Действия производятся на основе знания нумерации и сводятся по существу к действиям в пределах 10. Рассуждения проводятся так:200 - это 2 сотни, 100 - это 1 сотня.
2 сот. + l сот. = 3 сот. 3 сотни - это 300. 200+100=300 500-200=?
5 сот.-2 сот. = 3 сот.=300 500-200 = 300
Отдельным учащимся, которые еще нуждаются в использова-нии средств наглядности, можно предложить пучки палочек (1000 палочек, связанных в пучки по сотне), пластины из арифметичес-
кого ящика, полоски длиной 1 м, разделенные каждая на 100 см, абак, счеты.
Полезно решение и составление троек примеров вида
400+200= 700-500=
с последующим сопоставлением компонентов и результатов дейст-
2. Сложение и вычитание круглых сотен и единиц, круглых
сотен и десятков (действия основываются на знании нумерации):
а) 300+ 5 305- 5 б) 300+ 40 340- 40
5+300 305-300 40+300 340-300
в) 300+ 45 345- 45
3. Сложение и вычитание круглых десятков, а также круглых
сотен и десятков:
а) 430+ 20 450- 20 б) 430+200
в) 430+120 550-120 630-200
При решении случаев а), б) рассуждения проводятся так: «430 - это 4 сот. и 3 дес, 20 - это 2 дес. Складываем десятки: 3 дес.+2 дес. = 5 дес. 4 сот.+ 5 дес.=450».
Разряды, которые складываются или вычитаются, можно рекомендовать подчеркивать:
4 30+2 00=630 6 30-2 00=430
7 Перова М. Н.
При решении примеров вида в) рассуждения проводятся так
«120=100+20, 430+100=530, 530+20=550», т. е. этот случай
сложения (вычитания) сводится к уже известным учащимся слу-чаям сложения (вычитания) а), б).
4. Сложение трехзначных чисел с однозначным, двузначным и
трехзначным без перехода через разряд и соответствующие слу-
чаи вычитания:
а) 540+5 545-5 б) 545+40 в) 350+23 373-23
543+2 545-2 585-40 356+23 379-23
г) 350+123 673-123 356+123 679-123
Выполнение действий производится устно. Учащиеся при выпол-нении действий пользуются теми же приемами, какими они пользо-вались при изучении действий сложения и вычитания в пределах 100, т. е. раскладывают второй компонент действия (второе слагае-мое или вычитаемое) на разрядные единицы и последовательно их складывают или вычитают из первого компонента.
Например:
350+123 ______ 673-123 _______
123=100+20+3 123=100+20+3
350+100=450 673-100=573
450+ 20=470 573- 20=553
470+ 3=473 553- 3=550
5. Особые случаи сложения и вычитания. К ним относятся
случаи, которые вызывают наибольшие трудности и в которых
чаще всего допускаются ошибки. Учащихся больше всего затруд
няют действия с нулем (нуль находится в середине числа или в
конце). Случай с числами, содержащими нуль, не требует особых
приемов. Но таких примеров надо решать больше, повторить
перед решением таких примеров решение примеров на сложение
и вычитание, когда компонентом действия является нуль: 0+3,
5+0, 5-5:
а) 308+121 б) 402-201 в) 736-504
308+100=408 402-200=202 736-500=236
408+ 20=428 202- 1=201 236- 4=232 428+ 1=429
г) 0+436 700-0 725-725
Устные приемы вычислений требуют от учащихся постоянного анализа чисел по их десятичному составу, понимания места
цифры в числе, понимания того, что действия можно производить
только над одноименными разрядами. Не всем учащимся вспомо-гательной школы это становится понятным одновременно.
Перед выполнением действий необходимо добиваться от уча-
щихся предварительного анализа десятичного состава чисел. Учи-тель чаще должен ставить вопросы: «С чего надо начинать сложе-
ние? Какие разряды складываем?»
