Iii половое развитие детей. Преждевременное половое развитие детей

Появление сына в семье – большой праздник. Конечно, это будущий кормилец, защитник и, в конце концов, продолжатель рода! А последнее, как известно, определяется нормальным половым развитием мальчугана.

Как формируется будущий мужчина

Закладка половых органов происходит еще в эмбриональный период развития ребенка. Уже к 12-16-й неделе беременности завершается формирование главной отличительной особенности мальчика - полового члена и мошонки. На последних неделях беременности в мошонку через паховый канал опускаются яички - более 97% доношенных новорожденных рождаются с яичками «на своем месте».

Герой в младенчестве

Первый осмотр новорожденного джентльмена происходит еще в роддоме. А после того, как сынишку привезли домой, родители с естественным интересом начинают разглядывать и изучать свое чадо. И тут нужно в первую очередь убедиться, что у мальчика правильно сформированы наружные половые органы: мочеиспускательный канал проходит по всей длине полового члена и открывается на головке, яички расположены в мошонке, крайняя плоть подвижна и не сжимает головку полового члена, а в области промежности нет дополнительных отверстий или щелей. Очень важно, чтобы ребенка тщательно осмотрел участковый доктор, желательно в первую же неделю. И помните, что любые нарушения анатомии легче исправить в раннем возрасте!

Ребенок грудного возраста, как правило, имеет пенис длиной около 1,5 см. На конце его имеется участок кожи, обладающий повышенной подвижностью по сравнению с другими участками. Это - крайняя плоть. В норме отверстие ее достаточно узкое и не пропускает головку полового члена наружу, однако достаточно широкое для того, чтобы струйка при мочеиспускании была цельной и нерасщепленной. При сдвинутой без усилий назад крайней плоти, можно заметить на головке продольное отверстие - уретру. Его размер должен быть не менее 1-2 мм. По цвету кожица на кончике члена должна быть розовой. Мочеиспускание должно быть свободным, не вызывающим затруднений у малыша. Если же у него при этом процессе надувается шарик из кожицы, малыш плачет и успокаивается, только когда пописает, значит у него патологическое сужение крайней плоти. Что делать - подскажет врач.

Маленького сынишку нужно не только правильно пеленать и кормить, но и правильно ухаживать за его половыми органами. Если у ребенка нет никаких патологий в этом плане, то уход заключается в выполнении правил гигиены. В частности, молодые родители должны иметь в виду, что для нормальной гигиены мальчика недостаточно только вечернего купания. Дело в том, что внутри крайней плоти особые железы вырабатывают своеобразную смазку (она называется смегма), которая при закрытой крайней плотью головке не может своевременно удаляться самостоятельно: образуется ее застой. В этой питательной среде развиваются бактерии, которые могут вызывать воспаления головки члена (баланит), а также головки и крайней плоти (баланопостит).

Вот поэтому надо подмывать малыша после того, как он два-три раза подряд намочил пелёнку, а при использовании памперсов - каждые 3 часа. Половой орган мальчика нужно промывать мягкими движениями, без усилий обнажая головку, а если для этого требуется хоть какое-то усилие, то промывать членик необходимо без обнажения головки. Вода все равно попадет под крайнюю плоть (в препуциальное пространство) и вымоет все, что нужно. Помните, что грубое одномоментное выведение головки члена может привести к парафимозу - серьезному осложнению, связанному с отеком головки и почти неизбежным хирургическим вмешательством. Когда же мальчик подрастет, следует научить его самостоятельным гигиеническим навыкам и постараться, чтобы эти полезные привычки закрепились на всю жизнь.

Настороженность родителей должно вызывать хроническое покраснение кожицы на кончике члена. Это может быть следствием как не совсем правильно подобранных кремов, присыпок, памперсов, недостаточно частой смены подмоченной одежды, так и проявлением заболеваний - баланопостита или дисметаболической (обменной) нефропатии. При этом заболевании наблюдается повышенное выведение с мочой различных солей - оксалатов, уратов, фосфатов и др.

Если вы исключили гигиенические причины, а проблема не исчезла - нужно идти к врачу.

Пять стадий полового развития

  1. Период от рождения и до начала полового созревания принято считать первой стадией развития - инфантильной, иными словами, детством. С точки зрения физиологии, в это время в репродуктивной системе не происходит никаких радикальных изменений. Вместе с общим ростом ребенка несколько увеличивается и половые органы (примерно до 4-5 см), объем яичек может колебаться от 0,7 до 3 куб. см, к 6-7 годам, как правило, исчезает физиологический фимоз и у головки члена появляется возможность «увидеть свет». Никаких вторичных половых признаков не наблюдается. Эта стадия у мальчиков заканчивается к 10-13 годам. В это же время у некоторых из них начинается период быстрого роста.
  2. Вторая стадия как бы подготавливает организм мальчика к ожидающим его резким переменам. Ее называют гипофизарной, и она является началом пубертата, или пубертатного периода (от лат. pubertas - половая зрелость). В это время гипофиз активируется и увеличивается секреция гормонов соматотропинов и фоллитропина, отвечающих за появление начальных признаков полового созревания.
    Сначала исчезает подкожный жир в мошонке, она увеличивается в размерах, появляется ее пигментация и множество мелких складок. Яички тоже увеличиваются в размерах и опускаются на дно мошонки. Начинается рост пениса, хотя его увеличение еще не так заметно. Продолжается общий рост, начинают меняться очертания тела.
  3. Третья стадия - стадия активизации половых желез (гонад). Гонады начинают вырабатывать мужские и женские гормоны (андрогены и эстрогены), продолжается развитие половых органов и вторичных половых признаков. В 12-13 лет иногда начинается лобковое оволосение - появляются первые волоски у основания члена. В 13-14 лет волосы на лобке темнеют, становятся грубее, распространяются по направлению к ногам. Член удлиняется, продолжают расти мошонка и яички.
  4. Четвертая стадия - стадия наибольшей активности половых желез. У мальчиков она начинается в среднем в 12-14 лет. В этот период очертания тела и лица становятся все более взрослыми. Пенис начинает расти не только в длину, но и в толщину, продолжается рост мошонки и яичек. Появляется «растительность» над верхней губой и в подмышечных впадинах, а также вокруг ануса.
    В этом же возрасте под действием тестостерона за счет развития мышц гортани и удлинения голосовых связок у мальчика начинает «ломаться» голос: он становится грубее, глубже. Начинает расти щитовидный хрящ гортани - так называемое «адамово яблоко». Появление у ребенка боли в области сосков - тоже показатель нормального полового развития. Возможно также и некоторое увеличение грудей - это так называемая физиологическая гинекомастия, которая тоже не является патологией.
    К 15 годам у многих юношей уже продуцируются зрелые сперматозоиды, которые созревают непрерывно. В этом же возрасте возможно появление первых поллюций - самопроизвольных, как правило, ночных, семяизвержений.
  5. Пятая стадия характеризуется окончательным формированием репродуктивной системы. К этому времени половые органы достигают «взрослых» размеров, вторичные половые признаки также полностью выражены - завершается оволосение лобка, нижней части живота и лица, телосложение и черты лица окончательно приобретают мужской вид. Примерно в это же время, в основном, заканчивается рост тела, хотя у некоторых молодых людей он продолжается до 20-22 лет. Пубертатный период у юношей заканчивается к 17-18 годам, при этом возможны значительные колебания в 2-3 года. Физиологически они уже готовы к продолжению рода, но психологическая зрелость придет позже.

