Что такое ирония? Ирония - что это такое? Определение и синонимы слова "ирония".

Словарь Ушакова

Ирония

иро ния , иронии, жен. (греч. eironeia) (книж. ). Риторическая фигура, в которой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (лит. ), напр. слова лисицы ослу: "Откуда, умная, бредешь ты, голова?" Крылов.

| Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. В его похвалах чувствовалась злая ирония. Сказать что-нибудь с иронией.

Ирония судьбы (книж.

Ирония

Троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки. Отколе, умная, бредешь ты, голова! (Крылов) (в обращении к ослу).

Этимологический Словарь Русского Языка

Ирония

Латинское – ironia.

Существительное заимствовано в первой половине XVIII в. непосредственно из латинского языка или посредством польского. Первоначальное значение – «вопрос, ставящий в тупик». Однако в современном русском языке слово употребляется в значении «тонкая насмешка».

Родственным являются:

Польское – ironia.

Производные: иронический, иронизировать, ироничный, иронично, ироничность.

Культурология. Словарь-справочник

Ирония

др.-греч. eironeia - букв. "притворство", отговорка.

Истор. развитие категории И. дает ключ к ее пониманию: в Др. Греции, начиная с 5 в. до н.э., И. перерастает из обыденных "издевательства" или "насмешки" в обозначение риторич. приема, становится термином. Так, по определению псевдоаристотелевской "Риторики к Александру" И. означает "говорить нечто, делая вид, что не говоришь этого, т.е. называть вещи противоположными именами" (гл. XXI). Подобный прием распространен не только в лит-ре, но и в повседневном разговоре; на последоват. его применении строятся целые произв. сатирич. жанра - у Лукиана, Эразма Роттердамского ("Похвала глупости"), Д. Свифта. Риторич. толкование И. как приема сохраняло свою значимость вплоть до рубежа 18-19 вв. Однако уже в Др. Греции "сократовская И.", как понимал ее Платон, переосмысляла обыденную И.-насмешку в ином направлении: И. предстает здесь как глубоко жизненная позиция, отражающая сложность человеч. мысли, как позиция диалектичная, направленная на опровержение мнимого и ложного знания и установление самой истины. Сократовское "притворство" начинается с внешней позы насмешливого "неведения", но имеет своей целью конечную истину, процесс открытия к-рой, однако, принципиально не завершен.

И. как жизненная позиция, как диалектич. инструмент филос. рассуждения приобретает особое значение в кон. 18-19 вв. (параллельно с отходом от риторич. понимания И.). Складывающееся в это время новое понимание И. является вместе с тем расширением и переносом риторич. толкования И. на жизнь и историю, включающим опыт сократовской И. Нем. романтики (Ф. Шлегель, А. Мюллер и др.), глубоко задумывавшиеся над сутью И., предчувствуют реальную И. истор. становления, но еще не отделяют ее от внутрилит. "цеховых" проблем: их И. направлена прежде всего на лит. форму, на эксперимент с нею, оказывающийся для них символич. актом снятия всего неподвижного и застывшего. К.В.Ф. Зольгер в понимании И. исходил из представления, что мир есть реальность и идея одновременно, идея "до конца гибнет" в реальности, в то же время возвышая ее до себя; "средоточие искусства... к-рое состоит в снятии идеи самой же идеей, мы называем худож. иронией. И. составляет сущность искусства..."

С резкой критикой романтич. И. выступили Гегель, затем Кьеркегор, согласно к-рому И. романтиков есть искажение ("субъективизация") сократовского принципа субъективности (отрицания данной действительности новым, позитивным моментом - напротив, И. романтиков подменяет реальность субъективным образом).

На рубеже 19-20 вв. в лит-ре возникают концепции И., отражающие сложность взаимоотношений худож. личности и мира, - напр., у Т. а: субъект, наделенный полнотой переживания и ищущий истины, ощущает трагич. связь и раскол с миром, чувствует себя реальным носителем ценностей, к-рые вместе с тем подвергаются глубочайшему сомнению.

Лит. : Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетич. категорий. М., 1965; Лосев А.Ф. Ирония античная и романтическая // Эстетика и искусство. М., 1966; Зольгер К.В.Ф. Эрвин. М., 1978; Kierkegaard S. The Concept of Irony. Bloomington, 1968; Behler E. Klassische Ironie, romantische Ironie, tragische Ironie. Darmstadt, 1972; Ironie als literarisches Phanomen. Koln, 1973; Kierkegaard S. Uber den Begriff der Ironie mit standiger Riicksicht auf Sokrates. Fr./ML, 1976; Strohschneider-Kors I. Die romantische Ironie in Theorie und Gestaltung. Tub., 1977; Prang H. Die romantische Ironie. Darmstadt, 1980.

A.B. Михайлов.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Альтернативная культура. Энциклопедия

Ирония

(от др.-греч. eironeia - притворство, отговорка)

1) философско-эстетический прием, основанный на расхождениях между замыслом и результатом, зачастую замыслу противоположным;

2) скептическое отношение к реальности, один из лучших способов сомнения, природное свойство рационального ума.

