Молитва, тропарь, кондак и величание успению пресвятой богородицы. Успение Богородицы: поем тропарь и кондак

Тропарь - жанр церковной гимнографии, краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV-V вв. появились стихотворные тропари.

Тропарь, глас 1

Успение Пресвятой Богородицы сопоставляется в тропаре с ключевым событием жизни как самой Приснодевы, так и всего человечества - с рождением Сына Божия. Дева Мария стала Матерью Жизни. Смерть Пресвятой Богородицы, именуемая здесь «успением», стала переходом к полноте жизни в Царстве Божием. Это событие важно и для нас: молитвами Богоматери мы избавляемся от вечной смерти.

Кондак - жанр церковной гимнографии, созданный преподобным Романом Сладкопевцем; в первоначальном виде представлял собой поэму из 20-30 строф. В современной его форме кондак - краткое песнопение, по форме и содержанию очень близкое к тропарю, так что тропарь и кондак вместе дополняют друг друга.

Кондак, глас 2

Величание - краткое торжественное церковное песнопение, поющееся духовенством в центре храма перед праздничной иконой во время самой торжественной части всенощного бдения накануне дня праздника. Пение величания подхватывает хор, а затем и все собравшиеся в храме, и поют его до тех пор, пока священник совершает каждение всего храма.

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога Нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Величание праздника Успение прославляет Пресвятую Богородицу как Матерь Христа, уже явившего Себя для всех Богом.

Задостойник - церковное песнопение, поющееся на литургии во время Евхаристического канона. На литургии святителя Иоанна Златоуста поется «Достойно есть...», на литургии святителя Василия Великого «О Тебе радуется...», но в двунадесятые праздники, каковым является Успение, вместо «Достойно есть...» поются припевы и ирмос 9-й песни канона, поэтому и пошло название «задостойник».

Припевы

Ирмос 9-й песни

В тро-па-ре «В рож-де-стве дев-ство со-хра-ни-ла еси» гим-но-гра-фы как буд-то на-сла-жда-ют-ся умно-же-ни-ем ря-да «невоз-мож-но-стей», сле-ду-ю-щих из од-но-го име-но-ва-ния: Бо-го-ро-ди-ца. Де-ва ста-но-вит-ся Ма-те-рью; жен-щи-на рож-да-ет То-го, Ко-го не вме-ща-ет весь мир, смерт-ная рож-да-ет-ся в жизнь веч-ную. Ком-мен-ти-ру-ют свя-щен-ник Фе-о-дор Лю-до-гов-ский и по-эт Оль-га Се-да-ко-ва .

Ико-на Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. Рос-сия, XIV век

Тро-парь, глас 1:

В рож-де-стве дев-ство со-хра-ни-ла eси,
во успе-нии ми-ра не оста-ви-ла eси, Бо-го-ро-ди-це,
пре-ста-ви-ла-ся eси к жи-во-ту,
Ма-ти су-щи Жи-во-та,
и мо-лит-ва-ми Тво-и-ми из-бав-ля-е-ши
от смер-ти ду-ши на-ша.

Гре-че-ский ори-ги-нал

Ἐν τῇ Γεννήσει τὴν παρθενίαν ἐφύλαξας,
ἐν τῇ Κοιμήσει τὸν κόσμον οὐ κατέλιπες Θεοτόκε.
Μετέστης πρὸς τὴν ζωήν,
μήτηρ ὑπάρχουσα τῆς ζωῆς,
καὶ ταῖς πρεσβείαις ταῖς σαῖς λυτρουμένη,
ἐκ θανάτου τὰς ψυχὰς ἡμῶν.

Пе-ре-вод Оль-ги Се-да-ко-вой

Рож-дая, со-хра-ни-ла Ты дев-ствен-ность.
По-чив, не оста-ви-ла Ты ми-ра, Бо-го-ро-ди-ца:
Ибо пе-ре-шла к жиз-ни
Ты, ис-тин-ная Ма-терь Жиз-ни,
И тво-им хо-да-тай-ством из-бав-ля-ешь
От смер-ти ду-ши на-ши.

Срав-не-ние Успе-ния с Пас-хой чре-ва-то се-рьез-ной дог-ма-ти-че-ской ошиб-кой, — пре-ду-пре-жда-ет свя-щен-ник Фе-о-дор Лю-до-гов-ский:

— В Пра-во-слав-ной Церк-ви су-ще-ству-ет мно-же-ство празд-ни-ков, по-свя-щен-ных Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це. Ес-ли сле-до-вать хро-но-ло-гии со-бы-тий, то пер-вый из них - (9/22 де-каб-ря); за-тем - (8/21 сен-тяб-ря), (21 но-яб-ря / 4 де-каб-ря), (2/15 фев-ра-ля), (25 мар-та / 7 ап-ре-ля), (15/28 ав-гу-ста). Даль-ше сле-ду-ют празд-не-ства, уста-нов-лен-ные в па-мять о яв-ле-ни-ях Пре-свя-той Де-вы, о чу-де-сах, со-вер-шен-ных Ею в раз-ные эпо-хи цер-ков-ной ис-то-рии: это и (1/14 ок-тяб-ря), и (27 но-яб-ря / 10 де-каб-ря), и празд-но-ва-ния в честь де-сят-ков икон Бо-жи-ей Ма-те-ри.

