Споттинг — хобби для терпеливых. Фотосъемка авиации

25.09.2011 19303 Тематические статьи 0

Пленительный мир авиации манит и притягивает к себе миллионы людей по всему миру. Кто не мечтал в детстве стать летчиком, кто может остаться равнодушным при посещении авиашоу, когда на Ваших глазах многотонные машины грациозно вальсируют в небе, а песня реактивных двигателей заставляет содрогаться землю под ногами? Огромные пассажирские авиалайнеры и стремительные истребители, более смахивающие на этажерки старинные летательные аппараты и стрекозообразные вертолеты - на фотоснимке грациозные очертания стальной птицы подчеркнут ее изящность, красоту, динамичность.

В этой статье фотошколы мы рассмотрим технические вопросы авиафото. Поймать в объектив самолёт, только что мчавшийся по взлетно-посадочной полосе в момент его отрыва от земли, или проносящийся высоко в небесной синеве... Это - мир, где все решают секунды. Остановить мгновение, запечатлеть на фотографии объект, движущийся с такой скоростью, что за его перемещением не успевает человеческий глаз - в этом изюминка авиационной фотографии, особое удовольствие от процесса подобной фотосъёмки.

Далее будут рассмотрены особенности фотосъемки, как за пределами территории аэропорта, так и непосредственно на летном поле. Возможность оказаться в самом центре событий представляется во время авиасалонов или дней открытых дверей на военных авиабазах, а также на официальных фотосессиях (плэйн-споттингах) в гражданских аэропортах. Однако, особо хочется отметить, что находясь на территории аэродрома, в погоне за красивым кадром, эффектным ракурсом никогда не следует забывать о собственной безопасности и безопасности экипажа и пассажиров воздушного судна. Никогда не следует находиться на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках непосредственно на траектории движения самолета.

Вам понадобятся:

Фотокамера
Для съемки самолетов в воздухе предпочтительнее фотокамера с высокой скоростью серийной съемки (далее будет рассмотрено, в каких случаях это потребуется).

Объектив
Оптимально использовать светосильный телеобъектив. При этом, объектив с фиксированным фокусным расстоянием, конечно, позволит вам получить бескомпромиссные по качеству изображения снимки, однако, в большинстве случаев при съемке зум-объективом, вы будете все же иметь большую свободу выбора ракурса и как следствие, получите больше разнообразных по сюжету фотографий. Например, на авиашоу, во время выполнения демонстрационных полетов в пределах пилотажной зоны, расположенной на безопасном расстоянии от зрителей, с широким диапазоном высот и скоростей, расстояние до объекта съемки будет постоянно изменяться и поэтому использование объектива с переменным фокусным расстоянием будет предпочтительнее. Использование же объектива с фиксированным фокусным расстоянием может быть оправданным, например, при съемке за пределами гражданского аэропорта заходящих на посадку один за другим, по одной и той же траектории, рейсовых пассажирских самолетов.

При съемке статической экспозиции на авиасалоне или самолетов на стоянках в аэропорту используйте широкоугольный объектив. Пока самолет на земле, можно неторопливо выстроить кадр, обратить внимание на детали, подождать красивого света, рассветного или закатного, например. Выбрать наиболее выгодный ракурс, низкую или высокую точку съемки.

Также при съемке на территории аэропорта может быть оправдано использование двух фотокамер, на одной из которых будет установлен широкоугольный объектив, а на другой телеобъектив (одна камера для самолетов на статической экспозиции и на рулении или буксировке в непосредственной близости от Вас, вторая - для самолетов в воздухе, и находящихся на большом расстоянии на стоянках).

Техника съемки

1. Съемка с проводкой
Движущийся по полосе самолет смотрится эффектнее, если фотография передает скорость его движения. Готовая оторваться от земли машина с уже поднятой передней стойкой шасси, или мгновение назад коснувшаяся земли, или проходящая в полуметре над полосой до или после касания - все эти сюжеты получатся одинаково красивыми при съемке с проводкой.
Соответственно, Вам необходимо располагаться как можно ближе к точке отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы или к точке касания. Угадать эти точки заранее со стопроцентной уверенностью невозможно, однако общие закономерности позволят свести вероятность занять неправильную позицию к минимуму.

При выборе точки съёмки важно учесть не только положение солнца, но и направление ветра. Взлёт и посадка обычно осуществляются против ветра, но на крупных авиашоу, где в кабинах самолетов сидят, как правило, летчики-испытатели ведущих конструкторских бюро, взлетать и садиться могут и по ветру.
Длина разбега (и, как следствие, точка отрыва) зависит, кроме направления и скорости ветра, еще и от веса взлетающего самолета и мощности его двигателей. Так же учитывайте технику взлета- например, отечественные самолеты, как правило, отрываются от земли позже своих западных аналогов. Вес взлетающего самолета будет тем больше, чем дальше ему предстоит лететь (из-за веса топлива на борту). При съемке в гражданском аэропорту, заранее изучив расписание, можно узнать, куда отправляется тот или иной самолет.

