Характерные формы поведения в экстремальных ситуациях. Оценка и диагностика угрозы по физическим данным и признакам психического состояния человека

По данным служб спасения разных стран, около 80% человек в моменты опасности впадают в ступор, 10% начинают паниковать, и только оставшиеся 10% быстро берут себя в руки и действуют, чтобы спастись. Смотрите, как четкое понимание ситуации и самоконтроль помогают выжить человеку в любых, даже самых диких условиях.

17-летняя девушка была одной из пассажирок самолета, который в 1971 году пролетал над перуанской сельвой. В самолет попала молния, и тот развалился прямо в воздухе. Выжить после падения удалось лишь 15 из 92 пассажиров, но все, кроме Юлиана, получили серьезные травмы и умерли раньше, чем пришла помощь. Повезло лишь ей одной – кроны деревьев смягчили удар, и, несмотря на перелом ключицы и разорванные связки в колене, девушка, пристегнутая к сиденью и упавшая вместе с ним, осталась жива. Юлиане бродила по зарослям 9 дней, и ей удалось выйти к реке, по которой проплывала группа местных охотников. Те ее накормили, оказали первую помощь и доставили в больницу. Все время, проведенное в сельве, девушку вдохновлял пример отца, который был опытным экстремалом и преодолел пешком путь из Ресифи (Бразилия) в Лиму, столицу Перу.

Супруги из Великобритании в 1973 году провели 117 дней в открытом океане. Пара отправилась в путешествие на своей яхте, и несколько месяцев все было благополучно, но у берегов Новой Зеландии судно атаковал кит. Яхта получила пробоину и начала тонуть, но Морис и Мэрилин успели спастись на надувном плоту, прихватив документы, консервы, емкость для воды, ножи и еще несколько подвернувшихся под руку необходимых вещей. Еда очень быстро закончилась, и супруги ели планктон и сырую рыбу – они ловили ее на булавочные самодельные крючки. Спустя почти четыре месяца их подобрали северокорейские рыбаки – к тому времени и муж, и жена практически полностью обессилели, так что спасение пришло в последнюю минуту. На своем плоту супруги Бэйли преодолели более 2000 км.

11- летний мальчик показал удивительный пример выдержки и самообладания в экстремальной ситуации. Легкомоторный самолет, в котором были отец Нормана со своей подругой, пилот, а также сам Норман, врезался в гору на высоте 2,6 км и разбился. Отец и пилот погибли на месте, девушка пыталась спуститься по леднику и сорвалась вниз. К счастью, Оллестад-старший был опытным экстремалом и учил сына навыкам выживания. Норман соорудил из найденных в горах некое подобие лыж и благополучно спустился вниз – это заняло около 9 часов. Повзрослев и став писателем, Норман Оллестад рассказал об этом случае в книге «Без ума от бури», которая стала бестселлером.

Путешественник из Израиля вместе с другом Кевином сплавлялся на плоту в Боливии, их вынесло к водопаду. После падения выжили оба, но Кевину практически сразу удалось выбраться на берег, а Йоси увлекло вниз по реке. В итоге 21-летний парень оказался один в диком лесу вдали от цивилизации. Однажды на него напал ягуар, но с помощью факела молодому человеку удалось прогнать зверя. Йоси питался ягодами, птичьими яйцами, улитками. В это время его искала спасательная группа, которую собрал Кевин сразу после происшествия – через 19 дней поиски увенчались успехом. Этому случаю был посвящен один из сюжетов популярной программы Discovery Channel «Я не должен был выжить».

Полицейский из Италии в 1994 году решил принять участие в «Марафоне де Сабль» — шестидневном 250-километровом забеге пустыне Сахара. Попав в сильнейшую песчаную бурю, он потерял направление и в итоге заблудился. 39-летний Мауро не пал духом, а продолжал двигаться – он пил собственную мочу, а питался змеями и растениями, которые ему удалось найти в русле пересохшей реки. Однажды Мауро набрел на заброшенную мусульманскую святыню, где водились летучие мыши – он стал ловить их и пить их кровь. Через 5 дней его обнаружила семья кочевников. В итоге Мауро Проспери прошел 300 км за 9 дней, похудев во время пути на 18 кг.

Австралиец потерял почти половину своего веса во время вынужденных странствий по пустыням северной части континента. Его машина сломалась, и он пешком отправился до ближайшего населенного пункта, но не знал, насколько далеко и в каком направлении тот находится. Он шел день за днем, питаясь кузнечиками, лягушками и пиявками. Потом Рики построил себе убежище из веток и стал ждать помощи. К счастью для Рики, был сезон дождей, поэтому у него не было особых проблем с питьевой водой. В итоге его обнаружили люди с одной из скотоводческих ферм, расположенных в том районе. Они описали его как «ходячий скелет» — до своего приключения Рики весил чуть более 100 кг, а когда его отправили в больницу, где он провел шесть дней, масса тела составляла 48 кг.

Двое 34-летних французов в 2007 году семь недель выживали в самой глуши Гвианы, питаясь лягушками, многоножками, черепахами и пауками-птицеедами. Первые три недели друзья, заблудившиеся в лесу, провели на месте, соорудив убежище – они надеялись, что их найдут, но потом поняли, что плотные кроны деревьев не позволят их заметить с воздуха. Тогда парни отправились в путь в поисках ближайшего жилья. Под конец путешествия, когда, по их расчетам, оставалось идти не более двух дней, Гилему стало совсем плохо, и Люк пошел один, чтобы как можно быстрее привести помощь. Действительно, вскоре он вышел к цивилизации и вместе со спасателями вернулся к напарнику – для обоих приключение закончилось благополучно.

Туристка из Франции выжила после падения с высоты около 20 метров, а потом провела 11 дней в горах на северо-востоке Испании. 62-летняя женщина отстала от группы и заблудилась. Она попыталась спуститься вниз, но сорвалась в лощину. Выбраться оттуда она не смогла, поэтому ей пришлось провести посреди дикой природы почти две недели в ожидании помощи – она ела листья и пила дождевую воду. На 11-й день спасатели заметили с вертолета красную футболку, которую Тереза расстелила на земле, и вызволили ее.