Глав-ным сре-ди всех этих празд-ни-ков мо-жет счи-тать-ся Успе-ние - так же, как глав-ным днем па-мя-ти свя-то-го обыч-но яв-ля-ет-ся день его кон-чи-ны, так же, как глав-ный Гос-под-ский празд-ник - , вос-по-ми-на-ние смер-ти и Вос-кре-се-ния Хри-ста.

Успе-ние ча-сто на-зы-ва-ют Бо-го-ро-дич-ной Пас-хой, но та-кое на-име-но-ва-ние пред-став-ля-ет-ся неже-ла-тель-ным: со-вер-шен-но оче-вид-на дав-няя и неосла-бе-ва-ю-щая тен-ден-ция «под-тя-ги-вать» по-чи-та-ние Бо-го-ма-те-ри до уров-ня по-чи-та-ния Спа-си-те-ля (это вид-но во всем - от ор-фо-гра-фии до гим-но-гра-фии) - но та-кое стрем-ле-ние всту-па-ет в про-ти-во-ре-чие с дог-ма-ти-че-ским уче-ни-ем Пра-во-слав-ной Церк-ви: Гос-подь Иисус Хри-стос - Бог и че-ло-век, Тво-рец и Спа-си-тель; Бо-го-ро-ди-ца - лишь че-ло-век, хо-тя и вме-стив-ший в се-бя Бо-же-ство. Ее слу-же-ние бы-ло со-вер-шен-но ис-клю-чи-тель-ным, на-ше спа-се-ние бы-ло бы без Нее невоз-мож-ным; од-на-ко Ее че-ло-ве-че-ская при-ро-да не из-ме-ни-лась, Она, как и все лю-ди, бы-ла под-вер-же-на смер-ти. По-это-му хо-те-лось бы на-де-ять-ся на бо-лее трез-вен-ное от-но-ше-ние к по-чи-та-нию Бо-го-ма-те-ри - рав-но как и к по-чи-та-нию мно-гих свя-тых.

Празд-ник Успе-ния име-ет од-но-днев-ное пред-праздн-ство (сра-зу по-сле от-да-ния Пре-об-ра-же-ния Гос-под-ня); его по-праздн-ство длит-ся во-семь дней. Успе-ние Бо-го-ро-ди-цы - по-след-ний дву-на-де-ся-тый празд-ник в цер-ков-ном го-ду, на-чи-на-ю-щем-ся 1/14 сен-тяб-ря и за-кан-чи-ва-ю-щем-ся в ав-гу-сте. Спу-стя две неде-ли по-сле от-да-ния Успе-ния на-сту-па-ет пред-праздн-ство пер-во-го в го-ду дву-на-де-ся-то-го празд-ни-ка - Рож-де-ства Бо-го-ро-ди-цы.

О чем без-опас-ней мол-чать

Неиз-вест-ный ав-тор тро-па-ря Успе-ния, об-ра-ща-ясь к Бо-го-ро-ди-це, со-зер-ца-ет неве-ро-ят-ность про-ис-шед-ше-го. То-го, что про-изо-шло с Пре-свя-той Де-вой, не вме-ща-ет че-ло-ве-че-ский ра-зум и обы-ден-ный опыт. Ком-мен-ти-ру-ет Оль-га Се-да-ко-ва

По-яс-не-ния к тек-сту тро-па-ря:

1. В рож-де-стве, во успе-нии - здесь име-ют-ся в ви-ду не празд-ни-ки Рож-де-ства Хри-сто-ва и Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, а са-ми дей-ствия рож-де-ния и смер-ти. Успе-ние (усып-ле-ние) от ус-пну-ти - уснуть; тра-ди-ци-он-ная ме-та-фо-ра смер-ти как сна (так же, как рус-ское «по-чить») здесь при-об-ре-та-ет бо-лее кон-крет-ное зна-че-ние. По цер-ков-но-му пре-да-нию, гря-ду-ще-го вос-кре-се-ния из мерт-вых, ко-то-ро-го ожи-да-ет весь род че-ло-ве-че-ский (в том чис-ле, свя-тые), Ей уже не тре-бу-ет-ся.

2. Пре-ста-ви-ла-ся к жи-во-ту, ма-ти су-щи Жи-во-та . Од-но и то же сло-во, жи-вот (жизнь) име-ет здесь несколь-ко раз-ные зна-че-ния. В пер-вом упо-треб-ле-нии жи-вот озна-ча-ет жизнь, веч-ную жизнь. Во вто-ром - Хри-ста, Ко-то-рый есть жизнь («Аз есмь путь и ис-ти-на и жизнь», ()); Ко-то-рый при-нес в мир «жизнь, и жизнь с из-быт-ком», ()). В этом смыс-ле мож-но ска-зать о Бо-го-ро-ди-це, что она ро-ди-ла Жизнь лю-дям .

3. Ма-ти су-щи - бук-валь-но: пре-бы-ва-ю-щая, став-шая на-ве-ки.

4. мо-лит-ва-ми Тво-и-ми - слав. мо-лит-ва , пе-ре-да-ю-щая гре-че-ское πρεσβεία, озна-ча-ет здесь «прось-бу», «про-ше-ние» и кон-крет-но - про-ше-ние о по-ми-ло-ва-нии.