Уже в Древней Греции иронизирование стало особым искусством, возведенным в ранг риторического приема. Со времен немецких романтиков (формулировка трагической И., возникающей вследствие конфликта между субъективной волей автора, героя и всесилием слепой и беспощадной судьбы, или И. судьбы дана Ф. Шлегелем в 1814 году) сопутствует любой возвышенности и пафосу. Ведь ироник (eiron), разгадывая И. или же умело пользуясь ею, поднимается над обыденностью, смеется над судьбой, над всем, что порождает страх, добиваясь результата за счет издевательства, притворства, насмешливого сталкивания противоположностей. Оттого в последние два столетия И. эквивалентна особой жизненной позиции.

И. является эффективным способом противостоять «свинцовым мерзостям» жизни, сопротивляться сколь угодно жестоким политическим установлениям, отрезвляться среди массовой истерии, в том числе и проверять на прочность собственные иллюзии. Именно потому с такой тщательностью сталинский и фашистский (а также любые иные диктаторские, фундаменталистские) режимы вытаптывали малейшие признаки иронического стиля. Все должно было быть максимально серьезно, ведь холодок И. - тихий перманентный вызов, неподчинение на индивидуальной территории. Именно стократно усиленный пафос, лишенный, вопреки заветам Шлегеля, иронического противовеса, лег сокрушительной глыбой на Германию и СССР. Это привело к полному омертвению официальной культуры и, в случае с СССР, к неизбежному появлению иронического подполья.

И., несмотря на блистательные образчики прошлого - «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, тексты Свифта, далека от сегодняшней злободневной клоунады сатириков. Скорее, сейчас это умение сохранять независимую отстраненность даже в наиболее возмутительных ситуациях. Такое умение держать дистанцию крайне благотворно для совершенствования формы произведения. Так, с 1980-х годов без значительных потерь существует целая школа поэтов-иронистов, пережившая иные современные ей направления, например, «метаметафористов». Насквозь ироничны по отношению к советской реальности были соц-арт и концептуализм - родные братья по андерграунду.

Теперь, во времена новой искренности и «новой автобиографии», И. применяется, скорее, по необходимости и не всегда удачно: все-таки это слишком специфическое растение, требующее особого общественного климата и необходимого количества независимых умов. Сегодня же общее моралистское устремление накладывается на странную войну всех против всех; диффузный террор откликается раздерганностью искусства во множестве сомнительных величин. И. - инструмент сродни скальпелю и незаменима в препарации твердых неподатливых социумов; однако и лучший скальпель бесполезен на болоте.

Но это ненадолго. Когда от нового пафоса начнет поташнивать не одну злую натуру, либерализма станет слишком много, а масскульт окончательно утратит инстинкт самосохранения, желчное жало И. вновь вопьется в умы - ради убийства и спасения.

Фразеологический словарь русского языка

Ирония

Ирония судьбы - о нелепой, странной случайности

Словарь лингвистических терминов

Ирония

(др.-греч. είρωνεία притворство)

1) Притворное восхваление, таящее в себе насмешку;

2) завышение оценки с целью ее занижения;

3) стилистический оборот, построенный на иносказании, скрывающем насмешку;

используется в публицистическом, разговорном, художественном стиле;

напр.: Откуда умная бредешь ты, голова ?

Фразеологический словарь (Волкова)

Ирония

Ирония судьбы (книжн. ) - насмешка судьбы, странная, непонятная случайность.

По иронии судьбы я и там его встретил .

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Ирония

1) (от греч. eironоia - притворство) - особый вид идейно-эстетической оценки явлений действительности, для которой характерны скрытое отрицание или насмешка, замаскированные внешней серьезностью.

Рб: эстетические категории в литературе

Род: комическое

Вид: сарказм

Асс: сатира, юмор

* "Важнейшим стилистическим приемом в достижении комического эффекта в сатирическом и юмористическом произведении является ирония, скрытая насмешка. Она имеет место там, где хула камуфлируется под хвалу. От начала до конца выдержана в таком ключе, например, "Похвала глупости" Эразма Роттердамского" (Н. Гуляев).

"Притворно-хвалебный тон гоголевского изображения действительности в "Невском проспекте" выражает его насмешливое, ироническое отношение к столичному светскому обществу" (Е.Н. Руднева).

"Ирония - ..."смех-айсберг" с подводным содержанием..." (Ю.Б. Борев). *

2) - один из тропов, перенос значения по противоположности. Отличительный признак - двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства.

Род: тропы

Асс: сарказм, сатира, юмор

Пример:

Осла спрашивают: "Отколе, умная, бредешь ты, голова?" (И.А. Крылов).

* "Иронию как художественный принцип следует отличать от иронии в качестве стилистического средства. В последнем случае ирония содержится в речи персонажей или самого автора. Посредством такой иронии создается комический эффект, так как здесь высказанное имеет смысл прямо противоположный тому, что сказано автором" (Д.Л. Чавчанидзе). *

Гаспаров. Записи и выписки

Ирония

♦ Как трудно пародировать философию! все кажется, что она сама себе пародия. Пародическая философия обэриутов более всего похожа на философию Кифы Мокиевича, но этот подтекст почему-то ускользает от интерпретаторов. В то же время исходить из этого при анализе нельзя, потому что ирония, за редчайшими исключениями, - вещь недоказуемая.