2. Короткие выдержки.
К сожалению, получение резкого качественного кадра при съемке с проводкой, гарантировано на сто процентов далеко не всегда и поэтому, если, например, на авиашоу Вам представилась возможность снять единственный полет уникальной машины, будьте готовы к тому, что, возможно, снимок получится неудачным. Съемка на короткой выдержке даст более предсказуемый результат (но и тут Вы, конечно, не застрахованы от неудачи на сто процентов).
Чтобы исключить смазывание изображения, снимайте с выдержкой, значение которой будет меньше обратной пропорции фокусного расстояния объектива. Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 500 мм, не устанавливайте выдержку длиннее 1/500. Использование штатива при съемке полетов неприемлемо, однако, можно попробовать использовать монопод.

3. О ракурсах и сюжетах

Избегайте снимать самолеты в воздухе (в первую очередь пассажирские авиалайнеры) в профиль. Тонкий и длинный силуэт разрежет кадр пополам, оставит много незаполненного пространства (такой ракурс на слэнге авиафотографов называется «боковик» или «батон»). Не «пеките батоны», смотреть их зрителю быстро наскучит, но в то же время помните, что именно такая фотография лучше всего демонстрирует ливрею (раскраску) авиалайнера. Снимайте в таком ракурсе только самолеты в самых красивых и необычных ливреях.
Или снимайте «боковики» самолетов на земле. Попавшие в кадр наземные объекты, заполнят пустое пространство, сделают кадр плотнее (например, сделанные с проводкой фотографии самолета на полосе тоже можно назвать «боковиками»).
Однако если ливрея самолета не представляет экстра интереса, лучше снять самолет на земле в 3/4, в таком ракурсе он будет смотреться еще эффектнее.

Можно поэкспериментировать, попробуйте снять самолет в 3/4 не только спереди, но и с хвоста, с низкой или с высокой точки съемки. Но помните при этом, что длинное тонкое крыло превратиться на снимке в узкую полоску, и если оно будет присутствовать в кадре целиком, оставит, таким образом, также много незаполненного пространства. Кроме того, постарайтесь никогда не размещать крыло на уровне горизонта.

Чтобы сделать кадр с самолетом в воздухе более плотным, максимально заполнить пустое пространство снимка, снимайте самолет на вираже. Причем вираж должен выполняться на фотографа - чтобы самолет показал ему, освещенную солнцем верхнюю плоскость. Иначе на снимке будет «пузо». Хуже «боковика» может быть только снимок с «пуза». С этого ракурса практически любой самолет выглядит некрасиво. К тому же, «пузо» практически никогда не будет освещено солнцем, хотя исключения тоже бывают - например, зимой солнечный свет, отраженный от снега, нижнюю часть самолета все же подсветит, а прямой солнечный свет может попасть на «пузо» взлетающего авиалайнера на рассвете или перед закатом, когда солнце невысоко над горизонтом, а самолет набирает высоту с большим тангажом (высоко «задрав нос»). В отличии от «пуза» пассажирских авиалайнеров, «пузо» истребителя или спортивного поршневого самолета может оказаться на солнце во время выполнения фигуры высшего пилотажа «бочка» (когда самолет летит «вниз головой»). Как правило, эта фигура высшего пилотажа выполняется с убранным шасси, тем необычнее и интереснее будет смотреться на фотографии самолет, «пузо» которого окажется на солнце, а «спинка», наоборот, в тени во время выполнения бочки с выпущенным шасси.

Выбирая позицию для съемки вблизи аэродрома (вне его территории), в случае если Вам доступны только точки за обеими торцами полосы, позволяющие делать только фотографии самолета, находящегося в воздухе, предпочтительнее будет «посадочный торец». Взлетевший самолет пройдет над Вами на большей высоте, чем садящийся. К тому же, взлетевший самолет к моменту прохода торца полосы, скорее всего, уже успеет убрать шасси, в то время как садящийся предстанет перед Вами во всей красе в посадочной конфигурации - с выпущенными на максимальный угол закрылками и шасси, с включенными фарами.

Экспериментируйте, попробуйте включить в композицию окружающий пейзаж, солнце, облака, тени на облаках, дымы, тепловые ловушки в момент их отстрела (салют). Особенно красив момент синхронного отстрела ловушек несколькими самолетами в составе пилотажной группы, например, во время роспуска, или при выполнении одним из них (соло) высшего пилотажа.
Однако, помните, что общепринятые в художественной фотографии законы композиции в авиафото не действуют (включая правило третей и золотого сечения).

Поскольку Вашему зрителю интересно в первую очередь видеть на фотографии именно самолет, а не окружающий его пейзаж или небо, снимайте самолет крупно, стараясь заполнить им весь кадр, располагая его посередине фотографии. Авиафото - это, в какой-то мере, та же предметная фотография или макро. Как правило, облакам, теням и дымам основной роли на снимке не отводится.
Уделите внимание реактивной струе от двигателя. Особенно эффектно она будет смотреться на фоне наземных объектов, но если их в кадре нет, можно оживить снимок и реактивной струей просто на фоне облаков. Ищите ракурс, при котором в реактивной струе одного самолета (за ней) окажется другой самолет. Например, при съемке на перроне. Или при съемке парных посадок. Или при съемке вблизи аэропорта с интенсивным трафиком, когда второй самолет в воздухе в кадр попадает случайно. Помните, что наличие в кадре второго самолета всегда оживляет снимок.

