Что такое малый бизнес примеры малого бизнеса. Как следует определять малый бизнес

В нашей стране все более активно развивается частное предпринимательство. Граждане России с разных уголков страны увольняются с работы и начинают открывать свои собственные предприятия, становясь учредителями открытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, индивидуальными предпринимателями и так далее. Причины такого поступка очевидны – ведение собственного бизнеса может обеспечить любому человеку (а особенно одаренному) финансовую независимость.

Многих людей пугает то, что их начальник в любой момент может просто уволить их, оставив без средств к проживанию, а найти работу сейчас достаточно сложно. Другие же недовольны тем, что работа в качестве сотрудника организации может ограничивать их потенциал, не позволяя развиваться и в качестве профессионала, и в качестве личности.

Учреждение собственного бизнеса решает все эти проблемы. Владелец собственного предприятия вправе сам распоряжаться своими ресурсами, несет ответственность за свои действия и вправе поступать так, как ему хочется. При этом получаемый доход зачастую значительно выше, чем при работе по найму. Как бы там ни было, решение открыть свой бизнес – это современный подход к решению финансовых проблем.

Разумеется, что далеко не каждый желает или может стать учредителем какой-либо солидной организации. Никто не сможет сразу стать владельцем «Газпрома» или хотя бы «Роснефти». Поэтому количество малых, некрупных предприятий значительно превышает количество магнатов вроде вышеперечисленных организаций.

Тем не менее правительство очень ценит вклад малого бизнеса в экономику страны. Но что такое малый бизнес, знает не каждый гражданин России. Сегодня мы ответим на этот вопрос.

Из нашей статьи вы узнаете, какие предприятия признаются принадлежащими сегменту малого бизнеса, а также на какие льготы они вправе рассчитывать.

Кто может быть признан владельцем малого бизнеса?

Как уже было сказано, небольшие предприятия очень ценятся нашим правительством, и потому оно предпринимает всевозможные меры для стимулирования граждан к организации малого бизнеса. Однако прописан ли в законодательстве определение малого предприятия? Какие существуют пороги, которые позволяют определить размер предприятия?

Законодательство предусматривает описание малой компании. Как правило, это индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью. Это связано не столько с законом, сколько с тем, что такие формы ведения бизнеса намного удобнее именно для небольших компаний. Они позволяют нести меньшую ответственность по своему имуществу, а также упрощают процесс управления компанией.

Итак, ниже приведены все утвержденные в законодательстве требования, предъявляемые к кандидатам в льготную категорию бизнесменов. Обратите внимание, что эти требования установлены на федеральном уровне – то есть являются обязательными к исполнению на территории всей страны.

  1. Размер уставного капитала – это одно из важнейших условий, которые государство предъявляет владельцам малого бизнеса. Это еще одна причина, по которой акционерные общества (как закрытые, так и открытые) редко бывают предприятиями малого бизнеса – их форма ведения дел предполагает достаточно большой уставной капитал. Помимо этого учитывается еще и стоимость основных фондов компании – то есть стоимость ее собственности с учетом амортизации. Законодательство каждого региона предусматривает определенный порог, который определяет максимальную сумму этих двух показателей. Если предприятие ее превышает, то оно не вправе называться «малым» и получать льготы и привилегии.
  2. Количество сотрудников компании также играет немалую роль. Согласно законодательству, в малом бизнесе не может быть организаций, в которых количество сотрудников превышает сто человек. Данное число определяется по среднесписочной численности работников. Это показатель из бухгалтерской отчетности, который рассчитывается на основании ежемесячных отчетов. В список сотрудников включаются работники на полставки, сотрудники, проходящие испытательный срок, получающие образование по заочной форме обучения в ВУЗе и так далее.
  3. Самым главным показателем для государства является размер прибыли за год. Пороговая сумма прибыли определяется, как и размер уставного капитала, на региональном уровне.

Малый бизнес — самый распространенный в мире бизнес. Но большинство людей не знают, как отличить малый бизнес, как его позиционировать. Так как сайт посвящен проблемам малого бизнеса, необходимо определить, что же это такое – малый бизнес? Как это ни странно, ни в одном источнике я не нашел конкретного определения — что такое малый бизнес. Есть множество различных критериев разделения бизнеса на малый, средний и крупный бизнес.