♦ Н. Гр. сказала: таково же неразрешимое колебание филологов: учение Платона о вдохновении (или о чем угодно) всерьез или ирония? После веков серьезного понимания любое учение кажется пародией на копящуюся литературу о нем и филология начинает рубить сук, на котором сама сидит.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Ирония

Ирония

♦ Ironie

Стремление насмехаться над другими или над собой (самоирония). Ирония держит на расстоянии, отдаляет, отталкивает и принижает. Она нацелена не столько на то, чтобы смеяться, сколько на то, чтобы заставить смеяться других. Ирония не столько веселит, сколько отрезвляет. Сократ, например, относился к любому знанию, включая собственное, с иронией. Он задавал вопросы (по-гречески eironeia означает «спрашивать»), порой притворяясь незнающим, чтобы узнать то, чего действительно не знал, или то, чего познать нельзя. Ирония противоположна игре. Она проистекает не столько из принципа удовольствия, как сказал бы Фрейд, сколько из принципа реальности, являя собой не столько отдых, сколько труд, не столько мир, сколько битву. Ирония полезна, и в этом – ее сила и ее же ограниченность. Это оружие и орудие, но и только. Средство, но не цель. Иногда ирония необходима, но одной ее никогда не бывает достаточно. Ирония – способ заставить других считаться с собой, пусть порой себе же в ущерб. В иронии содержится негативный момент, и мы миримся с ним лишь потому, что это всего лишь момент. Ироничный ум направлен на отрицание, но он никогда не доходит до самоотрицания. Ирония смеется, но себя самое всегда принимает всерьез. Способна ли ирония ухватить суть, ведь она всегда отделяет нас от сущности? «Стремитесь к глубине, – советовал Рильке, – ибо иронии туда нет хода». Все вышесказанное не относится к юмору и служит достаточным основанием для различения одного от другого.

Словарь Ожегова

ИРО НИЯ, и, ж. Тонкая, скрытая насмешка. И. судьбы. (перен.: странная случайность).

По злой иронии как будто в насмешку.

| прил. иронический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Ирония

  1. ж. Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой.
  2. ж. Стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки (в литературоведении).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Ирония

Оборот речи, основанный на способе мышления, противоположном идеализации, которая видит действительный мир в свете идеи (в субъективной окраске). И. смотрит на вещи с той стороны, с которой они представляются нам в отрицательных чертах, не соответствующих тому, что по внутреннему субъективному идеалу они должны были бы представлять; ироническое выражение подчеркивает несоответствие кажущегося с действительно существующим, прилагая к первому определения (эпитеты) последнего. Само слово И. - греческое, собственно означающее "притворство", - получило нынешнее свое значение благодаря Сократу, часто пользовавшемуся И. для уличения собеседника (И. Сократа, είρωνεία Σωκράτους). По способу пользования И. можно отличать И. наивно-добродушную, какую мы находим в иных хорах Аристофана, в речах некоторых женских персонажей Шекспира и в большинстве случаев у Сократа. Другой вид И. - злостный, не брезгающий никакими средствами, к которому во франц. языке применяется термин pe r siflage; такая И. встречается, напр., в "Разговорах богов" Лукиана, местами у Вольтера и у Гейне. Гегель порицал И., как миросозерцание, порожденное произволом и тщеславием субъективного я . Особый культ И. проповедовал Фр. Шлегель, который видел в ней подъем гениального индивидуума над пошлым.

Словари русского языка

  • ж. греч. речь, которой смысл или значение противоположно буквальному смыслу слов; насмешливая похвала, одобрение, выражающее порицание; глум. Иронически, глумный, насмешливый; похвала, которая хуже брани
  • Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

    ирония

    ж. греч. речь, которой смысл или значение противоположно буквальному смыслу слов; насмешливая похвала, одобрение, выражающее порицание; глум. Иронически, глумный, насмешливый; похвала, которая хуже брани.

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    ирония

    иронии, ж. (греч. eironeia) (книжн.). Риторическая фигура, в к-рой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (лит.), напр. слова лисицы ослу: "Откуда, умная, бредешь ты, голова?" Крылов.

    Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. В его похвалах чувствовалась злая ирония. Сказать что-н. с иронией. Ирония судьбы (книжн.) - насмешка судьбы, странная, непонятная случайность.

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    ирония

    И, ж. Тонкая, скрытая насмешка. Я. судьбы, (перен.: странная случайность). * По алой иронии - как будто в насмешку.

    прил. иронический, -ая, -ое.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    ирония

      ж. Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой.

      ж. Стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки (в литературоведении).

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    ирония

    ИРОНИЯ (от греч. eironeia - притворство)

      отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения.

      Стилистическая фигура: выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когда слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его.

      Вид комического, когда смешное скрывается под маской серьезного (в противоположность юмору) и таит в себе чувство превосходства или скептицизма.

    Ирония

    (от греч. eirоnеia, буквально ≈ притворство),

      в стилистике ≈ выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение.

      Слуга влиятельных господ, С какой отвагой благородной Громите речью вы свободной

      Всех тех, кому зажали рот.

      (Ф. И. Тютчев «Вы не родились поляком...»)

