеджеру и экономисту - другого. Эти различия отражены в целях и задачах профессионально-прикладной физической подготовки как раздела учебной дисциплины «Физическая культура». Возможность этих занятий представляется в учебное и свободное время. Главная цель профессионально-прикладной физической подготовки - это способствовать укреплению здоровья и увеличению эффективности работы. Эффективность работы может быть увеличена из-за расширения физиологически допустимых пределов ее интенсивности, а также из-за увеличения индивидуальной производительности, на уровень которой физическая подготовленность также оказывает определенное влияние. Итак, цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки обусловлены в первую очередь требованиями, предъявляемыми конкретной профессией.

Профессионально-прикладная физическая подготовка позволяет развивать физические способности, формировать и улучшать двигательные навыки, воспитать необходимые морально-волевые качества, увеличивать сопротивление организма к отрицательному воздействию особых условий профессиональной деятельности. Цели и задачи профессионально-прикладной физической подготовки основаны на последовательном воплощении общепедагогических и основных принципов методики физического воспитания, которые конкретизируются относительно особенностей ее содержания и построения в реальных условиях профессионального образования и деятельности.

Профессионально-прикладная физическая подготовка в высшем учебном заведении ставит следующие задачи.

1. Пополнить запас студентов прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда.

2. Сформировать двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду будущих специалистов.

3. Развить и воспитать физические и психические качества, необходимые в будущей трудовой деятельности.

4. Ускорить освоение трудовых операций для более успешного обучения профессии.

5. Использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил.

6. Предупредить и свести к минимуму производственный травматизм за счет увеличения силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости при выполнении трудовых операций, в процессе жизнедеятельности .

Работа инженера-электрика связана со значительными энергетическими затратами. Работу приходится выполнять не только в щитовых и трансформаторных подстанциях, но и на столбах освещения, часто в разных, преимущественно согнутых положениях. Нужно укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса (что необходимо для формирования правильной осанки), мышц, поддерживающих свод стопы (для людей, работающих стоя). При выполнении тяжелой физической работы, связанной с длительным и сильным сокращением определенных мышц, необходимы упражнения, предупреждающие стойкое укорочение мышц. Часто возникает потребность в нормализации работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Руки, нажимая с большой силой на рукоятку необходимого оборудования, передают возможную вибрацию всему телу. Наличие значительного мышечного напряжения при работе в неудобных позах способствует быстрому утомлению. Вибрация вызывает сокращение периферических кровеносных сосудов, особенно сосудов рук, что создает препятствие для тока крови. Отрицательное влияние вибрации сказывается на деятельности центральной нервной системы и на вестибулярном аппарате. Появляются симптомы укачивания: бледность, плохое самочувствие, иногда тошнота. Неблагоприятное влияние значительно уменьшается специальными техническими средствами и правильной организацией труда. Одним из этих средств могут быть и физические упражнения, включаемые в режим рабочего дня в форме физкультурных пауз. Монотонное повторение движений у аппаратчиков технических профессий на производстве каждый раз действует на одни и те же нервные клетки. По выражению И.П. Павлова, это создает « ... долбление в одну клетку и ведет к тому, что эта клетка приходит в рефракторное состояние, состояние задерживания, и отсюда это состояние разливается по всем полушариям, являясь сном». Таким образом, во многих видах такой работы заложена противоречивость. С одной стороны, при выполнении производственных операций появляется тенденция к торможению, с другой - то же выполнение производственных операций стимулирует возбуждение рабочей системы корковых нервных центров. Происходит напряженная борьба противоположных процессов, нередко приводящая к невротическому состоянию. Преодолеть отрицательные последствия монотонности в работе можно разными путями, в частности введением перерывов в работе и заполнением их элементарными физическими упражнениями .

Или, наоборот, особенностью профессии менеджера и специалиста экономического профиля является монотонная и однообразная работа сидя. В этой ситуации верхняя часть туловища наклонена вперед, руки, которые вытянуты вперед, выполняют движения с маленькой амплитудой. Растягиваются и ослабляются задняя группа мышц плечевого пояса и разгибатели спины, портится осанка. Непрерывное расслабление мышц брюшного пресса в сидячем положении способствует их освобождению и препятствует правильному дыханию. Работа сердца связана с дыханием. Известно, что в сидячем положении нарушается кровообращение. С физиологической точки зрения такая работа вследствие выраженной монотонности может привести к преждевременному истощению центральной нервной системы. Тогда с помощью средств профессионально-прикладной физической подготовки решаются следующие проблемы: увеличение вентиляции легких в целях быстрого устранения кислородного голодания, укрепление сердечно-сосудистой системы в целях улучшения кровообращения, укрепление мышц всего тела, особенно брюшного пресса и спины, способствующее уменьшению сотрясения органов брюшной полости и грудной клетки, улучшение функции вестибулярного аппарата.