29-летний судовой повар из Нигерии провел под водой почти трое суток на затонувшем судне. Буксир попал в шторм в 30 километрах от берега, получил сильные повреждения и быстро пошел ко дну – в это время Окене находился в трюме. Он наощупь передвигался по отсекам и обнаружил так называемый воздушный мешок – «карман», который не заполнила вода. Харрисон был в одних шортах и находился по грудь в воде – ему было холодно, но он мог дышать, а это было главное. Каждую секунду Харрисон Окене молился – накануне жена в sms прислала ему текст одного из псалмов, который он и повторял про себя. Кислорода в воздушном мешке было не так много, но его хватило до прихода спасателей, которые не могли добраться до судна сразу из-за шторма. Остальные 11 членов экипажа погибли – Харрисон Окене оказался единственным выжившим.

72-летняя жительница Аризоны выживала в дикой природе 9 дней. Пожилая женщина 31 марта 2016 года отправилась навестить внуков на гибридном автомобиле, но у него кончился заряд, когда она проезжала через совершенно безлюдные места. Ее телефон не ловил сеть, и она решила забраться повыше, чтобы позвонить в службу спасения, но в итоге заблудилась. С Энн путешествовали пес и кот – 3 апреля полиция, которая уже вела поиски, обнаружила машину и сидящего в ней кота. 9 апреля нашлась собака и надпись Help (помогите), выложенная камнями. Под одним из них была записка от Энн от 3 апреля. В тот же день спасатели нашли сначала самодельное убежище, а чуть позднее – саму Энн.

Выживание в экстремальных ситуациях требует от человека выдержки и непоколебимой веры в то, что не бывает безвыходных положений. Мы собрали 5 историй, героям которых удалось выжить в сложнейших условиях.

Долгий полет и 4 дня борьбы

Рекордная высота, после падения с которой человеку удавалось выжить - 10 160 метров. Этот рекорд занесен в Книгу Гиннеса и принадлежит Весне Вулович, единственной выжившей после авиакатастрофы 26 января 1972 года. Она не только выздоровела, но и хотела снова вернутся к работе - страха полетов у нее не возникло, потому что сам момент катастрофы она не помнила.

24 августа 1981 года 20-летняя Лариса Савицкая и ее муж летели из свадебного путешествия на самолете Ан-24 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. В небе на высоте 5220 метров самолет, в котором летели молодожены, столкнулся с Ту-16.

Лариса Савицкая оказалась единственной из 38 человек, кому удалось выжить. На обломке самолета размером три на четыре метра она падала в свободном падении на протяжении 8 минут. Ей удалось добраться до кресла и вжаться в него.

Позже женщина утверждала, что в этот момент вспомнила эпизод из итальянского фильма "Чудеса еще случаются" где героиня выживает в схожих условиях.

Спасательные работы велись не слишком активно. Для всех жертв авиакатастрофы уже даже были вырыты могилы. Ларису Савицкую, в итоге, нашли последней. Она трое суток жила среди обломков самолета и тел погибших пассажиров. Несмотря на многочисленные травмы - от сотрясения мозга до повреждений позвоночника, со сломанными ребрами и переломом руки - Лариса Савицкая не только выжила, но и смогла соорудить себе что-то вроде шалаша из обломков фюзеляжа.
Когда поисковый самолет пролетал над местом крушения, Лариса даже махала спасателям, но они приняли её за геолога из разместившейся неподалеку экспедиции.

Лариса Савицкая дважды внесена в Книгу рекордов Гиннеса: как человек, выживший после падения с огромной высоты, второй раз - как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе - 75 рублей (в деньгах 1981 года).

На маленьком плоту

23 ноября 1942 года немецкая субмарина торпедировала английский корабль "Беломонд". Все члены его экипажа погибли. Почти все. Матросу Линь Пэну удалось выжить. Ему повезло - в ходе поисков на поверхности воды он обнаружил спасательный плот, на котором был запас продуктов.

Линь Пэн, конечно, понимал, что продукты и вода рано или поздно закончатся, поэтому с первого дня своей «робинзонады» он начал готовить инвентарь для сбора дождевой воды и ловли рыбы. Растянул над плотом тент, из нитей веревки, найденной на плоту,сделал леску; из гвоздя и проводов от фонарика – крючки; из металла от консервной банки – нож, которым разделывал пойманную рыбу. Интересный факт: Линь Пэн не умел плавать, поэтому все время был привязан к плоту.

Рыбы Линь Пэн ловил очень немного, но заботился о её сохранности – вялил на веревках, растянутых над палубой своего «корабля». На протяжении ста дней его рацион составляла одна рыба и вода. Иногда за бортом попадались водоросли, потребление которых не дало Линь Пэну заболеть цингой.

Горькая ирония рекордного плавания Линь Пэна в том, что он мог быть спасен несколько раз. Однажды его не стали брать на борт грузового судна только потому, что он китаец. Потом его заметили американские ВМФ и даже бросили ему спасательный буй, но разразившийся шторм не дал американцам завершить спасательную миссию. Кроме того, Линь Пэн видел несколько немецких субмарин, но обращаться к ним за помощью по понятным причинам не стал.

Только в апреле 1943 года Линь Пэн заметил, что цвет воды изменился, а в небе начали то и дело стали появляться птицы. Он понял, что находится в прибрежной зоне, а значит его шансы на успех многократно увеличились. 5 апреля он был найден бразильскими рыбаками, которые сразу доставили его в больницу. Удивительно, но Линь Пэн после своего путешествия мог передвигаться самостоятельно. Он потерял за время вынужденной «робинзонады» всего 9 килограмм.

Начитанный юнга

"Робинзонада" - это выживание человека в одиночку на протяжении долгого времени в природной среде. Рекордсменом в этой "дисциплине" стал Джереми Бибс, который прожил на острове 74 года.