В противном случае учащиеся допускают ошибки при вычисле-
ниях. Они складывают десятки с сотнями, а результат записывают
либо в разряд сотен, либо в разряд десятков, например: 400+10=500, 30+400=70, 30+400=47 0, 30+400=34 0,
670+2=69 0, 670-3=64 0.
Эти ошибки свидетельствуют о непонимании позиционного значения цифр в числе, о неумении самостоятельно контролировать результаты действий. Учителю необходимо добиваться того, чтобы учащиеся проверяли выполнение действий, причем делали это не формально, а по существу. Нередко приходится наблюдать, что ученик якобы и сделал проверку, но выполнил ее формально. Он записал только обратное действие, а не решал, поэтому и не заметил допущенной ошибки, например: 490-280=110.
Проверка. 110+280=490.
Нередко можно столкнуться с непониманием умственно отсталыми школьниками (даже старших классов) сущности проверки. Проверка часто выполняется учениками только потому, что этого либо требует учитель, либо такое задание содержится в учебнике. Часто при выполнении проверки ученик получает несоответствие между полученным результатом и заданным примером, но это не служит ему поводом для исправления неверного ответа, например: 570-150=320. Проверка. 320+150=470.
В данном случае проверка выступает как самостоятельное действие, никак не связанное с тем, которое ученик проверяет.
Учитель постоянно должен помнить об этих ошибках школьников с нарушением интеллекта и требовать ответа на вопросы: «Что показала проверка? Верно ли решен пример? Как доказать, что действие выполнено верно?»
Осознанному выполнению устных вычислений, выработке обобщенных способов выполнения действий служит постоянное внима-
ние к вопросам сравнения и сопоставления разных по трудности случаев сложения, вычитания. Важно научить учащихся видеть общее и особенное в тех примерах, которые они решают.
Например, сравнить примеры и объяснить их решение:
30+5, 300+40, 300+45, 300+140, 300+145, 300+105.
305-5, 340-40, 345-45, 340-300, 345-300, 345-200.
Полезно и составление учащимися примеров, аналогичных (по-хожих) данным, или примеров определенного вида: «Составьте пример, в котором надо сложить круглые сотни с единицами»; «Составьте пример на вычитание, в котором уменьшаемое -трехзначное число, а вычитаемое - круглые десятки» и т. д. 1
Для закрепления действий сложения и вычитания в пределах 1000 приемами устных вычислений полезно решение примеров с неизвестными компонентами.
II. Сложение и вычитание с переходом через разряд.
Сложение и вычитание с переходом через разряд - это наибо-лее трудный материал. Поэтому учащиеся выполняют действия в столбик. Сложение и вычитание в столбик производятся над каж-дым разрядом в отдельности и сводятся к сложению и вычитанию в пределах 20. Но в этом случае возникают у умственно отсталых школьников трудности в записи чисел, т. е. в умении правильно подписать разряд под соответствующим разрядом.
Часто из-за неумения организовать внимание, из-за недостаточно четкого понимания позиционного значения цифр в числе, а то и из-за небрежности при записи цифр ученики сдвигают число, которое нужно прибавить или вычесть, влево или вправо и поэтому допускают ошибки в вычислениях. Особенно много ошибок учащиеся допускают при записи чисел в столбик, если действие производится над трехзначным и двузначным или однозначным числом. В этом случае десятки подписываются под сотнями, единицы под сотнями или десятками. Это приводит к ошибкам в вычислениях.
Например:
+ 6 + 3818
Наибольшие трудности вызывает действие вычитания. Ошибки в вычислениях носят различный характер. Причиной некоторых из
Слабоуспевающим учащимся разрешается выполнение всех случаев в столбик.
них является слабое усвоение табличного сложения и вычитания сделах 20.
Много ошибок допускается в результате того, что ученики забывают прибавить получившийся в уме десяток или сотню, а также забывают, что «занимали» сотню или десяток. Например:
При этом рассуждение проводится так: вычесть нельзя, вычитаем из 8 единиц 5, сносим, разность 373».