Важнейшее значение для рационального построения в целом имеет обеспечение органической взаимосвязи, единства общей и специальной физической подготовки. Необходимо опираться на предпосылки, созданные общей физической подготовкой, ведь это гармоничное развитие главных физических качеств, формирование богатого фонда различных двигательных умений и навыков. От того, как проходила общая физическая подготовка будущего специалиста во время основного курса физического воспитания и как это осуществляется далее, зависит и содержание профессионально-прикладной подготовки и многих конкретных деталей ее рационального построения. В частности, структура используемых средств и типов физических упражнений, входящих в данный курс, включает элементы и варианты ранее выработанных форм движений. Довольно часто они подобны по координационной основе двигательным действиям, которые осваиваются в основном курсе физического воспитания в аспекте общей физической подготовки.

Объединение общей и профессионально-прикладной физической подготовки предполагает профилирование общей физической подготовки применительно к особенностям профессии как в период овладения ею, так и в годы последующей профессионально-трудовой деятельности. Целесообразно общую физическую подготовку вводить на первом курсе обучения, а профессионально-прикладную - на втором-третьем курсе освоения дисциплины в учебном заведении. В зависимости от ее специфических особенностей необходимо усилить те компоненты общей физической подготовки, которые больше других способствуют развитию профессионально важных физических и связанных с ними способностей, соответственно перераспределяя время и усилия, потраченные в ее различных разделах. Во время обучения профессиональным двигательным навыкам не следует выполнять в процессе общей физической подготовки упражнения, которые могут негативно повлиять на их формирование. Необходимо включать в общую физическую подготовку в достаточном объеме тренирующие нагрузки, противостоящие неблагоприятному влиянию на здоровье и дееспособность профессиональной гиподинамии (особенно когда профессиональная деятельность отличается крайне низким уровнем двигательной активности). Следует выборочно использовать направленные комплексы физических упражнений для предотвращения и исправления отдельных отклонений в физическом состоянии и развитии организма, вероятных при хроническом влиянии неблагоприятных факторов и условий профессиональной деятельности. Такое профилирование общей физической подготовки сближает ее с профессионально-прикладной. Несмотря на то что они тесно взаимосвязаны, они не взаимозаменяемы, с их помощью решаются различные задачи. Общая физическая подготовка представлена относительно к особенностям профессиональной работы и должна быть нацелена на обеспечение всестороннего физического совершенствования человека, независимо от того, какую деятельность он избрал в качестве профессии.

Хотя степень интенсивности физических усилий в большинстве современных типов трудовой деятельности довольно низкая, в методике профессионально-прикладной физической подготовки необходимо опираться на принцип постепенного усиления учебной нагрузки, в той мере, в какой это необходимо для подготовки к конкретным профессионально-трудовым нагрузкам, и для общего повышения уровня функциональности организма, укрепления и сохранения здоровья. Не может быть определенных универсальных количественных норм прироста нагрузки, одинаково подходящей во всех случаях, поскольку границы целесообразного увеличения и их динамика зависят от многих обстоятельств, включая реальное развитие суммарного объема нагрузки и способа занятий физическими упражнениями при индивидуальном образе жизни. Здесь возможно использовать большинство принятых в системе физического воспитания и самообразовании форм занятий. В то же время это нужно рассматривать в единстве с другими составляющими системы воспитания и найти самое приемлемое соотношение различных форм занятий, дающих шанс достичь личных и социальных задач в индивидуальном подходе .

