В России был учреждён Совет Министров. Витте стал первым премьер-министром россии

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА

Летию со дня кончины посвящается

Верный слуга Государя

История написания этой статьи о выдающемся государственном деятеле России времен царствования, мною горячо любимого Святого Государя Императора Николая II, началась удивительным образом.

В июле 1999 года меня пригласили посетить квартиру в историческом центре Петербурга, на Стремянной улице, которая, как мне сказали, принадлежала Министру, служившему верой и правдой своему Императору.

Когда я оказался внутри этих прекрасно отреставрированных апартаментов, меня буквально окутала необыкновенная радость. Восторг! Ощущение неописуемого Царского величия и благодати - таковы были мои ощущения. Но самое главное - я увидел и одновременно почувствовал присутствие здесь в этих покоях Святого страдальца Царя Мученика Николая. Он смотрел на меня, в мое сердце и говорил: "Здесь жил и служил Мне верный слуга"…

Все мое тело наполнилось некой радостью и умилением. На какой то миг в почти пустых покоях предстали вещи, книги, ковры и утварь, как они были во время пребывания здесь владельца, но главное - портреты Государя Императора Александра III и его сына Святого Царя Николая Александровича (1868 – 1918 гг .). В огромном зале, где я увидел светлый образ Святого Царя Мученика, незримо предстал его портрет. Его Императорское Величество Николай II Александрович предстал в полный рост, в парадной, белого цвета военной форме.

И снова прокатилось по залам, в самом сердце и моем теле: "Он любил Меня и был предан Мне " .И в миг все исчезло!

Несколько дней я оставался под сильным впечатлением от увиденного.

Некоторое время я не знал, кому именно принадлежала эта квартира. А ведь Государь только упомянул о нем. О владельце, как бы предвидя мои вопросы, сомнения, и искушения – кто же он, этот верный слуга Государя. Враг тотчас искусил меня – в первый день, в ответ на мой вопрос я услышал от смотрителя апартаментов: «Она кажется, Витте принадлежала». От этого имени мне стало нехорошо.

Но, днем позже, истинная владелица апартаментов, православная образованная женщина, к тому же супруга одного из высших чиновников «Лукойла» ответила определенно и твердо: "Нет, нет, что Вы. Она принадлежала не Витте, а Коковцову. Министру финансов". Увы! Я впервые слышал эту фамилию.

Женщина продолжала и тотчас попросила: "Найдите что-нибудь о нем. И напишите мне кратко, указав источники". Не колеблясь и помня об образе и словах Государя, я дал свое согласие. Но и тогда я еще не осознал, что образ Святого Царя Мученика Николая как бы указывал мне о том же – узнай, вникни и напиши о нем.

На этом удивительные события не закончились. Позднее, я узнал от доверенных лиц удивительные обстоятельства, связанные с этими апартаментами и их владельцем, который пытался их продать. Но безуспешно. И не потому лишь, что запросил за то высокую цену. Просто как будто кто-то не отпускал, не отдавал эти стены в руки нечестивых и непорядочных господ. Кто только не переступал порог этих апартаментов - и богатые евреи, и небедные мусульмане, и отягощенные долларами язычники, респектабельные иностранцы и т. п. Все они были здесь не один раз, но... Как будто сам Святой Государь не позволял им стать новыми хозяевами. Все эти обстоятельства подвигли меня заняться розыском материалов о владельце необычного, необыкновенно красивого, элегантного и, по своему, величественного жилища.

Прошло несколько лет, но до сих пор я с восхищением вспоминаю свой единственный визит в квартиру Владимира Николаевича Коковцова. Именно так звали этого человека. Эта история в который раз убедила меня в Святости Государя Мученика Николая II Александровича и в том, что он и теперь хозяин земли Русской, пекущийся о своих подданных.

Посвящаю этот материал своему трагически погибшему брату во Христе Александру Калоеву, приведшему меня в эти апартаменты, и позволившему соприкоснуться с чудесным изъявлением воли Божией.

Владимир Николаевич

Коковцов

IV.1853 – 16 (29).I.1943 гг.)

Председатель Совета Министров Российской Империи

И сторический портрет личности, безусловно, требует погружения в эпоху, в которой жил и творил на благо Отечества каждый верноподданный Российской Империи. Человек, о котором пойдет речь сегодня, не только верой и правдой служил своему Отечеству, но, по воле Божией, в трагические и судьбоносные моменты ее истории, оказывался в центре событий.

Я глубоко убежден – моим современникам будет полезно узнать о неповторимой истории служения Престолу и Отечеству этого государственного деятеля. Ведь он благополучно созидал в один из самых значительных периодов Русской истории – в эпоху Царствования Святого Государя Императора Николая II (1894-1917 гг .) Александровича. Герой моего повествования был другом Святого Государя, и лично принимал участие во встречах и беседах с членами Святой Царской Семьи.

Жизнь Владимира Николаевича Коковцова почти неизвестна русскому читателю. А между тем, в ней много сторон, которые могли быть примером для подражания. Редкий человек, а тем более политик или чиновник признается в своих заблуждениях и ошибках. Он – признался. И даже более того - раскаялся. В.Н.Коковцов всегда имел на все происходящее свое мнение, свой взгляд. Многие из них и теперь, как никогда, современны и точны, а потому полезны…

Владимир Николаевич Коковцов происходил из старинного дворянского рода, которому принадлежало родовое имение Горна-Покровское в Боровичском уезде Новгородской губернии, пожалованное его предку Царем Алексеем Михайловичем. Дед Владимира Николаевича был Ярославским совестным судьей. Родился будущий Председатель Правительства Российской Империи в Великом Новгороде в семье чиновника. Образование получил во 2-й Петербургской гимназии и Императорском Александровском лицее, который окончил в декабре 1872 году с золотой медалью и чином титулярного советника. Внезапная смерть отца помешала ему посвятить себя научной карьере, и он всецело предался государственной службе, в то время как до несчастья уже подал документы на юридический факультет Петербургского университета. Так, промыслом Божиим, как бы пресеклась юридическая династия рода Коковцовых и началась новая, в которой В.Н.Коковцов достиг высшей ступени государственной иерархии, не запятнав себя изменой и клеветой в адрес Святого Государя Мученика и России.