      И. есть поношение и противоречие под маской одобрения и согласия; явлению умышленно приписывают свойство, которого в нём нет, но которое надо было ожидать. «Иногда, притворяясь, говорят о должном, как о существующем в действительности: в этом состоит ирония» (Бергсон А., Собр. соч., т. 5, СПБ, 1914, с. 166); И. ≈ «...лукавое притворство, когда человек прикидывается простаком, не знающим того, что он знает» (Потебня А. А., Из записок по теории словесности, Хар., 1905, с. 381). Обычно И. относят к тропам, реже ≈ к фигурам стилистическим. Намёк на притворство, «ключ» к И. содержится обычно не в самом выражении, а в контексте или интонации, а иногда ≈ лишь в ситуации высказывания. И. ≈ одно из важнейших стилистических средств юмора , сатиры , гротеска. Когда ироническая насмешка становится злой, едкой издёвкой, её называют сарказмом.

      В эстетике ≈ вид комического, идейно-эмоциональная оценка, элементарной моделью или прообразом которой служит структурно-экспрессивный принцип речевой, стилистической И. Ироническое отношение предполагает превосходство или снисхождение, скептицизм или насмешку, нарочито запрятанные, но определяющие собой стиль художественного или публицистического произведения («Похвала Глупости» Эразма Роттердамского) или организацию образности (характера, сюжета, всего произведения, например в «Волшебной горе» Т. Манна). «Скрытность» насмешки, маска «серьёзности» отличают И. от юмора и особенно ≈ от сатиры.

      Смысл И. как эстетической категории в разные эпохи существенно видоизменялся. Античности свойственна, например, «сократовская ирония», выражавшая философский принцип сомнения и одновременно способ обнаружения истины. Сократ притворялся единомышленником оппонента, поддакивал ему и незаметно доводил его взгляд до абсурда, обнаруживая ограниченность как будто бы очевидных для здравого смысла истин. В античном театре встречается и так называемая трагическая И. («И. судьбы»), теоретически осознанная в новое время: герой уверен в себе и не ведает (в отличие от зрителя), что именно его поступки подготавливают его собственную гибель (классический пример ≈ «Царь Эдип» Софокла, а позже ≈ «Валленштейн» Ф. Шиллера). Такую «И. судьбы» нередко называют «объективной И.», а применительно к самой реальности ≈ «И. истории» (Гегель).

      Развёрнутое теоретическое обоснование и разнообразное художественное претворение И. получила в романтизме (теория ≈ у Ф. Шлегеля, К. В. Ф. Зольгера; художественная практика: Л. Тик, Э. Т. А. Гофман в Германии, Дж. Байрон в Англии, А. Мюссе во Франции). Романтическая И. подчёркивает относительность всяких ограничительных по смыслу и значению сторон жизни ≈ бытовая косность, сословная узость, идиотизм замкнутых в себе ремёсел и профессий изображаются как нечто добровольное, шутки ради принятое на себя людьми. Романтическая И. претерпевает эволюцию: вначале это И. свободы ≈ жизнь не знает для своих свободных сил каких-либо неодолимых препон, вышучивая всех, кто пытается придать ей постоянные формы; потом сарказм необходимости ≈ силы косности и гнёта одолевают свободные силы жизни, поэт заносится высоко, но его одёргивают, едко и грубо издеваясь над ним (Байрон, Гофман и особенно Г. Гейне). Романтическая И. обнажила разлад мечты (идеала) и реальной жизни, относительность и переменчивость земных ценностей, подчас подвергая сомнению их какую-либо объективность и подчиняя искусство целям эстетической игры. Мнение Г. Гегеля об «отрицательной И.» романтиков хотя и преувеличено, но не лишено основания. Более негативна и субъективна по природе и цели И. в концепции датского мыслителя С. Кьеркегора, расширившего её до жизненного принципа ≈ как универсального средства внутреннего освобождения субъекта от необходимости и связанности, в которой его держит последовательная цепь жизненных ситуаций. По существу «отрицательной» и даже «нигилистической», теряющей границу между истиной и заблуждением, добром и злом, свободой и необходимостью И. становится в декадентском умонастроении «конца века» (19-го), в том числе у некоторых символистов, о чём с горечью писал А. А. Блок. У ряда художников и эстетиков 20 в., причастных к модернизму (сюрреалисты, Ортега-и-Гасет), «нигилистическая» И. включает принцип тотального пародирования и самопародирования искусства.

      Своеобразную концепцию «эпической И.» как одного из основных принципов современного реализма развил Т. Манн, который, отталкиваясь от универсальности романтической И., подчёркивал, что И. необходима для эпического искусства как взгляд с высоты свободы, покоя и объективности, не омраченный никаким морализаторством. Своеобразная «ироническая диалектика» отразилась в театральном методе «отчуждения» Б. Брехта.

      ═В суждениях классиков марксизма наряду с высокой оценкой «сократовской И.» содержатся элементы эпической И. (у Энгельса в письме к М. Каутской от 26 ноября 1885 ≈ см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 36, с. 333≈34) и диалектически раскрывается понятие «И. истории» (см. Письмо Ф. Энгельса к В. И. Засулич от 23 апреля 1885 ≈ там же, с. 26

      Разнообразна И. в русской литературе и критике: «мстительница» и «утешительница» у А. И. Герцена; «насмешливая критика» революционных демократов В. Г. Белинского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина; сливающаяся со стихией юмора у Н. В. Гоголя; переходящая в сарказм у Ф. М. Достоевского; пародийная у Козьмы Пруткова; романтическая у А. А. Блока. Советская литература (В. В. Маяковский, М. М. Зощенко, Е. Л. Шварц, М. А. Булгаков, Ю. К. Олеша, И. Ильф и Е. Петров) восприняла и развивает И., свойственную русской реалистической литературе 19 в. Она реализует ироническое отношение весьма многообразно: посредством пародии (А. Г. Архангельский) и пародийного сказа (Зощенко), гротеска (В. Белов), иронической речи (И. Г. Эренбург), контраста слов и ситуации (А. Т. Твардовский).