Дорогие родители! Позвольте еще раз подчеркнуть, что приведенные выше данные отражают только усредненные нормы полового развития юных представителей сильного пола. В зависимости от индивидуальных особенностей организма ребенка, от «среднего арифметического» возможны довольно значительные отклонения. Для наглядности приведем таблицу, где отражены средние показатели нормального развития наружных половых органов подростка.

Размеры полового члена подростков в спокойном состоянии

Размер эрегированного полового члена у подростков в зависимости от возраста:

В таблице показаны изменения толщины полового члена :

Нарушения полового развития у мальчиков

Хотя врачи не скрывают, что между нормой и патологией иногда бывает сложно провести границу, как задержка полового развития, так и слишком раннее развитие мальчика должны привлечь внимание родителей.

Задержка полового развития

О задержке полового развития у мальчика можно говорить, если после 14 лет у него отсутствуют признаки полового созревания. Безусловно, эта задержка не обязательно свидетельствует о каком-либо отклонении: возможно, позднее развитие характерно для данной семьи. В данном случае речь будет идти о так называемой конституциональной задержке полового и физического созревания, которая встречается более чем в половине случаев. У таких подростков перед началом пубертатного периода обычно наблюдается совершенно нормальный темп роста. А скачок роста и половое созревание могут начаться и после 15 лет.

Но половое развитие могут также задерживать или нарушать и различные заболевания. Некоторые из них сопровождаются нарушением выработки гормонов. Например, при наличии опухоли, повреждающей гипофиз или гипоталамус (ту часть головного мозга, которая контролирует половое созревание), в организме ребенка может снижаться содержание гонадотропинов - гормонов, стимулирующих рост половых органов (или же выработка этих гормонов вообще прекращается). Некоторые хронические болезни (такие как сахарный диабет, заболевания почек и ряд других) также могут задерживать половое созревание.

Признаки, вызывающие подозрение на задержку полового развития подростка, таковы: телосложение «хилое», конечности относительно длинные, талия завышена, часто бедра шире плеч. Типично также отложение подкожного жира на груди, талии, внизу живота. Половые органы не развиты - член меньше 5 см, нет складчатости и отвисания мошонки, на лобке и подмышками не растут волосы, отсутствуют поллюции. Если вы отмечаете хотя бы некоторые из данных признаков, парня нужно обязательно показать врачу, причем проявить при этом необходимо одновременно настойчивость и тактичность (он ведь очень стесняется своих недостатков!).

Лечение позднего полового созревания зависит от вызвавшей его причины. Как правило, это комплекс процедур, включающий (после обследования) применение медикаментов, биологически активных средств, лечебную физкультуру и медико-психологическую коррекцию. Родителям будущего мужчины обязательно нужно иметь в виду, что запоздалая диагностика задержки полового созревания может привести к бесплодию, не говоря уже о нарушении психо-эмоционального состояния подростка. Лечение же, начатое в подростковом возрасте, дает большой шанс на успех, хотя и занимает, как минимум, 2-3 месяца.

Раннее половое развитие

Слишком раннее половое развитие - тоже повод посетить доктора! Пубертат у мальчиков считают преждевременным, если он начинается до 9 лет. Признаками данного нарушения являются: увеличение размера яичек, рост волос на лице, на лобке и подмышками, появление угревой сыпи, ломка и огрубение голоса, стремительный рост тела.

Причинами преждевременного пубертата могут быть аномалии органов половой системы, заболевания щитовидной железы, опухоли мозга, изменения, вызванные травмами головы, последствия инфекционных заболеваний (таких, например, как менингит, энцефалит) и других структурных нарушений мозга. Ведь именно оттуда, из гипофиза и гипоталамуса, идут команды периферийным половым железам на выброс гормонов. Причиной может быть и ряд генетических факторов. Замечено, что раннее половое развитие чаще встречается у детей с избыточным весом.

Главным осложнением преждевременного полового развития является остановка роста. Дело в том, что выработка половых гормонов способствует «закрытию» тех участков кости, за счет которых она растет в длину, т.е. зон роста. Таким образом, взрослея, рано «созревший» молодой человек оказывается гораздо ниже сверстников. О таких в шутку говорят «пошел в корень», но на самом деле маленький рост - это повод для серьезных психологических переживаний, причем не только юношей, но и взрослых мужчин тоже.

Своевременное выявление признаков преждевременного пубертата позволяют доктору подобрать необходимые методы лечения. Это может быть устранение опухоли, либо лечение основного заболевания, либо применение специальных препаратов, тормозящих выделение половых гормонов до окончания процесса роста. Поэтому очень важно не упустить момента и вовремя обратиться к детскому эндокринологу.