В 1911 году во время урагана в южной части Тихого океана затонула английская шхуна "Прекрасное блаженство". Добраться к берегу и спастись на необитаемом острове удалось только 14-летнему юнге Джереми Бибсу. Мальчику помогла его эрудированность и любовь к чтению - он знал наизусть роман Даниэля Дефо.

По примеру героя своей любимой книги, Бибс стал вести деревянный календарь, построил хижину, научился охотиться, ел фрукты и пил кокосовое молоко. Пока Бибс жил на острове, в мире произошло две мировые войны, была создана атомная бомба и персональный компьютер. Он про это ничего не знал. Нашли Бибса случайно. В 1985 году экипаж немецкого судна неожиданно обнаружил рекордсмена среди робинзонов, уже достигшего возраста 88 лет, и доставил его на родину.

Папина дочка

В истории о Ларисе Савицкой мы вспоминали фильм "Чудеса ещё случаются". Он основан на реальных событиях. 24 декабря 1971 года самолёт Lockheed L-188 Electra перуанской авиакомпании LANSA попал в обширную грозовую область, получил удар молнией, вошел в зону турбелентности и начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра. Упал он в джунгли, в 500 километрах от Лимы.

Единственной выжившей оказалась 17-летняя школьница Джулиана Маргарет Кепке. В момент падения девочка была пристегнута к креслу. У нее оказалась сломана ключица, поранена правая рука, она на один глаз ослепла. Выжить Джулиане помогло то, что её отец был известным зоологом, с детства привившим своей дочери навыки выживания в экстремальных условиях. Сразу после крушения, отставив попытки найти среди тел погибших свою мать, девочка обследовала багаж на предмет еды, но нашла только несколько конфет - тоже результат.

Затем Джулиана нашла неподалеку от места падения ручей и пошла вниз по его течению. Только через девять дней ей посчастливилось выйти к лодке на берегу реки. Бензином из канистры девочка обработала рану на правом плече, в которой уже расплодилось не менее 40 личинок.

Хозяева лодки, которые оказались местными лесорубами, появились только на следующий день. Джулиану накормили, обработали раны и доставили в больницу ближайшего поселка.

Наедине со снегом

13 октября 1972 года самолет, на борту которого находились игроки уругвайской команды по регби Old Christians из Монтевидео, а также их родственники и спонсоры, потерпел крушение в высокогорном районе Анд. В живых после падения осталось 27 человек. Позже из-за сошедшей лавины погибло ещё 8 человек, ещё трое умерли от ран.

То, что помощи ждать неоткуда, уругвайцы поняли через 11 дней после аварии, когда по радио сказали, что их поиски прекращены, и они признаны погибшими. Тяжелейшая ситуация, в которой оказались пассажиры, усугублялась тем, что припасы очень быстро уходили. Чудом выжившие после крушения, они приняли непростое решение - есть мясо погибших.

Спасли пострадавших только спустя 72 дня после катастрофы. Только благодаря тому, что группа снарядила в дорогу трех человек, которым необходимо было перейти Анды и сообщить о случившемся. Сложнейший переход одолели двое. З

а 11 дней, без снаряжения и теплой одежды, они прошли 55 километров по заснеженным Андам и вышли к горной речке, где встретили чилийского пастуха, который и сообщил властям о выживших пассажирах.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Учить вызывать экстренные службы спасения по телефону, учить принимать решения в экстремальных ситуациях, формировать привычку всегда быть внимательным при играх и прогулках. ознакомление школьников с элементарными правилами оказания первой помощи при несчастных случаях.

Задачи:

  • Образовательные: формировать представление у учащихся о том, что мы называем экстремальной ситуацией и где она может возникнуть.
  • Коррекционные: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; формировать навыки работы с опорным конспектом, продолжать развивать умение работать с иллюстрациями.
  • Воспитательные: подчеркнуть, что принятое рациональное решение способствует предупреждению поступков разрушающих здоровье, воспитание бережного отношения к собственному здоровью, воспитание правовой культуры школьников и навыков выживания в экстремальных ситуациях.

Элементы содержания : Опасность. Опасные и безопасные ситуации. Правила поведения на улицах и дорогах, на воде, в экстремальных ситуациях. «Из любой ситуации выходы есть, возможностей много – их просто не счесть!», случайные повреждения и оказание первой помощи.

Оборудование: Цветные карандаши, рабочая тетрадь, иллюстрации, карточки с сюжетными картинками, игрушечный телефон, плакаты, памятки для учащихся, слайды.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент .

2. Водная часть .

Учитель беседует с детьми о том, что человек иногда попадает в экстремальные ситуации. Главное в такой момент – не испугаться, не растеряться и принять правильное решение. Но случается и такое, что человек сам создает такие ситуации из-за невнимательности, неправильного обращения с окружающими предметами. Дети вспоминают о том, что люди попадают в различные экстремальные ситуации. В этих ситуациях можно вести себя по-разному, но выбранный вариант поведения должен быть ориентирован на сохранения здоровья.

3. Основная часть урока .

Сообщается цель урока. Пусть дети объяснят, что такое в их понимании экстремальная ситуация, и приведут примеры. Учитель записывает варианты ответов на доске. К каждой записанной на доске экстремальной ситуации подбирается вариант поведения. Когда весь перечень исчерпан, учитель делает обобщение. В ходе обобщения дети приходят к выводу, что в сложных и трудных обстоятельствах можно, либо постараться выйти из ситуации, либо принимать меры по само спасению.

Класс делится на 4 – 6 групп. Каждая группа получает карточку - задание, на которой коротко описывается экстремальная ситуация. Дети читают задание, обсуждают свои варианты в группе, распределяют роли участникам, проигрывают сценку перед другими группами и объясняют, почему ими выбран тот или иной вариант поведения. Учитель знакомит детей с номерами телефонов экстренной службы. Они вместе пробуют правильно «вызвать» службы экстренной помощи по телефону.