      Лит.: Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, [М.], 1965; Борев Ю. Б., Комическое..., М., 1970; Kierkegaard S., Über den Begriff der Ironie, Düsseldorf ≈ Köln, 1961; Strohschneider-Kohrs J., Die romantische Ironie in Theorie und Gestaltung, Tübingen, 1960; Muecke D. C., The compass of irony, L., (библ. с. 260≈69).

      Н. П. Розин.

    Википедия

    Ирония

    Иро́ния явному смыслу. Ирония должна создавать ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

    Ирония - употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…». Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.

    Примеры употребления слова ирония в литературе.

    Отсюда его автономность, душевное здоровье, уравновешенность, ирония , отстраненность -- короче, мудрость.

    Причудливое переплетение вымысла и реальности, глубина психологического анализа, парадоксальность суждений, мягкая ирония делают произведения Акутагавы подлинными шедеврами.

    Ослабленный диетой, состоявшей из дождевой воды, лепестков нарцисса, жуков, арахиса, которым кормили белку, и черствого хлеба, который бросали синицам, скрывавшийся в яме художник-концептуалист не мог дать достойный отпор разъяренному Питу, который - так и не проникшись серьезностью изобразительной миссии, исполняемой концептуалистом, - сломал ему три ребра, что, по иронии судьбы и по общему мнению, явилось наивысшим концептуальным штрихом всего садово-художественного проекта и способствовало тому, что оный проект стал достоянием широкой общественности посредством последующего судебного разбирательства.

    По окончании заседания великий мастер с недоброжелательством и иронией сделал Безухому замечание о его горячности и о том, что не одна любовь к добродетели, но и увлечение борьбы руководило им в споре.

    В очередное воскресенье, которое по злой иронии пришлось на день святого Валентина - праздник влюбленных, Артем купил шампанское, дорогую бонбоньерку и шикарный букет.

    Затем от сборника к сборнику мы видим, как все тщательнее, с большей любовью, с возрастающим мастерством и с тонкой иронией Бьой Касарес прописывает фон, на котором разворачивается действие, живее становятся персонажи - и главные, и второстепенные, ярче и выпуклее конкретные приметы - национальные и временные.

    Он может порождаться либо трансформированными по отношению к исходным в тексте частями речи, с видоизмененным набором валентностей, что будет проиллюстрировано ниже, либо - вторичными смыслами слова, обертонами, коннотациями и окказиональными значениями, вовлекаемыми в толкование, как, например, в случае возникновения обратного смысла при иронии , столь частой у Платонова.

    И так как нет ни одного благого начинания и ни одного хорошего человека, в которых, если взглянуть на них с определенной точки зрения и через увеличительное стекло, не оказалось бы смешных сторон, то ирония Вейля не щадила никого.

    Юношеский энтузиазм Кристофа пробудил в старике Вейле обычную иронию , хотя он и пытался ее скрыть, и из их встречи ничего не вышло.

    Вадима Пассека, Витберга, Полежаева, от подчеркнуто беспристрастного рассказа о славянофилах до трогательно нежных поминаний друзей, от величавых портретов Гарибальди, Оуэна, Маццини до тонкой иронии в характеристиках таких деятелей революции 1848 года, как Ледрю-Роллен и др.

    Хармса может наиболее продуктивно вестись в формах ее повторного пародийного выворачивания через иронию .

    В словах Алихана Галазов уловил легкую иронию , принял ее за недоверие и рассердился: - Не веришь?

    Генрих не мог не заметить, что последние слова гауптман произнес с горькой иронией .

    С тонкой и убийственной иронией статья разоблачала Глазунова как оторвавшегося, разложившегося, зараженного предрассудками мещанской стихии, и Глазунов должен был сам ужаснуться, увидев беспристрастное отражение своего нравственного облика.

    Значение слова ИРОНИЯ в Словаре литературоведческих терминов

    ИРОНИЯ

    - (от греч. eironeia - притворство, насмешка)

    1) Вид комического: осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется; тонкая, скрытая насмешка. Комический эффект достигается посредством того, что говорится прямо противоположное подразумеваемому.

    2) Вид тропа: оборот, в основе которого лежит контраст видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки: "Уселся он (Онегин) с похвальной целью // Себе присвоить ум чужой; // Отрядом книг уставил полку..." (А.С. Пушкин); вопрос "Откуда, умная, бредешь ты, голова?" (И.А. Крылов) обращен к ослу.