Урок
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ КРУГЛЫХ СОТЕН
Педагогические задачи :
образовательные: создать условия для закрепления вычислительных навыков сложения и вычитания чисел с переходом через разряд в пределах 100, познакомить с алгоритмом сложения и вычитания круглых сотен;
коррекционно-развивающая: способствовать развитию мыслительных операций, связной речи учащихся ,
воспитательная: содействовать в соблюдению аккуратности в оформлении записей в тетрадях.
Ожидаемые (планируемые) результаты:
Предметные: познакомятся с правилом сложения и вычитания круглых сотен; научатся применять данное правило при решении примеров.
Познавательные: научатся строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные: научатся осуществлять пошаговый контроль к результату.
Коммуникативные: научатся задавать вопросы.
Личностные: получат возможность сформировать устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.
Оборудование : учебник математика 5 класс автор Перова М. Н. и Капустина Г. М., наглядный материал для устного счета; опоры; рабочая тетрадь по математике; счеты; карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой .
Учитель читает стихотворение.
Сложение – это действие совсем-совсем несложное:
Давайте сложим вместе мы предметы всевозможные.
Сложи игрушки в ящике или в коробке фантики…
И выйдешь в настоящие большие математики.
Кто хочет с числами дружить, все может сам легко сложить!
А. Усачев
– Как вы думаете, какова тема урока? (Сложение чисел.)
– Назовите обратное действие сложению. (Вычитание.)
– Сегодня на уроке мы будем учиться складывать и вычитать числа в пределах 1 000.
Учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работа.
II. Устный счет.
1. Упражнение «Вставь пропущенные числа».
7 + … = 15 12 – … = 7
8 + … = 14 … – 8 = 6
… + 9 = 16 15 – … = 9
– Как называются компоненты при сложении? (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.)
– Как называются компоненты при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)
– Как найти неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.)
– Что надо сделать, чтобы найти неизвестное уменьшаемое, вычитаемое? (Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.)
2. Упражнение «Заполните таблицу».
Учитель демонстрирует таблицу.
Слагаемое
18
3
13
Слагаемое
11
4
18
Сумма
15
17
Уменьшаемое
14
17
18
Вычитаемое
3
9
7
Разность
8
3
– Какие арифметические действия с числами выполняли? (Сложение, вычитание.)
– В пределах какой разрядной единицы складывали и вычитали числа? (В пределах 100.)
III. Актуализация чувственного опыта учащихся.
– Какой класс изучили? (Класс единиц.)
– Какие разряды составляют класс единиц? (Единицы, десятки, сотни.)
– На какой проволоке счетов откладывают единицы; десятки; сотни? (Единицы откладывают на первой проволоке снизу; десятки – на второй снизу; сотни – на третьей снизу.)
– Отложите на счетах числа и запишите их в тетрадь в два столбца.
20 200
40 400
30 300
– На какие две группы по количеству цифр их разбили? (Двузначные и трехзначные числа.)
– Зачитайте двузначные числа. (20, 40, 30.)
– Какой разряд у них отсутствует? (Единицы.)
– Как называются такие числа? (Круглые десятки.)
– Как называются числа, записанные во второй столбец? (Круглые сотни.)
– Докажите. (Отсутствуют единицы и десятки, на их месте пишем нули.)
– Составьте из чисел первого столбца по три примера на сложение и вычитание. (20 + 40; 40 – 20; 20 + 30; 30 – 20; 30 + 40; 40 – 30.)
– Решите их, объясняя свое решение.
– Как складывают, вычитают круглые десятки? (Круглые десятки складывают и вычитают так же, как и простые единицы.)
IV. Изучение нового материала.
– Сегодня научимся складывать и вычитать круглые сотни.
– На какое арифметическое действие примеры? (На сложение.)
–
– Как вычитают круглые сотни?
Проведение физминутки
V. Коррекция и первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику: выполнение заданий 110 (1, 2 ст.), 114 (2, 3 ст.) на с. 54–55.