Окружающее человека пространство можно условно разделить на открытое (река, улица, поле и т. д.), закрытое (школа, дом и т.д.) и замкнутое (лифт, подвал, закрытая комната и т.д.). В открытом пространстве ребенок может обратиться за помощью, пытается сам выйти из ситуации или предпринимает действия по само спасении, то же и в закрытом. В замкнутом же пространстве у ребенка остается два варианта поведения: звать на помощь или самому принимать меры по спасению.

Ребята, сегодня мне хотелось бы предложить вам несколько советов и памяток о безопасности жизнедеятельности.

В жизни человека может произойти несчастье, и всегда ему на помощь приходят службы спасения. Давайте назовем их вместе.

При пожаре это ….(пожарные ).

При тяжелом заболевании это… (врачи )

Чтобы задержать хулигана и обезвредить преступника это… (полицейские )

Учащиеся по картинки должны сами продолжить, и определить

Памятка № 1 (Слайд 2.)

Если ты оказался дома без родителей, никому чужому или малознакомому без родителей дверь не открывай, как бы ни представлялся незнакомец;

Если пытаются открыть входную дверь, вызывай полицию по телефону «02», точно укажи адрес, а затем с балкона или с окна зови на помощь соседей или прохожих;

Не входи сразу в подъезд многоэтажного дома, если перед тобой туда вошел одинокий мужчина или молодой парень;

– Не садись к незнакомым или мало знакомым лицам в автомобиль, даже если очень хочется покататься.

Задание:

Составь словосочетания по образцу:

Машина - полицейская машина.
Жезл - … жезл.
Свисток - … свисток.
Рация - … рация.
Пост - … пост.

Памятка № 2 (Слайд 3.)

Избегать в темное время суток улиц и переулков с плохим или слабым освещением, не ходить домой короткими, но опасными, особенно пролегающими через лесопарковую зону, дорогами, дабы сократить путь до дома, так как это очень удобное место для преступников;

Не доверяйте случайным знакомым;

Если чувствуешь, что тебя преследует незнакомый человек, зайди в ближайший магазин, любое людное место или попроси взрослого прохожего проводить до дома;

Не садись к незнакомым или малознакомым лицам в автомобиль, даже если очень хочется покататься.

Памятка № 3 (Слайд 4, 5.)

Как правильно вызывать пожарную службу?

Что и в какой последовательности надо называть:

  1. объект;
  2. что горит;
  3. адрес;
  4. номер подъезда;
  5. этаж;
  6. код (для входа в подъезд);
  7. фамилия;
  8. телефон;
  9. сколько этажей в здании;
  10. есть ли опасность для людей.

Если возгорание произошло в квартире, при этом необходимо помнить:

  • во-первых, выделяющийся дым очень опасен, он содержит ядовитые вещества от него нельзя защититься, даже если дышать через сырую тряпку;
  • во-вторых, даже при успешном тушении не теряйте из виду путь к своему отступлению, внимательно следите за тем, чтобы выход оставался свободным и незадымлённым;
  • в-третьих, если на вас загорелась одежда: нельзя бежать, это лишь усилит горение, надо быстро сбросить воспламенившуюся одежду, а если это не удалось, следует упасть и кататься по полу (земле), сбивая пламя.

Задание: Рассмотри фрагмент картинки о пожаре. Расскажи, что здесь изображено. Опиши одежду пожарных. Какая это одежда? Как ты думаешь, из какого материала ее изготавливают?

(Из специального – огнеупорного, защищающего тело человека от огня.) А как называется головной убор пожарного? (Каска .)

Памятка № 4 (Слайд 6.)

Как можно потушить горящий электроприбор?

  • отключить электроэнергию, накинуть на него одеяло, покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха.
  • нельзя тушить водой аппаратуру, включенную в электросеть!
  • небольшое пламя на обесточенном телевизоре можно залить водой, но при этом надо находиться сзади или сбоку от телевизора во избежание травм при возможном взрыве кинескопа.
  • при возгорании масла на сковородке необходимо сразу же плотно закрыть сковородку крышкой или выключить плиту.

На доске вывешивается плакат с написанными или нарисованными правилами оказания первой помощи.

Первая помощь при травмах:

Вывихи – смещение суставных концов костей.

Симптомы – боль в конечности, невозможность движений в суставе;

  • холод на область поврежденного сустава;
  • обезболивающие средства (анальгин);
  • создать неподвижность конечности;
  • доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Перелом (открытый, закрытый) – повреждение кости нарушением ее целости.

Симптомы - резкая боль, невозможность движения в конечности, появление отечности, нарушение ее формы и длины;

  • наложить шину (подручный материал);
  • борьба с шоком или предупреждение его;
  • доставить пострадавшего в лечебное учреждение;

Ушиб – механическое повреждение мягких тканей без нарушения целости кожи.

Симптомы – боль, опухоль на месте повреждения, возможен кровоподтек (синяк).

  • холод (лед, холодная вода);
  • покой поврежденной части;
  • при сильном ушибе – доставить пострадавшего в больницу;

- Из-за внезапности травм люди часто теряются, пугаются или действуют неумело. Но если вовремя и правильно оказать медицинскую помощь, то можно избежать серьезного ухудшения здоровья и даже гибели человека. Если ты поранился или тебя укусило животное и из раны течет кровь, не надо пугаться, плакать, впадать в панику. Необходимо быстро обработать края раны йодом или зеленкой. Саму ранку йодом смазывать нельзя. Чтобы грязь и микробы не попали в обработанную ранку, а так же чтобы рана меньше болела, ее нужно прикрыть, забинтовать или заклеить бактерицидным лейкопластырем. Затем как можно скорее обратиться в травм пункт к врачу.

- При падении или внезапном сильном ударе человек может сломать кость. Такая травма называется переломом.

Переломы закрытые и открытые (Слайд 8.)