    Словарь литературоведческих терминов. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИРОНИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • ИРОНИЯ в Новейшем философском словаре:
    • ИРОНИЯ в Словаре постмодернизма:
      (греч. eironeia - притворство) - металогическая фигура скрытого смысла текста, построенная на основании расхождения смысла как объективно наличного и смысла …
    • ИРОНИЯ в Высказываниях известных людей:
    • ИРОНИЯ в Словаре Одно предложение, определения:
      - стыдливость человечества. Жюль …
    • ИРОНИЯ в Афоризмах и умных мыслях:
      стыдливость человечества. Жюль …
    • ИРОНИЯ в Литературной энциклопедии:
      [греческое eironeia — притворство] — явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной …
    • ИРОНИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
      (от греч. eironeia - притворство) ..1) отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения...2) Стилистическая фигура: выражение насмешки …
    • ИРОНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      (от греч. eirоnеia, буквально - притворство), 1) в стилистике - выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают …
    • ИРОНИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      оборот речи, основанный на способе мышления, противоположном идеализации, которая видит действительный мир в свете идеи (в субъективной окраске). И. смотрит …
    • ИРОНИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
      (от греческого eironeia - притворство), 1) отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения. 2) Стилистическая фигура: выражение …
    • ИРОНИЯ
      [греческое] 1) тонкая, скрытая насмешка; 2) стилистический оборот, при котором утверждается противоположное тому, что мыслится о предмете (или лице), или …
    • ИРОНИЯ в Энциклопедическом словарике:
      и, мн. нет, ж. 1. Тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Злая и. И. судьбы (перен.: странная случай-ность).||Ср. САРКАЗМ, …
    • ИРОНИЯ в Энциклопедическом словаре:
      , -и, ж. Тонкая, скрытая насмешка. Я. судьбы, (перен.: странная случайность). * По алой иронии - как будто в насмешку. …
    • ИРОНИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ИР́ОНИЯ (от греч. eironeia - притворство), отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения. Стилистич. фигура: выражение насмешки …
    • ИРОНИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      ? оборот речи, основанный на способе мышления, противоположном идеализации, которая видит действительный мир в свете идеи (в субъективной окраске). И. …
    • ИРОНИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
      иро"ния, иро"нии, иро"нии, иро"ний, иро"нии, иро"ниям, иро"нию, иро"нии, иро"нией, иро"ниею, иро"ниями, иро"нии, …
    • ИРОНИЯ в Словаре эпитетов:
      Безжалостная, безобидная, бичующая, бодрая, веселая, Вольтерова (устар.), вольтеровская, горькая, грубая, грустная, деликатная, добродушная, дружелюбная, едкая, жгучая, желчная, злая, злобная, изощренная, …
    • ИРОНИЯ в Словаре лингвистических терминов:
      Троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки. Отколе, умная, бредешь ты, голова! (Крылов) …
    • ИРОНИЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
      -и, только ед. , ж. 1) Тонкая скрытая насмешка. Горькая ирония. Ирония в голосе. Говорить с иронией. Не скажу, чтобы …
    • ИРОНИЯ
      Насмешка судьбы из комедии Эльдара …
    • ИРОНИЯ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
    • ИРОНИЯ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
      Скрытая …
    • ИРОНИЯ в Новом словаре иностранных слов:
      (гр. eironeia) 1) тонкая, скрытая насмешка; 2) стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки; чаще …
    • ИРОНИЯ в Словаре иностранных выражений:
      [гр. eironeia] 1. тонкая, скрытая насмешка; 2. стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки; чаще всего …
    • ИРОНИЯ в Словаре синонимов Абрамова:
      см. …
    • ИРОНИЯ в словаре Синонимов русского языка:
      издевка, насмешка, осмеяние, притворство, самоирония, …
    • ИРОНИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
      1. ж. Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. 2. ж. Стилистический прием контраста видимого и скрытого …

    Появилась она в Древней Греции и интерпретировалась как «обман с помощью слов». Без нее трудно представить себе простое общение, литературу, философию, народную культуру. С ее помощью можно о чем-то скрыто намекнуть и донести истину. Что такое ирония – тема этой статьи.

    Ирония – что это?

    Это тонкая, скрытая насмешка. Тем, кто интересуется, что значит ирония, стоит ответить, что ее целью является противопоставление настоящему смыслу слов их буквальному смыслу. То есть человек будет иронизировать, называя храбрецом труса или дурака умным. Насмешка играла важную роль в народной юмористической культуре, сатирических жанрах литературы и античной комедии. Многие владеют этим ораторским приемом, чтобы о чем-то скрыто намекнуть.

    Ирония – психология

    Такое ехидство создает впечатление, что предмет обсуждения не такой, каким он предстает. Спрашивающим, что означает ирония, можно ответить, что она является признаком тонкого ума, величия души и изящества, но по сути это защитный механизм. Ее смысл скрыт под оболочкой отрицательного выражения значения сказанного. Она всегда отрицает установку и не укореняется ни в одной позиции: иронизируя над одним предметом, который задевает или «достает», человек рикошетом затрагивает его противоположность.

    Ирония в философии

    В качестве , диалектического инструмента философского рассуждения насмешка приобретает особое значение в конце 18 – начале 19 веков. Опираясь на опыт Сократа, который понятие ирония использовал при спорах с софистами, и немецких романтиков Шлегеля и Мюллера, деятели того времени рассматривали ее так:

    1. Зольгер считал ее сущностью искусства.
    2. А.Ф. Лосев использовал ее как выразительный прием, противопоставляемый выражаемой идее.
    3. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие иронии истории, которая явилась следствием того, что сделавшие революцию люди разочаровались в этом и поняли, что она совсем не похожа на то, к чему они стремились.