Осторожно, детские болезни!

Когда в семье растет сын, родителям необходимо помнить и о том, что некоторые детские болезни тоже могут служить фактором риска нарушений полового развитии мальчика. Так, например, всем известная «свинка» (эпидемический паротит) - это инфекционное заболевание, одним из осложнений которого является орхит (воспаление яичек). При этом орхит в некоторых случаях никак себя не проявляет. Вот почему юношам, переболевшим свинкой, по окончании пубертатного периода очень желательно провести анализ спермы (сделать спермограмму).

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.

Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет - окружность головы.

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Длина тела. Показатель длины тела является наиболее стабильным по сравнению с другими показателями физического развития. Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка (табл. 1).

Таблица 1

Прибавка длины и массы тела у детей первого года жизни

При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет 11-12 см, за третий год жизни - 8 см, за четвертый - 6 см. К четырем годам рост ребенка достигает 100 см.

В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П - 4), где П - число лет, 6 - средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее интенсивный рост наблюдается в 5-7 лет и в период начала полового созревания.

Масса тела. Это лабильный показатель, который может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим).

Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в пубертатном периоде.

Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г, девочек - 3348 г. Масса тела ребенка к 4-4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий - по 800 г. Норму прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г, или по формуле: X = 800 - 50 х (П - 3), где X - ожидаемая ежемесячная прибавка массы тела, П - число месяцев.

Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем составляет 2 кг ежегодно.

Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (П - 1), где Р - ожидаемая масса, П - число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 + последняя цифра числа лет.

Окружность головы и грудной клетки. При рождении окружность головы у доношенных детей 33-37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1-2 см. В первые 3-5 мес ежемесячная прибавка составляет 1-1,5 см, а затем 0,5-0,7 см в месяц.

К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1-3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она равна 50-51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5-6 см.

Окружность грудной клетки у новорожденных 33- 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном - на 1-2 см в год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы.

Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени - длина тела у детей до 1 года равняется 25-20 см, а в 2-3 года - 20 см, в 6-7 лет - 15-10 см.

Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей до 1 года на 13,5-10 см, в 2-3 года - на 9-6 см, в 6-7 лет - на 4-2 см, в 8-10 лет - больше на 1 см или меньше на 3 см.

Индивидуальную оценку физического развития проводят путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с нормативами и стандартами, разработанными специально для данного региона с учетом этнической принадлежности ребенка и климатогеогра-фических условий проживания. Такие нормативы разработаны для центральных и многих других регионов страны (1977-1988 гг.) с применением параметрических и непараметрических методов математического анализа с последующим расчетом на ЭВМ. С помощью предлагаемых нормативов оценка морфофункционального развития детей может быть сделана сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы регрессии, например, позволяют правильно оценить не только соответствие физического развития возрасту, но и пропорциональность физического развития у детей одного возраста с различным ростом. Представленные в виде соматограмм таблицы регрессии помогают быстро и с достаточной точностью сопоставить уровень физического развития детей с их календарным возрастом, что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных детских учреждениях и в школах. Разработаны и единые таблицы оценки физического развития, приемлемые на любой территории страны, принимая во внимание этническую принадлежность и место проживания (город, сельская местность).

В основу построения таких единых для всех регионов таблиц положена универсальная устойчивость соотношений массы тела и роста, окружности грудной клетки и роста. Величины этих соотношений у мальчиков и девочек близки независимо от этнической принадлежности и в значительно большей степени зависят от длины тела, чем от паспортного возраста (табл.2).

Таблица 2

Параметры оценки физического развития детей в возрасте 1-11 лет

ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ

Половые различия в показателях физического развития значительно выражены только с наступлением половой зрелости. Период жизни, когда растущий организм достигает биологической половой зрелости, называется пубертатным и характеризуется появлением
вторичных половых признаков. Время появления последних зависит от состояния здоровья, питания, климатических условий и генетических особенностей. У девочек внешние проявления признаков полового развития отмечаются в 8 лет, у мальчиков - в 9-10 лет (табл.3).

Таблица 3

Сроки появления вторичных половых признаков

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:

1. Развитие молочных желез (Ma - mammae): Мао - детский сосок Mai (стадия I) - околососковый кружок выдается над уровнем кожи

Ма2 (стадия II) - околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи

Маз (стадия III) - железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса

Ма4 (стадия IV) - сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.

2. Появление волос на лобке (Р - pubis):

Ро - отсутствие волос

PI - единичные короткие волосы

Р2 - волосы на центральной части лобка более густые, длинные

Рз - волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка

Р4 - волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.

3. Развитие волос в подмышечной впадине (А - axillaris):

АО - отсутствие волос

AI - единичные волосы

А2 - волосы более густые на центральном участке впадины

Аз - волосы густые, длинные по всей подмышечной области.

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:

1. Развитие волос на лобке: Ро - отсутствие волос Pi - отдельные прямые волоски Р2 - более густые курчавые волосы, верхняя граница

горизонтальная Рз - густое оволосение на лобке и начинающееся в направлении к пупку

Р4 - густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней поверхности бедер.

2. Развитие волос в подмышечной впадине: АО - отсутствие волос AI - отдельные прямые волоски А2 - волосы курчавые, но редкие Аз - густое оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Масса головного мозга новорожденного составляет 1$ массы тела, к году она достигает уже Vu, к пяти годам - V\4. У взрослого человека масса мозга равна 1/40 массы тела. Таким образом, на 1 кг массы новорожденного приходится 109 г вещества мозга, взрослого - 20-25 г.

Формирование головного мозга не заканчивается к моменту рождения. Большие полушария мозга имеют возрастную особенность: извилины и крупные борозды малой высоты и глубины. Мелких борозд мало, их число увеличивается уже в первые месяцы жизни. Размеры лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочной - наоборот, больше. Мозжечок развит слабо, полушария его малых размеров и толщины, борозды поверхностные. Боковые желудочки велики, растянуты.