В качестве средств профессионально-прикладной физической подготовки используют довольно разнообразные формы физических упражнений из числа тех, которые сложились в базовой физической культуре и спорте, а также упражнения, преобразованные и специально конструируемые применительно к особенностям конкретной профессиональной деятельности (как специально подготовительные). Адекватными средствами не могут служить только упражнения, аналогичные по форме профессионально-трудовым двигательным действиям. Сводить только к ним средства - это значит существенно искажать саму суть подготовки. Малоэффективным такой подход стал в современных условиях, когда для многих видов трудовой деятельности характерны микродвижения. Локальные и региональные двигательные действия сами по себе ни в коей мере недостаточны для оптимального развития двигательных способностей, причем и режим выполнения их зачастую все больше приобретает черты, обусловливающие производственную гиподинамию со всеми ее опасностями для полноценного состояния организма.

Однако это не значит, что в современной профессионально-прикладной физической подготовке вообще нецелесообразно моделировать определенные особенности трудовой деятельности. Самомоделирование не сводится здесь к формальной имитации трудовых операций, а предполагает преимущественное выполнение упражнений, позволяющих направленно мобилизовать (эффективно проявить в действии) именно те профессионально важные функциональные свойства организма, двигательные и сопряженные с ними способности, от которых существенно зависит результативность конкретной профессиональной деятельности. При этом бывает целесообразно воспроизводить и существенные моменты координации движений, входящих в состав профессиональной деятельности, но при условии, если соответствующие упражнения могут дать образовательный, развивающий или поддерживающий эффект. Значительная часть упражнений представляет собой общеприкладные упражнения .

Таким образом, для воспитания двигательных и координационных способностей, необходимых в технических видах профессиональной деятельности, в рамках профессионально-прикладной физической подготовки используют широкий диапазон упражнений, различных по форме: это развитие общей выносливости - аэробный бег и другие упражнения циклического характера, для увеличения уровня работоспособности в деятельности, которая выполняется в условиях низкой или высокой внешней температуры - различные виды упражнений, в ходе которых значительно увеличивается температура тела и необходимо по времени длительно сопротивляться к функциональным изменениям во внутренней среде организма (многократный повторный бег большой и максимальной физиологической мощности).

В полном объеме совокупность средств профессионально-прикладной физической подготовки не ограничивается лишь физическими упражнениями. В комплексе с ними для реализации преследуемых в ней задач используют естественные внешние факторы закаливания, а когда это необходимо - и специальные гигиенические и другие средства повышения уровня адаптационных возможностей организма и сопротивляемости неблагоприятным воздействиям специфических условий профессиональной деятельности. В процессе должны находить применение и соответствующие ее особенностям средства интеллектуального образования, нравственного воспитания и специализированной психической подготовки, без которых не мыслится всесторонняя профессиональная подготовка.

Рецензенты:

Егорова Г.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой химии и химической технологии, филиал Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тобольск;

Яркова Т.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и социального образования, филиал Тюменского государственного университета, г. Тобольск.

Библиографическая ссылка

Фёдорова Т.Н. ЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ОСОБОЙ РАЗНОВИДНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19742 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

Введение

физический студент прикладной

Трудовая деятельность современного человека характеризуется повышением сложности и интенсивности, высокой концентрацией внимания, большим объемом профессиональных знаний. Это требует от специалиста гибкости мышления, психологической устойчивости, выносливости. Вместе с тем, современному специалисту способствует высокая интенсивность жизни, психологический дискомфорт, гиподинамия, экология, социальные и экологические кризисы - все это приводит к физическому и умственному перенапряжению, чувству постоянной усталости, снижению работоспособности, возникновению заболеваний. Одним из наиболее действенных средств сохранения здоровья и высокого уровня работоспособности является разумно организованная двигательная активность, здоровый образ жизни, грамотное использование средств физической культуры и спорта. Поэтому выпускники вузов должны стать носителями ценностей физической культуры, внедрить полученные знания в сферу профессионального труда. С той же целью за годы обучения в вузе студентам необходимо развивать в себе потребность физического воспитания.

1. Определение понятия профессионально прикладной физической подготовки

Принцип связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее реально воплощается в ППФП. Современный труд порождает систему организма к перегрузкам или недогрузкам других систем организма, что неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека.

Чтобы хоть как-то поправлять эти психофизиологические эффекты, проводятся разного рода мероприятия, связанные с системой организации труда, в числе которых использование специализированных физических упражнений. Использование средств физической культуры и спорта в целях поддержания и увеличения общей и профессиональной дееспособности человека в теории и практике физической культуры получило название ППФП.

ППФП - это намеренное избирательное применение средств физической культуры и спорта для подготовки человека к его дальнейшей профессиональной деятельности.