Sub specie poeticae

Пра-во-слав-ные ли-тур-ги-че-ские пес-но-пе-ния, по-свя-щен-ные Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це, как пра-ви-ло, очень слож-ны и «дог-ма-тич-ны» бо-лее, чем ли-рич-ны. Это осо-бен-но за-мет-но при срав-не-нии с тра-ди-ци-он-ной ла-тин-ской гим-но-гра-фи-ей, с та-ки-ми ее клас-си-че-ски-ми об-раз-ца-ми, как Stella Maris («Звез-да мо-рей»), Pulcherrima Rosa («Пре-крас-ней-шая Ро-за»), Salve Regina («Ра-дуй-ся, Ца-ри-ца»)… Со-вер-шен-ная чи-сто-та, див-ная кра-со-та, несрав-нен-ное ми-ло-сер-дие Де-вы — их ли-ри-че-ская те-ма .

Пра-во-слав-ные (гре-че-ские) пес-но-пе-ния об-ра-ща-ют-ся к Бо-го-ро-ди-це ина-че: в све-те дог-ма-та о Во-пло-ще-нии Бо-га Сло-ва. Они раз-мыш-ля-ют о той ро-ли, ко-то-рая при-над-ле-жит Ей в этом ве-ли-чай-шем чу-де, они со-зер-ца-ют неве-ро-ят-ность про-ис-шед-ше-го. Это-го не вме-ща-ют че-ло-ве-че-ский ра-зум и обы-ден-ный опыт, о чем по-сто-ян-но на-по-ми-на-ют бо-го-ро-дич-ные гим-ны (мо-ти-вы «мол-ча-ния ви-тий» и «недо-уме-ния фило-со-фов») и о чем, как го-во-рит од-но из этих пес-но-пе-ний, «без-опас-нее бы-ло бы мол-чать».

Хва-леб-ное пес-но-пе-ние и есть мол-ча-ние, об-ла-чен-ное в сло-ва, некое по-до-бие огром-ной вы-шив-ки. Из-люб-лен-ная ри-то-ри-че-ская фигу-ра здесь - со-еди-не-ние несо-еди-ни-мо-го, ок-сю-мо-рон: «Неве-ста нене-вест-ная». Со-зер-ца-нию пев-цов и слу-ша-те-лей пред-ла-га-ют-ся ве-щи непред-ста-ви-мые: де-ви-ца ста-но-вит-ся ма-те-рью, оста-ва-ясь де-ви-цей; жен-ское чре-во вме-ща-ет То-го, Ко-го не вме-ща-ет звезд-ный мир и все тво-ре-ние; смерт-ное, со-тво-рен-ное че-ло-ве-че-ское су-ще-ство рож-да-ет «жизнь бес-ко-неч-ную». Гим-но-гра-фы как буд-то на-сла-жда-ют-ся умно-же-ни-ем ря-да «невоз-мож-но-стей», сле-ду-ю-щих, по су-ще-ству, из од-но-го име-но-ва-ния: Бо-го-ро-ди-ца .

Мы не раз уже го-во-ри-ли об осо-бом ин-тел-лек-ту-а-лиз-ме и «тео-ре-тич-но-сти» ви-зан-тий-ской ли-тур-ги-че-ской по-э-зии. С этим ее ка-че-ством мож-но свя-зать и обык-но-вен-ное при-сут-ствие в бо-го-ро-дич-ных пес-но-пе-ни-ях вет-хо-за-вет-ных об-ра-зов, в ко-то-рых бо-го-сло-вы усмат-ри-ва-ют про-об-ра-зо-ва-ние Бо-го-ро-ди-цы: Бо-го-ро-ди-ца - лест-ни-ца, ко-то-рую ви-дел пат-ри-арх Иа-ков, кув-шин ман-ны из древ-ней Ски-нии За-ве-та, жерт-вен-ник, неопа-ли-мая ку-пи-на, пе-ре-ход через Крас-ное мо-ре… Все это - об-раз-цы то-го, «че-го не бы-ва-ет», чу-де-са, в ко-то-рых «есте-ства чин» (при-род-ный за-кон) от-ме-ня-ет-ся.

Огром-ный ре-естр та-ких сим-во-ли-че-ских упо-доб-ле-ний со-дер-жит в се-бе ака-фист «Взбран-ной Во-е-во-де» , об-ра-зец и ис-точ-ник мно-же-ства ли-тур-ги-че-ских тек-стов. Тро-парь Успе-ния, о ко-то-ром мы ве-дем речь, не вклю-ча-ет в се-бя этих вет-хо-за-вет-ных сим-во-лов.

Его ком-по-зи-ция про-зрач-на. Пер-вые два сти-ха да-ют па-рал-лель-ные об-ра-зы со-еди-не-ния несов-ме-сти-мо-го: дев-ствен-но-го рож-де-ния - и кон-чи-ны, ко-то-рая не озна-ча-ет пол-но-го раз-ры-ва с ми-ром. Два эти чу-да по-да-ны в од-ном мо-ду-се: со-хра-не-ния. «Дев-ство со-хра-ни-ла» — «ми-ра не оста-ви-ла». Хра-не-ние, сбе-ре-же-ние, по-кров - один из глав-ных мо-ти-вов в по-чи-та-нии Бо-го-ро-ди-цы. В мо-лит-вен-ных об-ра-ще-ни-ях к Ней зву-чит на-деж-да, что с Ее по-мо-щью и про-пав-шее не про-па-дет. Два этих сти-ха со-став-ля-ют как бы бо-го-слов-ское вступ-ле-ние к гим-ну.