Серое вещество плохо дифференцирование от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Более законченными в своем развитии к моменту рождения ребенка являются ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозг. Поскольку кора головного мозга, пирамидные пути, полосатое тело к рождению ребенка развиты недостаточно и в функциональном отношении незрелы, деятельность всех жизнеобеспе-чивающих органов у новорожденного регулируется подкорковыми центрами. Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами, которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой - являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.

С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

С возрастом масса головного мозга у ребенка увеличивается: к 9 мес удваивается, к 3 годам утраивается, а затем к 6-7 годам скорость нарастания массы мозга замедляется.

Процесс дифференциации нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличению разветвленности дендритов, образованию непосредственных контактов между отростками нервных клеток (так называемых межнейронных синапсов). Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифферен-цировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.

У детей мозг кровоснабжается лучше, чем у взрослых, что объясняется богатством капиллярной сети. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает повышенную потребность в кислороде быстро растущей нервной ткани. Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни замедлен, так как диплоические вены образуются лишь после закрытия родничков. Этим объясняется склонность детей первого года жизни к нейротоксикозу при инфекционных заболеваниях вследствие аккумулирования токсичных веществ и продуктов нарушенного метаболизма. Этому же способствует повышенная проницаемость гематоэнцефаличе-ского барьера.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.

Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

Развитие и воспитание ребенка складываются из определенного распорядка жизни (режим), из привития ему необходимых навыков, создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, способствовали бы правильному физическому развитию, бодрому, жизнерадостному настроению.

В табл.4 представлены показатели нервно-психического развития детей первого года жизни по месяцам с изложением режимных процессов и рекомендаций по воспитанию.

Таблица 4


Продолжение табл. 4


Продолжение табл. 4


Продолжение табл. 4


Физиологическая незрелость нервной системы, эво-люционно-возрастные особенности растущего и развивающегося мозга являются причиной частых затруднений при врачебной оценке нарушений психомоторного развития детей грудного возраста. Для распознавания отклонений в психомоторном развитии необходимы тщательное неврологическое обследование и глубокий анализ неврологического статуса. В то же время раннее выявление нарушений и особенно негрубых, «малых форм» патологии на первом году жизни важно для своевременного патогенетического лечения. В этом плане большой интерес представляет методика количественной оценки уровня возрастного развития новорожденных и детей грудного возраста, предложенная Л. Т. Журбой и Е. М. Мастюковой.

Для облегчения ранней диагностики отклонений в развитии авторами разработаны скринирующие количественные оценочные таблицы, применение которых в работе с новорожденными и детьми грудного возраста (комнаты здорового ребенка детских поликлиник и др.) окажет большую помощь врачу-педиатру.

На втором году жизни продолжается интенсивное психомоторное и физическое развитие ребенка. Условные рефлексы в этом возрасте начинают формироваться быстрее. Дети подвижны, в их поведении преобладают яркие положительные эмоции, они произносят много звуков и слов, часто улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему. В первом полугодии 2-го года жизни совершенствуется ходьба, улучшаются координация движений и понимание речи, значительно увеличивается словарный запас. Во втором полугодии игра приобретает сюжетный характер, дети стремятся к играм друг с другом, начинают выполнять требования взрослых, обучаются элементарным правилам поведения.

В возрасте 4-7 лет дети приобретают относительную самостоятельность. Они получают впечатления не только от непосредственного воздействия окружающего мира, но и от прослушивания или чтения книг, рассказов взрослых. На занятиях дети усваивают сведения о природе и общественной жизни. Начинают конструировать, рисовать, лепить, петь, приобретают простейшие трудовые навыки. В тесной связи с этим находится формирование моральных качеств, элементарных эстетических восприятий, норм общественного поведения. Развивается мышление, сначала конкретно-реалистическое, а в начале школьного возраста и абстрактное. Развитие более высоких ступеней мышления завершается к 13-15 годам.

Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина, 1981.

Различают 4 этапа формирования психики ребенка.

Первый этап - моторный, характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.

Второй этап - сенсорный, продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

Третий этап - аффективный, длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.

Четвертый этап - идеаторный (12-14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.

В отдельные периоды жизни повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней. Эти периоды называются кризисными.

Выделяют 2 кризиса: в 2-3,5 года и в 12-15 лет.

В первом возрастном кризисе - парапубертатном- быстрое формирование психических и физических качеств напрягает деятельность всех жизнеобеспечиваю-щих систем. Часть болезненных состояний психической сферы берет свое начало именно в этом возрасте. Второй возрастной кризис - пубертатный-связан с перестройкой функции желез внутренней секреции, бурным ростом детей, половым метаморфозом. В этот период дети очень ранимы и требуют особого внимания.

Раннее развитие детей дошкольного возраста — мнение специалиста. Последствия переутомления. Недостатки домашнего развития. Методики и сферы раннего развития

Спорные вопросы возникают у родителей по поводу развития детей. Одна группа родителей за то, что нужно усиленно развивать малыша, а другая — оставить его в покое, пусть все идет своим чередом. Мнение первой группы — любовь и внимание самое главное для нежного возраста. Другая группа родителей «за» усердные занятия, посещение учебных детских центров, использование новомодных методик. Польза или вред — вот что беспокоит родителей.

Самые известные методики раннего развития детей

Рассмотрим три наиболее популярные методики развития ребенка.

1. Метод Марии Монтессори. Заключается в том, чтобы понять, чем интересно малышу заниматься и создать для этого все условия, предоставляя полную свободу выбора.

  • мало затрагивает развитие творческих способностей, эмоциональной сферы
  • отсутствие сюжетно-ролевых и подвижных игр, тормозящее интеллектуальное развитие

Дети занимающиеся по этой программе с трудом адаптируются в школе, детском саду, так, как привыкают к демократической атмосфере и подчиняться правилам им тяжело. Не рекомендуются такие методы для слишком стеснительных, застенчивых ребят. Методика предполагает полную самостоятельность. Застенчивые дети, если вдруг не справятся с каким-либо заданием, постесняются просить о помощи.