    Виды иронии

    1. Прямая . Она преследует цель принизить и придать описываемому явлению негативный или смешной характер.
    2. Антиирония . Ирония и ее виды включают антииронию. Это противоположное значение прямой насмешки. Ведь что такое ирония – это способ продемонстрировать объект недооцененным.
    3. Самоирония . Насмешка, объектом которой выступает собственная персона. При этом ее подтекст может иметь положительный смысл, когда профессионал говорит о себе как о некчемном работнике.

    Чем отличается ирония от сарказма?

    Первая является тонким инструментом комического. Ирония как средство выразительности по сути является шуткой, противопоставляющей буквальный смысл слов истинному значению. Она вызывает смех и ничего более. Отличие иронии от сарказма состоит в том, что второй не вызывает улыбки. Он применяется для жесткой критики и оценки нравственных качеств объекта. Сарказм призывает к общественному порицанию и осуждению.

    Вот характерные отличия:

    1. Ирония скрыто и завуалированно оценивает объект речи. Сарказм обличает с минимальной долей иносказания.
    2. Ироническое высказывание всегда имеет позитивную форму, в отличие от завуалированной насмешки, к которой и сводится смысл. Сарказм прямо указывает на предмет уничижительной критики.
    3. Ирония как вид комического применяется в юмористических жанрах и устной образной речи.
    4. Сарказм является признаком острой сатиры. Его применяют ораторы в своих обличительных выступлениях и писатели публицистических текстов, имеющих общественно-политическое содержание.

    Чем отличается сатира от иронии?

    Первая – это вид комического в искусстве. От юмора и иронии она отличается резкостью обличения. Ее сила зависит от того, какую социальную значимость имеет занимаемая сатириком позиция и какой эффективностью обладают комические средства – сарказм, гипербола, аллегория, гротеск, пародия. Как жанр возникла в римской литературе, а после охватила другие виды искусства:

    • кино;
    • эстраду;
    • телевидение;
    • литературу (комедия);
    • ИЗО (шарж, карикатура);
    • публицистику (фельетон) и др.

    Отличие сатиры от иронии состоит в том, что она ведет борьбу с комически изображаемым объектом. Для нее характерна активность, волевая направленность и . В сатире смех всегда соседствует с негодованием и возмущением. Очень часто они выходят на первый план, оттесняя смешное. К авторам, пишущим в сатирическом жанре относят:

    1. Салтыкова-Щедрина.
    2. Свифта.
    3. Вальтера.
    4. Бомарше и др.

    Как научиться иронии?

    Умение умело жонглировать словами может пригодиться в жизни. Ведь ирония нужна для того, чтобы культурно «бодаться рогами» и не указывать на недостатки человека прямо, а тонко играя словами сохранить его и свое достоинство. При этом очень важно учитывать возраст аудитории, пол, менталитет, культурные традиции. Изящно играть словами можно научиться, если:

    1. Много читать, воспитывая в себе эстетический вкус. Выбирать для этого отечественную и зарубежную классику, которая поможет и мышление.
    2. Задающимся вопросом, как научиться сарказму и иронии, можно посоветовать учиться во всем видеть контраст. Необходимо говорить противоположное тому, что подразумевается. Высшая степень иронии – использование гиперболы, то есть преувеличения. Слово «качественный» заменить на «ширпотреб».
    3. Запоминать устойчивые выражения и вворачивать их в свою речь: «золотые руки», «семь пядей во лбу» и т.д.

    Ирония - что это такое? Наверное, все россияне в преддверии Нового года смотрят фильмы Эльдара Рязанова. И «Ирония судьбы» у многих один из самых любимых. Но мало кто задумывался над значением названия киноленты. Сегодня мы расскажем, что такое ирония и только ли у судьбы ее можно встретить.

    Определение

    Ирония - что это такое? В переводе с греческого языка это слово означает притворство. То есть человек в насмешливых выражениях приписывает объекту или предмету те качества, которыми он не обладает.

    Обычно ирония проявляется в словах похвалы. Кто из нас не слышал таких слов, сказанных близким человеком.

    Давайте разберем на примере. Ребенок разбил вазу, причем получилось у него это совершенно не нарочно, туда попал мяч. И мама понимает, что ругать ребенка бессмысленно. Ваза стояла на шкафу, и никто не мог предположить, что ребенок до нее докинет. В этой ситуации, кроме иронического: «ну ты и молодец», сказать просто нечего.

    Если дать широкое определение иронии, то можно ее охарактеризовать как остроумное замечание, сказанное к месту. Причем второй фактор играет немаловажную роль. Все люди задним числом умеют придумывать забавные ответы, но ведь ложка хороша именно к обеду.

    Какая бывает ирония?

    Чтобы сделать свою речь живой, люди часто прибегают к различным стилистическим приемам и используют различные обороты речи. Поэтому ирония делится на несколько подвидов.

    Первый из них - это скрытая или явная. Когда человек не хочет показать истинный объект насмешек, он его вуалирует. Такое зачастую распространено у юмористов, когда в своих сценках они затрагивают правительственный аппарат. То есть не совсем понятно, над кем именно они насмехаются.