Сле-ду-ю-щие че-ты-ре сти-ха тро-па-ря раз-ви-ва-ют его ос-нов-ную те-му: смерть - и жизнь. Кон-чи-на Бо-го-ро-ди-цы — не смерть, а пе-ре-ход к жиз-ни (веч-ной жиз-ни), к той но-вой Жиз-ни, ко-то-рую Она ро-ди-ла, оста-ва-ясь смерт-ным су-ще-ством. Сло-во «смерть» по-яв-ля-ет-ся толь-ко в по-след-ней стро-ке, и от-но-сит-ся не к кон-чине Бо-го-ро-ди-цы, а к «нам», точ-нее, к «ду-шам на-шим», ко-то-рые, по ее за-ступ-ни-че-ству, спа-са-ют-ся от смер-ти. Жизнь ее по-сле кон-чи-ны не толь-ко не пре-кра-ща-ет-ся, но ста-но-вит-ся ис-точ-ни-ком жиз-ни для «душ на-ших».

С те-мой за-ступ-ни-че-ства, хо-да-тай-ства, про-си-тель-ства, «спо-ру-чи-тель-ства» Бо-го-ро-ди-цы свя-за-на те-ма Су-да. На Су-де Хри-сто-вом Она вы-сту-па-ет как адво-кат, как про-си-тель-ни-ца о по-ми-ло-ва-нии осуж-ден-ных. Здесь схо-дят-ся ла-тин-ская и гре-че-ская тра-ди-ции гим-но-гра-фии Бо-го-ро-ди-цы, с раз-ли-чия ко-то-рых мы на-ча-ли. И в за-пад-ной тра-ди-ции Она преж-де все-го - За-щит-ни-ца, «адво-кат» на «пра-вед-ном су-де», на-деж-да тех, у ко-го нет ни-ка-кой дру-гой на-деж-ды.

В Св.Пи-са-нии мы встре-ча-ем один ис-точ-ник это-го ты-ся-че-лет-не-го об-ра-за «за-ступ-ни-цы за лю-дей пе-ред Сы-ном»: рас-сказ о брач-ном пи-ре в Кане Га-ли-лей-ской. Со-чув-ствие Бо-го-ро-ди-цы к лю-дям, ко-то-рым не хва-ти-ло ви-на, и прось-ба к Сы-ну по-пра-вить это по-ло-же-ние ста-но-вят-ся по-буж-де-ни-ем к на-ча-лу Его чу-до-твор-ства, к пер-во-му «яв-ле-нию сла-вы», к на-ча-лу со-вер-ше-ния Его мис-сии Спа-си-те-ля. Пер-вое чу-до Гос-подь со-вер-ша-ет по прось-бе Ма-те-ри ().

При-ме-ча-ния

Ср. об этом в па-стер-на-ков-ском «Док-то-ре Жи-ва-го»: «…де-вуш-ка … тай-но и вти-хо-мол-ку да-ет жизнь мла-ден-цу, про-из-во-дит на свет жизнь, чу-до жиз-ни, жизнь всех, «Жи-во-та всех», как по-том его на-зы-ва-ют. - Бо-рис Па-стер-нак. Со-бра-ние со-чи-не-ний в пя-ти то-мах. Том тре-тий, Док-тор Жи-ва-го..М., Худ-лит, 1990, с.460.

В це-лом бо-го-слов-ские хит-ро-спле-те-ния оста-ют-ся «за кад-ром» за-пад-ных гим-нов Де-ве. Но есть ис-клю-че-ния. В бо-го-слов-ском гимне Бо-го-ро-ди-це, ко-то-рый в финаль-ной песне «Бо-же-ствен-ной Ко-ме-дии» по-ет у Дан-те Бер-нар Клер-вос-ский, мы слы-шим со-вер-шен-но ви-зан-тий-ское упо-е-ние го-ло-во-кру-жи-тель-ны-ми «невоз-мож-но-стя-ми»:
“Vergine Madre, figlia del tuo figlio… tu se’colei che l’umana natura Nobilitasti si, che ‘l suo fattore Non disdegno di farsi sua fattura” - «Де-ва Мать, дочь сво-е-го Сы-на… Ты та, в ко-то-рой че-ло-ве-че-ская при-ро-да Так обла-го-ро-ди-лась, что ее Тво-рец Не счел недо-стой-ным стать ее (че-ло-ве-че-ской при-ро-ды) тво-ре-ньем». (Par. XXXIII, 1-6).

Об-раз «до-че-ри соб-ствен-но-го Сы-на» пе-ре-кли-ка-ет-ся с древ-ней ико-но-гра-фи-ей Успе-ния, где Хри-стос пред-сто-ит ло-жу усоп-шей Бо-го-ро-ди-це и дер-жит на ру-ках ее ду-шу в об-ра-зе ма-лень-кой де-воч-ки, точ-но по-вто-ряя по-зу Бо-го-ро-ди-цы, дер-жа-щей Мла-ден-ца. На-гляд-ным об-ра-зом Мать воз-вра-ща-ет-ся к сво-е-му из-на-чаль-но-му ста-ту-су - она вновь ди-тя Твор-ца.


В тропаре "В рождестве девство сохранила еси" гимнографы как будто наслаждаются умножением ряда «невозможностей», следующих из одного именования: Богородица. Дева становится Матерью; женщина рождает Того, Кого не вмещает весь мир, смертная рождается в жизнь вечную. Комментируют священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.