Но и не забывайте о том, что «размытый» самолет - это, брак, неудачный кадр. Будь то самолет, оказавшийся в реактивной струе двигателя другого борта или его работающей ВСУ - вспомогательной силовой установки, в мареве, поднимающемся от бетона полосы в жаркий день, или в дрожащем теплом воздухе за окном. Помните, что снимая зимой из теплого помещения через открытое окно (например, из номера приаэродромной гостиницы с видом на летное поле), вы тоже можете столкнуться с дрожащей «стеной» теплого воздуха за открытым окном.

При съемке самолета обращайте внимание на стоящие с ним по соседству другие борта, не запущена ли на них ВСУ. Теплый воздух не всегда заметен глазу, ориентируйтесь по звуку работающей ВСУ. При съемке у полосы в жаркий день, снимать получится только самолеты, находящиеся над полосой на определенной высоте (где марева уже не будет).

Попробуйте запечатлеть на фотографии срывы воздушного потока. Они возникают при сочетании определенных значений влажности воздуха, его температуры и углов атаки, с которыми пилотируется самолет. Общая закономерность - чем выше влажность воздуха, тем больше эффект. Соответственно, идеальные условия для съемки - солнце, только-только вышедшее после грозы. Влажность воздуха в этот момент еще высокая, но и солнечный свет уже есть.

Также, появившееся непосредственно после грозы солнце, дает Вам возможность снять всю красоту взлетов и посадок на мокрую полосу, особенно эффектен будет процесс включения реверса на пробеге (особый режим работы двигателя, при котором тяга двигателя направляется в обратную сторону, используется при торможении после посадки).

Можно попробовать снимать не только после дождя, но и непосредственно в дождь, туман или снег. Брызги за самолетом или поднятая им снежная пыль могут немного оживить скучный кадр. Но помните, что солнечного света в таких условиях будет не хватать, и самолет на снимке окажется серым, неконтрастным.

Попробуйте запечатлеть срыв с лопастей винта турбовинтового самолета или вертолета. Общие закономерности возникновения этого явления такие же, как описано выше. Также, сделать снимок более выразительным могут помочь пыль или снег, поднимаемые вертолетами при взлете и посадке, брызги за взлетающим с воды или садящемся на воду гидросамолетом.

Снимайте турбовинтовые самолёты на длинной выдержке, чтобы их винты сливались в замкнутый круг. Во многом всё зависит от скорости вращения и количества лопастей. Но подобные кадры получится снять, скорее всего, только когда самолет неподвижен или на рулении.

Самое сложное в авиационной фотографии - это встречный пилотаж, когда многотонные машины стремительно несутся навстречу друг другу. Мгновение, еще мгновение … и … самолеты разошлись в разные стороны. Скорость одного из них относительно другого при этом могла достигать 1500 км/ч и выше. Здесь, как нигде больше, пригодится высокая скорость серийной съемки. Однако никакая, даже самая современная и скоростная камера не позволит сделать серию кадров, в которой гарантированно будет идеальный снимок. Везение при съемке встречного пилотажа Вам потребуется как никогда, но определенная техника получения удачных фотографий поможет приблизиться к конечному результату. Выберите самолет, который в момент пересечения курсов будет к Вам ближе. Это не так просто как кажется, Ваш глазомер может Вас обмануть, остается опять надеяться на удачу. Ведите выбранный самолет в видоискателе, и старайтесь при этом не упускать из вида вторую машину, идущую ему навстречу. В момент пересечения траекторий полета (или за мгновение до него, если у Вас получится) нажимайте на спуск, заранее установив режим серийной съемки. Выберите из полученной серии удачный кадр (в случае его наличия). Других советов, к сожалению, не существует. Но вероятность получить хороший снимок все же не так мала, как может показаться на первый взгляд.

В заключение хочется отметить, что авиационная фотография не ограничивается вышеописанными сюжетами и приёмами съемки. Продолжайте экспериментировать, ищите новизну.

Попробуйте себя в «авиамакро» (снимайте крупным планом стойки шасси, турбины или винты двигателей, сопло ВСУ, винглеты на крыльях и т.д.) или «интерьерной съемке» (обыграйте в кадре ряды разноцветных кресел в пассажирском салоне авиалайнера или неповторимое сочетание стрелок, индикаторов и ламп на приборной доске в кабине пилота, роскошь салонов самолетов бизнес-авиации и просторные грузовые кабины военно-транспортных самолетов-гигантов).

Помните также об юридических аспектах подобной фотосъемки. Например, некоторые авиакомпании запрещают фотографировать в салоне своих самолетов. Несанкционированно фотографировать в непосредственной близости от аэродромов разрешено тоже не во всех странах мира. Будьте готовы к общению с представителями САБ - службы авиационной безопасности.

Фото Дм. Маркелов, МАКС-2009

Сегодня мы поговорим о том, как фотографировать самолёты, а не только наблюдать за ними (о наблюдении-споттинге мы уже писали ). Для этого порой достаточно просто поднять голову вверх и посмотреть на небо. Или отправиться в отпуск на борту авиалайнера, предварительно поснимав его с самых выгодных ракурсов на перроне. Или посетить авиасалон МАКС, где будет прорва разных самолётов - боевых, грузовых и гражданских - рай для авиагурмана.

О том, где и как снимать самолёты нам расскажет Артём Каширин - создатель инстаграм-аккаунта @artemairplane .