2. Методика семьи Никитиных. Отличается принципом условного невмешательства в жизнь ребенка. Дети делают, что хотят и сколько хотят. Обязательное условие — наличие спортивных снарядов и инвентаря в доме. Спорт наравне с другими занятиями входит в жизнь малыша с раннего возраста. Взрослые активно участвуют во всех детских играх, не ограничивая ни в чем детей.

  • маленькие дети получают недостаточно внимания
  • нет индивидуального подхода
  • творческие способности практически не развиваются

3. Методика Зайцева. Основана на чтению по слогам, созданные им кубики быстро учат чтению и счету.

  • нет должного внимания к развитию мелкой моторики
  • формируется завышенное мнение о себе

Родители сами решают какая из методик подходит их малышу. Часто преподаватели комбинируют методики, что дает хороший результат.

С чего начать развитие маленького ребенка

С момента рождения малыш начинает развиваться — прикосновение рук мамы, вкус ее молока, звуки мобиля или мамино пение колыбельной. Дополнительно родители выполняют действия для развития ребенка:

  • освобождают от одежды пальчики – быстрее развивается хватательный рефлекс
  • оставляют на какое-то время приоткрытым балкон – развивается чувство разности температур (в пределах разумного)
  • набрасывают в ванночку разноцветных игрушек, разных форм и размеров – развивается радостно-деятельное состояние

В первые месяцы побольше разговаривайте с малышом. Выкладывайте на животик, чтобы ребенок учился поднимать головку.

В период с 3 до 6 месяцев:

  • учите держать погремушку
  • помогайте переворачиваться со спинки на животик
  • способствуйте ползанию

С 6-9 месяцев:

  • показывайте на предметы и называйте их
  • побуждайте поднимать упавшие игрушки
  • делайте различные движения его ножками и ручками

От 9 месяцев до года:

  • устраивайте совместные игры с другими малышами
  • учите самостоятельно играть с игрушками
  • вводите в обиход новые развивающие игры

От года до трех лет:

  • приучайте самостоятельно держать ложку
  • научите бросать мяч двумя руками
  • выполняйте с ребенком постройки из кубиков
  • приветствуйте процесс самостоятельного одевания
  • учите держать карандаши
  • разучивайте небольшие стишки
  • приучайте лепить простые фигурки

К трем годам словарный запас ребенка в пределах 500-600 слов. Ребенок умеет играть в сюжетно-ролевые игры.

Существует 6 сфер развития:

На каждом году взросления ребенок получает развитие сразу в нескольких сферах. Особого внимания требует эмоциональная сфера развития.

Старайтесь уделять внимание всем шести сферам развития вашего малыша — залог успеха для ребенка.

Развитие детей в домашних условиях: за и против

Как известно, ребенок развивается играя, чем больше правильных игрушек, внимания со стороны взрослых, тем быстрее он познает и научится контактировать с окружающим миром. Воспитывая малыша дома, мама не всегда может уделить ему должного внимания, нет общения с другими детьми. Или наоборот, слишком усиленная опека может воспитать в нем чувство эгоизма или превосходства. Мнения на этот счет расходятся, одни считают, что только в кругу семьи, есть возможность получить правильное развитие. Другие полностью с этим не согласны.

Развитие ребенка в стенах дома приносит отличные результаты, если


Воспитывая ребенка дома, старайтесь:

Для полноценного, гармоничного развития детям мало общения только с мамой или гувернанткой. Эффективным считается развитие в небольших группах или ежедневное посещение детских учебных центров.

Сейчас родителям предоставляется возможность отдать ребенка в детский садик или в учебный центр. Существует разница между этими заведениями.


В саду ребенок проводит время не на столько насыщенно, как в развивающем центре. В детском саду действуют определенные методики развития. В учебном центре педагоги определяют к чему у ребенка есть талант, в какой сфере он наиболее развит, подберут индивидуальную программу для него, заинтересуют. Всё это проводят в игровой форме и дети не чувствуют дискомфорта. Во всех центрах есть квалифицированные психологи, которые вовремя увидят даже самые небольшие проблемы и помогут их скорректировать.


Детский садик в основном выбирают семьи, где все работают и нет возможности посещать малышу занятия в центре дошкольного развития. Отдавая ребенка в сад, необходимо пройти вакцинацию и получить справку определенного образца. Дети находятся в нем целый день: кушают, спят днем, гуляют, занимаются. Но рацион питания может не подойти, малыш не привык спать часы «тихого часа», да и занятия не всегда проходят на должном уровне. Родители не могут присутствовать ни при игре, ни при развивающих занятиях в отличие от дошкольных центрах развития.


Дошкольные развивающие центры обладают массой преимуществ, хотя цена за обучение на порядок выше, чем в детском саду.

Переутомление и каким детям не подходит раннее развитие

Множество кружков, секций, учеба в центре развития утомляет ребенка. Важно вовремя понять не переутомился ли ребенок. Симптомы переутомления:

Заметив эти симптомы родители должны обратиться за медицинской помощью.

Главное не переусердствовать в желании вырастить из ребенка гения. Не всегда отличная память — залог успеха. Если малыш склонен к переутомлению, часто болеет простудными заболеваниями, любит играть в одиночестве, немного отстает в чем-то от сверстников — методики раннего развития не для него. Дайте возможность побыть ребенком, как говорится «каждому овощу, своё время».

Изобразительная деятельность в развитии

Рисование, аппликация и лепка помогают развиваться кистям и пальцам рук. Дети получают наглядно – образное мышление.