Если осколки кости прорвали кожу и видны из кровоточащей раны, то такой перелом называется открытым. В этом случае нужно попытаться остановить кровотечение и обработать края раны. Чаще перелом бывает закрытым. При этом осколки не видны, но поврежденная нога или рука сильно болит, быстро отекает – и на месте перелома возникает бугор. Нужно

  • Позвать на помощь взрослых.
  • Обеспечить покой поврежденной конечности, чтобы обломки кости не могли двигаться и вызывать боль.
  • Наложить шину или ровную дощечку – на поврежденные места так, чтобы их середина была на месте перелома.
  • Затем обернуть место перелома чем – ни будь мягким.
  • Обязательно вызвать скорую помощь и показать пострадавшего врачу.

При растяжение связок (Слайд 9.)

При оказании первой медицинской помощи необходимо обеспечить покой и приложить холод к поврежденному месту. На ногу следует наложить шину, а руку зафиксировать с помощью косынки или прибинтовать к туловищу. После этого пострадавшего следует доставить к врачу.

Практическая работа в парах.

Блиц-опрос

  • Какие модели поведения в экстремальных ситуациях вы знаете?
    (Звать на помощь, стараться выйти из ситуации, принимать меры по само спасению )
  • Если вы потерялись на улице, к кому можно обратиться за помощью?
    (К полицейскому ).
  • Назовите номер телефона пожарной команды, полиции, «скорой помощи», аварийной газовой службы?
    (01, 02, 03, 04 )
  • Как определить место купания на водоемах?
    (По указательному знаку .)
  • Вы не умеете плавать. Можно ли лежать на надувном матрасе на воде? Почему?
    (Нельзя, потому что течение вас может отнести далеко от берега, матрас может в любой момент спуститься .)
  • Чем обрабатывается поверхностный укус собаки?
    (Теплой мыльной водой, дезинфицирующими средствами, накладывается чистая повязка .)
  • Ты возвращаешься домой один, в подъезде у лифта встречаешь незнакомого человека. Он предлагает подняться с ним. Твои действия?
    (Вежливо отказать .)
  • Ты идешь по улице без взрослых и видишь, что тебя преследует незнакомый человек. Куда ты можешь побежать?
    (Домой, в дом друга, в школу, зайди в ближайший магазин ).
  • Чем помочь человеку, на котором загорелась одежда?
    (Накрыть его одеялом или чем-либо подобным, чтобы прекратить доступ кислорода, и продолжать его катать ).
  • Почему от дыма погибает больше людей, чем от огня?
    (Дым содержит ядовитые вещества .)

Упражнение: «Пожарная, полиция, врачи, газовая служба»

Учащиеся встают по кругу. У ведущего в руках мяч.

Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из четырех слов: « пожарная, полиция, врач, газовая служба», а тот кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово «пожарная» - название 01 или огонь, огнетушитель, каска и т. д. ; «врач» - название 03 или шприц, градусник, аптечка и т. д.; «полиция» - название 02 или рация, свисток, уголовный кодекс и т. д.; «газовая служба» - название 04 или газ, противогазы и т.д. По ходу выполнения упражнения ведущий побуждает участников увеличивать темп. Упражнения направлено на развитие беглости мышления.

4. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Что, на ваш взгляд, самое трудное в данных ситуациях?

Что было самым интересным?

Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Нарисовать плакат по теме данного урока.

Понятие экстремальной ситуации и общие признаки экстремальной ситуации

Экстремальная ситуация - это выходящая за рамки «обычной» ситуация, требующая от человека повышенной концентрации физических и (или) эмоциональных усилий, с возможными отрицательными последствиями для жизнедеятельности человека, иначе говоря, это ситуация, в которой человеку дискомфортно (несвойственная ему ситуация).

Признаки экстремальной ситуации

1. Наличие непреодолимых трудностей, осознание угрозы или непреодолимого препятствия на пути реализации каких-либо конкретных целей.

2. Состояние психической напряженности и различные реакции человека на экстремальность окружающей обстановки, преодоление которой имеет для него большое значение.

3. Существенное изменение обычной (привычной, иногда даже напряженной или сложной) ситуации, параметров деятельности или поведения, т. е. выход за рамки «обычного».

Таким образом, одним из основных признаков экстремальной ситуации служат непреодолимые препятствия к осуществлению, которые можно рассматривать как непосредственную угрозу реализации поставленной цели или задуманного действия.

В экстремальной ситуации человеку противостоит среда, и поэтому ее следует рассматривать в соответствии с обстановкой, для которой характерно нарушение соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека.

Экстремальные ситуации связаны с заметно и резко меняющимися условиями, в которых протекает деятельность. Возникает опасность невыполнения задачи или угроза сохранности техники, оборудования, жизни человека.

Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.

Поведение человека в экстремальных ситуациях

Жизнь человека представляет собой череду всевозможных ситуаций, многие из которых в силу их повторяемости и похожести становятся привычными. Поведение человека доводится до автоматизма, поэтому расход психофизических и физических сил в таких ситуациях сведен к минимуму. Иное дело экстремальные ситуации. Они требуют от человека мобилизации психических и физических ресурсов. Человек, находящийся в экстремальной ситуации, получает информацию о разных ее элементах:

О внешних условиях;

О своих внутренних состояниях;

О результатах своих собственных действий.

Обработка этой информации осуществляется посредством познавательных и эмоциональных процессов. Результаты этой обработки влияют на поведение личности в экстремальной ситуации. Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности человека. И если эта активность не приносит ожидаемого улучшения положения, человека захлестывают отрицательные эмоции разной силы. Роль эмоций в экстремальной ситуации различна. Эмоции могут выступать и как индикатор экстремальности и как оценка ситуации, и как фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. И в то же время необходимо помнить, что эмоциональные переживания представляют собой один из важных факторов поведения человека в экстремальной ситуации.