I. Начало служения

44 года жизни отдал Владимир Николаевич государственной службе Российской Империи.

Он начал служить в 1873 – 1879 гг. на штатной должности в Департаменте Министерства юстиции, где занимал должности младшего, старшего помощника столоначальника, столоначальника статистического, а затем уголовного отделений. В 1878 году командирован за границу для изучения постановки тюремного дела. По возвращении в Санкт-Петербург, в 1879 г. переведен на службу в Министерство внутренних дел и назначен инспектором 5-го класса. В 1882 г. он назначен помощником начальника Главного тюремного управления Министерства внутренних дел и на этой должности участвовал в подготовке «Уставов о ссыльных содержащихся под стражей ».

В августе 1888 г. в возрасте 35 лет Владимир Николаевич произведен в действительный статские советники. С 1890 г. он уже помощник статс-секретаря Государственного совета и председатель Хозяйственного комитета Государственной канцелярии. В том же году Государем Императором Александром III Миротворцем он пожалован орденом Святого Станислава 1-й степени. В 1891-1892 гг. – исполняющий должность статс-секретаря, а в 1892-1895 гг. – статс-секретарь Департамента государственной экономии Государственного совета, где он подробно изучил вопросы бюджета и государственного хозяйства. В том же 1895 году он пожалован Святым Государем Императором Николаем II Александровичем одной из высшей государственной наградой России орденом Святой Анны 1-й степени.

В декабре 1895 – марте 1896 гг. Владимир Николаевич становится товарищем Государственного секретаря, а в 1896 и до начала нового века (1902 г.) занимает должность товарища Министра финансов при С.Ю.Витте. В этот период времени он руководит казначейской частью. При его активном участии разработано и проведено знаменитое преобразование питейной системы в России, при котором государство после столетнего перерыва взяло под контроль производство спиртных напитков что, тем самым, существенно пополнило казну государства.

В мае 1896 года, после Коронационных торжеств Владимир Николаевич Коковцов, наряду с другими выдающимися государственными деятелями России был пожалован Святым Государем Императором Николаем II Александровичем чином тайного советника. В нем он прослужил 9 лет. Три года спустя в 1899 году последовало Высочайшее пожалование орденом Святого Владимира 2-й степени. Так завершился в его жизни XIX век.

В мае 1900 года на 48-м году жизни Владимир Николаевич назначается сенатором, а в 1902-1904 гг. он уже занимает одну из высших ступеней в государстве – должность Государственного секретаря Российской Империи. Пройдет еще год и в январе 1905 года в разгар Русско-японской войны и организованной врагами внутренней смуты Владимир Николаевич будет назначен статс-секретарем Его Императорского Величества.

О восхождении В.Н.Коковцова по служебной лестнице сдержанно, ревностно и как всегда саркастично и предвзято повествует в своих мемуарах его учитель и наставник - масон, Министр финансов, граф Сергей Юльевич Витте (1849 - 1915 гг. ).

Из его воспоминаний мы узнаем некоторые подробности о восхождении В.Н.Коковцова:

"Сперва он служил в тюремном управлении, а потом в Государственной канцелярии и дошел до поста Статс-секретаря департамента экономии. Министр финансов имел всегда больше всего дело с этим департаментом. Когда открылся пост одного из товарищей (заместителей – здесь и далее прим. А.Р.) Министра финансов, то Председатель департамента Сельский (Д.М. - граф, статс-секретарь, Председатель Государственного Совета в 1905 - 1906 гг. ) и другие члены просили меня взять на это место Коковцова, так как им будет удобнее всего иметь дело с ним. Я его взял, и он служил у меня лет шесть (1896 - 1902 гг.)... я сделал Коковцова моим товарищем... покуда не был, не без моего сильного содействия, назначен Государственным Секретарем, я рекомендовал его Государю (Святой Царь Мученик Николай II (1894 – 1917 гг. )) на эту должность"... (С.Ю.Витте, "Избранные воспоминания", 233, 462 стр . ).

Надо сказать о том, что обстоятельства последних назначений были трагичными.

II. Трагическое возвышение

2 апреля 1902 года в Великий пост, в день памяти Святых мучеников в обители Святого Саввы убиенных (†796 г.) в здании Мариинского Дворца, где располагался Государственный Совет, был сражен пулей эсера, социалиста-революционера С.Балмашева 49-летний Министр внутренних дел, егермейстер (в 1899-1902 гг.) Дмитрий Сергеевич Сипягин. Эта трагедия, всколыхнувшая все русское общество, повлекла за собою множественные изменения в составе Правительства Российской Империи.

Святой Государь Император Николай II Александрович не колеблясь назначает на место убиенного Министра нового слугу Престола. Его должность занимает 55-летний Вячеслав Константинович фон Плеве (1846 - 1904 гг .).

На оставленный им пост Государственного секретаря претендует несколько достойных и опытных мужей Отечества, однако, по настоянию младшего сына Государя Императора Николая I Подвиголюбивого (1825 - 1855 гг. ), Великого Князя, генерал–фельдмаршала Михаила Николаевича (1832 - 1909 гг .) Государственным секретарем Империи назначается Владимир Николаевич Коковцов.