Основным назначением ППФП является - направленное формирование и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет увеличение требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и накапливание двигательных умений и навыков.

Каждая профессия имеет свои специфические требования предъявляемые к человеку и зачастую очень высокие по сравнению с его реальными физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В таком случае возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов к их дальнейшей трудовой деятельности, сочетая такие факторы как, общая физическая подготовка и специализированная - профессиональная физическая подготовка.

Так археологу необходимо умение ориентироваться на карте местности, знание окружающей местности, навыки в расскопках. Так жеон должен уметь подготовить ночлег, приготовить пищу в походных условиях. Правильная переправа через реку или поведение в горах, тайге - жизнен-но необходимые навыки. Занятия туризмом для таких специальностей будут подготовкой к профессиональной деятельности.

Чтобы реализоваться в профессиональной деятельности, работникам ряда инженерно-технических специальностей, нужно обладать целым рядом физических качеств.

От них требуется умение дозировать силовые напряжения при пользовании различными ручными и ножными органами управления, при работе с персональным компьютером, дисплейной техникой, осциллографом и т.д.

Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим появляется необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов к трудовой деятельности, соединения общей физической подготовки со специализированной - ППФП.

Работа разных представителей умственного вида труда, дизайнеры часто характеризуется пониженной подвижностью, длительным пребыванием в одной позе, во время проектных работ, операторской деятельности.

Все это говорит о необходимости развития статической выносливости мышц туловища, спины, испытывающих наибольшие напряжения во время малоподвижной работы.

Профессиональная деятельность ряда современных инженерно-технических специальностей часто содержит операции, связанные с манипулированием небольшими предметами, инструментами. Они должны иметь способность выполнять быстрые, точные и экономные движения, обладать ловкостью и координацией движений рук, пальцев.

В профессиях инженера, менеджера, преподавателя, ученого важную роль играют психические качества. При напряженной умственной деятельности особенно необходимо внимание:

способность одновременно воспринимать несколько объектов, выполнять несколько действий

быстро переносить внимание с объекта на объект.

оперативное мышление,

оперативная и долговременная память, нервно-эмоциональная устойчивость, выдержка, самообладание.

Исходя из выше написанного, профессиональная деятельность современных специалистов, предъявляет к ним довольно жесткие требования, в том числе к физическим и психическим качествам и способностям. В процессе общей физической подготовки практически невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который обеспечил бы высокопроизводиельную профессиональную деятельность. Во многих случаях необходимы специальные занятия физическими упражнениями и спортом, то есть профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

В период подготовки к профессиональной деятельности, то есть во время учебы в вузе, необходимо создать психофизические предпосылки и готовность студента:

к ускорению профессионального обучения;

достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;

предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;

использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;

выполнению служебных и общественных функций по внедрению физи-ческой культуры и спорта в профессиональном коллективе.

2. Основные факторы, определяющие содержание ППФП студентов

В настоящее время насчитывается несколько тысяч профессий, а специальностей - десятки тысяч. Лишь сравнительно немногие из современных профессий требуют предельной или близкой к ней мобилизации физических способностей в процессе самой трудовой деятельности. В большинстве же видов профессионального труда, даже физического, требования к физическим возможностям далеко не максимальны.

Чтобы успешно подготовить студента к его дальнейшей профессиональной деятельности, необходимо знать основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

формы труда специалистов данного профиля;

условия и характер труда;

режим труда и отдыха;

особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Формы труда. Основные формы труда - физический и умственный. Это разделение несколько условно, так как с его помощью легче изучать динамику работоспособности работника в течение рабочего дня. Кроме того, подобное разделение обеспечивает более эффективный под-бор средств физической культуры и спорта в целях подготовки студента предстоящей профессиональной деятельности. Например, для умственного труда важны различные качества внимания. Устойчивость в проявлении внимания развивают легкоатлетические упражнения.

Условия труда - продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы. Правильно подобранные средства ППФП в процессе физического воспитания студента, способствуют подъему устойчивости организма к неблагоприятным производственным факторам, содействуют увеличению адаптационных возможностей организма любого специалиста.

Выносливость и устойчивость к высокой температуре достигаются с помощью подвижных и энергичных упражнений, сочетающих значительное теплообразование и улучшение работы легких. Выносливость и устойчивость к низкой температуре обеспечивается с помощью физических упражнений, выполняемых в условиях низкой температуры в облегченной одежде, закаливание холодным воздухом и водой.