Как правило, экстремальная ситуация порождается объективными причинами, но ее экстремальность в значительной степени определяется субъективными составляющими. Так:

Объективной угрозы может и не быть, но человек или группа людей ошибочно воспринимают сложившуюся ситуацию как экстремальную. Чаще всего это происходит из-за неподготовленности или искаженного восприятия окружающей действительности; могут, однако, существовать и реальные объективные факторы угрозы, но человек не знает об их существовании и не осознает возникшей экстремальной ситуации;
- человек может осознать экстремальность ситуации, но оценивать ее как незначимую, что само по себе уже является трагической ошибкой, которая может привести к непредсказуемым последствиям;

Оказавшись в экстремальной ситуации и не находя выхода из создавшегося положения, потеряв веру в возможность ее разрешения, он уходит от реальности посредством активизации механизмов психологической защиты;

Ситуация может быть объективно экстремальной, но наличие знаний и опыта позволяет преодолевать ее без значительной мобилизации своих ресурсов.

Таким образом, человек реагирует на экстремальную ситуацию в зависимости от того, как он ее воспринимает и оценивает ее значение. Существует и еще одна специфическая реакция человека на экстремальную ситуацию - психическая напряженность. Это психическое состояние человека в экстремальной ситуации, с помощью которого человек как бы подготавливается к переходу от одного психофизического состояния к другому, адекватному сложившейся обстановке.
Формы напряженности.

Лекция 8

Пока человек находится в знакомой ему обстановке, он ведет себя обычно. Но как только наступает сложная, а тем более опасная ситуация, с ним могут происходить самые невероятные изменения. В экстремальной ситуации многократ­но возрастают психологические нагрузки, меняется поведение, снижается критичность мышления, происходит нарушение ко­ординации движений, понижается восприятие и внимание, ме­няются эмоциональные реакции и многое другое.

В экстремальной ситуации, иначе говоря в ситуации ре­альной угрозы, возможна одна из трех форм реагирования:

а) резкое понижение организованности (дезорганизация) поведения;

б) резкое торможение активных действий;

в) повышение эффективности действий.

Дезорганизация поведения может проявляться в не­ожиданной утрате приобретенных навыков, которые, каза­лось, доведены до автоматизма.

Повышение эффективности действий при возникновении экстремальной ситуации выражается в мобилизации всех ресур­сов психики человека на ее преодоление. Это - повышенный самоконтроль, четкость восприятия и оценки происходящего, совершение адекватных ситуации действий и поступков. Та­кая форма реагирования, самая желательная, но у всех ли и всегда ли она возможна?

Чтобы в экстремальной ситуации принять правильное решение, необходимо, по возможности, разобраться в том, в какую ситуацию вы попали.

Во-первых, в ситуации угрозы применения силы прежде всего следует определиться, насколько она реальна, можно ли избежать наступления нежелательных последствий . Оцените место, где угрожают. Если это ваш рабочий кабинет или жи­лое помещение, то следует учесть, что угрожающий гораздо хуже вас ориентируется в обстановке: вы знаете, где находит­ся та или иная вещь. Но в жилом помещении могут находиться ваши близкие, и угроза может при определенных обстоятель­ствах обернуться против них. Однако это может быть помеще­ние, в котором хозяином является угрожающий, и здесь инициатива в большей мере на его стороне.

Другая ситуация - улица. Одно дело - улица, на которой есть люди, другое - когда вокруг никого и возможность появ­ления кого бы то ни было весьма сомнительна.

Во-вторых, время, когда возникает угроза применения силы. (день или ночь) В темное время суток любая угроза воспринимается иначе, чем днем. Тут может сработать установка, что насилие совер­шается преимущественно в ночное время. Да и вообще многих людей темнота сама по себе может держать в повышенном напряжении.

В-третьих, количество людей, сопровождающих угрожа­ющего. Одно дело, если он один, совершенно иное, если с ним несколько человек. Характер взаимоотношений между ними может сориентировать вас в том, кто из них главный, впервые ли они совершают подобное деяние или действуют как сла­женный механизм.


В-четвертых, физические данные и экипировка угро­жающего. Характер одежды до определенной степени может свидетельствовать о том, гото­вился ли к встрече с вами угрожающий, соответствует ли она его намерениям. В одежде свободного покроя можно легко спрятать орудия насилия, которые впоследствии человек мо­жет применить.

При анализе обстановки, когда вас пытаются шантажи­ровать, следует обращать особое внимание на следующие моменты.

Во-первых, имело ли на самом деле место то событие, ко­торое использует шантажист. Если того, чем вам пытаются угрожать, не было, то далеко не всегда стоит об этом сразу же уведомлять шантажиста. Но иногда может сложиться ситуа­ция, когда само по себе событие имело место, но выглядело оно совершенно иначе, чем это излагается в угрозе. В данной ситуации необходимо оперативно оценить, сможете ли вы до­казать, как на самом деле выглядело это событие.

Во-вторых, насколько реальна возможность скомпромети­ровать вас в случае отказа выполнять требования шантажис­та. Каковы для вас могут быть последствия, каким способом этого будут пытаться достичь.

В-третьих, есть ли у вас время для нейтрализации воз­можных отрицательных последствий, можно ли хотя бы на не­много оттянуть их наступление.

В-четвертых, задевает ли угроза ваших близких или ка­сается только вас. Ведь это разные ситуации, когда шантажируют наступлением вредных последствии для вас самого и сейчас или когда угроза касается ваших близких, но в будущем.

В-пятых, осуществляется ли шантаж по телефону, в пись­менном виде или при личном контакте с шантажистом.

Лиц, от которых исходит угроза нападения или шан­тажа, можно классифицировать на три большие группы:

1) психически нормальные люди, находящиеся в со­стоянии, когда не наблюдается отклонений в поведении;

2) психически нормальные люди, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

3) люди с патологическими отклонениями в психике.
Если наличествует угроза физического нападения или оно уже осуществляется, то в первую очередь необходимо сориен­тироваться в физических данных партнера: рост, вес, телосло­жение, характерные признаки, указывающие на то, что он проходил какую-то специальную подготовку.

Обратите внимание на то, как человек стоит. (стойка боксера, каратиста, и т.д ) Боксер, как правило, принимает открытую, но все же боксерскую стойку, непроизвольно сжимает кулаки, нередко кулаком ведущей ру­ки постукивает в открытую ладонь другой, как бы играя сам с собой (тут вы можете получить наглядную информацию о том, левша он или правша). Нередко у боксеров можно наблюдать характерные изменения в строении носа - как следствие неод­нократного травмирования переносицы.