Граф С.Ю.Витте об этом пишет весьма сдержано:

"Замечательно, что Председатель Государственного Совета - Великий Князь Михаил Николаевич, желавший, чтобы Государственным Секретарем после Плеве был назначен Коковцов, не решался сам просить о том Государя, а потому, обратился ко мне с просьбой, чтобы я рекомендовал Государю назначить Коковцова Государственным Секретарем. Я исполнил желание великого князя, и рекомендовал Императору Николаю II назначить Коковцова Государственным Секретарем, за что Великий Князь меня очень благодарил…" («Избранные воспоминания», 233 стр .). И продолжает далее:

"Когда он был у меня товарищем, то касался только дел бюджетных и налоговых и не имел никакого отношения к делам банковым и вообще кредитным, каковыми делами занимался мой другой товарищ, Романов (П.М. - в 1897 - 1905 гг. товарищ Министра финансов – прим. А. Р.). Содействовал же я этому назначению, опасаясь, что последует гораздо худшее…" (463 стр .). Опасениям Витте не суждено было сбыться – Коковцов справился в столь трудный момент истории с возложенными на него Богом и Государем обязанностями. Впрочем, он поступал так всегда.

III. По воле Божией

О ставаясь на высоких должностях, В.Н.Коковцов принимает самое деятельное участие в разрешении острейшего в начале XX века в России "крестьянского кризиса ".

12 ноября 1901 года Высочайшим Указом было объявлено об учреждении обширной Комиссии, на которую возлагались особые полномочия. Суть же выражалась словами Высочайшего Указа:

"Для всестороннего обсуждения вопроса об экономическом упадке центра, в связи с условиями хозяйственной жизни других частей Империи…".

Председателем этой Комиссии, как пишет выдающийся историк и летописец С.С.Ольденбург в своем непревзойденном труде "Истории Царствования Императора Николая II" , был назначен товарищ Министра финансов В.Н.Коковцов.

К участию в ней были приглашены представители ведомств, специалисты-теоретики и земские деятели из числа сельских хозяев. Комиссия, - "…целью которой было всестороннее обследование сельскохозяйственной проблемы, не могла дать быстрого ответа на поставленные вопросы; она занялась собиранием обширного материала: и только через два года - в октябре 1903 года - собралась на пленарную сессию для подведения итогов своих работ…" (С.С.Ольденбург, стр. 174-175 ).

С 10 по 24 октября 1903 года под Председательством В.Н.Коковцова Комиссия завершила свою работу, высказав несколько "безобидных" пожеланий: о финансовой помощи земствам, о кустарной промышленности, об упорядочении переселенческого дела, о сокращении выкупных платежей. Все рекомендации Комиссии Коковцова, по воле Божией, в силу обстоятельств и под давлением революционных, смутных событий, были исполнены. Таким образом, последующее вскоре назначение Владимира Николаевича Государственным секретарем Российской Империи не было случайным.

Даже враги признавали за ним талант руководителя, чувствующего пульс своего времени. По мнению графа Витте, В.Н.Коковцов, - "...один из самых выдающихся финансистов в банковской сфере,… который, вследствие своей натуры, легче плавает по различным течениям…», - и является, - "…лицом более характерным…" (С.Ю.Витте, «Воспоминания», 233, 413 стр .). Многие его современники также считали Коковцова наиболее достойным претендентом на должность Министра финансов Российской Империи.

Господу было угодно возложить на него тяжкое бремя ответственности в самый трагический для Российской Империи момент.

IV. Назначение в дни войны

27 января 1904 года внезапным нападением на Русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, началась война с Японией:

"Известие о начале войны поразило, всколыхнуло Россию... всюду почувствовали: на Россию напали... В первый период войны это настроение преобладало: на Россию напали и надо дать отпор врагу"… (С.С.Ольденбург, 230 стр. ).

В первые же дни войны Святой Государь Император Николай II назначает Коковцова Министром финансов со словами :

"Помните, Владимир Николаевич, двери этого кабинета всегда открыты для Вас, в любое время, когда Вы захотите прийти"…

Святая Императрица Александра Федоровна (1872-1918 гг .) также была хорошо расположена к Коковцову. Уже после назначения, в ходе их первой беседы, она сказала:

"Я желала увидеть Вас, чтобы сказать, что как Царь, так и Я, просим Вас всегда быть полностью искренними с Нами и говорить Нам правду, не колеблясь, как бы она не была неприятна для Нас . Верьте Мне, что, несмотря на это, Мы отблагодарим Вас за нее со временем…» (Р.Мэсси, "Николай и Александра", 202-203 стр. ).

Преданный Государю и Отечеству Министр оказанное ему высокое монаршее доверие полностью оправдал. Летописец Государя С.С.Ольденбург писал:

"Новый Министр финансов В.Н.Коковцов успешно выпускал внешние займы на французском и отчасти на германском рынке для покрытия военных расходов, не вводя новых налогов и сохраняя свободный размен банковских билетов на золото …" (249 стр .). Более того, в трудный период внешней агрессии и внутреннего бунта ему удалось разместить ряд внутренних займов. Высочайшее доверие Святой Царской Семьи решительно меняет всю его жизнь.

90 лет назад, 2 июля 1925 года, был расстрелян князь Николай Дмитриевич Голицын. Николай Голицын был последним председателем Совета министров Российской империи. В условиях нарастания политического и экономического кризисов в России это была откровенно слабая фигура, не готовая на роль премьера. Голицын, по отзывам современников, был хорошим человеком, но не имел способностей большого государственного деятеля.

Николай Голицын родился 31 марта (12 апреля) 1850 г. в селе Поречье Можайского уезда Московской губернии. Происходил он из древнего рода князей Голицыных, которые вели своё начало от великого князя литовского и русского Гедимина. Род Голицыных дал России много известных военных, политиков и государственных деятелей.


Детство и юность князя прошли в имении его родителей Дмитрия Борисовича Голицына и Софьи Николаевны (Пущиной), в селах Владимирском и Лыткине Дорогобужского уезда Смоленской губернии. Николай получил образование в Императорском Александровском (Царскосельском) лицее. Лицей он закончил в 1871 г. и с чином коллежского секретаря поступил на службу в МВД. Служил в Царстве Польском.