Характер труда - особенности двигательных рабочих операций, при характеристике которых имеют в виду главным образом: тип движений; амплитуду движений; силовые характеристики движения; особенности координации движений.

Так, при работе операторов, довольно часто движения выполняются с очень малой частотой - меньше 3 см. Поэтому, двигательные действия оператора характеризуются малоподвижностью, высокими требованиями к быстроте двигательной реакции, точности движения, при постоянном напряжении внимания.

Режим труда и отдыха. Под режимом труда и отдыха понимается такой режим, который оптимально соединяет эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.

При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и нерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью студентов в свободное время существует объективная связь.

3. Средства ППФП студентов

Современная ППФП опирается на систему упражнений, позволяющих направленно увеличивать именно те профессионально существенные функциональные свойства организма, двигательные и сопряж?нные с ними способности, от которых существенно зависит результативность про-фессиональной деятельности.

Средства ППФП студента достаточно разнообразны. К ним относятся:

прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

прикладные виды спорта;

оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса ППФП.

ПФУ - это система упражнений, по средствам которых развиваются двигательные умения и навыки студента, находящие применение в условиях профессиональной деятельности или в экстремальных ситуациях. Для направленного воздействия на вестибулярный аппарат функции и воспитания способности поддерживать равновесие в усложненных условиях, так инженер-строитель, инженер электрических сетей, применяют упражнения на пониженной - повышенной опоре, неустойчивой платформе, батуте, упражнения в равновесии, в лазании по вертикальной, наклонной и горизонтальной лестницам; для повышения устойчивости вестибюлярного аппарата - продолжительный бег в плотной одежде или в жаркую погоду, марш-броски и т.п. При подготовке к ряду других профессий широко применяются естественные движения такие как: ходьба, бег, прыжки, метания, лазание, передвижения на лыжах и т.д. Это послужило причиной тому, что в некоторых видах трудовой деятельности совершенные навыки в естественных движениях имеют непосредственно прикладное значение.

Основательное постижение ими является непременным условием эффективной профессиональной деятельности студента. Определенный вид спорта способствует улучшению обусловленных физических и психических качеств любого студента. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считаются профессионально-прикладными.

Значителен и опосредованный ПОЗ отдельными видами спорта. Применение средств физической культуры и спорта в профессиональной деятельности студентов основывается на явлении «переноса» тренированности. И хотя упражнения, используемые ППФП, не копируют профессиональные движения, однако создают необходимую почву для успешного овладения профессиональными навыками.

ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме лекционных и практических занятий.

ППФП во вне учебное время, необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную физическую подготовленность. Формы ППФП в свободное время:

секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта под руководством преподавателя-тренера;

самостоятельные занятия прикладными видами спорта в различных спортивных группах вне вуза (в туристических клубах и т.д.);

самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателей кафедры физического воспитания.

Одна из форм ППФП - массовые оздоровительно-физкультурные и спортивные мероприятия, например, внутривузовские соревнования между учебными группами, курсами, факультетами

Вывод

Таким образом ППФП позволяет дать будущим студентам, знания, которые бы обеспечили сознательное и правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к професиoнальным видам труда. Учебный материал должен быть рассчитан не только на подготовку студента в личном плане, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного или творческого коллектива. Для этого можно использовать лекционные и методико-практические, а также учебно-тренировочные занятия. Вопросы ППФП, связанные с техникой безопасности, целесообразнее объяснять именно во время практических занятий.

Список литературы

1) Макарова В.А., Профессионально-прикладная физическая подготовка, изд «Дрофа», 2008 г., 410 стр.

2) Дубровский Г.И., Физическая культура и спорт, изд «Владос», 2005 г., 230 стр.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки. Организация и методика проведения профессионально-прикладной физической подготовки.

    реферат , добавлен 15.01.2007

    Использование механизмов тренировки и адаптации, разработанных в спорте, на подготовку к трудовой деятельности. Факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки. Утренняя гигиеническая гимнастика как форма физкультуры.