Всем привет, зовут меня Артём, можно просто Тёма. Я работаю в месте, никак не связанном с авиацией, а увлёкся споттингом только в 30 лет. До этого я лишь заворожённо смотрел на небо, на самолёты, на пилотов и бортпроводниц, на всю эту, любимую мной, суету аэропорта. Сегодня же, спустя несколько лет, моё хобби сделало меня, без ложной скромности, одним из самых популярных споттеров в нашей стране. А это значит, что места в бизнес-классе мне заказаны, а улыбки и обнимашки от стюардесс входят в мой обязательный райдер. Шучу, конечно. Я просто стал чаще летать, кататься на официальные споттинги, авиашоу и особые показы, куда попадают только избранные журналисты и блогеры.

Вообще, слово «споттинг» произошло от английского spot - «опознать», «увидеть». Это вид увлечения, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведении их учёта. Сначала за стальными птицами наблюдали с помощью биноклей и подзорных труб, затем пришло время фотоаппаратов. И сегодня споттинг - это ещё и съёмка самолётов.

Итак, чуть больше четырёх лет назад я был просто человеком, влюблённым в небо, путешествия и авиацию, видевшим самолёты два-три раза в год. Но однажды я купил себе фотоаппарат. Выбирая между разными фотобрендами, я остановился на Canon 600D в комплекте с объективом Canon 18-135mm. При этом я просто собирался фотографировать на отдыхе, в отпуске, в семейных путешествиях. Потом я установил на смартфон набиравшее популярность приложение FlightRadar24. Оно позволяет увидеть, что летает вокруг тебя в небе на разных эшелонах. Пользоваться им крайне просто: увидел самолёт, включил приложение и через несколько секунд ты знаешь, что это за модель авиалайнера, в какой он ливрее, откуда и куда летит, на какой высоте.

Ливрея - цветовая схема покраски воздушных судов, призванная выделить гражданское судно или сделать военный самолёт менее заметным. Ливреи бывают уникальными, иногда самолёт перекрашивается к определённой знаменательной дате или событию.

Вот тогда я осознал, что можно не только наблюдать за самолётами из терминала во время путешествий, но и самому ездить туда, где стальные птицы очень близко, где можно их видеть хоть целый день, да ещё и фотографировать.

Я хорошо помню, что 22 августа 2013 года я впервые собрался на свой личный споттинг в аэропорт Домодедово. Я ещё не знал ни точек, ни что такое глиссада, я ничего не знал, у меня было только одно желание - увидеть самолёты ближе. Кое-как я припарковался в окрестностях аэропорта, взял фотоаппарат в руки, посмотрел во Flightradar 24, убедился, что именно в этом месте взлетает самолёт и застыл…

И вот он! Эти эмоции я не забуду никогда. Красивый белый самолёт Boeing 777-200 Transaero Airlines с большой скоростью словно вынырнул из-за забора, и я его сфотографировал. Да, в режиме «автомат», но я это сделал! Кстати, самое первое в моей жизни фото самолёта, сделанное на зеркальный фотоаппарат Canon 600D, я выложил в Instagram и до сих пор не стирал его и не сотру.

После этого я влюбился в споттинг, в наблюдение за самолетами, в романтичный мир авиации.

Вернувшись счастливым домой, я понял, что хочу ещё! Но теперь к этому вопросу я подошёл более разумно. В социальной сети начали появляться знакомые по «небесному» хобби. Они рассказали, где, как и куда можно проехать или пройти для наблюдения за самолётами с близкого расстояния, под глиссадой или около.

Глиссада - траектория взлёта или снижения самолёта, в том числе непосредственно перед посадкой.

Вот на этой-то глиссаде я и начал учиться фотографировать. Сначала выходило коряво, а потом всё лучше и лучше.

Для споттинга под глиссадой или около неё на начальном этапе вполне достаточно любительской зеркалки с китовым объективом 18-135 мм. Такой комплект позволяет приобрести первые навыки фотографирования самолётов, при этом фото выходят резкими, красивыми, достаточно яркими. Да, учиться фотографировать самолёты с бюджетной техникой чуть тяжелее, но потом, при необходимости, это помогает быстро освоить технику более высокого класса.

Итак, для начала наблюдений за самолётами я советую иметь программу Flightradar24, фотоаппарат класса Canon EOS 800D, продвинутый китовый объектив типа EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM (если есть возможность - зум с фокусным расстоянием 70-300мм) и бинокль уровня Canon 10х30 IS II . Многие берут и рацию, но мне её заменяет приложение Live ATC. Плюс терпение и желание учиться - вот прекрасный набор споттера, который не один год будет Вас радовать и долго не заставит тратить деньги на что-то большее.

Настала пора поговорить об авиационной фотографии. Мир авиации не может оставить равнодушным никого. Многие в детстве мечтали стать пилотами и управлять огромной металлической машиной на высоте в несколько десятков тысяч метров. Остальные просто завороженно наблюдают за стальными птицами, с громовым ревом разрезающими воздух на авиашоу. Мир самолетов очень разнообразен, он включает в себя как гигантские пассажирские авиалайнеры и современнейшие стремительные истребители, так и похожие на стрекозу вертолеты и ретро-самолеты. На фотоснимках все перечисленные самолеты выглядят весьма впечатляюще, а их обтекаемые формы лишь добавляют стремительности, динамичности и особой грации.