Борец обычно стоит несколько опустив плечи, руки -вдоль туловища, они могут быть полусогнуты, пальцы как бы готовы что-то схватить, ноги - на ширине плеч или чуть шире. Стойка может восприниматься как угрожающая, движения более плавные, чем у боксера.

Человек, занимающийся каратэ, может непроизвольно принять одну из стоек этого вида противоборства, ноги и руки занимают характерное положение, пальцы не всегда сжаты в кулаки, ио если и сжаты, то гораздо плотнее, чем по делают боксеры.

Как правило, все эти люди имеют хорошее телосложение, развитую мускулатуру, хорошо двигаются, смотрят на партне­ра, фиксируя малейшие изменения в его поведении.

Кстати, зафиксировать внешние признаки угрожающего, нападающего, шантажирующего крайне важно, поскольку не исключено, что вам придется вступить а отношения с правоох­ранительными органами, и тогда любая замеченная мелочь может пригодиться.

Если позволят время и условия, целесообразно обратить внимание на рост, особенности телосложения, цвет волос и особенности прически, цвет глаз, форму лба, носа, губ, подбо­родка, ушей. Обращайте внимание на то, во что одет против­ник, но самое главное - особые приметы, выделяющие данного человека.

К особым приметам относятся fie только родинки, шрамы, наколки, какие-либо физические изъяны, но и манеры гово­рить, жестикуляция, особенности голоса, произношения, лек­сика и многое другое, что в совокупности характерно только для этого человека.

Если угрожавший общался по телефону, обратите внима­ние на характер звонка - местный или иногородний, как або­нент представился, сразу же новел речь о существе дела, не спросив, с кем разговаривает, или вначале уточнил, с кем он говорит.

Характеристика его речи - быстрая или медленная, внят­ность, наличие заикания и акцента, четкость и другие особен­ности произношения. Голос - громкость, тембр, хриплый, мягкий, нетрезвый. Манера говорить - спокойная, уверенная, связанная, бессвязная, неторопливая, торопливая, пристойна», непристойная, озлобленная, эмоциональная, бесцветная.

Наличие шумов, сопровождающих разговор, - другой го­лос, который подсказывает, что говорить абоненту, тишина или сильный шум, звук транспорта (поезд, метро, автомобиль, самолет), шум станков, канцелярских машин, телефонных звонков, музыка, шум улицы.

Вступая в непосредственный контакт с угрожающим, сле­дует также обратить внимание и на степень его агрессивности. Направлена ли она конкретно на вас, что может свидетель­ствовать о личных мотивах, или это агрессивность общего характера, то есть направлена на вас просто как на объект, над которым поручено произвести насилие. Попытайтесь оце­нить, насколько реальна вероятность насилия или же вас пыта­ются «взять на испуг».

Важно определить эмоциональное состояние противника -от этого зависит характер и быстрота его действий, степень агрессивности, возможность ведения диалога с ним и уклоне­ния от вредных для вас последствий.

Опишем некоторые эмоциональные состояния и покажем, как по внешним признакам можно определить, какую (или ка­кие) эмоцию испытывает угрожающий.

Страх - иногда можно столкнуться с ситуацией, когда угрожающий или нападающий сам боится. При страхе, как правило, происходит резкое сокращение мышц, за счет чего у человека, испытывающего страх, появляется скованность в движениях. Они несколько раскоординированны, можно дос­таточно четко зафиксировать дрожание рук, особенно кончи­ков пальцев, ног и т.д. Брови почти прямые, несколько приподняты, их внутренние уголки сдвинуты друг к другу, лоб покрывают горизонтальные.морщины. Глаза раскрыты доста­точно широко, нередко расширены зрачки, нижнее веко на­пряжено, а верхнее слегка приподнято. Рот открыт, губы напряжены и немного растянуты. Взгляд воспринимается как-бегающий.

Происходит более активное потоотделение, хотя в поме­щении или на улице комфортная температура. Пот можно на­блюдать в следующих зонах:, лоб, над верхней и под нижней губой, на шее, подмышках, ладонях, спине. Человек активно вытирает пот, его лицо бледнеет.

Гнев нередко можно наблюдать при агрессивном поведе­нии. Именно эта эмоция - показатель степени агрессивности партнера. Его поза приобретает урожающий характер, чело­век выглядит так, будто готовится к броску. Мышцы напряже­ны, но нет характерного для страха тремора. Лицо нахмурено, взгляд может фиксироваться на источнике гнева и выражать угрозу. Ноздри расширяются, крылья ноздрей вздрагивают, губы оттягиваются назад, иногда настолько сильно, что обна­жают стиснутые зубы. Лицо бледнеет, но чаще краснеет. Иногда можно заметить, как по лицу человека, испытывающе­го гнев, пробегают судороги.

Речь с нотками угрозы сквозь зубы. Могут иметь место весьма грубые слова, обороты и нецензурная брань. Харак­терно, что в сильном гневе даже люди нерусской национально­сти нередко используют русскую нецензурную лексику.

Следует особо отметить, что при гневе человек ощущает прилив сил, становится гораздо более энергичным и импуль­сивным. В этом состоянии он испытывает потребность в физи­ческом действии, и чем сильнее гнев, тем больше эта потребность. Самоконтроль снижен.

Презрение - в отличие от гнева эта эмоция редко вызыва­ет импульсивное поведение, но не исключено, что именно по­этому человек, демонстрирующий презрение, в чем-то более опасен разгневанного.

Внешне это выглядит примерно так: голова поднята вверх, и даже если человек, демонстрирующий презрение, ниже вас ростом, то создается впечатление, что он смотрит сверху. Можно наблюдать позу отстраненности и самодоволь­ное выражение лица.

Отвращение - негативная эмоция, могущая стимулиро­вать агрессию. Человек, испытывающий отвращение, выглядит так, будто ему в рот попало что-то отвратительное или он почувствовал крайне неприятный запах. Нос наморщивается, верхняя губа подтягивается вверх, иногда создается впечатле­ние, что у такого человека косят глаза. Как и при презрении -поза отстраненности, но без выраженного превосходства.