Как обычно определяют малый бизнес.

Сегодня определение малого бизнеса очень условно. Его определяют и по объему производства, и по количеству занятых в бизнесе наемных работников, и по выполняемым бизнесом функциям и т.д. Все эти критерии разделения довольно условны. Так, например, бизнес с тридцатью наемными работниками следует отнести куда – к малому или среднему? Я не знаю. А бизнес со 100 наемными работниками?

Также условно и разделение по объему производства. Даже в разных странах эти критерии различны. Так бизнес с совершенно одинаковым объемом производства в одной стране может определяться как малый бизнес, а в другой - как средний. В некоторых странах вводится дополнительная категория бизнеса – мелкий бизнес, который предшествует малому.

Некоторые авторы предлагают разделять бизнес смешанным путем: т. е. в совокупности количества наемных работников и объема производства. Этим методом разделения пользуются налоговые службы многих стран. Но и этот метод весьма условен и не дает четкого разделения на категории.

К примеру, в России, в зависимости от средней численности работников, бизнес делится на: микро предприятия – до 15 работников; малые предприятия – до 100 работников; средние предприятия – до 250 работников. Соответственно по годовому объему производства (выручки от реализации), предприятия делятся на: микро предприятия – до 60 млн. рублей; малые предприятия – до 400 млн. рублей; средние предприятия – до 1 млрд. рублей. В Евросоюзе разделение бизнесов следующее: микро предприятия – до 9 работников и до 2 млн. евро годовой оборот; малое — до 49 работников и до 10 млн. евро годовой оборот; среднее – до 249 работников и до 50 млн. евро годовой оборот.

Ну и для полноты картины приведу критерии разделения бизнесов в США. В США существует стандарт для определения размера малых предприятий. Ключевыми критериями являются число работников и величина годового дохода. В общем случае для малого бизнеса определены критерии: до 500 работников и до 6 млн. долларов годовой доход. Но есть множество поправок в зависимости от рода деятельности бизнеса. Так, например, в оптовой торговле малым будет считаться бизнес с количеством работающих до 100 человек.

Какой подход нужен для позиционирования малого бизнеса.

Всеми вышеперечисленными критериями легко пользоваться налоговым органам, службам поддержки малого бизнеса и при выдаче , а государственным законотворческим органам определять льготы и средства поддержки малого бизнеса. Но для понятия сути «малый бизнес» эти критерии совершенно не верны.

Малый бизнес требует свой, во многом отличный от крупного бизнеса, подход. Свой подход к организации и управлению, к маркетингу и работе с партнерами, к управлению качеством и ценообразованию. Необходимо отметить, что в последнее время появилась неплохая литература по маркетингу для малого бизнеса, но в остальном ее явно недостаточно.

Такое определение малого бизнеса, как принято сейчас, позволяет увидеть, почему авторы огромного количества литературы по экономике, менеджменту, теории и практике бизнеса и пр. не дают конкретных ответов на возникающие в малом бизнесе вопросы, а иногда предлагают абсолютно неправильные пути. Определяя малый бизнес по объему производства или по количеству работников, они рассматривают его как небольшой крупный бизнес, что, я думаю, не всегда оправданно. К требуется свой, возможно более конкретный, подход авторов, необходимо поменьше теории и формул, или откровенной воды, а больше практических советов и деловых рекомендаций.

Как следует определять малый бизнес.

Так как же необходимо отличать малый бизнес (или, если хотите мелкий) от других видов бизнеса. На мой взгляд, разделение бизнеса на категории (опять же условно) можно проводить по количеству функций, выполняемых их хозяевами или руководителями. Ведь в малом бизнесе в большинстве случаев сам предприниматель и выполняет функцию руководителя, особенно на начальном периоде существования бизнеса.

Так вот, если предприниматель в своем бизнесе выполняет все непроизводственные функции сам (например, директора, экономиста, технолога, снабженца, сбытовика) или привлекает для этого не более одного-двух работников — это малый бизнес (или мелкий). При этом количество наемных работников, занятых непосредственно в производстве, а также объем производства не ограничены.