    реферат , добавлен 11.03.2012

    Цели, задачи профессионально-прикладной физической подготовки. Требования к физической подготовленности в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения. Организация и методические основы проведения подвижных игр.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2010

    Организация и способы проведения профессионально-прикладной физической подготовки, ее основные формы и принципы в системе физического воспитания. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов ППФП, пример комплекса упражнений, дозировка нагрузки.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Функциональная активность организма человека. Утренняя гимнастика. Разносторонняя общефизическая и профессионально-прикладная подготовленность - главное условие высокопроизводительного труда. Средства профессионально-прикладной физической подготовки.

    реферат , добавлен 16.10.2008

    Физическая подготовка военнослужащих как часть профессионально-прикладной физической культуры. Разработка методики педагогического контроля за уровнем физической подготовки военнослужащих. Оценка динамики морфофункционального развития испытуемых.

    дипломная работа , добавлен 12.12.2017

    Социально-экономическое значение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Особенности умственного труда. Содержание и средства реализации ППФП. Прикладные виды спорта, их элементы и упражнения. Комплекс упражнений для работающих сидя.

    реферат , добавлен 01.06.2010

    Личная и социально-экономическая необходимость подготовки человека к труду. Признаки и виды трудовой деятельности. Контроль за эффективностью профессиональной физической подготовки молодых инженеров, ее роль в предотвращении аварий в промышленности.

    презентация , добавлен 17.11.2011

    Проблема недостаточной физической подготовленности сотрудников отдела специального назначения УФСИН России по Хабаровскому краю. Воспитание прикладных морально-волевых, психологических и физических качеств. Применение методики комбинированной тренировки.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2015

    Физическая культура и спорт как компоненты целостного развития личности. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов, в структуре профессионального образования. Социально-биологические основы физической культуры.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

Учащегося группы №921

Захарова Артемия Сергеевича

Проверил:Василевский Валерий

Михайлович

Г.Чебоксары-2013 год

Введение

1.Назначение и понятние ППФП

2.Задачи ППФП

Средства ППФП студентов

Организация и формы ППФП в вузе

Назначение и понятие ППФП

Профессионально-прикладная физическая подготовка - это специально на­правленное и избира­тельное использование средств физической культуры и спорта для подготовки чело­века к определенной профессиональной деятельности.

Основное назначение ППФП - направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков.

Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов к трудовой деятельности, сочетания общей физической подготовки со специализированной - профессионально-прикладной физической подготовкой.

Геодезисту, геологу необходимо умение ориентироваться на местности. Он должен уметь подготовить ночлег, приготовить пищу в походных условиях. Правильная переправа через реку или поведение в горах, тайге - жизненно необходимые навыки. Занятия туризмом для таких специальностей будут подготовкой к профессиональной деятельности.

Чтобы реализоваться в профессиональной деятельности, работникам ряда инженерно-технических специальностей (инженер-радиоэлектронщик, инженер-механик и др.), нужно обладать целым рядом физических качеств. От них требуется умение дозировать небольшие по величине силовые напряжения при пользовании различными ручными и ножными органами управления (кнопками, рукоятками, рычагами, педалями), при работе с персональным компьютером, дисплейной техникой, осциллографом и т. д. Работа представителей умственного вида труда (экономисты, дизайнеры, конструкторы, юристы) часто характеризуется гиподинамией, длительным пребыванием в вынужденной позе (сидя, стоя) во время проектных работ, операторской деятельности. Все это говорит о необходимости развития статической выносливости мышц туловища, спины, испытывающих наибольшие напряжения во время малоподвижной работы.


Профессиональная деятельность ряда современных инженерно-технических специальностей часто содержит операции, связанные с манипулированием небольшими предметами, инструментами. Они должны иметь способность выполнять быстрые, точные и экономные движения, обладать ловкостью и координацией движений рук, пальцев.

В профессиях инженера, менеджера, преподавателя, ученого важную роль играют психические качества. При напряженной умственной деятельности особенно необходимо внимание: способность одновременно воспринимать несколько объектов (объем внимания), выполнять несколько действий (распределение внимания), быстро переносить внимание с объекта на объект (концентрация внимания). Кроме того, требуются: оперативное мышление, оперативная и долговременная память, нервно-эмоциональная устойчивость, выдержка, самообладание.