Воскрешение Лазаря предваряет Воскресение Христа. Поэтому уже в Лазареву субботу, во втором эксапостиларии утрени, мы слышим «Смерть, где твое жало?» Рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ


21 апреля в храмах звучал тропарь прп. Марии Египетской - ”В тебе, мати, известно спасеся”. Такой же тропарь положен и в службах другим преподобным женам. Он написан в форме обращения «на ты»: как будто это ей, преподобной, мы говорим о ее же подвигах и спасении. Обращенная речь говорит о ее присутствии. Комментируют священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА


Радостные песнопения, в которых повторяется "Благословен Грядый во имя Господне", будут звучать в храмах в день Вербного Воскресенья и накануне на всенощном бдении. Как их петь показывают священник Александр ЛАВРУХИН и Никита ТАУ НАЛЕДИ. ВИДЕО


О женщине, принесшей миро, сказано: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, будет сказано в память ея и о том, что она сделала». Больше никому во всех четырех Евангелиях такой памяти не обещано. Это заставляет нас надолго задуматься над тем, что же значит то, «что она сделала». Стихиру «Яже во многие грехи впадшая жена» инокини Кассии комментируют священник Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.


В Неделю жен-мироносиц поется стихира Страстной седмицы о снятии с Древа Христа и плаче о нем: «Тебе, одеющагося светом яко ризою». Это неслучайно: в Неделю жен-мироносиц, празднуя воскресение Христа, мы не должны забывать, что воскресения не может быть без смерти.


В день Преполовения читается Евангелие о проповеди Христа в середине праздника Кущей (Суккот), а не Пятидесятницы. Праздник Кущей отмечается осенью, а не весной. Почему возникло такое расхождение между историей и богослужением и почему песнопения праздника посвящены воде живой – благодати Святого Духа, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ


В стихире Иоанну Предтечи службы его Рождества говорится о том, что он проповедал «Христово к человекам истощание», которое и сам разделил: «Ему должно расти, а мне умаляться». Зачем умалялись Бог и великий пророк? В чем здесь смысл для христиан? Отвечает священник Федор ЛЮДОГОВСКИЙ


Тропарь «Преобразился еси на горе, Христе Боже» поется на седьмой глас, который в церковно-певческой традиции именуется «тяжелым». Все дело в византийцах, – именно этим термином (греч. «варес») эта традиция постаралась передать величественность и силу седьмого гласа. Рассказывают священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.


Размещаем текст для общего народного пения к субботней всенощной и воскресной литургии


Каракас -- столица Венесуэлы. Епископ Каракасский ИОАНН (Берзинь) управляет самой неспокойной, Южноамериканской зарубежной епархией. Значительная часть приходов Латинской Америки, входивших в состав Зарубежной Церкви, ушла в раскол накануне подписания акта о каноническом общении РПЦЗ с Московским Патриархатом 17 мая 2007 года. К пятилетнему юбилею воссоединения мы публикуем наше интервью с владыкой.


На каждой всенощной в третьем псалме, с которого начинается Шестопсалмие, мы слышим «Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси». Эти слова вызывают у меня недоумение. Почему зубы имеют такое большое значение для псалмопевца? Нигде в патериках не читал, чтобы за грехи Бог покарал кого-то выпадением зубов. И что значит «сокрушил»? Понятно, что не имеется в виду удар в челюсть, как в драке между людьми. Может быть, у кого-то из святых отцов есть толкование этого отрывка? Владимир


Андрей Десницкий: "Споры о богослужебном языке ведутся так упорно и горячо потому, что речь идет здесь скорее о месте Церкви в нашем обществе и в этом мире, о ее смысле и назначении здесь и сейчас, применительно лично к нам. Правильные ответы можно найти в катехизисах, но они будут слишком общими и мало помогут. Может быть, отчасти потому, что сами вопросы обычно не проговариваются вслух"


В праздник Введения Богородицы во храм (4 декабря) в храмах на всенощной начинают петь Рождественский канон. Сначала все понятно: «Христос раждается - славите!» Но чем дальше, тем сложнее. Смысл песнопений поясняет протоиерей Виталий ГОЛОВАТЕНКО, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории

Язык богослужения: "житейское море"
Жизнь Средиземноморской цивилизации -- финикийцев, греков, римлян и т. д. -- была тесно связана с морем. С водной стихией жизненно необходимо было ладить, чтобы ею пользоваться во благо. Но во все времена морская пучина даже у опытных мореходов вызывала страх, тая в своей глубине непредсказуемую разрушительную силу. Апостол Павел, путешествуя с проповедью христианства по Средиземноморью, трижды терпел кораблекрушение, ночь и день проведя «во глубине морской» (см. II Кор. 11, 25). Как образ моря преломился в богослужебных текстах, пришедших к нам из средиземноморской Византии?