Что же такое авиафото? Это настоящее искусство, где все решают доли секунд. Не так легко поймать в объектив огромную махину, только что скользившую по полотну взлетной полосы в момент отрыва от земли, или же запечатлеть самолет, проносящийся мимо на скорости, превышающей скорость реакции человеческого взгляда. В этом искусстве поймать момент и состоит изюминка авиационной фотосъемки.

Ниже будут описаны особенности авиафотосъемки как за пределами аэропортов, так и непосредственно в гуще событий. Шанс оказаться в непосредственной близости предоставляется во время проведения различных авиасалонов, таких как МАКС, во время дней открытых дверей на военных авиабазах, или официальных фотосессий гражданской авиации. Важно помнить о том, что не следует пренебрегать как собственной, так и безопасностью пилотов воздушных судов. Никогда не стоит, гонясь за хорошим кадром, выбегать на взлетно-посадочную полосу перед движущимся самолетом, где находится команда и пассажиры.

Приемы фотосъёмки:

  1. Фотосъемка с проводкой
  2. Короткая выдержка
  3. Коротко об удачных сюжетах и ракурсах

Что необходимо

Камера, обладающая высокой скоростью серийной съемки.

Объектив лучше всего подойдет светосильный. Что касается фокусного расстояния, то, если придраться к качеству фото объектива с фиксированным фокусным расстоянием невозможно при съемке заходящих на посадку по одной траектории самолетов за пределами аэропорта, то, снимая самолеты на авиашоу, где те выполняют сложные трюки на разной высоте и удалении от фотографа, нельзя обойтись без зум-объектива. Если Вы планируете снимать статическую композицию на выставках, или днях открытых дверей, запаситесь широкоугольным объективом, ведь Вам представится возможность придирчиво выбрать ракурс, свет и пр. Возможно, будет не лишним захватить вторую камеру с телеобъективом, для съемок самолетов, размещенных на стоянке вдали от фотографа.

Техника съемки

1. Съемка с проводкой

Самые эффектные снимки получаются при съемке того момента, когда самолет только отрывает шасси от земли, или же чуть задирает нос после касания взлетной полосы. Для успешного кадра фотограф должен занять позицию наиболее близкую к точке взлета или первого касания самолетом земли. Разумеется, угадать ее невозможно, однако есть небольшие хитрости, которые помогут выбрать правильное место.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 195mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/160

Для начала, небольшой ликбез. Взлет и посадка самолетов чаще всего производятся против ветра, за исключением авиашоу, где летчики-асы могут сделать это и по ветру. Длина разбега самолета, как и местоположение точки его отрыва, помимо скорости и направления ветра зависят и от массы самолета и мощности двигателя. Как правило, отечественные судна взлетают позже зарубежных аналогов. Вес самолета напрямую зависит от дальности рейса, ведь чем дальше лететь, тем больше топлива необходимо для его выполнения. А потому не лишним будет изучить расписание рейсов в аэропорте.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 195mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/250

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 320mm

Диафрагма F8

Выдержка 1/640

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 195mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

2. Короткие выдержки.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 370mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/800

Фото с проводкой, к сожалению, не может гарантировать четкого и хорошего снимка, а потому, снимая на авиашоу какой-то уникальный самолет, совершающий лишь один полет, стоит свести риски неудачного кадра к минимуму. Для этого стоит использовать короткую выдержку. В целях исключения смазывания изображения снимать нужно с выдержкой, не превышающей обратное значение фокусного расстояния. Т.е., если у фокусное расстояние 500мм, нельзя использовать выдержку более 1/500. Снимок, возможно, будет лучше, если снимать с монопода.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 370mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/500

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

3. Ракурс и сюжет

Несколько советов о том, чего следует избегать в авиафотосъемке. Прежде всего, нужно избегать кадров с находящимися в воздухе самолетами в профиль. Такое положение машины разрежет кадр пополам. Исключением может стать самолет с необычной и яркой ливреей, или же стоящий на земле самолет, где наземные объекты сделают кадр плотнее, заполнив пустоту.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/500

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 270mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/500

В других случаях самым выгодным положением станет самолет, повернутый в 3/4 с головы или хвоста судна. Не стоит размещать крыло на уровне горизонта, чтобы избежать, опять же, разрезания фото пополам, ведь крыло превращается в тонкую полоску, если расположить его параллельно земле.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 72mm

Диафрагма F13

Выдержка 1/200

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 72mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Отличные кадры выходят, если снимать самолет во время выполнения воздушных фигур, или при заходе на вираж, это придает снимку плотность. Важно помнить, что вираж должен выполняться «на фотографа», т.е. машина должна быть повернута к нему верхней освещенной плоскостью. В противном случае абсолютно все самолеты выглядят непрезентабельно, а на фото появляется «пузо». Хотя «пузо» практически не бывает освещено солнцем, во время съемки зимой отраженный свет все же может подсветить его. Также прямой солнечный свет может осветить низ самолета на закате или восходе, когда пассажирский лайнер взлетает, высоко задрав нос. Другое дело с истребителями, ведь их «пузо» может легко быть подсвечено при выполнении фигур высшего пилотажа, таких как бочка. Кадр с бочкой будет интереснее еще и тем, что такие трюки исполняют с убранным шасси.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/400