Образовательные задачи:

  • развивать способность эмоционально воспринимать проявления эстетического в мире природы, вещей, искусства, игры, человеческих взаимоотношений, выражать свои эмоции и чувства в различных видах изобразительной деятельности, проявлять свое отношение к произведениям искусства. Очень важно для развития ребенка выбирать игрушки для детей по возрастам
  • знакомить детей с различными видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура)
  • формировать общие представления об архитектуре и декоративно — прикладное искусство, дать представление об основных жанры живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, сказочный, бытовой, анималистический)
  • знакомить с характерными особенностями и средствами выразительности разных видов изобразительного искусства
  • при создании образа учить применять разнообразные средства выразительности (цвет, форму, линии, штрихи, пропорции, композицию, пластичность, ризнофактурнисть и др.), широкий спектр материалов (карандаши, краски, фломастеры, восковые карандаши, свечи, природный материал, глину, пластилин, тесто, бумага, картон) и оборудование (кисти, ножницы, подложки, стеки, лекала, мольберты и т.д.)
  • совершенствовать технические умения и навыки создания образов
  • привлекать к использованию различных нетрадиционных техник (штамповка, рисование пальчиком, ладошками, обрыв бумаги, оригами, рисование песком и т.д.)
  • поощрять создание простых и сложных художественных образов, многофигурных сюжетных композиций с натуры, по памяти, по представлению, самостоятельного нахождения приемов изображения при интеграции различных видов изобразительной деятельности
  • воспитывать эстетический вкус и чувство гармонии
  • развивать способность к оценке эстетической ценности объектов окружающей среды, результатов изобразительной деятельности (собственной и других людей)
  • способствовать формированию устойчивых интересов к определенным видам обрзотворческой деятельности и развития творческой направленности личности

Занятия изобразительным искусством — важное средство для успешного обучения в школе.

Диагноз преждевременное половое развитие может быть поставлен в том случае, если первые признаки полового созревания появились до семи лет у девочек, и до восьми лет у мальчиков. При этом выделяют два типа заболевания: истинное и ложное. Первое характеризуется появлением половых признаков вместе с созреванием половых желез. Ложная форма недуга подразумевает наличие признаков полового созревания без развития половых желез.

Признаки преждевременного полового развития гораздо чаще встречаются у девочек. К ним относят обильную угревую сыпь в области лица, раннюю первую менструацию, интенсивный рост волов на лобке и в подмышках. Также возникает резкий запах тела, который говорит об изменения в балансе гормонов, происходит резкий рост и увеличение груди.

У мальчиков такое состояние развивается реже и характеризуется быстрым ростом тела, увеличением яичек, обильной угревой сыпью, ростом волос в подмышках, на лице и лобке, происходит огрубение голоса и возникает резкий запах тела.

В некоторых случаях во время раннего полового развития проявляются и развиваются не все перечисленные признаки, а лишь часть из них. Такая ситуация чаще всего не требует специального лечения, лишь только некоторой коррекции режима питания и контроля над психоэмоциональным состоянием. Тем не менее, ребенка стоит обязательно показать врачу.

Ранее половое развитие может начинаться по разным причинам. Чаще всего оно является определенным сигналом о каких-то нарушениях в детском организме. Выделяют несколько патологических состояний, которые приводят к преждевременному половому развитию:

Опухоли в головном или спинном мозге;
- период после перенесенной острой формы некоторых инфекционных заболеваний (менингита или менингоэнцефалита);
- аномалии в развитии головного мозга врожденного характера, гидроцефалия;
- период после лучевой терапии или химии;
- перенесенные черепно-мозговые травмы;
- ишемия (острая сосудистая недостаточность);
- генетическое заболевание Мак Кьюна-Олбрайта, характеризующееся поражением костей, приводящим к раннему остеопорозу, и нарушениями пигментации кожи;
- наследственные недуги надпочечников, при которых гормоны вырабатываются в избытке;
- болезни щитовидной железы, как наследственные, так и приобретенные;
- нарушения в работе гипофиза, которые приводят к сбою в выработке гормонов;
- различные опухоли яичек, яичников или средостенья;
- хромосомные аномалии.

Клиническая картина полностью зависит от причины, приведшей к преждевременному половому созреванию. Если патология была вызвана опухолью, врожденными аномалиями или хромосомными нарушениями, то первые признаки появляются очень рано. У девочек возникают кровянистые выделения из влагалища, которые отличаются малым количеством и нерегулярностью. Формирование вторичных половых признаков происходит куда позже.

У мальчиков вначале возникает ранняя эрекция, а после развиваются вторичные половые признаки: рост волос, развитие полового члена, некоторое нарушение пропорций тела, сопровождающееся усиленным окостенением или возникновением раннего остеопороза.

Одновременно возникают нарушения в работе центральной нервной системы. Так дети могут отставать в психическом развитии и становиться более пассивными и безынициативными. Но достаточно часто интеллектуальное развитие полностью соответствует возрасту и даже опережает его. Ребенок может стараться вести себя по-взрослому, пародируя взрослую жизнь. Иногда наблюдается и сексуальная агрессивность.
Дети могут замыкаться в себе, быстро уставать, они не внимательны и весьма агрессивны. На это может обратить внимание и учитель на уроке. Иногда возникает постоянная жажда и повышается аппетит. Дети с трудом переносят перепады температуры и жалуются на головные боли.
В некоторых случаях развивается или кахексия. Нарушения психики могут приводить к грубостям в поведении, побегам из дома и занятиям проституцией или наркомании. Как правило, дети просто не понимают того, что с ними происходит.

При ложном преждевременном половом созревании наблюдается та же клиническая картина, но при этом изменения отличаются переходящим характером и со временем регрессируют, а функциональная деятельность эндокринных желез полностью восстанавливается.

Для правильного лечения необходимо своевременно поставить диагноз и определить тип заболевания. При этом учитывают показатели веса и роста и соотносят их с возрастом. После этого проверяют уровень гормонов в крови. При подозрении на опухоль проводят компьютерную или магниторезонансную томографию. Если у ребенка присутствуют генетические нарушения, выявляют измененный ген.

М. А. ЖУКОВСКИЙ, профессор

Обычно родители знают, когда у ребенка появился первый молочный зуб и когда выпал, когда малыш начал ходить. А вот за тем, опустились ли у мальчика яички в мошонку, своевременно ли появляются у него вторичные половые признаки, родители следят не всегда.

И бывает, что лишь в школьном возрасте или еще позднее обнаруживается то или иное отклонение от нормы, тот или иной дефект, а время для его устранения уже в значительной мере упущено.