    Явная ирония обращена к конкретной персоне или объекту. Чаще всего такой способ насмешек практикуется среди друзей.

    Второй вид иронии - добрая или язвительная. В первом варианте насмешка не несет никакого негативного смысла. Человек просто подмечает забавное стечение обстоятельств и не хочет обидеть своего оппонента.

    Наоборот, чтобы его поддержать, он пытается придать ситуации шутливый тон. Но нельзя считать легкой иронией язвительные заявления. Такая форма считается хоть и вполне приемлемой, но все же грубой и обидной.

    Примеры иронии

    Русские и зарубежные писатели частенько использовали в своих произведениях насмешливые заявления. Поэтому примеров иронии в классической литературе можно найти множество. Ей в совершенстве владел И. А. Крылов.

    В его баснях каждый персонаж имеет свой неповторимый образ и характер, и частенько подтрунивает над собеседником. Вот пример из всем известного произведения «Стрекоза и Муравей»: «Ты всё пела? Это — дело». Именно так подкалывает маленький трудяга свою прелестную нахлебницу, пытаясь до нее донести, что песни ее не прокормят.

    Другой пример можно взять из произведения А. С. Пушкина:

    «Тут был, однако, цвет столицы,

    И знать, и моды образцы,

    Везде встречаемые лицы,

    Необходимые глупцы».

    Что это такое - ирония Пушкина? Это замаскированная в стихи язвительная насмешка, которая разоблачает высший свет всего одним четверостишием.

    Синонимы

    Если вы хотите понять, что это такое ирония, то нужно узнать слова, которые близки к ней по значению. Синонимами к нашему термину будут: насмешка, издевка и сарказм. Все они хорошо объясняют концепцию термина. Правда, замечательно синонимы иронии работают только в команде. А вот по отдельности они объясняют суть хуже. Ведь ирония - это не насмешка и не издевка, это своеобразное поучение, которое человек делает своему оппоненту.

    Благодаря замечаниям, сказанным к месту, человек может исправить свой характер или же постарается быть более сдержанным, чтобы не попадать в комичные ситуации.

    А вот сарказм больше похож на синоним иронии. Ведь и то, и другое - выполняют одинаковую задачу, только средства у них разные. Сарказм - это просто язвительное замечание, а ирония - умышленное преувеличение.

    Люди, которые используют эти формы насмешек не только в адрес других, а и в свой, практически не уязвимы. Ведь как можно обижаться на человека, который смеется не только над вами, но и над собой?

    Кто становится объектом для иронии?

    Обычно насмехаются над двумя типами людей: теми, кто ничего не добился и теми, кто добился многого. Почему так происходит? Мало кто любят говорить о людях, которые попадают под определение среднестатистических.

    А вот те, кто достиг в жизни успеха, обычно подвергаются критике, сарказму и, конечно, иронии. Ведь тот путь, который человек прошел к успеху, часто чересчур тернист. А если этот человек знаменит, то за восхождением на Олимп часто вся страна смотрит по телевизору.

    Немудрено, что в период своих неудач, которые непременно бывают, человек становится объектом насмешек. Так уж любят люди в нашей стране посплетничать и позлословить.

    Но также предметом насмешек часто выступают люди, у которых вечно что-то не получается. За что бы они ни брались, у них вечно все падает из рук, да и сами они умеют поскальзываться на ровном месте. Такие неудачи комично выглядят в глазах окружающих.

    Что такое ироническое мировоззрение?

    Сегодня модно подкалывать друзей едкими замечаниями. Но это не у всех получается. Грань между иронией и обидным высказыванием очень тонка. Поэтому если вы не уверены в своих силах, то не выбирайте объектом насмешек близких людей.

    Но вот у некоторых персон получается иронизировать профессионально. Они это делают легко и непринужденно. Что это навык или талант? Скорее всего, человек обладает ироническим мировоззрением. Как же это понять?

    Такой человек не принимает проблемы и неудачи близко к сердцу и любит посмеяться как над своими, так и над чужими промахами.

    Определение иронии намного шире, чем просто поучительные насмешки. Люди, которые от природы одарены повышенным вниманием, умудряются подмечать забавные ситуации, на которые обычный человек не обратит внимание. Так и формируется ироническое мировоззрение. Но если вы им не обладаете, не переживайте, при должном внимании и усердии его все же можно выработать.

    Когда нужно использовать иронию?

    Чтобы человека считали весельчаком, а не язвой, он должен дозировать свои усмешки и поучения. Как говорится, не стоит метать бисер перед свиньями. Если вы точно уверены, что ваш собеседник иронии не оценит и не поймет, то зачем расточать на него свой творческий потенциал?

    Лучше использовать иронию дозировано, причем в компании хорошо знакомых друзей. Ведь одно дело, когда вы посмеетесь над другом, который упал в лужу, и совсем другое дело, когда в этой неловкой ситуации окажется абсолютно незнакомый человек.

    Вообще лучше всего иронию использовать в качестве подведения своей мысли или для того, чтобы разрядить чересчур напряженную обстановку. В первом случае вы покажете себя как умный и харизматичный человек, а во втором - как этакий весельчак, который может быть душой компании.