Учащиеся выходят к доске по одному, решают примеры с объяснением.
– Решите примеры.
100 + 300 600 + 400 100 + 400 + 200
500 + 300 700 + 300 300 + 400 + 300
– Как складывают круглые сотни?
– Решите примеры по образцу.
Образец : 50 – 30 = ?; 5 дес. – 3 дес. = 2 дес. = 20.
600 – 400 = ?; 6 сот. – 4 сот. = 2 сот. = 200.
90 – 60 700 – 300
60 – 30 500 – 400 (В задаче говорится о поезде.)
– Как можно оформить краткое условие задачи? (Условие оформляется в виде чертежа.)
– Как вы думаете, как следует решать задачу? (Действием сложения.)
– Решите задачу самостоятельно.
Один учащийся выполняет задание с обратной стороны доски; проверка.
– Как складывают круглые сотни? (Так же, как простые единицы и круглые сотни.)
– Назовите правила перехода через железнодорожные пути. (Ответы учащихся.)
VII. Итог урока.
– Какие числа учились складывать и вычитать? (Круглые сотни.)
– Как складываем и вычитаем круглые сотни? (Круглые сотни складывают и вычитают так же, как единицы и круглые десятки.)
– К какому классу относятся круглые сотни? (Круглые сотни относятся к классу единиц.)
– Какие числа называем слагаемыми? (Числа, которые складывают, называются слагаемыми.)
– Какое число называем уменьшаемым? (Число, из которого вычитаем, называем уменьшаемым.)
– Какое число называем вычитаемым? (Число, которое вычитаем, называем вычитаемым.)
Домашнее задание: задание 110 (3, 4 стр.), с. 54.
1. Приемы устных вычислений в пределах 1000 и многозначных чисел.
2. Алгоритм приемов письменного сложения и вычитания. Порядок изучения приемов письменного сложения и вычитания в пределах 1000 и многозначных чисел.
В концентре «Тысяча» изучаются устные и письменные приемы вычислений. В основе формирования вычислительной деятельности учащихся в пределах 1000 и многозначных чисел лежат следующие закономерности, законы и правила арифметических действий:
1. Принцип построения натурального ряда используется для случаев, позволяющих опираться на прием присчитывания и отсчитывания по 1:
655 +1 999 + 1 760 – 1 500 – 1
2. Разрядный и десятичный состав трехзначных чисел является основой для выполнения действий сложения и вычитания целыми разрядами:
340 – 40 340 – 300 600 + 50 234 – 34 430 + 6
3. Правила арифметических действий, с которыми школьники знакомятся в концентре «Сотня»:
а) перестановка слагаемых: 7 + 345 = 345 + 7
б) группировка слагаемых: 235 + 56 + 15 = 235 + 15 + 56
в) правило прибавления числа к сумме: 340 + 20 = 360
г) правило прибавления суммы к числу: 360 + 48 = 408
д) правило прибавления суммы к сумме является основой письменного алгоритма вычислений, активно используемого при вычислениях первой тысячи.
е) соответствующие правила используются для вычитания: вычитание числа из суммы, вычитание суммы из числа, вычитание суммы из суммы.
Можно выделить следующие приемы устных вычислений в пределах 1000 и многозначных чисел:
1. Нумерационные случаи
а) случаи вида: 345 + 1; 560 – 1; 400 – 1; 399 999 + 1
При выполнении вычислений данного вида ссылаются на принцип построения натурального ряда чисел;
б) случаи вида: 650 – 50; 600 + 50; 345 – 5; 650 999 – 900
2. Сложение и вычитание целых сотен или тысяч: 300 + 500; 2 сот.тыс. + 7 сот. тыс.; 1 дес.тыс.3ед.тыс – 7 ед. тыс.