Когда ребенок рождается, у него должны быть полностью сформированы половые органы. У мальчика - половой член длиной 1,5-2 сантиметра и мошонка с двумя яичками, которые достигают примерно одного сантиметра в длину и 7-8 миллиметров в ширину. (Статья о половом развитии девочки опубликована в № 10 за 1979 год.)

В первые четыре года жизни мальчика величина яичек практически не меняется. В последующем они постепенно увеличиваются, причем особенно заметно с 9-11 лет, когда мальчик вступает в фазу полового созревания.

Примерно в 14-15 лет яички опускаются на дно мошонки, которая к этому времени теряет подкожный жир, становится складчатой и более темной в результате пигментации кожи.

К пятнадцати - восемнадцати, иногда к двадцати годам яички должны стать такими, какими они бывают у взрослого мужчины.

Одновременно с их увеличением растет и половой член. В 10 лет длина его в норме составляет 3-8 сантиметров, в 12 лет - 4,5-9 сантиметров, в 15 лет - 9-15 сантиметров и в 18 лет - 10,5-18 сантиметров.

В период полового созревания происходят и другие заметные изменения. В 11-13 лет начинается оволосение лобка. В 13-15 лет уплотняется ткань грудной железы, «ломается» голос, увеличивается гортань и образуется так называемый кадык, появляются волосы в подмышечных впадинах, покрываются пушком верхняя губа и подбородок. С 16-17 лет волосы начинают расти и на теле (спине, груди, бедрах).

Но не всегда эти процессы протекают так, как запрограммировано природой. Нам, врачам, приходится сталкиваться с различными отклонениями от нормы в половом развитии мальчиков.

Возникают они преимущественно у тех детей, матери которых перенесли во время беременности инфекционные или эндокринные заболевания, курили и употребляли алкоголь, что сопровождалось интоксикацией их организма и неблагоприятно отразилось на состоянии плода.

Причиной неправильного, ускоренного или, наоборот, замедленного развития могут стать также генетические нарушения, некоторые заболевания ребенка (в частности, эпидемический паротит, или свинка, а иногда и грипп), неправильное, ведущее к ожирению питание.

Одно из наиболее частых проявлений задержки полового развития - крипторхизм . Различают истинный крипторхизм, когда одно яичко, а иногда и оба постоянно находятся в паховом канале или брюшной полости, и ложный, когда яички то опускаются в мошонку, то поднимаются из нее в паховый канал.

Ложный крипторхизм, связанный с непроизвольным, рефлекторным сокращением мышц, поддерживающих яичко, со временем проходит сам собой и не требует лечения.

А вот истинный, который особенно часто возникает у недоношенных детей, может обернуться в будущем трагедией. Ведь нормально развиваются и функционируют яички только в мошонке, способной поддерживать наиболее благоприятную для них температуру.

У вас растет сын

Со дня рождения и до 17-18 лет продолжается формирование мужского организма: мальчик превращается в подростка, подросток - в юношу. И каждый период имеет свои специфические особенности. С какими проблемами вы можете столкнуться? >>>

Дети у компьютера

М. И. СТЕПАНОВА,
кандидат медицинских наук

Все труднее найти сферу человеческой деятельности, где бы не использовались электронно-вычислительные машины. «Нашествие» компьютеров - уже не завтрашний, а сегодняшний день. А это значит что школьник должен быть готов к тому, что помощником в его будущей профессии станет компьютер.

Для приобщения детей к электронно-вычислительной технике компьютерами сейчас оснащаются школы, дома пионеров, пионерские лагеря и даже детские сады. И в ребячьем досуге компьютерные игры занимают все больше времени.

Дети быстро преодолевают робость перед незнакомой техникой, осваивают ее даже легче, чем взрослые. А педагоги и психологи отмечают, что работа с компьютером развивает логическое мышление.

Сексуальное воспитание подростков: Руководство для родителей
  • О безопасности, несчастных случаях и умении принять решение
Половые органы

ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ - органы размножения. Различают внутренние и наружные половые органы. У мужчин к внутренним половым органам относятся две семенные железы (яички), расположенные в правой и левой половине мошонки; их функция заключается в выработке семенных телец (сперматозоидов).

Отходящий от каждого яичка семявыносящий проток поднимается в составе семенного канатика из мошонки, проходит через паховый канал в брюшную полость и спускается в малый таз под основание мочевого пузыря.

Здесь в каждый из семявыносящих протоков открывается проток семенного пузырька, также представляющий парную железу, расположенную в малом тазу под основанием мочевого пузыря.

Половое бессилие

ПОЛОВОЕ БЕССИЛИЕ, импотенция (от латинского im - отрицание и potentia - мощь, сила, способность), - нарушение половых функций с полной или частичной потерей способности мужчины к совершению полового акта.

Компоненты нормального полового акта - половое влечение, эрекция (напряжение полового органа), эякуляция (семяизвержение) и оргазм (сладострастное ощущение), взаимно связанные между собой при нормальной половой функции, могут раздельно подвергаться нарушению при патологии половой жизни.

Половые извращения

ПОЛОВЫЕ ИЗВРАЩЕНИЯ - разнообразная по своим проявлениям группа расстройств, при которых половое удовлетворение вызывается источником, не вызывающим у здорового человека полового возбуждения и удовлетворения.

Половые извращения не относятся к врожденным заболеваниям; в их формировании решающую роль играют условия жизни и воспитания, в частности в юношеском возрасте.

В основе половых извращений обычно лежат случайное образование и последующее закрепление условного рефлекса.

Находясь же в паховом канале или брюшной полости, где более высокая, чем в мошонке, температура, они перегреваются. А это чревато перерождением тканей яичек.

Крипторхизм, особенно двусторонний, влечет за собой бесплодие. Поэтому очень важно как можно раньше выявить этот порок развития и сделать то, чего не сделала природа - низвести яички в мошонку.

В таких случаях врачи проводят лечение гормональными препаратами, а если оно не дает эффекта, - прибегают к операции. Когда это сделано своевременно, половое развитие мальчика в последующем идет нормально.