Голицын постепенно поднимался по карьерной лестнице. С 1873 года Николай Голицын находился на должности комиссара по Крестьянским делам Кольненского уезда Ломжинской губернии (губерния Царства Польского). В 1874 году получил чин титулярного советника, в 1876 году - коллежского асессора. В январе 1879 году произведен в надворные советники, в ноябре 1879 года стал архангельским вице-губернатором. В 1881 году получил чин коллежского советника. С июня 1884 года вице-директор Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел. Входил в различные комиссии министерства. С 1885 года получил чин статского советника и стал исполнять должность архангельского губернатора. В августе 1887 года утвержден в должности губернатора и произведён в чин действительного статского советника. С 1893 году управлял Калужской губернией. В 1896 году Николай Голицын пожалован чином тайного советника. С ноября 1897 года руководитель Тверской губернии.

В 1903 году Голицын назначен сенатором. В 1912 году назначен присутствующим членом Государственного Совета. По своим политическим взглядам Николай Голицын принадлежал к деятелям правого толка. В 1914 году получил чин действительного тайного советника - гражданский чин II класса в Табели о рангах, который соответствовал чинам генерал-аншефа (полного генерала) и адмирала. Действительные тайные советники входили в круг высшей элиты империи и занимали высшие государственные должности. С мая 1915 года Голицын назначен председателем Комитета по оказанию помощи русским пленным. Этот комитет находился под покровительством императрицы Александры Фёдоровны. Николай Голицын вошёл в ближний круг императрицы. 17 декабря 1916 года (9 января 1917 года) по предложению императрицы назначен главой правительства, сменив Александра Трепова.

Голицыну выпала тяжелая доля. Война привела к тяжелому внутреннему кризису России. Решающей чертой положения российского общества была усталость от войны, стихийно разлившаяся в народных массах. Люди были раздражены властью, которая вела непонятную широким массам войну. Армия, где старые кадры были выбиты, а на смену ним пришли офицеры военного времени - молодые люди из интеллигенции и полуинтеллигенции, наскоро окончившие военные училища, равнодушные или оппозиционно настроенные к монархии, ещё держалась старой традицией. Дух старой царской армии был крепок, чтобы удержать дисциплину в многомиллионной массе солдат. Случаи дезертирства и неповиновения на фронте были ещё редчайшим исключением. Но в столичной среде престиж власти был полностью разрушен. Среди рабочих были популярны социалисты. Но главной угрозой были либерально настроенные высшие слои, которые с самоубийственным рвением работали над разрушением царской власти. Представители высших классов распускали слухи, раздували недочёты, повторяли сплетни и наветы, подавали пример неуважения власти.

Эта среда, в целом зажиточных и устроенных в обществе людей, была охвачена страстным желанием добиться перемены строя. Грань между патриотами, «оборонцами» и «пораженцами» зимой 1916-1917 гг. стерлась. Все желали перемен. С одной стороны, в обществе витали слухи о «тёмных силах» (Распутин, императрица и их сторонники), которые окружили царя и мешают победе над Германией. Хотя это была неправда. «Темных сил» не было. «Темные силы» были плодом клеветы или больного воображения. Легенда о «всесильном» Распутине, слухи о «предательнице-императрице», клевета в отношении отдельных министров - все это были только маски, за которыми скрывалась истинная цель - ликвидация русского самодержавия, которое мешало врагам России.

С другой стороны, многие верили в успех правительства «народного доверия». Хотя будущее покажет, что Временное правительство в кратчайшие сроки приведёт Россию к полной катастрофе. Только священная царская власть ещё сдерживала силы разложения. Ограничение самодержавия в опасные годы войны было опасной авантюрой, которая вела к дальнейшей радикализации ситуации и катастрофе, что в итоге и произошло.

Верховная власть понимала необходимость централизации, ограничения деятельности буржуазных общественных учреждений и партий. Однако власть не решалась на жесткие действия, ограничиваясь полумерами. За годы войны сменилось несколько правительств. Престарелого Ивана Горемыкина в январе 1916 года сменил Борис Штюрмер. Штюрмер одновременно с постом председателя Совета министров возглавил МВД и МИД. Он активно боролся против революционного движения и думской оппозиции, а во внешней политике настойчиво и решительно отстаивал русские интересы. За это его крайне невзлюбили союзные представители и думские деятели, ведшие против Штюрмера настоящую травлю. Слабая верховная власть поддалась этому давлению. В ноябре 1916 года Штюрмер был отправлен в отставку.

Председателем Совета министров был назначен Александр Трепов. Однако позиция продолжала наступление. После отставки Штюрмера многим показалось, что власть уже переходит в другие руки. 22 ноября Госдума приняла резолюцию о том, что «влияние темных безответственных сил должно быть устранено» и что «всеми средствами надо добиваться, чтобы был образован кабинет, готовый опереться на Государственную думу и провести в жизнь программу ее большинства». В светских и придворных кругах, вплоть до членов императорской семьи, говорили «о темных силах» и о «министерстве доверия». Дело дошло до того, что некоторые члены императорской фамилии открыто говорили с французским послом о желательности дворцового переворота. А великому князю Николаю Николаевичу (бывшему Верховному главнокомандующему) предлагали совершить военный переворот и занять трон.

В декабре ситуация накалилась. Дума провела заседание по вопросу о запрещении московских съездов общественных организаций. Вопрос о съездах был принят, хотя правые сопротивлялись. В ночь после закрытия думской сессии - с 16 на 17 декабря, был зверски убит Григорий Распутин. Появились слухи о заговорах среди высших представителей общества, среди офицеров гвардии. Царь немедленно выехал в Царское Село. Было решено составить новое правительство из преданных людей, чтобы исключить возможность дворцового переворота. Трепов в новых условиях попросил отставку, его просьбу удовлетворили. Новое правительство возглавил Николай Голицын. Учитывая колебания, обнаружившиеся в среде Государственного совета, император перевёл в разряд неприсутствующих 16 старых членов. Все новые назначенные были правые. В результате в Госсовете получили преобладание правые деятели.