Если Вам доступны лишь местоположение за торцами взлетно-посадочной полосы, то всегда отдавайте предпочтения «посадочному» торцу, именно там самолет предстанет перед Вами во всей красе, с выпущенным для приземления шасси и на меньшей, чем при взлете, высоте. Можно поэкспериментировать, включая в композицию снимка интересные облака или окружающий пейзаж.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 370 mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/400

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 31mm

Диафрагма F8

Выдержка 1/500

Здорово поймать момент отстрела тепловых ловушек, особенно несколькими самолетами, как это бывает в пилотажной группе истребителей. Просто потрясающий кадр получается, когда отстрел происходит в колоколе, с зависшим в наивысшей точке фигуры самолетом.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F8

Выдержка 1/250

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 116mm

Диафрагма F9

Выдержка 0,8 сек

Помните о том, что в авиационном фото не работают принятые законы композиции (правило золотого сечения и третей).

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420 mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Авиафото - это что-то вроде предметной или макросъемки. Ведь зрителю интересен именно сам самолет, который следует снимать крупно, а не окружающие его облака и небо.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 230mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/320

Можно поиграть с реактивной струей двигателя, особенно на фоне наземных объектов или облаков. При съемке парных посадок самолет, размещенный за реактивной струей другого, сделает кадр весьма интересным, хотя в обычных условиях размытый самолет - это брак. Столкнуться с размытостью можно и снимая из теплого помещения через открытое окно. Примером может служить съемка из окна приаэродромной гостиницы, когда фото испортит дрожащая стена теплого воздуха за окном.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Следует следить за ВСУ самолетов, ориентируясь чаще на звук работающего самолета, ведь реактивная струя не всегда сразу заметна глазу. Тепловая полоса от разогретого асфальта взлетно-посадочного полотна также может испортить фото. Чтобы избежать этого, нужно снимать на определенной высоте, где марева уже не будет.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 116mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/500

Необычные кадры получаются в момент срыва воздушного потока, что происходит строго при определенных сочетаниях влажности воздуха, угла атаки самолета и температуры. Наиболее высокие шансы поймать такой момент - солнце, едва вышедшее после грозы.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 270mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/800

Такие условия также позволят запечатлеть всю красоту приземления на мокрую полосу, или эффект реверса (обратная работа двигателя, используемая при торможении).

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/1000

Можно поснимать и во время дождя или тумана и снега. Конечно, света будет мало, но брызги от взлетающего самолета оживят кадр, как и брызги взлетающего или садящегося гидросамолета, или срыв лопастей винта вертолета или турбовинтового самолета в момент взлета.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 230mm

Диафрагма F11

Выдержка 1/800

При съемке групповых пилотажных программ будет неплохо поприсутствовать на репетиции, чтобы заранее наметить зрелищные моменты и подготовиться. Участие в репетиции может отчасти заменить собственный опыт, однако необходимо научиться предугадывать поведение и траекторию самолета, что невозможно без предварительного наблюдения и анализа их движения.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Во время совместных трюков снимайте несколько самолетов в одной плоскости. Используйте телеобъектив для сжатия перспективы.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420 mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Снимая турбовинтовые самолеты. Задействуйте длительную выдержку, чтобы лопасти образовали единый круг. Это возможно зачастую лишь на рулении судна на стоянке.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Хорошо снимать из точек над самолетом, когда он на взлете. Это обычно выходит на горных аэродромах.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Самое сложное - снять самолеты во время встречного пилотажа, когда скорость сближающихся машин относительно друг друга может достигать 1500 км/ч. Здесь и потребуется высокая скорость серийной съемки, которая, однако, не гарантирует удачного кадра. Главную роль в таком случае играет везение и интуиция фотографа. Единственный совет для получения удачного кадра: выдрать ближайший к Вам самолет и вести его в видоискателе, параллельно не спуская глаз со второй машины. В момент или за миллисекунда до пересечения их траекторий следует нажать на кнопку спуска затвора. Если повезет, из серии выбрать удачный кадр и работать с ним.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Авиафото не стоит на месте. Развивайтесь, экспериментируйте, ищите новые удачные положения. Поиграйте с интерьером салона самолета, поймает необычный пейзаж из иллюминатора, попробуйте себя в авиа-макро, снимая крупным планом детали самолета, показавшиеся Вам интересными. Снимая интерьеры, будьте готовы к встрече с САБ - службой авиационной безопасности.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 370mm

Диафрагма F13

Выдержка 1/640

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F8

Выдержка 1/800

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/400

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/1000

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 320mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/1000

Фотокамера Nikon D

Фокусное расстояние 370mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/250

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 270mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/400

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 500mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/1600

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 500mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 195mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/200

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 320mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/1000

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/400

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 85mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 24mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 24mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

На основе материалов с сайта:

Свою первую статью на этом ресурсе я решил посветить одному из моих увлечений, а именно споттингу.