Бывают случаи, к счастью, чрезвычайно редко, когда мальчик рождается вообще без яичек. У таких детей половой член остается маленьким, голос не «ломается», отсутствуют и другие признаки полового развития. Кроме того, нарушаются пропорции тела: верхняя часть туловища бывает удлиненной.

При врожденном отсутствии обоих яичек врачи проводят постоянное гормональное лечение. Оно дает возможность предотвратить тяжелые нарушения роста, а когда мальчик становится взрослым - позволяет вести нормальную половую жизнь. Однако иметь детей такие мужчины, естественно, не могут.

Если же отсутствует только одно яичко (такой врожденный дефект называется монорхизмом), то половое развитие мальчика проходит, как правило, нормально и он не нуждается в лечении.

Подобные дефекты обычно обнаруживаются при первом осмотре ребенка педиатром в родильном доме. Но, бывает, они остаются незамеченными. Помочь их выявить могут и должны родители. И очень важно это сделать как можно раньше!

После выписки из родильного дома и в последующие 2-3 года надо внимательно следить за половым развитием мальчика. Насторожить должны маленькие размеры, а у более старших детей и отсутствие пигментации кожи мошонки. Если вы заподозрите, что у мальчика нет одного или обоих яичек, немедленно покажите его врачу.

Бить тревогу надо и в том случае, если яички будут прощупываться как очень маленькие, мягкие, лишенные упругости горошины. Это может свидетельствовать об их врожденном недоразвитии (гипоплазии).

К сожалению, такой дефект нередко выявляют лишь в возрасте 7-8 лет, когда уже заметно отстает развитие половых органов и из-за нарушения гормональной деятельности появляется ожирение.

Если так случилось, гораздо труднее восстановить равновесие в организме. Своевременное, в раннем возрасте начатое лечение помогает ускорить рост яичек и предотвратить в дальнейшем нарушение полового развития.

Следует иметь в виду, что недоразвитие яичек бывает не только врожденным. Их рост может приостановиться либо вовсе прекратиться и в результате воспаления, возникшего в связи с заболеванием мальчика эпидемическим паротитом .

Сигнализирует о воспалительном процессе в мошонке ее покраснение и отек, а также сильная боль, которая длится обычно 5-6 дней. Старшие дети жалуются на боль, маленькие дают о ней знать, трогая мошонку руками, суча ножками.

Как следствие недоразвития яичек нередко нарушается баланс вырабатываемых организмом гормонов, что, в свою очередь, ведет к ожирению.

Среди моих пациентов был мальчик, который в 12 лет весил 65 килограммов при росте 130 сантиметров. В пятилетнем возрасте он перенес эпидемический паротит, осложнившийся тяжелым воспалением яичек, функцию которых нам, к сожалению, полностью восстановить не удалось.

Ведь только своевременно начатое гормональное лечение помогает предотвратить тяжелые поражения яичек, в результате которых может возникнуть их функциональная недостаточность.

У мальчика может наблюдаться врожденное расширение вен семенного канатика (варикоцеле). Это заболевание легко заметить: в области мошонки появляется клубок выпячивающихся сосудов. При осторожном, несильном надавливании этот клубок уходит из-под пальцев.

Устранить варикоцеле можно только хирургическим путем. И надо это сделать по возможности раньше, чтобы предупредить осложнения.

В первое время после рождения у мальчика внутренний листок крайней плоти как бы склеен с поверхностью головки полового члена. Такое состояние, называемое физиологическим фимозом , не должно внушать опасений: на втором или третьем году жизни ребенка происходит самопроизвольное отделение крайней плоти от головки полового члена. И если отделившуюся крайнюю плоть попытаться сдвинуть назад, головка обычно легко обнажается.

Однако у некоторых детей обнажению головки препятствует слишком узкое отверстие крайней плоти, то есть истинный врожденный фимоз. Крайняя плоть в таких случаях удлинена и по форме напоминает хоботок.

При истинном фимозе ребенку, как правило, требуется несложная операция - рассечение или иссечение крайней плоти. Если этого не сделать своевременно, могут развиться осложнения.

Особенно опасно медлить с операцией, если затруднен нормальный отток мочи и она изливается по каплям или тонкой струйкой. В таких случаях во время мочеиспускания ребенок ведет себя беспокойно: тужится, плачет, краснеет.

Одно из самых опасных осложнений фимоза - парафимоз . Иногда, испытывая неприятные ощущения и пытаясь как-то избавиться от них, мальчики насильственно отодвигают узкую крайнюю плоть за головку полового члена.

В результате происходит ее ущемление суженным кольцом крайней плоти, что может привести к отеку и даже омертвению тканей. В этом случае требуется экстренная медицинская помощь.

Приходится врачам сталкиваться и с преждевременным половым развитием мальчиков. Оно чаще всего связано с заболеваниями центральной нервной системы, образованием опухолей эндокринных желез и так называемым адрено-генитапьным синдромом.

Такие мальчики в первые два-три года жизни быстро растут, в 3-5 лет их рост может соответствовать росту 7-8-летнего ребенка. Но зоны костного роста закрываются раньше, чем положено: в 8-10 лет, тогда как это должно происходить лишь к 19-20 годам.

Вместе с тем интенсивно развиваются мышцы, фигура становится непропорциональной. Слишком рано (с 2-3 лет) и чрезвычайно быстро начинает расти половой член, а размеры яичек могут отставать от возрастной нормы. Преждевременно появляется и огрубение голоса.

Малейшие признаки слишком раннего полового развития мальчика должны послужить для родителей тревожным сигналом и заставить немедленно обратиться с ребенком к эндокринологу.

Своевременно начав лечение, в большинстве случаев удается задержать бурное половое развитие и добиться того, чтобы мальчик нормально рос и развивался.

Фото Г. ОБРЕЗКОВА, Магнитогорск

Резус положительные. Резус отрицательные

«Анализы показали, что у меня в крови есть резус-фактор. Скажите, это опасно для ребенка?» - в глазах беременной женщины застыли тревога и ожидание.

Нет, совсем неопасно. Напротив, это прекрасно! Ибо в данном случае никогда, никогда не возникнет резус-конфликт между матерью и тем, кого она носит под сердцем.