В условиях нарастания кризиса Голицын выступал за диалог с Госдумой, ходатайствовал перед императором Николаем II об отставке министра внутренних дел Александра Протопопова. 27 февраля 1917 года вместе с Родзянко, великим князем Михаилом Александровичем и другими деятелями принимал участие в обсуждении телеграммы императору, в которой сообщалось о серьёзности положения в Петрограде. Предлагалось назначить главой правительства авторитетного общественного деятеля.

Во время Февральской революции князь Голицын не проявил качеств лидера. Когда глава Министерства внутренних дел Протопопов и министр юстиции Добровольский предложили распустить Думу из-за резких выступлений, как предлагал ещё Трепов, другие министры стояли за уступки, вели переговоры с думским большинством. В результате сошлись на том, что следует объявить перерыв думской сессии на несколько недель. Князь Голицын сообщил об этом царю. Когда государь только 25 февраля получил известия о волнениях в столице, он телеграфировал командующему войсками генералу Хабалову: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки, недопустимые в тяжелое время войны против Германии и Австрии». Однако в Совете министров высказали сомнения о серьёзности волнений и необходимости жестких действий.

27 февраля Госдума прекратила существование как законный орган. Был образован «Временный комитет», который рассылал по всей стране телеграммы, искажающие реальное положение дел. Вечером в Мариинском дворце собрался Совет министров. Министры, ещё не понимая, что происходит, решили «умилостивить» толпу тем, что Протопопов «по болезни» сдал полномочия старшему товарищу министра (так тогда называли заместителей). Император в ответ на сообщение об этом телеграфировал князю Голицыну: «Перемены в личном составе при данных обстоятельствах считаю недопустимыми». Увольнение министра внутренних дел Протопопова на фоне начавшееся в столице смуты было для власти только совершенно бесполезным и бессмысленным самоунижением, которое ничего не могло изменить. С этого момента Совет министров утратил своё значение. Восстание в Петрограде перекинулось на окрестности, его можно было подавить только извне.

После победы революции Голицын отошёл от политической жизни. Князь давал показания Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. В апреле, когда следствие было завершено, освобожден с разрешением выезда при обязательстве с его стороны не участвовать в политической деятельности. Остался с семьей в столице, занимался сапожным ремеслом.

После Октябрьской революции дважды арестовывался органами ВЧК-ОГПУ по подозрению в связи с контрреволюционной деятельности. 12 февраля 1925 арестован в третий раз в связи с «Делом лицеистов». Группа выпускников Александровского лицея, а также выпускники Училища правоведения и бывшие офицеры лейб-гвардии Семеновского полка собралась, чтобы оформить ликвидацию несуществующих больше фондов лицеистов. Собрание совпало с годовщиной убийства семьи Романовых (17 июля 1918 г.). Некоторые старые лицеисты решили отметить память бывшего правителя. Их обвинили в «монархическом заговоре».

Князь Николай Дмитриевич Голицын в заключении болел. Из-за паралича в тюрьме его вывели на расстрел из камеры, поддерживая под руки. Последними словами князя в камере были: «Я устал от жизни. Слава Богу!» 2 июля 1925 года его расстреляли.

12 (24) ноября 1861 г. в России был учреждён Совет министров как совещательный орган по общегосударственным делам. Неофициально Совет стал функционировать ещё с октября 1857 г., а первое его заседание состоялось 19 (31) декабря 1857 г.

Совет министров учреждался для «исключительного рассмотрения в Высочайшем присутствии Его величества» дел, требующих «общего соображения», т. е. относящихся к нескольким отраслям управления одновременно.

В состав Совета министров входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, председатель Государственного совета и председатель Комитета министров, а также по особому назначению императора другие высшие чиновники. Председателем Совета являлся сам император, который мог вносить на его рассмотрение любые вопросы. Все дела докладывали Совету министры по принадлежности, а делопроизводство возлагалось на управляющего делами Комитета министров; собственной канцелярии Совет министров не имел. При всех заседаниях Совета присутствовал государственный секретарь, для представления по законодательным вопросам сведений из дел государственного совета. Заседания Совета министров не были регулярными и назначались каждый раз императором.

Рассмотрению в Совете подлежали: «виды и предположения к устройству и усовершенствованию разных частей, вверенных каждому Министерству и Главному управлению», «сведения о ходе работ по устройству и усовершенствованию...», первоначальные законодательные предположения с последующим внесением на рассмотрение Государственного совета; меры, требующие общего содействия разных ведомств, но не подлежащие рассмотрению в других высших государственных учреждениях; сведения о важнейших распоряжениях по каждому ведомству, требующих «общего соображения»; заключения комиссий, создаваемых императором для рассмотрения отчётов министерств и главных управлений.

С 1863 г. число поступавших в Совет дел резко уменьшилось, он собирался всё реже, а после 11 (23) декабря 1882 г. заседания и вовсе прекратились.

Деятельность Совета министров была возобновлена 3 (16) февраля 1905 г. в связи с необходимостью проведения государственных преобразований. По закону 19 октября (1 ноября) 1905 г. Совет стал выступать в новом качестве высшего государственного органа страны.

Лит.: Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Макаров С. В. Особое Совещание 17 января 1905 г. (К проблеме объединения министерского управления в Российской империи) // Правоведение. 1993. № 3; Макаров С. В. Создание Совета министров Российской империи // Правоведение. 1993. № 2; Совет министров // Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. М., 1977; То же [Электронный ресурс]. URL:

Думская монархия в лицах. Председатели Совета Министров.