Таким образом, профессиональная деятельность современных специалистов предъявляет к ним довольно жесткие требования, в том числе к физическим и психическим качествам и способностям. В процессе общей физической подготовки практически невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который обеспечил бы высокопроизводительную профессиональную деятельность. Во многих случаях необходимы специальные занятия физическими упражнениями и спортом, то есть профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

В период подготовки к профессиональной деятельности, то есть во время учебы в вузе, необходимо создать психофизические предпосылки и готовность студента:

к ускорению профессионального обучения;

достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;

предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;

использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;

выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

2. Задачи ППФП

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

формировать необходимые прикладные знания;

осваивать прикладные умения и навыки;

воспитывать прикладные психофизические качества;

воспитывать прикладные специальные качества.

^ Прикладные знания связаны с будущей профессиональной деятельностью. Студент получает прикладные знания на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время бесед и методических установок на учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы.

^ Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении профессиональных видов работ. Они формируются в процессе активных занятий физической культурой и спортом. Особая роль в этом принадлежит прикладным видам спорта: туризму, автомотоспорту, водным видам спорта и др.

^ Прикладные физические качества - быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость - необходимы во многих видах профессиональной деятельности. Одни виды труда предъявляют повышенные требования к общей выносливости, другие - быстроте или ловкости, третьи - к силе отдельных групп мышц и т. п. Заблаговременное акцентированное формирование нужных прикладных физических качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.

^ Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно. На учебных занятиях по физической культуре, спортивной тренировке, при регулярных самостоятельных занятиях физическими упражнениями могут быть созданы также условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.

Многие спортивные и особенно игровые моменты могут моделировать возможные жизненные ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.

^ Прикладные специальные качества - это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, гипоксии. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т. д.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими прикладными видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к инфекциям, проникающей радиации и т. д.

3.Основные факторы, определяющие содержание ППФП

В различных сферах профессионального труда в настоящее время насчитывается несколько тысяч профессий, а специальностей - десятки тысяч.

Лишь сравнительно немногие из современных профессий требуют предельной или близкой к ней мобилизации физических способностей в процессе самой трудовой деятельности. В большинстве же видов профессионального труда, даже физического, требования к физическим возможностям далеко не максимальны.

Чтобы успешно подготовить себя к профессиональной деятельности, необходимо знать основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП (профессиограмму):

формы (виды) труда специалистов данного профиля;

условия и характер труда;

режим труда и отдыха;

особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

^ Формы труда . Основные формы труда - физический и ум­ственный. Это разделение несколько условно, но необходимо, так как с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалиста в течение рабочего дня. Кроме того, подобное разде­ление обеспечивает более эффективный подбор средств физиче­ской культуры и спорта в целях подготовки студента к предстоя­щей профессиональной деятельности. Например, для умствен­ного труда важны различные качества внимания. Устойчивость в проявлении внимания развивают легкоатлетические упражнения (бег 15–20 м за указанное время, эстафеты, кроссовый бег по пе­ресеченной местности и др.); спортивные игры; лыжная подго­товка (спуски с гор с различными видами торможений, преодоле­ние неровностей, ориентирование).

Условия труда - продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы (температура, вибрация, шум, загрязненность и т. п.) Правильно подобранные средства ППФП в процессе физического воспитания способствуют повышению резистентности организма по отношению к неблагоприятным производственным факторам, содействуют увеличению адаптационных возможностей организма молодого специалиста. Выносливость и устойчивость к высокой температуре достигаются с помощью физических упражнений, сопровождающихся значительным теплообразованием: бег на 500, 1000 и 3000 м, интенсивное передвижение на лыжах, игра в футбол, баскетбол. Выносливость и устойчивость к низкой температуре обеспечивается с помощью физических упражнений, выполняемых в условиях низкой температуры в облегченной одежде, закаливание холодным воздухом и водой.

^ Характер труда - особенности двигательных рабочих операций, при характеристике которых имеют в виду главным образом:

тип движений (поднимающие, опускающие, вращательные, ударные и пр.);

амплитуду движений (малая, средняя, большая);

силовые характеристики движения (статическая, динамическая нагрузка, величина усилий);

особенности координации движений.

Так, например, при работе операторов на пультах управления довольно часто движения выполняются с очень малой амплитудой - меньше 2 см; при кнопочном управлении перемещение кнопки составляет от 2 до 12 мм с силой нажатия от 200 до 1600 г. Таким образом, двигательные действия оператора характеризуются микродвижениями, высокими требованиями к быстроте двигательной реакции, точности движения, при постоянном напряжении внимания.

^ Режим труда и отдыха. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.

При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и нерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.