Православное благочестие, развивавшееся под покровительством Царского двора в главном храме Византийской империи, Святой Софии, окружило принесение даров на Престол процессией, получившей название «Великий вход» по аналогии с царскими «входами». В большие праздники Император сам шел во главе процессии с кадилом в руках, сопровождая приготовленные дары, которые вот-вот должны стать Телом и Кровию Царя царствующих и Господа господствующих. Смысл момента в связи с сопровождающими его песнопениями раскрывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС


"Мы не можем вот так взять тумблером повернуть и перевести на русский язык" -- сказал о богослужении Русской Церкви Святейший Патриарх Кирилл на встрече со Смоленскими студентами. Как сделать богослужение понятным, сохранив церковнославянский язык, и чем именно он сложен, рассказывает Алексей Шмелев завотделом культуры русской речи Института русского языка РАН


«Слава Тебе, показавшему нам свет!» -- эти слова из Великого славословия в древнем Богослужении звучали в тот момент, когда показывался край солнца. В основе утрени -- второй части Всенощной -- лежит служба, молитвенно сопровождающая наступление дня. Только день здесь означает не просто часть суток, а свет -- не просто утреннюю зарю


Современные прихожане часто не понимают, что поется в храме во время богослужений. Специально для «Нескучного сада» переводчик и преподаватель ПСТГУ священник Михаил АСМУС разбирает сложные места богослужебных текстов

По-русски:

Богородица! Ты сохранила девство в рождении, Ты не оставила мира по успении (Своем); Ты перешла к жизни вечной, будучи Матерью Жизни (Господа нашего Иисуса Христа), и Своими молитвами избавляешь души наши от смерти.

Успение - мирная кончина. Преставление - перемещение; смерть христианина как переход от временного к вечному. Живот - жизнь.

Тропарь этот возвещает о том, что Пресвятая Дева Мария и по преставлении Своем на небо близка к нам. Пребывая на небесах, Она, как Матерь Божия, Своими молитвами перед Богом избавляет души наши от смерти.


Встав от сна, прежде всякого другого занятия, благоговейно представляя себя пред Всевышним Богом и полагая на себя крестное знамение, говори: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. По сем немного помедли, чтобы все чувства твои пришли в тишину и мысли оставили все земное, и тогда произноси молитвы без поспешности, со вниманием сердечным.

Вот в кратких словах земная жизнь Иисуса Христа: Сын Божий для нашего спасения сошел с небес, принял от Пречистой Девы Марии безгрешную человеческую плоть через наитие на нее Духа Святого и жил на земле, как человек, с лишком 33 года. До 30 лет Он жил в бедном галилейском городе Назарете с матерью Своей, Марией, и обручником Ее, Иосифом, разделяя его домашние труды и его ремесло (Иосиф был плотником). Потом явился Он на реку Иордан, где принял крещение от Своего Предтечи Иоанна. После крещения провел Он в пустыне 40 дней в посте и молитве; здесь выдержал Он искушение от диавола и отсюда явился в мир с проповедью о том, как нам жить и что делать, чтобы получить Царствие Небесное. Проповедь и вся вообще жизнь Иисуса сопровождалась многочисленными чудесами. Несмотря на это, иудеи, обличаемые Им в своей беззаконной жизни, возненавидели Его. Ненависть их возросла до того, что после многих мучений распяли Его на кресте между двумя разбойниками. Умерший на кресте и погребенный Его тайными учениками, Он силою Своего всемогущества на третий день после Своей смерти воскрес и после воскресения в продолжение 40 дней многократно являлся верующим, раскрывая им тайны царствия Божия. В 40-й же день Он в присутствии Своих учеников вознесся на небо, а в 50-й - послал им Духа Святого, просвещающего и освящающего всякого человека. Со стороны Спасителя страдания и крестная смерть были добровольной жертвой правосудия Божия за грехи людей.

Вот в кратких словах жизнь Пресв. Девы Марии: родители Девы Марии были благочестивые старцы Иоаким и Анна. Будучи бездетны, они просили у Бога себе детища, обещая посвятить его Богу, Бог услышал их молитвы, и у них родилась дочь, которую назвали Марией. Когда исполнилось Ей 3 года, родители привели Ее в храм, где Она жила до 14 лет и занималась чтением Священного Писания, молитвою и рукоделием. На 15-м году Ее нужно было, по обычаю, отдавать замуж, но Она не желала этого, потому что обещалась пребывать всегда Девой. Тогда священники, по внушению Божию, обручили (поручили) Ее дальнему ее родственнику, жившему в Назарете, старцу Иосифу, чтобы он питал и хранил Ее. Здесь, в Назарете, Пресв. Дева получила небесную весть от Архангела о рождении от Нее по плоти Сына Божия, Который и родился от Нее в Вифлеемской пещере. По смерти Иисуса Христа, Она жила в доме Иоанна Богослова и была для него вместо матери. Успение (смерть) Ее последовала через 15 лет по вознесении Христа на небо. Кончина Ее, по преданию, была чудесная: Она скончалась в присутствии апостолов, чудесно принесенных к месту кончины Ее на облаках из разных стран. Сам Господь со святыми ангелами явился и мирно взял Ее душу. На третий день после успения и тело Ее было взято на небо.

Греческое слово: Параклит , применяемое в церковных книгах для наименования Св.Духа, означает не только Утешитель, но и Ходатай, Защитник наш перед Отцом Небесным.

В церковнославянском языке нет звука "ё", поэтому следует читать "твое", а не "твоё", "зовем", а не "зовём." и т.д.

Символ веры не молитва, а изложение веры; однако каждый христианин должен знать его твердо наизусть и произносить его каждый день, свидетельствуя этим свою веру в Бога.

Надпись на венце иконы Спасителя: не русская, а греческая, и значит по-русски: сущий, вечный. Буквы на кресте распятого нашего Господа: означают: Иисус Назареянин, Царь Иудейский.