Споттинг достаточно новое явление для России, хотя своими корнями он уходит в историю холодной войны. В это время появилось такое… занятие, смотреть, а что же собственно пролетает у тебя над головой? Для этого использовались нехитрые инструменты, подзорная труба или телескоп, блокнот и ручка, для записи бортовых номеров самолётов, которые удалось увидеть. Сейчас же споттинг в основном ассоциируется с фотографированием самолётов, что является делом достаточно не простым. Потому что времени, чтобы сфотографировать самолёт не так уже и много, это или заход на посадку, когда он уже летит не очень высоко, или же взлёт и набор высоты. Фотографии стоящих на перроне аэропорта самолётов дело тоже достаточно интересное, но для этого требуется, чтобы этот самый перрон (стоянка для самолётов в аэропорту) был хорошо обозреваем. Конечно, можно снять и пролетающий над головой самолёт, но это требует ещё больших вложений, чем обычный споттинг, а не так называемый RNAW-spotting, фотографирование пролетающего на эшелоне самолёта.

Сейчас споттинг можно условно разделить на два вида, первый это так называемый подзаборинг, второй это официальный споттинг проводимый в том или ином аэропорту, в том числе и авиашоу, дни открытых дверей проходящие как в аэропортах, так и на авиабазах.

Подзаборинг – это вид споттинга, когда авиафотограф (споттер) приезжает к ближайшему аэропорту и фотографирует прилетающие и улетающие самолёты. Для этого требуется хороший фотоаппарат и хороший телеобъектив, снимать, как правило, приходиться с достаточно больших дистанций, и свою цель желательно максимально приблизить, кроме того желательно иметь с собой телефон, а лучше планшет, для того чтобы иметь информацию, о том что происходит в небе. В идеальном варианте – иметь при себе радиосканер, для прослушивания переговоров лётчиков и диспетчеров. Сейчас есть множество сайтов, которые позволяют отслеживать в реальном времени положение того или иного гражданского воздушного судна.

Официальные споттинги проходят на территории аэропортов. Доступ на территорию может быть как открытым, так и по предварительной регистрации. Эти события проходят достаточно часто, как правило, летом, в общем-то набор оборудования является таким же, как и при подзаборинге, просто у участников значительно лучшие условия съёмки.

Но также следует помнить, что фотографирование самолётов является лишь частью споттинга, кроме того, споттинг подразумевает ведение реестров и отслеживание самолётов в реальном времени.

Ему захотелось узнать что нибудь "интересного про споттинг". Я вообще это слово услышал наверное меньше года назад. Сначала не понял что это такое в принципе. Потом кратенько узнал суть, но все равно не понял, почему фотографировать цветочки называется "фотографировать цветочки ", а фотографировать самолеты называется "споттинг ". Но давайте может сейчас мы вместе с вами это и поймем.

Споттинг - это популярное сегодня увлечение, которое заключается в фотографировании летательных аппаратов и ведении своеобразного реестра самолетов. Захватывающий мир авиации пленяет многих людей, ведь полеты
стремительных истребителей или огромных пассажирских авиалайнеров по-настоящему завораживают и вызывают множество самых невероятных эмоций. Запечатлеть грациозный полет многотонных машин - это настоящая
находка для фотографа. Качественная авиационная фотография позволяет подчеркнуть динамичность, изящность и красоту различных летательных аппаратов, которые устремляются в небо на заоблачную высоту.

Споттинг от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»

Главное для плейн споттера определить что за самолет, его бортовой номер, серийный номер, все это конечно сопровождается фотографированием для наглядности. Местом съемки служит аэропорт или мелкий аэродром. При самом распространенном виде съемки — садящихся самолетов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы. Для качественного фотографирования движущихся с большой скоростью (до 300 км/ч) объектов необходим большой опыт, поэтому споттеры занимаются любимым делом как можно чаще. Многие отправляются в другие города, чтобы снимать в местном аэропорту.

Поклонников такого увлечения принято называть споттерами. Они занимаются тем, что в свое свободное время пытаются сфотографировать самолеты и другие летательные аппараты с близкого расстояния. Возможность для такой
фотосъемки представляется нечасто, ведь многие аэропорты являются стратегическими объектами и получить разрешение на ведение съемки непосредственно с летного поля очень не просто. Споттерам зачастую приходится довольствоваться фотосъемкой из-за пределов территории аэропорта. Наилучшие же возможности для съемки предоставляются обычно во
время проведения авиасалонов и авиационных шоу, на дне открытых дверей на базах Военно-воздушных сил. Кроме того, в некоторых аэропортах, например, в московском аэропорту Домодедово, существует практика организации официальных фотосессий, благодаря которой споттеры и любители авиации получают шанс запечатлеть на снимках пассажирские
авиалайнеры и другие самолеты. Сам же процесс авиационной фотосъемки требует от фотографа определенных знаний и навыков. Запечатлеть на фотографии объект, который проносится в небесной синеве с огромной скоростью или движется по взлетно-посадочной полосе, — задача непростая.

Для получения красивого и запоминающего кадра здесь важно правильно оценить момент и спустить затвор фотоаппарата в нужную долю секунды. В этом и состоит прелесть авиационной фотографии.

Некоторые вводят в заблуждение, говоря что плейн споттинг это фотографирование самолетов, это далеко не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.


Основная сложность авиационной фотографии - это, конечно, съемки самолетов и других летательных аппаратов в воздухе. Трудность заключается в том, что расстояние до объекта съемки будет постоянно меняться в силу высокой скорости и широкого диапазона высот, на которых летит самолет. Поэтому для ведения подобной съемки лучше всего
использовать фотокамеру с высокой скоростью серийной съемки, оснащенную светосильным телеобъективом. Это позволит получить качественные фотографии авиационной техники в полете и реализовать множество самых
разнообразных сюжетов. При съемке самолетов, находящихся в статичном положении на территории аэропорта, рекомендуется применять широкоугольный объектив, дающий возможность неторопливо выстроить кадр и запечатлеть самые интересные детали объекта.