3. Сложение и вычитание целых десятков, приводящее к действиям в пределах 1000: 70 + 60 = 7 дес. + 6 дес. = 13 дес. = 130
При вычислениях используются знания десятичного состава трехзначных чисел. Таким образом, действия с целыми десятками сводятся к табличным случаям сложения и вычитания в пределах 20.
4. Сложение и вычитание целых десятков, приводящее к действиям в пределах 100: 450 + 30; 450 – 300.
Вычисления могут выполняться двумя способами:
а) на основе знания десятичного состава трехзначных чисел данные вычисления могут быть заменены вычислениями вида 45 дес. + 3 дес. и 45 дес. – 30 дес. – в этом случае вычисления в пределах 1000 заменяются уже знакомыми приемами вычислений в пределах 100;
б) могут быть использованы правила прибавления числа к сумме и вычитания числа из суммы:
450 + 30 = (400 + 50) + 30 = 400 + (50 + 30) = 400 + 80 = 480
450 – 300 = (400 + 50) – 300 = (400 – 300) + 50 = 100 + 50 = 150
Аналогичным образом используются правила прибавления суммы к числу, вычитания суммы из числа, прибавления суммы к сумме:
500 + 150 = 500 + (100 + 50) = (500 + 100) + 50 = 600 + 50 = 650
5.Сложение и вычитание целых тысяч на основе правил арифметических действий.
К этим случаям относятся вычисления вида: 70 200 + 400; 600 100 – 99; 3008 + 351; 425 100 – 24 100 и т.п.
В основе выполнения письменных способов вычислений лежит использование правила сложения суммы с суммой. В явном виде в современных учебниках математики для начальных классов данное правило не изучается, оно заменено упрощенным вариантом правила поразрядного сложения: единицы складываются с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями.
345 + 224 = (300 + 40 + 5) + (200 + 20 + 4) = (300 + 200) + (40 + 20) + (5 + 4) = 500 + 60 + 4 = 564
Данную запись можно сделать короче:
Алгоритм приемов письменного сложения и вычитания содержит:
1. Правило записи слагаемых (или уменьшаемого и вычитаемого) при письменном сложении (вычитании): разряд записывается под соответствующим разрядом.
2. Указание на порядок выполнения действий: сложение (вычитание) начинаем с разряда единиц (справа налево).
3. Прием добавления накапливающихся единиц старших разрядов в соответствующий разряд после выполнения основного сложения. Прием «займа» разрядных единиц в старших разрядах при вычитании в случае нехватки единиц для выполнения действий.
Порядок знакомства учащихся с различными по сложности случаями письменного сложения и вычитания:
1. Случаи сложения без перехода через разряд:
2. Случаи сложения с переходом через один разряд:
23
361 (Начинаем складывать с единиц: 8 и 3 – 11 единиц – это 1дес. и 1 ед. 1ед. пишу, 1 дес. запоминаю. Помню, что запоминали 1 дес.: 3 и 2 – 5, да еще 1 – 6 дес., 3 сотни. Ответ: 361)
27 2
3. Случаи сложения с переходом через два разряда:
195
632 (Начинаем складывать с единиц: 7 и 5 – 12 единиц – это 1 дес. и 2 ед. 2 ед. пишу, 1 дес. запоминаю. Помню, что запоминали 1 дес.: 3 и 9 – 12, да еще 1 – 13 дес. – это 1сот. и 3 дес.3 дес. пишу, 1 сот. запоминаю. 4 и 1 – 5, да еще 1 – 6 сотен. Ответ: 632).
4. Случаи сложения с переходом через разряд, приводящие к получению нуля в одном из разрядов:
5. Случаи вычитания без перехода через разряд:
6. Случаи вычитания с переходом через разряд:
7. Случаи вычитания с переходом через два разряда:
67 (Начинаем вычитать с единиц: из 4 вычесть 7 нельзя, занимаем 1 дес. В 1 дес. 10 единиц. Из 14 вычесть 7 – 7 единиц. Помню, что занимали 1 дес. Из 4 вычесть 8 нельзя, занимаем 1 сот. В 1 сот. 10 дес. Из 14 вычесть 8 – 6 дес. Помню, что занимали 1 сот. Сотен нет. Ответ: 67).