Если каждую из управленческих функций (а сюда, к вышеперечисленным функциям, следует добавить секретаря, курьера и прочих вспомогательных работников) выполняет отдельный работник, но один (т. е. не участвующих в производстве работников будет 3 и более), это бизнес средний.

Если для выполнения каждой из управленческих функций требуется более одного работника (т. е. подразделений), это бизнес крупный. К этому следует добавить, что количество работников, непосредственно не занятых в производстве, предприниматель сделает минимальным, потому что главный критерий работы бизнеса – получение максимальной .

Заключение.

При таком подходе к определению малого бизнеса, как мне кажется, гораздо удобнее оптимизировать его бизнес–процессы, конкретизировать рекомендации, выбрать свой подход к литературе и информации в помощь малому бизнесу. Неудобства такого определение могут быть в вышеперечисленных налоговых и государственных службах. Но я думаю, им вообще не следует делить бизнес на категории. Просто определить, что бизнес с числом работников до «Х» человек и объемом производства до такой-то суммы имеет какие-то льготы в налогах, регистрации, прочие исключения и дополнения. Но чем всяких исключений и дополнений меньше, тем легче работать любому бизнесу, а особенно малому бизнесу. Но это уже совсем другая тема.

Интересно Ваше мнение, уважаемый читатель, по этому, довольно спорному вопросу. Жду ваших комментариев и отзывов на эту статью. Очень интересно получит ваше определение — что такое малый бизнес.

В 2019 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Ранее для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».

Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.

Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии определения малого предприятия 2019

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/ разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС . Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2019 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП . Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

Важно! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
  • Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Имеют преференции в системе госзакупок.
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье .

Проверки малых предприятий 2019

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ , он опубликован на официальном портале правовой документации . Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.

Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • формацевтические компании;
  • перевозчики

и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

Вклады малых преприятий теперь застрахованы

С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, которая осуществляется субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями.

Как показывает мировая практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

Численность персонала
- размер уставного капитала
- объем оборота (прибыли, дохода)
- величина активов

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Например,в Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

Количество занятых работников до 50 чел.
- годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ
- сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ
К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:

Количество занятых работников от 50 до 250 чел.
- годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ
- сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.

Рассмотрим как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса .

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

1. оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ
2. активы не более 1,5 млн. ЭКЮ
3. средняя численность занятых до 50 чел

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве., полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 чел.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действую еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия.

В Соединенных Штатах Америки федеральным установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

Наименьшие – 1 – 24 занятых
- малые – 25 – 99 занятых
- промежуточные – 100 – 499 занятых
- крупные – 500 – 999 занятых
- крупнейшие – 1000 и более занятых

Нужно отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США. В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 14 июня 1995 года. В этот день был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами,представляющими малый бизнес , не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

В промышленности – 100 человек;
в строительстве – 100 человек;
на транспорте – 100 человек;
в научно технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле – 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
в сельском хозяйстве – 60 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малый и средний бизнес (МСБ) – общественно-правовая и хозяйственная категория, включающая компании и ИП, обладающие небольшой численностью работников и прибылью. Предпринимательство подобного типа гибко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, однако нуждается в дополнительной поддержке для развития

 

Малый бизнес - это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 миллионов рублей в год), упор на собственный капитал. Это не только экономическая, но и социально-политическая категория, для представителей которой характерно особое мировоззрение.

Бизнесмены такого типа быстро приспосабливаются к новым изменениям, обладают высокой адаптивностью к любым условиям труда. МСБ нередко открывает те грани рынка, которые выглядят чересчур рискованными и опасными. Импорт китайских товаров, долговременные покрытия для ногтей, изготовление суши - всё это сначала освоили мелкие компании, а уж потом попытался подмять под себя крупный бизнес.

В США к числу малых предприятий относится свыше 6 миллионов компаний, каждая из которых генерирует выручку до 10 миллионов долларов ежегодно. В данных организациях занята примерно треть всего трудоспособного населения, имеющего постоянную или временную работу. Именно отсюда формируется пресловутый «средний класс», составляющий костяк хозяйственного благополучия страны

РФ: законодательное закрепление малого бизнеса

В нашей стране действует ФЗ N 209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего…», где определены основные принципы для отнесения компании к данной категории. Предусмотрены требования к организационной форме, среднесписочной численности сотрудников и выручке (максимальной). Предельный доход, который может получить организация, подлежит пересмотру Правительством РФ, актуальное Постановление действует с 1 августа 2016 года. Сведения обо всех ИП и организациях, относящихся к данной категории, собраны в специальном Реестре.