17 октября 1905 года вышел Манифест Императора Николая II , ознаменовавший собой фактический конец Самодержавной монархии в России. По новой редакции «Основных государственных законов», Император сохранял за собой всю полноту исполнительной власти, но его законодательные права были ограничены. Законы могли быть приняты лишь после их одобрения Государственной Думой и Государственным Советом.
Это новое государственное устройство получило название «Думской монархии ».
19 октября 1905 года была проведена реформа исполнительной власти - вышел Высочайший указ Правительствующему сенату «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений». Учреждался Совет министров - в составе министров и главноуправляющих отдельными частями, «принадлежащими к общему министерскому устройству», с правом прочих главных начальников участвовать в Совете «по предметам своего ведомства». Председатель Совета министров назначался императором и имел право:
1. Участвовать по делам всех ведомств в Государственной Думе и Государственном совете и замещать в этих учреждениях любого министра или главноуправляющего.
2. Входить к императору с всеподданнейшими докладами по делам, рассмотренным в Совете министров и требующим Высочайшего разрешения, а также по прочим делам по собственному усмотрению.
3. Запрашивать необходимые сведения и объяснения у начальников отдельных ведомств и частей управления.
4. Приглашать на заседания Совета лиц, не имеющих статуса члена Совета министров.
5. Вносить дела на рассмотрение Совета министров.
6. Контролировать всеподданнейшие доклады министров и главноуправляющих, присутствовать при таких докладах императору.
За время существования Думской монархии Председателями Совета Министров было 7 человек, один из которых (И.Л.Горемыкин) дважды назначался на этот пост.

Председатели Совета Министров Российской Империи :

1. гр. Витте Сергей Юльевич (1849 - 1915)
сын Юл.Фед.Витте (1814-1868) и Екат. Андр.Фадеевой (1819-1898).
женат 1-ым браком на Над.Андр.Иваненко (ум.1890), 2-ым браком на Матильде Ив. Нурок (1863-1924), детей не имел.
Министр путей сообщения в 1892 г.
Министр финансов 1892 - 1903 гг.
Председатель Комитета Министров 1903-1905 гг.
Председатель Совета Министров с 19.10.1905 г. по 22.04.1906 г.
последний чин - действительный тайный советник (1899 г.)

2. Горемыкин Иван Логгинович (1839-1917)
сын Логг.Ив.Горемыкина (1809-1864) и Кап.Ив.Манкошеевой (1818-1856)
женат на Алекс.Ив. Капгер (1845-1917) и имел детей: Александру (1817-1917), Татьяну (1872-1965) и Михаила (1879-1927)
Министр внутренних дел в 1895-1899 гг.
Председатель Совета Министров с 22.04. по 08.07. 1906 г. и с 30.01.1914 г. по 20.01.1916 г.
последний чин - действительный тайный советник 1 класса (1916 г.)
Убит вместе с женой и дочерью во время разбойного нападения.

3. Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911)
сын Арк. Дм.Столыпина (1822-1899) и кн.Нат.Мих.Горчаковой (1827-1889),
женат на Ол.Бор. Нейдгардт (1859-1944) и имел детей: Марию(1885-1985), Наталью (1891-1949), Елену (1893-1985), Ольгу (1895-1920), Александру (1897-1987) и Аркадия (1903-1990).
Министр внутренних дел в 1906 -1911 гг.
Председатель Совета Министров с 08.07.1906 г. по 11.09.1911 г.
последний чин - гофмейстер двора (1906 г.).
Убит террористом.

3. гр. Коковцев Владимир Николаевич (1853-1943)
сын Ник.Вас. Коковцева (1814-1873) и Агл. Ник. Страховой, женат на Анне Фед. Оом (1860-1950), имел дочь Ольгу (1881 -после 1945).
Министр финансов в 1904 -1905 и 1906-1914 гг.
Председатель Совета Министров с 11.09.1911 г. по 30.01.1914 г.
последний чин - действительный тайный советник (1905 г.)
Умер в эмиграции.

4. Штюрмер Борис Владимирович (1848-1917)
сын Вл. Вильг. Штюрмера (1819-1890) и Эрм.Ник. Паниной (1830-1874), женат на Елиз.Вас.Струковой (1865-1917), и имел сыновей: Георгия (1880-после 1917) и Владимира (1883 - после 1917).
Председатель Совета Министров с 20.01. по 10.11. 1916 г.
Министр внутренних дел в 1916 г.
Министр иностранных дел в 1916 г.
последний чин - обер-камергер двора (1916 г.)
Умер в заключении.

5. Трепов Александр Федорович (1862-1928)
сын Фед.Фед.Трепова (1809-1889) и Веры Вас.Лукашевич (1821-1866), женат на Соф. Дм. Казиной (1863-1941), имел дочерей: Софью (1884-1947) и Елену (1885-1960).
Министр путей сообщения в 1915-1916 гг.
Председатель Совета Министров с 10.11. по 27.12.1916 г.
последний чин - егермейстер двора (1905 г.).
Умер в эмиграции.

6. кн. Голицын Николай Дмитриевич (1850-1925)
сын кн. Дм.Бор.Голицына (1803-1864) и Соф.Ник.Пущиной (1827-1876), женат на Евг.Андр.Грюнберг (1864-1934) и имел детей: Дмитрия (1882-1928), Николая (1883-1931),Александра (1885-1974), Софью (1886-1891), Евгения (1888-1928), Ольгу(1891-1892).
Председатель Совета Министров с 27.12.1916 по 02.03.1917 г.
последний чин - действительный тайный советник (1914 г.).
Репрессирован большевиками.

Учреждение этого ведомства последовало в 1861 г. в связи с невозможностью правильной организации координации деятельности отдельных министров, продолжавших практику представления докладов Императору в обход Комитета Министров. Функционально это учреждение существует в России и по сей день, претерпев существенные изменения в 1906 г. В советский период с 1917 по 1946 г. он существовал как Совет народных комиссаров (СНК), затем вновь был переименован в Совет Министров, затем в Кабинет Министров (1990 - 1991 гг.), а сейчас просто Правительство России.