Надпись на иконе Богоматери: , не русская, а греческая (это первые и последние буквы слов "Матерь" и "Божия") и означает: Матерь Божия.

Присяга есть клятва, произносимая в присутствии священника перед крестом и евангелием.

Похищение священной и церковной вещи называется святотатством.

Десять заповедей, как и Символ веры, не молитвы. Но их нужно знать каждому православному христианину и по ним сверять каждый день своей жизни. Если найдем, что в течение дня мы ничего особенного противного заповедям Божиим не сделали, то должны благодарить за это Бога; если же согрешили, - должны принести Господу искреннее раскаяние и остерегаться впредь грешить.

В тропаре "В рождестве девство сохранила еси" гимнографы как будто наслаждаются умножением ряда «невозможностей», следующих из одного именования: Богородица. Дева становится Матерью; женщина рождает Того, Кого не вмещает весь мир, смертная рождается в жизнь вечную. Комментируют священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.
Успение. Россия, XIV век

Тропарь, глас 1:
В рождестве девство сохранила eси,
во успении мира не оставила eси, Богородице,
преставилася eси к животу,
Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши
от смерти души наша.

Греческий оригинал
Ἐν τῇ Γεννήσει τὴν παρθενίαν ἐφύλαξας,
ἐν τῇ Κοιμήσει τὸν κόσμον οὐ κατέλιπες Θεοτόκε.
Μετέστης πρὸς τὴν ζωήν,
μήτηρ ὑπάρχουσα τῆς ζωῆς,
καὶ ταῖς πρεσβείαις ταῖς σαῖς λυτρουμένη,
ἐκ θανάτου τὰς ψυχὰς ἡμῶν.

Перевод Ольги Седаковой
Рождая, сохранила Ты девственность.
Почив, не оставила Ты мира, Богородица:
Ибо перешла к жизни
Ты, истинная Матерь Жизни,
И твоим ходатайством избавляешь
От смерти души наши.

Сравнение Успения с Пасхой чревато серьезной догматической ошибкой, — предупреждает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ:

— В Православной Церкви существует множество праздников, посвященных Пресвятой Богородице. Если следовать хронологии событий, то первый из них - зачатие Богородицы праведной Анной (9/22 декабря); затем - Рождество Богоматери (8/21 сентября), Введение во Храм (21 ноября / 4 декабря), Сретение (2/15 февраля), Благовещение (25 марта / 7 апреля), Успение (15/28 августа). Дальше следуют празднества, установленные в память о явлениях Пресвятой Девы, о чудесах, совершенных Ею в разные эпохи церковной истории: это и праздник Покрова (1/14 октября), и память Знамения Богородицы в Великом Новгороде (27 ноября / 10 декабря), и празднования в честь десятков икон Божией Матери.

Главным среди всех этих праздников может считаться Успение - так же, как главным днем памяти святого обычно является день его кончины, так же, как главный Господский праздник - Пасха, воспоминание смерти и Воскресения Христа.

Успение часто называют Богородичной Пасхой, но такое наименование представляется нежелательным: совершенно очевидна давняя и неослабевающая тенденция «подтягивать» почитание Богоматери до уровня почитания Спасителя (это видно во всем - от орфографии до гимнографии) - но такое стремление вступает в противоречие с догматическим учением Православной Церкви: Господь Иисус Христос - Бог и человек, Творец и Спаситель; Богородица - лишь человек, хотя и вместивший в себя Божество. Ее служение было совершенно исключительным, наше спасение было бы без Нее невозможным; однако Ее человеческая природа не изменилась, Она, как и все люди, была подвержена смерти. Поэтому хотелось бы надеяться на более трезвенное отношение к почитанию Богоматери - равно как и к почитанию многих святых.

Праздник Успения имеет однодневное предпразднство (сразу после отдания Преображения Господня); его попразднство длится восемь дней. Успение Богородицы - последний двунадесятый праздник в церковном году, начинающемся 1/14 сентября и заканчивающемся в августе. Спустя две недели после отдания Успения наступает предпразднство первого в году двунадесятого праздника - Рождества Богородицы.

О чем безопасней молчать

Пояснения к тексту тропаря:

1. В рождестве, во успении - здесь имеются в виду не праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы, а сами действия рождения и смерти. Успение (усыпление) от успнути - уснуть; традиционная метафора смерти как сна (так же, как русское «почить») здесь приобретает более конкретное значение. По церковному преданию, грядущего воскресения из мертвых, которого ожидает весь род человеческий (в том числе, святые), Ей уже не требуется.

2. Преставилася к животу, мати сущи Живота . Одно и то же слово, живот (жизнь) имеет здесь несколько разные значения. В первом употреблении живот означает жизнь, вечную жизнь. Во втором - Христа, Который есть жизнь («Аз есмь путь и истина и жизнь», (Ин. 14, 6)); Который принес в мир «жизнь, и жизнь с избытком», (Ин. 10, 10)). В этом смысле можно сказать о Богородице, что она родила Жизнь людям .

3. Мати сущи - буквально: пребывающая, ставшая навеки.

4. молитвами Твоими - слав. молитва , передающая греческое πρεσβεία, означает здесь «просьбу», «прошение» и конкретно - прошение о помиловании.