Основные признаки малого бизнеса

В вышеуказанном Федеральном законе перечислены различные требования, по которым то или иное предприятие подпадает в нужную категорию. Юридические лица не могут обладать общей долей участия субъектов РФ, зарубежных фирм, религиозных благотворительных, общественных объединений свыше 25%. Кроме того, компанией не могут владеть иные компании, не являющиеся субъектами МСБ , в сумме свыше 49%.

В 1 половине 2016 г. в России было создано около 218.500 малых предприятий, в то время как рынок покинуло 242.200 компаний. Всего год назад тенденция была иной: взамен одной организации, ушедшей с рынка, появлялось 2 новые фирмы. Наибольшее их количество в Центральном федеральном округе - 1.636.987. Рекордсменом по числу МСБ является г.Москва: 451.979 микроорганизаций, 170.000 предпринимателей: сопоставимо с населением небольшой европейской страны.

Кто является двигателем малого бизнеса в России?

Примерно каждый 10 трудоспособный человек в РФ работает на себя. Причём подавляющее большинство самозанятых (около 70%) не зарегистрированы в качестве ИП и действуют нелегально. Нежелание официального закрепления статуса связано с бюрократией, высокими отчислениями в ПФР и неуверенностью в собственном будущем. Ещё один фактор - люди просто не видят, куда идут их деньги, что вызывает правовой нигилизм.

В основе малого и микро- бизнеса лежат следующие направления:

  1. Строительство, ремонт и отделка (не менее 20%);
  2. Программирование, ремонт компьютеров и смежные отрасли (около 11%);
  3. Дизайн помещений (10%);
  4. Парикмахерские и косметические услуги на дому (6 %);
  5. Репетиторство (5%).

Малый бизнес в России - бесправен и нелегален?

В РФ примерно треть населения - это граждане, которые находятся в трудоспособном возрасте, не зарегистрированы в качестве безработных, но и не числятся ни на каких предприятиях. Примерно половина таких лиц перебивается случайными заработками, люди годами заняты в организациях, но получают «зарплату в конверте». Это в большей степени характерно для провинции, где отсутствуют иные условия для трудоустройства и занятости.

Однако ещё 8-9 миллионов - это представители малого «серого» бизнеса, которые работают либо в гордом одиночестве, либо небольшими бригадами. Сравним это с количеством легальных ИП - 3,7 млн. человек - и получим реальную цифру теневого рынка. Ведь все деньги, которые выручают самозанятые, находятся в экономике, но по объективным причинам не могут быть вложены в банки, оборудование и дальнейшее развитие собственного дела.

Проблемы малого бизнеса в России

  1. Затруднённый доступ к поддержке , субсидиям, кредитованию, новым технологиям;
  2. Административные меры воздействия со стороны государственных органов (высокие штрафы за нарушения законодательства);
  3. Сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах (торговля, производство, транспорт);
  4. Неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия слишком большого количества ресурсов.

Отличия малого от среднего бизнеса

МБ - главным образом самозанятость либо сезонное привлечение работников для выполнения неквалифицированных задач: сбора урожая, перевозки, фасовки. Компания или ИП локализован в одном населённом пункте и собирает небольшую прибыль. Средний бизнес - это обязательное привлечение большего количества кадров (как квалифицированных, так и чернорабочих), инвестиций, активное вложение средств в развитие предприятия.

Резюме

Итак, малый бизнес - это первопроходец тех областей, в которые государству и крупным компаниям трудно и рискованно вкладываться. Люди придумывают оригинальные модели, и хотя многие предприниматели «прогорают», часть бизнесменов зарабатывает стартовый капитал для дальнейшего роста.

Реальная помощь государства должна заключаться в создании таких условий, при которых самозанятым будет проще легализоваться, чем работать «по-серому». Иными словами, людей просто нужно оставить в покое на какое-то время и подождать, что из этого получится.