Для съемки летательных аппаратов непосредственно во время их полета используется техника съемки с проводкой, которая применяется во многих видах фотографии, где требуется запечатлеть на пленке быстро движущиеся
объекты. Ведь фотография должна передавать движение и динамичность самолета, отрывающегося от взлетно-посадочной полосы или стремительно летящего по небу. Для съемки с проводкой необходимо правильно выбрать точку съемки исходя из предполагаемого движения самолета, положения солнца и направления ветра. Надо отметить, что угадать наиболее выгодную точку съемки практически невозможно, однако, опыт и общие закономерности движения летательного аппарата должны подсказать фотографу оптимальное решение.

При съемке самолета, который скоро наберет ход и оторвется от земли, лучше всего занять позицию как можно ближе к предполагаемой точке его отрыва от взлетно-посадочной полосы. Точка отрыва самолета зависит от его веса, мощности двигателей, направления и скорости ветра. Поэтому правильный выбор наиболее выгодной точки съемки в большинстве случаев определяется опытом фотографа и его знаниями авиационной техники.


Для съемки самолетов и других летательных аппаратов обычно применяют короткие выдержки, однако, порой это влечет за собой непредсказуемые результаты в виде смазанных изображений. Даже у опытных споттеров иногда
получаются неудачные снимки, поэтому нужно быть готовым к этому. Поскольку для споттинга главный объект съемки - это непосредственно сам летательный аппарат, снимать его необходимо крупным планом. В этом смысле споттинг чем-то похож на макрофотографию.

Самолет должен быть снят крупно и располагаться посередине фотографии. Тем не менее, авиационная фотография оставляет широкое поле для экспериментов, нахождения интересных сюжетов и ракурсов. В кадр могут попасть облака, тени, солнце, дым от ревущих двигателей самолета, тепловые ловушки в момент их отстрела, срывы воздушного потока и другие детали, которые позволят создать цельную и гармоничную картину. Если имеется такая возможность, то лучше всего внимательно изучить программу выступления пилотажных групп на авиашоу заранее или последить некоторое время за взлетающими и приземляющимися самолетами в аэропорту. Это позволит определить выигрышные ракурсы и, в конечном счете, получить фотографии, которые будут смотреться наиболее эффектно и интересно.

Успех в споттинге зависит от самого фотографа, его способности следить за «поведением» самолетов, изучать особенности движения авиационной техники. Только такой опыт позволит фотографу предугадывать, что произойдет в следующий момент, а значит, получить привлекательные и яркие снимки. Любителям споттинга никогда не стоит забывать о собственной безопасности и безопасности пассажиров и экипажа воздушных судов. Нужно быть всегда готовым к общению с представителями службы авиационной безопасности аэродромов и строго следовать их указаниям.

Во время холодной войны на Западе споттинг был особенно популярен. Считалось огромной удачей заснять советский самолёт, так как в СССР фотографировать аэропорты и самолёты было запрещено.

Первый в Российской Федерации официальный массовый споттинг был организован в Московском международном аэропорту «Домодедово» 22 мая 2007 года, идея организации и проведения фотосессии принадлежит сотруднику аэропорта Александру Васильеву. В споттинге приняли участие более 50 профессиональных фотографов-споттеров . По итогам мероприятия на первом этаже аэровокзального комплекса Домодедово была организована выставка фотографий "Авиационный споттинг в Домодедово"

В 2009 году к Москве присоединился Иркутск, когда 13 ноября «Аэропорт Иркутск» провёл первую споттинг-сессию. Пока только эти два города России проводят это мероприятие.

Споттинг-площадки

Наиболее известные в мире места для споттинга:

Пляж Махо рядом с аэропортом Принцессы Джулианы на острове Святого Мартина;
Сквер возле ресторана In-N-Out возле аэропорта Лос-Анджелеса;
Закрытый ныне Гонконгский аэропорт Kai Tak;


Правовое положение такого хобби не определено ни в одной стране, но в России к любителям плейн споттинга традиционно относятся жёстче, чем в западных странах. Хотя, известен случай, когда в 2001 году греческая полиция задержала 14 споттеров (12 британцев и двух граждан Нидерландов), когда те снимали в окрестностях базы греческих ВВС Каламата. Им грозил срок по 20 лет по обвинению в шпионаже.

Через 6 недель им было предъявлено другое обвинение — в незаконном сборе информации, их выпустили под залог в 9000 фунтов стерлингов. В апреле следующего года, уверенные в своей невиновности, они подали ответный иск против Греции. Итог был неожиданным: восьмерых приговорили к трем годам заключения, остальных — к одному году.. В ноябре того же года с 11 британцев были сняты все обвинения.

Фотографы любят самолёты с редкой раскраской фюзеляжа. Например, Boeing 747-400, Малазийские авиалинии

Тем не менее, иногда встречаются и обратные примеры, когда споттерские мероприятия организовываются официально. Например, 22 мая 2007 года в «Домодедово».