8. Случаи вычитания с переходом через разряды с нулем в одном из разрядов уменьшаемого (наиболее трудные случаи для младших школьников):
376 (Из 0 вычесть 4 нельзя, занимаем 1 дес. В 1 дес. 10 единиц. Из 10 вычесть 4 – 6 единиц. Помню, что занимали 1 дес. Из 2 вычесть 5 нельзя, занимаем 1 сот. В 1 сот. 10 дес. Из 12 вычесть 5 – 7 дес. Помню, что занимали 1 сот. Из 5 вычесть 2 – 3 сотни. Ответ: 376).
568 (Из 7 вычесть 9 нельзя, десятков нет, занимаем 1 сот. В 1 сот. 10 дес. Занимаем 1 дес. В 1 дес. 10 ед. Из 17 вычесть девять – 8 единиц. Помню, что занимали 1 дес. Из 9 вычесть 3 – 6 дес. Помню, что занимали 1 сот. Из 7 вычесть 2 – 5сот. Ответ: 568).
Приемы сложения и вычитания чисел в пределах 1000 и многозначных чисел изучаются в том же порядке, что и приемы сложения и вычитания трехзначных чисел с постепенным нарастанием трудности.
При выполнении письменного сложения и вычитания для каждого действия используется два способа проверки полученных результатов
Для сложения: из суммы можно вычесть любое из слагаемых, при этом в результате должно получиться другое слагаемое.
Для вычитания: можно найти сумму вычитаемого и разности, при этом в результате получится уменьшаемое; можно из уменьшаемого вычесть разность, при этом в результате получится вычитаемое.
Урок
77
сложение «круглых» сотен
Цели : учить выполнять сложение «круглых» сотен; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умения решать текстовые задачи; закреплять умение составлять числовое выражение к рисунку; развивать логическое мышление и внимание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Догадайтесь, по какому правилу составлены схемы, вставьте числа в «окошки».
2. Поставьте знаки «+» или «–».
69 … 40 … 8 = 21 17 … 70 … 2 = 89
75 … 5 … 30 + 40 31 … 60 … 7 = 98
20 … 6 … 2 = 24 61 … 8 … 9 = 60
8 … 2 … 47 = 57 34 … 4 … 6 = 36
3. Задача.
За три дня рабочие отремонтировали 24 троллейбуса: в первый день 8 троллейбусов, во второй – 10. Сколько троллейбусов они отремонтировали в третий день?
III. Сообщение темы урока.
– Прочитайте числовые выражения.
400 + 500 |
||
200 + 400 | ||
– Найдите «лишнее» выражение в каждом столбце.
– Сегодня на уроке будем учиться выполнять сложение «круглых» сотен.
IV. Работа по теме урока.
1. Задание 1.
– Прочитайте задачу.
– Что известно?
– Что требуется узнать?
– Решите задачу.
Красных – 3 сот. лук.
Желтых – 2 сот. лук.
Всего – ?
3 сот. + 2 сот. = 5 сот. (луковиц) – всего.
Ответ: 5 сот. луковиц.
– Как выполнить сложение сотен?
2. Задание 2.
Учащиеся выполняют сложение сотен.
5 сот. + 4 сот. = 9 сот. 4 сот. + 3 сот. = 7 сот.
7 сот. + 1 сот. = 8 сот. 5 сот. + 5 сот. = 10 сот.
3. Задание 3.
– Запишите каждое данное число сотен в виде «круглых» сотен.
1 сот. = 100 8 сот. = 800
2 сот. = 200 7 сот. = 700
5 сот. = 500 3 сот. = 300
4 сот. = 400 6 сот. = 600
4. Задание 4.
– Прочитайте задачу.
– Сравните ее с задачей 1. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Решите задачу.
Красных – 300 лук.
Желтых – 200 лук.