Конечно, вряд ли правильно сравнивать Совет Министров дореволюционной России с нынешним правительством; если это делать формально, фактически, строго функционально между Совмином Российской империи и Правительством Российской Федерации имеется гораздо больше общего, нежели это можно было бы себе представить. Немаловажным для такого функционального сравнения является еще и то, что статус и полномочия Императора по Осн. гос. зак. от 24 апреля 1906 г. представляют собой разительное сходство со статусом и полномочиями Президента РФ.

Итак, Правительство Российской империи в качестве единой корпорации министров существует с 1861 г. Всего исследователи истории этого учреждения выделяют во времени его существования несколько периодов: 1857 - 1861 гг. - время становления; 1861 - 1881 гг. - активная работа министров в Совете; 1881 - 1905 гг. - эпоха номинального существования этого органа; 1906 - 1914 гг. - становление новой организации и практики уже единого правительства: 1914 - 1917 гг. - эпоха войны, потребовавшая от Совета Министров новой организации, отвечавшей требованиям военного времени. Каждый из этих периодов имеет свои особенности, приведшие к изменениям в ту или иную сторону роли Совета.

Состав Совета Министров в первый период его существования целиком был обусловлен функциональным предназначением этого органа: Император - председатель, все министры и главноуправляющие ведомств - члены. Впрочем, Император мог назначить к присутствию в нем и других лиц. В случае обсуждения Советом мер законодательного характера в его состав входил Государственный секретарь, начальник Государственной канцелярии - структурного подразделения Госсовета.

Радикальное изменение состава и компетенции Совмина состоялось в ходе широкой конституционной реформы 1905 - 1906 гг. Потребность в обновлении роли и места Совета очень четко и емко выразил барон Б.Э. Нольде: "С одной стороны, общее признание, что надо чем-то гарантировать единство действий глав отдельных управлений, и, с другой стороны, что такое единство делается настоятельным требованием политической жизни, раз рядом с управлением создаются строго обособленные органы власти законодательной" [Нольде. 1911. С. 121 - 122] . Характерно при этом то, что по времени такая коренная реформа Совета совпала с изданием Манифеста от 17 октября 1905 г., выражением чего послужило опубликованное Высочайшее повеление от 18 октября 1905 г.: "Государь Император Высочайше соизволил повелеть Председателю Комитета Министров статс-секретарю графу Витте принять меры к объединению деятельности министров впредь до утверждения законопроекта о Совете Министров" (ПВ. N 222. 18 октября 1905). Фактически данное Повеление санкционировало подготовленный к тому времени проект нового Положения о Совете Министров , которое и было утверждено в качестве закона (Именным указом) 19 октября 1905 г., явившегося позднее источником гл. 5 Осн. гос. зак. от 23 апреля 1906 г., при дальнейшей кодификации - гл. 11 Св. осн. гос. зак. Т. I Св. зак. изд. 1906 г.


Значение Учреждения Совета Министров 1905 г. по условиям того времени трудно переоценить, так как этот акт явился очень подробным законом, регулировавшим статус и полномочия единого Правительства России. Самым главным нововведением закона было учреждение постоянно действующего главы правительства - Председателя Совета Министров и существенное сужение практики всеподданнейших докладов министров в обход самого Совета. Окончательно практику таких докладов искоренить не удалось. В частности, это обусловливалось приданием ведомству трех министров: иностранных дел, Двора и уделов военного статуса, определяющегося скорее положениями ст. ст. 8, 12 - 14 Осн. гос. зак. от 23 апреля 1906 г. и ст. 14 Указа от 19 октября 1905 г. как ведомств, находящихся в прямом подчинении Императора. В остальном только Председатель Совета Министров мог теперь входить со всеподданнейшими докладами, которые требовали резолюции Государя (ст. 7 Указа от 19 октября 1905 г.); министры, в случае необходимости получения такой резолюции, обязаны были вносить свой доклад в предварительном порядке в Совет: "Такие всеподданнейшие доклады вносятся на рассмотрение Совета его Председателем или же, по соглашению его с подлежащим министром или главноуправляющим отдельною частью, докладываются сими последующими непосредственно Государю Императору, при том в случае надобности в присутствии Председателя Совета Министров" (ст. 17 отд. I Указа от 19 октября 1905 г.). Однако после успокоения страны Император de facto возобновил прежнюю практику заслушивания всеподданнейших докладов. Впрочем, она не была соизмерима с прежней, кроме того, всегда следует помнить, что законодательство предоставляло такое право Императору по ведомству трех вышеупомянутых министров. В добавление к трем министрам дальнейшая практика установила право самостоятельного доклада Государю в обход Совмина Государственного контролера, обер-прокурора Синода, таким же правом пользовались и председатели внесоветских органов: Совета обороны, Адмиралтейств - совета, Комитета финансов и некоторые другие.

Другой важнейшей новеллой в отношении Совета Министров явилось учреждение поста Председателя Совмина - формального премьера, главы правительственной коллегии страны. Несмотря на явную новизну этого органа, отсутствие прямых аналогий, как говорил барон Б.Э. Нольде, "председатель не pimus inter pares , каким являются председатели многих наших административных коллегий; его должность не почетное удаление от дел, скрашенное внешним почетом и правом руководить прениями авторитетной коллегии, какой была, например, должность дореформенного председателя Комитета Министров. Напротив, Председатель Совета Министров пользуется такими правами по отношению к другим членам Совета, которые ставят их в подчиненное по отношению к нему положение, и, вооруженный этими правами, он является представителем Совета перед Верховной властью, с одной стороны, и перед законодательными учреждениями - с другой" [Нольде. 1911: 175] . Нам же представляется возможным увидеть в этой административной фигуре кумуляцию компетенции и прав некоторых высших должностных лиц Империи.