Отвращение в сочетании с гневом может вызвать весьма агрессивное поведение, поскольку гнев мотивирует нападе­ние, а отвращение - потребность избавиться от неприятного.

Не будем останавливаться на описании таких эмоций, как радость, удивление, горе, стыд, поскольку они не столь харак­терны для ситуаций агрессии, нападения. Но если.человек, причиняющий боль, демонстрирует внешние признаки радос­ти, то это как минимум признак садизма.

Человек «не в себе»

Нередко угрозу нападения, само нападение или шантаж осуществляет человек, находящийся в состоянии алкогольно­го или наркотического опьянения. Алкоголь и наркотики при­водят психику нападающего или угрожающего в состояние повышенной возбудимости, резко снижают уровень самоконт­роля. Именно поэтому иногда бывает важно определить, ка­кой «допинг» и сколько принял противник и что от него можно ожидать.

Признаки алкогольного опьянения так хорошо известны, что нет нужды их подробно описывать. Но важно знать: наи­более опасны легкая и средняя стадии опьянения, вызывающие нередко повышение агрессивности. Некоторые принимают алкоголь для «храбрости», преодолевая тем самым чувство страха, признаки которого тем не менее можно зафиксиро­вать.

При алкогольном опьянении снижается критичность вос­приятия происходящего, такой человек с трудом воспринима­ет или вообще не воспринимает какую бы то ни было аргументацию. Движения активизируются и быстро могут пе­рейти в агрессивные. Как правило, физическому нападению в подобных ситуациях предшествует ругань, брань, угрозы.

Человек, находящийся в состоянии наркотического опья­нения, внешне выглядит практически как любой нормальный человек, и тот, кто ни разу не видел людей в таком состоянии, может этого и не заметить.

Наркотическое опьянение характеризуется, как правило, повышенной активностью в движениях: быстрая, чрезмерно живая речь, не совсем адекватное реагирование на вопросы, своеобразный «блеск» в глазах, иногда беспричинный смех, в целом состояние эйфории. У некоторых людей в этом состоя­нии уменьшается чувствительность к боли, практически может не осознаваться ответственность за свои действия, отсутству­ет чувство сопереживания другим. Все это характерно для легкого наркотического опьянения, которое действует воз­буждающе.

У хронического наркомана можно зафиксировать следы от уколов, мешки под глазами. Следует иметь в виду, что реак­ция на наркотик может быть достаточно кратковременной, а окончание его действия в экстремальной для наркомана об­становке может вызвать у него абстиненцию, следствием кото­рой будет резкое ухудшение его состояния, он может стать подавленным, злобным, еще более возбужденным и агрессив­ным.

У него может возникнуть непреодолимое желание как мож­но скорее устранить препятствие на пути к очередной дозе нар­котика. У некоторых наркоманов этот период активизации длится непродолжительное время, после которого может на­ступить период резкой депрессии, вплоть до эпилептических припадков, когда человек становится практически беспомощ­ным.

Агрессия может исходить от человека, страдающего рас­стройством психики. Весьма условно такие люди подразделя­ются на четыре группы: больные, страдающие шизофренией параноидального типа; больные, страдающие маниакально-депрессивным психозом; больные с антисоциальным поведени­ем; лица с неадекватной реакцией.

Если лицо, угрожающее нападением, относится к первой группе, то следует учесть, что такие люди практически утра­тили всякую связь с реальностью, у них часты слуховые и зрительные галлюцинации, а также маниакальный синдром, проявляющийся в мании величия либо преследования. При мании величия человек считает себя наделенным особыми каче­ствами, вследствие чего он намного «выше» других. При ма­нии преследования человек уверен, что его преследуют за его «особую миссию», «особый дар» и т.д.

Маниакальный человек может посчитать вас «великим грешником», от которого он должен избавить мир. Это люди с достаточно развитым интеллектом, их трудно обмануть, ввес­ти в заблуждение. В определенных ситуациях они могут быть весьма агрессивными.

Лица, относящиеся ко второй группе, обычно находятся в состоянии такой глубокой депрессии, что теряют всякую связь с реальным миром. Часто считают себя недостойными жить, но готовы и других забрать с собой в мир иной, так как искренне считают, что окажут услугу, избавив от ужасов земного суще­ствования.

Речь больного чрезвычайно замедленна, для ответов на самые простые вопросы ему требуется от 15 до 30, а иногда и более секунд. Движения могут напоминать демонстрацию фильма в замедленном темпе. У него могут происходить спон­танные «улучшения» состояния, когда он вдруг совершенно спокойно говорит: «Ну хорошо, теперь я знаю, что надо де­лать». Не радуйтесь раньше времени, лучше, когда улучше­ние его состояния происходит постепенно.

Следующие две группы не относятся к душевнобольным, так как не теряют связи с реальностью, но и их можно причис­лить к разряду лиц с психическими расстройствами.

Классического манипулятора или афериста характеризует полное отсутствие чувства вины, укоров совести. Ему чужды мораль и этика в общечеловеческом понимании, что делает маловероятной его способность относиться к тем, кому он уг­рожает или на кого оказывает физическое воздействие, как к людям. Нередко он стремится к физическим удовольствиям, любит манипулировать другими людьми, умеет «подать» себя и на первых порах может сформировать о себе мнение как о приятном человеке. Повышенно импульсивен, может доби­ваться немедленного удовлетворения своих требований.

И, наконец, есть люди, которые, не теряя связи с реально­стью, мыслят незрело, хотя и могут осознавать последствия совершаемых действий и поступков. Проявляет неадекватную реакцию на стресс, чувствует себя неудачником в жизни, чело­веком, которому всегда не везет. Инцидент с вами - это воз­можность доказать кому-то что-то важное, а физическое столкновение может рассматриваться им как одно из острых ощущений. Он нередко делает заявления типа: «Я докажу им. на что я способен».