Всего – ? лук.
300 + 200 = 500 (луковиц) – всего.
Ответ: 500 луковиц.
Физкультминутка
5. Задание 5.
– Выполните сложение «круглых» сотен.
– Почему при сложении «круглых» сотен получается число, являющееся «круглой» сотней?
6. Задание 7.
– Сколько больших красных квадратов? (3.)
– Сколько больших синих квадратов? (1.)
– На сколько клеточек разделен каждый большой квадрат? (На 100.)
– Сколько всего красных клеточек? (3 сот. = 300.)
– Сколько всего синих клеточек? (1 сот. = 100.)
– Сколько клеток всего?
– Составьте числовое равенство по данному рисунку.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как выполнить сложение «круглых» сотен?
Домашнее задание: учебник, с. 12, № 6.
Урок
78
вычитание «круглых» сотен
Цели урока : учить выполнять вычитание «круглых» сотен; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умения решать текстовые задачи; закреплять умение сравнивать значения числовых выражений; развивать логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Догадайтесь, какие числа нужно вставить в «окошки».
2. Разгадайте правила и продолжите ряды чисел:
а) 13, 15, 19, 25, 33, … , … , … ;
б) 81, 84, 80, 83, 79, … , … , … ;
в) 9, 12, 16, 21, 27, 34, … , … , … .
3. Задача.
Вася нарисовал трехэтажный дом. На первом этаже он нарисовал двери и 6 окон, а на двух верхних этажах по 8 окон. Сколько окон в этом доме нарисовал Вася?
4. В каждой строке вместо точек вставьте недостающие фигуры, сохранив порядок их чередования.
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите числовые выражения.
8 дес. – 2 дес. | ||
9 сот. – 3 сот. | ||
7 дес. – 5 дес. | 800 – 600 |
– В каждом столбике найдите «лишнее» числовое выражение.
– Сегодня на уроке научимся выполнять вычитание «круглых» сотен.
IV. Работа по теме урока.
1. Задание 1.
– Прочитайте задачу.
– Решите задачу.
3 сот. – 1 сот. = 2 сот. (пир.) – испекла 2-я пекарня.
Ответ: 2 сот. пирожков.
2. Задание 2.
– Выполните вычитание сотен.
7 сот. – 2 сот. = 5 сот. 9 сот. – 3 сот. = 6 сот.
5 сот. – 4 сот. = 1 сот. 6 сот. – 1 сот. = 5 сот.
3. Задание 3.
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Сравните задачи 1 и 3. Чем они похожи?
– Решите эту задачу.
300 – 100 = 200 (пир.) – испекла 2-я пекарня.
Ответ: 200 пирожков.
Физкультминутка
4. Задание 5.
– Составьте схему выражения.
( + ) –
– Решите данные числовые выражения.
(300 + 200) – 200 = 500 – 200 = 300
(500 + 300) – 100 = 800 – 100 = 700
(400 + 500) – 300 = 900 – 300 = 600
(600 + 300) – 500 = 900 – 500 = 400
(200 + 400) – 400 = 600 – 400 = 200
(300 + 400) – 600 = 700 – 600 = 100
5. Задание 6.
– Чем похожи данные числовые выражения?
– Какое действие надо выполнить первым?
– Составьте схему выражения.
– ( + )
– Выполните указанные действия.
500 – (200 + 200) = 500 – 400 = 100
700 – (400 + 300) = 700 – 700 = 0
800 – (200 + 400) = 800 – 600 = 200
900 – (500 + 300) = 900 – 800 = 100
6. Задание 7.
– Сравните значения числовых выражений. Результаты сравнения запишите в виде верных равенств или неравенств.
600 – 200 600 – 300
700 – 200 = 700 – 100 – 100
(500 + 400) – 100 = 900 – 100
800 – (100 + 600)
– Какие знания помогли вам выполнить это задание?
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как выполнить вычитание «круглых» сотен?
Домашнее задание: учебник, с. 14, № 4.