Прежде всего представляется возможным указать на должность Председателя Комитета Министров, чье формальное положение главы коллегии и вытекающие отсюда процедурные права (руководство заседанием и т.п.) унаследовал глава правительства; также представляется возможным указать на сферу компетенции министра внутренних дел, который, по признанию современников, до конституционной реформы являлся фактическим премьером - лицом, несшим всю полноту ответственности за формирование и осуществление внутренней политики Империи. Одновременно с этим можем сослаться на четкую юридическую формулу, выведенную бароном Б.Э. Нольде в его превосходном исследовании, которой он пытался объяснить природу власти Предсовмина: "Если закон по общему правилу не налагает на Монарха обязанности управлять при участии Совета Министров, то, напротив того, обязанность обращения к Совету Министров в делах управления самым категорическим и определенным образом возложена на министров. В этом основной источник авторитета и влияния этой коллегии на дела управления. Этот авторитет и влияние почерпается Советом не сверху, не путем делегации ему части прав Монарха, а снизу, путем делегации ему части полномочий отдельных министров" [Там же. С. 193] .

Итак, Председатель Совета Министров как глава Правительства Империи осуществлял общее руководство деятельностью Совета: он получил право всеподданнейших докладов, которым ранее пользовался каждый министр (ст. 7 отд. I Указа от 19 октября 1905 г.); представлял Совет и любое из министерств по делам общего управления в Думе и Госсовете (ст. 6 отд. I. Там же ); он требовал от подчиненных ему министров предоставления всех необходимых сведений (ст. 8 отд. I. Там же ); приглашал на заседания Совета своей властью необходимое количество экспертов; санкционировал осуществление министрами мер по законодательным проектам и по делам общего управления (ст. 13. Там же ). Вместе с тем предполагавшееся в прежних проектах наделение Предсовмина широкой дисциплинарной властью, например предполагалось предоставить ему единственному право представлять Императору кандидатуры на тот или иной министерский пост, право инициировать перед ним отставку того или иного министра, не состоялось. Вместо этого принята была статья неопределенного содержания: "Предположения начальников ведомств, принадлежащих к министерскому устройству, о замещении главных должностей высшего и местного управления поступают на обсуждение Совета Министров" (ст. 15 отд. I Указа от 19 октября 1905 г.). Одновременно с этим к ведению исключительно Императора относились назначения по ведомствам: военному, иностранных дел, Двора и уделов. Председатель не наделялся правом решающего голоса в случае разделения мнений членов Совмина поровну (ст. 16. Там же ).

По составу Совмин периода 1906 - 1917 гг. не претерпевал серьезных изменений, единственное новшество - это упразднение председательствования в нем Императора, хотя ст. 5 отд. I Указа от 19 октября 1905 г. предусматривала случаи, когда "Императорскому Величеству благоугодно председательствовать в Совете Министров, Председатель Совета участвует в нем на правах члена". Членами Совета являлись все министры и главноуправляющие ведомств, состоящих на правах министерств, начальники прочих учреждений присутствовали на заседаниях Совета Министров "лишь по предметам своего ведомства" (ст. 2 отд. I. Там же ). Как мы указывали выше, Предсовмина мог приглашать на заседания Совета экспертов.

Дальнейшая практика существования Совета Министров как коллегиального правительственного органа была подвержена разноплановым, подчас противоположным влияниям и направлениям. Огромное значение для положения Совмина имели и личностные качества его Председателя. В этой связи история правительственной коллегии после 1906 г. может делиться на два периода: при П.А. Столыпине и после него. Мощь и государственный ум Петра Аркадьевича Столыпина, планы его реформ по преобразованию государственного управления России, осуществись они, как знать, не прошло бы по стране "красное колесо". Другая сумма влияний выражалась в интенсификации управления различными отраслями государственной жизни. В этой связи привлекает внимание практика создания межведомственных комитетов под эгидой Совмина: малый Совмин (так он именуется в литературе), посвященный рассмотрению технических и малозначительных дел, подведомственных Совету; Особое совещание по делам Великого княжества Финляндского, созданное в 1907 г. в связи с изменением статуса Императора - Великого князя: между ним и этой провинцией после 1906 г. стала Государственная Дума (подробно этот вопрос мы рассмотрели выше); Комитет по заселению Дальнего Востока, образованный в 1909 г. в рамках общей столыпинской аграрной реформы, и др.

Вместе с тем расширение общей государственной политики, направленной на вмешательство государства в экономику, ставило перед правительством задачу более широкого и глубокого регулирования различных областей жизни общества. Мы бы погрешили против истины, если бы не упомянули и обратных тенденций, во главе которых стоял Император; они были направлены к постепенной ревизии всех конституционных актов 1905 - 1906 гг. Об этом достаточно много писалось до революции и после. Если оставить в стороне непозволительный тон, составлявший отличительную черту советской историографии по этому вопросу, то в целом придется согласиться, что во многом советские историки были правы. Но во многом - не значит, что во всем. Личность Николая II, убитого большевиками вместе с детьми, обязывает видеть в его попытках "реставрации" доконституционных порядков лишь шаги к улучшению далеко не идеального порядка управления Россией после 1906 г. Он понимал эти шаги так, как мог, но это вовсе не повод к предвзятой обструкции его политики; очевидно, что речь в данном случае может идти только о той системе ценностей, которой он руководствовался, и о той, которой руководствуются его хулители.

Нападение Германии на Россию в августе 1914 г. поставило перед ней задачу организации управления армией и тылом, управления всем народным хозяйством. Немаловажную роль в реорганизации промышленности страны на военный лад сыграла система так называемых особых совещаний - уникальных органов управления отдельными отраслями промышленности. Совещания создавались под руководством соответствующего министерства, включая одновременно представителей промышленных кругов и рабочих. Всего по Закону от 17 августа 1915 г. было создано четыре особых совещания: по обороне; по перевозкам; продовольствию и топливу. Система возглавлялась Особым совещанием по обороне и действовала в теснейшем взаимодействии с органами военного и гражданского управления.