SUB SPECIE POETICAE

Православные литургические песнопения, посвященные Пресвятой Богородице, как правило, очень сложны и «догматичны» более, чем лиричны. Это особенно заметно при сравнении с традиционной латинской гимнографией, с такими ее классическими образцами, как Stella Maris («Звезда морей»), Pulcherrima Rosa («Прекраснейшая Роза»), Salve Regina («Радуйся, Царица»)… Совершенная чистота, дивная красота, несравненное милосердие Девы — их лирическая тема .

Православные (греческие) песнопения обращаются к Богородице иначе: в свете догмата о Воплощении Бога Слова. Они размышляют о той роли, которая принадлежит Ей в этом величайшем чуде, они созерцают невероятность происшедшего. Этого не вмещают человеческий разум и обыденный опыт, о чем постоянно напоминают богородичные гимны (мотивы «молчания витий» и «недоумения философов») и о чем, как говорит одно из этих песнопений, «безопаснее было бы молчать».

Хвалебное песнопение и есть молчание, облаченное в слова, некое подобие огромной вышивки. Излюбленная риторическая фигура здесь - соединение несоединимого, оксюморон: «Невеста неневестная». Созерцанию певцов и слушателей предлагаются вещи непредставимые: девица становится матерью, оставаясь девицей; женское чрево вмещает Того, Кого не вмещает звездный мир и все творение; смертное, сотворенное человеческое существо рождает «жизнь бесконечную». Гимнографы как будто наслаждаются умножением ряда «невозможностей», следующих, по существу, из одного именования: Богородица .

Мы не раз уже говорили об особом интеллектуализме и «теоретичности» византийской литургической поэзии. С этим ее качеством можно связать и обыкновенное присутствие в богородичных песнопениях ветхозаветных образов, в которых богословы усматривают прообразование Богородицы: Богородица - лестница, которую видел патриарх Иаков, кувшин манны из древней Скинии Завета, жертвенник, неопалимая купина, переход через Красное море… Все это - образцы того, «чего не бывает», чудеса, в которых «естества чин» (природный закон) отменяется.

Огромный реестр таких символических уподоблений содержит в себе акафист «Взбранной Воеводе» , образец и источник множества литургических текстов. Тропарь Успения, о котором мы ведем речь, не включает в себя этих ветхозаветных символов.

Его композиция прозрачна. Первые два стиха дают параллельные образы соединения несовместимого: девственного рождения - и кончины, которая не означает полного разрыва с миром. Два эти чуда поданы в одном модусе: сохранения. «Девство сохранила» — «мира не оставила». Хранение, сбережение, покров - один из главных мотивов в почитании Богородицы. В молитвенных обращениях к Ней звучит надежда, что с Ее помощью и пропавшее не пропадет. Два этих стиха составляют как бы богословское вступление к гимну.

Следующие четыре стиха тропаря развивают его основную тему: смерть - и жизнь. Кончина Богородицы — не смерть, а переход к жизни (вечной жизни), к той новой Жизни, которую Она родила, оставаясь смертным существом. Слово «смерть» появляется только в последней строке, и относится не к кончине Богородицы, а к «нам», точнее, к «душам нашим», которые, по ее заступничеству, спасаются от смерти. Жизнь ее после кончины не только не прекращается, но становится источником жизни для «душ наших».

С темой заступничества, ходатайства, просительства, «споручительства» Богородицы связана тема Суда. На Суде Христовом Она выступает как адвокат, как просительница о помиловании осужденных. Здесь сходятся латинская и греческая традиции гимнографии Богородицы, с различия которых мы начали. И в западной традиции Она прежде всего - Защитница, «адвокат» на «праведном суде», надежда тех, у кого нет никакой другой надежды.

В Св.Писании мы встречаем один источник этого тысячелетнего образа «заступницы за людей перед Сыном»: рассказ о брачном пире в Кане Галилейской. Сочувствие Богородицы к людям, которым не хватило вина, и просьба к Сыну поправить это положение становятся побуждением к началу Его чудотворства, к первому «явлению славы», к началу совершения Его миссии Спасителя. Первое чудо Господь совершает по просьбе Матери (Ин.2, 1- 11).

Примечания:
1 Ср. об этом в пастернаковском «Докторе Живаго»: «…девушка … тайно и втихомолку дает жизнь младенцу, производит на свет жизнь, чудо жизни, жизнь всех, «Живота всех», как потом его называют. – Борис Пастернак. Собрание сочинений в пяти томах. Том третий, Доктор Живаго..М., Худлит, 1990, с.460.

2 В целом богословские хитросплетения остаются «за кадром» западных гимнов Деве. Но есть исключения. В богословском гимне Богородице, который в финальной песне «Божественной Комедии» поет у Данте Бернар Клервосский, мы слышим совершенно византийское упоение головокружительными «невозможностями»:
“Vergine Madre, figlia del tuo figlio… tu se’colei che l’umana natura Nobilitasti si, che ‘l suo fattore Non disdegno di farsi sua fattura” - «Дева Мать, дочь своего Сына… Ты та, в которой человеческая природа Так облагородилась, что ее Творец Не счел недостойным стать ее (человеческой природы) твореньем». (Par. XXXIII, 1-6).
Образ «дочери собственного Сына» перекликается с древней иконографией Успения, где Христос предстоит ложу усопшей Богородице и держит на руках ее душу в образе маленькой девочки, точно повторяя позу Богородицы, держащей Младенца. Наглядным образом Мать возвращается к своему изначальному статусу – она вновь дитя Творца.

Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ, Ольга СЕДАКОВА